Уголок сенсомоторного развития в ДОУ
Всероссийский постоянно действующий ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ конкурс педагогов ДОО «Развивающая среда в ДОУ»-2021
Савельева Ирина Валерьевна
воспитатель
МБДОУ Д/С №27 «Берёзка»
Уголок сенсомоторного развития в ДОУ
Задача педагогов в детских учреждениях заключается в организации игрового места для детей, насыщении его такими предметами, игрушками, играя с которыми малыш развивает движения, учится понимать их свойства – величину, форму, а затем цвет, так как правильно подобранный дидактический материал, игрушки привлекают внимание малыша к свойствам предметов. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.
Рекламное сообщение
Игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, игра – самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников, сенсорное развитие детей педагог осуществляет через игровую деятельность. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны, учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение, развивается и познает мир. Игрушки расположены в разных местах групповой комнаты, чтобы дети не собирались большими группами и не мешали друг другу. Каждый вид игрушек и пособий хранится в определённом месте: крупный строительный материал – на полках, в ящиках, мячи – в корзинах, кукольная посуда – в детском шкафу, книги – на полке, крупные игрушки для движений – в специально выделенном углу группы и т. д. Такое хранение игрушек обеспечивает порядок в группе, помогает ребенку лучше ориентироваться. Игрушки и пособия систематически обновляются, это повышает к ним интерес и позволяет более разнообразно их использовать.
В группе создан уголок сенсомоторного развития детей. Уголок предназначен:
- для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);
- развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
- снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
- создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
- активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
- повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Назначение сенсорного уголка в группе – развитие всех видов восприятия, создание условий для реализации сенсорноперцептивных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними.
Сенсомоторный уголок используется в педагогическом процессе, как на организованных занятиях, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.
Очень важной частью развития сенсорных способностей являются «пальчиковые игры».
«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая» и другие пальчиковые игры. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Пальчиковые игры – это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости. Чем больше умеет рука, тем умнее ее обладатель. В движениях чередуется сжатие, растяжение, расслабление, прослеживается распределение тонуса в кисти и пальцах.
Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, игры-шнуровки, игры с прищепками и т д.
На основе использования игр по сенсорике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.
Уголок сенсорного развития во второй младшей группе
Кристина Куликова
Уголок сенсорного развития во второй младшей группе
Сенсорный уголок используется в воспитательно-образовательном процессе как на организованных занятиях воспитателей и педагогов дополнительного образования, так и в самостоятельной игровой, поиско-экспериментальной деятельности детей.
Задачи сенсорного уголка: Стимуляция сенсорных функций; Развитие мелкой моторики; Стимуляция двигательной активности; Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения; Создание положительно-эмоционального фона; Активизация когнитивных процессов; Повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности.
Основные принципы организации сенсомоторного уголка:
Доступность;
Безопасность;
Креативность;
Разнообразие объектов.
Актуальность сенсорного уголка в дошкольном образовательном учреждении
Детство — особый период становления органов и систем и прежде всего функции мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни.
Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами — главное назначение сенсомоторного уголка, создаваемого сегодня во многих дошкольных учреждений.
Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем технологизация современной жизни создаёт дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами.
Во II младшей группе сенсомоторный уголок можно назвать “Разноцветная мозаика”. Упражнения проводятся с помощью материалов уголка, с целью выделения цветов и оттенков в окружающем. Детям предлагается найти в природе (на участке детского сада, в группе, дома)
предметы, цвет которых соответствует предложенной цветовой карточке.
В сенсорном уголоке во II младшей группе для восприятия формы и величины и развитиямелкой моторики могут быть использованны: Набор геометрических тел для сериации по величине (Блоки Дьенеша)
;Набор плоскостных геометрических форм для сериации по величине; Чудесный мешочек с набором геометрических форм, овощей, фруктов. Пирамидки, окрашенные в основные цвета ;Стержни для нанизывания с цветными кольцами, мозаика; Объемные вкладыши, матрешки; Рамки – вкладыши, кубы с прорезями разной формы Набор для завинчивания
(коробка с крышками разного цвета и формы)
;Рамки-полотна с застежками (шнуровка, пуговицы,
«липучки»
) ;Наборы для нанизывания на леску или шнурок
(бусы, шарики, игрушки)
Панно со съемными элементами
(магнитная доска)
.
Для чего нужна сенсорная комната?
Хорошо известно, что человек воспринимает самого себя и окружающий мир посредством рецепторов, нервных волокон и отделов головного мозга, которые реагируют на свет, цвет, звуки, запахи и тактильные ощущения. Поэтому сочетание разных стимулов (например, свето-, звуко- или ароматерапии) позволяет оказывать комплексное воздействие на органы чувств человека и достигать колоссальных успехов в развитии детей всех возрастных категорий. При этом, использование разных наборов стимулов может оказывать как тонизирующий/стимулирующий эффект, так и успокаивающее/расслабляющее действие.
В зависимости от возрастной категории сенсорную комнату в детском садике можно использовать:
- в раннем возрасте (1-3 года) – для развития общей и мелкой моторики, эмоциональной сферы, тактильных ощущений, наблюдательности и внимания, а также коррекции двигательных нарушений, зрительной координации, ориентировочных реакций и обогащения пассивного и активного словарного запаса;
- в дошкольном возрасте (3-6 лет) – для развития непроизвольного и логического мышления, высших психических функций (памяти, воображения, внимания и восприятия), эмоциональной сферы, мотивации к обучению, познавательного интереса, а также обучения навыкам расслабления, повышению устойчивости к стрессовым ситуациям и психоэмоциональной разгрузки.
Отметим, что занятия в сенсорной комнате могут проводиться как в группах, так и индивидуально. В случае групповых занятий, состав группы формируется исходя из потребностей и физических/психологических/эмоциональных особенностей каждого ребенка. В зависимости от потребностей каждой группы или отдельно взятого ребенка занятия проводятся по таким направлениям, как:
- психокоррекция эмоциональной сферы и поведения – агрессия и вспыльчивость, замкнутость и неуверенность в себе, синдром дефицита внимания и пассивность, страхи и гиперактивность;
- нейропсихологическая коррекция «школьных» проблем – отсутствие учебной мотивации и познавательного интереса;
- развивающие занятия – развитие высших психических функций и эмоциональной сферы, достижение психоэмоциональной разгрузки, поддержание/восстановление психологического здоровья;
- психотерапия широкого спектра психоневрологических проблем.
Что такое сенсорная комната?
Сенсорная комната – помещение, оборудованное стимуляторами, воздействующими на органы обоняния, осязания, слуха, зрения и т.д., и направленное на развитие высших психических функций (речь, память, мышление, внимание, воображение, восприятие и т.д.), эмоциональной сферы и личностных качеств ребенка. Кроме того, подобные стимуляторы способствуют психоэмоциональной разгрузке (релаксации), восстановлению и поддержанию психологического здоровья детей.
Для оснащения сенсорной комнаты, как правило, используется такое оборудование, как:
- воздушно-пузырьковые колоны – активно используются для зрительной стимуляции, стимуляции тактильных ощущений и релаксации;
- интерактивные сенсорные панели – предназначены для звуковой и зрительной стимуляции, развития воображения, творческих способностей и фантазии, а также для выработки причинно-следственных связей и интерактивных игр;
- оптоволокно с боковым свечением – применяется для привлечения, поддержания и стимуляции внимания;
- тактильные панели – способствуют развитию фантазии
, мелкой моторики и двигательной активности, а также активации физической активности и мозговой деятельности; - развивающие и реабилитационные элементы – направлены на развитие физических навыков, мозговой деятельности, общего расслабления, тонизирования мышц и достижению психологического равновесия ребенка;
- элементы декора со световыми эффектами (подвесной потолок, потолочные модули, настенные и напольные ковры с оптоволокном, световые проекторы, флуоресцентные картины или мини-планетарии) – развивают исследовательский интерес, привлекают внимание, способствуют развитию зрительных ощущений и общему расслаблению.
Помимо этого, оснащение сенсорной комнаты практически всегда включает в себя оборудование, использующее при звуко- и ароматерапии: генераторы запахов, ионизаторы и увлажнители воздуха, музыкальные панели, аудиопроигрыватели, наборы дисков с музыкальными произведениями и т.д.
Особого уюта и атмосферы комфорта сенсорным комнатам придают необычные светильники (например, светильники «Пламя», «Плазма», «Вулкан» или соляные лампы), а также нестандартная мягкая мебель (например, пуфик-мяч, водяной матрас или кресло-кубик) и различные мягкие игровые модули: домики-трансформеры, сухие бассейны с шарами, дидактические столы, игровые ширмы, тактильные дорожки, напольные конструкторы и многое другое. Помимо своего основного предназначения – проведения игровых занятий, развития тактильных ощущений и физических способностей детей – мягкое наполнение сенсорных комнат оказывает массажный и расслабляющий эффекты, а также гарантирует безопасность развивающих занятий.