Особенности организации конструктивно-модельной деятельности дошкольников
МДОУ ИРМО «Мамоновский детский сад комбинированного вида»
Тема:
«Особенности организации конструктивно-модельной деятельности дошкольников»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования задает новые ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в организацию образовательной деятельности в ДОУ.
«Игры ребенка с игрушками – материалами, из которых он конструирует, ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру»
А.С. Макаренко
Термин «конструирование»
(от латинского слова соnstruerе) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.
Под детским конструированием
принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из разных видов конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, природного и бросового материала
В соответствии с ФГОС ДО «конструктивно-модельная» деятельность относится к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.
Главная цель конструирования:
Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности; удовлетворение потребности детей в самовыражении через конструирование из разных материалов. Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное. К
техническому
относятся:
- конструирование из строительного материала (детали которого имеют геометрические формы);
- конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления;
- конструирование из крупногабаритных модульных блоков.
В художественном
конструировании относятся
- конструирование из бумаги
- конструирование из природного и бросового материала.
Существует множество видов
конструкторов: «Лего», деревянные, пластмассовые, металлические, магнитные и др.
Сейчас для детей создано множество различных конструкторов, имеющих разнообразную форму и виды крепления. Ребёнок может выбрать любой для своего творчества.
Но нельзя забывать о правилах безопасности!
Конструкторы, содержащие мелкие детали можно давать со средней группы только под присмотром взрослых (такие как магнитные и различного рода мозаику)!!!!
Художественное конструирование: из бумаги
- Путём комбинирования разных бумажных форм создаётся огромное разнообразие поделок
- Несмотря на привлекательность, это сложный вид деятельности
.. Поэтому традиционная методика строится на наглядном и подробном пошаговом объяснении.
При конструировании из бумаги можно использовать разную по фактуре бумагу (в зависимости от поставленных задач).
Дети учатся:
- делать разметку с помощью шаблона;
- создавать игрушки-забавы.
- и объемные игрушки в технике оригами.
Здесь вы видите поделки выполненные в разной технике.
Из природного материала
- Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы
. Это прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, с помощью форм (песочниц) – пирожки, куличики
- В более старшем возрасте
дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок.
- Разнообразие природного материала (шишки, желуди, ветки, семена, трава и т.д.) и легкость обработки позволяют широко использовать его в работе с дошкольниками
Образцы поделок начинающие педагоги сейчас могут брать не только из пособий, но и из интернет ресурсов.
Художественное конструирование
из бросового материала
- Можно использовать материалы, главное требование к которым – безопасность: коробки из-под духов, пудры, спичек, кусочки проволоки в цветной обмотке, пенопласт, поролон, пробки и т. д. Фактически они представляют собой полуфабрикаты.
Соединяя которые с помощью пластилина, клея или проволоки и дополняя разнообразными деталями можно получить интересные игрушки – мебель, транспорт и другие изделия.
Формы конструирования:
Рассмотрим кратко все известные нам формы организации обучения детскому конструированию.
Конструирование по образцу
заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения.
Можно предложить детям виды работ по образцу
:
- Самостоятельное конструирование по чертежу
- Дидактическая игра «Собери модель по памяти»
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам
. Обучение детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам.
Конструирование по модели
– Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.
Конструирование по условиям
– принципиально иное по своему характеру. Оно заключается в следующем. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки – большим).
Конструирование
по замыслу
– самостоятельное создание образа будущего сооружения и воплощение его в материале, который имеется в распоряжении ребёнка.
Здесь мы видим сюжетное конструирование по замыслу самостоятельное и коллективное (которое могут выполнять 2 и более человек)
Конструктивно-модельное развитие в возрастных группах
В первой младшей группепростейшее конструирование.
К трем годам дети уже могут назвать, что будут строить. Они учатся различать материал по форме и величине, правильно называть предметы строительного материала (кубик, кирпичик), понимать и правильно употреблять слова (большой — маленький, высокий — низкий); выполнять словесные указания. В играх следует использовать образные выражения, художественное слово, песенки
Вторая младшая группа
. Появляется более устойчивое стремление к самостоятельности. Основной материал для конструирования — строительный. Наборы его пополняются новой деталью — бруском. Дети знакомятся с ним, выясняется при этом его отличие от других деталей (кубика, кирпичика, пластины), в каком положении он наиболее устойчив: Воспитатель постепенно усложняет задание. Изменение построек двумя способами: замена одних деталей другими или надстраивание их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд).
Появляются первые постройки по собственному замыслу.
Средняя группа
. Дети четырех лет приобретают довольно устойчивый интерес к строительным играм. Появляется конструирование поделок из бумаги, природного и бросового материала.
В старшей группе
формируются умения создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.
Учим строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.
Продолжаем развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
В подготовительной группе
учим создавать конструкции, объединенные общей темой (детская площадка, стоянка машин и др.).
Создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т. д.) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу.
В соответствии с Программой именно в этом возрасте происходит знакомство с разнообразными пластмассовыми конструкторами, с деревянным конструктором, детали которого крепятся штифтами. По факту таких деревянных конструкторов, к сожалению, в детских садах ещё нет!
Создание объемных игрушек в технике оригами,
Из природного и бросового материала.
Развитию первоначальных навыков конструирования способствуют игры:
Игра «3 кубика»
В каждой постройке три детали.
Задание:
по чертежу, на котором изображен вид спереди создать заданную постройку. Эта игра учит созданию первых построек по схеме.
В игре «Подбери по форме»
мы упражняем детей в умении узнавать, называть объёмные формы; соотносить геометрические формы с предметами окружающего мира.
Тематику конструирования,
как и планирование др. видов деятельности нужно определять в соответствии с тематическим календарным планированием:
- Во время тематического блока «Овощи фрукты» можно запланировать строительство «Погреба для хранения овощей»
- блока «Животные» – вольера для животных.
- Блока Моя Родина – Нерпинария и т.д.
Нужно помнить, что детям очень нравится мастерить что-то необычное. Дети всегда с большим интересом воспринимают нетрадиционный подход к конструированию.
Но существуют и проблемы:
- Недостаточное оснащение (Нет деревянных конструкторов с соединениями шрифтами, не везде есть мягкие модули)
- Необходимо проводить в дошкольных организациях обучающие семинары для педагогов по конструированию, чтобы расширить и углубить их знания по данной теме.
- На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей
детей.
- Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности и волевой сферы ребёнка.
- Осуществляется физическое совершенствование
ребёнка.
- Это эффективное средство эстетического воспитания.
У детей развивается художественный вкус.
- Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания
дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности: трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.
Желаю Вам творчества при подходе к формированию у детей конструкторских способностей!!!