Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему:»Овал»


Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему:»Овал»

На каждом вагоне прикреплена карточка с картинкой, составленной из геометрических фигур, нарисованных на билетах:

— Я – кассир железнодорожной кассы. Каждый из вас получит билет. Затем надо найти свой вагон. Для этого внимательно посмотрите на свои билеты. Если вы отыщите на вагоне такие же геометрические фигуры, то этот вагон ваш.

Пока дети ищут свои места, воспитатель берт на себя роль кондуктора (одевает фуражку, берет сумку, прикрепляет бейджик). Дети садятся в свои вагоны.

— Все заняли свои места? (Да).

— Теперь я – кондуктор. Предъявите билеты.

Воспитатель проверяет «билеты».

Подитог:

Молодцы, ребята, все сумели сесть в поезд, потому что правильно определили геометрические фигуры. Мы можем ехать.

Звучит аудиозапись «Стук колес»

— Ребята, мы приехали!

3.Затруднение в игровой ситуации.

Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.

Требования:

  • создание ситуации затруднения;
  • фиксация в речи причины затруднения.

Детей «встречают» жители страны Геометрических фигур (треугольник и квадрат). Под магнитом рядом с ними – листок с заданием.

— Ребята, как вы думаете, жители страны Геометрических фигур нам рады? (Да).

— Как вы догадались? (Они улыбаются нам).

— Конечно, жители рады, ведь вы приехали им помочь!

— Давайте спросим у жителей, чем им помочь! (Дети спрашивают, а круг и квадрат молчат).

— Узнали? (Нет)

— Как узнать, чем помочь жителям? (Догадаться), (Самим посмотреть, что нужно сделать), (Прочитать, что написано в записке).

Воспитатель читает записку:

«Уберите вещи на место, в коробки».

Игра «Положим предметы на место»

Дети садятся за столы. На столах – «коробка» (большой круг) и «вещи» — предметы круглой формы: колесо, часы, тарелка, монетка, поднос, губка, руль, печенье, баранка, компакт-диск, разделочная доска, спасательный круг. Размер малых кругов таков, что они вписываются в овал. Так же есть предметы овальной формы по числу детей – часы, зеркало, кусок хлеба, поднос, тарелка, губка, салфетка, разделочная доска деревянная, разделочная доска пластмассовая, коврик.

— Какой формы коробка? (Круглой).

— Значит и предметы в нее надо положить круглые.

— Положите эти предметы в коробку. (воспитатель показывает на вырезанный из альбомного листа круг)

Круглые предметы дети кладут в круг, а овальный не могут.

— Все вещи теперь на местах? (Нет).

— Вы не смогли убрать все вещи? (Не смогли).

— Почему? В чем затруднение? (Есть вещи не круглой формы, зеркало не убирается в коробку).

— Почему мы не можем положить эти вещи в круглую коробку? (Потому, что он другой формы, у салфетки форма не круглая).

— Вы не смогли убрать все вещи и помочь жителям.

Воспитатель держит паузу столько, чтобы дети осмыслили ситуацию затруднения.

— Вы попали в затруднительную ситуацию? (Да).

  1. Открытие нового знания.

Цель: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.

Требования:

  • организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;
  • фиксация нового знания в речи и знаково;
  • создание ситуации успеха.

Игра «Найдем коробку»

— Что будем делать? (Давайте подберем коробку для этих предметов).

Если дети затрудняются, воспитатель продолжает подводящий диалог:

— Вы положили круглые предметы в круглую коробку. Предметы, которые вы не смогли убрать — имеют другую форму. Вы можете для него подобрать подходящую коробку? (Да).

— Подберите.

Дети подходят к другому столу, на котором находятся вырезанные из цветного картона квадраты, треугольники, круги и овалы. Овалов столько же, сколько детей.

— Ребята, выберите подходящую коробку и уберите предметы в нее.

Дети выбирают нужную «коробку» и садятся на место.

— Теперь все предметы убраны по коробкам? (Да).

— Посчитайте, сколько у вас круглых предметов? (Четыре).

— Сколько у вас некруглых предметов? (Один).

Подитог:

Какие вы молодцы, сумели прибраться, потому что подобрали подходящие коробки и круглым, и овальным предметам.

Воспитатель говорит детям, что жители страны Геометрии благодарят их и дарят подарок – коробку с овалами. Дети берут каждый по овалу,

воспитатель вешает на доску овал.

— Хотите с ними поиграть? (Да)

— Посмотрите, какой овал.

— Обведите его пальчиком (дети обводят овал).

— Что вы заметили? (у овала нет углов)

— У какой еще фигуры нет углов? (у круга)

— Чем овал отличается от круга (овал вытянутый, а круг ровный)

Мы знаем, что круг хорошо катиться (воспитатель показывает, как катится круг)

— Попробуйте прокатить овал (дети катают овал).

— Овал также хорошо катиться (нет).

— Давайте спрячем овал (дети «прячут» овал под лист бумаги)

Воспитатель показывает эллипсоид.

— А это овал? (да, нет)

— Давайте попробуем его спрятать (дети пытаются спрятать эллипсоид под лист бумаги).

— У вас получилось спрятать эту фигуру? (нет)

— Правильно, эта фигура – не овал, овал плоский.

Воспитатель показывает на овал.

— Вот овал – он плоский, вытянутый, без углов.

Подитог: Молодцы ребята, вы поняли что такое овал.

5.Включение нового знания в систему знаний.

Цель: закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях.

Требования:

  • соответствие используемых игр цели занятия;
  • индивидуальные затруднения в играх;
  • ситуация успеха в совместной деятельности.

Появляется прямоугольник, на котором нарисовано грустное лицо. У него записка.

— К нам пришел еще один житель. Как вы думаете, какое у него настроение. (он – грустный, невеселый)

— Спросите, почему он такой грустный?

— Почему ты такой грустный?

(Дети спрашивают, а прямоугольник молчит).

— Узнали? (Нет)

— Как же узнать? (Догадаться, прочитать, что написано в записке).

Воспитатель читает записку:

« У меня потерялись овальные предметы, потому что я ленился, не убирал их на место».

— Не переживай прямоугольник, наши ребятки тебе помогут.

— Ребята, поможете? (Да)

Игра «Собери предметы»

Воспитатель держит в руках коробку овальной формы.

— Посмотрите внимательно вокруг, найдите в нашей группе все предметы овальной формы и принесите в эту коробку.

Дети ищут разложенные повсюду овальные предметы в группе (зеркальце, коврик, губка, салфетка и др.)

Подитог:

Молодцы ребята. Вы справились с заданием, нашли все потерянные овальные предметы.

Когда дети найдут все овальные предметы, они отдают коробку прямоугольнику. У прямоугольника становится радостное лицо. У него записка.

— Посмотрите, ребята еще одна записка. Давайте ее прочитаем.

Воспитатель читает записку:

«Спасибо вам, ребята. Я больше никогда не буду раскидывать свои вещи. За то, что вы мне помогли, я хочу подарить вам мультфильм».

Дети смотрят мультфильм «Геометрические фигуры».

— Ребята, вам понравился подарок прямоугольника? (Да)

— А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места в поезде.

Звучит стук колес в записи, дети возвращаются в детский сад.

  1. Итог занятия.

Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.

Требования:

  • организация анализа детской цели;
  • фиксация нового знания в речи;
  • определение выполнения взрослой цели.

Дети садятся на стульчики.

— Ребята, где мы сегодня были? (в стране Геометрии)

— Зачем мы туда ездили? (помочь жителям навести порядок)

— Мы смогли помочь жителям страны Геометрии? (Да)

— Почему вам это удалось? (мы знаем геометрические формы, знаем цвета, умеем считать, мы добрые)

— С какой геометрической формой мы сегодня познакомились? (овал)

— Мы выполнили все задания, потому что знаем геометрические формы, знаем цвета, умеем считать, потому что мы внимательные, добрые ребята. Молодцы!

Занятие по ФМП в средней группе на тему « Знакомство с цифрой 2. Короткий, длинный, овал».

Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней гнруппе на тему « Знакомство с цифрой 2. Короткий, длинный, овал».

Программное содержание: Познакомить детей с цифрой 2; учить определять место положение цифры 2 среди на числовой линейке; закреплять умение находить цифру2 среди других цифр; закреплять умение сравнивать знакомые предметы по величине, протяженности ( длинный, короткий); закрепить знание о геометрической фигуре «овал», умение находить его среди множества фигур; воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность. Оборудование и материал: игрушки- верблюдица и верблюжонок, рабочая тетрадь№1. Предварительная работа: на прогулке собрать букеты из двух листьев, поиграть в игру « По узенькой дорожке». Словарная работа: короткий, длинный, овал. Билингвальный компонент: екі- два, т?йе –верблюд, сопа?ша –овал. Ход занятия: Сюрпризный момент. В гости пришел верблюжонок. Он потерял свою маму, но если ребята отгадают загадки, то мама верблюдица обязательно придет за верблюжонком.

Загадываю загадку:

« Верблюд гуляет по степи. Как грустно одному в пути Но подошел к нему сынок И больше он не одинок». Предлагаю детям выполнить задание в рабочей тетради: закрасить в прямоугольникепод картинкой столько кружков, сколько верблюдов гуляет по степи. Спрашиваю сколько закрасили кружков? Появляется верблюдица, забирает верблюжонка, и они уходят. Читаю детям стихотворение о цифре два: « Двойка шею выгибает Хвостик по пускает. По волнам как ей не плыть, Но всегда второй лишь быть!». Заучиваем наизусть стихотворение. Работаем в рабочих тетрадях? дети определяют место цифры на числовой линейке,находят все двойки среди других цифр и обводят их, как показано на рисунке. Провожу физкульминутку « Клен». Ветер тихо клен качает, Влево, вправо наклоняет Раз наклон и два наклон. Зашумел листвою клен. Предлагаю детям поработать в рабочих тетрадях. Закрасить самый большой овал зеленым карандашом, поменьше- синим, самый маленький- красным. Спрашиваю: сколько овалов закрасили? какого размера овалы? Читаю стихотворение: Очень жарким летним днем.

Шел верблюд на водопой.

Помоги ему скорей,

До воды дойти быстрей.

Время даром не теряй,

И дорогу выбирай. Даю задание закрасить длинную дорогу желтым цветом, а короткую- зеленым. Задаю вопросы: какой длины желтая дорога? какой длины зеленая дорога? по какой дороге верблюд дойдет быстрее? Провожу индивидуальную работу. Повторяем слова на казахском языке. Проводим самоконтроль и самооценку выполненой работы. Рефлексия: что понравилось на занятии? сколько овалов закрасили?

Текст книги «Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий»

Дарья Николаевна Колдина Рисование с детьми 4–5 лет. Конспекты занятий

От автора

Изобразительная деятельность (рисование, лепка и аппликация) является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, связанным с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.

Обучение изобразительной деятельности в дошкольном возрасте предполагает решение двух основных задач:

• пробудить у детей положительную эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, к родной природе, к событиям жизни;

• сформировать у детей изобразительные навыки и умения.

В процессе изобразительной деятельности у дошкольников совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие и эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Желательно также познакомить дошкольников с нетрадиционными техниками рисования, которые тоже могут стать средствами выразительности. Поэтому в данной книге мы приводим конспекты увлекательных занятий по рисованию гуашевыми и акварельными красками, цветными карандашами и восковыми мелками традиционными и нетрадиционными способами.

Занятия составлены по тематическому принципу: одна тема объединяет все занятия (по окружающему миру, по развитию речи, по лепке, по аппликации, по рисованию) в течение недели.

Занятия по рисованию с детьми 4–5 лет проводятся 1 раз в неделю; продолжительность занятия 15–20 минут. В пособии представлены 36 конспектов комплексных занятий, рассчитанных на учебный год (с сентября по май).

Заранее внимательно прочитайте конспект занятия и, если вам что-то не подходит, внесите изменения. Подготовьте нужный материал и оборудование. Важна и предварительная работа до занятия (чтение художественного произведения, ознакомление с окружающими явлениями, рассматривание рисунков и картин). Желательно проводить занятие по рисованию после того, как дети уже лепили и выполнили аппликацию на эту тему.

Занятия по рисованию строятся по следующему примерному плану:

• создание интереса и эмоционального настроя (сюрпризные моменты, стихи, загадки, песни, потешки, знакомство с произведениями изобразительного искусства, напоминание о виденном ранее, сказочный персонаж, нуждающийся в помощи, игры-драматизации, упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижная игра);

• процесс работы начинается с рассматривания и ощупывания изображаемого предмета, советов воспитателя и предложений детей по выполнению работы, в некоторых случаях показа приемов изображения на отдельном листе. Далее дети приступают к созданию работ. Воспитатель может показать детям удачно начатый рисунок, направить действия ребят, нуждающихся в поддержке и помощи. При доработке рисунка дополнительными элементами нужно обращать внимание детей на выразительные средства (правильно подобранные нужные цвета и интересные детали);

• рассматривание полученной работы (детским рисункам дается только положительная оценка). Дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои работы и работы других ребят, подмечать новые и интересные решения, видеть сходство с натурой.

Дети 4–5 лет осознанно подходят к процессу рисования и стремятся достичь желаемого результата. В их рисунках обычно изображены единичные предметы. Дети рисуют предмет по частям – сначала самые крупные части, затем более мелкие и некоторые характерные детали. Ребята постепенно начинают соединять в одном рисунке несколько предметов, создавая сюжетную композицию; учатся подбирать соответствующие цвета. У них вырабатывается прочный навык правильного владения карандашом и кистью.

Для занятий по рисованию вам понадобится: бумага для рисования и бумага для акварели, гуашевые краски, акварельные краски, простые карандаши, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, мягкие и жесткие кисточки, ватные палочки, стаканы с водой, широкие мисочки для разведения гуаши, палитры, клеенки-подкладки, тряпочки.

Перечислим некоторые свойства изобразительных материалов.

Гуашь

дает прочный непрозрачный слой, по мере высыхания можно накладывать один слой на другой. Гуашевые краски слегка разводят водой, чтобы набрать краску на ворс кисти. Для получения нового цвета нужно смешивать основные цвета, а для получения более светлых тонов в краски добавляют белила. Гуашью можно рисовать на белой и цветной бумаге.

Акварель —

нежные, легкие, прозрачные краски. Акварельные краски, так же как и гуашевые, можно смешивать для получения нового цвета. Более светлый тон получается путем разбавления краски водой. Для рисования акварелью детям следует давать специальную, шероховатую бумагу для акварели.

Цветные карандаши

имеют толстые стержни, в состав которых входят жировые частицы. Их жирные, блестящие следы прочно соединяются с любой бумагой. При рисовании надо равномерно нажимать на карандаш, класть штрихи в одном направлении, без просветов и темных пятен. Не используйте цветные карандаши для закрашивания больших поверхностей. Желательно рисовать ими на половине альбомного листа.

Фломастеры

заправлены специальными чернилами. Они дают яркий, сочный цвет. Детям легче рисовать фломастерами, чем карандашами, потому что фломастеры легко оставляют след на бумаге, но при рисовании фломастерами нельзя получать оттенки цвета. Желательно рисовать фломастерами на бумаге для рисования.

Восковые мелки

имеют насыщенные, яркие цвета, ими можно намного быстрее, чем цветными карандашами, закрасить поверхность. Изменяя нажим, можно получать разные тона одного и того же цвета. Восковые мелки подходят для рисования по бумаге, картону, стеклу и металлу.

Предполагаемые навыки и умения ребенка к пяти годам:

• проявляет интерес к рисованию разными материалами и способами;

• умеет изображать простые предметы.

• имеет представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении их частей;

• умеет создавать несложную сюжетную композицию из повторяющихся и разных предметов;

• создает сюжетную композицию из предметов, добавляя к ним разнообразные объекты (солнце, дождь, снег);

• располагает сюжет на всем листе бумаги;

• умеет смешивать краски основных цветов для получения оранжевого, фиолетового, зеленого, коричневого цветов и умеет правильно подбирать цвета для изображения предметов;

• умеет получать оттенки цветов (розовый, голубой, светло-зеленый), смешивая гуашь с белилами;

• в рисовании использует разнообразные цвета;

• получает наиболее яркие или светлые оттенки путем регулирования нажима на карандаш;

• правильно держит кисть, карандаш, фломастер, цветной жирный мелок;

• набирает краску только на ворс кисти; чтобы набрать краску другого цвета, хорошо промывает кисть в банке с водой, удаляет излишки воды с помощью тряпочки или о край банки;

• умеет проводить широкие линии всей кистью, а кончиком кисти ставить точки и проводить тонкие линии;

• неотрывно закрашивает в пределах контура цветными карандашами, штрихи накладывает в одном направлении;

• закрашивает рисунок краской, проводя линии в одном направлении; ритмично наносит мазки, не выходя за пределы контура;

• правильно передает расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносит по величине;

• знаком с нетрадиционными техниками рисования (пальчиками, ладошкой, тычком жесткой полусухой кисточки, рисование восковыми мелками и акварелью), умеет делать отпечатки листьев, создавать изображение на мокром листе, делать отпечаток скомканной бумагой;

• содержит свое рабочее место в порядке;

• создает композицию по мотивам дымковских узоров;

• создает композицию по мотивам филимоновских узоров;

• знаком с городецкими изделиями, элементами и цветовыми сочетаниями городецкой росписи.

Годовое тематическое планирование занятий по рисованию

Конспекты занятий

Тема недели «Части тела и лица»

Занятие 1. Есть такие мальчики (Рисование простым карандашом)
Программное содержание.

Учить детей простым карандашом рисовать веселое и грустное лицо. Учить анализировать и понимать содержание стихотворения. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. Учить выражать и описывать свои чувства.

Материал.

Альбомные листы, простые карандаши (на каждого ребенка).

Ход занятия

Прочитайте детям отрывки из стихотворения А. Барто «Есть такие мальчики»:

Мы на мальчика глядим — Он какой-то нелюдим! Хмурится он, куксится, Будто выпил уксуса. Думали мы, думали, Думали – придумали: Будем мы, как Вовочка, Хмурыми, угрюмыми. Вышли мы на улицу — Тоже стали хмуриться. Он взглянул на наши лица, Собирался рассердиться, Вдруг как расхохочется. Он не хочет, а хохочет Звонче колокольчика.

Спросите у детей:

– Каким был мальчик в начале стихотворения? (Хмурым, сердитым, грустным.)

– Каким он стал в конце стихотворения? (Веселым, добрым, смеющимся.)

Предложите детям изобразить сначала грустного мальчика, а затем веселого. Для этого нужно на левой половине листа нарисовать круг – лицо, брови в виде опущенных книзу дуг и рот, с опущенными вниз уголками губ. На правой стороне листа нужно изобразить круг – лицо, прямые брови и улыбающийся рот с поднятыми вверх уголками губ.

В конце занятия спросите детей, когда им бывает грустно, а когда весело.

Тема недели «Овощи»

Занятие 2. Огурец и помидор (Рисование цветными карандашами)
Программное содержание.

Учить детей рисовать круглые и овальные предметы с натуры и закрашивать цветными карандашами, не выходя за контур и накладывая штрихи в одном направлении. Учить рисовать предметы крупно, располагая их на всем листе. Развивать сенсорные ощущения. Учить различать и называть овощи.

Материал.

Муляжи овощей (огурцы и помидоры), мешочек. Половинки альбомных листов, цветные карандаши.

Ход занятия

Вместе с детьми назовите, рассмотрите и ощупайте овощи (муляжи), а затем опустите их в мешок. Далее дети поочереди будут отыскивать овощ в мешке, называть его и только потом вынимать.

Предложите ребятам еще раз внимательно рассмотреть огурец и помидор. Определите их форму (овал и круг) и цвет (зеленый и красный). Далее дети изображают эти овощи на листе бумаги и закрашивают цветными карандашами. Напомните детям, что штрихи нужно класть в одном направлении, без просветов, стараться не выходить за контур предмета; также важно следить за тем, чтобы овощи были крупными и располагались на всем листе.

В конце занятия спросите у ребят, какие еще овощи можно нарисовать.

Тема недели «фрукты»

Занятие 3. Яблоко и груша (Рисование кистью. Гуашь)
Программное содержание.

Учить детей рисовать круглые и овальные предметы с натуры простым карандашом и закрашивать гуашью с помощью кисточки; рисовать предметы крупно, располагая их на всем листе; убирать излишки воды на кисточке тряпочкой. Закрепить умение различать фрукты и овощи.

Материал.

Муляжи овощей и фруктов (или предметные картинки). Половинки альбомных листов, простые карандаши, гуашь, кисти, стаканы с водой, тряпочки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Предложите поиграть в магазин. Детям по-очереди нужно подходить к столу, где разложены фрукты и овощи и «покупать» то, что просит взрослый: «Маша, купи красный овощ». Маше нужно посмотреть на стол, назвать красный овощ (помидор или морковь и т. д) и взять его. Затем взрослый просит: «Дима, купи желтый фрукт». Диме надо назвать, что он выбрал, (банан или грушу и т. д.) и взять этот фрукт.

Затем предложите детям нарисовать яблоко и грушу простым карандашом, а затем закрасить гуашью. Опустив кисточку в воду, необходимо промакнуть ее тряпочкой, чтобы убрать лишнюю воду. А лишнюю краску с кисточки нужно убирать о край баночки с гуашью. Также важно следить за тем, чтобы фрукты были крупными и располагались на всем листе.

В конце занятия спросите, какие еще фрукты можно нарисовать.

Тема недели «Ягоды»

Занятие 4. Ветка вишни (Рисование цветными карандашами)
Программное содержание.

Учить детей рисовать и закрашивать цветными карандашами ветку с ягодами; располагать рисунок на всем листе. Учить понимать и анализировать содержание стихотворения.

Материал.

Половинки альбомных листов, цветные карандаши (на каждого ребенка).

Ход занятия

Начните занятие с чтения стихотворения Г. Бойко «Вишенка»:

Раннею весною В нынешнем году Я сама сажала Вишенку мою. А теперь взгляните: Обогнав меня, Выросла за лето Вишенка моя.

Спросите у детей:

– В какое время года девочка посадила деревце? (Ранней весной.)

– Каким сначала было деревце вишенки? (Маленькое.)

– Быстро ли выросла вишня? (Да – выросла за лето.)

Предложите нарисовать ягоды, которые созрели на этом деревце. Покажите на отдельном листе бумаги, как сначала нарисовать две веточки, соединенные наверху и расходящиеся книзу в разные стороны, на конце каждой веточки нарисовать круги – ягодки. Сбоку на веточке нарисуйте овальный лист точек. Дети рисуют вишню по этому образцу и закрашивают цветными карандашами.

Тема недели «В лесу»

Занятие 5. Гриб (Рисование кистью. Гуашь)
Программное содержание.

Учить детей рисовать с натуры предметы, состоящие из овала и полуовала; создавать простую сюжетную композицию. Закреплять умение убирать излишки воды на кисточке тряпочкой. Продолжать учить имитировать движения в соответствии с текстом стихотворения.

Материал.

Муляж гриба. Половинки альбомных листов, простые карандаши, гуашь, кисти, баночки с водой, тряпочки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Предложите детям отправиться на прогулку в лес. Встаньте друг за другом и тихо «идите по лесу». Спросите у детей: «Что мы можем увидеть в осеннем лесу?» (Деревья, кусты, ягоды, грибы.)

Предложите проговорить стихотворение и изобразить, как вы собираете грибы. Нужно неторопливо идти по лесу, нагибаться и класть грибы в воображаемую корзину:

Дети шли-шли-шли, Белый гриб нашли. Раз – грибок, Два – грибок, Положили в кузовок.

Спросите у детей, что такое кузовок. (Корзина.)

Предложите каждому ребенку нарисовать одним гриб. Рассмотрите с детьми муляж гриба и определите, что у него есть ножка и шляпка.

Сначала дети рисуют простым карандашом овальную ножку, сверху полуовальную шляпку и закрашивают гуашью. Напомните ребятам, что, опустив кисточку в воду, необходимо промакнуть ее тряпочкой, чтобы убрать лишнюю воду; лишнюю краску с кисточки нужно убирать о край баночки с гуашью.

Подскажите детям, что можно дополнить рисунок: нарисовать солнышко, травку, в которой растет гриб.

Тема недели «Городские птицы»

Занятие 6. Дымковские птицы (Рисование кистью. Гуашь. Коллективная работа)
Программное содержание.

Воспитывать интерес к искусству дымковских мастеров. Учить детей выделять и рисовать кончиком кисти элементы дымковской росписи (кольца, точки, палочки, волнистые линии). Продолжать учить убирать излишки воды на кисточке тряпочкой. Развивать творчество, фантазию.

Материал.

Глиняные дымковские игрушки и иллюстрации с их изображениями (барышни, лошади, гуси, куры, петухи, утки); образцы элементов дымковской росписи. Вырезанные из бумаги силуэты глиняных птиц-игрушек, лист цветной бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой, тряпочки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Расскажите детям, что в подмосковном селе Дымково люди придумали делать из глины веселые игрушки и разрисовывать их яркими красками.

Покажите ребятам образцы нарядных дымковских барышень, лихих лошадей, уточек, кур и петухов. Расскажите, как эти игрушки лепили из глины, а затем расписывали поделки малиновыми, желтыми, оранжевыми, синими, коричневыми красками.

Спросите у детей, какие узоры рисовали мастера на глиняных игрушках (кольца, точки, пересекающиеся линии, волнистые линии).

Раздайте детям расписанные образцы и вырезанные из бумаги силуэты гусей, кур и петухов. Покажите, как рисовать тонкие линии кончиком кисти.

Предложите детям стать дымковскими мастерами и сделать птиц нарядными, украшая их кольцами, точками и линиями.

В конце занятия создайте композицию птичьего двора на листе цветной бумаги.

Тема недели «Перелетные и оседлые птицы»

Занятие 7. Сова (Рисование цветными карандашами)
Программное содержание.

Учить детей рисовать птицу, используя овал и круг. Познакомить с отличительными особенностями совы. Развивать воображение.

Материал.

Предметная картинка с изображением совы; половинки альбомных листов, простые и цветные карандаши (на каждого ребенка).

Ход занятия

Прочитайте детям потешку:

В лесу темно, Все спят давно. Одна сова не спит, На суку сидит, Во все стороны глядит, Да как полетит!

Рассмотрите с детьми картинку с изображением совы. Расскажите, что сова – большая птица с огромными глазами. Ночью она охотится на мышей, а днем спит.

Предложите ребятам нарисовать сову. Для этого простым карандашом нужно нарисовать круг (голову), снизу подрисовать овал, зауженный книзу. На голове нарисовать большие глаза, клюв, уши. Внизу овала – лапы и ветку, на которой сидит сова. Когда сова будет готова, нужно закрасить ее оранжевым, желтым или коричневым карандашом.

Тема недели «Осень»

Занятие 8. Осенние листья (Отпечатки листьев. Гуашь)
Программное содержание.

Учить детей делать отпечатки листьями. Учить смешивать красную и желтую гуашь для получения оранжевого цвета. Учить различать и называть деревья, узнавать листья.

Материал.

Альбомный лист, опавшие листья с разных деревьев (клена, березы, рябины, тополя, дуба), гуашь, широкую кисть, баночку с водой, лист бумаги или клеенку (подложить под раскрашиваемые листья).

Ход занятия

Заранее попросите детей принести к этому занятию несколько опавших листьев. Прочитайте ребятам стихотворение И. Ивенсена:

Падают, падают листья, В нашем лесу листопад. Красные, желтые листья По ветру вьются, летят.

На занятии вместе с детьми рассмотрите осенние листья и определите, с какого дерева каждый лист.

Затем каждый ребенок берет один листик, кладет его гладкой стороной на клеенку и закрашивает изнаночную сторону листика гуашью такого же цвета. Для получения отпечатка листочка оранжевого цвета научите детей смешивать красную и желтую краски. Пока гуашь не засохла, листочек прикладывают окрашенной стороной к чистому листу бумаги и плотно прижимают, чтобы он отпечатался целиком. Листик нельзя двигать.

Таким образом ребенок может сделать несколько отпечатков разных листьев. В конце занятия спросите у детей, сколько листьев каждый из них изобразил.

Тема недели «Посуда»

Занятие 9. Чашка (Рисование ватными палочками. Гуашь)
Программное содержание.

Учить детей крупно рисовать предмет посуды с натуры простым карандашом, располагая его на всем листе. Учить самостоятельно подбирать подходящие цвета, обводить точками нарисованный карандашом контур ватной палочкой с гуашью; украшать изделие точками, нарисованными ватной палочкой. Упражнять в образовании множественного числа имен существительных.

Материал.

Чашка, тарелка, кастрюля (можно взять игрушечную посуду), мяч. Альбомные листы, простые карандаши, ватные палочки, гуашь, баночки с водой (на каждого ребенка).

Ход занятия

Покажите детям кастрюлю, тарелку и чашку и спросите, как можно эти предметы назвать одним словом. (Посуда.)

Предложите ребятам поиграть. Дети встают в круг, вы кидаете мяч одному ребенку и называете один предмет посуды, ребенок кидает мяч обратно и называет много этих предметов. (Чашка – чашки.)

Затем вы кидаете мяч другому ребенку и т. д.

Предложите детям еще раз рассмотреть чашку. Покажите, как изобразить на листе бумаги простым карандашом чашку в виде прямоугольника, слегка сужающегося книзу и ручку чашки. Затем каждый ребенок берет ватную палочку за один конец, а другой конец смачивает в воде и набирает на него гуашь желаемого цвета. Обводит карандашный контур точками. На чашке можно поставить отпечатки в виде точек кончиков ватной палочки. Можно использовать разные краски, но тщательно промывать кончик ватной палочки.

Тема недели «Продукты питания»

Занятие 10. Конфеты (Рисование цветными карандашами)
Программное содержание.

Продолжать учить детей рисовать предметы круглой и овальной формы. Развивать творчество, фантазию. Учить понимать и анализировать содержание стихотворения.

Материал.

Половины альбомных листов, простые и цветные карандаши (на каждого ребенка).

Ход занятия

Прочитайте ребятам отрывок из стихотворения С. Михалкова «Сладкоежки»:

Нет в детстве большей радости, Увидев эти сладости, Поближе к ним подсесть И все, что видишь, съесть. Накинуться – и съесть!

Спросите у детей, какие сладости они хотели бы съесть. (Конфеты, пирожные, мороженное и т. д.)

Предложите ребятам нарисовать сладкие, вкусные конфеты круглой и овальной формы; украсить их фантики так, чтобы сразу захотелось съесть эти конфеты.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]