Новые технологии в работе с родителями в аспекте реализации ФГОС дошкольного образования


Новые технологии в работе с родителями в аспекте реализации ФГОС дошкольного образования

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. В настоящее время первым звеном общей системы образования выступает общественное дошкольное образование. Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», Законе «Об образовании в Российской Федерации», «Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования».

В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Одно из достоинств, программы «Детский сад – дом радости» (авт. Н.М.Крылова), которую я реализую, это продуманная целостная система сотрудничества с семьей, которая включает в себя не только психолого-педагогическое просвещение, но также и непосредственное участие родителей в образовательном процессе группы. Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей. В основе этого союза – единство взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения результатов.

Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагогу необходимо хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи. Изучение семьи воспитанника позволяет мне, как педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями и спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.

Самыми эффективными методами изучения семьи, считаю:

— Знакомство с каждой семьей, вначале учебного года организую в форме «Родительских встреч», для участия в которых каждый родитель совместно со своим ребенком готовит презентацию на тему «Я и мой ребенок».

— Установление контакта с родителями (доброжелательный разговор, конкретные, точные ответы на вопросы родителей).

— Выявление структуры семьи и ее психологический климат (сбор информации, наблюдение за взаимоотношениями родителей и детей во время приема и ухода детей), предлагаю родителям написать сочинение на тему «Мой ребенок, его индивидуальные особенности».

Во взаимодействии с родителями я не отказываюсь от традиционных форм: родительских собраний, индивидуальных консультации, бесед. Данные мероприятия организую таким образом, чтобы информация усваивалась не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, «круглый стол», психологические тренинги, «Встреча со специалистами» т.д. Они направлены на знакомство родителей с «программой», по которой работает детский сад, с возрастными особенностями и возможностями детей и т.д.

Но более эффективными в построение конструктивных взаимоотношений с родителями считаю нетрадиционные формы, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей, такие как реализация проектов, родительские мастер- классы, интерактивные игры, ведение группового и индивидуального Портфолио ребенка. В таких формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства и диалога.

Остановлюсь кратко на каждой из них.

Одной из наиболее распространенной формой включения родителей в образовательный процесс ДОУ — является метод проектов, в результате которого повышается активность родителей в делах группы. И ребенок постоянно находится в зоне ближайшего развития то, что он сегодня сделал с помощью взрослого, в дальнейшем сделает сам. В нашей группе были организованы проекты в соответствии с тематическим планированием:

— Комплексные: «Сказки Пушкина», «Кем быть?»;

— Групповые: «Как я провел это лето», «Добрые сказки»;

— Индивидуальные: «Мои увлечения»;

— Исследовательские: «Путешествие капельки».

Обычная тема перестает быть абстрактной и приобретает созвучное опыту детей направление. Ведь одно дело — поговорить и рассмотреть иллюстрации и совсем другое рассказать, как интересно лететь в другую страну, как весело с мамой и папой ехать в гости к бабушке на поезде. Впечатлений у детей много, во время работы над проектом они «освежаются», и можно поделиться ими с друзьями: что-то уточнить, некоторые впечатления расширить, ну а о чем-то впервые узнать.

Результатом деятельности по проектам становились: выпуск газеты, презентации, выставки художественного творчества.

Моя практика использования проектного метода показывает, что меняется отношение родителей к содержанию деятельности детей.

На основе рекомендаций Н.М. Крыловой, я разработала алгоритмы подготовки и проведения родительских мастер-классов. Родительский мастер-класс – это такая форма совместной партнерской деятельности, когда родитель выступает в роли обучающего взрослого. Воспитатель здесь – помощник родителя-мастера, вместе с детьми он участвует в предложенных мастером заданиях, тем самым подает пример культуры общения и взаимоотношений со взрослыми. Предметом мастер-классов в нашей группе, как правило, становятся профессии родителей, их увлечения, семейные традиции, достижения и т.д. Например, за последние 2 года в нашей группе были организованы мастер-классы «Веселые нотки», «В шахматном королевстве», «Откуда на Мишке штанишки», «Мой папа-спасатель». В частности, в образовательной области «Художественное творчество» в старшей группе мы проводили родительский мастер-класс «Необычный рисунок», в ходе которого мама воспитанницы моей группы продемонстрировала детям нетрадиционные приемы техники рисования, в результате у нас получился коллаж «Зимние забавы».

Организация родительских мастер-классов требует тщательной подготовки. Приглашая родителя для проведения мастер-класса, необходимо учитывать его индивидуальные особенности (темперамент, культура общения), его отношения с собственному ребенку и к детям вообще. Родитель-мастер должен быть не только профессионалом в своем деле, но также и интересным собеседником, ему действительно должно нравиться то, чем он занимается, потому что, только поистине увлеченный человек, может увлечь других. Приглашенными мастерами также выступают дедушки и бабушки, близкие родственники воспитанников.

Родитель — мастер должен понимать значимость своего участия в воспитании своего ребенка и всех детей группы. Поэтому так важно своевременное информирование родителей о том, чем мы занимаемся в детском саду. Это не только информационные стенды, фотовыставки «А у нас в детском саду», видеофильмы, но и приглашения на занятия, проведение совместных мероприятий (развлечения, праздники, походы и т.п.).

Результаты родительских мастер-классов мы транслируем через выпуск видеофильмов, стенгазет, выставки творческих работ, создание коллекций, фотоальбомов, записываем рассказы детей в их речевых дневниках.

По моему мнению, данная форма взаимодействия с родителями, направленная на реализацию основной общеобразовательной программы ДОУ, очень эффективна. Самое главное – меняется роль родителя от наблюдателя или контролера – к субъекту образования своего ребенка. Для детей – это расширение границ познавательного и социального опыта. Воспитателю же предоставляется возможность решить ряд важных психолого-педагогических задач.

Новой, интересной формой взаимодействия с семьями воспитанников является интерактивная игра, позволяющая родителям лучше, чем в сложном реальном мире, познать и понять структуру и причинно-следственных взаимоотношений со своим ребенком. Посредством интерактивной игры можно более эффективно показать и обучить родителей новым способам поведения со своими детьми и проверить на практике свои идеи. И меня и родителей данная форма привлекает тем, что носит игровой характер, пробуждает любопытство, готовность к риску, создаёт ситуацию испытания и дарит радость открытий. Мною были организованы следующие игры: «Это мой ребенок», «100 к одному», «Счастливый случай» целью, которых: выбрать тактику правильного отношения родителей к индивидуальным особенностям своего ребенка. В ходе игры родителям предлагаются: выставка рисунков, видеозапись высказываний детей о семье, о предметах и об окружающем мире. В ходе игры каждый родитель задумывается над тем, не потерял ли он в повседневной суете свое главное предназначение – материнство и отцовство.

Еще одной из эффективных форм вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ считаю ведение группового и индивидуального Портфолио ребенка. Я предлагаю родителям оформить информацию о своем ребенке, вместе с ним подбирать фотографии и составлять рассказы от лица ребенка. Постепенно Портфолио пополняется фотоматериалами и публикациями о жизни детей в детском саду и дома.

В ходе такого сотрудничества я отметила активность родителей, а также желание участвовать в педагогическом процессе, выросли такие качественные показатели как: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Проведя анализ работы, видно, что по результатам диагностики в группе на 30% увеличилось число родителей – активистов; на 40% выросло количество родителей – исполнителей, на 50% уменьшилось количество родителей-наблюдателей.

Свое выступление хочу закончить словами В.А.Сухомлинского: «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность».

Список литературы.

  1. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника.
  2. Кисилева Л.С., Данилина Т.А, Лагода Т.С… Зуйкова М.Б.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ.
  3. Крылова Н.М. Детский сад- Дом радости. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. –М.: ТЦ Сфера, 2013.
  4. Маейр А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В.555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада.
  5. Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка. Взаимодействие ДОУ и семьи.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Эффективные технологии в работе с семьей и методические рекомендации к их реализации

12 Сентября 2011

Социальная технология – это совокупность методов, приемов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для решения различного рода социальных проблем и обеспечения социальной защиты населения. (42, с.260)

Признаками социальной технологии являются:

  • наличие стратегической программы в рамках которой решается конкретная социальная проблема;
  • алгоритм последовательности операций для достижения конкретного результата;
  • наличие критериев оценки успешной деятельности специалиста;
  • непрерывность контакта с клиентом социальной работы;
  • динамизм содержания, форм и методов социальной работы.

В социальной работе все большее значение уделяется семье. Это вполне соответствует ориентации социальной работы на человека и среду его обитания. Это означает, что человека можно понять и оказать ему помощь только в контексте тех ближайших систем, членом которых он является. Большинство людей имеет две семьи – семью «здесь и теперь», членом которой они являются, и семью, из которой они произошли.

Семья – это малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях. Как система семья множеством нитей связана с другими социальными системами. Не случайно экологический подход в социальной работе с семьей направлен на изменение отношений между семьей и ее окружением, чтобы члены семьи имели большую власть и контроль над основными областями их жизни.

Если исходить из того, что на семью влияют связи между поколениями, их потенциал можно направить на позитивные изменения. Источником информации о связях между поколениями является генограмма – семейная карта родственных связей, на которой отражены вся история семьи и основные семейные события. Она отражает систему взглядов, убеждений, ценностей жизни и восприятие семьей окружающего мира.

Современное состояние семейной системы также требует внимания социального работника. Отталкиваясь от конкретной ситуации, он может использовать тот аспект работы с семьей, который является актуальным.

Семья как социальный институт, выполняет разнообразные функции: хозяйственно-бытовую, сексуально-эротическую, эмоциональную, первичного социального контроля, воспитательную, духовного и культурного общения.

Семья может являться как мощным фактором развития и эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психической травмы человека и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами: неврозами, психозами, психосоматическими заболеваниями, сексуальными преверсиями и отклонениями в поведении.

К семейной атмосфере, ее состоянию, перспективам человек чувствителен на протяжении всей своей жизни. Однако наибольшее влияние семья оказывает на развивающуюся личность. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим его людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через механизмы подражания, идентификации и интериоризации образцов родительского поведения. Семейное воспитание имеет в качестве уникального катализатора родственные чувства. Семейное воспитание индивидуально и поэтому незаменимо никакими суррогатами анонимного воспитания. Эго отсутствие, или изъяны трудновосполнимы в последующей жизни человека. (16, с.119)

Воспитательный потенциал семьи – это ее способность реализовывать функцию воспитания, развития и социализации ребенка. Большинство исследователей связывают его с психологической атмосферой, системой межличностных отношений, характером отношения к детям, их интересам, потребностям, уровнем психолого-педагогической и общей культуры родителей, образом жизни семьи, структурой, индивидуально-типологическими особенностями родителей.

Исходя из значимости семьи и семейного воспитания, социальный педагог рассматривает семью как один из главных объектов своей профессиональной деятельности, важнейшую составляющую социальной ситуации развития ребенка. Он должен быть готов к различным видам работы с семьей: семейная диагностика, семейное консультирование, психолого-педагогическое просвещение родителей, коррекция отношения родителей к ребенку, семейная психотерапия.

Модели помощи современной семье. Существуют различные модели помощи семье, которые может использовать в своей деятельности социальный педагог.

  1. Педагогическая модель базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей. Субъектом жалобы в таком случае обычно выступает ребенок. Консультант вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер. Хотя сам родитель может быть причиной неблагополучия, эта возможность открыто не рассматривается. Социальный педагог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителя ребенка, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания ребенка.
  2. Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности есть результат неблагоприятных обстоятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендация требуется вмешательство других специалистов.
  3. Психологическая (психотерапевтическая) модель используется тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, личностных особенностей членов семьи. Она предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений.
  4. Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики – семья, а также дети и подростки с нарушениями и отклонениями в поведении. Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения.
  5. Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Задача психотерапии – диагноз, лечение больных и адаптация здоровых членов семьи.(50, с.22)

Социальный педагог может использовать различные модели помощи семье в зависимости от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских и супружеских отношений.

Учебная модель в работе с родителями. Данная модель исходит из предположения о дефиците у родителей знаний и умений по воспитанию детей. Эта модель носит профилактический характер. Особенно в ней нуждаются так называемые проблемные, дисфункциональные семьи. Она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей. В этих целях используются различные формы работы: психолого-педагогические консультации, педагогические поручения, педагогические практикумы.

Психолого-педагогические консультации

  • Роль семьи в развитии личности ребенка.
  • Семья как психотерапевт.
  • Воспитательный потенциал семьи.
  • Семейная атмосфера.
  • Семейные роли и отношения.
  • Семья как система.
  • Семья как источник психической травмы.
  • Семья с нарушенной структурой.
  • Супружеские конфликты и эмоциональное состояние ребенка.
  • Родительский авторитет.
  • Личный пример родителей.
  • Деструктивная, проблемная семья.
  • Конфликтная, аморальная и асоциальная семья.
  • Конструктивная, гармоничная семья.
  • Дети как безусловная ценность.
  • Как любить ребенка.
  • Поощрения и наказания в семье.
  • Семейная жестокость.
  • Виды нарушений семейного воспитания и характер ребенка.
  • Родительская позиция и родительское программирование.
  • Возрастная динамика родительского отношения к детям.
  • Детско-родительские конфликты; их профилактика и разрешение.
  • Роль семьи в предупреждении неуспеваемости и недисциплинированности детей.
  • Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте.
  • Отклонения в поведении детей и подростков, их предупреждение.

Педагогические поручения

  • Подготовка ребенка к обучению в школе.
  • Организация домашнего учебного труда.
  • Семейное чтение.
  • Организация труда в семье.
  • Экономика семьи.
  • Семейные хобби.
  • Семейные походы и экскурсии.
  • Семейный праздник.
  • Новая семейная традиция.
  • Режим дня ребенка в семье.
  • Профилактика заболеваний у детей.
  • Наблюдение за ребенком в домашних условиях.
  • Семейная взаимопомощь в трудных ситуациях.
  • Анализ семейного конфликта.
  • Письмо моему ребенку.
  • Знакомство с друзьями ребенка.
  • Семейный вечер.

Педагогические практикумы

  • какой вы родитель.
  • Опыт семейного воспитания.
  • Какой у вас ребенок.
  • Что беспокоит родителей.
  • Программа обучения и воспитания детей в детском саду.
  • Школьные программы и учебники.
  • Трудности детей в обучении.
  • Как помочь ребенку учиться.
  • Психологическая характеристика ребенка.
  • Микроклимат семьи.
  • Хорошо ли вы обращаетесь со своим ребенком.
  • Дети и родители: противостояние и сотрудничество.
  • Счастливые дети и родители.
  • Идеальный ребенок и идеальный родитель.
  • Справедливы ли вы к своим детям.
  • Как передать свою любовь ребенку.
  • Список претензий к ребенку.
  • Как поделить ответственность с ребенком.

Сочетание теоретических знаний, их закрепление в опыте семейного воспитания, дискуссии и практикумы, обращенные к реальным трудностям семейного воспитания, создают хорошую основу родительской компетентности.

Гуманистически концентрированный подход в семейном консультировании. Психотерапевтическая модель помощи семье основана на гуманистическом концентрированном подходе, разработанном американским психотерапевтом К. Роджерсом.

В основе этой модели лежат несколько предпосылок: индивидуальный подход к консультативной работе с семьей, опора на личностные ресурсы клиента и консультанта, закономерности и психотерапевтический потенциал их общения в диаде или группе (в том числе и семейной);использование потребности в помощи; ее профессиональный характер.

Таким образом, эта модель предполагает: во-первых, установление контакта с клиентом, который с медицинской точки зрения здоров, но испытывает то или иное неблагополучие в семейной жизни, нуждается в помощи и просит о ней; во-вторых, проведение психологической диагностики, направленной на выявление причин неблагополучия и определение возможных форм помощи; в-третьих, собственно консультативную работу, коррекционные и психотерапевтические мероприятия, направленные на снятие имеющегося неблагополучия путем активации собственных психологических ресурсов клиента или семьи в целом.

Эта модель предполагает особые установки консультанта на активное слушание и понимание клиента, его безусловное принятие, без оценочное отношение, эмпатию по отношению к клиенту, а также умение быть самим собой, без налета профессионального снобизма и менторства. Гуманные качества социального поведения психотерапевта, активные поисковые усилия, искренность – делают его образцом душевного равновесия, чем позитивно влияют на процесс консультирования и его результат.

Такие установки характеризуют роджерианское интервью. Консультант, работающий в этом ключе, не думает о своем клиенте как о слабом, безвольном, неспособном самостоятельно решать проблемы и дезадаптивном человеке. Наоборот, для клиентоцентрированного подхода в консультировании характерно позитивное представление о человеке.

Технология семейного консультирования. Процесс консультирования включает когнитивный и эмоциональный аспекты. В ходе консультирования не только выясняются проблемы клиента или семьи в целом и находятся какие-то пути их решения на рациональном уровне. Консультация – это, прежде всего общение, установление эмоциональных контактов с семьей, определенная динамика этих контактов, создающая условия для самораскрытия с помощью эмоционально-рациональных факторов внутренних ресурсов личности.

Процесс консультирования можно условно разделить на пять фаз: установление контакта, определение проблемы, рабочая фаза, фаза решения действий и фаза обратной связи.

  1. Фаза – установление контакта с клиентом. Итог: определение границ взаимодействия с ним. Осуществляется в первичной консультативной беседе. На этой фазе устанавливаются дистанция общения и его составляющие. Консультант еще до беседы наблюдает за семьей, контактами родителей и ребенка. Он определяет тип их поведения в коммуникации с ребенком; отмечает особенности реакций детей и родителей в диаде; характер вербальных и невербальных контактов; способы оценки и регулирования поведения ребенка. В первичной беседе определяется характер отношения родителей к социальному педагогу (деловое, рентное, игровое) и устанавливаются границы взаимодействия с семьей. Опытный консультант уже при первой встрече может получить информацию об истории развития ребенка, воспитательном потенциале семьи, типе семейного воспитания, педагогических установках родителей. Эта фаза ориентирует клиента в возможностях психолога, в тех процедурах, которые будут совершаться; он получает установку на серьезную, продолжительную работу самой семьи. (4, с.49)
  2. Фаза – определение проблемы клиента, проблемы семьи. Итог: согласие клиента и консультанта в понимании проблемы. На этом этапе клиент сам определяет проблему на языке трудностей. Консультант проясняет ее, обозначив как реальную проблему. Клиент и консультант, обсуждая альтернативные гипотезы, приходят к единому мнению. Клиент принимает проблему. Консультант может предоставить клиенту право формулировать проблему не от своего лица, а относительно “третьих лиц”. Важно на этом этапе прийти к согласию в понимании проблемы – дилеммы. В противном случае приходится начинать весь консультативный процесс сначала. Характер беседы на этом этапе (управляемое или неуправляемое интервью) определяется целями консультирования, индивидуальными особенностями клиента и принятым теоретическим подходом.
  3. Фаза – рабочая. Итог: новое понимание клиентом проблемы. Для этой фазы характерна следующая динамика: структурирование связи (раппорта) между клиентом и консультантом, создание невроза в контролируемых условиях, перенос и сопротивление клиента, выход клиента из переноса (трансфера) и приобретение им суверенитета.
  4. Фаза – принятие решения и действия. Итог: эффективное поведение клиента в естественной ситуации. На этой фазе, опираясь на определенную консультативную теорию, специалист разрабатывает план действий, стратегию своего поведения, которые приводят клиента к поиску и нахождению выхода из создавшейся ситуации. Найдя оптимальное для себя решение, приняв его как собственное, обретя самостоятельность и уверенность в себе, клиент принимает решение действовать. Вместе с консультантом он сортирует различные способы действий, выбрав, наконец, наиболее приемлемый вариант для себя. Затем он проверяет этот вариант в естественных условиях. При наличии успеха он переносит свое решение на поведение в целом.
  5. Фаза – обратная связь. Итог: удовлетворение клиента процессом консультирования и его результатами.(16, с.122) Частично консультант получает эту информацию уже в процессе консультирования, когда наблюдает поведенческие признаки переноса. Он также может проводить эпизодические повторные встречи, проясняя ситуацию. Ориентируясь на принцип обратной связи, он судит о правильности избранной стратегии и тактики консультирования.

Технология ведения родительских коррекционных групп. Независимо от того, каковы особенности основного нарушения во взаимоотношениях «родитель — ребенок», обратившиеся к социальному педагогу родители, как правило, занимают неверную родительскую позицию, т.е их отношения с детьми неэффективны.

Причины неэффективного родительского отношения:

  • Педагогическая и психологическая неграмотность родителей.
  • Ригидные стереотипы воспитания.
  • Личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком.
  • Влияние особенностей общения в семье на отношения родителя и ребенка.

Все эти причины искажения родительского отношения могут быть исправлены с помощью психотерапии и психологической коррекции. В этих целях используются родительские группы.

Цели и формы групповой работы ограничены родительской темой. Не ставятся задачи личностного развития членов группы. Прежде всего, группа обсуждает проблемы воспитания детей и общения с ними. Личностные проблемы участников группы обсуждаются лишь в той мере, в какой это необходимо для решения родительских проблем.

По стилю ведения коррекции – группы структурированные. Темы для обсуждения, игровые и домашние задания предлагает ведущий. Таким образом, он занимает в группе более авторитарное и лидирующее положение, чем в свободной группе. (17, с.34)

Обоснование метода: семья – целостная система. Именно поэтому, проблемы диады «родитель — ребенок» не могут быть разрешены только благодаря психокоррекции ребенка или родителя. Параллельная работа позволяет увеличить эффективность занятий родительской группы. Специфическими эффектами работы в родительской группе является повышение из сенситивности к ребенку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком. Неспецифические эффекты: получение родителями информации о восприятии семейной ситуации своих родителей ребенком, динамике его поведения в группе. В группе участвуют от 10 до 15 родителей (оба или один). Занятия проводятся один раз в неделю в течении 4часов. Весь курс (10 занятий) составляет 40часов. Параллельно работает детская группа, в которой могут заниматься 5-8 детей от семи до десяти лет.

Примерная программа занятий с родителями

Представление родителями на круге общения себя и своих трудностей (проблем), запросов и целей участия в группе (на первом занятии). Разъяснение задач родительских групп.

Темы для обсуждения на последующих занятиях:

  • Мы и наши родители. Семейные линии. Воспроизводство отношений и конфликтов.
  • Роль родительских ожиданий. Что они могут спровоцировать и породить у детей. Как наши страхи становятся страхами наших детей.
  • Что родители должны дать детям и что дети должны дать родителям. В чем суть воспитания – в обучении или общении? Каковы нравственные основы родительства.
  • Как сложилась бы у нас жизнь, если бы у нас не было детей. Может ли ребенок мешать нам жить. Противоречивость наших чувств в общении с детьми. Оптимальная дистанция в общении с детьми.
  • Наши конфликты с детьми (включается элемент проигрывания ролей).

Дальнейшие темы возникают из обсуждения материалов проигрывания:

  • Стереотипные взаимодействия с детьми и их выявление.
  • Привнесение добавочного неадекватного аффекта в общении с детьми. Эмоциональные «счета» ребенку.
  • Как мы наказываем детей. Как наказывать детей. Роль ярлыков.

Следующие материалы складываются под влиянием сведений детей.

  • На какие сигналы и стимулы реагируют дети. Вербальное и невербальное общение с детьми. Роль телесных прикосновений в общении.
  • Какими нас видят наши дети. Обсуждение рисунков «Родители в виде несуществующих животных».
  • Семья, как ее видят наши дети. Обсуждение игры «Семейный портрет».

Основной метод групповой коррекции родительских отношений – когнитивно-поведенческий тренинг, осуществляемый с помощью ролевых игр и программы видеотренинга.

В родительских группах практикуются разнообразные вспомогательные методы психокоррекции: дискуссия, психодрама, анализ семейных ситуаций, поступков, действий детей и родителей, их коммуникаций в решении проблем, проба на совместную деятельность, а также специальные упражнения на развитие навыков общения, эффективность которых можно проверить по специальному каталогу. Ниже приведены некоторые из них.

Метод групповой дискуссии, используемый в группе, повышает психолого-педагогическую грамотность родителей, их общую сенситивность к ребенку, его проблемам, позволяет выявить индивидуальные стереотипы воспитания. По мере развертывания дискуссии в нее можно включать элементы проигрывания ситуаций и видеокоррекции.

Метод видеокоррекции состоит в проигрывании заданий психолога в условиях видеозаписи взаимодействия родителя и ребенка с последующим ее просмотром, анализом и самоанализом.

Метод игры – помогает моделировать и воспроизводить в контролируемых условиях семейные ситуации. Примером являются следующие игры: «Архитектор и строитель», «Приятное воспоминание», «Неприятное воспоминание».

В первой игре строитель с завязанными глазами под руководством архитектора, которому запрещены какие-либо действия руками, должен расставить в определенном порядке кубики на большой карте. При этом родитель и ребенок должны побывать в разных ролях.

Во второй игре необходимо вспомнить и поговорить о чем-либо приятном для родителя и ребенка и показать, как это было.

В третьей игре надо вспомнить и проиграть последнюю ссору родителя с ребенком, а затем поговорить о чувствах каждого из них.

Метод совместных действий основан на выполнении ребенком и родителем общего задания. После выполнения задания проводится анализ.

Метод конструктивного спора помогает сравнивать различные точки зрения родителей на воспитание ребенка, разрешение проблемных ситуаций, учит прислушиваться друг к другу, выбирать наиболее рациональные и эффективные подходы на основе сотрудничества.

Метод вербальной дискуссии обучает культуре диалога в семье, вырабатывает умение аргументировать свои доводы и внимательно рассматривать аргументы другого человека, в том числе и собственного ребенка.

Основные направления и задачи семейной психотерапии. В настоящее время семейная психотерапия представляет собой достаточно гибкий подход и может включать в себя индивидуальные встречи с членами семьи, работу с отдельными семейными подсистемами.

Поделиться с друзьями

Тренинг «Формирование мотивации учения младших школьников»Общие признаки зависимости и созависимости

У вас недостаточно прав для добавления комментариев

Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться. Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться. Это займет не более 5 минут.

Опыт моей работы «Современные инновационные технологии работы с родителями в ДОО»

Сарицкая Наталья

Опыт моей работы «Современные инновационные технологии работы с родителями в ДОО»

От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира-от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский

1. Пояснительная записка.

Воспитание, как известно, относится к социально обусловленным процессам. На организацию процесса воспитания существенное влияние оказывает политическая, экономическая, социокультурная ситуация в развитии государства и общества. Происходящие изменения в государственной и общественной жизнедеятельности заметно влияет на перемены в воспитании детей, однако не все перемены полезны и эффективны. Поэтому в настоящее время заметно возрос интерес к проблемам воспитания.

Не так давно был популярен тезис: «Образовательные учреждения призваны заниматься лишь обучением детей, а воспитание должно проходить в семье, общественных организациях». Теперь приходиться восстанавливать воспитательный потенциал учебных заведений, воссоздавать в них воспитательные связи и отношения между педагогами, учащимися и родителями.

Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обусловливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей.

Немаловажную роль в воспитании ребенка на определенных возрастных этапах развития личности играет процесс взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Родители и педагоги прекрасно осознают необходимость тесного взаимодействия, которое может выразиться в педагогическом сопровождении семьи в вопросах воспитания детей. Такое взаимодействие необходимо как семье, так и образовательному учреждению, которое не может в полной мере решать вопросы воспитания и образования, не имея контакта и взаимопонимания с семьями своих учащихся.

Несомненно, родители обладают обширным влиянием на процесс формирования личности ребенка. В семье закладываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности – интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Оно (семейное воспитание)

имеет широкий временной диапазон – продолжается всю жизнь человека. Однако воспитательные возможности семьи находятся в прямой зависимости от присутствующего в ней психологического и духовно-нравственного климата, устойчивости и стабильности отношений
родителей. Современнаясемья утратила свою исконную функцию: передачу подрастающим поколениям духовно-нравственных и культурных традиций, понимание самого процесса воспитания как предоставление ребенку не только телесной, но и духовной пищи. Не всегда семья может благотворно влиять на развитие и становление личности ребенка, она таит в себе определенные сложности, противоречия, недостатки воспитательного воздействия. Многие родители, не владея в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. А это не всегда дает позитивные результаты.
Современный педагог должен хорошо представлять особенности семьи, а также и то, что именно семье принадлежит основная роль в формировании личности ребенка. Все это позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, на его характер, поведение.

Учитывая эти факторы, педагог должен тщательно выбирать направления и формы работы с родителями. Ведь становление личности во многом зависит от окружающей среды. Взаимодействие педагога с родителями ребенка направлено на создание воспитательной среды, установлению партнерских отношений, созданию атмосферы взаимоподдержки и общности интересов педагога, ребенка и родителей.

Несомненно, надо учитывать высокую степень значимости родителей при построении воспитательной работы с детьми,но следует учитывать и негативные факторы семейного воспитания:

— бездуховность родителей, отсутствие стремления к духовному развитию ребенка;

— неадекватное воздействие факторов материального порядка: приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей;

— авторитаризм либо крайний либерализм;

— отсутствие психологического климата в семье;

— безграмотность в психолого-педагогическом отношении: отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания.

Только совместные усилия педагога и родителей могут привести к положительным результатам в процессе воспитания.

Совместная деятельность педагогов, родителей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща. Такое взаимодействие предполагает единство требований и организацию совместной деятельности по развитию и воспитанию ребенка.

Одной из важных форм установления контактов педагогов и родителей учащихся является родительское собрание. Его предназначение – согласование, координация и интеграция усилий образовательного учреждения и семьи (родителей)

в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка.

Работа с родителями в образовательном учреждении не должна носить эпизодический характер, вестись от случая к случаю и без системы.

Введение.

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально – нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем. Проблема усугубляется тем, что в нашей стране десятилетиями родители стремились к карьерному росту, а ответственность за воспитание ребенка перекладывали на педагогов и образовательные учреждения. Как следствие сложились серьезные проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги дошкольного образовательного учреждения, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышение степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения

Основная мысль.

Взаимосвязь семьи и детского сада — один из важнейших факторов повышения воспитания подрастающего поколения.

Часто на практике встречается такая картина: родители обладают теоретическими знаниями по вопросам воспитания и развития детей, но применить на практике свои знания не всегда умеют. Здесь и важна помощь педагога, который поможет родителям теоретические знания преобразовать в практику радостного общения с ребенком. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух составляющих – семьи и ДОО.

Моя работас семьями дошкольников организуется на основе следующих принципов:

— параллельности воздействия детского сада и семьи на детей,

— взаимодополнения воздействия детского сада и семьи на детей,

— организации совместной деятельности взрослых и детей в детском саду и семье.

Цель моей работы – решение задач, связанных с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.

Основными задачами взаимодействия ДОУ с родителями являются следующие:

• Повышение активности и ответственности семей воспитанников детского сада и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей.

• Обеспечение информационно-просветительской поддержки выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

• Содействие созданию условий для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности, обеспечивая непрерывность подготовки к следующему образовательному этапу (школьное обучение)

.

• Повышение уровня компетентности родителей.

Работа с дошкольниками.

Разработаны и реализованы проекты «Давайте познакомимся»

,
«Семейные традиции»
,
«Пейте дети молоко будете здоровы»
. В ходе реализации проекта
«Пейте дети молоко будете здоровы»
.
Разработано и проведено анкетирование детей и родителей, для того, чтобы выяснить любят ли они молоко, как часто его употребляют и т. д. С детьми мы проводили эксперименты с молоком, развлечения тематические, дидактические игры. Оформили фотовыставку «Мы исследователи»
. В результате проекта
родители оценили необходимость, значимость и пользу молока для маленьких детей, а у большинства детей сформирована потребность в употреблении молока и его пользе. Пополнилась картотека дидактических и сюжетно-ролевых игр по данной теме. Оформлена фотовыставка «Мы исследователи»
. По проектам
«Давайте познакомимся»
, и
«Семейные традиции»родители активно включились в работу и представили фото-презентации своего генеалогического дерева.
Работа с родителями.

Для себя я разработала некий критерий, который позволил мне оценить активность родителей и их включенность в педагогический процесс.Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей. Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения. Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации. Родители –наблюдатели. Изменение восприятия родителейкак участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же»

.

Подрастающее поколение будет таким, какой будет его семья. Признание приоритета семейного воспитания требует иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Прежде всего, их новизна определяется понятием “взаимодействие”, которое представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Я стремлюсь к тому, чтобы и дети, и родители чувствовали себя в ДОУ комфортно, а также к тому, чтобы родители были уверены в поддержке своих воспитательных действий. В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей, а именно совершенствование форм и методов сотрудничества ДОУ и семьи во всестороннем развитии ребенка.

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи активно использую инновационные формы и методы:

• презентация образовательной деятельности ДОУ;

• фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение проблем семей воспитанников;

• информационные буклеты;

• организация «Дней открытых дверей.»

• совместное проведение досугов;

• групповые встречи – практикумы, мастер-классы, круглые столы, дискуссии, видеопрезентации;

«День Портфолио»

— оформление папки успехов и достижений своего ребёнка ежемесячно;

• тематические досуги «Моя семья»

,
«Новогодний калейдоскоп»
,
«Защитники Отечества»
, «Путешествие в музей

• вовлечение в конкурсы (осенних поделок, кормушек для птиц, снежных построек, новогодних игрушек);

• оздоровительные праздники «Папа, мама, я – дружная семья»

,
«От простуды босиком»
;

• совместные развлечения в рамках ООП «Безопасность»

.

• театрализованные представления для детей с участием родителей «Живая шляпа.»

,

«Приключения Почемучки»

.

Опираясь на данные позиции, я приветствую любые формы включения родителей в жизнь детского сада.Для этого:

• Информирую родителей обо всем, что происходит или будет происходить в группе и в детском саду.

• Приглашаю к обсуждению текущей ситуации в развитии ребенка и принятию решения о дальнейших совместных действиях педагогов, специалистов и родителей, способных обеспечить успешное развитие воспитанников.

• Предлагаю творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяющие наладить доверительные отношения с ребенком, и одновременно поучаствовать в образовательном процессе.

• Призываю к участию родителейв методических мероприятиях: изготовление костюмов, игрового материала, видеосъемка.

В нашей группе были организованы «Дни добрых дел»

, когда
родители помогали ремонтировать игрушки, мебель или книги, изготавливали дидактический материал для игр, убирали на участке листья или снег, делали косметический ремонт группы, занимались озеленением и оформлением участка летом. Совместно с родителями я создавала предметно – развивающую среду в нашей группе.
В своей профессиональной деятельности я пользовалась примерным кодексом общения с родителями:

• Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.

• Всегда улыбаться родителям и детям.

• Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.

• Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.

• Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.

• Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.

• В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Работа с педагогами.

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.

Оказание помощи педагогам взаимодействии с радетелями осуществляю через организацию психолого – педагогического просвещения педагогов. Воспитателям требуется педагогическая, психологическая помощь в решении проблем «Воспитатель – родитель»

.Для этого провожу для педагогов :

— презентации;

— открытые занятия с привлечением родителей;

— педагогические беседы за круглым столом;

— семинары;

Мониторинг результатов работы:

Использую в работе диагностические методики, адресованные воспитателям, родителями детям. Эти методики помогут определить, эффективна ли работа по педагогическим технологиям социализации в дошкольной организации, на сколько педагоги понимают задачи и как решают их, как оценивают свою работу, как выстраивают общением с воспитанниками и взаимодействия с их родителями; довольны ли родителя организацией воспитательного процесса в детском саду, участвуют ли в жизни ДОО, которую посещает их ребенок. Какие методы его воспитания используют дома, понимают ли родителя своего ребенка; интересно ли ребенку в детском саду, комфортно ли ему в своей семье и т. д.

Для воспитателей:

Анкета «Готовность к инновации»

Анкета «Саморегуляция поведения дошкольников»

Анкета «Результаты года в ДОО»

Для детей:

Беседа «Мой детский сад»

Наблюдение «Сформированность социальных навыков у детей»

Диагностическое задание «Рисунок семьи»

Для родителей:

Анкета «Родитель о детском саде»

Анкета «Родители о самостоятельности детей»

Анкета «Итоги года. Родители»

Заключение.

Всей своей работой я старалась доказывать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Семья и детский сад – это два воспитательных феномена, каждый из которых по–своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Список литературы.

1. Н. П. Гришаева «Современные технологии эффективной социализации ребенка в ДОО»

2. Кемпбелл. Р. «Как по – настоящему любить своего ребенка»

3. Еремеева В. Д. «Мальчики и девочки два разных мира»

4. Григорьева А. А., Сметанина В. И. «Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]