Дидактическая игра «Что растет в саду, в огороде?»
Дидактическая игра «Что растет в саду и в огороде»
Данное пособие не только повышают уровень познавательной сферы ребенка, но и обогащают словарь, позволяют отрабатывать грамматические категории, развивают связную речь, позволяет развивать сенсомоторную сферу, словесно-логическое мышление, улучшить память, тактильные восприятия, внимание, восприятие, развить творческие способности детей.
Актуальность пособия «Что растет в саду, огороде?»
— имеет развивающее, образовательное и воспитательное значение.
Образовательное-
Закрепить знания о фруктах и овощах, развивает познавательный интерес к окружающему миру, помогает ввести новые понятия – сад и огород, а также развивает внимание, память и словарный запас детей.
Развивающее-
Развивать навыки словообразования, упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным по теме; развивать сенсорные способности, память, внимание, мышление, мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательное-
воспитывать благодарные чувства к природе и людям, которые благодаря своему труду, получают урожай.
Ход игры:
«Что растет в саду, огороде?»
— традиционная игра для развития мышления и речи. Детям предлагается узнать овощи и фрукты и присоединить к месту их произрастания.
Данное пособие можно дополнить следующими играми:
Игра «Чудесная коробочка» тренирует мелкую моторику, развиваются воображение и память
Дети поочередно достают фрукты из коробочка и пытаются описать его внешний вид, цвет, форму).
Игра «Подбери признак». Подбор имен прилагательных к имени существительному.
Помидор (какой?) — большой, круглый, красный, сочный и тд.
Яблоко (какое?) — зеленое, круглое, твердое, большое и тд.
Игра «Четвертый лишний». Развивает логическое мышление, память внимание, развитие тактильных ощущений.
В ряд с овощами выкладывается представитель из фруктов. Ребенку предлагается найти «лишнее» и обосновать свой выбор.Игра «Один- много». Образование формы множественного числа существительных. Помидор- Помидоры, Морковка — морковки, Лимон- лимоны и т.д.
Игра «Жадина». – обучение правильному употреблению слов «мой», «моя», «моё», «мои», согласованию слов по родам. Моя – морковка, мой- помидор, Мой- лук, Мое- яблоко,
Игра «Что изменилось?» — развивает память, внимание. Расставить овощи и фрукты.Попросите детей внимательно на них посмотреть и запомнить. Затем дети закрывают глазки. Уберите какой-нибудь предмет или поменяйте предметы местами.
Игра «Магазин». что ты купила? (Яблоко) А какое яблоко? (Красное, круглое, твердое,) что ты купил? (Лимон) А какой лимон? (Желтый, овальный, твердый, кислый) и т.д.
Игра-соревнование «Подарки Осени» по теме: «Овощи и фрукты»
Гомзякова Ирина НиколаевнаБогатырева Елена ВениаминовнавоспитателиМБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Теремок»поселок Борисовка Белгородской области
Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – СЕНТЯБРЬ 2021г.
ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ «ПОДАРКИ ОСЕНИ»ПО ТЕМЕ: «ОВОЩИ И ФРУКТЫ»
Цель: Обобщение и систематизация знаний детей об овощах и фруктах.
Рекламное сообщение
Общеобразовательная: формировать знания детей о фруктах и овощах, закрепить обобщающие понятия «овощи» и «фрукты»;
Развивающая: развить внимание, воображение, творческое мышление, творческие способности, активизировать словарь ребёнка, ввести новое слово «ДЕГУСТАТОР», развивать умение отгадывать загадки, подбирать нужное слово, отвечать на вопросы;
Воспитательная: воспитывать умение слушать и уважать мнение своих товарищей, способствовать формированию детского коллектива.
Предварительная работа:
- Разучивание стихотворения «Подарки осени».
- Отгадывание загадок.
- Изготовление поделок из природного материала.
Материалы к занятию:
разрезные картинки на каждый стол по теме: овощи, фрукты; 2 платка; грамоты; стаканчики с кусочками фруктов и овощей; фартуки, кастрюли и половники; цветные карандаши; мешок с овощами и фруктами; 2 машины и корзины; шишки.
План мероприятия:
- Вступительное слово ведущего (стихотворение, распределение по командам, знакомство с правилами игры…)
- Этапы соревнования:
- Школа любознательных
- Овощи и фрукты
- Собери урожай
- Вершки и корешки
- Веселая раскраска
- Волшебный мешочек
- Перевези урожай
- Поварята
- Дегустатор
- Подведение итогов игры, награждение.
Ход мероприятия:
- – Дорогие ребята! Сейчас я вам загадаю загадку, а вы её попробуйте отгадать:
«Пришла без красок и без кисти. И перекрасила все листья». – Как вы думаете, о чем эта загадка? (об осени)
– Верно, ребята. Сегодня мы с вами все здесь собрались не случайно, а чтобы поговорить об этом интересном времени года – об осени.
– Какая она – осень? Опишите её (красивая, печальная, дождливая, холодная…). – А еще она щедрая! Ведь она приходит к нам не с пустыми руками… – Что мы собираем осенью? (урожай). – А какой урожай? (овощи, фрукты, грибы, орехи)
– Ребята, наши девочки приготовили для вас стихотворение, которое называется «Подарки осени». Послушайте его.
1 реб.: Здравствуй, Осень! Как дела? Что в подарок принесла? – Принесла вам овощи, Просто загляденье. Витаминами богато Моё вам угощенье!
2 реб.: Если в огород зайдете, Овощи вы там найдете. Есть картофель и томат, Перец, огурец, салат. Если в лес вы попадёте, Грибы, ягоды найдёте!
3 реб.: Вы корзиночки берите Мои подарки соберите! В сад пойдёте – ух ты! Принесла вам фрукты – Груши, яблоки и дыни, Вкуса их не знаю дивней.
– Молодцы, девочки! Ребята, о чём это стихотворение? (о фруктах и овощах) -Где растут фрукты? (в саду) -Где растут овощи? (на огороде) – Я вижу, что вы очень много знаете об осени, о фруктах и овощах.
Ребята! Предлагаю сегодня устроить игру-соревнование и узнать, кто больше знает об овощах и фруктах. Для этого нам необходимо разделиться на 2 команды.
(Из чудесного мешочка дети по очереди достают муляжи овощей или фруктов).
– Как вы назовете свои команды, мы сейчас отгадаем:
– Блеск на кожице атласной. Стоп! На грядке – светофор! Это светит ярко-красный Сочный спелый … (помидор).
Первая команда будет называться «Помидор».
– Команды у нас есть, но кто же будет оценивать нас? Кто определит команду-победительницу? (Жюри!)
– Представляем вам наше строгое жюри.
– А сейчас давайте вспомним правила игры:
- Вопросы задаются командам по очереди.
- Не перебивать друг друга.
- Не подсказывать.
- За каждый правильный ответ команда «Помидор» получает овощ, а команда «Апельсин» – фрукт.
В конце игры жюри подсчитает ваши овощи и фрукты. Победит та команда, у которой будет большее количество овощей или фруктов. Всем понятно? (Да!)
– Команды готовы к игре? (Да!) – Жюри готово нас оценивать? (Да!) Приступаем к игре!
- – Первый этап игры называется «Школа любознательных». Я буду загадывать по одной загадке каждой команде по очереди. Отвечает только та команда, к которой я обращаюсь. Остальные молчат. Если команда не даёт правильный ответ, то право ответа переходит следующей команде…:
- В зеленой избушке Живут подружки. Словно бусинки круглы, Изумрудны и малы. (горох)
- Желтый, сочный Плод медовый Растет на дереве садовом. (груша)
- Желтый Антошка Вертится на ножке. Где солнце стоит, Туда и он глядит. (подсолнух)
4.Он зелёный, круглый, гладкий. А внутри он – красный, сладкий. (арбуз)
- Хоть на вкус она горька, Но внутри бела, крепка. И на терке ее трут, Тем, кто заболел, дают. (редька)
- Само с кулачок. Красный бочок, Потрогаешь – гладко, а откусишь – сладко (яблоко).
- Сидит старый дед, В золотую шубу одет. Кто его раздевает, Тот слезы проливает. (лук)
- Верите – не верите, мы родом из Америки. В сказке мы сеньоры, на грядке … (помидоры)
- Я на солнышко глядела, хорошела и круглела. К холодам я не привыкла, не капуста я, а … (тыква)
- Угадать совсем не трудно, Всякий догадается! Лист упругий, изумрудный В кочан завивается. (капуста)
- Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая. (морковь)
- Неказиста, шишковата, а придет на стол она, скажут весело ребята: «Ах, рассыпчата, вкусна!» (картошка)
– Второй этап игры «Овощи и фрукты». Каждая команда получает карточки, которые они по команде должны быстро и правильно разложить на две группы: овощи и фрукты. Собрали – подняли руку, чтобы мы увидели, что вы выполнили задание. Команда, которая соберёт первая и правильно, получит овощ или фрукт. Понятно? (Да!) Приступаем!
– Третий конкурс «Собери урожай». По команде ведущего вы должны за одну минуту собрать как можно больше шишек и положить их в свой контейнер. Выиграет та команда, которая соберёт большее количество шишек. Но собираем только локтями, вот так…. Понятно? (Да!) Приступаем!
А теперь поиграем в игру на внимательность «Вершки и корешки». Съедобный корень овоща будем называть корешки, а съедобный плод на стебле – вершки. Я буду называть овощ и если у него съедобный корешок, то вы присядете. А если съедобен вершок, то поднимете руки вверх.
Морковь (корешки), помидор (вершки), лук (Вершки и корешки)Картофель (корешки), огурец (вершки), свекла (корешки), петрушка (вершки), чеснок (корешки), горох (вершки), перец (вершки).
– Следующий этап «Веселая раскраска». Команды получают по 4 картинки. Задание – по команде быстро и правильно раскрасить предложенные овощ, фрукт, ягоду и гриб. Задание понятно? (Да!) Начали!
Физкультминутка.
А сейчас немного на огороде поработаем. Встали, выполняем все вместе, дружно.
Мы картошку накопали, Огурцы с грядки сорвали, (приседания) Выдергали всю морковку, (наклоны) Срезали капусту ловко. И в корзине от земли вам подарок принесли. Продолжаем нашу игру.
– А для этого конкурса («Волшебный мешочек») от каждой команды ко мне выходят добровольцы, по одному от каждой команды.
– Сейчас я завязываю им глаза. Задание – я подхожу к каждому по очереди, они вытаскивают их моего мешка один предмет, ощупывают его и называют. За каждый правильный ответ – очко. Понятно?
– Засиделись, ребята? Предлагаю вам немножко подвигаться, побегать… Переходим к этапу «Перевези урожай». Команды выстраиваются за чертой. Задание – по команде положить в свою машину один овощ или фрукт, довезти машину к складу – корзине, сгрузить его и пустым вернуться к команде, передав эстафету следующему участнику, и так пока все овощи и фрукты окажутся на складе… Задание понятно? (Да!) Приступаем!
Конкурс «Поварята»
– А теперь вы превратитесь в воображаемых поваров и будете готовить.
– Команда «Апельсин», что можно приготовить из яблок? (компот, повидло, пироги с яблоками, салат)
Команда «Помидор», что можно приготовить из капусты? (щи, тушенная капуста, салат из капусты, квашенная капуста, пирожки из капусты, голубцы, шницель, вареники).
– В этом конкурсе участвуют по одному человеку-поваренку. По команде поварята надевают фартук, подвигают в себе кастрюлю, отбирают те продукты, которые им необходимы, закладывают их в кастрюльку и поднимают вверх половник, показывая нам, что задание выполнено. И рассказывают, что же они приготовили. Понятно?
– Этот конкурс называется «Дегустатор». Кто знает, что обозначает это слово? Кого мы называем дегустатором?
– Дегустатор – это человек, который легко определяет любой предмет или вещество по запаху. Например: на фабрике, производящей духи, дегустатор дегустирует – нюхает новые духи и даёт им по запаху красивое название.
– Давайте все вместе произнесём слово дегустатор и запомним его, что оно обозначает…
– Для этого конкурса от каждой команды ко мне выходят добровольцы, по одному от каждой команды…
– Сейчас я завязываю им глаза. Задание – я подхожу к каждому по очереди, и предлагаю по запаху определить продукт, который лежи в тарелке. За правильный ответ дается жетон. Понятно? (Да!) Приступаем!
– Вот и подошла к концу наша игра. И сейчас жюри подведет итоги, подсчитает ваши фрукты и овощи и объявит победителей…
– Пока жюри считает, предлагаю вам поиграть: если я называю овощ. То вы топаете ногами, а если фрукт – хлопаете в ладоши. Приготовились. Начали!
– Слово предоставляется нашему жюри.
Список литературы:
- Стихи про осень – https://www.stihomaniya.ru/2017/07/stixi-pro-dary-oseni.html
- Т.А. Шорыгина «Овощи. Какие они?», Москва, «Гном и Д», 2007г., с.83-84
- «Чудесный короб» (русские народные песни, сказки, игры, загадки), Москва, «Детская литература», 1988г.
Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ
Мой детский сад
Автор: Лямина Наталья Юрьевна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида N76 «Ветерок», республика Татарстан, г. Набережные Челны.
Дети выстраиваются по периметру площадки.
Ведущий: Ребята! День сегодня необычный, жаркий, летний. Мы отмечаем день огородника. С давних пор все люди трудились на земле – сажали семена, копали землю, поливали растения. И за все их труды матушка-земля давала им урожай (овощи, фрукты, ягоды). Давайте встретим праздник весёлой песней.
Песня «Весёлая огородная»
Входит Лето. Лето: Здравствуйте, ребятишки Девчонки и мальчишки! Вот и солнышко проснулось, Потянулось, улыбнулось, Всех детей зовет гулять, Да на травке поиграть!
Ведущий: Здравствуй, лето! Здравствуй, лето! Ярким солнцем всё согрето! Давайте, ребята, заглянем в огород. Ой, да там ничего не растёт! Давайте вместе с вами посадим огород.
Игра «Сажаем огород»
Мы лопаты взяли, имитировать движения Грядки раскопали. Грабли в руки взяли, Землю разровняли. Лейки в руки взяли, Грядки поливали. Вырос, вырос огород!
Ведущий: Ребята, что растёт в огороде? (овощи) Правильно. А что нужно, для того, чтобы овощи выросли? Давайте, ребята, позовём на помощь дождик.
Закличка: Дождик, дождик, посильней, Огород ты наш полей!
Входит Дождик. Дождик: Привет, ребята, я вам помогу, ваши грядки разбужу. Пусть в вашем огороде вырастет много растений. Поиграем с вами в игру.
Игра «Дождик, веселей!»
Дождик, дождик, веселей! Ударять пальчиком по ладошке. Капай, капай, не жалей! Только нас не замочи, Грозить указательным пальцем. Зря в окошко не стучи! Брызни лучше в огород – «Зазывающие» движения рук. Пусть морковка там растёт. Плавное разведение рук в стороны.
Ведущая: Дождик, а мы с ребятами про тебя песню знаем, послушай.
Песня «Дождик» (на татарском языке)
Дождик: Молодцы, ребята, какая песня красивая, напевная. Дождь весёлый, озорной В огород пришел со мной: Дождевую тучку Я держу за ручку.
Песня «Тучка»
Лето: Ребята, что еще нужно для того, чтобы овощи на грядке выросли большими, вкусными и румяными? (солнышко). Предлагаю вам спеть песню про солнышко.
Песня «Про солнышко» (на татарском языке).
Лето: Дождик землю поливал, Солнышко пригрело. И на грядках очень много Овощей созрело. Ребята, что же растёт на грядке?
Отгадайте загадки:
- Сидит красная девица в темнице, А коса на улице. (морковь)
- Как надела сто рубах, Захрустела на зубах. (капуста)
- Сидит дед, в шубу одет, Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (лук)
- Посреди двора Золотая голова. (подсолнух)
- Наши поросятки выросли на грядке К солнышку бочком, хвостики крючком. Эти поросятки играют с нами в прятки. ( огурцы)
- Маленький, горький, Луку брат. (чеснок)
Дождик: Что-то вы, ребята, заскучали. Давайте повеселимся, поиграем.
Игра «Был у зайки огород»
Был у зайки огород, Разводят руки в стороны. Ровненьких две грядки. Вытягивают прямые руки вперед. Там играл зимой в снежки, Имитируют «лепку снежков» Ну, а летом – в прятки. Приседают, закрыв ладонями глаза. А весною в огород Ходят на месте. Зайка с радостью идёт. Но сначала всё вскопает, Имитируют копание. А потом всё разровняет, Топают ногами. Семена посеет ловко Прижимают левую руку к груди, И пойдёт сажать морковку. Правой «разбрасывают семена» Ямка – семя, ямка – семя, Наклоны вперед. И глядишь, на грядке вновь Медленно поднимают руки вверх, Вырастут горох, морковь. Ладони параллельно полу. А как осень подойдёт, Разводят руки в стороны. Урожай свой соберёт. Прижимают ладони к груди.
Хоровод «Огородный хоровод»
Во саду ли, в огороде Весело гуляли, Во саду ли, в огороде Грядки мы вскопали. В грядку семена сажали, В ямку опускали, А потом водою тёплой Грядку поливали. Ты расти скорей, морковка! Грядку мы прополем, Будет литься тёплый дождик На тебя, на поле.
Ведущий: Ребята, посмотрите, как много птиц летает в огороде. Чтобы наши овощи на грядках выросли большими, крепкими, вкусными и сочными, чтобы они были полезными, и в них было много витаминов, птицы не должны их клевать. Кто будет отпугивать птиц? (огородное пугало).
Перед детьми наряжается огородное пугало: ведущий с героями надевают на палку рубаху, штаны, галстук, на голову надевается парик, шляпа.
Ведущий: Вот какой красивый получился у нас хозяин огорода, он будет охранять наш огород от птиц. Пойдемте с вами в огород и поставим огородное пугало.
Ведущий вместе с детьми устанавливают огородное пугало на отведенное место. (на грядку)
В конце праздника детям раздаются угощения (фрукты).
Звучит весёлая музыка, дети веселятся вместе с героями.