Для дошкольного развития и воспитания ребенка сегодня есть огромное количество различных методик и систем развития, в том числе и нестандартных. С каждым годом — всё больше. Неудивительно, что это вызывает неоднозначную реакцию в среде профессионалов: есть ФГОС, есть программы, какие еще “буквограммы” и “духовный подход к развитию свободной личности ребенка”? Однозначно есть предмет для спора. Наш эксперт Марина Болотова — научный руководитель дошкольных образовательных организаций — в силу работы внимательно изучила множество популярных и оригинальных современных методик. Это статья — ответы специалиста по поводу ТОП-5 альтернатив классическому подходу. Чтобы за эмоциями не пропустить важное.
Все методики, о которых мы говорим в этой статье, ориентированы на средовой подход: ребенок находится в специально организованной среде как максимально удовлетворяющей потребности ребенка.
Монтессори-педагогика
Технология, изобретенная педагогом Марией Монтессори. Изначально она задумывала подход для работы с «особыми» детьми, но затем перенесла его на всех остальных. Главная идея подхода — в каждом ребенке присутствует мощный потенциал для развития, нужно лишь создать условия с помощью специальной среды и не мешать ребенку.
По каким принципам работает?
- Создается специальная среда, поделенная на пять зон. Практическая для формирования бытовых навыков, сенсорная с игрушками разных форм, размеров, цветов, математическая для развития навыков счета и знакомства с геометрическими фигурами и символами, языковая зона для изучения букв и слогов, космическая зона для знакомства с окружающим миром и загадками природы.
- Занятия проходят в разновозрастной группе. Старшие дети взаимодействуют с младшими: они транслируют умения младшим и не только учат их, но и еще лучше развивают свои умения.
- Педагоги ничего не навязывают и не запрещают ребенку — он сам делает выбор играть в куклы, рисовать или прыгать-бегать. Педагог только презентует материал, максимально раскрывает его.
Каких целей достигает ребенок?
- Учится самостоятельности. Свободный выбор занятий также развивает уверенность в себе и своих силах.
- Учится уважать других. Дети работают и играют тихо, чтобы уважать время и пространство других. Выпустить пар можно в особой «двигательной» зоне. Также дети убирают за собой игрушки и соблюдают принцип «кто взял первым, тот и играет».
- Учится математике, узнает природу и культуру. Этому помогает работа в разных зонах.
- Педагог должен уважать детей и их выбор: давать им возможность играть и выбирать темп занятий.
- Педагог должен уметь создавать среду. Многие игрушки делаются своими руками из природных материалов.
- Педагог должен уметь увлекать детей. Именно он презентует материалы для игры и занятий, он служит образцом в групповых творческих занятиях.
Современные образовательные технологии в ДОУ
Современные образовательные технологии в ДОУ
Дошкольное образование в 21 веке стремительно меняется, внедрение новых технологий в образовательный процесс дошкольных учреждений способствует более эффективному воспитанию ребенка, который стремится творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций и хочет получать новые знания об окружающем мире. В современной жизни к ребенку поступает много разнообразной информации отовсюду! Задача педагогов — помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Применение современных образовательных технологий оказывает влияние на формирование положительной мотивации к дальнейшему обучению. Технология является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве, применение современных педагогических технологий повышает уровень образовательной деятельности.
Главное – не просто передать какие-либо знания, а развить познавательный интерес у детей и желание добывать знания, тем самым осуществить преемственность дошкольного и начального школьного образования.
Технология «Буккроссинг» Что такое буккроссинг? Суть этого понятия проста – это «книговорот» («движение книг» от человека к человеку).
Наша книжная библиотека, которая находится в холле детского сада, доступна для всех участников образовательного процесса.
Родитель, ребенок или педагог – любой желающий может взять понравившуюся книгу, а взамен оставить какую-либо свою, главное, чтобы количество книг в библиотеке не уменьшалось.
Цель проведения буккроссинга в детском саду — повышение интереса к чтению и литературе.
Реализация данной технологии началась с оформления «Литературного уголка», в котором систематически организуются различные выставки, вернисажи.
Участие в проекте «Бережем планету вместе» помогает формированию экологической культуры у детей, бережного отношения к окружающей природе, важности переработки вторичного сырья для сохранения природы.
Родители проявили интерес к проектам, новым методам и психолого-педагогическим подходам, поддержали качественную современную детскую литературу, а также идею свободы и самостоятельности ребенка в организации образовательного процесса.
Технология «Говорящие стены»
Один из классиков отечественной педагогики утверждал, что «воспитывает все: и люди, и книги, и понятия». Оказывается, в детском саду могут воспитывать даже «стены». Главная идея «говорящей стены» — преобразование обычной среды пребывания ребенка в обучающую и «воспитывающую».
«Говорящая стена» — это своеобразный живой экран. На стенах в группе и помещениях детского сада крепятся различные тематические картинки. «Говорящие стены» активно использую в своей работе: по физической культуре «Я расту», по социально- коммуникативному развитию: «Мои эмоции», «Наши именинники», «Дерево вежливых слов». Также на «говорящих стенах» в помещениях детского сада материал размещается в соответствии с временами года, по тематическим неделям, которые проходят в детском саду, направлен он на художественно-эстетическое воспитание дошкольников. Поэтому целью организации «говорящих стен» в группе стало усвоение, закрепление, расширение знаний, а также развитие коммуникативных навыков.
Предназначение «говорящей стены» в группе — проведение «Утра добрых встреч», которое устанавливает эмоциональный контакт между участниками беседы, устанавливает атмосферу доверия, задает тон для благоприятного общения в течение дня, развивает умение обмениваться знаниями и опытом, мотивирует на получение новых знаний.
Технология «Утро добрых встреч» устраивается для того, чтобы дети почувствовали себя частью сплоченной команды, участие в мероприятии помогает осознать свою принадлежность к коллективу, учит уважительному отношению к сверстникам и старшим, а также развивает умение коллективного взаимодействия. Дети обсуждают, чему они научились за неделю, обговаривают план действий на текущий день, договариваются, кто за что будет отвечать.
Технология «Детский сад без обид». Создание условий для бесконфликтного общения, формирование умения вести себя в конфликтной ситуации, воспитание чуткого, внимательного отношения друг к другу – вот к такой цели стремилась в группе, организуя шкатулку «Вежливых слов». Дети писали и рисовали для нее хорошие и добрые слова и пожелания.
Технология «Социальные акции». Одна из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» — нравственное воспитание дошкольников. Участие в социальных акциях вместе с родителями способствует формированию у детей фундамента духовно-нравственного воспитания, закладываются представление о понятиях: любовь к Родине, доброта, забота, сострадание, ценности семьи, уважение к старшим.
Исходя из того, что социальная акция является основой формирования у детей отношения к общественной жизни, родители и воспитанники нашего детского сада принимают активное участие в событиях, имеющих социальную значимость.
Главная цель этих мероприятий — формирование у детей отношения к общественной жизни, развитие их гражданской позиции.
В детском саду силами педагогов и родителей было организовано множество мероприятий, которые помогли воплотить в жизнь данную технологию:
сбор батареек и макулатуры,
проведение конкурса «Кормушка для птиц»,
выпуск стенгазет к знаменательным датам:23 февраля,8 Марта,9 МАЯ.
организация трудового десанта «Поможем дворнику», участие воспитателей, родителей и детей в субботниках.
Акция «Голубь в окне», сохранение памяти о Великой Отечественной войне и ветеранах.
Реализуя технологии по направлению «Социально-коммуникативного развития» мы с родителями убедились в том, что дети стали более открытыми, у них появилась уверенность в собственных силах, они научились договариваться друг с другом.
Технология проектной деятельности (метод проектов)– целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Цель данной технологии — развитие свободной творческой личности ребенка. Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. При этом проектом является любая деятельность, выполненная с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. Использование этой технологии, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем. Этот метод основывается на индивидуальных интересах и повышает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Приобретаемые в ходе подготовки проекта знания становятся частью их личного опыта.
Были реализованы проекты: «Юные путешественники», «Книжки-малышки», «Моя будущая профессия», «Мы помним и гордимся».
Технология игрового обучения. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности.
«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…» А.С. Макаренко
В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса.
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:
способом обучения;
деятельностью для реализации творчества;
первым шагом социализации ребёнка в обществе.
Например, игра «Чудесный мешочек». Цель: уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, дети овладевают сенсорными эталонами.
«Времена года». Цель: систематизировать знания детей о явлениях неживой природы.
«Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди такой же листик». Цель: помочь различать предметы по качествам и свойствам, развивать наблюдательность.
Игровая технология предполагает моделирование ситуаций, создание сюжета и персонажей, а также поиск необходимых действий для выполнения задания в соответствии с установленными правилами. Вместе с тем педагогические игры организуются по инициативе и под контролем воспитателя. Им осуществляется выбор и подготовка материала, вовлечение детей, управление ходом самой игры и подведение итогов.
Использование игрового материала в воспитании дошкольников имеет ряд преимуществ: повышает эффективность освоения знаний; развивает память, внимание, творческое мышление; учит отличать и обобщать предметы по характерным признакам; отделять вымысел от реальности; развивает быстроту реакции и смекалку.
Сфера применения игровых технологий в работе ДОУ практически безгранична, так как игра — основной вид активности ребенка. Действуя в игровой ситуации, дети эффективнее усваивают материал любой сложности.
Цель игровой технологии – не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Технология проблемного обучения — такая организация деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
Решение проблемной задачи выполняется под руководством воспитателя по следующему алгоритму:
* Осознание заложенного в задании противоречия.
*Формирование гипотезы его разрешения.
*Совместный поиск подтверждения гипотезы.
*Формулировка вывода, уточняющего причинно-следственные связи и расширяющего знания о предмете. (Например: — Почему у птиц клювы разной формы? — Какое дерево мы наряжали на Новый год? — Можно ли хвоинку назвать листочком. Составим правила поведения в автобусе для пассажиров, которые не умеют читать.) и т.п.
Описанный алгоритм предполагает достаточный уровень развития аналитического мышления, ввиду чего проблемные технологии целесообразно применять в группах старшего дошкольного возраста.
Информационно-коммуникационные технологии
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) дошкольного образования представляют собой комплекс учебно-методических материалов, основанный на применении технических средств и программного обеспечения в воспитании детей и направленный на совершенствование педагогической деятельности работников дошкольных учреждений. ИКТ предусматривают использование в педагогическом процессе обучающих видеофильмов, аудиозаписей, мультимедийных презентаций, электронных пособий и т. п.
Работая над внедрением новых технологий, опиралась на совместную работу детей и их родителей, в процессе которой ребята смогли развить свои познавательные способности и творческое мышление, научились без помощи других находить информацию, также применять приобретенные знания .В рамках реализации данных технологий в ДОУ каждый ребенок стремился к активной деятельности, а взрослые убедились в том, что от детей можно ждать положительного творческого результата.
По результатам мониторинга образовательной деятельности, выявлен рост показателей по всем образовательным областям. То есть, можно предположить, что данные технологии качественно влияют на результаты образовательной деятельности в ДОУ. Была реализована главная задача в работе с дошкольниками – активизация и развитие творческой и познавательной активности ребенка, самостоятельности в выборе способов действий в различных ситуациях.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что современные образовательные технологии в ДОУ применяются все чаще, а результат их внедрения будет проявляться еще не одно десятилетие. Ведь впереди школа и взрослая жизнь. Детский сад – первая ступенька в общем систематизированном образовании ребенка, его первый опыт участия в общественной жизни. Одной из главных задач согласно ФГОС ДО является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, обладающей умением обучаться в течение всей жизни.
Список литературы:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика-Синтез, 2010. – 112 с.
2. В.В.Гербова «Развитие речи» — МОЗАИКА СИНТЕЗ.
3. Давыдов В. В. «Теория развивающего обучения. – М., 1996.
4. https://www.knigadeti.ru /Книга года: выбирают дети.
5. Кокуева Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.- 144с. (Развитие и воспитание).
6. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике. Приложение к журналу «Управление ДОУ» Сфера. 2010 г.
7. Николаева С. Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Международная Академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности, 1996.
8. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1999.
9. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
10. Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом – «черным ящиком» //Вопросы психологии, 1990. — №5.-С. 65-71.
11. Поддьяков А. И. Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития //Дошкольное воспитание, 1998.-№12. –С. 68-74.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155. Зарегистрирован приказом Минюста РФ № 30384 от 14 ноября 2013 года).
13. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011 г.
Реджио-педагогика
Итальянская технология, в основе которой идеи Выготского и Марии Монтессори. Автор технологии — Лорис Малагуцци. Малагуцци считал, что ребенок обладает как минимум 100 языками, но 99 из них украли. Многое в жизни ребенка происходит по указке взрослых, даже праздники. Основной постулат — среда должна отвечать потребностям и возможностям ребенка.
По каким принципам работает?
- Отдельная программа подразумевает пространство для ребенка. Он может даже уединиться и заниматься только тем, чем хочет.
- Родитель полностью погружен в работу детского сада. Он иногда ходит с ребенком в детский сад, помогает, становится партнером.
- Отсутствует оценка и контроль — нет итоговых тестирований. Реджио-педагог использует наблюдение, фиксирует результаты работы ребенка, но не дает оценки.
Каких целей достигает ребенок?
- Учится партнерству. Детей учат работать в группах, чтобы они учились договариваться, сотрудничать, привыкали к тому, что они «не одни».
- Изучает культуру. Занятия не ограничиваются средой детского сада: детей водят на экскурсии, помогают понять отношения между людьми, правила общества, традиции.
- Учится свободному выбору. Ребенок сам выбирает темп занятий, материалы, с которыми будет играть.
Каким должен быть педагог?
Педагог должен соблюдать шесть правил:
- Уважать ребенка и смотреть ему в глаза.
- Объяснить правила и задать вопрос. Только так, а не наоборот.
- Не «неправильно», а «по-другому».
- Предлагать выбор и не торопить.
- Учиться в любой ситуации.
- Фантазировать важнее, чем читать.
Сочетание программ и технологий
В образовании дошкольников самые большие результаты показывает комплексное использование и интегрирование в разных вариантах всех современных технологий и программ. Опытные преподаватели и воспитатели знают эту особенность, поэтому стараются максимально сочетать их в своей преподавательской деятельности.
Разные подходы совмещаются в одном типе заданий, что позволяет не только быстрее обрести знания и закрепит навыки, но и удерживать внимание воспитанника на протяжении необходимого времени, что обычно создаёт проблему в занятиях с дошкольниками.
Это направление считается самым перспективным во всём мире, поскольку неоднократно подтвердило свою эффективность практическими опытами. К тому же, при данном подходе риск «выпадения» отдельных воспитанников с индивидуальными требованиями из общего образовательного процесса сводится к минимуму.
Игры Воскобовича
Развивающие игры, созданные физиком-инженером Вячеславом Воскобовичем. Они представляют собой развивающую среду из разных зон и элементов, объединенных одним сказочным сюжетом.
По каким принципам работает?
- В основу заложены три принципа: интерес, познание и творчество. Это формирует навыки познавательной и исследовательской деятельности.
- Игры разрабатываются в соответствии с интересами ребят. Каждая может использоваться ребятами от 2 до 7 лет, для ребят младше задания проще.
- Для игр разработана развивающая среда «Фиолетовый лес» с несколькими зонами, в которых ребенок реализует определенные потребности.
Каких целей достигает ребенок?
Основные цели технологии — познание нового, развитие умения наблюдать, формирование уверенности, гармоничный подход к развитию эмоциональности, образного мышления и логики.
Каким должен быть педагог?
- Педагог должен разбираться в материале: знать игры, уметь строить сюжет.
- Педагог должен вовлекать ребят в игру, некоторое время нужно тратить на знакомство с её правилами.
- Педагог не оценивает выполнение заданий. Для каждого возраста есть свой уровень, если не справляешься, можешь перейти на более легкий.
Технология Дьюи
Джон Дьюи разработал практико ориентированный подход. Дьюи считал, что дошкольник должен заниматься игровой и трудовой деятельностями, что дает ему необходимый жизненный опыт.
По каким принципам работает?
- Все, что происходит с ребенком, должно быть практико ориентировано. Не надо перегружать мозг лишними знаниями, нужно научить работать своими руками, применять приобретенные знания и умения в других ситуациях.
- Обучение должно быть направлено на приобретение опыта, который может только накапливаться самим ребенком. Мышление — это только инструмент для решения проблем. Ребенок изучает окружающий мир, в итоге хочет научиться нужным навыкам и испытать их.
- Кроме трудовых навыков важны география и история. География помогает узнать окружающий мир, история — мир и культуру людей.
Каких целей достигает ребенок?
- Получает жизненный опыт. Ребенок учится решать проблемы и нарабатывает умения.
- Разбирается в географии и истории. Это помогает познавать окружающий мир и людей с их отношениями.
- Учится предприимчивости. Этому способствуют проекты, которые запускает с ребятами педагог.
Каким должен быть педагог?
- Должен обладать сильными инструментальными навыками, например, работать руками. Без этого он не научит нужным навыкам детей.
- Не сравнивает детей с другом — в технологии запрещены соревнования. Ребенка сравнивают только с самим собой.
- Учит детей проектной деятельности. Именно проекты помогают детям получать опыт и осваивать навыки, а также сотрудничать с другими и развивать собственную предприимчивость.
Вариативность программ дошкольного образования
Современная система образования представлена дошкольными образовательными заведениями шести видов, поэтому, образовательные программы, ориентированные на ДОУ, представлены различными вариантами. При этом, установлены ФГОС ДУ, регламентирующие реализацию образовательных программ ДОУ и, выдвигающие требования к их разработке.
Все программы дошкольного образования делятся на два типа:
- Комплексные программы – это общеразвивающие программы, ориентированные на реализацию обучения по всем основным направлениям развития детей: физическое, социальное, речевое, нравственное, познавательное, художественно-эстетическое, коммуникативное, личностное. Данные программы включают в себя мероприятия по раскрытию основных способностей ребенка, активизации его творческого потенциала, познавательных возможностей и развитие особенных видов детской деятельности, характерных для конкретной возрастной группы: предметная, игровая, изобразительная, театральная, музыкальная, конструирование.
- Парциальные программы – это специализированные программы, ориентированные на развитие дошкольников по конкретному направлению. Это могут быть программы здоровьесбережения, программы коррекционного обучения, программы экологического и патриотического развития, программы по освоению нестандартных видов деятельности (раннее чтение, рукоделие, приготовление пищи и т.д.).