Утренняя гимнастика как часть образовательного процесса в детском саду
О важности выполнения физических упражнений после пробуждения известно всем родителям. Но в условиях современной жизни не всегда удаётся соблюдать правильный режим дня. Приём детей в детский сад начинается с 7:00, и многих ребят родители приводят без зарядки и без завтрака. Поэтому примерное начало буднего дня у дошкольников таково:
- 6:30–7:00 — подъём, утренний туалет дома;
- 7:00–8:10 — приём в группу детского сада;
- 8:10–8:30 — утренняя гимнастика;
- 8:30–9:00 — завтрак.
Для чего нужна зарядка? – Это вовсе не загадка — Чтобы силу развивать И весь день не уставать.
П. А. Синявский
Утренняя зарядка призвана взбодрить детей и обеспечить положительный эмоциональный настрой
Дети должны расти здоровыми, чтобы легко формировались необходимые умения и навыки, активно развивались способности. Здоровый ребёнок восприимчив к обучению, понимает требования воспитателя, в нём укрепляется естественный интерес к познанию. Поэтому зарядка является регулярным занятием в детском саду. Цели утренней (гигиенической) гимнастики в ДОУ — сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, создание положительного эмоционального тонуса.
Выполнение зарядки укрепляет и физическое, и психическое здоровье — ребёнок испытывает положительные эмоции
Утренняя гимнастика — часть режима двигательной активности детей. Она представляет собой комплекс физических упражнений для мышц и суставов. Зарядка для дошкольников часто дополняется элементами дыхательной гимнастики и пальчиковыми играми. Утренние упражнения могут сочетаться с приёмами закаливания. Кроме здоровьесберегающих функций, зарядка выполняет значимую роль в развитии психических процессов, коммуникативных способностей, расширении познавательных интересов. Утренняя гимнастика является одним из инструментов воспитания всесторонне развитой личности.
В процессе выполнения упражнений у дошкольников тренируется внимательность
Интересный факт. Во время выполнения зарядки активно вырабатывается эндорфин — гормон радости. Он отвечает за хорошее настроение и блокирует негативные эмоции.
Таблица: задачи утренней гимнастики в разных группах детского сада
Область развития | Первая и вторая младшие группы (1,5–4 года) | Средняя группа (4–5 лет) | Старшая и подготовительная группы (5–7 лет) |
Физическое развитие |
|
|
|
Психическое развитие |
|
|
|
Нравственное развитие |
|
|
|
Выполнение утренней гимнастики помогает организму пробудиться
Виды утренней гимнастики
Комплексы утренней гимнастики реализуются в общих принципах:
- доступность: упражнения и игры соответствуют физической подготовке дошкольников, объяснения и показ понятны;
- эффективность и польза: зарядка развивает детей, улучшает их физическое состояние;
- позитивность: воспитанники ДОУ выполняют зарядку для хорошего настроения, если ребёнок не расположен к физической активности (болен, расстроен), его не принуждают заниматься.
Чтобы зарядка вошла в привычку у детей, она должна увлекать их и приносить радость. Для создания устойчивой мотивации дошкольников к выполнению утренней гимнастики воспитатель подбирает интересные упражнения, проводит занятие в игровой форме или привлекает необычный инвентарь. Рассмотрим подробнее, какой бывает зарядка в детском саду.
Общеразвивающая гимнастика — простой комплекс упражнений, не объединённых каким-либо сюжетом, направлен на стимулирование двигательной активности. Выполнение движений, как правило, проходит по стихотворным текстам или под музыкальное сопровождение. Аудиозарядка проводится в детском саду с первой младшей группы, мелодия помогает малышам почувствовать темп движений. Утренняя гимнастика может проводиться под «живой» аккомпанемент в музыкальном зале или с использованием аудиозаписей.
Видео: утренняя гимнастика «Пионерская зорька»
«Пионерская зорька» была знакома всем детям в СССР. Каждое утро бодрый голос диктора на всесоюзном радио приветствовал октябрят и пионеров. Звучала приятная инструментальная музыка и давались чёткие команды к движениям. В настоящее время происходит переосмысление и переоценка деятельности пионерской организации, движение продолжает существовать, сохраняя проверенные временем методы советской педагогики. Классическая зарядка под бодрую музыку проводится в детских садах и школах.
Физические и игровые упражнения могут быть объединены какой-либо темой в соответствии с рабочей программой. Тематическая гимнастика в детском саду связана с природным календарём и праздниками: «Осень», «Зима», «Весна», «23 Февраля», «8 Марта», «День космонавтики» и др. Общей теме посвящены песни, мелодии, стихотворный материал, атрибуты, ролевые маски или шапочки.
Видео: тематическая утренняя гимнастика «Зима» в средней группе
Сюжетная зарядка — комплекс упражнений, объединённых какой-либо темой или построенных по незамысловатому сюжету. Младшие дошкольники любят истории и стихотворения про животных, с ними проводятся «Птичья зарядка» и «Зарядка про зверят». Для ребят старшего возраста интересны комплексы «Тренировка будущих космонавтов», «Аты-баты, мы солдаты», «Морское путешествие». Упражнения в сюжетной гимнастике связываются вымышленной историей или познавательным рассказом: о повадках животных и птиц, о службе в армии и на флоте, о подготовке космонавтов и т. д.
Видео: утренняя зарядка «Путешествие в Мурляндию» для детей 3–4 лет
«Путешествие в Мурляндию» — прекрасный образец утренней гимнастики для детей младшего возраста. Воспитатель подготовил комплекс упражнений совместно с музыкальным руководителем: во время зарядки звучат замечательные ритмичные мелодии, исполняются песенки. Помещение оформлено изображениями с кошками и плюшевыми игрушками. На лицах детей и педагога нарисованы усы. Ребята с радостью стремятся попасть в волшебную страну, выполняя для этого задания, и сами «перевоплощаются» в котят.
Утренняя гимнастика на кроватях и пижамная зарядка — упражнения, которые выполняются непосредственно после пробуждения. Этот вид зарядки возможен в круглосуточных ДОУ и детских садах-пятидневках, где дошкольники проводят полный день, в т. ч. остаются на ночь. Пижамная гимнастика помогает проснуться всему организму: происходит активное насыщение тканей и внутренних органов кислородом — мышцы и головной мозг приходят в тонус. Про ребёнка, выполняющего гимнастику сразу после подъёма, не скажут: «Поднять — подняли, а разбудить — забыли».
Видео: гимнастика после сна в детском саду
Пробуждающая гимнастика проводится также и в середине дня — после тихого часа. Комплексы упражнений для первой и второй половины дня используются одинаковые — направленные на бережное пробуждение организма. Как показано в видео, правильно выполнять упражнения под тихую медленную музыку. Можно использовать аудиозаписи звуков природы с инструментальным сопровождением (птичьи песни, звуки леса, шум дождя или моря).
К нетрадиционной зарядке относятся гимнастические комплексы с использованием необычного инвентаря. Это самодельные предметы из бросового материала: эспандеры, сенсорные коврики и дорожки, погремушки, гантели из пластиковых бутылок. Под контролем инструктора по физической культуре проводится зарядка с элементами аэробики (на степ-платформах) и применением спортивных тренажёров (мини-батутов, беговых дорожек).
Видео: утренняя гимнастика на степ-платформах в подготовительной группе
Как мы видим, зарядку проводит инструктор в спортивном зале. Степ-платформа кажется простым атрибутом. Но неправильная техника упражнений в аэробике может привести к чрезмерной нагрузке на суставы и даже травмам. Для проведения такой зарядки недостаточно консультации физкультурника, необходим постоянный контроль за аэробной нагрузкой.
Методика проведения утренней гимнастики в детском саду
Утренняя зарядка проводится воспитателем по заранее составленным комплексам. Физические упражнения и подвижные игры согласуются с программой по физическому развитию: дети выполняют знакомые движения, во время зарядки не обучают новым играм. Гимнастические комплексы включают:
- общеразвивающие упражнения для крупной и мелкой мускулатуры;
- дыхательные упражнения и упражнения для укрепления сердечно-сосудистой системы;
- строевые упражнения и игры: на построение, перестроение, повороты.
Для каждой группы детского сада планируется 10–12 комплексов утренней гимнастики. Они повторяются в течение учебного года с постепенным усложнением упражнений, дополняются новыми образами, стихотворными текстами, музыкой.
Утренняя гимнастика включает строевые упражнения, например, построение в колонны
Таблица: этапы проведения утренней гимнастики
Этап гимнастики | Содержание |
Сбор на зарядку, построение |
|
Ходьба |
|
Бег |
|
Прыжки |
|
Общеразвивающие упражнения |
|
Бег в быстром темпе |
|
Окончание зарядки |
|
Во время выполнения гимнастических упражнений у детей прорабатываются различные группы мышц
Рекомендации по проведению зарядки
Утренняя гимнастика проводится в просторном светлом помещении — в группе, музыкальном или спортивном зале. Комната хорошо проветривается перед началом занятия. Педагог и воспитанники надевают удобную одежду и обувь, желательно спортивную форму. Гимнастика после пробуждения (в круглосуточных садах) проводится без предварительного переодевания — рядом с кроватями, в пижамах или майках-трусах.
Одежда для зарядки должна быть удобной, эстетично смотрится одинаковая спортивная форма на воспитанниках
В тёплое время года утреннюю гимнастику рекомендуется проводить на свежем воздухе — на групповой площадке. Характер и интенсивность упражнений подбираются воспитателем в соответствии с температурным режимом и одеждой детей: чем холоднее на улице, тем активнее физическая активность. Осенью с наступлением заморозков и зимой зарядка проводится на улице с достаточно подготовленными детьми с целью закаливания.
В тёплое время года воспитатель и дети выполняют утреннюю гимнастику на участке ДОУ
Воспитатель делает зарядку вместе с младшими дошкольниками: дети повторяют движения за взрослым. Начиная со средней группы, педагог даёт словесное описание упражнений, обращает внимание на трудные движения и демонстрирует технику выполнения. Дети 4–7 лет делают утреннюю гимнастику самостоятельно (если не предусмотрено занятие со специальным незнакомым инвентарём/тренажёрами). Для показа движений выбирается один из воспитанников. Педагог следит за выполнением упражнений всех детей, в индивидуальном порядке исправляет технические ошибки в движениях. Воспитатель делает отдельное упражнение вместе с ребятами, когда чувствует необходимость в напоминании движений (например, по названию упражнения дети не вспомнили всех движений или путают порядок действий).
Старшие дошкольники выполняют гимнастические упражнения без показа движений инструктором
Во время утренней гимнастики воспитатель использует устный счёт и словесные указания, чередует их, тем самым задаёт ри, «вправо-вправо, влево-влево» (выполнение наклонов корпусом). Когда инструктор становится наблюдателем, он обязательно продолжает считать (это нельзя поручать ребёнку, демонстрирующему движения). В старших группах к словесным указаниям добавляются жесты: движение рукой вниз — дети приседают на корточки, рука вверх — встают в исходное положение.
Для разновозрастной группы подбираются упражнения доступные всем ребятам. Приступают к выполнению каждого задания одновременно, действуют под счёт со словесными указаниями. Младшие заканчивают выполнять и отдыхают, старшие делают дополнительные подходы под счёт.
Когда показ движений осуществляет один из воспитанников, ритм зарядке задаёт воспитатель при помощи устного счёта
Таблица: примеры тематических комплексов для разных возрастных групп
Возрастная группа | Название комплекса | Содержание |
Первая младшая | «Барбарики» |
|
Вторая младшая | «Солнышко лучистое…» |
|
Средняя | «Осень золотая» |
|
Старшая | «ПДД» («Дорожное движение») |
|
Подготовительная | «Полетим в космос» |
|
Длительность утренней гимнастики
Общая продолжительность зарядки (от сигнала к сбору до команды разойтись после гимнастики) определяется возрастом детей:
- в первой младшей группе — 4–5 минут;
- во второй младшей — 5–6 минут;
- в средней — 6–8 минут;
- в старшей — 8–10 минут;
- в подготовительной — 10–12 минут.
Темп утренней гимнастики высок. На демонстрацию движений, словесные инструкции, раздачу атрибутов отводится как можно меньше времени. Чем старше воспитанники, тем короче промежуток между упражнениями.
На раздачу инвентаря должно уходить минимум времени, поэтому подбираются простые предметы для зарядки (например, верёвочка с грузом)
Таблица: примерный временной план утренней гимнастики «Барбарики» в первой младшей группе
Этап зарядки | Длительность |
Оргмомент, построение | 0,5 минуты |
Ходьба | 1,5 минуты |
Общеукрепляющие упражнения | 2 минуты |
Построение, завершение зарядки | 0,5–1 минута |
Таблица: примерный временной план утренней гимнастики «ПДД» в старшей группе
Этап зарядки | Длительность |
Оргмомент, построение | 0,5 минуты |
Ходьба и бег | 1,5 минуты |
Дыхательное упражнение | 1–1,5 минуты |
Общеукрепляющие упражнения | 3–5 минут |
Бег без перерыва | 0,5 минуты |
Восстановление дыхания, завершение зарядки | 1 минута |
Таблица: конспект зарядки «Утренняя гимнастика с котом Леопольдом» (фрагмент)
Автор | Афанасьева М., воспитатель МБДОУ Д/с №588, г. Екатеринбург, Свердловская обл. |
Цель | Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности. |
Вводный этап | Воспитатель загадывает загадку про кота и сообщает, что сегодня с ними проведёт зарядку кот Леопольд.
|
Основная часть | Комплекс ОРУ без предметов:
|
Заключительная часть |
|
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/utrenja-gimnastika-s-kotom-leopoldom.html |
Комплексы утренних гимнастик
(подготовительная группа)
Комплекс утренней гимнастики без предмета
№ | содержание | Темп | дозировка | Методические рекомендации |
1. | Вводная часть. Ходьба в колонне друг за другом, ходьба на носках, на пятках, с высоким поднимание колен к груди, спортивная ходьба, бег, ходьба. Перестроение в две колонны. | средний | 3 мин | Следить за дыханием, за осанкой |
2. | Основная часть. 1. И.п. ноги врозь, руки на пояс. Рывки прямыми руками назад (3-5р) – пауза. | Средний | 4-6 раз | Голову не Опускать |
2. И.п. ноги на ширине плеч, руки за спину. 1-3 пружинистые наклоны вперёд, касаясь руками пола. 4 — И.п. | Средний | 8 раз | Ноги не сгибать | |
3. И.п. о.с. руки на поясе. Поочерёдно прямую ногу вперёд на носок, пяткой внутрь, вернуться в и.п. То же другой ногой. | Средний | 8 раз | Ноги прямые | |
4. И.п. сидя ноги вперёд, упор сзади. 1-8 – вращать ступнями ног внутрь – пауза. 1-8 – то же наружу. | медленно | 5 раз | Ноги прямые | |
5. «Лодочка» И.п. лёжа на животе, ноги согнуть в коленях, ухватиться за щиколотки, прогнуться, грудь и бёдра вверх. Перекатиться, лечь свободно, кулаки под подбородок — пауза. | Средний | 6 раз | ||
6. И.п. ноги врозь, руки за спиной. 1-2 – поворот вправо (влево), обхватить плечи, голову опустить на грудь 3-4 – и.п. | Средний | 5 раз | Ноги не сгибать | |
7. И.п.о.с. 10 пружинок, 10 подпрыгиваний. Повторить, чередуя с ходьбой. | быстрый | 2-3 раза | Следить за дыханием | |
3. | Заключительная часть. Перестроение в одну колонну, ходьба, спортивная ходьба, бег, ходьба. | средний | 1,5 мин | Следить за дыханием |
Речёвка. Рано утром не ленись,
На зарядку становись!
Комплекс утренней гимнастики с гимнастической палкой
№ | содержание | темп | дозировка | Методические рекомендации |
1. | Вводная часть. Ходьба в колонне друг за другом, на носках, на пятках, обычная, ускоренная ходьба, бег, ходьба. Построение в две колонны. | средний | 3 мин | Следить за дыханием, за осанкой |
2. | Основная часть. «Мы штангисты» и.п. стоя, ноги слегка расставлены. 1- палку на грудь, 2- с силой вверх,3- на грудь, 4 –и.п. | Средний | 8 раз | |
«Гребцы» и.п. ноги на ширине плеч, палка в горизонтальном положении, поворот вправо, влево. | Средний | 6-8 раз | Держать палку в середине, ноги не сгибать | |
«Сумей сесть» и.п. лёжа на спине, палка в опущенных руках. 1- махом палку за голову, 2-3 махом палку вперёд, сесть,4- и.п. | Средний | 8 раз | Ноги не сгибать во время подъема | |
«Наклон в сторону» и.п. ноги крестно, палка за плечами на локтевых сгибах. 1-2 — наклон вправо, 3-4 – наклон влево – и.п. | Средний | 8 раз | Наклоняться строго в сторону | |
И.п. о.с. палка сзади в опущенных руках. 1-2 – присесть, поднимая палку. Спину прямо, колени разводить, пятки поднимать. | Средний | 8-10 раз | Спину прямо | |
«Вертушка» и.п. ноги на ширине плеч, палка на лопатках. 1-2 – поворот вправо, произнося «ш-ш-ш», 3-4 – в другую сторону, и.п. | Медленно | 5 раз | Ноги не сдвигать | |
«Подскоки» и.п. о.с. прыжком ноги в стороны, палка вперед, ноги вместе, палку вниз. | быстро | 4 раза по 5 прыжков | Чередовать с ходьбой | |
3. | Заключительная часть. Перестроение в колонну, ходьба, спортивная ходьба, бег с подскоками, ходьба. | средний | 1,5 мин | Следить за дыханием. |
Речёвка. По утрам зарядку делай
Будешь сильным, будешь смелым!
Комплекс утренней гимнастики без предмета
№ | содержание | темп | дозировка | Методические рекомендации |
1. | Вводная часть. Ходьба в колонне по одному, на внешней стороне стопы, змейкой, быстрая ходьба, бег, обычная ходьба. Построение в две колонны. | Средний | 3 мин | Следить за дыханием |
2. | Основная часть. 1. и.п. ноги параллельно, руки вниз. 1 – руки на пояс, 2 — руки к плечам, 3 – руки вверх, 4- и.п. | Средний | 8 раз | Спина прямая |
2. и.п. ноги на ширине плеч, руки на поясе, 1 – наклон вправо, 2- и.п., 3- наклон влево, 4- и.п. | Средний | 5 раз | Ноги не сгибать | |
3. и.п. ноги немного расставлены, руки внизу. 1- ногу согнуть в колене, подтянуть руками к животу, 2- и.п., 3- другой ногой, 4- и.п. | Средний | 6-8 раз каждой ногой | Спина прямая | |
4. и.п. ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1- наклон вперёд, дотянуться двумя руками до пола, 2 – и.п. | Медленно | 8 наклонов | Ноги не сгибать | |
5. и.п. сидя на полу, ноги согнуть в коленях, руки в упоре сзади, 1- поднять прямые ноги вверх, 2- и.п. | Средний | 8 раз | Следить за правильностью выполнения упражнения | |
6. и.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу. 1- перенести вес тела на правую согнутую ногу, упереться в колено руками, 2 – и.п., 3 – на левую ногу, 4 – и.п. | Средний | 6 раз | Следить за дыханием | |
7. Прыжки на одной ноге, со сменной ног. | Быстро | 30 сек | ||
3. | Заключительная часть. Построение в одну колонну, бег, ходьба. Упражнения на восстановления дыхания. | Средний | 1,5 мин | Следить за дыханием |
Речёвка. Мы зарядку не проспали
Физкультурниками стали
Знаем мы, что для страны
Люди сильные нужны.
Комплекс утренней гимнастики с короткой скакалкой
№ | содержание | Темп | дозировка | Методические рекомендации |
1. | Вводная часть. Ходьба в колонне по одному, на носках, на пятках, обычная, гусиным шагом, обычная, ускоренная, бег, бег змейкой, ходьба. Упражнения на восстановления дыхания. Построение в две колонны. | Средний быстрый | По 0,5 круга | Внимательно слушать задания воспитателя |
2. | Основная часть. 1. И.п.: стоя ноги врозь, скакалка сложена вдвое внизу. 1- поднять скакалку вверх, 2- опустить за голову, на плечи, 3 – скакалка вверх,4 – и.п. | Средний | 6 раз | Не наклонять голову вниз |
2. И.п.: стоя ноги врозь скакалка внизу. 1 – поднять скакалку вверх, 2 – наклон вправо, 3 – выпрямиться, 4 – и.п. То же влево. | Средний | 5 раз | Полный наклон туловища | |
3. И.п.: стоя ноги врозь, скакалка внизу. 1 – скакалку вверх,2 – наклон вперёд, коснуться пола, 3 – выпрямиться, 4- и.п. | Средний | 5 раз | не сгибать ноги в коленях | |
4. И.п.: лёжа на животе, скакалка в согнутых руках перед собой, 1 – прогнуться, скакалку вверх, 2 – и.п. | Медленно | 5 раза | не сгибать руки и ноги | |
5. И.п.: лёжа на спине, руки со скакалкой вверх. 1 – ноги вверх, скакалкой коснуться ног, 2 – и.п | Средний | 5 раз | ноги прямые | |
6. И.п.: стоя боком к скакалке. Прыжки боком через скакалку, продвигаясь вперёд, чередуя с ходьбой на месте. | быстрый | 2-3 раза | следить за дыханием | |
3. | Заключительная часть. Подвижная игра «Хитрая лиса». | 1 раз | Не нарушать правила игры. |
Речёвка. Чтоб расти и закаляться,
Будем спортом заниматься.
Текстовый материал для утренней гимнастики в ДОУ
Как и любому виду детской активности, зарядке сопутствует словесное творчество. Детский фольклор существует в подвижных играх и утренней гимнастике в форме коротких ритмичных текстов. С их помощью дошкольники зазывают товарищей на зарядку, подбадривают к продуктивной работе, сопровождают маршевую ходьбу, приветствуют друг друга и прощаются.
Утренняя зарядка, к сожалению, существует как активность, организованная взрослым. Стишки и девизы передаются не от ребёнка к ребёнку, а от педагога или родителя — младшему поколению. Поэтому в детском саду воспитатель побуждает ребят к заучиванию и повторению текстов, чтобы однажды они смогли их использовать в проведении гимнастики со своими детьми.
Речёвки для зарядки могут быть использованы в оформлении спортивного уголка в группе
Примеры речёвок для утренней гимнастики в детском саду:
- Чтоб расти и закаляться Не по дням, а по часам, Физкультурой заниматься, Заниматься надо нам.
- Приучай себя к порядку, Делай каждый день зарядку. Смейся-смейся веселей, Будешь-будешь здоровей.
- Всем известно, всем понятно, Что здоровым быть приятно. Только надо знать, Как здоровым стать.
- Пусть летят к нам в комнату Все снежинки белые! Нам совсем не холодно — Мы зарядку сделали.
- Малыши-крепыши вышли площадку. Малыши-крепыши сделали зарядку.
- Зарядка всем полезна, Зарядка всем нужна. От лени и болезни Спасает нас она.
- Зарядку делай каждый день: Пройдёт усталость, вялость, лень.
- Если кто-то от зарядки Убегает без оглядки, Он не станет нипочём Настоящим силачом!
Дети любят речёвки. Проговорить или прокричать девиз хором — это весело, как минимум. А главное, ощущается чувство сплочённости группы, благодаря не только произнесённой всеми вместе фразой, но и работе над общей важной целью — поддержанием здоровья.
Таблица: примеры тематических стихотворений для зарядки (составлено по материалам открытого доступа)
Тема | Текст стихотворений |
Про физкультуру |
|
Про животных |
|
Про природу |
|
Про сказки |
|
Конспект ритмической гимнастики
Упражнение на осанку. И.п. – основная стойка. На счет 1-4 поднять руки вверх, кисти отогнуть ладонями вниз. На 5-8 подняться на полупальцы и потянуться вверх всем телом. На 1-4 медленно опуститься на всю стопу, на 5-8 опустить руки вниз.
«Лиса и кот»
— Танцевальные шаги. И.п. – о.с. На 1-8 ходьба на месте с носка на всю стопу. На 1-8 ходьба в повороте направо. На 1-8 ходьба в повороте налево. На 1-4 ходьба вперед, на 5-8 ходьба назад. Основная часть. «
Гусь»-
Упражнение для мышц шеи. И.п.- о.с., руки заведены назад, кисти рук соединены. На 1-2 вытянуть подбородок вперед, на 3-4 вернуться в исходное положение. На 1-2 повернуть голову вправо, на 3-4 вернуться в исходное положение. На 5-6 повернуть голову налево, на 7-8 вернуться в исходное положение.
«Улитка»-
Упражнение для плечевого пояса. И.п. – о.с. На 1-2 поднять плечи вверх, на 3-4 опустить вниз На 1-2 поднять правое плечо вверх, на 3-4 опустить плечо вниз. На 5-6 поднять левое плечо вверх, на 7-8 опустить плечо вниз.
«Лягушка»-
Упражнение для рук и плечевого пояса. И.п. – стойка ноги на ширине плеч, руки открыты в стороны, ладони повернуть вперед, пальцы развести. На 1-2 присесть (колени в стороны) сгибая локти, постараться завести их за спину. На 3-4 вернуться в и.п.
«Колибри»-
Упражнение для рук. И.п. – о.с. На 1-2 поднять руки в стороны, ладони вниз, пальцы свободны. На 3-6 трясти кистями рук. На 7-8 вернуться в и.п.
«Слон»-
Упражнение для туловища. И.п. – ноги на ширине плеч. Правая рука вытянута вперед, левая рука обхватывает снизу правое плечо. На 1-2 наклон туловища вправо, на 3-4 наклон туловища влево, на 5-6 наклон вправо, на 7-8 наклон влево. На 1-2 поднять правую руку вверх, на 3-4 наклониться влево, на 5-6 повернуть туловище влево и вытянуть правую руку, на 7-8 вернуться в и.п. и поменять руки. Исполнить все упражнение с левой руки.
«Цапля»-
Упражнение для туловища. И.п.- ноги на ширине плеч, руки в стороны. На 1-2 наклон вправо, сгибая левую ногу в колене, левая рука вверх и вправо до касания ладони правой руки. На 3-4 и.п. На 5-6 наклон вперед, касаясь ладонями пола. На 7-8 вернуться в и.п. То же в другую сторону.
«Пантера»-
Упражнение для туловища. И.п. – ноги на ширине плеч, руки на бедрах впереди. На 1 наклон вперед, руки скользят по бедрам и останавливаются ниже колен, на 2 согнуть ноги до положения полуприседа, спину округлить, на 3 выпрямить колени, прогнуться, на 4 и.п. На 5 полуприсед с наклоном вправо, одна ладонь скользит по туловищу сбоку вниз, другая – вверх, на 6 и.п., на 7 полуприсед с наклоном влево, ладони скользят по туловищу, на 8 и.п.
«Мартышка»-
Упражнение для ног. И.п. ноги на ширине плеч. На 1-4 наклониться вниз, поставить руки на пол, «ходьба на руках» вперед (колени прямые), на 5-7 назад, на 8 и.п.
«Гусеница»-
Упражнение для ног. И.п. – ноги на ширине плеч. На 1-2 глубокий выпад вправо, опираясь руками о пол перед собой, на 3-4 перейти, не вставая, в глубокий выпад влево, упираясь руками в пол.
«Пони»-
Беговое упражнение. И.п. – о.с. Бег с высоким подниманием бедра на месте.
«Кенгуру»-
Прыжковое упражнение. И.п. – о.с. Прыжки на двух ногах на месте, вперед-назад, вправо-влево, в поворотах.
«Кошечка»-
Упражнение в положении сидя. И.п. – упор на коленях. На 1-2 выгнуть спину вверх, голову опустить, на 3-4 прогнуть спину вниз, голову поднять. На 5-6 сесть на пятки, руки оставить на месте, голову опустить, потянуться, на 7-8 вернуться в и.п.
«Ежик»-
Упражнение лежа на полу. И.п. – сидя на полу, ноги согнуты в коленях, руками обхватить ноги, лоб прижать к коленям. На 1-2 медленно перекатиться на спину, сохраняя позу, на 3-4 вернуться в и.п. Заключительная часть комплекса упражнений.
«Бабочка»-
Упражнение на гибкость. И.п. – сидя на полу, ноги согнуты, колени раскрыты в стороны, стопы сомкнуты, руки на коленях. На 1-8 пружинные движения колен вверх и вниз с помощью рук. На 1-4 наклон корпуса вправо, левая рука вверх – вправо, правая рука вниз – влево. На 5-8 наклон корпуса влево, правая рука вверх – влево, левая рука вниз – вправо.
«Павлин»-
Упражнение на расслабление. И.п. – сед на пятках, туловище и голова наклонены вниз, руки и спина расслаблены. На 1-2 поднимаясь в стойку на коленях, руки поднять вперед и вверх, на 3-4 вернуться в и.п., на 5-6 медленно поднять руки назад вверх, не поднимая головы, на 7-8 вернуться в и.п.
«Львенок»-
Упражнение на расслабление. И.п. – лежа на спине, руки заложить под голову, ноги согнуть в коленях. На 1-8 положить правую ногу на колено левой ноги. На 1-8 положить левую ногу на колено правой ноги.
Наглядные материалы для утренней гимнастики
С целью создания положительной мотивации к выполнению гимнастики используются тематические картинки, игрушки, элементы декораций. Наиболее часто привлекательные для дошкольников предметы используются во время гимнастики в младших группах — с их помощью дети легче включаются в игровую ситуацию. Важно учитывать, что внимание малышей первым делом сконцентрируется на игрушках и ярких изображениях, поэтому наглядных материалов должно быть немного. Воспитатель даёт время ребятам рассмотреть атрибуты. Малышам допускается сообщить, что после продуктивной тренировки они смогут поиграть с фигурками.
На приведённой выше видеозаписи зарядки «Путешествие в Мурляндию» отлично показано, как оформить пространство спортивного зала тематическими предметами — интересно и не перегружая внимание малышей.
По мере освоения ребятами общеукрепляющих упражнений воспитатель обращается к настенным плакатам. Рекомендуется иметь в спортивном уголке комплекты печатных схем с упражнениями для разных возрастных групп. Изучать плакаты можно в качестве напоминания порядка движений упражнения и техники выполнения.
Галерея: комплексы утренней зарядки в картинках
Каждый ряд картинок представляет собой схему выполнения упражнений
На плакате схематично изображён порядок выполнения упражнений с мячом и обручем
Настенный плакат напоминает детям исходную позицию, порядок действий и двигательную технику упражнения «Хлопки»
Какое исходное положение принять и как упражняться с кубиками, ребятам напомнит плакат
Изображение забавного персонажа на плакате привлечёт внимание самых маленьких воспитанников
Выполнять зарядку, повторяя движения за котиком, намного веселее
Схема для отдельного упражнения может использоваться для объяснения техники в средней и старшей группах (вместо показа педагогом)