Картотека настольно — печатных игр в подготовительной группе.картотека (подготовительная группа)

Материал на конкурс «Методика игры»

Настольные игры

Авторы: Дерунова Елена и Сяина Яна, воспитатели группы «Почемучки» ГБДОУ № 16 Московского района Санкт-Петербурга.

Игровая задача определяет игровые действия и является задачей самого ребенка. В процессе игры внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий.

Цель: развитие сосредоточенности, логического мышления, внимания, способности к анализу ситуации, сообразительности, мелкой моторики рук.

Задачи: — закрепить представления о героях Фиолетового Леса, геометрических фигурах, используемых в играх; научить различать и сравнивать их между собой и правильно называть; — обогащать и развивать словарный запас детей; — вызывать желание играть в коллективе; — развивать внимание, зрительную память, наблюдательность.

Образовательные задачи в игре: — активизация и актуализация словаря к игре; — расширение и уточнение словаря по теме игра-домино, игра-лото — игра, правила, очередность в игре, игроки, базар, ход игры, очки, цвет; — совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции, образование и употребление прилагательных в сравнительной степени); — совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложно-подчиненных предложений);

Развивающие задачи: — развитие связной речи, речевого слуха, мышления, зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики. Воспитательные задачи: — формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества, умение играть по правилам, не нарушая их, а договариваясь друг с другом. Образовательные области: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, физкультурная.

Предварительная работа: знакомство с персонажами-героями «Сказочного лабиринта игры»; обсуждение их образа, характера, истории их жизни в Фиолетовом Лесу; придумывание сказочных историй про них; вспоминание сказочных ситуаций из различных игр технологии.

Домино «Сказочные герои»

Возраст детей: 3-5 лет.

Материал: карточки с рисунками героев Фиолетового Леса – 200 штук. карточки с рисунками половинок героев – 400 штук. Они разобраны более мелкими партиями.

Инструкции к игре:

1. Игра домино в обычном варианте: карточки раздаются детям по 6- 10 штук. Выбирают водящего любым способом. Дети ходят друг за другом, выставляя свои карточки на поле. При необходимости берут дополнительные карточки в «базаре». Выигрывает тот, у кого у первого закончатся карточки и их не будет в «базаре».

2. Разложить карточки друг за другом, не повторяя рисунок героя, а ставя каждый раз другой – Гео, Ворон, Лопушок, Всюсь, Долька, Гусеница Фифа и так далее. Посчитать, какая длинная получилась дорожка, если не повторять рисунки героев.

3. Построить столбики картинок, где в первом столбике первая картинка Малыш Гео. Второй столбик первая картинка – Ворон Метр. Третий столбик первая картинка – Лопушок . И так далее. При этом в первом ряду в каждом столбике ставить одинаковых героев. Например, в первом ряду у всех стоит Мишик, во втором ряду – китенок Тимошка, в третьем – Незримка Всюсь. Посчитать сколько столбиков получилось, сколько рядов в каждом столбике.

4. Задания детям – заселить домик в 5 этажей и 5 подъездов, чтобы жители не повторялись. Малыш Гео пошел в гости к своим друзьям – в первом подъезде он шел на 2 этажа наверх – к кому он пришел в гости?, по 3 этажу он пошел на 2 квартиры вправо – к кому он пришел?, оттуда он шел на …любое направление. Малыш пришел в среднюю квартиру на среднем этаже — у кого он был в гостях?. Куда он теперь может пойти (направление движения и количество этажей или квартир) – игра «Муха».

5. Выстроить таблицу из домино – 2х2, 3х3, 4х4, 5х5 и т.д., чтобы рисунки героев не повторялись. Спрашиваем у детей – кто где стоит, кто с кем дружит, кто над кем, под кем, кто соседи справа, слева, стоит между кем. Различные варианты вопросов на ориентирование на плоскости.

Наглядный материал

Визуализация — это один из главных принципов игровой деятельности и всего образовательного процесса в детском саду. Для осуществления этой работы необходимы опредёленные наглядные средства. Другими словами, для создания рисунка из мозаики нужна его схема, а для составления картинки из пазлов — цельное изображение в роли подсказки.

С опорой на визуальное восприятие информации связаны такие игры, как:

  • сюжетные или символические картинки, изображения для развития речи, усвоения азов математики, ознакомления с миром вещей и природой и т.п.;
  • пазлы (в том числе и объёмные);
  • наборы лото и домино;
  • кубики;
  • мозаики;
  • «бродилки» с фишками и игральным кубиком.

Пазлы могут быть различной формы, но важно, чтобы каждый ребёнок получил отдельный комплект

Это интересно. Простые пазлы можно сделать и своими руками. Достаточно разрезать на несколько неровных частей открытки с сюжетом, понятным всем.

Чтобы не доводить до истерик, сразу оговорите, что у каждого ребёнка будет свой набор реквизита, например, отдельный пазл. Если малыши такие игрушки видят впервые, то нужно дать им время познакомиться, а уже затем переходить к игре. Учтите, что в младших группах детям важен сам процесс складывания, так что картинка должна быть одинаковой — тогда слёз не будет. В старших группах можно давать каждому воспитаннику свой пазл, а картинки разные. Если время позволяет, то включите в игру этап обмена деталями: так малыши смогут складывать разные сюжеты, а тренировка моторики и мышления окажется более продуктивной.

Ещё один важный момент. Для некоторых игр, например, лото, домино, предполагается наличие одного комплекта на определённое количество игроков. Но в группе может быть больше детей. В этом случае стоит озаботиться приобретением не одного, а двух наборов. И делить игральные фишки (или другие материалы игры) поровну.

Видео: пример настольно-печатной игры «Противоположности» в виде пазла

Игры «Лото – Разноцветные гномы»

Материал: карточки большого поля, отличающиеся по цвету – герои-гномы : красный Кохле, оранжевый Охле, желтый – Желе, зеленый – Зеле, голубой – Геле, синий – Селе, фиолетовый – Фи, белый –Беляш, серый – Серж, черный – Черныш.

Разрезные картинки – гномы, геометрические фигуры, детали игр — 10 цветов.

1 вариант: все поля и рисунки на картинках одного размера.

Поле из 4 частей. В центре – цветной гном, сверху — круг, квадрат; снизу – треугольник, прямоугольник – когда положишь все фигуры на большое поле – рисунка гнома не видно.

Поле из 6 частей. Первый ряд – лепесток, гном, круг; второй ряд – флажок, квадрат, круг.

2 вариант: Размеры полей и карточек – большой, средний, маленький. Поставить карточки на поле в зависимости от размера рисунка и поля.

3 вариант: размер всех трех полей большой. Рисунки на них – большие, средние, маленькие.

Поле из 9 частей. Первый столбик – лепесток, флажок, черепашка; второй столбик – Ежик Единичка, красный гном Кохле, единица из палочек «Прозрачной цифры»; третий столбик – круг, треугольник, квадрат.

Объяснения: – лепесток напротив круга – потому что их форма одинаковая – круг; Флажок напротив треугольника – потому что вырез на флажке треугольной формы; Черепашка напротив квадрата – потому что ее форма, ножки, голова похожи на квадрат. Ежик Единичка и цифра 1 вместе с красным гномом Кохле – потому что красный цвет первый в радуге. Заяц Двойка и цифра 2 – вместе с оранжевым гномом Охле – потому что оранжевый цвет второй в радуге и так далее.

Инструкция к игре:

1. Заполнить все части большого поля картинками, соответствующего цвета и размера. Могут играть много человек, может 1 ребенок брать сам карточки и ставить на соответствующие места.

2. Заполнить ведущему большие поля картинками – с ошибками – не соответствует размер, цвет, фигура. Ребенок ищет, где ошибка.

3. Разложить все карточки с рисунками на стол (сначала с лото одного типа, потом большее количество картинок). Задание на классификацию – собрать и разложить друг за другом на столе всех гномов, красных, светлых, ярких, темных; все красные (синие, желтые, зеленые) карточки; все круги, квадраты, флажки; все не круглые, не синие, не большие; все цифры, все зверята-цифрята; построить башенку из картинок – внизу – большие картинки, выше – средние, еще выше – маленькие.

4. Перемена размера. Разложить к маленькому гному – большие картинки, к среднему – маленькие, к большому – средние.

5. Перемена цвета. Разложить к красному гному – синие карточки, к черному – серые, к желтому – белые. Собрать на одном поле все разноцветные рисунки.

6. Перемена свойств – цвет, размер, форма. Собрать на одном поле все рисунки, неповторяющиеся по цвету, размеру, изображению.

7. Составить поезд из вагончиков – каждый вагончик отличается от предыдущего одним из свойств (изображение, цвет, размер).

8. Все перестановки четко проговариваются ребенком, почему именно этот рисунок ты поставил — изменение свойств.

9. Два ряда клеток – по 6 (или меньше-больше) на каждом ряду. На первом ряду стоят – красный, желтый, синий, зеленый, голубой, серый гномы. На втором ряду лежат геометрические формы такого же цвета, но в другом порядке и одна клетка пустая. Гномы гуляли и потеряли свои сумочки, нашли и перепутали. Давайте им поможем взять свои сумочки, своего цвета. Переставлять фигуры можно только на свободную клетку. Гномы ждут, пока мы им поможем. Сначала выставляется фигура на пустую клетку нужного цвета, как у верхнего гнома – это получилась первая пара – на сколько клеток и в какую сторону мы её переставили? Потом опять на пустую клетку ставим фигуру соответствующего цвета как у верхнего гнома. Таким образом, все гномы поучают свои цветные сумочки.

Серия настольных дидактических игр о родном городе

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 25 «Журавушка»

Арсеньевского городского округа

Настольно-печатная дидактическая игра

«В городе Арсеньев есть …»

Автор: Ветрова Елена Павловна, воспитатель МДОБУ д\с № 25 «Журавушка»

г.Арсеньев

2018

Эту игру можно использовать в непосредственно образовательной деятельности, во время взаимодействия взрослых и детей в режимных моментах и в самостоятельной игровой деятельности.

Название игры:

«Лото «Мой город — Арсеньев»

Возраст детей

: 4-6 лет.

Игровая задача:

необходимо подобрать картинки-части к соответствующему городскому объекту.

Дидактические задачи

:

Расширять представления детей о городе, его предприятиях (Арсеньевском молоко, кинотеатре «Космос», дворце культуры «Прогресс, в котором находится цирковая студия «Веселая арена»). Продолжать воспитывать любовь к родному городу.

Развивать познавательные процессы: внимание, память, мышление и речь.

Правила игры

:

в 1-м варианте игры может участвовать 1 ребенок. Он должен разложить все предметные картинки на игровые карточки;

во 2-м варианте игры могут участвовать 4 детей (по числу игровых карточек) и ведущий. Ведущим на начальном этапе может быть воспитатель. Далее роль ведущего может выполнять ребенок. Каждому игроку раздается игровая карточка (всего 4 игровые карточки). Ведущий на начальном этапе показывает картинку, рассказывает о изображенном на нем месте или дети сами угадывают место. При повторной игре дети сами называют место, рассказывают о нем. Выигрывает игрок, который первым закрыл всю свою карточку.

Ход игры, организация детей на игру:

1. Вариант.

Знакомство с игрой.

Ребенку предлагается рассмотреть предметные картинки, которые сложены в одной кучке. Воспитатель объясняет, что приходил Волшебник «Перепут» и все перепутал и что нужно все картинки разложить по своим местам.

2. Вариант.

Знакомство с игрой.

Воспитатель предлагает детям познакомиться с новой игрой (участвуют 4 детей, остальные могут наблюдать за ходом игры). Дети рассматривают игровые карточки(поля). Педагог объясняет ребятам правила игры. Участники выбирают по желанию игровую карточку. Ведущий-педагог по одной показывает картинки. Ребенок, у которого на карточке есть этот объект, забирает картинку себе и накрывает ей поле карточки.

При повторной игре роль ведущего может исполнять победитель или определяется с помощью считалки.

Уточнение к игре:

в дальнейшем игровые карточки (поля) можно дополнить новыми карточками с новыми предприятиями, то есть тем самым расширить игру.

Используемые материалы:

Картинки, которые используются в игре, были найдены в сети Интернет в свободном доступе.

Фотография игры «В городе Арсеньеве есть…»

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 25 «Журавушка»

Арсеньевского городского округа

Настольно-печатная дидактическая игра

«Мемори»

Автор: Ветрова Елена Павловна, воспитатель МДОБУ д\с № 25 «Журавушка»

г.Арсеньев

2018

Эту игру можно использовать во время взаимодействия взрослых и детей в режимных моментах и в самостоятельной игровой деятельности.

Название игры:

«Мемори»

Возраст детей

: 5-7 лет.

Игровая задача:

отыскать парные карточки и собрать их у себя в как можно большем количестве.

Дидактические задачи

:

Расширять представления детей о городе, его достопримечательностях.

Продолжать воспитывать любовь к родному городу.

Развивать визуальную память детей, внимательность, усидчивость, образное и логическое мышление.

Подчиняться правилам игры (соблюдение очереди и др.).

Правила игры

:

Количество играющих от 2 до 6 участников, в зависимости от количества карточек.

Игра ведется двумя одинаковыми колодами карточек, на лицевой стороне которых изображены картинки.

Все карточки перед началом игры перемешиваются и раскладываются рядами лицевой стороной (картинкой) вниз. Игроки по очереди открывают (переворачивают) по 2 карточки. Если открыты одинаковые карточки, то игрок забирает их себе и открывает следующую пару карточек. Если карточки не совпадают — игрок кладёт их на прежнее место лицевой стороной вниз и право хода переходит к следующему участнику. Когда непарные карточки возвращаются на место, все играющие стараются запомнить, где какая картинка лежит.

Побеждает игрок, набравший наибольшее количество карточек.

Ход игры, организация детей на игру:

Детям предлагается рассмотреть предметные картинки, на которых изображены некоторые объекты городской среды, назвать их, рассказать о них. Далее воспитатель предлагает детям, познакомиться с новой игрой. Педагог объясняет ребятам правила игры. В первый раз, воспитатель может начать игру первым. Участник, открывший две одинаковые карточки, забирает их себе. При повторной игре первый игрок определяется считалкой.

Используемые материалы:

Картинки, которые используются в игре, были найдены в сети Интернет в свободном доступе.

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 25 «Журавушка»

Арсеньевского городского округа

Настольно-печатная дидактическая игра

Бродилка «Городской маршрут»

Автор: Ветрова Елена Павловна, воспитатель МДОБУ д\с № 25 «Журавушка»

г.Арсеньев

2018

Эту игру можно использовать во время взаимодействия взрослых и детей в режимных моментах и в самостоятельной игровой деятельности.

Название игры:

«Бродилка «Городской маршрут»

Возраст детей

: 5-7 лет.

Игровая задача:

совершить путешествие по городу, познакомиться со всеми достопримечательностями и вернуться обратно.

Дидактические задачи

:

Расширять представления детей о городе, его достопримечательностях.

Продолжать воспитывать любовь к родному городу.

Развивать познавательные процессы: внимание, мышление и речь.

Упражнять в счете.

Подчиняться правилам игры (соблюдение очереди и др.).

Оборудование:

игровое поле с дорожками, кубик для определения количества ходов и фишки разных цветов.

Правила игры

:

В игре могут участвовать от 2 до 4 игроков.

Нужно поставить фишки на «Старт — «Знак «Автобусная остановка». Игроки ходят по очереди и выполняют пошаговые действия от старта к финишу. В свой ход игрок бросает кубик и переставляет свою фишку вперед ровно на столько шагов, сколько выпало очков на кубике. Фишка игрока может проходить мимо шагов, занятых фишками других игроков или останавливаться на них.

Если фишка остановилась на круге красного цвета — игрок пропускает ход, если фишка остановилась на зеленом круге, то переходит по стрелке на другой круг.

Ход игры, организация детей на игру:

Знакомство с игрой. Воспитатель предлагает новую игру: «В нашем городе много удивительных мест, давайте совершим путешествие по нашему городу на автобусе (машине, велосипеде). Но на дороге всегда соблюдаются некоторые правила передвижения». Объясняет правила игры.

Для начала игроки должны выбрать себе цвет игровой фишки и определить, кто будет ходить первым, бросив кубик. После чего по очереди бросают кубик и передвигаются на выпавшее количество ходов.

Используемые материалы:

Картинки, которые используются в игре, были найдены в сети Интернет в свободном доступе.

Лото «Времена года»

«Зима» — голубой фон; цифры – 12 (декабрь) — Ежик Единичка и Зайка Двойка, 1 (январь) – Ежик Единичка, 2 (февраль) – Зайка Двойка; гномы Белыш, Геле, Селе, Черныш, Фи – цвета зимы; на картинке дети играют в снежки, строят снежную крепость, одеты в зимнюю одежду.

«Весна» — светло-зеленый фон; цифры – 3 (март) – Летучая Мышь Тройка, 4 (апрель) – Мышка Четверка, 5(май) – Пес Пятерка; гномы – Кохле, Охле, Желе, Геле, Зеле – цвета весны; на картинке дети собираются сажать дерево, девочка рвет цветы; тает снеговик; течет ручей; цветут деревья; к скворечнику летит птичка; дети одеты в весеннюю одежду.

«Лето» — светло-зеленый фон; цифры – 6 (июнь) – Кот Шестерка, 7 (июль) — Крокодил Семерка, 8 (август) — Обезьяна Восьмерка; гномы – Кохле, Охле, Зеле, Геле, Селе – цвета лета; дети купаются в озере, собирают цветы; мальчик ловит рыбу, девочка ловит бабочек.

«Осень» — оранжевый фон; цифры – 9 (сентябрь) — Лиса Девятка, 10 (октябрь) – Ежик Единичка и Магнолик, 11 (ноябрь) – Ежик Единичка и Ежик Единичка; гномы — Кохле, Охле, Желе, Серж, Черныш – цвета осени; на картинке дети спрятались под зонтом от дождя и идут по лужам, туча закрыла солнце, ежик несет грибы, птицы улетают, деревья желтые, оранжевые, листья падают, грибы растут.

На игровых полях изображен один и тот же пейзаж Фиолетового Леса, в разное время года и с разными героями. На разрезных картинках найти рисунки, подходящие каждому времени года.

Игровое поле «Зима» — зимний лес в снегу и сугробах, домик, Ворон Метр, волшебник Незримка Всюсь, галчонок Карчик.

Игровое поле «Весна» — на рисунке нарисована природа весеннего периода, елка зеленая, тает снег, бегут ручьи, расцвели подснежники; фигурки Малыша Гео, Мишика, девочки Дольки, Луча Владыки, Карчик сидит на крыше дома.

Игровое поле « Лето» — летний зеленый лес, все деревья в листве; на двух висят Золотые плоды; расцвели ромашки, колокольчики, летают бабочки; фигурки Кота Филимона Коттерфильда, Краб Крабыча, Гусеницы Фифы, Пчелки жужи, китенка Тимоши, Гуся Капитана, трех Лягушат.

Игровое поле «Осень» — осенний пожелтевший лес; Лопушко, Слоники Ляп-Ляп и Лип-Лип, Околесик, Крутик По, Паук Юк, Ворон Метр сидит на крыше домика.

Пазлы

Цель ребенка — собрать картинку правильно.

Задачи: — цель разрезных картинок – научить ребенка составлять целое из нескольких частей; соотносить образы частей рисунков с целостным образом реальных героев; — в процессе игры с картинками ребенок знакомится с окружающим миром, расширяет словарный запас, активизируется речь; — развивается логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, крупная и мелкая моторика, координация движений, творческое воображение, усидчивость, сосредоточенность; — способствовать развитию умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать вывод; — воспитывать терпение, желание самостоятельно собрать картинку до конца.

Инструкция: Предлагается из набора картинок собрать одно целое изображение. Ребенок должен рассказать, кто изображен и что он знает про нарисованных героев. Дать детям все картинки от всех пазлов – задание на классификацию, анализ, обобщение – разбери на группы.

Разноцветные гномы

Зверята-цифрята

Волшебники.

Летающие

Плавающие

Жители Фиолетового леса

«Кто где живет?»

Возраст детей – от 2-3 лет – легкие задания с 2-3 условиями, 4-7 лет – задания более сложные.

Задачи игры:

— развитие словесно-логического мышления — отвлеченное мышление, в ходе которого ребенок действует не с вещами и их образами, а с понятиями о них, оформленными в словах или знаках, с помощью которого устанавливаются отношения некоторого вида предметов к другому виду предметов; — с помощью словесно-логического мышления можно формировать умение рассуждать, делать выводы из этих суждений; — развивать умение сопоставлять несколько суждений; формировать и совершенствовать умения делать выводы, планировать решение задач, анализировать условия задач; — развивать у детей внимание, память, логическое мышление, наблюдательность, концентрацию внимания. Материалы и оборудование: фигурки героев Фиолетового Леса; детали игр «Фонарики», «Чудо-крестики-1», «Чудо-крестики-2», «Чудо-крестики-3», «Чудо-соты».

Предварительная работа: игры детей с развивающими играми, составление различных моделей, по образцу, по описанию, по собственному замыслу; обсуждение из каких деталей состоит каждая модель предмета, каким может быть тот или иной образ предмета; какими могут быть различные дома, из чего их можно построить, кто может в нем жить (Слон Ляп-Ляп или Гусеница Фифа) и почему.

Игровая ситуация:

Жителям Фиолетовом Лесу надоело жить в своих домиках и они решили поменяться домами. Так они менялись несколько раз и совсем запутались, где же чей домик. — Ребята, давайте поможем нашим друзьям вернуться в свой родной дом.

1 вариант. Берутся любые 2 героя (например, Малыш Гео и Ворон Метр) и любые 2 простые геометрические фигуры из игры «Фонарики» — домики из квадрата и треугольника – красный и синий. Воспитатель спрашивает детей: — Малыш Гео живет в синем домике. Где живет Ворон? (в красном домике); — маленький и большой домики. Малыш живет в большом доме, где живет Ворон? (в маленьком домике); — домики, построенные из деталей любой игры — «чудо-головоломок» – дома одинаковые по форме (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал) и размеру (большие или маленькие), но разные крыши и окна. Выбор из двух вариантов – крыша — маленькая или большая, полукруглая или треугольная, окна – два разных варианта из «Чудо-сот», «Чудо-крестиков 1, 2, 3».

Различные варианты заданий с использованием геометрических фигур разного размера, цвета, отделки (окна, крыши).

2 вариант.

Берутся 3 героя (Пчелка Жужа, Мишик, Гусеница Фифа) и 3 разных дома. Для домов выбираются разные геометрических фигуры, различные по форме и размеру: должны быть 2 разные формы и 2 размера – большой квадрат, маленький квадрат, большой треугольник.

Условие: Мишик живет в большом домике, Жужа живет в треугольнике. Где кто живет? Размышления: Мишик живет в большом доме – значит, это могут быть или большой квадрат или большой треугольник. Но, так как Жужа живет в треугольнике, то Мишик может жить только в большом квадрате. Остался маленький квадрат для Фифы.

Условия могут включать в себя отрицание – не квадрат, не большой.

Дома те же. Жужа живет не в квадрате — значит, в треугольнике. Фифа живет не в большом домике – значит, в маленьком квадрате. Мишик живет в большом квадрате.

Вариант 3.

Берутся 3 дома: 1-й и 2-й — одинаковые по форме, 3-й — другой по форме; или 2-й и 3-й — одинаковые по отделке (крыша, окна, дверь, труба на крыше), 1-й – отличается от них по отделке дома.

Условие. 1-й дом – квадрат с одиночным окном, 2-й дом – квадрат с двойным окном, 3-й – прямоугольник с одиночным окном. Мишик живет в квадратном доме; Жужа живет в квадратном доме; Жужа живет в доме с двойным окном.

Ответ. Мишик — в 1-м доме, Жужа – во 2-м, Фифа – в 3-м доме. Рисунки – различные варианты 3 домиков

Вариант 4.

Рассматриваются 4 героя и 4 дома для них. Варианты домов составляются из деталей игр.

Временной план игры

Все элементы образовательного процесса в детском саду должны быть строго хронометрированы. Только в этом случае не будет нарушений дисциплины, а вся новая информация будет восприниматься максимально эффективно. План игры состоит из 3 важных этапов:

  1. Введение — 1–2 минуты. Воспитатель объясняет или напоминает правила игры и раздаёт необходимые материалы. Если они уже заготовлены на столах, то объясняет назначение каждого.
  2. Собственно игра — 3–7 минут. Педагог помогает, направляет действия детей в случае необходимости.
  3. Подведение итогов — 1–2 минуты. На этом этапе важно похвалить каждого участника, независимо от успеха результатов его игры.

Даже игра в лото проводится под наблюдением взрослого

Пример хронометража игры «Где это можно купить?»

При изучении темы «Покупки» воспитатель объясняет малышам, в каких отделах магазина продаётся та или иная продукция. Целью этой игры является закрепление знаний малышей о различных товарах и отделах магазинов (продуктовом, хозяйственном и т.д.), развитие умения ориентироваться в окружающей обстановке, воспитывать желание помогать взрослым.

  1. Объяснение правил: дети обсуждают, где мамы покупают те или иные продукты, потом взрослый раздаёт маленькие картинки с продукцией, а на стену вешает большой плакат, на котором изображены различные отделы магазина (2 минуты).
  2. Дети раскладывают картинки по соответствующим отделам, объясняя свой выбор (2 минуты).
  3. Подведение итогов (3 минуты).

Игра «Где это можно купить?» развивает умение дошкольника ориентироваться в окружающем мире

«Перестановки»

Возраст детей – от 3-4 лет – легкие задания на 3-4 клеточках «Коврографа Ларчика», 4-7 лет – задания на 4-10 клеточках «Коврографа Ларчика».

Задачи игры: — формировать и совершенствовать умение обследовать условия задач, умение планировать решение задач, умение сознательно решать задачи до конца; — развивать внимание, память, мышление, наблюдательность, концентрацию внимания, зрительное восприятие; — развивать способность ориентироваться на плоскости – влево, вправо, вверх, вниз, вправо вверх — Павлин, вправо вниз — Пони, влево вверх — Лев, влево вниз – Лань; — развивать навыки счета – количество шагов по клеточкам, вычитать из большего меньшее число.

Материалы и оборудование: «Коврограф Ларчик», карточки цифр любого варианта (цифрята-зверята, цифры из игры «Прозрачная цифра», «Домино», набора цифр на ковролине).

Ход игры.

Вариант 1. Для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста. На «Коврографе Ларчик» в первом ряду, в каждой клеточке сверху располагаются цифры от 1 до 10 по порядку. Одной из цифр нет — 1, 2, 3, 4, 5, 6, …, 8, 9, 10. (нет 7).

На втором ряду цифры от 1 до 10 располагаются в произвольном порядке. Нет цифры той же, что и в первом ряду. 2, 5, 6, 1, 3, …., 10, 4, 8,9.(нет 7).

Задание: переставить цифры во втором ряду так, чтобы они стояли так же, как и в первом, по порядку возрастания.

Условие: ставить цифру можно только на пустое место.

Игровая ситуация: одинаковые цифры (цифрята-зверята) гуляли парами по дорожкам Ковровой Поляны, но один из них хотел побаловаться и убежал от друга, и потом заблудился. Давайте, ребята, поможем ему найти и догнать своего друга.

Вопросы к детям:

— соседи чисел на первом ряду; кто за каким числом стоит; кто перед каким-то числом; кто стоит между двумя числами; кто стоит после какого-то числа; кто стоит пятый (любой) от конца. — кто стоит на первом месте во втором ряду; кто 2-й, 3-й, 4-й и т.д; кто стоит перед 5, после 4, за 7, между 4-6 и т.д. — какая цифра справа сверху от 6 на втором ряду; слева снизу от 5 в первом ряду; любой вопрос по ориентированию — Лев, Павлин, Пони, Лань; — какой цифры не хватает в первом ряду? – 7; — какое место пустое во втором ряду? – 6 клеточка; — на каком месте стоит цифра, которую нужно сюда поставить? – цифра 6 стоит в 3 клеточке; — какую цифру мы можем поставить на свое место? – 6; — как это сделать? – передвинуть 6 на 3 клеточки вправо; — как проверить, правильно ли мы сделали? – 6-3=3 шага вправо; — какую следующую цифру мы можем поставить на свое место? Какая клеточка пустая? – цифру 3 поставить на 3 клеточку; — где сейчас стоит цифра 3? – на 5 клеточке; — как мы должны её передвинуть? — влево на 2 клеточки; — как проверить? – 5-3=2 шага влево; — какая клеточка стала пустая и какую цифру мы можем туда поставить? – в 5 клеточку можно поставить цифру 5; — где сейчас стоит 5? Как ее переставить на свое место? – цифра 5 стоит во второй клетке, переставить на 3 клетки вправо; — как проверить? – 5-2=3 шага вправо; — что будем делать дальше? – пустая 2 клетка, в нее поставить цифру 2, сейчас она стоит в 1 клетке, передвинуть ее на 1 шаг вправо, проверить 2-1=1 шаг вправо; — что делаем дальше? – пустая клетка 1, цифра 1 стоит в 4 клеточке, ее надо переставить на 3 шага влево, проверить 4-1=3 шага влево; — следующие действия? – пустая клетка 4, цифра 4 стоит в 8 клетке, ее надо переставить на 4 шага влево, проверить 8-4=4 шага влево; — что дальше? – пустая клетка 8, цифра 8 стоит в 9 клетке, нужно ее переставить на 1 шага влево, проверить 9-8=1 шага влево; — дальше? – пустая клетка 9, цифра 9 стоит в 10 клетке, надо ее передвинуть на 1 шаг вправо, проверка 10-9=1 шаг вправо; — и какая цифра последняя стоит не на своем месте? – цифра 10, она стоит в седьмой клеточке, нужно ее передвинуть вправо на 3 шага, проверка 10-7=3 шага вправо; — теперь все цифры на своих местах, в первом и втором ряду одинаково? – да; — какой цифры не хватает в обоих рядах? — 7.

Вариант 2. Начиная с 3 лет.

На «Коврографе Ларчик» в трех клеточках на первом ряду расположены две любые фигуры (могут быть: изображения геометрических фигур, предметов, букв, цифр, людей, героев «Фиолетового Леса», животных, транспорта – на любую тему, изучаемую в данный момент в группе).

Во втором ряду, под ними, в трех клеточках, расположены эти же две фигуры в другом порядке (например, в 1 ряду – квадрат, пустая клетка, круг; во 2 ряду – пустая клетка, круг, квадрат).

Задание: переставить фигуры во втором ряду так, чтобы они стояли в том же порядке, как и в первом ряду.

Условие: ставить фигуру можно только на пустое место.

Дети могут переставлять фигуры сами на «Коврографе Ларчик» по очереди; воспитатель побуждает детей проговаривать необходимые действия: какая клеточка свободная, что туда нужно поставить, где стоит нужная фигура, как можно поставить фигуру — на сколько клеточек вправо-влево её нужно передвинуть.

Для детей, успешно выполняющих разные варианты заданий, упражнений, задействуют в игре большее количество клеточек – 4, 5, 6 и до 10.

Вся группа детей на своих «Миниларчиках» выполняет ту же работу, что и на «Коврографе Ларчик». Можно сначала попросить детей самостоятельно переставить фигуры на своих ковриках. Потом проверить, как получилось, на Коврографе, каждый раз ребенок должен проговаривать свои действия – какая клеточка пустая, какую фигуру нужно туда поставить, где находится эта фигура, как ее переставить на пустую клеточку.

Варианты решения задач могут быть у каждого ребенка разные, в зависимости от расстановки фигур. Когда дети справляются с легкими заданиями на 3-х клеточках, увеличиваем количество клеточек от 4 до 10.

7. Игры настольно-печатные

  • Веселый карандаш
  • Волшебные палочки
  • Крестики-нолики
  • Морской бой (1-й вариант)
  • Морской бой (2-й вариант)
  • Настольно-печатные игры – это особая категория игр, которые в отличие от остальных требуют от участников не только внимания, логического мышления, быстроты реакции и наблюдательности, но и определенных умений пользования карандашом или ручкой. Игра заставляет ребенка сначала подумать и только потом рисовать определенные предметы на листе бумаги, так как стереть рисунок потом будет затруднительно.

    Настольно-печатные игры довольно сложны, поэтому дети способны научиться играть в них только с 5-6-летнего возраста. Но, несмотря на это, они очень интересны и воспринимаются малышами всегда с удовольствием.

    Цель игры:

    развивать внимание, наблюдательность, память, умение быстро находить изменения и недостающие элементы в предмете.

    Оборудование:

    листки чистой бумаги, желательно в клеточку, карандаши красного и синего цвета для каждого участника игры.

    Возраст

    : 5–6 лет.

    Ход игры:

    дети рассаживаются за столики парами, получают листки чистой бумаги и внимательно слушают правила игры, которые заключаются в том, что необходимо давать напарнику указания по поводу рисования той или иной линии (например, вести вправо, а сейчас – вверх).

    После этого на листе у каждого остается определенная ломаная линия, выполненная красным карандашом. Теперь участник, который давал команды своему напарнику, сам берет карандаш синего цвета и на своем листе бумаги начинает повторять уже имеющийся рисунок. Особым правилом является то, что длина линий, из которых строится ломаная, должна быть примерно одинаковой.

    Следующим этапом участники, игравшие парами, меняются ролями, и теперь другой ребенок дает указания, которые надо выполнять. При этом дети не только повторяют такие понятия, как «вверх», «вниз», «вправо», «влево», но и учатся повторять рисунок на другом листе самостоятельно, что требует определенного внимания и умения ориентироваться на плоскости.

    Цель игры:

    научить детей группировать предметы по их свойствам и принадлежностям к той или иной категории, совершенствовать способность к обобщению, развивать память, внимание, логическое мышление.

    Оборудование:

    10–15 счетных палочек, карандаш, ластик и лист белой бумаги.

    Возраст

    : 5–6 лет.

    Ход игры:

    воспитатель предлагает детям следующее задание: необходимо сложить из подготовленных палочек определенную фигуру, например треугольник или прямоугольник. Затем он спрашивает, сколько палочек потребовалось для этого.

    Когда ребята ответят на поставленный вопрос, следует предложить им нарисовать на листе бумаги такую же фигуру, причем она должна быть примерно такого же размера. Если для ребят еще сложно выполнить подобное задание, то на помощь может прийти линейка, пользоваться которой они обычно уже умеют.

    Также можно предложить собрать из счетных палочек квадрат, попросить детей назвать его отличительные признаки и показать, как можно при помощи только одной палочки превратить его в 2 треугольника.

    Когда ребята выполнят и это задание, необходимо проследить, чтобы они правильно перенесли данные фигуры на листки бумаги при помощи карандаша. Во время проведения занятия следует особое внимание уделить правилам пользования карандашом и ластиком, показать, как правильно пользоваться линейкой, чтобы линии получались ровными.

    Цель игры:

    разввать внимание, память, умение сосредотачиваться на определенном предмете довольно длительное время, обучить ребят различать такие понятия, как «по диагонали», «вертикально», «горизонтально», систематизировать знания, полученные ранее.

    Оборудование:

    листы бумаги для каждого участника, карандаши или ручки.

    Возраст

    : 6–7 лет.

    Ход игры:

    руководитель предлагает ребятам научиться играть в очень интересную игру и начинает объяснять правила, которые заключаются в том, что необходимо выстроить ряд крестиков или ноликов по диагонали, по вертикали или по горизонтали.

    Но сначала следует объяснить значение данных слов, так как не все дети могут быть с ними знакомы.

    Следующим этапом воспитатель показывает, как следует чертить игровое поле, чтобы оно состояло из 9 квадратов. Только потом можно начинать объяснение самой игры. Для этого желательно разделить группу детей на 2 команды, одна из которой будет «ноликом», а другая – «крестиком».

    Затем руководитель показывает, как могут располагаться крестики или нолики в игровом поле, и какая комбинация оказывается выигрышной.

    Это лучше делать на доске, чтобы ребята могли все хорошо видеть.

    Когда ребята хорошо усвоят правила игры, можно сыграть всей группой несколько раз и только после этого предложить детям самостоятельно поиграть в парах. Но во время одиночной игры воспитатель должен постоянно контролировать всех и помогать в случае необходимости.

    Летом, если у ребят есть мелки и ровный асфальт на игровой площадке, игру можно организовывать и на улице.

    Цель игры:

    развивать память, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, умение находить небольшие изменения, которые произошли с предметами, развивать речь детей, активизировать словарный запас ребят и обучить правильному построению предложений.

    Оборудование:

    чистые листы бумаги в клеточку и с нарисованными игровыми полями, ручки или карандаши, большой образец игрового поля, прикрепленный к магнитной доске.

    Возраст

    : 6–7 лет.

    Ход игры:

    воспитатель предлагает детям разделиться на небольшие группы по 4–5 человек. Каждой из них он раздает по листку бумаги с начерченными на них игровыми полями 10 х 10 см, состоящими из 100 клеток.

    Затем руководитель объясняет, для чего нужны цифры от 1 до 10, расположенные по вертикали слева или справа от игрового поля, а также какую роль выполняют буквы, написанные сверху над каждой клеткой от А до К.

    Только теперь дети начинают с помощью воспитателя располагать корабли на поле таким образом, чтобы они не соприкасались друг с другом. Их должно быть: однопалубных – 4 штуки, двухпалубных – 3, трехпалубных – 2 и четырехпалубных – 1.

    Корабли могут располагаться как угодно, главное, чтобы они находились в черте поля.

    Теперь можно приступать к игре, в которой участвуют два участника или две команды. Правила игры заключаются в том, чтобы как можно скорее определить месторасположение кораблей и попасть в них снарядом, который летит строго по указанному маршруту, например А-5 или В-10.

    Если игрок попал в корабль, но остались еще целые палубы, то другой отвечает, что корабль ранен. Когда же все палубы подбиты, то корабль считается убитым.

    Если игрок попал, то он имеет право еще на один ход, но если же он стрелял мимо, то передает ход противнику. В игре побеждает тот участник, который сможет раньше противника «потопить» все корабли.

    Цель игры:

    развивать память, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, умение находить небольшие изменения, которые произошли с предметами. развивать речь детей, активизировать словарный запас ребят и обучить правильному построению предложений.

    Оборудование:

    чистые листы бумаги в клеточку, ручки синего и красного цвета.

    Возраст

    : 6–7 лет.

    Ход игры:

    воспитатель предлагает детям разделиться на группы по 2–4 человека.

    После этого следует взять листки бумаги и сложить их пополам, чтобы уголки совпали друг с другом. Следует развернуть лист и хаотично разместить на каждой половине по 10 небольших кораблей в виде лодочек (около 1 см в длину).

    Одна сторона будет являться своим полем, а другая – полем противника.

    Теперь можно приступать к атаке. Для этого ребенок должен разместить мину (нарисовать небольшой кружочек и хорошо закрасить его) таким образом, чтобы она располагалась точно противоположно одному из кораблей противника.

    Затем листок опять сворачивается и тот же ребенок старается зачертить мину с обратной стороны, чтобы на поле противника остался след от пасты.

    Если этот след накладывается на один из кораблей, то он считается погибшим и зачеркивается. Значит, малыш получает право повторного хода.

    Но если мина не попадает в корабль, то ход переходит сопернику.

    Существуют особые правила игры, которые заключаются в том, что нельзя рисовать мину на своем корабле. Если это произойдет, то он считается убитым.

    В игре побеждает тот участник, который первым сможет вычислить все корабли противника.

    Оглавление

Дидактические игры по ПДД

Цель: — закрепление знаний детей о различных видах транспорта (легковом, грузовом, пассажирском); знаках дорожного движения;

Задачи: Обучающие: 1. Формировать представления детей о различных видах транспорта. 2. Закреплять знания о сенсорных эталонах цвета. 3. Упражнять в различении предметов по форме и величине. 4. Ознакомление детей с графическим изображением букв алфавита. 5. Расширение словарного запаса. 6. Подготовка ребёнка к чтению; выучить буквы, научиться читать по слогам; запомнить последовательность букв алфавита; 7. Запомнить эмблемы и названия машин. 8. Закреплять знания о знаках дорожного движения.

Развивающие: 1. Развивать концентрацию внимания. 2. Развивать наглядно-образное мышление. 3. Развивать способность объединять предметы на основании определенных признаков (классификация).

Воспитательные: 1. Стимулировать у детей способность договариваться друг с другом о предстоящей совместной деятельности 2. Воспитывать интерес к правилам поведения на дороге.

Цели и задачи настольно-печатных игр

Разновидность основной деятельности дошкольников, направленной на аналитический подход в решении игровой ситуации, представленной в форме наглядного пособия, называется настольно-печатной игрой.

К таким играм относятся:

  • мозаики;
  • дидактические игры в картинках (например, набор предметов для игры «Третий лишний»);
  • складные кубики (в которых общее изображение складывается путём переворачивания граней каждого кубика);
  • пазлы;
  • лото;
  • домино;
  • шашки и др.

Настольно-печатные игры — важная часть предметно-развивающей среды в детском саду

Целями введения настольно-печатных игр в образовательный процесс являются:

  • закрепление или отработка полученных знаний;
  • развитие процессов мышления, внимания, памяти, воображения и речи;
  • тренировка усидчивости, дисциплинированности и умения доводить начатое дело до конца;
  • воспитание уступчивости, толерантного отношения к партнёрам, а также умения сотрудничать.

Для реализации поставленных целей необходимо систематически решать следующие задачи:

  • закреплять знания о предметах, их назначении, видовых различиях;
  • учить дошкольников обобщать предметы по существенным признакам и выявлять взаимосвязи между ними, а также составлять из частей целое;
  • выявлять интересы детей (например, составление коллективных картин из деталей мозаики, складывание пазлов на ту или иную тему и пр.);
  • вырабатывать умение играть микрогруппами (дети играют парами, в тройках, но если в группе много участников, им становится сложно определиться со своей ролью в коллективе — начинаются выяснения отношений и ссоры);
  • формировать навык выбора партнёров по игре (по темпераменту, по настроению и т. д., а не только по внешности);
  • методически грамотно выстраивать систему взаимодействия ребят (воспитатель исполняет роль направляющего игровой процесс, но не руководителя);
  • поощрять самостоятельность малышей.

Это интересно. Учёные доказали, что устройство мозга человека в детском возрасте позволяет ничего не забыть, а отложить в своеобразный «портфель». Со временем все проигранные ситуации закрепятся, усвоятся и войдут в привычку поведения малыша.

«Найди машине свой гараж»

Материал: 14 гаражей — 7 основных цветов, на определенном цвете своя марка автомобиля; Силуэты машин разного цвета и эмблемой марки автомобиля.

Методическое руководство:

Игровое задание: Найти каждому транспортному средству свой гараж.

Правила игры: Ребенок берет машинку, необходимо назвать марку автомобиля и определить его цвет, а затем подобрать соответствующий гараж.

Ход игры:

Воспитатель: Вариант первый Посмотри-ка что случилось, все машинки заблудились. Машинкам скорей ты помоги, и в нужный гараж их отвези. Воспитатель: Вариант второй Здесь не простые, а цветные гаражи. Машинку нужного цвета возьми И в нужный гараж ты ее отвези. (дети подбирают машинку соответственно цвету гаража) Воспитатель: Вариант третий И так, внимательно ты посмотри Чем отличаются здесь гаражи? Большой и маленький гараж Ответ, конечно же, мне дашь. Машинку нужного размера подбери, И в нужный гараж ты ее отвези. (дети подбирают машинку соответственно величине гаража) Воспитатель: Вариант четвертый Малыш, теперь ты посмотри Такие разные здесь гаражи. В каждом своя машинка живет, Смотри на картинку и смело вперед! (дети подбирают машинку соответственно форме). Следует отметить, что яркие силуэты машин привлекают внимание детей. Они с удовольствием отправляют машинки в гараж, называя их, определяя марку автомобиля и цвет. Как игровые карты, так и силуэты машин достаточно практичные и прочные, что позволяет воспитателю не беспокоиться о безопасности малышей и поломке игры. Игра может быть использована для групповых занятий с детьми. Но особо хороша игра для индивидуальных занятий с детьми.

Таблица: особенности выбора игр для детей разного возраста

Возраст/группаОсобенности развитияИгрыПримерыВремяПримечания
2–2,5 (первая младшая)Игры должны быть с сюжетными картинками
  • кубики;
  • пазлы;
  • цветные картинки;
  • мозаика;
  • дидактические игры.
  • «Третий лишний»;
  • «Угадай дерево» (сравнить и выявить различия между двумя/тремя предметами);
  • «Кто что ест» (описать овощи/фрукты, изображённые на картинке) и т. д.
До 5 минутЕсли режим позволяет (есть время до сна или до еды), то хорошо бы сменить эту деятельность более активной
3–4 (вторая младшая)Интерес к играм в парах
  • складные кубики;
  • мозаика;
  • пазлы;
  • разноцветное домино;
  • геометрическое лото.
  • «Чьи детки?» (закрепить знания о домашних животных и их детенышах);
  • «Сложи квадрат»;
  • «Садовник» (ведущий выбирает садовника, который смотрит на картинку и, не называя, описывает овощ/фрукт).
7 минутРабота направлена на развитие речи
4–5 лет (средняя)Работа в микрогруппах (3–4 человека)
  • дидактические игры с картинками;
  • кубики;
  • пазлы;
  • лото (с картинками);
  • домино (с картинками);
  • шашки;
  • бродилки.
  • «Четвёртый лишний»;
  • «Сложи узор»;
  • «Поможем кукле» (закрепить знания о предметах и их предназначении);
  • «Где это можно купить?» (на большие карточки с магазинами дети кладут картинки с изображением продуктов).
7–8 минут
5–6 лет (старшая)Осознанное участие в командных играх
  • дидактические игры (например, парные картинки);
  • кубики;
  • лото;
  • домино (с картинками и цифрами);
  • шашки;
  • бродилки.
  • «С какого дерева листок» (дети берут карточку с изображением листочка и определяют, с какого дерева он слетел);
  • «Летит, плывёт, едет» (закрепить знания о видах транспорта: наземном, воздушном, водном).
10 минутСовмещение физической активности взрослого и ребёнка
6–7 лет (подготовительная)Нетерпимость по отношению к помощи взрослого
  • дидактические игры;
  • лото (с картинками, цифрами и буквами);
  • домино (классическое);
  • шашки;
  • бродилки;
  • шахматы (если программой предполагаются занятия этим видом спорта).
  • «Шиворот-навыворот» (подбор противоположных понятий, например, ведущий выкладывает картинку с осенью — дети описывают весну и пр.);
  • «Кому что нужно для работы?» (закрепить знания об орудиях труда, воспитывать интерес к труду взрослых).
10–12 минутДети учатся комментировать свои действия при высокой самостоятельности выполнения заданий

Дидактическая игра «Сложи квадрат» воспитывает в детях терпение и настойчивость

«Автомобильная азбука»

Алфавит незаметно и естественно войдёт в жизнь каждого ребёнка, начинающего знакомиться с письменной речью. Заинтересованность — главный принцип, заложенный в основу данной настольной игры. Ведь в наше время очень сложно детей чем — то удивить! С помощью игры, можно помочь ребенку подготовиться к обучению в школе или сделать первые школьные шаги легкими, закрепляя полученные знания дома, в игре, развить воображение, находчивость. «От узнавания к действию»- так можно обозначить весь спектр действий ребенка с игровым материалом. Чтобы избежать многих школьных трудностей, необходимо как можно раньше научить ребенка слышать, узнавать и различать звуки родного языка.

Материал: — 4 игровых дорожки с изображением букв; — картонные карточки букв и эмблем автомобилей. — фишки и кубики.

Цели игры: — Ознакомление детей с графическим изображением букв алфавита. — Расширение словарного запаса. — Подготовка ребёнка к чтению. — Выучить буквы, научиться читать по слогам; — Запомнить последовательность букв алфавита; — Запомнить эмблемы и названия машин. — Развитие связной речи, памяти и внимания, воображения и находчивости.

Правила игры:

Первый вариант: Изучаем буквы и эмблемы машин. Перед началом дети совместно с воспитателем (родителями) знакомятся с основными правилами, рассматривают игровые дорожки и изучают их. Затем рядом с полем следует разложить игровые карточки картинками вверх (буква и эмблема марки автомобиля). Из предложенных карточек выбираем карточку с буквой и накладываем её на игровую дорожку, соответственно букве (или эмблему).

Второй вариант: Участник бросает кубик, отсчитав нужный ход, ставит свою фишку (или машинку) на выбранную букву, затем выбирает подходящую карточку с эмблемой марки автомобиля или букву. Ответив неправильно, ребёнок пропускает ход. Выигрывает тот, кто первым пройдёт весь маршрут. Выставив машинки на старт, соперники, поочерёдно бросают два кубика (один обычный, другой в цвете светофора), и, в зависимости от показаний светофора, перемещаются по дороге. Зелёный свет, по традиции, разрешает движение, жёлтый – предписывает перебросить кубик, красный – пропуск хода.

Третий вариант: Найди пару. Из предложенных карточек, нужно подобрать пару. В помощь детям карточки с буквой и эмблемой машины одинаковы. Например: Н – Ниссан, О – Опель, А – Ауди.

Четвертый вариант: Составь слово. Составлять слова можно разными способами: • Из одних только букв; — (СОН) • Из одних только эмблем машин; — (Сузуки, Опель, Ниссан) • Смешанный – (вверху буквы, внизу марки автомобилей)

Настольные игры для детей 3-4 лет (средняя группа)

В возрасте с 3-х лет ребенок уже активно общается с окружающими его сверстниками и в силах совместно с ними что-то изучать и открывать. На данном этапе настольные игры для детей 3-4 лет могут приобретать новые правила, а педагог выступает в роли арбитра на «поле». Совместное занятие призвано развивать чувство справедливости — малыши учатся радоваться не только личной победе, но и успехам сверстников. Девочка с удовольствием примется увлеченно играть в одевалки, будь то бумажные героини с различными самодельными нарядами или объемные куклы. Одевалками можно увлечь не только ради разнообразия досуга, но и ради понимания принципа и алгоритма одевания одежды. Мальчик прекрасно справится с не самым сложным конструктором.

Те настольные игры для детей 3-4 лет, которые были успешно приняты детьми в младшей группе садика, могут быть немного усложнены для средней. Например, в качестве задачи, поставленной перед ребенком, будет не просто назвать предмет на картинке, а дать ему разностороннюю характеристику (цвет, особенности, назначение). Развивайте речь детей, предлагая развернуто отвечать на вопросы, применять мимику, выговаривать отдельные звуки.

«Мой дом» Детям предлагаются отдельные части дома (дверь, окна, труба, лестница) или комнаты (диван, люстра, картина, холодильник), которые необходимо собрать в одну конструкцию. При этом каждая добавленная деталь должна быть озвучена и аргументирована. 4-летний малыш может сделать расстановку на примере собственной квартиры.
«Лото» Детям раздаются карточки с различными изображениями. Из общей коробки воспитатель (или кто-то из ребят) достает по одной фишке и называет то, что изображено на ней. Малыши должны внимательно изучить карточки на предмет соответствия. Кто быстрее заполнит свою карточку правильно, тот и победил.
«Кубики» Необходимо составить картинки, сопоставляя все стороны имеющихся кубиков. Это усложненные пазлы.

«Дорожный алфавит»

Инструкция: — закрыть все поля большой карты соответствующими картинками со знаками дорожного движения; — назвать букву большого поля и что обозначает соответствующий знак дорожного движения; — игра на ориентирование на плоскости: какая буква (знак) стоит на 1 ряду в 3 клетке, на 5 ряду в 5 клетке, под буквой Б, над буквой О, справа от буквы Л, между П и С, и так далее; — игра «Муха» — машина ехала по городу – от Автомобильной заправки она поехала к Жилым домам – как? 2 клетки направо и 1 клетку вниз; дальше она поехала по Круговому движению на парковку – как? 1 клетка вниз и 1 клетка налево, вниз на 1 клетку; — какие знаки нарисованы красным цветом – почему? – запрещающие. Какие знаки нарисованы синим цветом – почему? – информационные. Найди круглые, треугольные, прямоугольные, квадратные знаки и расскажи, где они расположены; — какие буквы нарисованы красным цветом, какие синим, какие зеленым? Где они расположены; — игра-ходилка: старт на букве А, бросаем кубик по очереди, ходим и называем букву и знак на который попала фишка (маленькая машинка). Договориться в каком направлении будем ходить на нижних рядах (как змейка – зигзагом или всегда начиная с первой слева клетки). При попадании на красную букву нужно пропустить ход. Кто не знает название знака или букву – или пропускает ход или возвращается назад, на предыдущую клетку.

«Автомобильная азбука» и «Учим алфавит»

Инструкция: — все карточки с рисунками машин разложить на большом поле игры, называя буквы и марку машины; — какого цвета буквы, какого цвета машины; где расположены; — найди похожие машины по форме; — в «Автомобильной азбуке» — ориентирование на плоскости – где расположены – под…, над…, между…, слева-справа,; игра «Муха» — перемещение вниз-вверх-вправо-влево на определенное количество клеток; — в «Учим алфавит» — ориентирование на плоскости – где расположены, по отношению к другим картинкам;

«Эмблемы и марки машин»

Материал: большое поле, на котором изображены эмблемы и названия машин на английском и русском языке.

Инструкция: — разложить маленькие карточки с эмблемами машин на большое поле на соответствующее место; назвать при этом марку машины, если получится – описать как она выглядит (круг, овал, с буквами, со стрелочками и пр.); — игра-ходилка: бросаем кубик и ходим от определенной клеточки по договоренности с ряда на ряд, называем марку машины; — задания на ориентирование на плоскости: где расположены, внизу-вверху-справа-слева, под, над, между, слева, справа от конкретной модели; — описать какого цвета эмблемы и что на них изображено; — найти по памяти модели машин из игры «Автомобильная азбука» и «Учим алфавит» и объединить их с эмблемами.

Картотека настольно-печатных игр в детском саду

Картотека готовых игр группируется в соответствии с возрастом детей, что находит своё отражение и в решаемых задачах, и в содержании игры.

Первая младшая группа

Для этой категории малышей уместно использование материалов, предполагающих складывание цельных картинок из отдельных кусочков, обычно их чётное количество (от 4 до 6). Кроме того, нужно использовать мозаики, которые развивают мелкую моторику. В этом виде игр используется складывание картинок на основе шаблона.

Мозаика «Сложи картинку» развивает мелкую моторику малышей

Ещё один важный нюанс, касающийся методики проведения игры: поначалу малыши выполняют задание сами с помощью взрослого, затем без ассистента. Последним, самым сложным этапом работы может быть складывание картинок на скорость, но без соревновательного момента. Парные или коллективные игры на занятиях не вводятся, у каждого участника должен быть свой комплект материалов, чтобы исключить возможность ссоры.

«Кто спрятался в кубиках?»

  • познакомить детей с основными представителями домашних и диких зверей; развивать навык складывания элементов в единый сюжет;
  • повышать познавательную мотивацию.

Инструкция:

  1. «Ребята, перед вами картинка с изображением животного, но она распалась на 4 части. Рассмотрите их». Примечание: если дети выполняют такое задание не первый раз, то можно попросить назвать те части тела, которые есть на гранях кубика.
  2. «А теперь попробуйте сложить зверушку. Для этого найдите кубик, на котором изображена голова, и к нему приставьте остальные».
  3. Вместе с детьми называем получившееся животное.

Мозаика, геометрические фигуры

  • закрепить знание основных геометрических фигур (квадрата, круга, треугольника, овала);
  • помочь малышам научиться соотносить словесный образ с изображением;
  • развивать внимание, память;
  • воспитывать настойчивость в работе.

Инструкция:

  1. Дети получают набор геометрических фигур и основу (картонную или деревянную, пластиковую) с углублениями. «Ребята, назовите фигуры, соответствующие каждому углублению».
  2. «А теперь найдите среди своих фигур те, что подходят под форму на основе».

В первой младшей группе дети играют не вместе, а рядом

Вторая младшая группа

Кроме методических тонкостей, характерных для первой младшей группы, добавляется элемент командной игры.

Домино «Животные»

  • закрепить знания детей о домашних или диких животных;
  • научить соотносить зрительный и слуховой образ слова;
  • развивать внимание, речь;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Инструкция:

  1. Каждый малыш получает по 4–5 костяшек.
  2. Воспитатель кладёт первую кость.
  3. Малыши по очереди приставляют подходящие картинки животных.

На этом этапе можно давать задания для выполнения в парах.

Во второй младшей группе можно понемногу вводить элементы работы в парах

«Третий лишний» (тема «Посуда»)

  • научить детей отделять лишний элемент от объединённых каким-то признаком;
  • развивать логическое мышление;
  • воспитывать терпение.

Инструкция:

  1. Дети получают по 3 картинки.
  2. «Ребята, посмотрите на картинки, назовите предметы».
  3. «Какой элемент и почему лишний?»

Средняя группа

В работе с этой возрастной группой акцент делается на развитии речи.

Поэтому все игры подразумевают детальный комментарий по ходу.

«Какое время года?»

  • закрепить знания малышей о временах года и определяющих их признаках;
  • развивать речь, логическое мышление.

Инструкция:

  1. Воспитатель раздаёт детям по 2–3 картинки с изображением характерных примет того или иного времени года (например, дети лепят снеговика, деревья в снегу, дворник расчищает дорожки).
  2. «Ребята, не показывайте никому свои картинки. Мы будем отгадывать то, что на них изображено». Обращаясь к малышу, просит описать его то, что нарисовано на первой карточке.
  3. Кто угадал, называет время года.
  4. Тот, кто загадывал, показывает картинку, чтобы убедиться, что сезон угадан верно.

Игра «Какое время года?» развивает логическое мышление и речевые способности ребёнка

«Парные картинки»

  • тренироваться находить сходства и различия между двумя картинками, научить отбирать одинаковые;
  • воспитывать умение выполнять правила игры.

Инструкция:

  1. Учитель берёт 2 картинки, на которых изображены одинаковые предметы. Спрашивает что это, а также даёт добавочную информацию (они одинаковые).
  2. Затем педагог раздаёт детям по 6 карточек и просит найти пары.

В игре «Парные картинки» развивается способность объединять предметы на основании определённых признаков

Для усложнения можно выставить картинки в столбик, раздать малышам по набору из 3–4 карточек и попросить найти для своих пары в общем столбике.

Старшая группа

Отличительной особенностью работы с детьми этого возраста является то, что малышей нужно научить сопоставлять предметы по объединяющему признаку.

«Цифры»

  • обучить порядковому счёту от 1 до 10;
  • научиться сопоставлять цифру с количеством объектов на картинке;
  • тренировать произвольное внимание, воспитывать терпение.

Инструкция:

  1. Дети получают по 2–3 центральных блока с изображениями цифр и 10 фигурных карточек с изображениями предметов в количестве от 1 до 10.
  2. Малыши должны соединить центральный блок с подходящими фигурными, чтобы получился цельный круг.

Игра «Цифры» тренирует навыки счёта и произвольное внимание

Подготовительная группа

«Что нужно врачу?»

  • обобщить знания детей о профессиях и расширить знания о назначении тех или иных предметов, связанных с работой;
  • развивать мелкую моторику, речь, умение логично строить высказывания.

Инструкция:

  1. На столе лежат разрезанные картинки (например, орудия труда).
  2. Дети собирают целые эпизоды.
  3. Объясняют предназначение полученных изображений.

«Когда это бывает?»

  • закрепить представления детей о временах суток;
  • воспитывать терпение и внимание.

Инструкция:

  1. Ребёнок получает набор картинок с изображением сюжетов, относящихся к разным временам суток.
  2. Дети по очереди называют, что это за время и описывают свою картинку (например, «Это утро, потому что мы делаем зарядку»).

Игра «Когда это бывает?» закрепляет представления дошкольников о временах суток

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]