Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках ФГОС


Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках ФГОС

Надежда Королева

Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках ФГОС

Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессионально педагогическая работа с подрастающим поколением. Дошкольный возраст – чувствительный период, характеризующийся быстрыми изменениями в когнитивных способностях, физическом, языковом, социальном и эмоциональном развитии ребенка. Заложенные в раннем возрасте положительный опыт и база для успешного развития и обучения создает прочною основу будущего развития ребенка. Это и определяет социокультурную значимость дошкольного образования.

С 2013г. вступил в силу федеральный закон «Об образовании в Российской федерации»

№273-ФЗ, и утвержденный Советом Министерства
образования и науки РФ федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, который отражает согласованные социально-культурные и общественно-государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.
Методологической и теоретической основой ФГОС ДО выступили:

ФГОС ДО нацелен на:

Задачи ФГОС ДО:

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие

индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)

;

обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого)

.

Ключевой принцип стандарта – поддержка разнообразия ребенка и, соответственно, переход от диагностики отбора к диагностике развития.

Основой содержания дошкольного образования определены

5 направлений, образовательные области соответствующие основным линиям развития ребенка:

В тексте документа не употребляется слово «занятие»

, но это не означает переход на позиции
«свободного воспитания»дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие»
рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.

Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Поскольку дошкольник – человек играющий, в стандарте закреплено, что обучение должно входить в жизнь ребенка через «ворота детской игры»

, а именно через сюжетные игры, в том числе сюжетно-ролевые, режиссёрские игры и игры с правилами. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности
дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие. А необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса (отказ от специально организованной деятельности)
уже давно назрела.Приобретение ценного для ребенка опыта также предполагается:

в двигательной деятельности, в том числе в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др., а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх;

в коммуникативной деятельности (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения);

в познавательно-исследовательской деятельности (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)

;

в элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе)

;

в процессе восприятия художественной литературы и фольклора;

в процессе конструирования из различных материалов (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и т. д.);

в изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

;

в музыкальной деятельности (пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах).

ФГОС ДО подразумевается, что образовательные организации дошкольного образования будут самостоятельно разрабатывать и утверждать свои основные образовательные программы на основе ФГОС ДО и с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования, которые будут составлены опытными разработчиками и размещены в федеральном реестре.

В отличие от других стандартов, ФГОС ДО не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным в ФГОС принципам:

развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

необходимости и достаточности (соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»

);

интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

комплексного построения образовательного процесса (для мотивации образовательной деятельности планируется использовать не набор отдельных игровых приемов, а обеспечивать усвоение образовательного материала детьми в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для них событий);

решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей;

взаимодействия с родителями (родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности, т. е. они должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями).

Таким образом, можно сказать, что делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания»

в подлинную
систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, обучении и развитии.
В заключение хочется отметить, что перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на качественные изменения в данной сфере. Ведь ФГОСДО содержит следующие положительные моменты:

1) стремление сделать жизнь детей в детском саду более осмысленной и интересной;

2) создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития каждого ребенка, интересы группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;

3) попытку повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области;

4) отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения;

5) стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка.

Используемые материалы

1. Перспективы развития дошкольного образования. [Электронный ресурс] –Режим доступа: https://ds11.edumsko.ru/activity

/fgos/articles/perspektivy_razvitiya_doshkol_nogo_obrazovaniya#showall

2. Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных стандартов. [Электронный ресурс] –Режим доступа: https://sch1018.mskobr.ru/files/perspektivy_razvitiya_sistemy

_doshkol_nogo_obrazovaniya_v_ramkah_federal_nyh_gosudarstvennyh_standartov.pdf

3. Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 13.06.2013 г. и 07.07.2013 г.

4. Федина Н. В. Психология образования в поликультурном пространстве. – 2010. – Том №1.

Колесо ценностей

— На чем конкретно базируется ваша образовательная система?

— В своей работе мы исходим из единства восьми направлений. Это своего рода колесо ценностей, где необходима каждая спица. К примеру, одно из ключевых наших направлений — дружба, следующее — семья. Конечно, это совсем разные виды ценностей, но есть то, что их объединяет: человеческие отношения. Социальные психологи утверждают, что на 80 процентов ощущение счастья зависит от того, как люди общаются друг с другом.

Или, например, для нас важна тема здоровья детей. С этой темой связана ценность правильного питания, так как даже маленький ребенок должен понимать, какая еда вредная, а какая приносит пользу. Важна ценность физического развития, спорта. Помните, как в Древней Греции все были атлетами, постоянно тренировались. Как говорится, в здоровом теле здоровый дух. Ребенок должен быть физически развит, это очень важно. Но смущает следующее: когда дети попадают в начальную школу, что с ними происходит? Они начинают носить огромные тяжелые рюкзаки, постоянно сидят за партами, мало двигаются — это не просто портит осанку, но и оставляет последствия на всю жизнь, убивается физическое здоровье. Зачем?

Другая ценность — творчество. Причем я считаю первоочередным музыкальное развитие. Если посмотреть на высшее общество Российской империи, да и других стран, то игра на музыкальных инструментах не считалась чем-то выдающимся. В старых фильмах любой человек мог сесть за рояль и сыграть какое-либо произведение. Это важно, потому что создает определенное эстетическое восприятие мира. Человек, когда слышит классическую музыку, духовно наполняется. Он замечает прекрасное. У него работают оба полушария. Он более уравновешен.

Ответственность, способность отвечать за свой поступок — еще одна наша ценность. Сегодня многие дети, когда что-то натворят, говорят: «Ой, а это не я сделал, это кто-то». А мы с раннего детства формируем навык: раскидал игрушки — пойдем собирать. Ты обидел — пойдем разбираться, просить прощения. Во взрослой жизни некоторые тоже разводят руки: «Я звонил — не дозвонился». Это же безответственность. Или жалуются: «Моя презентация никому не понравилась». А что ты сделал, чтобы ее улучшить? Вот позиция ответственности, когда в чем-то приходится переступать через себя.

Поэтому следующая ценность — поиск знаний. Детям следует прививать навык способности саморазвития. Не знания делают человека человеком, а поиск знаний. Не нужно говорить «я не знаю», а нужно думать, где узнать, у кого спросить, с кем посоветоваться. Ты не должен быть умнее всех. Это нормально, когда не все знаешь. Да этого и не требуется. Сегодня достаточно, к примеру, просто иметь смартфон. Но человек должен не просто находить новые знания, но, главное, уметь их применять в жизни.

И наконец, этикет, манеры, правила поведения в обществе. Сейчас любят говорить: «У меня характер такой». А на самом деле скажите, как это называется?

— Невоспитанность.

— Именно. Есть люди, которые вообще не здороваются. За границей так и говорят: «А мы знаем, что вы русские, потому что вы не здороваетесь». Но ведь это нормально — улыбаться и здороваться, это хороший тон. Мне кажется, мы единственная нация, которая радуется, что хорошо отдохнули в другой стране, если рядом не было русских. Сегодня многие дети озлоблены, они не знают, как себя вести со старшими. Попробуйте пройти мимо школы или зайдите на детскую площадку — там вообще слышен мат. А мы должны быть продолжателями настоящих русских традиций.

— А как вы это понимаете, учитывая, что Россия — многонациональная страна?

— Мы не связываем это с национальностью. Продолжателем русских традиций может быть и узбек, и казах, и француз. Это любой человек, который живет в России, принимает на себя ее историю, разделяет ценности и культуру нашей страны. Во всем мире говорят о русской литературе, о русском балете, о русских художниках, музыкантах, ученых. Но мы уже не являемся наследниками Российской империи, потому что за последние сто лет наша страна была разрушена три раза. Сейчас мы живем уже в другой стране, которая очень молодая. Конечно, мы обязаны создавать новые авторитеты, но нельзя забывать о наследии. Это все равно все наше. Мы должны проанализировать, к примеру, как так получилось, что в Российской империи девятнадцатый век выдал золотое поколение? Это была не генетика, а технология, которую мы можем с легкостью повторить.

— И как, по-вашему, можно повторить эту технологию?

— Приведу спортивный пример, потому что спорт всегда измерим. Там есть цель, определенные показатели и не бывает нескольких первых мест. В девяностых годах сборная Бельгии по футболу была ниже сотого места. Сегодня же это золотая сборная, самая дорогая в мире. Но большинство людей считают, что просто так звезды сошлись. Нет же, это чистая технология. Тренер Мишель Саблон, который переформатировал бельгийский футбол и вывел его на мировой уровень, стал работать не с взрослыми футболистами действующей сборной, а с детскими и юношескими школами. Он обратил внимание, что даже шестилетние дети играли в большой футбол, разбиваясь на команды по одиннадцать человек, на огромном поле. В результате среднестатистический ребенок за девяносто минут касался мяча всего две минуты. Это был изначально неправильно организованный тренировочный процесс. Как дети могут быть виртуозами с мячом, когда его не видят? В раннем возрасте гораздо важнее овладеть не тактическими знаниями, а технической стороной. Идея Саблона заключалась в том, чтобы дети постоянно взаимодействовали с мячом. Сначала они учились играть в командах по два человека на маленьком поле, затем поле увеличивали и расширяли количество игроков до шести, восьми и так далее. Сегодня эти дети, те же Эден Азар, Тибо Куртуа или Кевин де Брёйне, — лучшие футбольные игроки в мире. На мой взгляд, подобным образом можно переформатировать и весь образовательный процесс. Для этого не потребуется ста лет, достаточно лишь смены поколения в пятнадцать-двадцать лет.


Smile Fish

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]