Есть хороший анекдот. «Вы умеете играть на скрипке?» — «Не знаю, не пробовал». Можно ли рассказать о развивающих играх Воскобовича без самих игр? И да, и нет. Чтобы понять игру, в нее надо ИГРАТЬ. А с другой стороны, надо понимать, ВО ИМЯ ЧЕГО в нее надо играть.
В основе каждого явления лежит либо теоретическое положение, проверяемое потом на практике (например, вальдорфский сад), либо практический опыт, облекаемый впоследствии в теорию (пример – Никитины).
Игры, о которых сегодня пойдет речь, – это, однозначно, движение от практики. Но сначала чуть-чуть истории.
Вначале были… дети
Толчком к изобретению игр послужили собственные дети. Вот как рассказывает об этом сам Вячеслав Воскобович: «Эпоха перестройки. Время непростое, но по-своему интересное. Что к тому времени было за плечами? Высшее образование – инженер-физик. Страстное увлечение – авторская песня (писал стихи, музыку, выступал с концертами). Физик-лирик, одним словом. Но появляются дети, и я превращаюсь в нормального среднестатистического родителя. «Пекусь» об интеллектуальном и творческом здоровье своих чад. Походы по игрушечным магазинам вгоняют в тоску. Там игры, в которые играли бабушки наших бабушек. А вокруг гласность, разговоры всякие про альтернативную педагогику. Вывела судьба (как? – отдельная тема) на этих самых «альтернативщиков», и пошло-поехало. Лекции, курсы, просмотры занятий, видеоматериалы. Казалось бы, после всего увиденного, услышанного, прочувствованного – бери (по тем временам это означало — сделай, сегодня – пойди и купи) и пользуйся. Но захотелось что-то привнести свое. И привнес до такой степени, что, в конце концов, это стало делом жизни».
Как использовать игрушку
Квадрат Воскобовича — штука забавная даже для родителей. Чем-то напоминает оригами, чем-то — бумажные игрушки-раскладушки из нашего детства. Можно посмотреть в интернете мастер-класс на тему использования игрушки, но я предлагаю сначала воспользоваться собственной фантазией. Итак, что можно сделать с квадратом?
- Попробовать посчитать все треугольники (даже составные), а также квадраты и прямоугольники. Вы удивитесь, но это действительное увлекательное занятие.
- Попробовать интуитивные сложения. Покажите ребенку, как складывать квадрат, чтоб из него получился домик, конфетка, треугольник или маленький квадрат, а затем пусть малыш сам попробует что-то сложить.
- Используйте различные схемы для того, чтоб складывать готовые фигурки из квадрата.
- Предложите ребенку игру на развитие фантазии — банальную угадайку. По очереди делайте из квадрата какие-либо фигурки, чтоб другой догадывался, что же такое получилось.
- Обязательно предложите ребенку сложить какие-либо знакомые ему символы или буквы.
Как только игрушка становится понятной, она сразу же превращается в любимую. Используйте узнаваемые элементы для развития интереса у вашего малыша.
Первые игры Воскобовича
Первые пособия появились в начале 90-х. Игра «Геоконт», «Игровой квадрат» (сейчас это Квадрат Воскобовича), «Складушки», «Цветовые часы» сразу привлекли внимание. К тому времени игровая практика Вячеслава Воскобовича не ограничивалась только рамками семьи, в течение нескольких лет он вел детские группы по развивающим играм и обучению грамоте.
С играми и опытом стали приглашать на семинары. С начала в родном Ленинграде, потом — в другие города.
Игр становилось все больше – «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Домино», «Планета умножения», серия «Чудо-головоломки», «Математические корзинки»…Появились первые методические сказки.
Рекомендации по возрастам
Игры и пособия сопровождаются описаниями, где указан рекомендованный возраст. На практике один и тот же предмет можно использовать в течение всего периода от 2 до 7 лет.
Если двухлетнего малыша паук с паутиной из резинок учит понятию цветов и больше или меньше, тона той же основе при подготовке к школе ребенок может собирать фигуры по задуманной педагогом аббревиатуре (маршрутной карте) или решать задачу по вписыванию равнобедренного треугольника в квадрат.
Все зависит от предложенной ведущим сказки. Даже при использовании одного и того же инструмента в группе можно менять сложность занятий, проходя по уровням как в компьютерной игре. Желание дойти до конца или набрать дополнительные баллы станет дополнительным стимулом.
Откуда у Вас все это?
Вспоминается забавный случай того времени, который произошел в одном из детских садов Ленинграда. Вячеслав Воскобович демонстрирует заведующей свой тогдашний «арсенал» игр. Ей все нравится, и она начинает предлагать свои варианты, «примеривать» игры к своим деткам. И вдруг спрашивает автора-изобретателя: «А откуда у Вас все это?». Вячеслав Вадимович немного растерялся и не нашел ничего лучшего, как поднять палец вверх. Как бы говоря: оттуда, свыше, озарение, мол. На это заведующая прореагировала по-своему. Серьёзным голосом она уточнила: «Из РОНО?».
Шутки шутками, но по данным опроса Комитета по образованию С-Петербурга уже в 1997 году 90% дошкольных учреждений города использовали в своей работе развивающие игры Воскобовича.
Особенности игр
Период до 1998 года можно называть по-разному: конструктивным, поисковым, любительским, интуитивным. Важно другое. В этот период были заложены основные принципы построения игр, которые прослеживаются и сегодня. Итак, чем же интересны игры Воскобовича?
1. Конструктивные элементы.
В «Геоконте» — динамичная «резинка» как средство конструирования, в «Квадрате Воскобовича» — жесткость и гибкость одновременно, в «Прозрачном квадрате» — прозрачная пластинка с непрозрачной частью, в «Шнуре-затейнике» — шнурок и блочка и т.д.
2. Широкий возрастной диапазон участников игр.
Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда и учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть упражнения в одно-два действия для малышей и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.
3. Многофункциональность.
С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
4. Универсальность по отношению к программам.
«Детство», «Развитие», «Радуга»… Как показала практика, игры прекрасно вписались в эти и другие программы образовательных учреждений.
5. Творческий потенциал.
Вспомните, с какой игрой ребенок играет дольше всего? Конечно, с той, которая дает ему возможность воплощать «задумки» в действительность. Сколько интересного можно придумать и сделать из деталей «Чудо-головоломок», разноцветных «паутинок» «Геоконта», «вечного оригами» «Квадрата Воскобовича»: машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество и взрослым.
6. Сказочная «огранка».
Говорят, хороший бриллиант требует огранки. Почему бы огранку не придать игре, например, сказочную? Интерес детей к сказкам — это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Дети с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не изучают дроби, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Новое, необычное и нестандартное всегда привлекает внимание детей и лучше запоминается.
Рассмотрим эти общие положения на примере двух наиболее известных игр
«Геоконт»
. В народе его называют «дощечкой с гвоздиками». Действительно, на фанерном игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики, которые в сказке «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава» называются «серебряными». На «серебряные» гвоздики натягиваются «паутинки» (разноцветная резинка-продежка), и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Малыши создают силуэты по показу взрослого, собственному замыслу, дети старшего возраста – по схеме-образцу и словесной модели (на игровое поле «Геоконта», в отличие от подобных игр, нанесена координатная сетка). Ученики начальной и средней школы изучают геометрию и доказывают теоремы (переход в другую плоскость помогает лучше понять суть проблемы).
В результате игр с «Геоконтом» у детей развивается моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творчество.
«Квадрат Воскобовича» («Игровой квадрат»)
. У этой игры имеется множество «народных» названий – «Кленовый листок», «Косынка», «Вечное оригами». Все это, по сути, верно. «Игровой квадрат» представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу с двух сторон на некотором расстоянии друг от друга. Благодаря такой конструкции квадрат легко трансформируется. Еще одно название — «Квадрат-трансформер» — не случайно, ведь из него конструируются как плоскостные, так и объемные фигуры.
«Квадрат» в сказке «Тайна Ворона Метра» оживает и превращается в образы: домик, мышку, ежика, башмачок, самолетик, котенка.
Двухлетние малыши с помощью взрослого складывают домик с красной или зеленой крышей, конфетку. Более взрослые дети – осваивают алгоритм конструирования, находят спрятанные в «домике» геометрические фигуры, придумывают собственные предметные силуэты.
Квадрат можно определенным образом разрезать. Например, разрез крестом дает необычные объемные фигуры. Возможны игры с частями Квадрата (например, подними левый или правый уголок) – своеобразный пальчиковый театр.
Игры с «Квадратом Воскобовича» развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество.
1998 год.
Этот год во многом стал этапным и запомнился несколькими событиями. Во-первых, дефолтом. Но это не тема нашего разговора. Мы уцелели, с чем себя и поздравили.
Во-вторых, на московской выставке игра «Чудо-Крестики 2» Воскобовича получила приз «Лучшее изделие выставки». В дальнейшем игры неоднократно становились лауреатами и дипломантами различных выставок и конкурсов за оригинальность и уникальность продукции.
В-третьих, встречей с Никитиным в его знаменитом доме. В-четвертых, изобретением игровых обучающих комплексов под названием «Игровизор» и коврограф «Ларчик». В-пятых, созданием первого варианта технологии «Сказочные лабиринты игры» (Воскобович В.В., Харько Т.Г.), которая до сих пор дорабатывается и совершенствуется.
Встреча с Никитиным
Встреча с Борисом Павловичем Никитиным состоялась осенью, во время упомянутой московской выставки. О ней рассказывает Воскобович Вячеслав Вадимович: «Едва мы (со мной были два предпринимателя из Челябинска и Петербурга) переступили порог его кабинета, как сразу «угодили» Никитину на карандаш. Похоже, Борис Павлович вел картотеку. Кто? Откуда? Сколько детей? Род занятий? Он записывал данные каждого в отдельную карточку. «Род занятий?» — этот вопрос, признаюсь, смутил меня. Я понимал, что стою перед мэтром развивающих игр, и все-таки ответил: «Занимаюсь разработкой развивающих игр». …Мои игры Борис Павлович рассматривал с интересом, но в основном молча. Я в своих комментариях был сдержан, «чувство» мэтра не покидало меня, и рассказывать об играх подробно казалось неприличным.
Знакомство Никитина с играми закончилось тем, что он предложил мне пожить недельку в его доме и поиграть с его обитателями, и я охотно принял его предложение.
За разговорами прошло где-то полтора часа. Борис Павлович заторопился — очередная делегация стояла около дома. Нам оставалось попрощаться и закрыть за собой дверь, но вдруг Борис Павлович резко поднимает руки вверх и произносит: «Я теперь всем буду говорить, что у меня в России появился коллега».
Через полгода Никитина не стало. Стал ли Воскобович коллегой Никитину по цеху развивающих игр, пусть рассудит история.
Сказки
Главной средой, в которую педагог погружает ребенка, становится фиолетовый лес и персонажи, которые меняются с этапами взросления. Наиболее любимые детьми:
- Лопушок — первый инструктор по обращению с предложенными дидактическими материалами;
- Всюсь — герой прозрачного квадрата, знакомящий с геометрическими формами, цветами, буквами;
- Китенок Тимошка из комплекта Чудо-Крестики учит детей видеть разницу цветов и форм, сравнивать и искать общности;
- Крутик По — отвечающий за геометрические формы и пространственное мышление.
Разнообразие героев огромное — Владыка Лучич, Краб Крабыч с Чудо Острова, Гномы и Долька. Все они обитатели того самого Фиолетового леса — пространственно-предметной среды, поделенной на области со своей спецификой.
Многие роли прописаны. Долька — персонаж, который должен в игровой форме познакомить ребенка с понятиями частей и целого, плавно подвести к изучению дробей. При этом дроби будут представлены на такой же готовой фигурке Цветика, из которого можно доставать и добавлять лепестки. Но даже если в процессе игры ее роль сменится или персонаж покинет свою поляну и появится где-то в районе Загадочного острова или отправится в космос, которого в Фиолетовом лесу изначально не было, сказка от этого только выиграет.
Технически персонажи выполнены из плотного ламинированного картона или фанеры и оснащены минимум двумя типами крепления — магнитом и липучкой. Последний позволяет закрепить фигурку на основном дисплее Коврографе или любой другой текстильной поверхности, если того требует развитие сценария. Магнит соединяет деталь с металлическими дисплеями или стандартной обучающей детской, которыми укомплектованы ДОУ. Покупая комплект для собственного ребенка, персонажей можно приобретать отдельно по мере взросления.
Игра плюс сказка
Первым принципом технологии «Сказочные лабиринты игры» является игровое обучение детей дошкольного возраста. Идея развития детей в игре не нова. Новое здесь то, что почти весь процесс обучения ребенка дошкольного возраста реально выстраивается в игре. Технология «Сказочные лабиринты игры» – это игровая форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в их содержание.
Развивающие игры делают учение интересным занятием для малыша, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Окрашенное положительными эмоциями общение со взрослыми в игре, выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий делает пребывание ребенка в дошкольном учреждении радостным. Как правило, игры не оставляют равнодушными ни детей, ни взрослых и дают импульс к творческим проявлениям.
Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжет органично вплетается система вопросов, задач, упражнений, заданий. Очень удобно – читаешь сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания. Сказки в технологии «Сказочные лабиринты игры» — авторские.
«Сказочные лабиринты игры» является чисто игровой технологией (авторские сказки; большое количество предметных игр, направленных на различные аспекты детского развития — математика, конструирование, подготовка к чтению; совместные игры детей и взрослых), и это является ее отличительной особенностью.
Сказки Фиолетового леса
«Однажды малышу Гео приснился сон. Идет он по белу свету день, второй, третий, и вдруг — навстречу Красный Зверь. Испугался малыш, побежал, и вдруг голос свыше: «Не бойся Красного Зверя, прогони его оранжевым криком». Крикнул малыш оранжевым криком – исчез Красный Зверь, но появилось дерево, на вершине которого сидела Желтая Птица. Взмахнула Желтая Птица крылами, закружила, Малыш испугался и побежал. И снова Голос: «Не бойся Желтую Птицу – прогони ее зеленым свистом». Свистнул малыш зеленым свистом – исчезла Желтая Птица. Появилось озеро, на берегу стояла лодочка. Сел Малыш в лодочку, сделал несколько гребков и вдруг выплывает Голубая Рыба. Снова испугался Малыш, подналег на весла, но не тут-то было. И снова Голос: «Не бойся Голубую Рыбу, прогони ее синим шепотом». Шепнул Малыш синим шепотом – исчезло озеро, исчезла лодочка. Гео стоял перед входом в Фиолетовый Лес».
Это начало сказки «Малыш ГЕО, ворон МЕТР И Я» (зашифрованное слово ГЕОМЕТРИЯ) к игре «Геоконт», где впервые появился Фиолетовый Лес Воскобовича. Спустя несколько лет развивающая среда «Фиолетовый Лес» появилась во многих городах России. Эти «леса» очень разнообразны: их делают из фанеры, ковролина, рисуют на стене, ткани. Создается, по сути, развивающая сенсомоторная зона. Ребенок в ней действует самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым. В Фиолетовом Лесу обязательно находятся сказочные персонажи – Незримка Всюсь, Ворон Метр, Малыш Гео, Лопушок и другие.
Методика
У каждой из игр Воскобовича есть четко поставленные педагогические задачи и цель. Но в процессе занятия от нее отключается не только сам ребенок, но и педагог. Малыш помогает украсить кораблик флажками, располагает цифры из альбома по вагонам паровозика, строит магическую паутину из веревочек, при этом получая наиболее полезные в его возрасте навыки и знания от развития мелкой моторики, если речь идет о малыше 2-3 лет, до решения уравнений. В большинстве случаев персонажи и среда поданы в виде конструктора или мозаики. От самого ребенка будет зависеть, как они будут выглядеть в процессе, — это развивает креативное мышление, визуальную память и чувство вкуса.
Общие задачи развивающей программы:
- развитие интереса к окружающему миру, внимания, памяти, снижение коэффициента дефицита внимания, установление доверительных взаимоотношений со взрослым и напарниками по игре;.
- выработка исследовательского интереса, креативного мышления, способности находить нестандартные выходы из ситуаций;
- тренировка творческого мышления, логической гибкости;
- психоэмоциональное развитие, повышение стрессоустойчивости, усидчивости;
- практика развития навыков устной речи, чтения, счета.
Предложенные Воскобовичем сюжеты и среда — только опора для проведения таких занятий. Это многофункциональная среда с секретами, которые неожиданно для себя может открыть и сам педагог, если искренне будет заинтересован в процессе.
Сам Воскобович развивающие игры видел только как часть процесса игры — основной деятельности ребенка в возрасте до 7 лет. Его идея — создание сказочного пространства, в котором ребенку предстоит решать задачи, но не навязанные педагогом, а возникающие как часть той сказки. Именно такую среду «Фиолетовый лес» должна создать сказка, для которой автор и создал своих уникальных персонажей:
- мудрый ворон Метром и храбрый малыш Гео;
- незримка Всюсь и смешной Магнолик;
- Цифроцирка и Филимон Коттерфильд;
- паук Юк и Нетающие льдинки;
- Чудо-Цветик и пчелка Жужжа.
Все предметы, которые предлагаются ребенку во время образовательного процесса, привязаны и являются частью этой сказки. Так задачи, поставленные на придуманном значительно раньше Геоконте, стали решаться значительно активнее, когда волей автора он превратился в территорию паука Юка. Ребенку интереснее размещать в соответствии со схемами не абстрактные шнурочки, а волшебную паутину на цветочной поляне. Процесс созидания проходит гладко с получением удовольствия от решаемой задачи — помощи конкретному персонажу.
Универсальная сенсомоторная среда позволяет занятиям расти вместе с ребенком. На основе одного и того же инструмента, иногда с заменой его деталей, ребенок учится сначала определять цвета, потом читать и считать, а затем решать сложные логические алгоритмы.
Преподаватель в этой истории становится напарником. От него же зависит и развитие сюжета — в комплекте с задачами идут только основные элементы, которые можно дополнить подручными материалами, развивая и в себе, и ребенке творческую жилку. Единственным условием для реализации авторской программы остается фиолетовый фон, стимулирующий творческое мышление и креатив. Он же позволяет с первого шага отказаться от стереотипов в отображении элементов.
Интеллект
Вторым принципом технологии «Сказочные лабиринты игры» является построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать деятельность ребенка в зоне оптимальной трудности. Интенсивному развитию способствует и продуктивная деятельность, осуществляемая в «зоне ближайшего развития». В каждой игре дети добиваются какого-то «предметного» результата.
Не случайно много внимания уделяется развитию интеллекта у детей дошкольного возраста. Как правило, развивают вербальный интеллект, то есть «приобретенный». Мама читает ребенку книжки, рассматривает с ним энциклопедии, водит его в музеи. В результате ребенок много знает, о многом слышал. Таких детей школьные учителя называют «натасканными». Но в этой бочке меда есть ложка дегтя. Нет гарантии, что эти дети будут в дальнейшем хорошо учиться. У них может быть плохо развит невербальный интеллект, то есть «врожденный». Что такое врожденный интеллект? Это психические процессы внимания, способность к анализу, синтезу, сформированность причинно-следственных связей, мелкая моторика, память. Психологи говорят, что развивать врожденный интеллект сложно. Игры Воскобовича в первую очередь направлены на их развитие, и одним из концептуальных положений технологии «Сказочные лабиринты игры» является развитие, в основном, невербального интеллекта у детей.
Авторы технологии «Сказочные лабиринты игры» не являются сторонниками раннего форсированного развития детей. Весь материал технологии является сензитивным, то есть наиболее благоприятным, психологическим особенностям развития детей дошкольного возраста, поэтому не провоцирует возникновение стрессовых состояний у детей и взрослых.
Несколько примечаний
Думаю, многих заинтересовала эта игрушка, поэтому поделюсь собственными наблюдениями. Игры по методике Воскобовича следует использовать с детьми начиная с двух лет. Сначала это будут простейшие манипуляции — малыш будет теребить приятный яркий квадратик, учиться его складывать, но с каждым годом игра будет усложняться.
Игровой процесс позволяет детям делать что-то самостоятельно. Это развивает ответственность, а также дает полное удовлетворение от учебного процесса. В возрасте 2-4 лет очень важно закрепить положительный эффект от обучения, тогда в дальнейшем будет намного проще привыкнуть к учебному и образовательному процессу.
Лучше всего использовать развивающие игры вместе с методическим пособием — там есть иллюстрированные сказки, различные алгоритмы складывания, которые помогут разнообразить процесс.
Творчество
Еще одним принципом технологии «Сказочные лабиринты игры» является раннее творческое развитие детей дошкольного возраста. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности.
Способы реализации технологии «Сказочные лабиринты игры»
Особенности технологии таковы, что не надо перестраивать работу учреждения, ломать привычный уклад и выстраивать новый. Технология органично вплетается в уже привычный ритм жизни и образовательные задачи реализуемой программы. Единственные трудности, с которыми сталкивается педагог – это стереотипы собственного поведения. Игра не предполагает в отношениях «взрослый-ребенок» доминирования взрослого над ребенком; она диктует партнерские отношения. Разве раньше в наших детских садах воспитатель был партнером ребенка? Не был, и по многим причинам. Это и слишком «многодетные» группы, это и педагогические постулаты, которым приходилось следовать.
В дошкольных учреждениях, работающих по нашей технологии, ребенок окружается непринужденной, веселой, не вызывающей негативных эмоций интеллектуально-творческой атмосферой. Как кружево из тоненьких ниточек, она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребенок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.
Преимущества
Применяющие методику педагоги отмечают два главных плюса — комплексный подход развитию и образованию детей и законченность предложенных инструментов.
В комплекте с игрой находятся и развивающая предметная среда для действий, и элементы для манипуляций и полноценная инструкция для сотрудника образовательного учреждения. Это помогает и родителям, не имеющим педагогического образования, — они могут в течение пары часов познакомиться с системой (изучить методичку или на сайте производителя познакомиться с рекомендациями к конкретной игре бесплатно) и провести занятие с ребенком самостоятельно.
Сам автор настаивает, что достоинства его системы — качество развития детей:
- появление навыка получать и анализировать информацию;
- развитие творческого мышления, навыков чтения и счета;
- зарождение модели поведения в обществе, эмпатии и сопереживания;
- формирование усидчивости, желания добиться цели, здоровой настойчивости.
При этом все происходит в игровой, незаметной форме. Ребенок просто играет, воспринимая дидактический материал как очередное развлечение.
Отметить нужно и качество фабричных игрушек. Для производства применяются одобренные санитарно-контролирующими органами материалы. При использовании в образовательных учреждениях наглядные пособия долго не теряют внешний вид даже при регулярной санитарной обработке. Содержательно-насыщенная среда является еще и трансформируемой и всесторонне безопасной.
Детские сады
Технология «Сказочные лабиринты игры» широко используется дошкольными учреждениями Петербурга и других городов. Хочется выделить два из них — это дошкольные учреждения № 5 и №126 в Санкт-Петербурге. Во-первых, они были первыми, кто заинтересовался игровым развитием детей-дошкольников по технологии «Сказочные лабиринты игры» (и работают по ней уже пятый год). Во-вторых, здесь отслеживаются четкие результаты развития детей в игре. В-третьих, эти учреждения много внимания уделяют организации совместных игр детей и взрослых. Это оказалось не очень просто и удалось не сразу, но кто «хочет, тот всегда добьется», и сейчас в учреждениях проводятся открытые мероприятия, конференции, на которых педагоги показывают результаты своего труда.
В детском саду № 126 появился первый «Лес». В дошкольном учреждении № 5 часто проводятся совместные мероприятия с родителями — интеллектуальные игрофестивали, в которых состязаются команды детей и родителей, конкурсы «Папа, мама, я – интеллектуальная семья». В результате педагоги видят живой интерес родителей к проблемам детского сада. Как вы думаете, интересно ребенку в детском саду, в котором он «играет» вместе с взрослым, сверстниками, самостоятельно? Спросите у своего малыша, и вы узнаете ответ.
Результаты
В дошкольных учреждениях № 5 и 126 работает психолог Маслова Татьяна Михайловна, которая отслеживает результаты развития детей, их эмоциональное состояние в детском саду, мотивационную готовность к школе.
По результатам исследований можно сказать, что в группах много детей с нормальным, высоким и очень высоким интеллектом. (Градация изменений интеллектуального развития выглядит так: интеллект ниже среднего, средний интеллект, норма, высокий, очень высокий, превосходный). Лучше всего у детей развивается понятливость, умение анализировать, сравнивать, сопоставлять.
Пяти-шестилетние дети умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца. Это результат развивающей игры, которая соединяет интеллектуальную деятельность и возможность получить результат. Трехлетние малыши легко различают и называют желтый, красный, синий, не путают зеленый, фиолетовый, голубой, оранжевый и другие цвета.
Особенно хочется отметить высокий уровень развития пальцевой и кистевой моторики детских рук. Об этом говорит высокий процент детей четырех-пяти лет, выполнивших сложный тест «Завязывание банта». Взрослый дает детям карандаш, берет тонкую веревочку и завязывает на карандаше бант. Это образец. Теперь ребенок должен завязать точно такой же бант на карандаше, который будет держать взрослый. Попробуйте сами. Легко? Сравнивалось две группы детей одного возраста: группа, которая играла с развивающими играми Воскобовича, (бант завязали 42% детей) и группа, которая с ними не играла (0%).
У детей нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости. Дети рано начинают читать.
Коснемся вопроса мотивационной готовности детей к школе. Дети, которые постепенно переходят к взрослой «форме» обучения, которые «наигрались» в дошкольном детстве, хотят идти в школу не потому что уже пора, или этого хочет мама, или там не надо отдыхать днем. Эти дети хотят учиться ради самого учения. И, как правило, учатся хорошо и с интересом.
О грамоте и безграмотности
Во время семинара в одном из городов была организована встреча с родителями одной из средних групп детского сада. Накануне на открытом занятии для слушателей семинара их дети превосходно себя «показали». По сути, это был результат года работы с нашими играми. «Все хорошо, все замечательно, — говорят родители, — НО…» Ох уж это наше родительское «но»!.. Дети не читают. Родители четырехлеток бьют тревогу.
Вот тут и хочется поговорить о грамоте (а заодно и письме) детей и безграмотности взрослых. Есть три родительских кита: когда ребенок научился ходить, когда ребенок научился говорить и когда ребенок научился читать. Эти киты были, есть и будут.
Родителей можно понять. Если ребенок не рисует, то из этого не делается трагедии, а вот не читает, тогда… Да, чтение, безусловно, — важнейший социальный атрибут. Но только не для дошкольника. Чтение – это навык, всего лишь навык, и об этом часто забывают. И идти к нему можно по-разному: через «натаскивание» чуть ли не с пеленок или через игру.
Мы — сторонники именно игрового нефорсированного способа обучения грамоте. А письмо — вообще оставить школе. Не готова еще детская ручка, не развита кистевая и пальцевая моторика.
…Прошел год. Мы снова были с семинаром в том городе, где состоялась встреча с родителями. Конечно же, интересно, как дети? «Зачитали, как сговорились, один за другим»,- говорит воспитательница. Так яблоки по осени падают на землю. Спелые, время пришло. Впрочем, можно начать и раньше трясти яблоню. Что-нибудь упадет — зеленое и кислое.
Пособия для проведения игр
Инструменты для игр от Воскобовича можно приобрести отдельно и комплектами. Во втором случае будет заложен значительный рост и разнообразие с опорой на единую сенсорную среду. В то же время сам автор рекомендует не останавливаться на готовых вариантах, вводить своих персонажей, ставить новые задачи при понимании, что ребенок перерос рекомендованные.
Все модели и элементы дидактического материала рассчитаны на многофункциональное применение. Застежки, магниты, липучки позволяют одних и тех же персонажей переносить из одной игры в другую, располагать на полотне или магнитной доске, не давая ребенку привыкнуть и устать от однообразия.
С созданием собственной среды и технических дополнений ситуация обстоит сложнее. С 2013 года развивающий центр взял в штат профессиональных художников, которые контролируют не только соответствие цветовой гаммы пособий поставленным задачам, но и качество оформления продуктов.
Созданные самостоятельно игры Воскобовича для дошкольников своими руками часто уступают по качеству и визуальной привлекательности для глаз фабричным комплектам. Требовательные к обертке дети не всегда готовы принять замену. Но окончательное решение остается за педагогом и родителем. Даже частичное применение методик Воскобовича в процессе обучения положительно сказывается на результате и динамике работы.
При обилии развивающих игр в настоящее время методика Воскобовича не потеряла своей актуальности. Учебные программы активно используются педагогами ДОУ и могут быть реализованы самими родителями. Простота и увлекательность системы позволяет это сделать. Коллектив компании под руководством своего основателя периодически обновляет ассортимент пособий и предлагает новые, учитывающие интересы современных детей формы.