Классификация подвижных игр. Сюжетные и бессюжетные подвижные игры для дошкольников

Дети дошкольного возраста способны воспринимать информацию лучше других, и родителям нельзя тратить это время впустую. Новые знания и умения легко усваиваются при помощи различных подвижных и настольных игр. В возрасте от 3 до 7 лет дети стараются копировать действия взрослых, подражать животным и птицам. Родителям в это время необходимо направить ребёнка на правильный путь понимания жизни.

С помощью активных игр можно достичь успеха в этом деле. Классификация подвижных игр довольно разнообразна: по сложности, по степени нагрузки, учитывая возраст ребёнка, по использованию снарядов и т. д. Взрослым нужно помогать своему чаду адаптироваться к жизни. Однако нельзя забывать и о самостоятельности ребёнка. Можно немного усложнить игру, поменять её направление, но указывать, как действовать малышу, не стоит.

Ценность подвижных игр

Многие специалисты в области воспитания детей, среди которых Фребель, Леонтьев, Райх, отмечали значимость подвижных игр для ребёнка. Они утверждали, что активные игры способны развивать детей как физически, так и умственно. Кроме этого, дети во время этих занятий находиться всё время в движении, которое им необходимо.

Подвижные игры для дошкольников являются незаменимыми, так как они способны улучшать внимательность и физическое состояние ребёнка, его пластичность и понимание окружающей среды. В процессе игры дети с новой стороны познают мир, и кроме этого, укрепляют и совершенствуют свои навыки.

Трудно переоценить значение активных игр для ребёнка, так как здесь, помимо всего прочего, развиваются воображение и фантазия, речь и память. Кроме этого, подвижные игры очень полезны для здоровья, особенно на свежем воздухе. Дети прыгают, бегают, играют с мячом, что способствует нормальному кровообращению и активизации дыхании. Это оказывает положительное влияние на организм, тем более растущий.

Методика проведения активных игр

Дети дошкольного возраста в большинстве случаев чрезвычайно активны, и поэтому не нужно сильно удивляться, если ребёнок не стоит на месте и минуты. Они постоянно бегают, прыгают, катают мяч, борются, играют со сверстниками. Ребёнок должен действовать и играть самостоятельно, для этого воспитателю или педагогу необходимо создать все условия.

Задача взрослого состоит в направлении и обеспечении всем необходимым площадки для игр. Во-первых, нужно как можно больше свободного пространства, чтобы ребёнок не чувствовал себя взаперти. Во-вторых, нужно предоставить все необходимые игрушки, которые способствуют двигательной активности малышей.

Все дети разные: кто-то любит играть один, кто-то чересчур активный, а кто-то, наоборот, спокойнее. Воспитателю необходимо всё это рассмотреть и косвенно руководить процессом игры. Но нельзя это делать властно и строго, нужно подтолкнуть ребёнка к правильному решению. Одним надо помочь и поиграть с ними, а другим предложить иную игру. Воспитателю следует помнить, что практически все дети в младших группах предпочитают играть по одному. Он должен стараться привить детям любовь к совместным играм. Необходимо правильно организовать и преподнести игру, тем самым вызвав интерес. В этом и состоит методика подвижных игр.

Подвижные и сюжетные игры

Автор: Пивнык Юлия Юрьевна

ПОДВИЖНЫЕ И СЮЖЕТНО-ИНСЦЕНИРОВАННЫЕ ИГРЫ

Очень важно на раннем этапе детства заложить основы позитивного художественного восприятия, воспитать наших малышей ловкими, сообразительными, веселыми и общительными. Эти задачи игры решают великолепно, нужно лишь соблюдать принцип: не заострять внимание детей на лидерстве, прививать им вкус не к результату, а к самому процессу. Игры так же необходимы на занятиях как элемент разрядки: отдохнуть, подвигаться, повеселиться. При этом они могут служить мощным стимулом – «Вы хорошо позанимались, теперь можно и поиграть!».

Некоторые игры такие как «Паук и мухи», «Лягушки и цапля» и т. д., по сути, являются сценками, где каждый играет свою роль. В данном случае для педагога важны, а для детей интересны именно образы, пластика, мимика, а цель –догнать или спрятаться становится условной.

В играх «Поезд», «Смелый наездник» и т. д., в какой-то степени, присутствует дух соревнования, и здесь педагогу стоит сглаживать этот момент, больше обращая внимание детей на правильность исполнения движений, умение слышать музыку, ориентироваться, действовать по представлению, образно.

В играх «Я-артист», «Кино-фото», «Обезьянки» и т.д., очень важно для педагога вовремя заметить, подбодрить, похвалить даже самые робкие попытки импровизации и творческой самостоятельности ребенка.

Паук и мухи

Один из детей – паук, все остальные мухи.

Паук садится в центре зала на стул, закрывает глаза и засыпает. Мухи в это время летают по залу (бегают на носочках, руки согнуты в локтях, кисти машут как крылышки).

Наступает ночь, музыка меняется. Паук открывает глаза и встает, мухи замирают (чтобы он их в темноте не заметил). Паук медленно обходит зал, и, никого не обнаружив, возвращается к себе в домик (на стул).

Смелый наездник

Исходное положение – каждый ребенок садится на стульчик верхом, как на лошадь.

Звучит вступление в музыке, все встают рядом со стулом и берутся за «вожжи» (руки вытянуты перед собой и сжаты в кулаки).

Дети скачут прямым галопом, руки при этом немного пружинят.

Музыка резко прерывается, и каждый должен как можно быстрее добежать и сесть на стул (в исходное положение).

Комментарий – задание можно изменять: садиться только на свой стул или на ближайший свободный стул.

Я-артист

Все рассаживаются – Мы-зрители.

Первый артист выходит на «сцену» (встает в центре зала), и заказывает музыку, соответствующую придуманному заранее образу (быструю, медленную, веселую, грустную, плавную, энергичную и т.д.).

Он танцует, а все внимательно смотрят. Задача артиста – чтобы зрители догадались: кого он изображает. После выступления зрители аплодируют, затем педагог спрашивает: Как вы думаете, кого изображал артист?

Педагог выслушивает предположение ребят, говорит свое. Если кто-то первым угадал, он становится артистом, если никто – следующий выходит по очереди или по желанию.

Артист может изображать кого угодно, но если он затрудняется с выбором, то педагог может тихо ему помочь. Изображать можно, например: животных, снежинки, цветы, робота, и т. д.

Обезьянки

Один ребенок – посетитель зоопарка, все остальные – обезьянки. Посетитель может совершать любые действия, движения, строить рожицы, а обезьянки должны точно все за ним повторять.

Рекомендация ведущему: необходимо стараться внятно, не торопясь показывать движения.

Огонек

Все встают в круг. Звучит музыка, и по кругу начинает передаваться красный платочек – Огонек в руках не задерживать, а то обожжетесь.

Музыка неожиданно останавливается. И тот, у кого оказался в руках платочек, выходит в центр круга и танцует с ним под аккомпанемент. Все его поддерживают, дружно хлопая.

Потом он встает на место, и игра продолжается.

Сова

Один из участников – сова. Все остальные – жители леса (зверята, птички).

День –

сова сидит на дереве (стуле). Остальные двигаются по залу, подражая какому-нибудь мелкому животному.

Ночь –

сова просыпается и вылетает на охоту, все быстро приседают, замирают. Сова плавно кружит по залу, широко машет крыльями или парит.

День –

сова улетает, лес оживает

Рекомендация. Задание можно менять: каждый ребенок должен придумать для себя образ (любое животное) или педагог дает всем одно общее задание (зайчики, мышки, синички).

Поезд

Вагоны

в
депо:
все сидят на стульчиках.

Один из детей становится локомотивом.

Он идет по залу к сидящим (поднимает колени, руки согнутые в локтях, делает круговые движения, подражая вращению колес).
Локомотив
подъезжает к первому
вагону
и гудком дает ему сигнал и
цепляет
к себе. Тот кладет ему руки на плечи, и они продолжают движение. Таким образом,
собирается состав. Локомотив
причудливым путем
ведет состав
по залу под музыку. Неожиданно в музыке звучат три предупредительных сигнала, и за это время все должны разбежаться по своим местам.

Состав расформирован.

Когда играют старшие дети,
вагон,
который не успел в
депо,
может быть
поставлен на ремонт,
т. е. пропустить одну поездку.

Солнышко и дождик

Исходное положение – дети сидят на корточках перед стульями лицом к сидениям.

Дождик –

барабанят ладошками по стулу, изображая стук дождя (чем чаще, тем лучше).

Постепенно дождик затихает.

Давайте проверим, закончился дождик? –

отводят руку ладонью вверх и смотрят на «небо».

Солнышко! –

все выскакивают из домиков, веселятся, прыгают, танцуют.

Кто к нам пришел

Дети садятся полукругом.

По желанию один из участников начинает игру. Педагог предлагает ему на выбор перевернутые карточки с изображением животных. Ребенок вытаскивает любую карточку и, никому не показывая, откладывает в сторону.

Педагог говорит: «Кто к нам пришел?».

Ребенок, не озвучивая, изображает выбранное животное. Дети отгадывают. После этого можно показать карточку.

Рекомендация: необходимо заранее познакомить детей с пластическими особенностями животных, которые изображены на карточках.

Цирк

Силачи

Дети встают в круг. Педагог объявляет:

«На арене силачи!» –

поставить ноги на ширину плеч, крепко схватиться руками за воображаемую штангу и с большим усилием выжать наверх.

Держать штангу!

(все мышцы сильно напряжены).

Бросили –

бросить штангу, расслабив при этом все мышцы –
расслабились…!
Зрители аплодируют –

все хлопают.

Эквилибристы

Растянуть прыгалку (веревку) на полу и привязать ее к ножкам стульев.

Зрители, они же артисты, стоят в шеренге рядом.

Все по очереди идут по этому «канату» на носочках, спина прямая, руки в стороны для равновесия (не раскачиваться!).

Прошедший канат до конца поднимает руки, приветствуя зрителей. Зрители аплодируют, артист кланяется

и присоединяется к зрителям.

Фокусы

Педагог: «Начинаем представление».

Участники встают в круг и берутся за руки – это
волшебный мешочек.
В центр становится любой из детей.

Кто-нибудь произносит: «Только у нас лучший в мире фокус».

Все сходятся к центру и произносят заклинание:
абен, трабен, буме!
Затем круг расходится, а ребенок в центре изображает по своему желанию того, в кого его превратили (профессия, животное, цветок, дерево, …).

Зрители аплодируют.

Тот, кто в центре кланяется и встает в круг. Игра продолжается.

Лягушка и цапля

На полу по всему залу разложены небольшие обручи – болотца.

Один из участников становится цаплей и отходит в сторону. Все остальные – лягушки.

Лягушки прыгают за комарами или между болотцами (сидя на корточках, колени раскрыты в стороны, ладони на полу, выпрыгивают вверх, выпрямляя ноги и квакают).

Музыка меняется, выходит цапля. Лягушки быстро (по-лягушачьи) прячутся: каждая занимает любое свободное болотце. Они прижимают тело ниже к полу, втягивают головы в плечи, замолкают и замирают.

Цапля обходит зал (высоко поднимая колени и выразительно взмахивая крыльями), и, не поймав никого, уходит.

Кошки и собака

По всему залу стоят стулья – деревья.

Один из участников – собака, все остальные – кошки и коты.

Собака сидит в конуре (приседает на корточки и держит перед собой вертикально обруч или лежит на животе под стулом).

Кошки и коты в это время гуляют по залу (мягкий, пружинящий шаг, «лапки» сложены перед собой или делают скользящие движения).

Музыка меняется и из своего домика выскакивает собака (ребенок быстро пролезает в обруч или вылезает вперед из-под стула).

Кошки и коты моментально лезут на деревья (садятся на стулья и поджимают ноги).

Собака бегает от дерева к дереву и лает на кошек и котов, те выразительно шипят и показывают когти.

Устав, собака возвращается в конуру.

Лиса и утята

На полу в центре зала огораживают скакалками небольшое пространство, чтобы в нем могли поместиться все дети, это – озеро.

Один из участников – лиса, все остальные – утята.

Лиса затаилась (прячется за спинку стула) и прислушивается.

Утята в это время гуляют вокруг озера и ищут червяков (ходят мелкими шажками, переваливаясь с ноги на ногу; руки вытянуты вниз и слегкаотведены назад).

Музыка меняется. Из укрытия выскакивает лиса.

Утята быстро (из образа не выходить!) прячутся в озере.

Лиса обходит озеро, жадно поглядывая на утят (мягкий, пружинящий шаг, когтистые лапки держит перед собой), утята держатся противоположного края озера и прижимаются друг к другу. Обойдя озеро пару раз, лиса снова прячется в укрытие.

Мыльные пузыри

Исходное положение – все участники свободно располагаются по залу и встают в центр своего обруча.

Надуваю пузыри –

(педагог набирает в грудь побольше воздуха и дует), дети приседают на корточки, берутся руками за края обруча с двух сторон и встают.

Ветер подул –

педагог плавно взмахивает руками.

Полетели –

дети бегут по залу на носочках
(летят, не сталкиваясь!).
Лопнули –

(педагог хлопает в ладоши) дети останавливаются, разжимают пальцы и выпускают обруч из рук.

Кино-фото

Выбирают режиссера, он командует:

Кино –

участники свободно двигаются по залу: танцуют, что-то изображают, пластически импровизируют.

Фото –

все резко замирают (стоп-кадр).

Кино –

каждый продолжает свое движение и т. д.
comments powered by HyperComments

Активные игры в течение дня

Каждый день воспитателям необходимо проводить с малышами подвижные игры. До завтрака необходимо дать детям поиграть самим, не отвлекая их. Для этого необходимо вынести игрушки и подбодрить малышей на занятие. Подвижные игры для дошкольников не уместны сразу после завтрака и любого другого приёма пищи. При выборе игр нужно учитывать занятия, которые были до них. Например, после уроков по рисованию или русскому языку необходимо предложить активные игры, чтобы больше двигаться.

Рекомендуется использовать подвижные игры на прогулке, на свежем воздухе. В помещение следует переходить только в случае неподходящей погоды, например, сильного дождя или ветра. Если на улице как раз такая погода, играть нужно в большом зале, где всем хватит места.

Вечером также рекомендуется проводить игры, но небольшой подвижности. Хорошо подойдёт пение с хороводами. Это занятие должно продолжаться около 10 минут. Наиболее благоприятным временем года для проведения игр является, конечно, лето. Так как подвижные игры на прогулке летом воплотить в жизнь довольно просто. В жаркие дни желательно проводить занятия со средней или малой активностью, чтобы дети не перегревались. А в более прохладные дни лучше использовать игры с наибольшей активностью.

Тяжелее всего проводить игры на свежем воздухе в зимнее и осеннее время. Обычно дети надевают тёплую одежду и громоздкую обувь, что затрудняет их двигательную активность. В этом случае идеально подойдут занятия с простыми движениями, которые не будут утомлять малышей.

Подвижные игры в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) на свежем воздухе и в зале способствуют значительному росту физических и умственных способностей. Детский сад — место, которое является одним из ключевых в формировании взглядов и интересов ребёнка.

Классификация подвижных игр

Специалисты в этой области отмечают, что большое разнообразие активных игр привело к необходимости их деления. Как уже было сказано, они классифицируются по сложности, по степени подвижности т. д.

В наиболее общем варианте игры можно разделить на простые и сложные. Простые классифицируются на сюжетные, бессюжетные, аттракционы и игры-забавы.

Сюжетные игры отличаются чётко выработанным сценарием с фиксированными правилами. Они характерны продуманными действиями всех участников событий, отклонение от сюжета представляется невозможным. Игры такого типа популярны во всех группах, особенно для младшей.

Бессюжетные игры характерны отсутствием сценария, однако требуют от детей внимательности, быстроты и самостоятельности. В процессе занятия ребёнок должен повторять определённое двигательное действие, чаще всего представленное в виде состязания.

Аттракционы и игры-забавы также требуют выполнения конкретного задания в виде соревнования. Отличие от бессюжетных состоит в том, что часть детей участвует в игре, а другая часть является зрителями. Эти подвижные игры в ДОУ очень популярны, так как вызывают восторг среди детей.

Практически все спортивные игры относятся к категории сложных. Это и футбол, и баскетбол, и волейбол, и хоккей. Конечно, маленькие дети не могут участвовать в этих взрослых соревнованиях, и поэтому проводят занятия по упрощённой системе.

Активные игры также можно различить по двигательному содержанию: бег, прыжки, метание снаряда и др. Имеет место быть классификация подвижных игр по степени подвижности. Примеры таких игр могут быть самыми разнообразными. Различают занятие большой, средней и малой активности. К первой группе относятся те занятия, в которых принимают участие большинство детей, чаще всего это бег или прыжки. Ко второй группе относятся игры, в которых также участвуют все ребята, но задания более спокойны, например, ходьба или передача снарядов. В играх небольшой подвижности действия неинтенсивны и имеют медленный темп.

Золотая коллекция игр для детей. Развивающие, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные

Сюжетно-ролевые игры

Выделяется ряд уровней (этапов) развития сюжетно-ролевой игры, а также уровней взаимоотношений детей в игре.

1. Уровень неорганизованного поведения.

Ребенок может разрушить постройку, сделанную другими, отнять игрушку. Такое поведение, как правило, не является признаком агрессивности, недоброжелательного отношения к сверстнику. Оно объясняется неумением занять себя, непониманием последствий своих действий.

2. Уровень одиночной игры.

Ребенок, не вступая в игровое взаимодействие, вместе с тем уже не мешает играм других детей. Это известная предпосылка к установлению положительных взаимоотношений в игре и переход к игре рядом. У детей имеются элементарные умения в обращении с разными игрушками (одевают, раздевают, укачивают кукол, мишек, сооружают несложные постройки, возят машину).

3. Уровень игры рядом.

Двое-трое детей лишь внешне объединены игровой ситуацией, но фактически у каждого своя игровая цель, игрушка, свой несложный сюжетный замысел. Например, на одной скамье сидят двое трехлетних детей и что-то изображают: один из них едет к папе на машине — рулит, другой, оказывается, просто гуляет; на ковре несколько детей, но каждый занят своей игрой: один играет с матрешками — водит их, другой строит дом, третий катает машину.

Этот уровень характеризуется возникновением интереса к играм сверстника, осознанием того, что другой ребенок тоже играет. У ребенка проявляется доброжелательное отношение к рядом играющему, понимание, что ему нельзя мешать, умение в случае необходимости считаться с другим (потесниться, обменяться игрушкой или даже отдать ее и т. д.). Игры детей рядом создают условия для естественного объединения играющих.

4. Уровень кратковременного общения-взаимодействия.

Ребенок может хотя бы на короткий срок подчинить свои действия в игре общему замыслу, сообразовать их с действиями других детей. Он умеет договариваться о предстоящей игре (стремится к этому), вносит свои предложения, готов прислушаться к словам соучастника игры и подчиниться справедливому требованию.

В играх с правилами играющие становятся зависимыми от них, но этими правилами надо овладеть, надо уметь выполнять их.

5. Уровень длительного общения-взаимодействия на основе интереса к интеллектуальному, нравственному, художественному содержанию игры, а также к тем движениям, действиям, которых она требует.

Это уже значительно более высокий этап игры, более сложный уровень отношений. У ребенка проявляются начальные формы ответственного отношения к своей роли в общей игре (даже если его выход из игры не поведет к распаду играющей группы). Он начинает правильно оценивать качество и результат своих личных действий и действий сверстников с точки зрения задач совместной игры. Например, в творческой ролевой игре в «больницу» мальчик сумел вместе с товарищем сделать хороший аптечный ларек и кассу, и все участники игры покупали у них лекарства, всем было интересно.

Длительность взаимодействия, связанного с заинтересованностью содержанием игр, в большой мере объясняется тем, что на этом этапе дети достаточно самостоятельны в выборе того или иного вида игры, в их сочетании, могут придумать интересную сюжетно-ролевую игру, знают правила ряда дидактических и подвижных игр.

6. Уровень длительного общения-взаимодействия на основе интереса к содержанию игры и взаимной оценки детей по личностным качествам и умению играть.

Высокий уровень взаимоотношений детей обеспечивается прежде всего тем, что сама игровая деятельность характеризуется новым этапом, более высоким «качеством».

У детей заметен интерес к разнообразным сюжетным и несюжетным играм. Организовываются довольно устойчивые игровые коллективы. Такие группы требуют активного общения участников: умений договариваться между собой о том, во что играть, справедливо распределять роли, выполнять правила, действовать согласованно.

Слаженность игры, ее развитие как деятельности и хорошие взаимоотношения детей зависят от ряда причин. Во-первых, совместную деятельность и поведение детей регулируют правила до начала игры и в процессе ее. В дидактической и подвижной играх правила задаются взрослыми.

В сюжетно-ролевых играх, которые придумываются, нет готовых правил. Дети «выдвигают» их сами, ориентируясь на то, как бывает на самом деле («по правде»), и добровольно подчиняются им (нельзя, например, садиться на пароход, если он уже отплыл от берега). Дети хотят следовать в игре определенным жизненным правилам, и это помогает педагогу воспитывать их отношения и поведение, а ребенок усваивает необходимые нормы и правила, учится преодолевать отрицательные импульсивные порывы.

Во-вторых, необходимое условие «хорошей игры» — воспитательно-ценное сюжетное содержание. Совершенно небезразлично, во что играют дети, кого и как они изображают, какие стороны деятельности, поведения людей передают в игровых образах.

В-третьих, слаженность игры и положительные взаимоотношения детей во многом зависят от состава детских групп. Если в играющей группе собрались ребята, усвоившие нравственные привычки поведения, если они умеют, например, договариваться о предстоящей игре, о ведущем и т. п., то их общая деятельность будет осуществляться слаженно.

Надо создать и материальные условия для игры: подобрать (соответственно возрасту) готовые игры и игрушки, строительные материалы, иметь различный «бросовый» материал (доски, фанеру, шнур, шпагат, проволоку и др.), который дети очень любят использовать в игре. Необходимо приучать детей соединять игру с трудом путем изготовления самодельных игрушек, поощрять использование в играх знаний и умений, полученных на занятиях, в повседневной практике. В этом отношении особенно широкие возможности предоставляет самостоятельная художественная деятельность, включенная в игру.

Игра теснейшим образом связана с широкими воспитательными проблемами. Чтобы успешно руководить игрой, решать с ее помощью воспитательные задачи, надо помнить о том, что в любой игре, особенно сюжетно-ролевой, творческой, имеют место два типа взаимоотношений: взаимоотношения детей по сюжету, по ролям, которые они выполняют (воображаемые), и взаимоотношения их как товарищей по игре, в связи с игрой, или, как иногда говорят, реальные взаимоотношения.

Эти два вида взаимоотношений не тождественны, хотя часто между ними обнаруживается тесная связь и взаимовлияние. Воображаемая ситуация, в которой действует ребенок, затрагивает его чувства и мысли. Играя, дети передают свое отношение к изображаемым событиям, искренне и непосредственно входят в роль. С одной стороны, у ребенка возникает внутреннее побуждение вести себя соответственно образу, с другой, он научается определенным способам поведения: действовать, как заботливая мама, справедливая учительница, смелый геолог. В результате становятся более устойчивыми и осознанными усваиваемые ребенком нормы поведения.

Все это способствует развитию дружеских взаимоотношений. Самые любимые игры — это игры совместные. Ребенок тянется к обществу сверстников.

Известно, что чем старше становятся ребенок, тем все более и более коллективный характер приобретают игры, появляются устойчивые игровые объединения. Игры увлекают детей и помогают воспитывать у них ряд важнейших общественных, коллективистских качеств, на основе которых строится жизнь людей в обществе: взаимопомощь, сотрудничество, умение действовать совместно для достижения общей цели, инициативность, справедливость, начала принципиальности и ответственности.

Нравственное воспитание детей в сюжетно-ролевой игре осуществляется в тесной связи с их умственным воспитанием. Необходимо побуждать детей к тому, чтобы они использовали в игре имеющиеся знания и умения, в частности приобретенные на занятиях, в трудовой деятельности, способствовать более глубокому, прочному усвоению приобретенного, активизации мышления и воображения, развитию речи и т. д.

В ходе игры, особенно творческой, перед детьми постоянно возникает ряд вопросов, которые нужно решать и которые требуют размышления, обсуждения, общения. Поэтому взрослым следует поддерживать и развивать интеллектуальные интересы детей, связанные с их игрой: поддерживать интересные замыслы и соответствующие пути их реализации, задавать вопросы и отвечать на вопросы детей, с помощью книги, картинки и т. п. уточнять после игры то, что осталось неясным.

Руководство активной игрой

Дети дошкольного возраста очень любят все подвижные игры, но самостоятельно их организовать они, конечно, не могут. В этом к ним на помощь приходит воспитатель. Педагог должен помнить, что главная цель таких игр – совершенствование и развитие физических и умственных способностей ребёнка. Также очень важно умение работать в коллективе, чему необходимо учить в детстве. План подвижных игр должен быть составлен таким образом, чтобы дети в процессе занятия получали развитие своих умений и навыков.

Воспитателю необходимо принимать участие в играх, тем самым на собственном примере показывать ребёнку, как это интересно и захватывающе. Дети очень любят играть со взрослыми, так они чувствуют себя старше. Нужно использовать весёлый тон в общении, это подкупает малышей.

Организация подвижной игры – довольно сложная задача, так как все дети индивидуальны, и далеко не факт, что всё пойдёт гладко с самого начала. Часто можно наблюдать ситуацию, когда не все малыши хотят принимать участие в коллективной игре ввиду своей застенчивости. Не нужно давить на ребёнка, следует дать ему немного времени освоиться. Если же малыш всё равно стесняется и боится играть с другими, можно попробовать осторожно ввязать его в процесс. Предложение вместе побегать или спрятаться будет отличным выходом из этой ситуации для воспитателя.

Педагог должен грамотно руководить игрой, контролировать её во избежание неприятных ситуаций. Что-то подсказать, где-то подбодрить – отличный вариант. Если большинство детей начинают баловаться, и интерес пропадает, необходимо прекратить игру и дать время малышам для отдыха.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

С начала 2014 года вступил в силу новый документ, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Речевое и познавательное, а также художественное и физическое развитие – те области, в которых действует ФГОС. Каждая из этих областей имеет свои задачи, которые помогут детям познать мир и развиваться во всех сферах.

Кроме этого, ФГОС регулирует следующие виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы, самообслуживание и бытовой труд, изобразительная, музыкальная и двигательная. Для достижения определённых целей для каждого вида деятельности характерны подвижные игры. ФГОС направлен на достижение определённых целей:

  • повышение статуса дошкольного образования;
  • обеспечение равных возможностей для каждого малыша;
  • сохранение единства образования РФ, в том числе дошкольного;
  • обеспечение высокого качества дошкольного образования.

Данный документ является отличным нововведением, которое призвано регулировать все ДОУ на правильность выполнения своих действий. С вступлением в силу ФГОС дошкольные учреждения стали более ответственны в этом вопросе. Теперь есть чёткий план действий, следуя которому можно максимально качественно дать образование подрастающему поколению.

Подвижные игры в детских садах для старшей группы

Большинство детей до школы большую часть жизни проводят именно в ДОУ. Поэтому проведение игр в таких учреждениях обязательно. Классификация подвижных игр подразумевает деление на две части: для совсем маленьких и детей постарше.

Для подготовительной группы характерны в основном игры с мячом. Например, необходимо выяснить, кто быстрее пробежит от старта до финиша, подбрасывая мяч. Помимо этого, популярны такие игры, как «Мышеловка», «Сова», «Пастух и волк». Рассмотрим каждую из них.

Мышеловка. Дети разделяются на две одинаковые группы. Первая – мышки, которые должны выстроиться в колонну один за другим. Другая группа должна образовать три круга, держась за руки. Когда воспитатель говорит: «Мышеловка открыта», дети, которые стоят в кругу, поднимают руки, а мыши пробегают по очереди каждый круг. Когда воспитатель даёт команду: «Хлоп», дети, находящиеся в кругу, опускают руки. Те мыши, которые оказались внутри кругов, считаются пойманными. Игра продолжается, пока не подловят всех «мышей».

Сова. Дети разделяются на две группы: бабочки и жучки. Кроме этого, выбирается один малыш, который будет выступать в роли совы. Для него чертится круг – гнездо, и он стоит там. Когда воспитатель произносит: «День», все бабочки и жучки свободно расхаживают по площадке, делая, что вздумается. Как только воспитатель говорит: «Ночь», все останавливаются, и сова начинает бродить по площадке. Тех детей, которые пошевелились, сова забирает с собой в гнездо. Игра оканчивается, когда в гнезде несколько бабочек или жучков.

Пастух и волк. Выбирают двоих детей, которые будут волком и пастухом соответственно. Остальные – это овцы. Необходимо начертить площадь для дома овец и для того места, где они будут пастись. Пастух выводит овец на пастбища, по команде: «Волк», все должны разбежаться. Задача волка состоит в том, чтобы поймать как можно больше овец и отвести в своё логово, а пастух призван защищать своих питомцев. Игра заканчивается, когда волк поймал определённое количество овец.

учебно-методический материал Спортивные бессюжетные игры картотека по физкультуре (старшая группа)

Примеры бессюжетных игр для детей с высокой потребностью в движении («шустриков»)

Найди себе пару (бессюжетная игра для детей 5-6 лет)

Цель. Упражнять в ходьбе и беге с изменением темпа и направления движения: обычным, танцевальным и приставным шагом вперед, в стороны и назад; развивать слуховое внимание, умение соотносить свои движения с характером музыки; создавать условия для тренировки мышечного корсета позвоночника.

Место проведения. Групповое помещение, физ. зал, или участок д/с.

Ход игры. Дети спокойно ходят по залу парами, держась за руки. По первому сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, удар в бубен, команда «Танцуем по одному!» с включением музыкального сопровождения). Расцепляют руки и разбегаются в разных направлениях по всему залу, делают произвольные танцевальные движения под муз. сопровождение. По второму сигналу: «Найди пару!» (остановка музыки, хлопок в ладоши) и детям предлагается быстро найти свою пару и взяться за руки. Воспитатель встает в пару с одним из детей. Ребенок, оставшийся без пары, считается проигравшим.

Стань первым (игровое упражнение для детей 4-7 лет)

Цель. Способствовать снятию двигательного беспокойства; упражнять в ходьбе в быстром темпе с преодолением препятствий; развивать координацию движений, ловкость, умение слушать и слышать воспитателя, реагировать на сигнал.

Место проведения. Групповое помещение, физ. зал, или участок д/с.

Ход игры. Дети идут в колонне за ведущим, преодолевая естественные (бревно, ручеек, кочка) и специально подобранные (дуги для подлезания, модульное бревно, конусы) препятствия. Педагог называет имя одного из детей. Названный ребенок быстро обгоняет колонну, становится первым и передвижение продолжается.

Скучно, скучно так сидеть! (Бессюжетная игра для детей 4-7 лет)

Место проведения. Групповое помещение, физ. зал.

Материал. Стулья ( по количеству игроков)

Цель. Упражнять в быстром беге; способствовать снятию двигательного беспокойства; развивать быстроту реакции на слуховой сигнал; продолжать учить согласовывать свои действия с действиями других игроков, воспитывать умение наблюдать, сопоставлять и оценивать свои и чужие поступки; создавать условия для чередования подвижной деятельности с менее интенсивной и отдыхом; способствовать тренировке амортизационной функции стоп.

Ход игры. По обеим сторонам игровой площадки расставляют стулья по числу играющих. Дети садятся на один ряд стульев, воспитатель встает сбоку от них. Вместе произносят рифмованный текст:

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на дружку все глядеть.

Не пора ли вам подняться

И местами поменяться?

Затем взрослый дает команду: «Раз, два, три — беги!». Дети поднимаются со своих мест и бегут на противоположную сторону площадки, стараясь как можно быстрее занять любой стул. Взрослый как равноправный участник игры тоже занимает свободный стул. Ребенок, оставшийся без места, считается проигравшим, становится водящим и отдает команды другим игрокам.

Кати, толкай – прочь не выпускай! (Бессюжетная игра для детей 5-7 лет)

Место проведения. Групповое помещение, физ. зал участок д/с.

Материал. Теннисные мячи (7-10 шт.)

Цель. Упражнять в передаче катании мяча разными способами: руками, ногами; развивать быстроту реакции, ловкость; формировать положительные отношения между играющими; продолжать учить согласовывать свои действия с действиями других игроков; создавать условия для чередования подвижной деятельности с менее интенсивной и отдыхом; укреплять мышечно-связочный аппарат верхних и нижних конечностей.

Ход игры. Играющие делятся на две команды. Дети одной команды встают в круг. Ведущий (взрослый) вкатывает в центр круга один за другим 5-7 теннисных мячей.

Правила игры. Мячи нельзя останавливать и выкатывать за пределы круга, их можно только катать ногой или рукой. Если дети успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей (до десяти). Затем аналогичное задание предлагается выполнить игрокам другой команды. Выигрывает та команда, которой удастся удержать больше мячей в пределах круга.

Морские волны (бессюжетная игра для детей 5-7 лет)

Место проведения. Групповое помещение, физ.зал.

Материал. Два газовых платка.

Цель. Упражнять в быстрой передаче предмета друг другу, стоя в колонне по одному; способствовать снижению мышечного напряжения в области рук и плечевого пояса; развивать быстроту реакции на визуальный сигнал; продолжать учить согласовывать свои действия с действиями других игроков; создавать условия для повышения значимости каждого ребенка в глазах окружающих детей; способствовать укреплению мышц нижних конечностей.

Ход игры. Играющие делятся на две команды, садятся на корточки в две колонны. Ведущий (взрослый) дает первым игрокам по газовому платку. По его сигналу: «Прибой, прибой! Беги волной!» игроки по очереди встают и передают платок следующему игроку. Отдав платок, игрок снова садиться на корточки. Выигрывает та команда, чья волна быстрее докатиться до последнего игрока и вернется назад. Закончить игру надо командой «Штиль!».

Самые ловкие (бессюжетная игра для детей 5-7 лет)

Место проведения. Физкультурный зал, участок д/с.

Материал. Мяч.

Цель. Совершенствовать умение перебрасывать мяч друг другу и ловить его; способствовать обогащению двигательного опыта; создавать условия для развития быстроты реакции; поддерживать интерес к участию в подвижных играх; способствовать укреплению мышц туловища и рук.

Ход игры. На игровом поле на расстоянии 2-2,5 м начерчены две линии, за ними встают игроки. Из числа играющих выбирается ловишка. Он занимает место между двумя линиями в центре игровой площадки. Ловишка может бегать по-середине площадки между линиями от одного конца шеренги до другого. Дети начинают перебрасывать друг другу мяч, называя имя того игрока, которому бросают мяч. Задача водящего — перехватить мяч, не дав ему попасть в руки игроков. Если мяч поймал водящий, игрок, бросавший мяч, становится водящим.

Подвижные игры для самых маленьких

Здесь отдаётся предпочтения играм, где можно наблюдать чёткий сюжет. Желательно, чтобы каждому ребёнку была отведена своя роль. Также популярны игры совсем без сюжета, являющиеся простейшими, например, «догонялки». Итак, подвижные игры для младшей группы детского сада:

  1. Курица и цыплята. Для проведения этой игры нужна верёвка и две стойки. Верёвку натягивают между ними, по одной стороне находится дом курочки с цыплятами, по другой зёрна. Когда курица идёт на другую сторону, она зовёт цыплят «ко-ко-ко». Услышав, цыплята бегают по всей территории, имитируя движения. По команде: «Домой», все заходят по другую сторону верёвки.
  2. Ручеёк. Здесь участвуют все дети, и не нужно делиться на команды. Требуется начертить «ручеёк» небольшой ширины и на расстоянии 20-25 см друг от друга нарисовать камешки. Дети становятся в начало и по камешкам должны пересечь ручей. Если ребёнок оступился, значит, он «намочил ножки» и нужно пробовать с самого начала.
  3. Солнце – дождик. Для этой игры необходимо расставить по всему периметру площадки стулья и обручи (импровизированные домики). Когда воспитатель говорит: «Солнышко, пора гулять», дети выходят из домиков и бегают по площадке. По команде: «Дождик, пора домой», все дети бегут обратно.

Цель подвижных игр в детском саду – это, прежде всего, развитие личностных и физических качеств, а также обучение детей дружить и работать в команде. Принято считать, что школа воспитывает людей. Однако начинается воспитание именно в детском саду. Благодаря активным играм, дети легче воспринимают информацию и быстрее развивают в себе необходимые навыки.

Польза подвижных игр


Особенно такие игры полезны для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это то время, когда важно следить за физическим состоянием ребёнка и развивать его.
Двигательная деятельность стимулирует работу мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ, что способствует оздоровлению всего организма.

Подвижные игры учат детей управлять своим телом и помогают осваивать его новые возможности, улучшают моторику.

Также в групповых играх ребёнок развивает следующие навыки:

  • умение взаимодействовать с другими детьми,
  • умение работать в команде, помогать другим,
  • организованность и дисциплинированность,
  • ловкость и выносливость,
  • смелость и упорство.


Подвижные игры также являются отличным средством контроля энергии. Например, если малыш часто становится агрессивным, такие игры помогут ему снять напряжение и держать себя под контролем.

Кроме того, они оказывают хорошее влияние на нервную систему, способствуя улучшению качества сна и повышению аппетита. Ещё это хороший способ поднять настроение.

Сюжетные подвижные игры

Занятия с определённым сценарием воспитывают в детях чувство ответственности и собранности. Сюжетные игры очень разнообразны, рассмотрим некоторые из них.

  1. Воробьи и автомобиль. Все дети садятся на стулья или скамейки на одной стороне площадки. Здесь они играют роль воробушек, которые сидят в своих гнёздах. На противоположной стороне стоит воспитатель, представленный в роли автомобиля. Когда педагог говорит: «Полетели воробушки», все дети встают и бегают или ходят на площадке. По команде: «Автомобиль едет», все дети возвращаются как можно быстрее в свои гнёзда.
  2. Самолёты. Воспитатель называет определённых детей в количестве 3-4, которые становятся на противоположную от других сторону. По команде: «К полёту приготовиться, завести моторы», дети делают вращательные движения руками перед грудью. Когда педагог говорит: «Полетели», дети разводят руки в стороны, имитируя самолёт, и бегут на другую сторону. По команде «На посадку» дети приземляются на свои места. Затем выбирается следующая группа малышей.
  3. Пузырь. Дети вместе с воспитателем образуют небольшой круг, держась за руки. Когда педагог произносит: «Раздувайся пузырь, раздувайся большой», дети потихоньку отходят назад, образуя большой круг. После того, как педагог скажет: «Лопнул пузырь», дети должны опустить руки и сесть на корточки, произнеся «Хлоп». После этого нужно встать и снова образовать маленький круг.
  4. Летают птички. Дети встают на какую-либо возвышенность по одной стороне площадке. После слов «Светит солнышко» дети выбегают на площадку и начинают искать и клевать импровизированные зёрна. Когда воспитатель произносит: «Пошёл дождик», дети возвращаются обратно на возвышенность.

Подвижные игры для небольших помещений

Будь точен!

В данном случае имеется в виду игра со множеством вариаций. Главная задача — проявить точность в заданном испытании. Испытания могут быть такие:

1. Управляем своими мышцами

. Для него потребуется детский кистевой динамометр. Ведущий задает ту цифру, до которой должна дойти стрелка при нажатии.

Мы привыкли, что динамометры нужны только для измерения силы, однако в данном случае мы не силу меряем, а умение управлять своими мышцами, то есть точно рассчитывать свои усилия. А это уже координация движений. С помощью таких игровых упражнений мы не только соревнуемся и развлекаемся, но и работаем над развитием координации движений. Правила простые — ведущий задает нужную цифру, а ребенок, не глядя, старается сжать динамометр так, чтобы стрелка показала нужную цифру. Все игроки пробуют правильно нажать, затем сравниваются результаты, кто был ближе, тот и побеждает.

Несмотря на то что динамометр кистевой, сжимать его можно и двумя руками. Перед тем как начать использовать динамометр, надо сначала познакомить ребят с его устройством, примерным принципом действия, дать попробовать, проверить, у кого какие силы, чтобы ребята знали свои абсолютные величины, а уже из этих результатов можно выбирать нужные для игры. Например, сделал максимум, а затем, не глядя, пусть попробует выжать половину или даже четверть своего результата, как у него получится? Самостоятельно ребята могут развлекаться тем, что будут стараться попадать на заданные цифры. Сами себе будут задавать, а затем сами же и будут стараться выжать нужный результат. Чем больше будет практики, тем лучше ребята начнут справляться с заданием.

2. Попробуем запоминать временные отрезки

. Начинать будем с малого — запомним десять секунд. Для этого ведущий в первый раз сам отсчитывает ребятам эти десять секунд (ориентируясь на секундомер, конечно). Затем он командует: «Внимание, марш!» и ребята стараются уже сами отсчитать эти десять секунд (не вслух, конечно, про себя, чтобы не мешать остальным). Тот, кто досчитал и решает, что время вышло, поднимает руку. Когда все поднимут руки, ведущий объявляет самых точных игроков. Чем больший промежуток времени задается, тем труднее его точно запомнить и попасть, поднимая руку. Так что тренировка в помощь!

Так как ребята склонны подглядывать друг за другом и ориентироваться на действия других, то можно дать задание отсчитывать секунды с закрытыми глазами, а открывать их только одновременно поднимая руку. Игрок, открывший глаза чтобы посмотреть на остальных, выбывает или считается, что он закончил отсчитывать.

Детей можно мотивировать — попросить дома самим потренироваться в этом запоминании. Если интерес у них появится, да и выиграть захотят, то наверняка потренируются. Часы с секундной стрелкой у всех есть. А с распространением мобильных телефонов, в которых есть секундомеры, это задание в техническом плане для тренировок становится еще проще.

Ради интереса, когда ребята уже хорошо освоятся с этим заданием, можно попробовать давать и большие промежутки времени — десять, двадцать, тридцать минут. Например, стали делать уроки, отсчет пошел, кто решил, что время истекло, сообщает об этом. Ведущий же сообщает о том, что заданное время прошло, или когда все выскажутся, или через две минуты после его окончания. Так, если задано было десять минут, то ведущий, говорит о том, что время вышло через двенадцать минут. Смотрим, кто окажется ближе всех. Две минуты добавляем для тех, кто может ошибиться на одну-полторы минуты, но уже после отведенного времени.

Если в предыдущих вариантах отсчитывал время и следил за точностью выполнения ведущий с секундомером, то на этот раз секундомер получает в руки ребенок. И пробовать попадать в нужное время он будет стараться, не глядя на гаджет. Выполняется так: ребенку задается определенное время (10 секунд, 12 и т. п.), он закрывает глаза, нажимает на кнопку, затем, когда решает, что десять секунд прошло, выключает секундомер. Смотрим, на сколько ошибся или как точно попал игрок. Желательно давать три попытки и записать лучший результат. Затем другой игрок пробует свои силы и так далее. В конце все результаты сравниваются и определяется победитель — самый точный игрок.

При использовании этого варианта всё измеряется очень точно и четко, так что уже не будет споров, а также игрок не будет ни на кого ориентироваться; тут, как говорится, борьба один на один с секундомером. Да и ведущему не придется запоминать, кто и насколько ошибся (обычно он выделяет только трех-четырех самых точных). Это ведь не так просто, когда участвует более десяти игроков. Кроме того, теперь всех игроков можно будет расставить по местам от первого до последнего.

3. Рассчитываем силу давления

. Для этого испытания потребуются напольные весы. Задача в принципе такая же, как и с динамометром, но теперь необходимо рассчитать силу давления ногой на весы. Ребенок встает одной ногой на пол, другой на весы. Теперь его задача — нажать на весы до нужного веса. Выбирать надо удобные числа, чтобы и не так трудно было давить, и чтобы одного веса ноги было мало. Перед тем как соревноваться, ребятам надо дать освоиться, пусть попробуют понажимать на весы, почувствуют, сколько надо давить до пяти килограмм, пяти с половиной и т. п. Соревнуемся так же, задается определенный вес, удобный для всех игроков (чтобы не получилось, что большому ученику достаточно ногу поставить, и он уже промахнулся на пару килограмм, а легкому ученику еще давить и давить до нужной величины), каждый с закрытыми или завязанными глазами наступает одной ногой и давит на весы. Записываем результаты, а конце сравниваем. Кто окажется ближе, тот и побеждает.

4. Попади в точку

. На стене мелом рисуем различные точки (крестики) на уровне рук игроков, каждая точка получает свой номер или специальный рисунок (звездочку, крестик, кружочек, точку и т. п.; можно использовать маленькие наклейки, которые затем легко снять со стенки). Задача игрока — встать спиной к стене и по команде, с закрытыми глазами, постараться поднять прямую руку так, чтобы попасть в нужную точку. Перед игрой можно дать ребятам потренироваться, пусть они смотрят и поднимают руку, таким образом помогаем мышцам запомнить нужные усилия, а голове — понять, до какого градуса надо руку поднимать. Игроки по очереди стараются попадать в нужные точки; кто оказывается точнее, тот и побеждает.

Игроки даже сами могут поиграть друг с другом. Один встает к стене, смотрит на партнера, тот ему командует до какой точки надо поднять руку, а первый старается точно исполнить указание. Вот только глаза исполняющий игрок на этот раз не закрывает, а смотрит прямо на партнера. В таком положении игроку будет немного проще, так как окружающие нас ориентиры, несомненно помогают, но все же не настолько хорошо, как хотелось бы.

Чтобы измерять точность попадания, можно использовать обычную линейку. Игрок поставил руку, линейкой измерили, на сколько сантиметров он промахнулся. Или же стену с помощью транспортира можно расчертить линиями мелом по пять-десять градусов, тогда промахи удобнее будет измерять в градусах. Но если мы рисуем мелом на стене, прислоняться к ней уже нельзя. В этом случае придется смотреть уже так, без прикосновений.

5. Попади ногой в точку

. Точки рисуются на полу (или используем различные наклейки), но так, чтобы ребенок мог достать до них ногой. Задается точка, в какую носком ноги ребенок должен попасть. На этот раз совсем не обязательно, чтобы игрок держал ноги прямыми, поэтому точки можно задавать рядом с ногами. Играть можно, прислонившись к стене или стоя посреди игровой площадки, во втором случае игрок получает большую свободу действий, а значит, больше точек, которые можно задавать.

6. Проверяем точность с помощью мяча

. Вот только теперь мы должны не попадать в какую-то цель, а должны покатить мяч так, чтобы он докатился до определенного места, например до определенной парты. То есть игрок должен покатить мяч в проходе (между партами) до определенной парты, например до второй. Если мяч укатывается слишком далеко или не докатывается, то засчитывается промах — так как парта довольно широкая, то мяч должен хотя бы немного попадать в это пространство.

Игру легко менять, поставив учеников в колонну или шеренгу, а игроку дав задание катить мяч до определенного ученика.

Не обязательно использовать большие или средние резиновые мячи, вполне можно применить и небольшие шарики из разных материалов.

7. Попади в нужную клавишу

. Нам потребуется клавиатура, на каждую клавишу которой прилеплен какой-нибудь значок (лучше всего подходят симпатичные маленькие наклейки). Задача ребенка — научиться попадать пальцем в нужную клавишу (конечно же, делать это нужно с закрытыми глазами). Сначала ребенок может сам потренироваться, а затем ведущий будет называть картинку, а ребенок будет стараться попадать в нее пальцем. Тут можно заранее договориться, на какое количество клавиш допустим промах: на одну или на две (больше не нужно). Со старшими детьми можно пользоваться обычной клавиатурой, пусть заодно выучат, как на ней буквы расположены, это умение им наверняка в жизни пригодится, учитывая, насколько часто приходится печатать современным людям. А главное, с помощью этого игрового упражнения, а заодно и соревнования, и интереса мы развиваем у ребят координацию движений, двигательную память, обычную память (попробуйте вот так сразу запомнить, где какие картинки расположены!).

Чтобы еще упростить задачу, можно выделять клавиши цветом по квадратам или прямоугольникам, например, четверками (выделяются четыре клавиши одного цвета), шестерками или восьмерками. Тогда ребятам уже будет попроще — назвали им цвет, они стараются попасть в этот квадрат или прямоугольник. В любую клавишу данного цвета попали — отлично, попадание засчитано. Соответственно, придется подбирать много цветов, может быть, даже восемь-десять.

Играть можно всем вместе, если на каждого игрока хватает клавиатур. Тогда все сидят за партами, клавиатуры — на столе перед ними, руки игроки держат на коленях. Сигналом к действию служит названная ведущим картинка, буква (цифра) или цвет. Игроки быстро должны поставить указательный палец (или любой другой заданный палец) на нужную клавишу. Кто окажется быстрее, тот получает одно очко. Играть можно некоторое время, а затем подвести итоги, посмотрев, кто сколько очков набрал, и объявить победителя. За неправильно нажатую клавишу можно начислять штрафные очки. Важное условие: после того как ребенок поставил палец на клавишу, изменять свое решение он уже не может. Изменение — это ошибка, которая «карается» штрафным очком.

Для разучивания букв, цифр и символов можно играть «в открытую». То есть теперь ведущий называет клавишу, а игроки должны поставить на нее палец как можно быстрее. Если участвует много игроков, то дополнительно игрок должен поднять руку вверх, сигнализируя о том, что он все сделал. После этого двигать пальцем, перемещать его куда-то нельзя, пока ведущий не проверит, правильно тот попал или нет. После проверки первый игрок получает одно очко. Желательно таким образом пройтись по всем буквам и цифрам, в конце уже по очкам подсчитать, кто же лучше всех знает расположение букв и цифр на клавиатуре.

8. Поймай цифру

. Теперь будем использовать секундомер, который ребенок может нажимать, чтобы включать и выключать, останавливая время. Смысл простой: задается время, например 13 секунд. Задача игрока — глядя на секундомер, нажать его максимально точно. Если секундомер у нас с сотыми секундами, то ошибка будет более заметна, и проще тогда сравнивать результаты. Это не тот же вариант, когда мы запоминали временной промежуток. В данном случае отрабатывается быстрота реакции на появившуюся цифру.

Интересно сыграть в паре. Первому ребенку из пары ведущий задает время, например пятнадцать секунд. Второй игрок по команде первого включает секундомер, а затем первый должен вовремя скомандовать второму, когда секундомер следует выключить. Подсказывать первый ни в коем случае не должен, только сухие команды — «марш» и «стоп». Все дополнительные подсказывающие слова: «еще далеко, пока не торопись» и т. п., а также движения (показывает пальцем, кивает и т. п.) считаются подсказкой, и пара проигрывает. Сначала командует один, затем — другой. Суммируется время их ошибки. Затем остальные пары так же пробуют свои силы, после этого сравниваются результаты, объявляется победитель.

Бессюжетные подвижные игры

Они призваны научить детей ловкости, скорости и ориентирования в пространстве.

  • Найти цвет. Воспитатель раздаёт каждому ребёнку флажок разного цвета. Обычно цветовая гамма состоит из красного, жёлтого, зелёного и синего. Четыре ребёнка стоят с флажками возле конкретного флага аналогичного цвета. Когда воспитатель даёт команду: «Идите гулять», остальные дети разбегаются по площадке в хаотичном порядке. После слов: «Найдите свой цвет», детям нужно как можно быстрее прибежать к флагу своего цвета.

  • Не опоздай. Воспитатель раскладывает какие-либо погремушки в форме круга. По его команде дети разбегаются по комнате прочь от них. Когда педагог произносит: «Не опоздай», дети бегут обратно в центр комнаты.
  • Найди свой дом. Дети разделяются на несколько групп, каждая из них становится у определённого дерева. Оно является их домиком. По команде воспитателя дети разбегаются кто куда. Когда педагог произносит: «Найдите свой домик», дети должны собраться определёнными группами у деревьев, у которых они стояли в начале игры.

Классификация подвижных игр призвана выделить те, которые необходимы ребёнку в определённом возрасте. Наиболее популярным является разделение на сюжетные и бессюжетные. И те, и другие призваны развивать детей, привить им определённые качества. Подвижные игры необходимы для нормального развития каждого ребёнка, и не стоит недооценивать их значение.

Виды подвижных игр

Игры принято делить на следующие группы:

  • Сюжетные. В игре присутствует некоторый сюжет, который отражает явления окружающей жизни, где каждому ребёнку назначена определённая роль. Начало и конец игры, взаимодействие участников обуславливаются правилами, придерживаться которых необходимо всем. Такие игры подходят для коллективов детей любого возраста.
  • Бессюжетные. Не имеют сюжета, но имеют правила и распределение ролей. Игры связаны с выполнением определённого двигательного задания и требуют от детей большей ловкости и быстроты. Дети проявляют самостоятельность и учатся ориентироваться в пространстве. Бессюжетными также считаются игры с использованием предметов. В таком случае они проводятся в небольших группах.
  • Спортивные. Для их проведения необходимы специальная площадка и оборудование. Дети подчиняются строго регламентированным правилам. Такие игры характеризуются сложной техникой движений и определённой тактикой поведения, поэтому участники предварительно проходят подготовку. Каждая игра рассчитана на определённое количество человек. Для детей младшего возраста правила упрощаются.
  • Игры-забавы. Дети выполняют обычные двигательные движения в необычных условиях. Такие игры часто имеют соревновательный элемент.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]