РПП среда в среднем дошкольном возрасте:
Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
Организация развивающей предметно-пространственной среды при реализации проектной деятельности
Арзамаскова Анастасия Владимировна
Организация развивающей предметно-пространственной среды при реализации проектной деятельности
Выступление на РМО
«Организация развивающей предметно-пространственной среды при реализации проектной деятельности»
Курганская область «Лесниковский детский сад №2″воспитатель: Арзамаскова А. В. 2021 год
Послушайте — и Вы забудете, посмотрите — и Вы запомните,
сделайте — и Вы поймете.
Конфуций
Работая над своей темой несколько лет, я заметила, что дети, проводя в детском саду большую часть времени, развиваются в процессе воспитания и обучения, то есть в активной, содержательной деятельности, со взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребёнка должна создаваться специальная среда, в которой он формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.
Приступая к изучению данной проблемы,поставила перед собой вопрос: «А в чем же заключается новизна темы, ее актуальность?»
А в том, что при создании грамотно
организованной развивающей предметно-пространственной среды, у детей развивается уверенность в себе, проявляется самостоятельность, инициативность, творчество.
Так же я поставила перед собой следующие цели и задачи:
Цель: разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия к требованиям Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного образования.
Задачи:
— Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках образовательной программы Дошкольного образовательного учреждения с учетом требований Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования,а именно:
— организовать предметно-пространственную развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
— создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников;
— содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-пространственной развивающей среды;
— приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта развивающая предметно-пространственная среда должна:
обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
обеспечивать реализацию различных образовательных программ.
должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной, полифункциональной, доступной, безопасной;
обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;
обеспечивать реализацию образовательной программы образовательного учреждения;
учитывать национально-культурные, климатические условия;
должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Одним из современных перспективных методов образования дошкольников, является метод проектирования, который я использую в своей работе.
Считаю, что правильно организованная развивающая предметно -пространственная среда может стать одной из важных составляющих в организации проекта.
С целью развития проектной деятельности педагоги должны:
• создавать проблемные ситуации, которые инициируют детское любопытство, стимулируют стремление к исследованию;
• быть внимательными к детским вопросам, возникающим в разных ситуациях, регулярно предлагать проектные образовательные ситуации в ответ на заданные детьми вопросы;
•поддерживать детскую автономию: предлагать детям самим выдвигать проектные решения;
• помогать детям планировать свою деятельность при выполнении своего замысла;
• в ходе обсуждения предложенных детьми проектных решений поддерживать их идеи, делая акцент на новизне каждого предложенного варианта;
• помогать детям сравнивать предложенные ими варианты решений, аргументировать выбор варианта.
Учитывая интерес детей использую изменения в развивающей среде в качестве мотивации к проекту; вместе с детьми вносим изменения в пространство группы во время реализации проекта; насыщаем развивающую предметно-пространственную среду итоговыми продуктами, полученными в ходе проекта.
В нашей группе были реализованы проекты, посвящённые ознакомлению с сезонными изменениями в природе.
В качестве мотивации к началу проекта было появление на тематической стене дерева, которое меняло свой внешний вид в соответствии с наступающим временем года. В ходе наблюдений, исследовательской деятельности и изучения примет времени года, мы дополняли наше дерево продуктами деятельности детей. Также появилась папка раскладушка с деревьями в разное время года. Дети дополняют его элементами декора, связанными с природными изменениями.
Мотивацией к проекту «Пернатые друзья»
стало появление в группе птички-синички. В ходе
реализации проекта дети закрепили знания о многообразии зимующих птиц, их характерных особенностях и повадках, узнали, как можно помочь пернатым друзьям зимой, какой корм любят птицы. Обсудили, какие кормушки нам прослужат дольше, где их лучше разместить, как будем крепить, чтобы не повредить деревья.
В группе появились птицы, созданные руками детей в технике «аппликация»
,
«оригами»
.
Ежегодно в нашем детском саду реализуются проекты, посвященные дню Великой Победы. Через экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, встречи с детьми войны дошкольники узнают о тяжелой жизни в военное время, нелегкой доле, выпавшей на плечи детей военного времени.
Ветераны показали свои медали и ордена, рассказали о том, что награды достаются только самым мужественным людям, которые совершили подвиг. Поделились воспоминаниями, как трудно и страшно на войне, и с какой радостью они встретили День Победы.
Дети в свою очередь показали ветеранам свою быстроту, ловкость, умения в спортивном мероприятии, совместно с родителями приняли участие в акции «Сирень победы», оформили уголок «Боевой славы»
, подобрали художественную литературу – рассказы, стихи, пословицы и поговорок о войне, празднике
«9 Мая»
.
Проект «Моя семья-моя гордость»
начался с появления фотографии в группе моей семьи, и моего рассказа детям о ней. Дети тоже прониклись желанием поделиться историей своей семьи, но для этого нам нужно было расширить
представление о понятии «семья»
. В процессе
развития этого проекта в нашей группе появились настольно-печатные игры на тему семьи, а также атрибуты для сюжетно-ролевых игр; пополнилась картотека для пальчиковых игр, в книжном уголке появились книги со стихами, рассказами и сказками о семье, в центре творчества появились раскраски о семье. Итогом этого проекта стало появление в группе семейных альбомов, рассматривая которые дети рассказывали о своей семье.
Активными участниками каждого проекта являются родители.Совместно с ними мы:
— изготовили поделки из природного и бросового материала.
-получили информацию, пополнили развивающую среду атрибутами, книгами, играми, костюмами.
мною была проделана следующая работа:
Подобрана методическая литература.
Собран информационный материал по вопросам работы с воспитателями.
Составлены рекомендации для воспитателей всех возрастных групп по оформлению предметно-развивающих зон.
Разработаны направления по развитию предметно-развивающей среды.
Приобретены и сделаны своими руками дидактические игры, оформлены развивающие зоны группы.
Работая над проблемой «Организация развивающей предметно-пространственной среды через проектную деятельность» определила возможные достижения детей на этапе завершения дошкольного образования.
Дети научились создавать образовательные продукты, которые можно использовать в игре, досуге, познавательной деятельности.
Повысился интерес к познанию, самооценка, умение планировать; общаться на равных со взрослыми.
У детей сформированы такие качества, как любознательность активность. самостоятельность;
Повысился интерес к познанию, самооценка, умение планировать.
Дети научились беречь свой и чужой труд.
Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность, реализуемая в детском саду, даёт детям возможность обогатить предметно-развивающую среду, а воспитателю — интегрировать воспитательно- образовательный процесс в семью и социум.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Подготовила старший воспитатель МБДОУ №10 И.В. Тищенко
Цель проекта:
- Разработка модели предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в конкретно заданных условиях группы с последующим ее формированием и доведением соответствия ФГОС.
Задачи проекта:
- Овладение педагогами новыми образовательными технологиями и методами работы с детьми в использовании предметно-пространственной среды, способствующей повышению их профессиональной компетентности.
- Создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей уважение к личности каждого ребенка, развивающей его уверенность в себе, инициативность, творческие способности, самостоятельность и ответственность, умение принимать и осуществлять перемены, мыслить, ставить и решать задачи, заботиться о людях.
Гипотеза
- Если в ДОУ создать предметно-пространственную среду, адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и ФГОС, то все это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры и развитию индивидуальности каждого ребенка.
Этапы проекта
I этап: Формирование проблемы, цели и задач проекта.
II этап: Практическая реализация проекта.
III этап: Подведение итогов. Оформление материалов проекта.
Актуальность проекта
Вопрос создания предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новыми ФГОС структуры основной общеобразовательной программы ДО.
Решение программных образовательных программ предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности, при проведении режимных моментов.
Известно, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Поэтому, педагоги испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-пространственной среды.
Организация пространственной среды в ДОУ должна строится таким образом, чтобы дать возможность развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-пространственная среда должна быть организована так, чтобы каждый ребенок мог заниматься любимым делом.
Направления инновационной методической деятельности по созданию предметно-пространственной среды.
Совершенствование качества педагогической деятельности:
- развитие ключевых профессиональных компетенций педагогов (коммуникативной, информационной, интеллектуально-педагогической как базовой) в вопросах инновационного подхода к организации предметно-пространственной среды в группе на основе реализации принципа интеграции образовательных областей;
- Подготовка педагогов к ведению проектирования и обобщению результатов работы по организации развивающих центров активности детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Совершенствование образовательного процесса — это:
- разработка и внедрение активных методов воспитания, обучения и развития детей в разнообразных формах образовательной деятельности: совместной, самостоятельной;
- организация совместной проектно-развивающей деятельности дошкольников и взрослых;
- активное включение семьи в организацию предметно-пространственной среды ДОУ;
- выработка методов психолого-педагогической диагностики и прогнозирования в образовательном процессе по оценке влияния среды на развитие личностных, интеллектуальных, физических качеств детей.
План методической работы по реализации проекта создания предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС
Работа с педагогами
Консультация: «Воспитание культуры поведения детей посредством предметно-пространственной среды» Октябрь Ст. воспитатель
Семинар: «Организация предметно-пространственной среды в ДОУ в условиях ФГОС» Ноябрь Заведующий
Ст. воспитатель
Круглый стол: «Особенности организации предметно-пространственной среды в разных возрастных группах» Январь Ст. воспитатель
Воспитатели групп
Семинар: «Интегративный подход к организации развивающих центров активности детей» Февраль Ст. воспитатель
Мониторинг развивающей среды Март Ст. воспитатель
Воспитатели групп
Практикум: «Содержание центров активности». Выход в группы Апрель Ст. воспитатель
Воспитатели групп
Организация выставок, конкурсов
Конкурс: «Организация развивающей среды в группах детского сада» Май Ст. воспитатель
Воспитатели групп
Планируемый результат для педагогов
- Повышение образовательного уровня и квалификации педагогов в вопросах инновационного подхода к созданию предметно-пространственной среды.
- Умение проектировать, представлять и защищать реализуемую модель организации предметно-пространственной среды группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы ДО, рабочей программы.
- Повышение эффективности педагогической деятельности по организации предметно-пространственной среды, выраженной образовательными (интеллектуальными, личностными, физическими качествами) и личностными достижениями детей каждой возрастной группы.
- Обобщение опыта работы по организации развивающих центров активности детей в предметно-пространственном окружении на принципах интеграции образовательных областей основной общеобразовательной программы ДО.
Планируемый результат для воспитанников
- Активно развиваются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и других видов детской деятельности.
- Проходят через закономерные стадии развития
- Обеспечены социальным взаимодействием, направленным на эмоциональное и когнитивное развитие
- Неповторимо и индивидуально развиваются каждый в своем темпе
Планируемый результат для ДОУ
- Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей
- Высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей и всего общества
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья воспитанников
- Комфортное состояние воспитанников и педагогических работников
Следующая > |