Значение зарядки под музыку в детском саду
Ирина Нарожнева
Значение зарядки под музыку в детском саду
Методические указания по проведению музыкальной зарядки в ДОО
Традиционно распорядок дня в детском саду включает в себя утреннюю гимнастику. Она проводится в промежутке между приёмом детей в ДОО и завтраком. Недопустимо пренебрежительное отношение к зарядке, ведь это — важная составляющая двигательной активности дошкольников. Регулярное выполнение гимнастических упражнений в первой половине дня способствует укреплению здоровья в целом и стимулирует защитные функции организма.
В идеале общеукрепляющие упражнения проводят сразу после пробуждения. Однако ритм современной жизни не всегда позволяет родителям выполнить зарядку с детьми дома. Пробуждающая гимнастика возможна только в условиях круглосуточных детских садов, где дошкольники пребывают 5 дней в неделю. Такая зарядка позволяет бережно разбудить организм, поднять мышечный тонус и настроить малышей на рабочий лад. Гимнастические упражнения после сна помогают организму быстро прийти в тонус. Старшее поколение хорошо помнит, как по утрам мелодия пионерской зорьки призывала ребят по всей стране к построению на зарядку. Упражнения выполнялись под музыкальное сопровождение по чётким указаниям диктора. Похожие гимнастические комплексы в советское время включались в режим дня детских садов и оздоровительных лагерей. Эти блоки упражнений под музыку в настоящее время пересмотрены и дополнены игровыми и развивающими методиками.
Выполнение зарядки по утрам настраивает дошкольников на рабочий лад. Почему рекомендуется проводить зарядку в детском саду под музыку? Звуковое сопровождение, на первый взгляд, развлекает ребят. Большинство мелодий и песен для утренней гимнастики имеют мажорный лад и действительно вызывают у детей положительные эмоции. При этом использование музыкального сопровождения помогает в решении многих организационных и развивающих задач.
Функции музыкального сопровождения утренней гимнастики
Музыка при выполнении зарядки в детском садувыполняет ряд функций:
• Сигнал к началу и завершению упражнений. Мелодия помогает детям сориентироваться, когда начинать движение, а когда пора остановиться. Младшим дошкольникам бывает сложно сориентироваться по словесной команде инструктора, поэтому все движения на зарядке с воспитанниками 1,5–4 лет выполняются под музыку.
• Определение темпа элементов зарядки: маршировки, бега, прыжков, наклонов, поворотов, махов. Группа должна синхронно выполнять движения. Ориентироваться на ритм музыки детям доступнее, чем на движения одногруппников. Во время ходьбы не собьёшься, если шагаешь в ритм звучащему маршу.
• Указание на характер упражнений. Медленная мелодия подразумевает плавные движения, быстрая — ритмичные действия. Музыка способствует выразительному выполнению зарядки, дети стремятся делать упражнения не механически, а эмоционально.
• Развитие музыкальных способностей. Музыка сопровождает ребят на различных занятиях и мероприятиях в детском саду. Воспитанники учатся слушать и понимать мелодии и песни на занятиях с музыкальным руководителем, во время подготовки к утренникам, на тематических досугах, в театральном уголке. Умение воспринимать красоту музыки приходит постепенно. Аудиозарядка развивает у детей чувство ритма, способность распознавать эмоциональные интонации мелодии и их оттенки.
• Терапевтический эффект. Прослушивание музыки создаёт бодрое настроение, препятствует переутомлению и появлению негативных эмоций.
Это интересно. Прослушивание музыки, помимо всего прочего, оказывает положительное воздействие на развитие интеллектуальных способностей дошкольников.
Выполнение физических упражнений под весёлую музыку вызывает у ребят улыбку и радость
Утренняя гимнастика проводится в предварительно проветренном помещении: в группе, спортивном или музыкальном зале. Воспитатель и дети надевают удобную одежду и обувь, желательно комплект для занятий физкультурой (девочки могут надевать гимнастические купальники)
. В тёплое время года
зарядкурекомендуется выполнять на улице: на участке группы или спортивной площадке.
Для физических и танцевальных тренировок нужно надевать спортивную форму — она удобна и эстетична.
Музыкальные композиции подбираются для полного комплекса зарядки: вводной, основной и заключительной частей. Лучше всего, когда дети занимаются под аккомпанемент музыкального руководителя.Но это невозможно для ежедневной практики: каждая группа делает зарядку в одно и то же время (перед завтраком, а музыкальный руководитель и зал — в единственном числе. Под живое музыкальное сопровождение проводят зарядку-путешествие, танцевальную зарядку, а также открытый показ зарядки.
Под живой аккомпанемент может выполняться зарядка в форме путешествия или с участием сказочных персонажей
Зарядка, проведённая в необычной форме, поможет быстро вовлечь всех воспитанников в процесс выполнения упражнений и настроит на дальнейшие занятия в детском саду.
Песни и мелодии, как правило, воспроизводятся на магнитофоне или музыкальном центре. Удобно сохранять аудиотреки для зарядки в папках с названиями гимнастических комплексов на компьютере или ноутбуке. Музыку должно быть хорошо слышно в любом месте помещения, при необходимости воспитатель подключает к компьютеру аудиоколонки.
Инструктор может использовать проигрыватель и колонки для проведения музыкальной зарядки. Использование ИКТ (информационно-коммуникативных/информационно-компьютерных технологий)
приветствуется в работе педагогов
детского сада. На занятии по утренней гимнастике можно применять интерактивную доску или полотно для показа картинок (в тематической и сюжетной зарядке, анимационные или другие весёлые ролики в качестве напоминания движений.
Каждый этап зарядкисопровождает аудиозапись соответствующего темпа и мелодики:
•вводный этап: ритмичная музыка умеренного темпа активизирует внимание детей, под неё выполняется короткая разминка;
•основной этап: песни и мелодии умеренного и высокого темпа для выполнения общеукрепляющих упражнений и непрерывного бега (в конце)
;
•завершение: спокойная музыка для проведения малоподвижной игры или дыхательных упражнений.
Каждому этапу зарядки должна соответствовать музыка определённого темпа. Воспитатель составляет картотеку музыкальных зарядок. Для каждой темы указываются названия аудиокомпозиций и список упражнений к ним.
Некоторые упражнения утренней гимнастики под музыку (особенно танцевальные элементы)
выполняются со звуковыми атрибутами: бубнами, погремушками (самодельными маракасами, трещотками, колокольчиками. На
зарядке используются музыкальные инструменты, с игрой на которых дети уже знакомы. Во время выполнения упражнений тренируется навык элементарного музицирования — попадания в такт.
Зарядка под музыку в первой младшей группе
Как и все физкультурные мероприятия, зарядка под музыку в первой младшей (ясельной)
группе имеет свои организационные особенности в соответствии с ФГОС
(Федеральным государственным образовательным стандартом)
:
• длительность утренней гимнастики составляет 4–5 минут;
•рекомендуется использовать фольклорные тексты: заклички, запевки, частушки;
• в течение учебного года осваиваются и закрепляются различные виды зарядки;
• зарядка с детьми 1,5–3 лет проводится под музыку и весёлые песенки, выполняются в основном движения-имитации и называемые в песне действия (подражательные движения)
.
Короткие музыкальные композиции помогают малышам понять образ, движения которого они будут имитировать в упражнении. Например, ребятам предстоит показать, как котёнок двигает лапками, выпускает коготки, ловит игрушки. Песня на слова стихотворения «Цап-царап»
(
«У котёнка лапки — мягкие подушки»
) Р. Алдониной подсказывает малышам, что в начале упражнения движения должны быть плавными, а потом резкими.
Музыкально-игровая гимнастика
Ирина Ильчевская
Музыкально-игровая гимнастика
Обычно воспитатель дает музыкальному руководителю комплекс утренней гимнастики, и тот подбирает музыку ко всем основным движениям и упражнениям. Затем дети выполняют эти упражнения, передавая ритм музыки. Но однажды я решила изменить традиционную зарядку на более интересный вариант, чтобы детям такие упражнения доставляли удовольствие и заряжали позитивной энергией на весь день. Как то на глаза мне попался текст, где в стихотворной форме описывались явления природы, повадки зверей, домашних животных, птиц, насекомых. Я начала читать текст и сразу в голове зазвучала музыка, как бы фон для стихотворных строчек. Это была всем известная мелодия из передачи «В мире животных»
. Я сама не заметила, как с увлечением выполняю движения по тексту под эту красивую мелодию. Далее я предложила воспитателю свой вариант
гимнастики, ознакомила с содержанием и вот уже вместе с детьми мы воплотили идею в жизнь. Вы бы видели, как загорелись глазки у ребят, с каким удовольствием они все выразительно выполняли, радости не было предела. Комплекс превратился в музыкальную игру с характерными движениями. Новая форма проведения утренней гимнастики помогает детям войти в образ, включить воображение, перевоплотиться в того или иного персонажа по тексту, а также снять мышечное напряжение и раскрепоститься. В дальнейшем ребенку будет проще и интереснее играть в сюжетно-ролевые игры.
Я предлагаю вашему вниманию эту необычную зарядку-музыкально-игровую гимнастику для детей дошкольного возраста.
В небе солнышко плывет – поднять руки вверх
Сильный ветер травку гнет- качают руками (ветерок)
В ручейке журчит водичка- руки в замке изображаем волну
Машет хвостиком лисичка- повороты туловища вправо-влево
Слон кивает головой- киваем
Ловит белка хвостик свой- повороты туловища вправо-влево с хлопками
Прыгает и скачет зайка молодой- прыжки на двух ногах
Чешется собачка заднею ногой- поочередное сгибание ноги в колене за другую ногу
Корешки медведь копает- наклоны туловища к носочкам ног
Квочка листья разгребает- «вытираем поочередно ножки об пол»
Рыбку ловит дикий кот- наклоны туловища вперед с хлопком перед собой
В речке уточка плывет- присесть на корточки и покачиваться вправо-влево
Быстро прыгает лягушка- прыжки по- лягушачьи
Навострил зайчишка ушки- показать ушки-намакушке
Тихо бабочка сидит- медленно встают, одну ногу согнуть (цапля,руки на поясе
Под водою рыбка спит- сложить ладошки вместе и двигать змейкой перед собой
Спинку выгнул червячок- встать прямо руки вверху соединить ладошки
Надул щечки хомячок- надуть щечки и. п. тоже
Тихо облака плывут- покачивание корпуса вправо-влево, ноги на ширине плеч,выдох и все вместе говорят последнюю фразу:
ВСЕ ЗДОРОВЫМИ РАСТУТ!
Может кто из коллег заменит некоторые движения или полностью придумает что-то свое- это ваша фантазия и творчество, а я только лишь поделилась с вами своей идеей. Дерзайте, друзья мои, ведь все создается для наших любимых воспитанников!