ФГОС ДО о взаимодействии с родителями дошкольниковматериал на тему
Памятка для воспитателей
ФГОС ДО
о взаимодействии с родителями
воспитанников
Одним из принципов сформулированных во ФГОС ДО является:
- Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей (ч.1, п. 1.2., п.п.2)
Одним из основных принципов дошкольного образования является:
- Сотрудничество Организации с семьей (ч.1, п. 1.2., п.п.5).
Одной из задач, на решение которых направлен Стандарт является:
- Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества (ч.1, п. 1.6., п.п.2)
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетен6тности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей(ч.1, п. 1.6., п.п.9).
Стандарт является основой для:
- Оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития (ч.1, п. 1.7., п.п.6)
В стандарте прописаны требования которые направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды которая:
- Обеспечивает открытость дошкольного образования (ч. III, п. 3.1., п.п.5)
- Создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности (ч. III, п. 3.1., п.п.6)
- Одной из психолого-педагогически условий реализации основных образовательных программ дошкольного образования, является:
- Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность(ч. III, п. 3.2.2, п.п.8)
- Также в ч. III Стандарта прописаны условия, направленные для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста:
- Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в т.ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи (ч. III, п. 3.1., п.п.6)
- В целях эффективной реализации образовательной Программы должны быть созданы условия для:
- Консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в т.ч. инклюзивного образования (в случае его организации) (ч. III, п. 3.1., п.п.6)
- Также Организация должна создавать возможности, в т.ч. для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности (ч. III, п. 3.1., п.п.6)
Проект «Открытый детский сад — открытые родители»
Задачи проекта: подбор и апробация активных форм взаимодействия с родителями дошкольников для эффективного сотрудничества ДОУ с семьёй; создать условия для творческого самовыражения, самореализации субъектов образовательного процесса через проведение совместных детско-родительских мероприятий; проанализировать результаты, выявить эффективность и возможности трансляции данного опыта.
Тема проекта была выбрана нами неслучайно. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, где педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями.
Работа с родителями — одна из важнейших сторон деятельности ДОУ. Формы взаимодействия с семьёй, применяемые педагогическим коллективом Детского сада «Солнышко» показывают положительные результаты. Но характеристика современного родителя заставляет искать всё более новые формы активного взаимодействия с семьёй для вовлечения их в образовательную деятельность дошкольного учреждения. Поэтому концептуальная идея проектной деятельности тесно связана с кардинальной перестройкой работы с семьей в ДОУ: переход от монологических традиционных форм работы к диалогу, размышлению, вовлечение родителей в разнообразную совместную деятельность с детьми.
Мы предполагаем, что такой подход сделает педагогов единомышленниками, поднимет психолого-педагогическую компетентность родителей, а также позволит педагогам детского сада применять в работе инновационные формы активного взаимодействия с семьёй.
Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает увидеть им многое, а также, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход.
По наблюдениям педагогов, а также из бесед с родителями, мы сделали следующие выводы: на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто, больше родителей привлекают мероприятия развлекательного характера. В основном, они интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Другая особенность – это психологический аспект. Сокращение свободного времени у родителей, перегрузка на работе приводят к повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители переносят на детей. Ребёнок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.
Осознание этого помогло определить проблему: — одной из основных причин отсутствия активности детского сада по привлечению родителей к учебно-воспитательному процессу является отсутствие модели деятельности, включающей в себя обоюдно интересные формы сотрудничества, вовлечения родителей в воспитательный процесс, а также пространства, где родители могли бы реализовать свои возможности.
Традиционные формы работы не всегда приносят положительный эффект. При существующих условиях, адекватных для организации сотрудничества с родителями, недостаточно применяются активные формы работы, которые позволяют повышению педагогической компетентности родителей. Поэтому надо искать новые формы, наполнять их педагогически-эффективным содержанием.
3. Пояснительная записка. Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, детский сад становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью конструктивного общения. Дошкольное учреждение и семья должны стремиться к созданию единого пространства всестороннего развития ребенка.
Новизна проекта заключается в создание модели эффективного взаимодействия учреждения с семьёй ребёнка и вовлечения родителей в образовательный процесс детского сада как полноправных субъектов деятельности.
Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагога по внедрению инновационных форм деятельности в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско-родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми.
Тип проекта: краткосрочный, практико-ориентированный, коллективный.
Цель проекта: создание и внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения модели взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, вовлечение их в единое образовательное пространство как полноправных субъектов деятельности.
Задачи проекта:
- подбор и апробация активных форм взаимодействия с родителями дошкольников для эффективного сотрудничества ДОУ с семьёй;
- создать условия для творческого самовыражения, самореализации субъектов образовательного процесса через проведение совместных детско-родительских мероприятий;
- проанализировать результаты, выявить эффективность и возможности трансляции данного опыта.
Участники проекта: воспитанники и их родители (законные представители), педагогический коллектив образовательного учреждения.
Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
Сроки реализации проекта: январь 2021 года – март 2021 года.
Основные принципы организации работы с семьей:
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- установление доверительных и партнерских отношений с родителями;
- дифференцированный подход к различным семьям, учет их индивидуальных особенностей.
Реализация проекта проходит по двум основным направлениям взаимодействия с семьей:
- Повышение уровня педагогической компетентности родителей через родительские собрания, устные журналы, родительские уголки, папки-передвижки, групповые консультации, индивидуальные беседы, коучинг-сессии, родительские гостиные, «круглые столы».
- Привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий с применением нетрадиционных форм.
Прогнозируемые результаты и критерии их оценивания: Главным критерием оценки результатов являются отзывы родителей; «обратная связь», выставки. Возможные риски: не все родители будут активны.
В процессе реализации проектной деятельности ожидаются следующие результаты:
- совместная работа коллектива Детского сада «Солнышко» с семьёй будет способствовать созданию единого образовательного пространства для всех участников проектной деятельности;
- открытость и доступность деятельности ДОУ для родителей и общественности;
- родители из «наблюдателей» превратятся в активных участников образовательного процесса;
- повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством наглядно-информационной поддержки семьи;
- создание современной модели взаимодействия ДОУ и семьи.
Заключение. Таким образом, создание новой модели взаимодействия ДОУ и семьи, основанной на внедрении в деятельность учреждения инновационных методов и форм, помогут добиться высоких результатов в работе со всеми субъектами образовательного процесса.
Работа по взаимодействию педагога с семьей должна способствовать: созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами; активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей; повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей; развитию разносторонних способностей детей и родителей в совместной деятельности; установлению преемственных связей с детьми дошкольного учреждения и их родителями.
Полный текст материала Проект «Открытый детский сад — открытые родители» смотрите в скачиваемом файле
. На странице приведен фрагмент.
Автор: Лапшова Л. В., Ваганова С. Ф. → Публикатор 10.05.2018 0 8142 448 | Комментировать |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Вход | Регистрация
Есть мнение? Оставьте комментарий