Дидактическая игра «Что растет в саду, в огороде?»


Дидактическая игра «Что растет в саду, в огороде?»

Дидактическая игра «Что растет в саду и в огороде»

Данное пособие не только повышают уровень познавательной сферы ребенка, но и обогащают словарь, позволяют отрабатывать грамматические категории, развивают связную речь, позволяет развивать сенсомоторную сферу, словесно-логическое мышление, улучшить память, тактильные восприятия, внимание, восприятие, развить творческие способности детей.

Актуальность пособия «Что растет в саду, огороде?»

— имеет развивающее, образовательное и воспитательное значение.

Образовательное-

Закрепить знания о фруктах и овощах, развивает познавательный интерес к окружающему миру, помогает ввести новые понятия – сад и огород, а также развивает внимание, память и словарный запас детей.

Развивающее-

Развивать навыки словообразования, упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным по теме; развивать сенсорные способности, память, внимание, мышление, мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательное-

воспитывать благодарные чувства к природе и людям, которые благодаря своему труду, получают урожай.

Ход игры:
«Что растет в саду, огороде?»
— традиционная игра для развития мышления и речи. Детям предлагается узнать овощи и фрукты и присоединить к месту их произрастания.

Данное пособие можно дополнить следующими играми:

Игра «Чудесная коробочка» тренирует мелкую моторику, развиваются воображение и память

Дети поочередно достают фрукты из коробочка и пытаются описать его внешний вид, цвет, форму).

Игра «Подбери признак». Подбор имен прилагательных к имени существительному.

Помидор (какой?) — большой, круглый, красный, сочный и тд.

Яблоко (какое?) — зеленое, круглое, твердое, большое и тд.

Игра «Четвертый лишний». Развивает логическое мышление, память внимание, развитие тактильных ощущений.

В ряд с овощами выкладывается представитель из фруктов. Ребенку предлагается найти «лишнее» и обосновать свой выбор.Игра «Один- много». Образование формы множественного числа существительных. Помидор- Помидоры, Морковка — морковки, Лимон- лимоны и т.д.

Игра «Жадина». – обучение правильному употреблению слов «мой», «моя», «моё», «мои», согласованию слов по родам. Моя – морковка, мой- помидор, Мой- лук, Мое- яблоко,

Игра «Что изменилось?» — развивает память, внимание. Расставить овощи и фрукты.Попросите детей внимательно на них посмотреть и запомнить. Затем дети закрывают глазки. Уберите какой-нибудь предмет или поменяйте предметы местами.

Игра «Магазин». что ты купила? (Яблоко) А какое яблоко? (Красное, круглое, твердое,) что ты купил? (Лимон) А какой лимон? (Желтый, овальный, твердый, кислый) и т.д.

Игра-соревнование «Подарки Осени» по теме: «Овощи и фрукты»

Гомзякова Ирина НиколаевнаБогатырева Елена ВениаминовнавоспитателиМБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Теремок»поселок Борисовка Белгородской области

Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – СЕНТЯБРЬ 2021г.

ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ «ПОДАРКИ ОСЕНИ»ПО ТЕМЕ: «ОВОЩИ И ФРУКТЫ»

Цель: Обобщение и систематизация знаний детей об овощах и фруктах.

Рекламное сообщение

Общеобразовательная: формировать знания детей о фруктах и овощах, закрепить обобщающие понятия «овощи» и «фрукты»;

Развивающая: развить внимание, воображение, творческое мышление, творческие способности, активизировать словарь ребёнка, ввести новое слово «ДЕГУСТАТОР», развивать умение отгадывать загадки, подбирать нужное слово, отвечать на вопросы;

Воспитательная: воспитывать умение слушать и уважать мнение своих товарищей, способствовать формированию детского коллектива.

Предварительная работа:

  1. Разучивание стихотворения «Подарки осени».
  2. Отгадывание загадок.
  3. Изготовление поделок из природного материала.

Материалы к занятию:

разрезные картинки на каждый стол по теме: овощи, фрукты; 2 платка; грамоты; стаканчики с кусочками фруктов и овощей; фартуки, кастрюли и половники; цветные карандаши; мешок с овощами и фруктами; 2 машины и корзины; шишки.

План мероприятия:

  1. Вступительное слово ведущего (стихотворение, распределение по командам, знакомство с правилами игры…)
  2. Этапы соревнования:
  • Школа любознательных
  • Овощи и фрукты
  • Собери урожай
  • Вершки и корешки
  • Веселая раскраска
  • Волшебный мешочек
  • Перевези урожай
  • Поварята
  • Дегустатор
  1. Подведение итогов игры, награждение.

Ход мероприятия:

  1. – Дорогие ребята! Сейчас я вам загадаю загадку, а вы её попробуйте отгадать:

«Пришла без красок и без кисти. И перекрасила все листья». – Как вы думаете, о чем эта загадка? (об осени)

– Верно, ребята. Сегодня мы с вами все здесь собрались не случайно, а чтобы поговорить об этом интересном времени года – об осени.

– Какая она – осень? Опишите её (красивая, печальная, дождливая, холодная…). – А еще она щедрая! Ведь она приходит к нам не с пустыми руками… – Что мы собираем осенью? (урожай). – А какой урожай? (овощи, фрукты, грибы, орехи)

– Ребята, наши девочки приготовили для вас стихотворение, которое называется «Подарки осени». Послушайте его.

1 реб.: Здравствуй, Осень! Как дела? Что в подарок принесла? – Принесла вам овощи, Просто загляденье. Витаминами богато Моё вам угощенье!

2 реб.: Если в огород зайдете, Овощи вы там найдете. Есть картофель и томат, Перец, огурец, салат. Если в лес вы попадёте, Грибы, ягоды найдёте!

3 реб.: Вы корзиночки берите Мои подарки соберите! В сад пойдёте – ух ты! Принесла вам фрукты – Груши, яблоки и дыни, Вкуса их не знаю дивней.

– Молодцы, девочки! Ребята, о чём это стихотворение? (о фруктах и овощах) -Где растут фрукты? (в саду) -Где растут овощи? (на огороде) – Я вижу, что вы очень много знаете об осени, о фруктах и овощах.

Ребята! Предлагаю сегодня устроить игру-соревнование и узнать, кто больше знает об овощах и фруктах. Для этого нам необходимо разделиться на 2 команды.

(Из чудесного мешочка дети по очереди достают муляжи овощей или фруктов).

– Как вы назовете свои команды, мы сейчас отгадаем:

– Блеск на кожице атласной. Стоп! На грядке – светофор! Это светит ярко-красный Сочный спелый … (помидор).

Первая команда будет называться «Помидор».

– Команды у нас есть, но кто же будет оценивать нас? Кто определит команду-победительницу? (Жюри!)

– Представляем вам наше строгое жюри.

– А сейчас давайте вспомним правила игры:

  1. Вопросы задаются командам по очереди.
  2. Не перебивать друг друга.
  3. Не подсказывать.
  4. За каждый правильный ответ команда «Помидор» получает овощ, а команда «Апельсин» – фрукт.

В конце игры жюри подсчитает ваши овощи и фрукты. Победит та команда, у которой будет большее количество овощей или фруктов. Всем понятно? (Да!)

– Команды готовы к игре? (Да!) – Жюри готово нас оценивать? (Да!) Приступаем к игре!

  1. – Первый этап игры называется «Школа любознательных». Я буду загадывать по одной загадке каждой команде по очереди. Отвечает только та команда, к которой я обращаюсь. Остальные молчат. Если команда не даёт правильный ответ, то право ответа переходит следующей команде…:
  2. В зеленой избушке Живут подружки. Словно бусинки круглы, Изумрудны и малы. (горох)
  1. Желтый, сочный Плод медовый Растет на дереве садовом. (груша)
  1. Желтый Антошка Вертится на ножке. Где солнце стоит, Туда и он глядит. (подсолнух)

4.Он зелёный, круглый, гладкий. А внутри он – красный, сладкий. (арбуз)

  1. Хоть на вкус она горька, Но внутри бела, крепка. И на терке ее трут, Тем, кто заболел, дают. (редька)
  1. Само с кулачок. Красный бочок, Потрогаешь – гладко, а откусишь – сладко (яблоко).
  1. Сидит старый дед, В золотую шубу одет. Кто его раздевает, Тот слезы проливает. (лук)
  1. Верите – не верите, мы родом из Америки. В сказке мы сеньоры, на грядке … (помидоры)
  1. Я на солнышко глядела, хорошела и круглела. К холодам я не привыкла, не капуста я, а … (тыква)
  1. Угадать совсем не трудно, Всякий догадается! Лист упругий, изумрудный В кочан завивается. (капуста)
  1. Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая. (морковь)
  2. Неказиста, шишковата, а придет на стол она, скажут весело ребята: «Ах, рассыпчата, вкусна!» (картошка)

– Второй этап игры «Овощи и фрукты». Каждая команда получает карточки, которые они по команде должны быстро и правильно разложить на две группы: овощи и фрукты. Собрали – подняли руку, чтобы мы увидели, что вы выполнили задание. Команда, которая соберёт первая и правильно, получит овощ или фрукт. Понятно? (Да!) Приступаем!

– Третий конкурс «Собери урожай». По команде ведущего вы должны за одну минуту собрать как можно больше шишек и положить их в свой контейнер. Выиграет та команда, которая соберёт большее количество шишек. Но собираем только локтями, вот так…. Понятно? (Да!) Приступаем!

А теперь поиграем в игру на внимательность «Вершки и корешки». Съедобный корень овоща будем называть корешки, а съедобный плод на стебле – вершки. Я буду называть овощ и если у него съедобный корешок, то вы присядете. А если съедобен вершок, то поднимете руки вверх.

Морковь (корешки), помидор (вершки), лук (Вершки и корешки)Картофель (корешки), огурец (вершки), свекла (корешки), петрушка (вершки), чеснок (корешки), горох (вершки), перец (вершки).

– Следующий этап «Веселая раскраска». Команды получают по 4 картинки. Задание – по команде быстро и правильно раскрасить предложенные овощ, фрукт, ягоду и гриб. Задание понятно? (Да!) Начали!

Физкультминутка.

А сейчас немного на огороде поработаем. Встали, выполняем все вместе, дружно.

Мы картошку накопали, Огурцы с грядки сорвали, (приседания) Выдергали всю морковку, (наклоны) Срезали капусту ловко. И в корзине от земли вам подарок принесли. Продолжаем нашу игру.

– А для этого конкурса («Волшебный мешочек») от каждой команды ко мне выходят добровольцы, по одному от каждой команды.

– Сейчас я завязываю им глаза. Задание – я подхожу к каждому по очереди, они вытаскивают их моего мешка один предмет, ощупывают его и называют. За каждый правильный ответ – очко. Понятно?

– Засиделись, ребята? Предлагаю вам немножко подвигаться, побегать… Переходим к этапу «Перевези урожай». Команды выстраиваются за чертой. Задание – по команде положить в свою машину один овощ или фрукт, довезти машину к складу – корзине, сгрузить его и пустым вернуться к команде, передав эстафету следующему участнику, и так пока все овощи и фрукты окажутся на складе… Задание понятно? (Да!) Приступаем!

Конкурс «Поварята»

– А теперь вы превратитесь в воображаемых поваров и будете готовить.

– Команда «Апельсин», что можно приготовить из яблок? (компот, повидло, пироги с яблоками, салат)

Команда «Помидор», что можно приготовить из капусты? (щи, тушенная капуста, салат из капусты, квашенная капуста, пирожки из капусты, голубцы, шницель, вареники).

– В этом конкурсе участвуют по одному человеку-поваренку. По команде поварята надевают фартук, подвигают в себе кастрюлю, отбирают те продукты, которые им необходимы, закладывают их в кастрюльку и поднимают вверх половник, показывая нам, что задание выполнено. И рассказывают, что же они приготовили. Понятно?

– Этот конкурс называется «Дегустатор». Кто знает, что обозначает это слово? Кого мы называем дегустатором?

– Дегустатор – это человек, который легко определяет любой предмет или вещество по запаху. Например: на фабрике, производящей духи, дегустатор дегустирует – нюхает новые духи и даёт им по запаху красивое название.

– Давайте все вместе произнесём слово дегустатор и запомним его, что оно обозначает…

– Для этого конкурса от каждой команды ко мне выходят добровольцы, по одному от каждой команды…

– Сейчас я завязываю им глаза. Задание – я подхожу к каждому по очереди, и предлагаю по запаху определить продукт, который лежи в тарелке. За правильный ответ дается жетон. Понятно? (Да!) Приступаем!

– Вот и подошла к концу наша игра. И сейчас жюри подведет итоги, подсчитает ваши фрукты и овощи и объявит победителей…

– Пока жюри считает, предлагаю вам поиграть: если я называю овощ. То вы топаете ногами, а если фрукт – хлопаете в ладоши. Приготовились. Начали!

– Слово предоставляется нашему жюри.

Список литературы:

  1. Стихи про осень https://www.stihomaniya.ru/2017/07/stixi-pro-dary-oseni.html
  2. Т.А. Шорыгина «Овощи. Какие они?», Москва, «Гном и Д», 2007г., с.83-84
  3. «Чудесный короб» (русские народные песни, сказки, игры, загадки), Москва, «Детская литература», 1988г.

Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ

Мой детский сад

Автор: Лямина Наталья Юрьевна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида N76 «Ветерок», республика Татарстан, г. Набережные Челны.

Дети выстраиваются по периметру площадки.

Ведущий: Ребята! День сегодня необычный, жаркий, летний. Мы отмечаем день огородника. С давних пор все люди трудились на земле – сажали семена, копали землю, поливали растения. И за все их труды матушка-земля давала им урожай (овощи, фрукты, ягоды). Давайте встретим праздник весёлой песней.

Песня «Весёлая огородная»

Входит Лето. Лето: Здравствуйте, ребятишки Девчонки и мальчишки! Вот и солнышко проснулось, Потянулось, улыбнулось, Всех детей зовет гулять, Да на травке поиграть!

Ведущий: Здравствуй, лето! Здравствуй, лето! Ярким солнцем всё согрето! Давайте, ребята, заглянем в огород. Ой, да там ничего не растёт! Давайте вместе с вами посадим огород.

Игра «Сажаем огород»

Мы лопаты взяли, имитировать движения Грядки раскопали. Грабли в руки взяли, Землю разровняли. Лейки в руки взяли, Грядки поливали. Вырос, вырос огород!

Ведущий: Ребята, что растёт в огороде? (овощи) Правильно. А что нужно, для того, чтобы овощи выросли? Давайте, ребята, позовём на помощь дождик.

Закличка: Дождик, дождик, посильней, Огород ты наш полей!

Входит Дождик. Дождик: Привет, ребята, я вам помогу, ваши грядки разбужу. Пусть в вашем огороде вырастет много растений. Поиграем с вами в игру.

Игра «Дождик, веселей!»

Дождик, дождик, веселей! Ударять пальчиком по ладошке. Капай, капай, не жалей! Только нас не замочи, Грозить указательным пальцем. Зря в окошко не стучи! Брызни лучше в огород – «Зазывающие» движения рук. Пусть морковка там растёт. Плавное разведение рук в стороны.

Ведущая: Дождик, а мы с ребятами про тебя песню знаем, послушай.

Песня «Дождик» (на татарском языке)

Дождик: Молодцы, ребята, какая песня красивая, напевная. Дождь весёлый, озорной В огород пришел со мной: Дождевую тучку Я держу за ручку.

Песня «Тучка»

Лето: Ребята, что еще нужно для того, чтобы овощи на грядке выросли большими, вкусными и румяными? (солнышко). Предлагаю вам спеть песню про солнышко.

Песня «Про солнышко» (на татарском языке).

Лето: Дождик землю поливал, Солнышко пригрело. И на грядках очень много Овощей созрело. Ребята, что же растёт на грядке?

Отгадайте загадки:

  • Сидит красная девица в темнице, А коса на улице. (морковь)
  • Как надела сто рубах, Захрустела на зубах. (капуста)
  • Сидит дед, в шубу одет, Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (лук)
  • Посреди двора Золотая голова. (подсолнух)
  • Наши поросятки выросли на грядке К солнышку бочком, хвостики крючком. Эти поросятки играют с нами в прятки. ( огурцы)
  • Маленький, горький, Луку брат. (чеснок)

Дождик: Что-то вы, ребята, заскучали. Давайте повеселимся, поиграем.

Игра «Был у зайки огород»

Был у зайки огород, Разводят руки в стороны. Ровненьких две грядки. Вытягивают прямые руки вперед. Там играл зимой в снежки, Имитируют «лепку снежков» Ну, а летом – в прятки. Приседают, закрыв ладонями глаза. А весною в огород Ходят на месте. Зайка с радостью идёт. Но сначала всё вскопает, Имитируют копание. А потом всё разровняет, Топают ногами. Семена посеет ловко Прижимают левую руку к груди, И пойдёт сажать морковку. Правой «разбрасывают семена» Ямка – семя, ямка – семя, Наклоны вперед. И глядишь, на грядке вновь Медленно поднимают руки вверх, Вырастут горох, морковь. Ладони параллельно полу. А как осень подойдёт, Разводят руки в стороны. Урожай свой соберёт. Прижимают ладони к груди.

Хоровод «Огородный хоровод»

Во саду ли, в огороде Весело гуляли, Во саду ли, в огороде Грядки мы вскопали. В грядку семена сажали, В ямку опускали, А потом водою тёплой Грядку поливали. Ты расти скорей, морковка! Грядку мы прополем, Будет литься тёплый дождик На тебя, на поле.

Ведущий: Ребята, посмотрите, как много птиц летает в огороде. Чтобы наши овощи на грядках выросли большими, крепкими, вкусными и сочными, чтобы они были полезными, и в них было много витаминов, птицы не должны их клевать. Кто будет отпугивать птиц? (огородное пугало).

Перед детьми наряжается огородное пугало: ведущий с героями надевают на палку рубаху, штаны, галстук, на голову надевается парик, шляпа.

Ведущий: Вот какой красивый получился у нас хозяин огорода, он будет охранять наш огород от птиц. Пойдемте с вами в огород и поставим огородное пугало.

Ведущий вместе с детьми устанавливают огородное пугало на отведенное место. (на грядку)

В конце праздника детям раздаются угощения (фрукты).

Звучит весёлая музыка, дети веселятся вместе с героями.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]