Конспект занятия по формированию временных представлений «Части суток»


Рассвет и сумерки

Для детей очень важно связывать новые понятия с конкретными примерами. Допустим, ребенок быстро усвоит слово “день”, если его связать с видимым солнышком на небе. То есть, абстрактные символы и понятия для мозга детей пока недоступны. Поэтому в методичках для детского сада можно найти множество наглядного материала для обучения детей.

День/ночь ребенку понятны и осознаются легко. Сложнее объяснить, что такое утро и что такое вечер. Почему они по-разному называются, и в чем их принципиальное отличие? Для этого следует показать малышу картинки, на которых изображена деятельность человека.

Допустим, утро отличается от дня тем, что нужно чистить зубки и умываться после сна. Это наглядно показывает картинка. Днем детки гуляют на улице и играют на детской площадке, а вечером играют дома или в помещении детского сада. Таким образом, в сознании ребенка упорядочиваются процессы деятельности и формируется логическая цепочка “время суток – действия”.

Рубрика: Часы и время — онлайн игры и тренажеры

Интерактивные часы с движущимися стрелками. Стрелки связаны между собой. Тренажер поможет выучить время на часах.

Читать далее

Тренажер, который заканчивает серию обучающих игр в разделе «Время». Вам нужно будет переводить стрелки часов мышкой на указанное время. Можно посмотреть правильный ответ при ошибке. 30 заданий нашей онлайн игры помогут отлично закрепить тему «Время на часах»

Читать далее

Интерактивное обучающее пособие — игра, в которой мы будем учить минуты и часы после полудня. В игре имеется 2 раздела — минуты и часы, в каждом из которых имеется режим изучения и 2 теста.

Читать далее

Учим время на электронных часах и часах с циферблатом одновременно. Установите время на электронных часах, и нажмите кнопку «Показать». Это пособие можно также использовать для самопроверки.

Читать далее

Интерактивное пособие — игра. Передвигайте часовую стрелку, и увидите смену времени суток: утро, день, вечер, ночь.

Читать далее

Учите время с нашими необыкновенными часами! Стрелки часов можно передвигать мышкой, и устанавливать свое время. Имеются подсказки, которые можно отключить и использовать для самопроверки.

Читать далее

Источник: https://kid-mama.ru/category/igry-i-trenazhery/chasy-i-vremya/

Закрепление материала

Чтобы изученный материал закрепился в памяти малыша, необходимо ежедневно вести разговоры на заданную тему. Например, вы спрашиваете ребенка:

  • чем вы занимались в садике утром?
  • что выкушали на завтрак утром?
  • вы играли на площадке днем?
  • что выкушали на обед днем?

Здесь важно связать время суток с приемом пищи: завтрак – утро, обед – день, ужин – вечер. Это новые понятия для малыша, но он легко их усвоит на конкретных примерах. В повседневном общении с крохой чаще упоминайте названия приемов пищи (пойдем ужинать, зайчик хочет завтракать и т. д.).

Также можно использовать наглядный материал в картинках. Допустим, кладете перед ребенком картинку “вечер” и спрашиваете о времени. Важно наладить диалог с малышом и побуждать его к рассказу с помощью наводящих вопросов. Допустим, спрашиваете ребенка: на дворе вечер или день? После ответа спрашиваете, почему он так утверждает?


Утро

Важно! После усвоения различия между вечером/утром/днем/ночью необходимо пояснить, что они составляют сутки и являются их частью. Так же, как и мишка с зайчиком имеют общее название – игрушки.


Ночь

Первые азы изучения времени

Как научить дошкольника понимать часы?

Абстрактность мышления появляется лишь в школьном возрасте, до этого дети не могут адекватно это воспринимать, так что если, что-то не получается — не расстраивайтесь. Начать нужно с самого обширного и простого понятия — объяснения времен года, сезонности. Кстати, прочитать об этом можно тут. Далее необходимо перейти к изучению месяцев и дней недели.

Но, обо все по порядку. Сначала, нужно объяснить главные свойства времени:

  • время в сутках повторяется по кругу (для наглядности — круглый циферблат),
  • время скоротечно и ничего вернуть нельзя обратно.

Вроде два таких серьезных противопоставления, но тем не менее, это нужно объясните. Возьмите электронные часы и простые механические.

Круглый циферблат – символ повторяемости по кругу (сейчас утро и завтра настанет утро и вчера началось с утра).

А цифры сменяющие друг друга на электронных часах — символизируют «убегающее в вечность» время. Это даже можно продемонстрировать по песочным часам.

Ребенку уже 2-3 года?

Начните с обсуждения его возраста. Сейчас тебе 2 года, через год будет – 3, а через два года — 5…а когда твой братик пойдет в школу — тебе будет 6 лет. У ребенка должны появится какие-то ориентиры, от которых он будет отталкиваться. Или же маленько в ином направлении: год назад ты умел то-то то-то, сейчас ты умеешь «это»…, а через год ты будешь уметь что-то еще.

Секунда, нет минута

Чтобы малышу было легче ориентироваться в таких сложных понятиях, как час и минута с секундами. Нужно под каждое объяснение придумать действие, которое по длительности будет совпадать с объясняемым интервалом. К примеру, топнуть ножкой — это секунда, дойти из комнаты, до какого-то объекта – минута, а вот дойти из дома до садика (если далеко) – час.

Не кидайтесь объяснять, что обозначает стрела на этом или ином месте, сейчас это не важно, научите маленького ребенка выполнять все действия последовательно во времени. Сначала — завтрак, потом — игра, потом — прогулка и т.п. И каждое из этих событий разбейте на пункты и акцентируйте это ребенку. Завтрак: садимся за стол — берем ложку — кушаем кашу — пьем молоко — умываемся и пр. Так же и с остальными «крупными» действиями, все дробим. Обязательно обозначайте: утром будем завтракать, днем — спать и гулять, а вечером – придет папа с работы и будем ужинать. Так вы привьете ребенку самые простые временные понятия: что происходит за сутки и что завтра все повторится. Т.е. в пределах одного дня ничего не повторяется, а завтра все начнется заново.

Обязательно сопровождайте действия словами.

Будущее Сначала покушаем, потом погуляем. Сначала поиграем в домино, потом в пазл и т.п

Настоящее

Сейчас идем кушать, а потом гулять. Сейчас играем в домино, а потом соберем пазл.

Прошлое

Сначала мы кушали, а потом гуляли, Сначала мы играли в домино, а потом собирали пазл.

Показывайте дидактические картинки, которые помогают разобраться с последовательностью происходящих действий. Описывайте то, что там изображено, просите малыша рассказать об изображении.

делаем обучающий циферблат


Как научить малыша понимать, какая стрелка показывает час, а какая минуты? Смастерите самодельный циферблат, с помощью которого ребенок научится понимать, как идут стрелки, какие цифры присутствуют и что все это означает. Это, несомненно, помогает развиваться с математической точки зрения. У ребенка закладывается понятие о цифрах, возможно он даже выучит счет. Для деток постарше легко будет учить и сложение цифр.
Приступаем к делу, распечатываем циферблат, даем ребенку разукрасить его, ему же тоже хочется быть полноценным участником творческого процесса. Вырежьте по кругу, если малыш уверенно владеет ножницами – доверьте это ему, нет — обезопасьте его от этого. Из плотного картона вырежьте стрелки: малую и большую. Если есть стрелки от старых часов – вообще замечательно. В центре циферблата проделайте дырку. Не плохо, если и циферблат будет приклеен на картон, так будет гораздо долговечнее. Прикрутите стрелки к циферблату с помощью болта и гайки. Очень удобное пособие получается.

С чего начать?

1. Объясните значение короткой и длинной стрелок. 2. Начните с часовой стрелки (длинную можно пока снять, чтобы не смущала): на какой цифре стоит и сколько показывает.

Хорошо, ели соотнести это время с действием, происходящим в жизни малыша (7 утра – ребенок встает, 8 утра – приходит в садик и т.п.). 3.

Развитие мышления

Когда в сознании малыша четко отпечатается разница между утром и вечером, можно пойти дальше – активировать его мышление. Для этого необходимо показать картинки с изображением деятельности человека и спросить, в какое время суток занимаются такими делами.


Дела на день

Вопросы необходимо задавать так:

  • когда появляются звездочки на небе – днем или ночью?
  • когда детки обедают – днем или вечером?
  • когда делают зарядку – утром или днем?
  • когда светит солнышко на небе – днем или ночью?

Такие вопросы вы можете придумать сами, побуждая малыша к беседе и оперированию основными понятиями времени. Также вы можете спрашивать ребенка, чем занимается солнышко утром/ночью/вечером.


Ночной сон

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Занятие «Части суток, распорядок дня»

для старших дошкольников с ЗПР Тема: «Части суток, распорядок дня»

Цель: Обобщение и закрепление знаний о распорядке дня, соответственно частям суток»

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепление знаний о частях суток, соотнесение с распорядком дня.
  2. Научить детей различать части суток и определять их последовательность.
  3. Расширение пассивного и активного словаря

Коррекционно-развивающие:

  1. Развитие слухового внимания.
  2. Развитие устной связной речи, актуализация пассивного словаря.
  3. Развитие зрительного восприятия.

Воспитательные:

  1. Развить умение сотрудничать в коллективе.
  2. Развить навыки культуры поведения на совместных занятиях.
  3. Развить умение слушать и самостоятельно выполнять инструкции.

Оборудование и материалы: два набора картинок с изображением частей суток, набор картинок с распорядком дня, фланелеграф, цветные карандаши каждому ребенку, черно- белые сюжетные картинки с распорядком дня.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Я вижу, что вы еще не все проснулись. Что же нам сейчас делать? Нам нужно сделать зарядку!

Каждый день мы по утрам Делаем зарядку. Очень нравиться всем нам Всё делать по порядку.

Весело шагаем, Руки поднимаем, Приседаем и встаем, Прыгаем и скачем.

— Ребята, а скажите, какое сейчас у нас время суток? Правильно, сейчас у нас утро. А почему вы так решили? Солнышко встает, птички начали петь, мы все проснулись. И давайте вспомним вместе, что мы всегда делаем по утрам: мы просыпаемся, умываемся, чистим зубки, делаем зарядку и завтракаем (на доске висят соответствующие картинки).

Посмотрите на эту картинку (День). Какое это время суток? Правильно, день. Солнышко уже высоко. Ребята, а что вы обычно делаете днем? Мы выходим на прогулку, играем, рисуем, лепим, занимаемся.

Повторяйте это стихотворение за мной:

Повторяем, все что знаем, И с охотой напеваем, И стихи вовсю читаем Или сказки вспоминаем.

А теперь давайте вспомним, что наступает после дня. Правильно, наступает вечер. Солнышко опускается вниз, цветочки закрывают свои бутоны, на улице темнеет. А что вы делаете вечером? Вы приходите из садика домой, играете в спокойные игры, смотрите свои любимые мультфильмы, ужинаете всей семьей и готовитесь ко сну. И правда,

Это время нам дано Для веселого кино, Для катанья на коне И на папиной спине.

В небесах луна плывет, Мама ужинать зовет.

А дальше наступает…Правильно, наступает ночь. А что вы делаете ночью? Ночью мы спим.

Это время – время сна, Спит за окнами сосна. Сладкий сон сморил ребят, Завтра снова в детский сад.

А теперь возьмите цветные карандаши и раскрасьте картинки по порядку: утро, день, вечер, ночь.

Ребята, мы сегодня научились определять части суток и узнали, какой у нас распорядок в каждое время суток. А какую часть суток вам нравится больше всего? Почему?

Ребята, вы хорошо занимались, а теперь пора и отдохнуть. Занятие окончено!

Следующая >

Завтра и вчера

Категории времени “завтра, сегодня, вчера, послезавтра” пока недоступны пониманию малыша, потому что не связаны с деятельностью и тактильными/зрительными ощущениями. Чтобы приучить малыша к различению этих понятий, необходимо отталкиваться от деятельности. Например, малыш хорошо запомнил поход в цирк. Как можно использовать это событие для обучения времени? Нужно говорить:

  • завтра мы пойдем в цирк;
  • сегодня мы смотрели тигров в цирке;
  • где мы были вчера?

Понятие “вчера” ребенок поймет быстрее, ведь он помнит вчерашние события. Сложнее объяснить и осознать слово “завтра”. Для этого расскажите, когда приходит “завтра”:

  • сначала малыш должен лечь спать ночью;
  • следующим утром наступит “завтра”.

Постепенно малыш начнет осознавать разницу между “сегодня, завтра и вчера”. Главное, не следует торопить ребенка в освоении новых (абстрактных) понятий и злиться на его непонимание. Со временем он все освоит.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]