Игры головоломки
Мамышева Светлана Васильевна
МБДОУ ЦРР Д\С «Колокольчик»
Город Абакан Республика Хакасия.
Воспитатель.
Игры – Головоломки
З.А Михайлова, Р.Л Непомнящая
Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели как на занятии, так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале. В истории развития методики обучения детей математике накоплено довольно много подобного материала, часть его доступна и дошкольникам.
В пособии имеются задачи, игры, головоломки для работы с детьми 4-7 лет. Материал представлен в определенной системе, что важно для повышения уровня общего умственного развития ребят, подготовки их к усвоению курса математики в школе, для творческого труда в будущем.
Занимательный математический материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их.
Виды игр-головоломок
:
«ТАНГРАМ», «ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ», «ГОЛОВОЛОМКА ПИФАГОРА», «КОЛУМБОВО ЯЙЦО»,
«СВИНКС», «ЛИСТИК», «ВЬЕТНАМСКАЯ ИГРА», «ПЕНТАМИНО».
Игры-головоломки развивают:
Пространственные представления;
Воображение;
Конструктивное мышление;
Комбинаторные способности;
Сообразительность;
Целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач;
Игры – головоломки способствуют успешной подготовке детей к школе.
Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры на несколько частей. Играть необходимо по принципу от простого — к сложному.
Изготовить игры очень просто. Перенести чертёж и вырезать, соблюдая все пропорции. Использовать лучше цветной картон.
ТАНГРАМ
Это древняя китайская игра — квадрат, разделённый на 7 геометрических фигур. Из этих фигур можно составить огромное количество самых разнообразных силуэтов: человека, предметов домашнего обихода, игрушек, различных видов транспорта, цифр, букв и т.д
ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ
Детали игры получаются в результате деления круга на 10 частей. Игра даёт возможность создавать силуэты человека, домашних животных, птиц, рыб, предметов обихода и т.д.
В составлении силуэтов должны быть использованы все части набора. Однако на первых порах можно не требовать строгого выполнения этого правила.
Интерес к игре возрастает при внесении элементов соревнования: «Кто лучше составит», «У кого быстрее получится» , «Составь лучше чем я».
ГОЛОВОЛОМКА ПИФАГОРА
В набор «Головоломки Пифагора» входят 2 квадрата (большой и маленький), 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких), и 1 параллелограмм. Простой вариант игры—это создание силуэтного изображения путём последовательного укладывания деталей на расчленённый образец. Тем же способом можно получать силуэтные изображения, пользуясь нерасчленённым образцом.
Частное общеобразовательное учреждение современный модульный центр «Развитие»
Волкова Наталья Борисовна педагог-психолог 1квалификационной категории
Золина Венера Егоровна воспитатель по обучению татарского языка 1квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад№120комбинированного вида» Советского района г.Казани
В настоящее время ФГОС ДО и Профессиональный Стандарт воспитателя устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования — обеспечить достижение воспитанниками готовности к школе. Одним из показателей готовности ребенка к школьному обучению является формирование и развитие логического мышления. Одной из наиболее сложных мыслительных операций является классификация. Для достижения оптимального уровня развития этой мыслительной операции очень важно использовать такие средства оптимизации процесса обучения, которые дадут возможность ребенку зрительно представлять понятия. Поэтому одной из основных задач является овладение действием наглядного моделирования, так как именно наглядные модели наиболее приемлемы для занятий с дошкольниками, поскольку присущи детской деятельности.
В современных условиях от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и оперировать ими.
Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения. И в сфере образования процесс обучения неизбежно должен быть более наглядным и динамичным. Одним из таких путей, интенсивно развивающим детское познание, может стать моделирование.
Приемы моделирования особенно эффективны для дошкольников, так как у них развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия научиться работать с ними.
В работе наглядное моделирование, позволяет предотвратить быструю утомляемость, создать интерес к занятиям, научить детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими.
Одну практичную и удобную модель для решения логических задач предлагает выдающийся ученый Леонард Эйлер.
Круги Эйлера — это графическая модель, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов. А народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Учитывая простоту и наглядность модели кругов Эйлера, она с успехом используется в детских садах.
Наша игра «Волшебные круги» – это схемы, которые позволяют изобразить наглядно отношения между подмножествами и пересечение, и объединение множеств. При решении некоторых задач метод Эйлера просто незаменим и значительно упрощает рассуждение.
Используя «Волшебные круги», ребенок овладевает следующими элементами логических действий:
— анализ объектов с целью выделения признаков;
— синтез — составление целого из частей;
— выбор критериев для сравнения, классификации объектов;
— установление причинно-следственных связей;
— построение логической цепи рассуждений.
Метод наглядного моделирования с помощью нашей игры чаще всего используется для познавательного развития дошкольников. Начиная с 4-5 лет детям доступно решение простейших задач, сначала с разъяснениями взрослых, а потом и самостоятельно. С детьми этого возраста уместны простые игры и упражнения, цель которых – закрепление представлений о свойствах предметов и геометрических фигур, тренировка в сравнении предметы по цвету, форме, размеру.
Актуальность разработки дидактической игры «Волшебные круги» определяется направленностью на реализацию развивающей функции образования, что является ключевой задачей современной образовательной ситуации в целом и в дошкольном образовании в частности.
Дидактическая игра призвана:
- развитию познавательных процессов и умственных способностей,
- обучению и закреплению родного языка,
- развитию памяти, внимания, логического мышления,
- развитию эмоционального интеллекта.
Содержание методических рекомендаций включает в себя:
— описание игры.
— этапы овладения действием наглядного моделирования.
— методические рекомендации по организации деятельности детей.
Практическая значимость предлагаемой дидактической игры связана с включением в содержание конкретных примеров работы с использованием метода наглядного моделирования.
Формы работы с игрой – подгрупповая и индивидуальная.
Для начала педагог объясняет детям пространственные понятия «внутри круга» и «вне круга». Важно научить ребенка использовать частицу НЕ для обозначения признака предметов вне круга.
Педагог кладет на стол обруч, показывает то место, которое находится внутри обруча и рассказывает, что вся остальная часть стола находится вне обруча.
Цель работы с одним кругом — учить классифицировать предметы по одному признаку, понимать и применять логическую операцию отрицания НЕ, не называя её.
У каждого ребенка в руке один предмет. Дети по очереди располагают предметы в соответствии с заданием воспитателя. Расположите внутри обруча – все игрушки, а вне обруча – все остальные предметы. Затем проводится беседа по следующим вопросам:
- Какие предметы лежат внутри обруча? (игрушки)
- Какие предметы оказались вне обруча?
Важно то, что внутри обруча лежат игрушки, и никаких других предметов там нет.
Затем мы приступаем к распределению предметов на два круга. Мы объясняем понятия «внутри круга» и «вне круга», используя уже два признака.
Дети выполняют эти простые задания:
— Положите внутрь красного круга игрушки.
— Положите внутрь синего круга кубики.
После того как все фигуры размещены, воспитатель задает два новых вопроса:
— Какие предметы лежат внутри красного круга? (Внутри круга лежат игрушки).
— Какие предметы лежат внутри синего круга? (Внутри круга лежат кубики).
— Какие предметы лежат вне круга? (Вне круга лежат НЕ игрушки, НЕ кубики).
С дошкольниками можно использовать несколько моделей кругов:
- непересекающиеся круги;
- пересекающиеся круги;
- один круг вложен в другой.
Цель работы над задачами с двумя кругами — развить умение классифицировать предметы по двум свойствам, понимать и применять логическую операцию конъюнкции.
Теперь дети будут работать с двумя кругами или обручами разных цветов (синий, красный) с пересекающимися областями.
После успешного выполнения подготовительных упражнений можно приступить к решению задач.
Метод наглядного моделирования с помощью игры можно использовать и в речевом развитии дошкольников. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Дошкольники с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении как программы дошкольного образования, так и в дальнейшем программы обучения общеобразовательной школы. Работая с детьми, педагогу приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала.
Такими средствами являются графические модели с использованием кругов Эйлера.
Элементами описательного рассказа являются качественные характеристики объекта:
- принадлежность к родовидовому понятию, величина, цвет, форма, составляющие детали, качество поверхности, материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов), как он используется (какую пользу приносит).
Сначала ребенок составляет модель описания предметов по плану. При этом символы описания (пиктограммы) выкладываются в обручи.
Затем в пересечении кругов выделяются одинаковые признаки предметов. Теперь можно составлять описательный рассказ по данной схеме, определяя сначала сходство, а затем различия предметов.
Метод наглядного моделирования с помощью нашей игры можно использовать при ознакомлении дошкольников с окружающим миром.
Детям предлагается набор карточек для решения задач. Например:
- Разложить карточки так, чтобы в одном круге лежало все съедобное, а в другом – фрукты (один круг вложен в другой). Дети определяют предметы, подходящий под описания кругов. Важно обратить внимание ребенка на те, качества, которые присущи объекту всегда.
- Разложить карточки так, чтобы в одном круге были фрукты, а другом – овощи (непересекающиеся круги). Дети определяют предметы, подходящий под описания кругов.
- Разложить карточки так, чтобы в одном круге были все фрукты, а в другом – все красные предметы (пересекающиеся круги, в пересечении – карточка с яблоком). Сначала дети определяют предмет, подходящий под описания кругов. Каждой из пересекающихся окружностей присваивается какое-либо качество. Затем необходимо найти объект, подходящий под описание тех кругов, которые имеют общее пересечение.
Во время следующих занятий детям можно предлагать и более сложные задачи, когда в пересечении двух кругов может оказаться не одна, а несколько карточек.
Еще один аспект использования этой игры может быть освещен в развитии эмоционального интеллекта дошкольника в работе педагога-психолога ДОУ.
Сначала мы знакомим детей с базовыми эмоциями: грусть, радость. Предлагаем детям в один круг положить все пиктограммы, вызывающие положительные эмоции, а в другой – отрицательные. Задаем вопросы, помогающие проанализировать ситуации:
- Как вы думаете, все события расположенные в первом кругу можно отнести к радостным?
- Какие события относятся к грустным и печальным?
Затем соединяем круги и в пересечение двух кругов ставим карточку эмоции и подбираем пиктограммы, соответствующие и противоположные данной эмоции.
С течением времени набор исследуемых эмоции расширяется и набор пиктограмм, соответствующих им тоже.
Данную игру можно использовать и в качестве диагностического проекционного материала внутрисемейных отношений, страхов, тревожности и задатков к лидерству.
Также игру «Волшебные круги» использует воспитатель по обучению родному языку в качестве закрепления материала по определенным темам
Например, в пересечение кругов кладем рисунок зайца, а в круги дети кладут пиктограммы обозначающие признаки, свойственные данному животному (цвет, действие).
В изучении овощей и фруктов используются три круга, в которые одни дети кладут признаки (цвет, вкус, размер), а другие должны определить о каком овоще или фрукте идет речь.
Итак, в данной методической разработке были рассмотрены основные действия, которые можно производить с множествами, изучены возможности их применения для решения задач, даны методические советы по организации образовательной деятельности детей с использованием игры «Волшебные круги».
Используя в работе с детьми данную игру, мы способствуем развитию у них умений анализировать объекты с целью выделения признаков, осуществлять анализ и синтез, то есть составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая множества недостающими компонентами, умений сравнивать и классифицировать, обобщать, делать выводы и умозаключения, строить логические цепочки, рассуждать.
Материал можно использовать как раздаточный материал для группы детей, так и в индивидуальной работе с дошкольниками воспитателями ДОУ, можно рекомендовать и родителям.
ЛИТЕРАТУРА
- Поддъяков А. Развитие комбинированных способностей.// Дошкольное воспитание.- 2001, № Ю.-С.90-96
- Корнеева Г. Современные походы к обучению дошкольников математике.// Дошкольное воспитание.- 2001, № 3.- С.46-49.
- Немов Р.С. Общая психология: Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.- 400 с.
- Степанова О.А. Игровая школа мышления.-М.: Просвещение, 2003.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников.-Ярославль.: Академия развития,2001.
В последние годы увеличивается количество дошкольников с нарушением речи. У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе можно отметить маленький словарный запас, пассивность творческого воображения и мышления. Считаю, что формирование творческого воображения и мышления в рамках развития речи, будет заложено тогда, когда педагогом будут использоваться нетрадиционные материалы для развития потенциала речевой активности ребёнка.
Чтобы добиться положительных результатов в своей работе, передо мной стояла задача, изучить как можно больше методик, технологий, пособий, которые имеют нетрадиционный характер и положительно влияют на формирование речи у старших дошкольников.
Анализируя разные методики и технологии, меня заинтересовала технология ТРИЗ.
Это одна из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей. Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.
Хороший пример нетрадиционного пособия для развития речи по технологии ТРИЗ являются «Загадочные колеса» Р. Луллия. Такое пособие отлично подходит, как для развития речевой активности дошкольника, так и активизирует творческое воображение, мышление и логику.
Работа строилась в следующих направлениях:
- На основе полученных результатов анализа, создать нетрадиционное игровое пособие;
- Работа с узкими специалистами (привлечение узких специалистов, для консультаций по созданию нетрадиционного игрового пособия).
- Работа с детьми (использование нетрадиционного игрового пособия)
Это пособие стало отправной точкой в создании собственного нетрадиционного пособия «Волшебный круг».
Цель пособия «Волшебный круг»:
- содействовать расширению представлений по формированию у детей понятий, связанных с признаками объектов и изменением их значений, которые способствуют развитию речи.
Игровые упражнения с детьми по кругу этого пособия решают следующие задачи:
- формируют понятие признак, действие, предмет;
- учат восприятию проявлений признака в конкретном объекте, его типичности и парадоксальности, нахождению причинно-следственных связей между объектами;
- развивают познавательную активность;
- развивают представления о сенсорных эталонах;
- обогащают активный и пассивный словарь ребенка;
- формируют способность решать проблемные ситуации.
Роль педагога в игре «Волшебный круг».
- Педагог инициатор, наставляет, объясняет правила, подсказывает на начальном этапе;
- Педагог принимает незначительную роль, тем самым дети сами определяют ведущего, очередность игроков.
- Педагог принимает роль зрителя, наблюдателя. Дети сами организовывают, управляют и заканчивают игр, сопутствуя ее высказываниями, применяют речевые обороты, накопленные в работе с пособием;
Пособие «Волшебный круг» — представляет собой пластиковый круг со стрелочкой в центре, напоминающий поле чудес.
Для изготовления пособия был взят лист пластика для изготовления стендов, вырезан круг диаметром 65 см. К центру круга прикрепили болтом стрелочку. Разделили круг на 12 секторов (каждый сектор имеет своё обозначение).
Были подобраны картинки, в соответствии с тематическими неделями для детей старшего возраста. Картинки для проведения любой игры могут иметь различные варианты, так как все 12 игр разработаны для постоянного использования в деятельности педагога и дошкольников.
Описание дидактических игр на основе кругов Луллия к пособию «Волшебный круг».
Ребенок бросает кубик, например: выпадает цифра – 5, поворачивает стрелочку на сектор под №5, видит условное обозначение, берет карточку и выполняет задание.
- Сектор №1 Дидактическая игра: «Назови ласково».
- Сектор №2 Дидактическая игра: «Часть и целое»
- Сектор №3 Дидактическая игра: «Большой и маленький».
- Сектор №4 Дидактическая игра: «Употребление предлогов».
- Сектор №5 Дидактическая игра: «Какое, какой, какая?»
- Сектор №6 Дидактическая игра: «Четвёртый лишний»
- Сектор №7 Дидактическая игра: «Однокоренные слова»
- Сектор №8 Дидактическая игра: «Назови четвёртое слово».
- Сектор №9 Дидактическая игра: «Музыкальная пауза».
- Сектор №10 Дидактическая игра: «Действие предмета».
- Сектор №11 Дидактическая игра: «Веселый счет». (1, 2, 5)
- Сектор №12 Дидактическая игра: «Один и много».
Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.
Используя пособие «Волшебный круг», а так же «Загадочные колеса» Р. Луллия у детей обогатился словарный запас, ребята научились решать проблемные ситуации. К различным заданиям дети подходят творчески, фантазируя, изобретая, они придумывают, что — то новое и интересное.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Автор:
Жильцова Е.В. воспитатель I квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 33» г. Златоуст
В последние годы увеличивается количество дошкольников с нарушением речи. У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе можно отметить маленький словарный запас, пассивность творческого воображения и мышления. Считаю, что формирование творческого воображения и мышления в рамках развития речи, будет заложено тогда, когда педагогом будут использоваться нетрадиционные материалы для развития потенциала речевой активности ребёнка.
Чтобы добиться положительных результатов в своей работе, передо мной стояла задача, изучить как можно больше методик, технологий, пособий, которые имеют нетрадиционный характер и положительно влияют на формирование речи у старших дошкольников.
Анализируя разные методики и технологии, меня заинтересовала технология ТРИЗ.
Это одна из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей. Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.
Хороший пример нетрадиционного пособия для развития речи по технологии ТРИЗ являются «Загадочные колеса» Р. Луллия. Такое пособие отлично подходит, как для развития речевой активности дошкольника, так и активизирует творческое воображение, мышление и логику.
Работа строилась в следующих направлениях:
- На основе полученных результатов анализа, создать нетрадиционное игровое пособие;
- Работа с узкими специалистами (привлечение узких специалистов, для консультаций по созданию нетрадиционного игрового пособия).
- Работа с детьми (использование нетрадиционного игрового пособия)
Это пособие стало отправной точкой в создании собственного нетрадиционного пособия «Волшебный круг».
Цель пособия «Волшебный круг»:
- содействовать расширению представлений по формированию у детей понятий, связанных с признаками объектов и изменением их значений, которые способствуют развитию речи.
Игровые упражнения с детьми по кругу этого пособия решают следующие задачи:
- формируют понятие признак, действие, предмет
- учат восприятию проявлений признака в конкретном объекте, его типичности и парадоксальности, нахождению причинно-следственных связей между объектами
- развивают познавательную активность
- развивают представления о сенсорных эталонах
- обогащают активный и пассивный словарь ребенка
- формируют способность решать проблемные ситуации.
Роль педагога в игре «Волшебный круг».
- Педагог инициатор, наставляет, объясняет правила, подсказывает на начальном этапе;
- Педагог принимает незначительную роль, тем самым дети сами определяют ведущего, очередность игроков.
- Педагог принимает роль зрителя, наблюдателя. Дети сами организовывают, управляют и заканчивают игр, сопутствуя ее высказываниями, применяют речевые обороты, накопленные в работе с пособием;
Пособие «Волшебный круг» — представляет собой пластиковый круг со стрелочкой в центре, напоминающий поле чудес.
Для изготовления пособия был взят лист пластика для изготовления стендов, вырезан круг диаметром 65 см. К центру круга прикрепили болтом стрелочку. Разделили круг на 12 секторов (каждый сектор имеет своё обозначение).
Были подобраны картинки, в соответствии с тематическими неделями для детей старшего возраста. Картинки для проведения любой игры могут иметь различные варианты, так как все 12 игр разработаны для постоянного использования в деятельности педагога и дошкольников.
Описание дидактических игр на основе кругов Луллия к пособию «Волшебный круг».
Ребенок бросает кубик, например: выпадает цифра – 5, поворачивает стрелочку на сектор под №5, видит условное обозначение, берет карточку и выполняет задание.
Сектор № 1 Дидактическая игра: «Назови ласково».
Сектор №2 Дидактическая игра: «Часть и целое»
Сектор № 3 Дидактическая игра: «Большой и маленький».
Сектор № 4 Дидактическая игра: «Употребление предлогов».
Сектор №5 Дидактическая игра: «Какое, какой, какая?»
Сектор №6 Дидактическая игра: «Четвёртый лишний»
Сектор №7 Дидактическая игра: «Однокоренные слова»
Сектор №8 Дидактическая игра: «Назови четвёртое слово».
Сектор №9 Дидактическая игра: «Музыкальная пауза».
Сектор №10 Дидактическая игра: «Действие предмета».
Сектор №11 Дидактическая игра: «Веселый счет». (1, 2, 5)
Сектор №12 Дидактическая игра: «Один и много».
Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.
Используя пособие «Волшебный круг», а так же «Загадочные колеса» Р. Луллия у детей обогатился словарный запас, ребята научились решать проблемные ситуации. К различным заданиям дети подходят творчески, фантазируя, изобретая, они придумывают, что — то новое и интересное.
Следующая > |