Перспективный план организации трудовой деятельности (старшая группа)


График дежурств: как создать

Для поддержания порядка и дисциплины воспитателю необходимо задуматься над способом введения графика дежурств в детском саду. Такая мера поможет подсчитывать и учитывать все заслуги воспитанника и не запутаться в очередности. Выглядеть подобное расписание может по-разному, в зависимости от творческого подхода воспитателя. Желательно, чтобы в создании уголка дежурств принимали участие сами воспитанники. В таком случае возникнет чувство сопричастности к нововведению. Сделанная своими руками работа для дежурства может послужить отличным стартом для объединения детского коллектива. К тому же каждый ребенок сможет вложить собственное видение и проявить фантазию, так необходимую для создания уголка дежурств в детском саду своими руками.

Польза дежурства

Благодаря дежурству, ребенок начинает нести ответственность за поручение. Даже если задание довольно простое, дежурство в детском саду сформирует любовь к труду. Ведь малышу будет очень приятно, когда благодаря его собственным приложенным усилиям станет, например, чище.

Отталкиваясь от такого жизненного опыта, ребенок в дальнейшем будет выполнять дежурные задания с большей концентрацией и отдачей.

Картотека трудовых поручений

Картотека трудовых поручений

для детей старшего дошкольного возраста

Задание №1

«Полив комнатных растений».

Цель: расширить знания детей о потребностях растений в свете и влаге, научить, как по листьям узнавать влаголюбивые и засухоустойчивые, светолюбивые и теневыносливые растения. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Задание №2

« Мытьё комнатных растений».

Цель: дать детям представление о способах полива (в поддон, под листья) и правилах (не заливать, поливать равномерно); воспитывать желание ухаживать за растениями. Привлекать детей к посильной помощи, уточнить представления детей о комнатных растениях.

Задание №3

«Опрыскивание комнатных растений водой из пульверизатора».

Цель: обучить новому трудовому навыку; закрепить представление детей о том, что листьям тоже необходима влага; воспитывать бережное отношение к растениям. Учить детей самостоятельно определять необходимость полива (по цвету и состоянию почвы, по внешнему виду растения), напомнить технику полива.

Задание №4

«3еленый десант на комнатные растения»

(убираем больные листья, подкормка).

Цель: учить детей определять по состоянию комнатных растений, какие действия по уходу за ними необходимы (полив, очистка, рыхление, подкормка), правильно выполнять соответствующие трудовые операции, предложить ребятам рассказать о назначении каждой из них.

Задание №5

«Ухаживаем за растениями».

Цель: уточнить полученные ранее знания о способах содержания растений в чистоте, учить детей выбору способа снятия с растения пыли, ориентируясь на особенности его внешнего вида, строения.

Задание №6

«Рыхление почвы у комнатных растений».

Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; дать детям знания о том, для чего необходимо рыхлить почву растений; закреплять приёмы рыхления и правила пользования необходимыми предметами для этого. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе.

Задание №7

«Подкормка растений».

Цель: рассказать детям о необходимости подкормки растений, опираясь на знания детей о том, что источником питания для растений является почва, о том, что постепенно, отдавая питательные вещества растениям, почва истощается. Показать, как выполняется подкормка растений.

Задание №8

«Мытье поддонов».

Цель: учить детей выполнять работу самостоятельно и ответственно, распределять обязанности, согласовывать действия.

Задание №9

«Пересадка комнатных растений».

Цель: расширить представления детей о трудовых действиях по уходу за растениями различных видов: учить выполнять пересадку комнатных растений. Познакомить детей с последовательностью и техникой работы, правилами личной гигиены, предложить оказать посильную помощь воспитателю.

Задание №10

«Посадка лука».

Цель: учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты и убирать за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста лука. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, желание добиться результата, участвовать в общем деле.

Задание №11

«Посадка семян гороха».

Цель: предложить детям рассказать, как из семени вырастает растение, уточнить и дополнить ответы детей. Актуализировать и конкретизировать представления об условиях, необходимых для роста гороха.

Задание№12

«Посев семян цветов и овощей».

Цель: дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена. Учить последовательности действий, требуемых при посеве семян: делать углубление в грунте (для посева семян, каждый раз отмечая палочкой расстояние между ними и бороздки); учить соблюдать при работе культурно – гигиенические навыки. Закреплять знания детей о том, в какое время, какие семена высеваются в ящички в группе для подготовки рассады, а какие семена сеют в открытый грунт. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Задание №13

«Высаживание рассады, уход за ней».

Цель: формировать представления детей об основных стадиях роста и развития растений (семя, проросток, стебель с листьями); об основных способах выращивания растений и ухода за ними (сажать в рыхлую землю, поливать рыхлить почву, пропалывать, подкармливать). При высадке рассады соблюдать осторожность, т. к. растения очень хрупкие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Задание №14

«Дежурство по столовой».

Цель: учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного. Тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного, правильно сервировать стол. Убирать посуду после еды. Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Задание №15

«Дежурство зоне образовательной деятельности» Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть, если это необходимо, убирать их после занятия на место.

Задание №16

«Приготовим оборудование и материалы для образовательной деятельности». Цель: развивать чувство ответственности за порученное дело, учить детей аккуратно раскладывать материалы и оборудование для образовательной деятельности.

Задание №17

Очистить от пластилина, доски для лепки.

Цель: формировать навыки коллективного труда

Задание №18

«Учимся заправлять свои постели».

Цель: довести до сознания детей, как надо правильно заправлять постель; воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание помочь взрослым. Воспитывать ответственное отношение к труду по самообслуживанию, самостоятельность.

Задание №19

«Помощь младшему воспитателю в раскладывании постельных принадлежностей на кроватях».

Цель: учить сортировать постельное бельё по принадлежности, воспитывать желание помочь младшему воспитателю и уважение к чужому труду. Воспитывать желание трудиться, чувство ответственности за порученное дело.

Задание №20

«Смена грязных полотенец».

Цель: поддерживать устойчивый интерес к труду, стремление старательно выполнить поручение. Учить вешать полотенце в индивидуальную ячейку. Воспитывать желание трудиться и помогать взрослым.

Задание №21

«Порядок в шкафу раздевальной комнаты»

(вместе с младшим воспитателем)

Цель: учить детей поддерживать порядок в личных шкафах для одежды: освободить шкаф от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложить аккуратно одежду на место. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе дружно.

Задание №21

«Мытьё стульчиков».

Цель: учить детей помогать младшему воспитателю, поддерживать в порядке и чистоте стульчики в групповой комнате: протирать их влажной тряпочкой; расставлять по местам. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.

Задание №22

«Мытьё строительного материала».

Цель: учить мыть, просушивать и укладывать строительный материал, приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в игровом уголке, мыть строительный материал мыльным раствором, приготовленным воспитателем, ополаскивать его, просушивать; соблюдать правила личной гигиены.

Задание №23 Влажная уборка модулей для конструирования.

Цель: формировать навыки коллективного труда.

Задание №24

«Протираем от пыли полки для игр и игрушек».

Цель: продолжать учить детей протирать пыль с полок влажной тряпочкой. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться для блага других.

Задание №25

«Наведение порядка в группе после игры».

Цель: формировать у детей осознанное стремление к порядку, привычку убирать игрушки после игры. Совершенствовать умение составлять план работы, отбирать необходимые материалы для предстоящей деятельности.

Задание №26

«Порядок в игрушках»

Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке: мыть, сушить, протирать и расставлять на места. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать уважение к собственному труду и труду других людей.

Задание №27

«Мытьё кукол».

Цель: учить детей помогать воспитателю в мытье кукол: полоскать замоченные куклы, чистить их с помощью щёток. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.

Задание № 28

Поддерживать внешний вид кукол: подбирать одежду, расчесать, завязать бант.

Цель: воспитывать чувство удовлетворения от сделанной работы.

Задание № 29

«Стирка кукольного белья».

Цель: учить детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды и постельки. Учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а так же рабочее место; уметь пользоваться мылом. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Задание №30

«Стирка салфеток, используемых по изобразительной деятельности».

Цель: учить детей навыкам намыливания, полоскания и отжима салфетки, продолжать формировать культуру труда (опрятность в процессе деятельности).

Задание №31

« Поддержание порядка в шкафу с пособиями». Цель: учить детей самостоятельно расставлять пособия, поддерживать порядок в шкафах, протирать пыль.

Задание №32 «Протираем подоконники влажной ветошью в групповой комнате и спальне». Цель: учить детей при работе с водой соблюдать следующие правила: засучивать рукава, намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать ее в воде. Задание №33

«Уборка строительного материала». Цель: учить мыть, просушивать и укладывать строительный материал, приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в игровым уголке, мыть строительный материал мыльным раствором, приготовленным воспитателем, ополаскивать его, просушивать; соблюдать правила личной гигиены. Задание №34

« Уборка в игровом уголке ». Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке, мыть их, сушить, протирать и расставлять на места.

Задание №35 «Расставим стулья в определенном порядке». Цель: продолжать развивать трудовые навыки; выполнять поручение аккуратно, быстро, старательно.

Задание №36 «Ремонт коробок для бросового материала». Цель: закреплять технические навыки работы с ножницами и клеем, воспитывать бережливость, умение работать коллективно.

Задание №37

«Работа в книжном уголке».

(реставрация книг).

Цель: учить детей выбирать книги, нуждающиеся в ремонте, аккуратно подклеивать их (правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками). Воспитывать бережное отношение к книгам, стремление трудиться, поддерживать порядок.

Задание №38

«Работа в книжном уголке: помогаем ремонтировать книги из библиотеки младшей группы».

Цель: предложить детям помочь отремонтировать книги малышей. Воспитывать бережное отношение к книгам, взаимопомощь. Формировать и учить использовать навыки ремонта книг.

Задание №39 «У нас в шкафу порядок». Цель: приучать детей аккуратности при складывании вещей в шкафчике для верхней одежды.

Задание №40

«Генеральная уборка в групповой комнате».

Цель: предложить детям внимательно осмотреть групповую комнату и определить, что необходимо сделать, чтобы навести порядок; совместно с воспитателем наметить план работы. Учить организовывать совместный труд. Формировать ответственность за выполнение поручений.

Как организовать график дежурств?

Основой для оформления дежурства в детском саду, создания расписания и графика может послужить ватман. На листе лучше всего разместить фотографии воспитанников либо закрепить за каждым ребенком собственный символ. Подобное обозначение пригодится в дальнейшем. Очередь дежурств можно выстроить в алфавитном порядке фамилий детей, по желанию либо по принципу парт, сначала дежурят дети за первым столом, в конце месяца — дети за последним.

За хорошее поведение, помощь и внимательность по окончании дежурства ребенок будет получать карточку. Если, к примеру, бумага красного цвета, значит, ребенок справился со своими обязанностями на отлично. Если что-то в процессе дежурства не получалось — то карточка может быть другого цвета.

На ватмане с графиком дежурств в детском саду своими руками можно добавить небольшие кармашки под фотографиями воспитанников, в которых будут храниться листочки, указывающие на достижения ребенка. Либо можно обойтись без фотографий детей и складывать изображения специальных символов, которые характеризовали бы воспитанника, сразу в специальную сумочку.

Например, дежурный выбрал себе белочку как собственный символ, и за успешно проделанную работу в кармашке будут появляться красные карточки с изображением белочки. Это будет означать, что именно этот воспитанник прекрасно справляется со всеми задачами.

Таким образом, дежурство развивает еще одну черту в детях — умение фантазировать. Ведь при создании уголка дежурств в детском саду своими руками воспитанники смогут в полной мере проявить свои творческие способности, так же как и при выборе личной картинки, которая станет символом успешной работы.

Перспективное планирование работы по ручному труду с детьми старшей группы

4 неделя: Коллективная работа.

Тема: «Золотая осень».

Задачи:

Продолжать учить детей использовать в работе гофрокартон. Формировать умение создавать сюжетные композиции, используя различные материалы. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.
Материал:
Тонированный лист бумаги формата А3, полоски.

Ноябрь

1 неделя: Коллективная работа.

Тема: «Флаг России».

Задачи:

Формировать у детей умение работать с салфетками и клеем. Закрепить цвета флага России. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал:
картон, клей ПВА, кисти. Салфетки белого, голубого, красного цветов, клеенка.

2 неделя: Тема: «Куколка из носового платка».

Задачи:

Формировать умение детей сооружать куклу из носового платка. Формировать самостоятельность, развивать чувство уверенности в своих силах. Воспитывать самостоятельность. Развивать моторику рук.
Материал:
Носовой платок, вата, нить.

3 неделя: Тема: «Машина».

Задачи:

Формировать умение работать с разным материалом (спичечными коробками). Закрепить правила безопасной работы с клеем, ножницами. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Материал:
Цветная бумага, спичечные коробки по 3 штуки каждому ребенку, клей ПВА, кисточки, клеенка.

4 неделя: Тема: «Человечек».

Задачи:

Учить правилам безопасной работы с желудями, спичками. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. Развивать воображение, фантазию, мелкую моторику. Добиваться аккуратного и качественного выполнения работы.

Материал:

желуди, пластилин.

Декабрь

1 неделя: Тема: «Ветка рябины».

Задачи:

Формировать умение детей работать с разным материалом (салфеткой), планировать свою работу. Закрепить приметы зимы. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Материал:
картон, трафарет, салфетка белая, красная, клей ПВА, кисть, клеенка.

2 неделя: Тема: «Снегирь».

Задачи:

Формировать умение детей работать с крупой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Закрепить умение располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал:
картон, трафарет, клей ПВА, кисть, покрашенное пшено, клеенка.

3 неделя: Тема: «Снежинка».

Задачи:

Учить детей работать с разным материалом (манкой) Учить правилам безопасности работы с клеем, крупой. Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Материал:
манка, картон, трафарет, клей ПВА, кисть, клеенка.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]