Перспективное планирование познавательно-экспериментальной деятельности (средняя группа)
Транскрипт
1 Октябрь Сентябрь Перспективное планирование познавательно-экспериментальной деятельности (средняя группа) Раздел Объект Название и цель опыта Живая Растения «Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении?» Цель: Помочь определить, что срезанные растения живут меньше, чем на корню, но раскрываются позже, чем оставшиеся с корнем. Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность, любознательность. Вода «Цветные капельки» Цель: Учить наблюдать за «путешествием» капельки. Материал: Баночка с водой, пипетка, краски. «Мыльные пузыри» Цель: Восприятие величины, умение сравнивать; тактильные ощущения; речевое дыхание, эмоциональное восприятие. Материал: Тазик, вода; мыльная пена, шампунь детский, трубочка для коктейля. Стекло. «Стекло, его качества и свойства.» Цель: Учить детей узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, теплопроводность). Материал: Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, алгоритм описания свойств материала. Живая Человек Орган обоняния. «Умный нос». Цель: Познакомиться с особенностями работы носа. Определить по запаху предметы. Материал: Различные цветы, продукты с характерным запахом, емкости, содержащие пахучие вещества, картинки, с изображением соответствующих продуктов. Воздух «Поиск воздуха». Цель: Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя. Материал: Вода, султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушный шар, трубочки для коктейля, емкость. Звук «Почему все звучит?» Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета Бумага «Мир бумаги»
2 Декабрь Ноябрь Цель: Познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная); форовать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги. Живая Семена растений «У кого какие детки». Цель: Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка. Материалы: Овощи, фрукты, ягоды, подносы, лупа, молоточек, изображения растений, коллекция семян. Песок Глина «Почему песок хорошо сыплется»? Цель: Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. Материал: Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, сито. Плавучесть «Тоне — не тонет» Цель: Провести испытания на «плавучесть» разных игрушек из разного материала. Материал: Кубики пластмассовый и деревянный, машинка железная, шар деревянный, емкость с водой. Ткань «Мир ткани» Цель: Познакомить с различными видами тканей; помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления. Живая Мех «Зачем зайчику другая шубка»? Цель: Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Материалы: Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые. Снег «Возьмем с собой снеговика». Цель: Форовать у детей представление о том, что снег и лед в тепле тают, и образуется вода. Установить зависимость изменений в природе от сезона. Материал: Снеговик с носом из сосульки, емкость. «Танец горошин». Цель: Познакомить с понятием «сила движения»; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку. Материал: Вода, горошины, трубочка, салфетка. Резина. Резина, ее качества и свойства». Цель: Узнавать вещи, сделанные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность),
3 Март Февраль Январь Свет и тень Материал: Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки. «Свет и тень» Цель: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. Вода «Изготовление цветных льдинок». Цель: Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды — твердым и жидким. Выявить свойства и качества воды: превращается в лед (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находиться). Материал: Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки. Солнечные лучи «Черное и белое». Цель: Познакомить с влиянием солнечных лучей на черный цвет и белый; развивать наблюдательность, смекалку. Материал: Салфетки из черной ткани черного и белого цвета. Живая Орган осязания. «Язычок помощник». Цель: Познакомить со значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов. Материал: Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус). Лед «Освобождение от плена». Цель: Наблюдение за разными способами размораживания. Материал: Ледяные фигурки. Магнит «Волшебная рукавичка». Цель: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Материал: Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри. Плас Цель: Помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая), изделий из пластмассы Живая Растения «Что любят растения»? Цель: Выявить значение влаги для роста и жизни растений. Материал: Луковицы в сухой банке и в банке с водой. Свет Солнечные лучи «Радуга» Цель: Продемонстрировать простейший эксперимент, развивать мышление, умение анализировать.
4 Май Апрель Теплота Металл Материал: Зеркало, вода, лучи солнца. «Вода бывает теплой, холодной, горячей» Цель: Дать понять, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоемах живут разные растения и животные. Материал: Вода — холодная, теплая, горячая, три кусочка льда «Металл, его качества и свойства». Цель: Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск). Материал: Металлические предметы, магниты, емкости с водой Живая Растения «Хитрые семена». Цель: Познакомить со способом проращивания семян. Материал: Семена бобов, кабачков, две баночки с землей, палочка, лейка, салфетка из марли. Камни Каждому камешку свой домик» Цель: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях. «Откуда берется дождь»? Цель: Обратить внимание детей на интересные, провести простейший эксперимент, развивать мышление. Материал: Банка, горячая вода, крышка, лед. Ткань «Наряды куклы Тани» Цель: Познакомить с различными видами тканей; помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления. Живая Растения «Что любят растения»? Цель: Выявить необходимость света в жизни растений. Материал: Два комплекта растения, картонная коробка. Песок Глина «Где вода»? Цель: Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду. Материал: Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой. Оптика «Как поднять единицу»? Цель: Познакомить с оптическим свойством зеркала делить отображения на две равные части, с понятием оптики.
5 Бумага «Веселая полоска». Цель: Познакомить со свойствами бумаги и действиями на нее воздуха; развивать любознательность. Материал: Полоска мягкой бумаги.
Перспективный план работы по организации опытно-экспериментальной деятельности в средней группе
Наталия Коновалова
Перспективный план работы по организации опытно-экспериментальной деятельности в средней группе
Сентябрь
1.Тема: «Свойства мокрого песка»
Цель: Формирование представлений о свойствах песка.
Работа с родителями: Подготовить рабочий материал: лопатки и формочки для песка.
2. «Чёрное и белое»
Познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку.
Рекомендовать повторить опыт в домашних условиях, закрепить итоги эксперимента.
3. «Волшебный материал»
Помочь выявить свойства, которые приобретают песок и глина при смачивании.
Консультация для родителей «Игры с песком и глиной»
.
4. «Волшебная кисточка»
Получить путём смешивания основных цветов новые оттенки: голубой цвет — из синей и белой, фиолетовый цвет – из красной и синей красок.
Нарисовать рисунок красками совместно с родителями, используя полученные оттенки – тема свободная.
Октябрь
1. «Поиск воздуха»
Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость.
Консультация «Как можно увидеть воздух»
2. «Весёлая полоска»
Познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха; развивать любознательность.
В домашних условиях провести эксперимент «Подводная лодка из винограда»
. Продолжаем знакомить детей со свойствами воды.
3. «Волшебные лучи»
Понять, что освещённость предмета зависит от силы источника и удаленности от него.
Повторение эксперимента дома с детьми с использованием других объектов.
4. «Угадай-ка»
Понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера.
Подготовка парных предметов разного размера и разного веса.
Ноябрь
1. «Зачем зайчику другая шубка?»
Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.
Рекомендовать посещение зоопарка или живого уголка для сезонных наблюдений за зайцем.
2. «Теневой театр»
Узнать об образовании тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.
Помочь ребенку создать с помощью теней образы.
3. «Умный нос»
Познакомиться с особенностями работы носа. Определить по запаху предметы. Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.
Консультация для родителей «Правила личной гигиены» — при чихании и кашле, нужно прикрывать нос и рот рукой или салфеткой.
4. «Тайный похититель варенья»
Познакомить детей с понятием «отпечатки пальцев»
, показать способ их получения.
Повторить эксперимент в кругу семьи, сравнив отпечатки членов семьи.
Декабрь
1. «Окрашивание воды»
Выявить свойство воды: имеет ли цвет вода.
Советы для родителей «Варианты опытов с водой»
2. «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы»
Выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла)
.
Консультация «Как одевать ребенка в зимний и летний период на прогулку»
3. «Как согреть руки»
Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла)
.
Повторение эксперимента дома с детьми.
4. «Секрет сосновой шишки»
Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность, смекалку.
Подготовка природного материала (шишек)
.
Январь
1. «Откуда берется голос?»
Понять причину возникновения звуков речи, узнать об охране органов речи.
Консультация «Охрана органов речи детей»
2. «Строим снежный город»
Научиться видеть возможности преобразования, стремиться к коллективному участию в деятельности.
Помощь родителей «Изготовление построек из снега на участке»
3. «Изготовление цветных льдинок»
Познакомиться с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твердым; выявить качества воды и ее свойство превращаться в лед.
Консультация для родителей «Изготавливаем цветные льдинки и ледовые игрушки своими руками»
Февраль
1. «Исследование природы с помощью органов чувств»
Дать понять, что мы воспринимаем окружающий мир разными органами чувств: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом.
Закреплять с детьми гигиенические правила ухода за органами чувств.
2. «Где быстрее?»
Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед-вода, вода-лед)
.
Фоторепортаж «Вода, кругом вода»
.
3. «Волшебная рукавичка»
Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
Рассмотреть магниты различной величины и испытать их мощность.
4. «В мире стекла»
Узнавать предметы, сделанные из стекла; помочь выявить свойства стекла (прочное, светлое, цветное, гладкое)
; воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.
Закрепить дома, знание детьми свойств стекла; найти дома стеклянные предметы.
Март
1. «Где прячутся детки?»
Помочь выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения.
Посев семян цветов, для высадки в грунт.
2. «Хитрые семена»
Познакомить со способами проращивания семян.
Консультация для родителей «Огород на окне»
.
3. «Соревнование»
Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность, любознательность.
Наблюдение с детьми за состоянием почвой в разное время года.
4. «Солнечные зайчики»
Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.
Подготовка оборудования для проведения эксперимента.
Апрель
1. «Узнай всё о себе, шарик»
Познакомить с резиной, её качествами и свойствами; научить устанавливать связи между материалом и способом его употребления.
Закреплять умение детей находить, предметы из резины дома; узнавать — во время прогулок с семьёй.
2. «Мыло — фокусник»
Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; закрепить правила безопасности при работе с мылом.
Повторить с детьми правила безопасности при работе с мылом.
3. «Из чего птицы строят гнезда?»
Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.
Изготовление скворечников.
4. «Игрушки из бумаги»
Учиться видеть возможности преобразования объекта, проявлять стремление преобразовывать окружающую действительность.
Наглядная информация в родительском уголке: «Опыты с бумагой»
Май
1. «Необычное рисование»
Показать возможность использования для создания картины различных природных материалов.
Изготовление картины из природного материала для выставки.
2. «Почему всё звучит?»
Помочь выявить причины возникновения звука.
Наблюдение с детьми за звуками и их возникновением в природе.
3. «Естественная лупа»
Показать способ увеличения насекомых без помощи лупы.
Закрепить правила бережного обращения с насекомыми.
4. «Как спрятаться бабочкам?»
Найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.
Рассказать детям о роли насекомых в природе.
Перспективный план по поисковой деятельности средняя группа
Перспективный план по поисковой деятельности
средняя группа
Разработала воспитатель высшей квалификационной категории
Тимашева Светлана Александровна
Тема | Цель | Развивающая среда | Примечание | ||
Сентябрь | |||||
1.Как увидеть воздух | Познакомить детей с понятием «воздух»его свойствами | Стакан, салфетка | Опыт № 1.1 | ||
2.Найти воздух | Используя эксперимент, показать детям, что воздух есть и в предметах | Двухлитровая миска, пробка, прозрачный стакан | Опыт №1.2 | ||
3.Воздух | Обогатить знания детей о свойствах воздуха | Воронка с надувным резиновым шариком | Опыт № 1.3 | ||
4.Ветер | Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер и причина его возникновения | Две свечи, два блюдца | Опыт № 1.4 | ||
Октябрь | |||||
1.Волшебные полоски | Пополнить знание детей о свойствах воздуха | Тонкие полоски бумаги | Опыт № 1.5 | ||
2.Воздух | Дать адаптированное представление о воздушной оболочке Земли и назначение воздуха | Стакан, губка, тазик с водой | Опыт № 1.6 | ||
3.Мы ветер | Познакомить детей с направлением ветра | Кораблик с парусами, вертушки | Опыт № 1.11 | ||
4.Вода | Познакомить детей с таким свойством воды, как испарение | Горячая вода, стекло | Опыт № IX.3 | ||
Ноябрь | |||||
1.Песок и глина | Познакомить детей с особенностями песка, глины, сравнить, чем они отличаются | Увеличительное стекло | Опыт № 11.3 | ||
2.Почва | Показать, что в результате выталкивания почвы ухудшаются условия жизни насекомых | Банка с водой, почва | Опыт № X.3 | ||
3.Лед | Познакомить детей со свойствами льда | Сосулька, проволока, тяжелый груз | Опыт № IX.5 | ||
4.Песчаная пустыня | Познакомить с появлением песчаных барханов. Установить, почему в пустыне не растут растения | Соломинки для коктейлей | Опыт № II.6 | ||
Декабрь | |||||
1.Воздух и вода | На примере опыта показать, что воздух есть не только в комнате, но и в воде, губке, земле | Миска, губка, кирпич, комочек земли, соломинки, стакан | Опыт № 1.7 | ||
2.Замершая вода | Познакомить детей со свойствами замершей воды | Вода, формочки для льда | Опыт № IX.2 | ||
3.Песок и глина | Познакомить детей со свойствами глины и песка пропускать воду | Три пластиковые бутылки с пластиковым дном, песо, мелкие камешки, глина | Опыт № 11.4 | ||
4.Снег | Обогатить знания детей о защитных свойствах снега | Три бутылки с пробками | Опыт №IX.11 | ||
Январь | |||||
1.Вес воздуха | Познакомить на примере опыта имеет ли воздух вес | Два надувных шара привязанные на концах палки | Опыт № 1.8 | ||
2.Снег | Познакомить детей со свойствами снега. Сухой -рассыпается, легкий. Сырой — тяжелый и липкий | Опыт № IX.11 | |||
3.Магнит | Познакомить со свойствами магнита -притягивание | Магнит, скрепки, стакан с водой, 2-3 гвоздика | Опыт № V.1 | ||
4.Песок и глина | Используя опыт, проверить водопроницаемость песка и глины | Песок, глина, 2 воронки | Опыт № II.1 | ||
Февраль | |||||
1.Магнит | Дать представление о полюсах магнита. На примере опыта показать, что один конец притягивает, другой -отталкивает | Штатив, магнит | Опыт № V.3 | ||
2.Сахар и соль | С помощью опыта помочь детям определить свойства сахара и соли | Лупа, соль, сахар | Опыт № XIII.2 | ||
3.Почва | Познакомить детей с понятием «почва», ее свойствами | Банка, образцы почвы | Опыт № X.1 | ||
4Почва | Используя опыт показать, что при сжимании комочка земли из него как бы «уходит» воздух. | Комочки земли | Опыт № X.2 | ||
Март | |||||
1.Растения | Познакомить детей с условиями необходимыми для роста растений | Комнатное растение | Опыт № XI.2 | ||
2.Тень | Познакомить детей с тем, что тень сопровождает человека, предмет при любых условиях | Карманный фонарик, свеча | Опыт № IV.4 | ||
3.Термометр | Познакомить детей с термометром и его работай | Термометр, холодная и горячая вода | Опыт № IX.6 | ||
4.Человек | На примере опытов продемонстрировать детям, что отпечатки пальцев у всех людей разные | Губная помада, лист бумаги, увеличительное стекло | Опыт № VII.1 | ||
Апрель | |||||
1.Солнечные часы | Познакомить детей с изготовлением солнечных часов. | Карандаш, пластиковый шарик, ручка, картон | Опыт № II.5 | ||
2.Огонь | Помочь детям в исследовательской деятельности, выявить особенности взаимодействия огня с другими стихиями: водой, песок, землей | Свеча, тарелка, спички, ложка, вода, песок, земля, бумага, ткань | Опыт № VIII.3 | ||
3.Звук | Познакомить детей с происхождением звуков | Леска, барабан с палочками, лист тонкой бумаги | Опыт № III.1 | ||
4.Звук | Обогатить знания детей о действии звуковых волн | Миска, фольга, зернышки риса, ложка, резинка | Опыт № III.2 | ||
Май | |||||
1.Космос | Познакомить детей с понятием «космос» что звезды светят постоянно | Дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик | Опыт № VI.1 | ||
2.Вода | Уточнить знания детей о свойствах воды | Краска, 2 стакана, кусочек ткани | Опыт № IX.4 | ||
3.Огонь | Помочь детям в исследовательской деятельности выявить особенности взаимодействия огня с воздухом | Свеча, спички, чашка, банка литровая | Опыт № VIII.1 |