Перспективный план по конструктивной деятельности во второй младшей группе


Особенности организации конструктивно-модельной деятельности дошкольников

МДОУ ИРМО «Мамоновский детский сад комбинированного вида»

Тема:
«Особенности организации конструктивно-модельной деятельности дошкольников»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования задает новые ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в организацию образовательной деятельности в ДОУ.

«Игры ребенка с игрушками – материалами, из которых он конструирует, ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру»
А.С. Макаренко
Термин «конструирование»

(от латинского слова соnstruerе) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

Под детским конструированием

принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из разных видов конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, природного и бросового материала

В соответствии с ФГОС ДО «конструктивно-модельная» деятельность относится к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Конструирование относится к продуктив­ным видам деятельности, поскольку направ­лено на получение определенного продукта.

Главная цель конструирования:

Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности; удовлетворение потребности детей в самовыражении через конструирование из разных материалов. Выделяют два типа конст­руирования: техническое и художественное. К
техническому
относятся:

  • конструирование из строительного материала (детали которого имеют геометри­ческие формы);
  • конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления;
  • конструирование из крупногаба­ритных модульных блоков.

В художественном

конструировании относятся

  • конструирование из бумаги
  • конст­руирование из природного и бросового материала.

Существует множество видов

конструкторов: «Лего», деревянные, пластмассовые, металлические, магнитные и др.

Сейчас для детей создано множество различных конструкторов, имеющих разнообразную форму и виды крепления. Ребёнок может выбрать любой для своего творчества.

Но нельзя забывать о правилах безопасности!

Конструкторы, содержащие мелкие детали можно давать со средней группы только под присмотром взрослых (такие как магнитные и различного рода мозаику)!!!!

Художественное конструирование: из бумаги

  • Путём комбинирования разных бумажных форм создаётся огромное разнообразие поделок
  • Несмотря на привлекательность, это сложный вид деятельности

    .. Поэтому традиционная методика строится на наглядном и подробном пошаговом объяснении.

При конструировании из бумаги можно использовать разную по фактуре бумагу (в зависимости от поставленных задач).

Дети учатся:

  • делать разметку с помощью шаблона;
  • создавать игрушки-забавы.
  • и объемные игрушки в технике оригами.

Здесь вы видите поделки выполненные в разной технике.

Из природного материала

  • Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы

    . Это прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, с помощью форм (песочниц) – пирожки, куличики

  • В более старшем возрасте

    дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок.

  • Разнообразие природного материала (шишки, желуди, ветки, семена, трава и т.д.) и легкость обработки позволяют широко использовать его в работе с дошкольниками

Образцы поделок начинающие педагоги сейчас могут брать не только из пособий, но и из интернет ресурсов.

Художественное конструирование

из бросового материала

  • Можно использовать материалы, главное требование к которым – безопасность: коробки из-под духов, пудры, спичек, кусочки проволоки в цветной обмотке, пенопласт, поролон, пробки и т. д. Фактически они представляют собой полуфабрикаты.

Соединяя которые с помощью пластилина, клея или проволоки и дополняя разнообразными деталями можно получить интересные игрушки – мебель, транспорт и другие изделия.

Формы конструирования:

Рассмотрим кратко все известные нам фор­мы организации обучения детскому конст­руированию.
Конструирование по образцу
заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного мате­риала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения.

Можно предложить детям виды работ по образцу

:

  • Самостоятельное конструирование по чертежу
  • Дидактическая игра «Собери модель по памяти»

Конструирование по простей­шим чертежам и наглядным схемам

. Обучение детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образ­цы построек, а затем, наоборот, практическо­му созданию конструкций по простым черте­жам-схемам.

Конструирование по модели

– Детям в качестве образца предъяв­ляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребен­ка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае ре­бенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.

Конструирование по условиям

– принципи­ально иное по своему характеру. Оно заключа­ется в следующем. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведе­ния, определяют лишь условия, которым пост­ройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки – большим).

Конструирование
по замыслу
– самостоятельное создание образа будущего сооружения и воплощение его в материале, который имеется в распоряжении ребёнка.

Здесь мы видим сюжетное конструирование по замыслу самостоятельное и коллективное (которое могут выполнять 2 и более человек)

Конструктивно-модельное развитие в возрастных группах
В первой младшей группепростейшее конструирование.
К трем годам дети уже могут назвать, что будут строить. Они учатся различать материал по форме и величине, правильно называть предметы строительного материала (кубик, кирпичик), понимать и правильно употреблять слова (большой — маленький, высокий — низкий); выполнять словесные указания. В играх следует использовать образные выражения, художественное слово, песенки

Вторая младшая группа

. Появляется более устойчивое стремление к самостоятельности. Основной материал для конструирования — строительный. Наборы его пополняются новой деталью — бруском. Дети знакомятся с ним, выясняется при этом его отличие от других деталей (кубика, кирпичика, пластины), в каком положении он наиболее устойчив: Воспитатель постепенно усложняет задание. Изменение построек двумя способами: замена одних деталей другими или надстраивание их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд).

Появляются первые постройки по собственному замыслу.

Средняя группа

. Дети четырех лет приобретают довольно устойчивый интерес к строительным играм. Появляется конструирование поделок из бумаги, природного и бросового материала.

В старшей группе

формируются умения создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.

Учим строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.

Продолжаем развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

В подготовительной группе

учим создавать конструкции, объединенные общей темой (детская площадка, стоянка машин и др.).

Создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т. д.) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу.

В соответствии с Программой именно в этом возрасте происходит знакомство с разнообразными пластмассовыми конструкторами, с деревянным конструктором, детали которого крепятся штифтами. По факту таких деревянных конструкторов, к сожалению, в детских садах ещё нет!

Создание объемных игрушек в технике оригами,

Из природного и бросового материала.

Развитию первоначальных навыков конструирования способствуют игры:

Игра «3 кубика»

В каждой постройке три детали.

Задание:

по чертежу, на котором изображен вид спереди создать заданную постройку. Эта игра учит созданию первых построек по схеме.

В игре «Подбери по форме»

мы упражняем детей в умении узнавать, называть объёмные формы; соотносить геометрические формы с предметами окружающего мира.

Тематику конструирования,

как и планирование др. видов деятельности нужно определять в соответствии с тематическим календарным планированием:

  • Во время тематического блока «Овощи фрукты» можно запланировать строительство «Погреба для хранения овощей»
  • блока «Животные» – вольера для животных.
  • Блока Моя Родина – Нерпинария и т.д.

Нужно помнить, что детям очень нравится мастерить что-то необычное. Дети всегда с большим интересом воспринимают нетрадиционный подход к конструированию.

Но существуют и проблемы:

  • Недостаточное оснащение (Нет деревянных конструкторов с соединениями шрифтами, не везде есть мягкие модули)
  • Необходимо проводить в дошкольных организациях обучающие семинары для педагогов по конструированию, чтобы расширить и углубить их знания по данной теме.
  • На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей

    детей.

  • Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности и волевой сферы ребёнка.
  • Осуществляется физическое совершенствование

    ребёнка.

  • Это эффективное средство эстетического воспитания.

    У детей развивается художественный вкус.

  • Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания

    дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности: трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.

Желаю Вам творчества при подходе к формированию у детей конструкторских способностей!!!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]