Перспективный план по ознакомлению дошкольников с различными жанрами живописи
Перспективный план по ознакомлению
дошкольников с различными жанрами живописи
(с первой младшей по подготовительную группу)
Первая младшая группа
№ п/п | Месяц | Жанры живописи | Картина | Цель | |
1 | 10. | Декоративно- прикладная | Филимоновской игрушка | Познакомить детей с филимоновской игрушкой, как с яркой представительницей традиционного народного искусства нашей родины | |
2 | 01. | Скульптуры малых форм | Утка с утятами или др. | Развитие интереса к творчеству, ознакомление со строением птиц | |
3 | 03. | Матрёшка — русский сувенир | Семёновская матрешка | Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям | |
4 | 04. | Анималистический | Сутеев В.Г.Иллюстрации к детским книгам | Формировать знания об анималистическом жанре в изобразительном искусстве, вызвать эмоциональный отклик на красоту животного мира. |
Вторая младшая группа
№ п/п | Месяц | Жанры живописи | Картина | Цель |
1 | 09. | Сказочно –былинный | В.М. Васнецов «Алёнушка» | Сформировать представление о сказочно-былинном жанре в живописи на примере творчества В. Васнецова |
2 | 10. | Лубок | Кот Казанский | Научиться видеть художественное и эстетическое своеобразие русских лубков и грамотно рассказывать об этом на языке изобразительного искусства; получить представление о лубке и о технике его выполнения |
3 | 11. | Декоративно- прикладная | Филимоновская игрушка | Познакомить детей с филимоновской игрушкой, как с яркой представительницей традиционного народного искусства нашей родины |
4 | 12. | Натюрморт | Н.С. Петров-Водкин «Яблоки на красном фоне» | Обеспечение целостного восприятия картины |
5 | 01. | Пейзаж | И.И. Шишкин «Зима» | Познакомить детей жанром живописи – пейзаж |
6 | 02. | Портрет | Б. М. Кустодиев «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой» | Вызвать эмоциональный отклик на портретную живопись и устойчивый интерес к ней |
7 | 03. | Матрёшка — русская душа | Тверская, семёновская; вятская | Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям |
8 | 04. | Анималистический | Е.Чарушин иллюстрации к книгам «Разные звери» (1930 год), «Волчишко», «Васька», «Медвежата», «Про сороку» | Формировать знания об анималистическом жанре в изобразительном искусстве, вызвать эмоциональный отклик на красоту животного мира. |
9 | 05. | Бытовой | Б.М. Кустодиев «Утро» | Учить внимательно всматриваться в произведение, понимать взаимоотношения между персонажами картины, сравнивать изображенное художником в картине с реальной действительностью. Понимать эмоциональный настрой произведения |
Средняя группа
№ п/п | Месяц | Жанры живописи | Картина | Цель |
1 | 09. | Сказочно –былинный | Васнецов В.М. «Царевна лягушка» | Сформировать представление о сказочно-былинном жанре в живописи на примере творчества В. Васнецова |
2 | 10. | Малая Третьяковка | Ф.В.Сычков «Трудный переход», «У изгороди» | Знакомство с творчеством художника |
3 | 11. | Декоративно- прикладная | Филимоновская, дымковская игрушки | Познакомить детей с познакомить с своеобразием филимоновской , дымковской росписях, как с яркой представительницей традиционного народного искусства нашей родины |
4 | 12. | Натюрморт | И.Е. Репин «Яблоки и листья» | Вызывать у детей активный интерес и эмоциональную отзывчивость на живописную картину, удовольствие от восприятия натюрмортов. Формировать представления о натюрморте как особом жанре живописи |
5 | 01. | Пейзаж | И. И. Левитан « Зимой в лесу» | Развивать у детей интерес и эмоциональный отклик на художественную картину, навык восприятия образного языка живописи, умение внимательно рассматривать пейзаж и видеть в нем единство содержания и средств выразительности |
6 | 02. | Портрет | И. Е. Репин «Надя Репина дочь художника» | Формировать интерес к портретной живописи, «насмотренность» произведений этого жанра. Сравнивать два произведения, выделять средства выразительности, помогающие художникам передать настроение изображенных детей, их чувства |
7 | 03. | Матрёшка — русская душа | Тверская, семёновская, вятская | Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям |
8 | 04. | Анималистический | А.М.Лаптев иллюстрации «Басни Крылова» | Формировать знания об анималистическом жанре в изобразительном искусстве, вызвать эмоциональный отклик на красоту животного мира. |
9 | 05. | Бытовой | А. К. Саврасов «Грачи прилетели» | Вызвать у детей эмоциональный отклик на весеннее проявление природы, эстетические чувства и переживания, развивать умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить художественному восприятию пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать переживания, развивать умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить художественному восприятию пейзажной картины рассматривать |
Старшая группа
№ п/п | Месяц | Жанры живописи | Картина | Цель |
1 | 09. | Сказочно –былинный | Васнецов В.М. «Иван-царевич на сером волке» | Сформировать представление о сказочно-былинном жанре в живописи на примере творчества В. Васнецова |
2 | 10. | Лубок | Народные картинки на популярные сюжеты | Научиться видеть художественное и эстетическое своеобразие русских лубков и грамотно рассказывать об этом на языке изобразительного искусства; получить представление о лубке и о технике его выполнения |
3 | 11. | Декоративно- прикладная живопись | Филимоновская, дымковская, городецкая, полховская игрушки | Познакомить детей с своеобразием филимоновской , дымковской росписях, как с яркой представительницей традиционного народного искусства нашей родины. Знакомство с традиционным мотивом городецкой росписи, с росписью Полхов — Майдана |
4 | 12. | Натюрморт | И.Т. Хруцкий «Цветы и плоды» | Познакомить детей с натюрмортом, развивать активный интерес, эмоциональный отклик на художественное произведение |
5 | 01. | Пейзаж | И.И. Шишкин «Зима в лесу» | Познакомить детей с репродукцией И. И. Шишкина |
6 | 02. | Портрет | Б.М .Кустодиев «Купчиха за чаем» | Закрепить знания детей о портретной живописи, её особенностях |
7 | 03. | Малая Третьяковка | Ф.В. Сычков «За работой. Подруги», «Жница» | Знакомство с творчеством художника |
8 | 04. | Анималистический | Ю.Васнецов иллюстрации к книгам «Лис и мышонок», «Краденое солнце», «Кот, лиса и петух», «Волк и козлята» | Формировать знания об анималистическом жанре в изобразительном искусстве, вызвать эмоциональный отклик на красоту животного мира. |
9 | 05. | Бытовой | И.И. Левитан «Избушка на лугу» | Воспитывать у детей интерес и любовь к русскому народному творчеству |
Подготовительная группа
№ п/п | Месяц | Жанры живописи | Картина | Цель |
1 | 09. | Сказочно –былинный | Васнецов В.М. «Богатыри» | Сформировать представление о сказочно-былинном жанре в живописи на примере творчества В. Васнецова |
2 | 10. | Лубок | Медуза | Научиться видеть художественное и эстетическое своеобразие русских лубков и грамотно рассказывать об этом на языке изобразительного искусства; получить представление о лубке и о технике его выполнения |
3 | 11. | Декоративно- прикладная живопись | Гжель, хохлома, жостово | Формировать знания детей о традиционных русских народных промыслах (гжельской, хохломской, и жостовской росписях) |
4 | 12. | Натюрморт | И. И. Левитан «Опавшие листья» | Развивать у детей интерес и эмоциональный отклик на художественную картину, навык восприятия образного языка живописи, умение внимательно рассматривать пейзаж и видеть в нем единство содержания и средств выразительности |
5 | 01. | Пейзаж | Шишкин «Поваленное дерево» | Знакомство с творчеством художника |
6 | 02. | Портрет | Б.М .Кустодиев «Портрет Ф. И. Шаляпина» | Познакомить с великим народным певцом |
7 | 03. | Малая Третьяковка | Ф.В. Сычков «Учительница мордовка», «Праздничный день» | Способствовать формированию у детей чувства любви к живописи |
8 | 04. | Анималистический | Е.Рачеев, иллюстрации к книгам «Журавль и цапля», «Собака и волк», «Мужик и медведь», «Три медведя» | Формировать знания об анималистическом жанре в изобразительном искусстве, вызвать эмоциональный отклик на красоту животного мира. |
9 | 05. | Бытовой | Б.М. Кустодиев «Масленница» | Воспитывать у детей интерес и любовь к русскому народному творчеству. |
Литература:
1. Р.М.Чумичова «Дошкольника о живописи» Москва «Просвещение», 1992г.
2.Аникин, В. П. Русское устное народное творчество: учеб. / В. П. Аникин. – М.: Высшая школа, 2001. – 726 с. 3. Асеев, Б. Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века: учеб. / Б. Н. Асеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Искусство, 1977. – 576 с. 4. Кузьмин, Н. Русский лубок / Н. Кузьмин // Народное творчество. – 2008. — № 1. – С. 9-16.
5.Н.А.Курочкина «Знакомство с натюрмортом» Издательство «Акцидент» Санкт-Петербург, 1997г.
6.Н.А.Курочкина «Знакомство с натюрмортом» Учебно-наглядное пособие Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2001г.
7.Н.А.Курочкина «Дети и пейзажная живопись. Времена года» Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003г. 8. Лотман, Ю. М. Художественная природа, русских народных картинок / Ю. М. Лотман // Статьи по семиотики культуры и искусства. / Ю. М. Лотман . – СПб. : Академический проект, 2002. – С. 322 – 339. 9. Ровинский, Д. А. Русские народные картинки: в 5 т. / Д. А. Ровинский. – СПб., 1881. – Т. 1-5. 10. Родионова, Л. В. Отечественная история в картинках // Л. В. Родионова // Обсерватория культуры. – 2006. — № 3. – С. 106-112.