Методика разучивания песни с детьми дошкольного возраста


Методика разучивания песни с детьми дошкольного возраста

Методика разучивания песни с детьми дошкольного возраста.

Начинать работу по разучиванию песни необходимо с подготовительного этапа. Который предполагает ознакомление и анализ песни, выявление художественной ценности, воспитательно-образовательных задач, технических трудностей, определение методических приёмов по их преодолению.

Певческие возможности в каждой возрастной группе различны. До 3-х лет малыши накапливают опыт восприятия музыки, сенсорно-слуховых и ритмических представлений, интонирования мелодии голосом. От3-х до 5-ти лет происходит координация слуха и голоса, музыки и движений, соединение знаний и умений. От 5-ти до 6-ти лет практические действия подкрепляются знаниями о музыке, обогащаются ими, формируются элементы эстетического отношения к пению и музыке вообще.

На занятиях с самыми маленькими детьми используются попевки и небольшие песенки, имеющие подражательный характер (голоса птиц. Животных, звуки окружающей действительности, повторяющиеся интонации) желательно чтобы в тексте были звуки ж, ч,щ.

мелодии должны быть простые, построенные на 2-4 звуках в диапазоне: ре1-соль1.

У детей 3-4 лет диапазон: ре1-ля1, дыхание еще нее равномерное, короткое, не у всех развита артикуляция, дикция. В 4-5 лет диапазон расширяется: ре1-си1, дыхание более устойчивое, фразы более протяжные, лучше произносят слова. В 5-6 лет диапазон от до(ре)1 октавы до до(ре) 2 октавы. Дети лучше владеют певческим дыханием, могут петь фразы до 2-х тактов в медленном темпе. Используется более разнообразный репертуар, в любом темпе и любой динамике.

Работу условно можно разделить на три этапа.

1. Этап. Появление впечатления от песни (1-2 занятия).

Познакомить детей с песней, создать эмоциональный интерес к её образу, Раскрыть содержание песни.

Беседа по содержанию песни, просмотр игрушки или рисунка. Дается название песни, а затем выразительно исполняется. Если текст тяжел для восприятия, то его нужно прочитать и объяснить смысл непонятных слов. Чтобы дать целостный художественный образ, песня исполняется несколько раз.

2. Этап. Разучивание песни (3-5занятия) .

— сначала песню учат без музыкального сопровождения ( с голосом взрослого и подыгрыванием мелодии), чтобы дети лучше усвоили интервалику;

— пение без музыки и с ней;

— тяжелые мелодические и ритмические ходы нужно учить отдельно ( дети слушают как поет взрослый, а затем повторяют за ним);

— текст должен учиться с мелодией;

— широко используется индивидуальный подход: дети поют вместе, а затем по очереди: мальчики-девочки, сидя-стоя.

3. Этап. Закрепление выученной песни (от 6 занятия).

Работать над воссозданием музыкального образа песни, над эмоционально-выразительным исполнением.

— повтор песен из репертуара своей или предыдущей группы в другой тональности;

— работа над выразительностью исполнения (темп, динамика, характер, пение с солистами, использование детских музыкальных инструментов);

— исполнение с сопровождением движений, с игрой на музыкальных инструментах, инсценирование песен.

ВОПРОСЫ

1. Значение певческой деятельности в музыкальном и личностном развитии

дошкольника.

2. Цели и задачи певческой деятельности детей.

3. Возрастная характеристика развития голоса и слуха дошкольников. Ох на детского голоса.

4. Виды певческой деятельности детей. Характеристика репертуара

5. Содержание вокально-хорового воспитания в детском саду.

6. Этапы обучения детей пению. Специфика методов обучения на кажл этапе разучивания песни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брыгина Г. Русская народная песня как средство обучения выразительному пению //Дошк. воспитание. — 1980. — № 7. — С. 87.

2. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1983. — С. 147—157.

3. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. — М., 1989.

4. Воинова А.Д. Развитие чистоты интонации в пении дошкольников. — М., 1960. Метлов Н.А. Музыка — детям. — М., 1985. — С. 18-50.

5. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. НА.Ветлугиной. — М., 1989.-С. 76-89.

6. Рады нова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998. — С. 93-98.

7. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. — М., 1992. — С. 111-119, 147 -151, 170-174.

8. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет / Сост. Т.М.Орлова, С.И.Бекина. — М., 1986.

9. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет / Сост. Т.М.Орлова, С.И.Бекина. — М., 1987.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Этапы работы с песенным материалом для дошкольников.

Музыка — одно из действенных средств воспитания человека, а пение принадлежит к тому виду искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Пение является одним из основных средств музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь и охотно поют. Участвуя в пении, дети сами исполняют музыкальные произведения, при этом они выражают свои переживания, чув-ства и глубже воспринимают музыку. Слова в песне помогают детям понять содержание музыки и облегчают усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на каком-нибудь музыкальном инструменте.

Пение развивает у детей:

  • музыкальный слух
  • чувство ритма
  • способность воспроизводить голосом мелодии по памяти
  • правильное, четкое произношение отдельных звуков и слов
  • речь, т.к. необходимо выговаривать слова протяжно, нараспев

Пение объединяет детей общим настроением. При исполнении песен дети учатся работать в коллективе. Они слышат, что тот, кто торопится или отстает, нарушает стройность пения. Пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

Разучивание песни – один из самых важных разделов музыкального занятия. При этом нередко вся работа сводится к разучиванию текста и механическому повторению песни. Это приводит к тому, что песня быстро надоедает детям, часто оставаясь недоученной. Чтобы этого не происходило, педагогу нужно чётко осознавать, что разучивание песни – процесс длительный и интересный. Музыкальный руководитель (педагог) должен ясно понимать, чего он хочет добиться от детей в данный момент, уметь чётко ставить перед детьми конкретную задачу и стараться подбирать приёмы, не только целесообразные, но и интересные детям.

Процесс работы над песенным репертуаром состоит из нескольких этапов:

1. Подбор песенного материала

Песни нужно выбирать с учетом возрастных особенностей учащихся. Необходимо подбирать песенный материал для дошкольников, исходя из доступности и несложного для запоминания текста и вокальной мелодии с узким диапазоном в пределах сексты первой октавы.

2. Обработка песенного материала:

А) Если видим, что мелодия песни написана высоковато, для детского голоса, то можно просто поменять тональность, т.е. транспонировать песню в другую тональность.

Б) Если найденный песенный материал понравился по смысловому содержанию текста и красоте мелодии, но понятно, что детям будет сложно воспроизвести вокальную часть песни, то можно скорректировать мелодию исходя из возможностей детей сохраняя при этом гармонический строй произведения:

В) Если недостаточно куплетов для раскрытия сюжета песни или по каким-то причинам необходимо изменить слова в данных куплетах, то можно досочинить и добавить в песню свои слова:

Поцелуй

Сл. и муз. Е.В. Горбиной

Утром я встаю — поцелую. Вечером ложусь — поцелую. Если ты устанешь — поцелую. Если поругаешь — поцелую.

Если нашалю — поцелую. Молоко пролью — поцелую. Только ты меня лучше пожалей — В щёчку, мамочка, поцелуй скорей.

Поцелуй

Сл. и муз. Е.В. Горбиной

Утром я встаю — поцелую. Вечером ложусь — поцелую. Если ты устанешь — поцелую. Если поругаешь — поцелую.

Если заскучаешь – обниму я.

Радостно тебе – обниму я.

Быть с тобой хочу всегда рядом.

Не страшны с тобой нам преграды.

Если нашалю — отругаешь. Молоко пролью — отругаешь. Только ты меня лучше пожалей — В щёчку, мамочка, поцелуй скорей.

  1. 1.Демонстрация песенного материала

И так, мы подошли к практической части работы над новым песенным материалом. Прежде чем начать разучивание песни, её необходимо продемонстрировать детям в том виде, в котором она должна будет прозвучать в их исполнении. Для этого педагог исполняет песню в том виде, в котором она должна будет прозвучать (под фортепиано или музыкальную фонограмму). Далее дети отвечают на вопрос: «О чём или о ком поётся в этой песне».

  1. 2.Работа над словами песни

Учить слова песни необходимо куплетами по строчкам (так легче детям запоминать) по принципу «эхо»: педагог произносит строчку – дети повторяют. Далее педагог просит повторить весь куплет вместе с ним, а затем дети проговаривают куплет самостоятельно. И также работаем над припевом. Чтобы работа не была механической, можно проговаривать слова с разной интонацией. Для того чтобы следующий этап проходил без особых сложностей, необходимо текст песни учить в ритме мелодии, т.к. переучивать будет очень непросто.

  1. 3.Соединение слов и мелодии

Вначале соединяем мелодию и слова первого куплета. Педагог самостоятельно показывает, как это должно прозвучать, для этого он играет мелодию на инструменте и одновременно пропевает первый куплет. Далее повторяет этот куплет, но уже вместе с детьми и для закрепления дети самостоятельно поют под аккомпанемент педагога. Такой же алгоритм действий и с припевом.

  1. 4.Закрепление песни и работа над качеством исполнения

Только многократное повторение даёт прочность усвоения песни. На этом этапе требуется вариативность заданий при повторении за счёт способа звуковедения, тембра, динамики, эмоциональной выразительности. Этап работы над качеством исполнения самый сложный и продолжительный. Этот этап представляет собой работу над достижением ансамбля – интонационного, ритмического, дикционного. Для этого необходимо прививать детям навык умения СЛУШАТЬ и СЛЫШАТЬ друг друга.

  1. 5.Концертное исполнение

Следует отметить, что работа над песней требует от педагога большого такта и терпения. Главным методом воздействия на детей должна быть похвала. Если нас что-то не устраивает в пении детей, лучше предложить им повторить песню ещё раз или применить другой приём.Концертное выступление это наиболее важный для детей момент. Каждая песня требует своего сценического воплощения, поэтому именно характер песни определяет статику или динамику сценического решения. Именно этот этап даёт детям понять и самое главное почувствовать, для чего и ради чего мы занимаемся пением.

< ПредыдущаяСледующая >

Последние рефераты раздела

  • Тенденции развития системы высшего образования в Украине и за рубежом: основные направления
  • Влияние здоровьесберегающего подхода в организации воспитательной работы на формирование валеологической грамотности младших школьников
  • Характеристика компетенций бакалавров – психологов образования
  • Коррекционная программа по снижению тревожности у детей младшего школьного возраста методом глинотерапии
  • Формирование лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Роль наглядности в преподавании изобразительного искусства
  • Активные методы теоретического обучения

Copyright © 2010-2021 — www.refsru.com — рефераты, курсовые и дипломные работы

Конспект музыкального занятия в старшей группе, с использованием технологии пения.

Конспект музыкального занятия в старшей группе, с использованием технологии пения.

Тема: «Волшебная яблонька».

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».

Цель:

Развитие вокально-хоровой техники у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

v Овладевать вокально-хоровыми навыками

: певческая установка, правильное звукообразование, дыхание, дикция и артикуляция, чистота интонирования, стройное согласованное пение.

v Развивать голосовой аппарат, музыкальную память

, внимание, воображение, артистические качества.

v Развивать умение самостоятельно придумывать мелодии на заданную тему по образцу и без него.

v Развивать слух, умение вслушиваться, направляя

внимание на более тонкое различение качеств услышанного.

v Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным

сопровождением и без него.

v Развивать танцевально-игровое творчество детей, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки

.

v Обогащать музыкальные впечатления детей

,вызывая яркий эмоциональный отклик при восприятии
музыки
.

v Совершенствовать речь, излагать свои мысли понятно для окружающих, расширять активный словарный запас детей.

v Формировать умение выполнять специальные дыхательные упражнения, способствующие оздоровлению дыхательной системы, укреплению нервной системы.

v Формировать привычку сохранять правильную осанку в пении.

v Воспитывать эстетический вкус, исполнительскую и слушательскую культуру детей.

v Воспитывать чувство дружбы, взаимопомощи, желания помочь.

Материал и оборудование:

наглядные пособия –
«Баба Яга»
,
«Яблоня с накладными яблоками»
, клубок, кукла Аленушка, свечи из картона с
«огоньком»
из органзы – для каждого ребенка, магнитная доска, фонограмма пьесы
«Баба Яга»
П. И. Чайковского, фонограмма песни
«Бабка Ежка»
музыка и слова Т. Морозовой, фонограмма
«звуки природы».
Ход занятия:

Вводная часть: (5 мин).

Дети под музыку входят в зал, проводится музыкальное приветствие.

Музыкальный руководитель

: ребята, сегодня мы отправимся в сказочный лес, и чтобы не заблудиться, нам поможет клубок. Но он поможет нам только в том случае, если мы будем петь, а не говорить.

Проводится вокальная, коммуникативная игра «Здравствуй!»

Дети встают в круг и поочередно пропевают фразу, называя имя ребенка, которому передают мячик: «Здравствуй Сережа!»

и т. д.

Музыкальный руководитель

: Ой, что-то потемнело. Как же нам найти дорогу? Наш волшебный клубок куда-то укатился… Давайте зажжем свечи. Огоньки свечей осветят нам дорогу. Только старайтесь дуть ровно, чтобы огонек свечи не погас.
(звучит музыка леса)
Дети берут свечи из картона с прикрепленными к ним «огоньками»

из органзы и идут дуя на них так, чтобы огонек отклонялся плавно, а не резко. Затем садятся на места складывая свечи на поднос.

Основная часть (18 мин.)

Музыкальный руководитель

: Мы пришли на лесную полянку. Давайте присядем и отдохнем. Но что мы слышим? Шум, гром, свист. Что же это такое?

Дети слушают пьесу «Баба Яга»

из
«Детского альбома»
П. И. Чайковского.

Какую странную музыку мы сейчас услышали, как она звучала (ответы детей)

музыка была напевная, медленная спокойная или другая? А какого сказочного героя или персонажа из сказки вы представляете, слушая такую музыку? Да, вы правы. Это Баба Яга летит в своей ступе. В музыке слышно как Баба Яга ковыляет, опираясь на клюку, а потом летит в ступе, погоняя помелом, она грозит, злится, колдует, кружится и вдруг пропадает, проваливается сквозь землю.

А давайте расскажем про Бабу Ягу страшную сказку. Начинается она примерно так:

Музыкальный руководитель

показывает пособие «Баба Яга», дети делают голосом волну, глиссандируя гласные вверх и вниз.

В следующий момент в зал входит Баба Яга (персонаж).

Баба Яга:

Ну что ребятки, здравствуйте, это вы про меня страшную сказку тут рассказывали, дразнитесь значит, не ожидали, что я сама к вам пожалую? А я ведь Аленушку из вашей любимой сказки спрятала, да… и не будет больше у вас никаких сказок и не вернется она к вам до тех пор, пока на яблоньке яблочки не созреют, ха-ха-ха,

Музыкальный руководитель

: Ой ребята, что же нам делать? А я кажется знаю о чем говорила Баба Яга. У меня есть волшебная яблонька. Только посмотрите, чего то на ней не хватает.
(ответы детей)
. Конечно, яблочков. Но на этой волшебной яблоне появятся плоды только в том случае, если мы будем красиво петь.

А вы петь любите? (ответы детей)

тогда начнем. Сначала сядем красиво.

Проводится игра для формирования правильной осанки при пении «Баба яга»

Музыка и слова М. Картушиной.

Вот сидит Баба-яга, Дети сидят ссутулившись, опустив

Очень страшная она. плечи, расставив ноги, свесив руки.

Быть такими не хотим – Быстро выпрямляются и ставят ноги

Очень прямо мы сидим. рядышком.

Молодцы ребята! Правильная осанка помогает голосу звучать ярко, звонко. На яблоньке появляется первое яблочко.

А я слышала как в лесу поет кукушка? Она поет так: (показ педагога)

Исполняется вокальное упражнение по звукам мажорного трезвучия, транспонируемое вверх и вниз, на слог «ку»

.

А теперь споем по другому, послушайте (показ педагога)

Исполняется вокальное упражнение, с помощью губного вибранта — поступенное движение мелодии вверх и вниз.

Молодцы, хорошо распелись, на яблоне появляется еще одно яблочко.

Музыкальный руководитель

: ребята нравится вам наша яблонька?
(ответы детей.)
придумайте для нее красивые слова, опишите ее, какая она. (стройная, красивая, зеленая, кудрявая, яблочки наливные, спелые сладкие) А давайте придумаем про нее песенку. Можно спеть на знакомый мотив, или придумать свой.
(вокальная импровизация детей)
. Молодцы у нас появляется еще одно яблочко

Ребята, а в трудную минуту, кто приходит на помощь? конечно друг, а вы дружные ребята? (ответы детей)

Я даже про вас песенку знаю, она так и называется
«Песенка дружных ребят»
, внимательно послушайте как она звучит.

Исполняется «Песенка дружных ребят»

музыка С. Соснина, слова И. Черницкой.

Музыкальный руководитель

: ребята, а для чего нужна дружба? А как в песенке звучат слова о дружбе, в каком характере (ответы детей, мелодия напевная, неторопливая или яркая, звонкая, бодрая
(ответы детей)
. Ну что же давайте разучим эту замечательную песенку и на нашей
яблоньке
появится еще одно наливное яблочко.

Разучивание песни по фразам.

Педагог хвалит детей и на яблоне появляются яблочки.

Заключительная часть (7мин.)

Музыкальный руководитель

: нам осталось повесить на яблоню последнее яблочко и наша Аленушка освободится от колдовства Бабы Яги. А как вы думаете, чего боится Баба Яга (ответы детей, когда шумят, веселятся, смеются. Давайте мы с вами станцуем веселый танец
«Бабка Ежка»
.

Дети повторяют за музыкальным руководителем движения танца.

На яблоньке появляется последнее яблочко, Баба Яга возвращает Аленушку.

Подводится итог. Дети поют «До свидания», уходят в группу.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]