«Пушкин глазами детей» Интегрированная образовательная деятельность


«Детям о Пушкине»

6 июня наша страна отмечает 221-ю годовщину со дня рождения великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина.

А.С. Пушкин — автор всем известных и любимых сказок. Не одно поколение детей выросло на сказках Пушкина, его творчество, ставшее неотъемлемой частью нашей культуры, сопровождает нас на протяжении всей жизни.

Сказки Пушкина написаны в живой и легко воспринимаемой стихотворной форме, созвучной народным напевам и сказаниям. Фольклор вдохновил поэта и обогатил его творчество красочными образами и сюжетами. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма, – писал Пушкин под впечатлением от рассказов своей няни Арины Родионовны, донесшей до него великолепие и мудрость народного творчества. – Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»

Сказочный мир Пушкина наполнен героями, созданными под влиянием фольклора, такими как царь Салтан, царевна Лебедь, кот ученый, богатыри, Балда, также здесь присутствуют исконно славянские мифологические персонажи — Кощей и Баба Яга с Избушкой на курьих ножках.

Как провести этот день с дошкольником?

1. Немного биографии

Александра Сергеевича знают не только в нашей стране. Он известен всему миру. Конечно, сначала был просто маленький Саша Пушкин. Родился он очень давно – 6 июня 1799 года. В то время ещё не жили ни вы, ребята, ни я, не было на свете даже моей бабушки. Саша жил в большой семье. У него были старшая сестра и два младших брата. А ещё у Саши была няня Арина Родионовна. В доме у них было очень много книг. Отец Саши очень любил читать и писал стихи. Саша тоже начал писать стихи очень рано – в три года.

Но мы с вами знаем, что Александр Сергеевич Пушкин писал не только стихи. Он написал ещё и сказки. Сказки он любил с детства Арина Родионовна знала много сказок и очень хорошо их рассказывала. Арина Родионовна брала в руки вязанье, садилась, и начиналась сказка… Эти сказки маленький Саша мог слушать подолгу. Но когда он вырос, он не забыл свою няню, он написал о ней стихотворение «Буря мглою небо кроет…»

и, когда приезжал домой, обязательно слушал сказки и рассказы своей старенькой няни.

Когда Саше исполнилось 11 лет, его привезли учиться в Царское Село, в Лицей – школу для мальчиков. Здесь он проучился шесть лет,встретил своих будущих друзей: Ивана Пущина, Антона Дельвига. В Царском Селе Пушкин начал писать свои настоящие стихи (можно продемонстрировать рисунок : Пушкин читает стихи своим друзьям). Пушкин любил рисовать и часто рядом со стихами он рисовал пером.

Прошло много лет с того времени, когда жил великий поэт. Но его стихи не забыты. Его помнят и любят не только в нашей стране, но и во всём мире. Его именем названы город, станция метро, улицы, площади. В Казани, в самом центре города стоит памятник поэту. Создан музей Пушкина.

Каждый год печатаются новые книги с его стихами, сказками. Но есть одна старая книга, которая хранится в музее. Учитель- Онегин Д. С. – прислал с фронта своим дочерям письмо и книгу со стихами Пушкина. Он думал, что погибнет на войне, не вернётся домой. В письме он написал, чтобы дочери хранили эту книгу, раненую в бою. Но он вернулся, много лет хранил эту книгу, а потом передал её в музей.

2. Посмотрите этот замечательный мультфильм в котором говорится о Великом поэте простыми, понятными любому ребёнку словами.

https://yadi.sk/i/ET5mbxBJpoSMog

3. С какого возраста нужно читать детям Пушкина?

В соответствии с Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой знакомство со сказками Пушкина начинается уже в 1 младшей группе (дети от 2 до 3 лет

). Воспитатель читает отрывок из «Сказки о царе Салтане»

Конечно, педагог не сообщает детям автора и название сказки, а привлекает внимание малышей к кораблику с парусами, пущенному по воде. Предлагает всем подуть, посмотреть, как побежит кораблик на раздутых парусах. Вот так в игровой форме начинается знакомство с волшебными сказками великого поэта.

Во второй младшей группе (дети от 3 до 4 лет)

воспитатель знакомит детей с отрывками из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях».

Образы солнышка, ветра, месяца дотупны и понятны детям этого возраста. Иллюстрации в книгах прекрасно дополняют чтение отрывков. Конечно, воспитатель вправе сам решать сообщать ли дошкольникам автора данных строк или нет. Я считаю, что уже в младшей группе дети вполне могут запомнить фамилию Пушкин.

В средней группе (дети от 4 до 5 лет)

предагается заучивание отрывка из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»- «Ветер, ветер, ты могуч!». Работа над поэтическим прозведением включает в себя всегда предварительную работу- знакомство с новыми словами, объяснения их смысла, чтобы не отвлекаться на это во время чтения. Детям необходимо сообщить имя, отчество и фамилию поэта, показать портрет. Предложить вспомнить стихотворение про ветер, которое они уже читали ранее. Если дети затрудняются, педагог читает. Здесь снова на помощь приходят иллюстрации.

Почему объяснение новых слов так важно в работе над сказками Пушкина? Дело в том, что в них содержится столько архаизмов, т. е. слов, вышедших из употребления, что дошкольнику будет очень трудно понять смысл целой фразы. Следует привести примеры архаизмов: ланиты (щеки, выя (шея, длань (ладонь, внемлить (слушать).

Сказки Пушкина нужно читать очень внимательно, а не вырывать какие-то места для запоминания.

Так в старшей группе

знакомство со сказками продолжается чтением «Сказки о царе Салтане,сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Сказка достаточно большая по объему, поэтому прочитать за один раз не получится. Значит, это будет чтение с продолжением. Здесь можно использовать прием-запомнить место, на котором остановились, а в следующий раз предложить вспомнить.

В подготовительной к школе

группе детям читают «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях».

4. А теперь можно и повтворить

.

Рисуйте, делайте поделки, аппликацию. Здесь Вас никто не ограничивает. Дайте полёт фантазии.

Александр Сергеевич Пушкин: творчество

История Пушкина — это эпизод становления русской литературы. Поэтому расскажу, каким было творчество Пушкина, кратко:

  • Лицейский период.

Учеба в Царскосельском лицее — время, когда кристаллизовались особенности поэзии такого талантливого человека, как Пушкин. Краткая биография содержит информацию о его литературном дебюте: «Вестник Европы» напечатал стихотворение пятнадцатилетнего Александра Сергеевича «К другу стихотворцу» в 1814 году. Его «Воспоминания о Царском Селе» годом позже отметил приехавший в учебное заведение Державин.

Пушкин был участником литературного кружка «Арзамас». В творчестве ориентировался на Жуковского, Батюшкова, Радищева и Карамзина.

  • Вольнодумство в стихах.

Еще в лицее Александр был восхищен мужеством русского народа, противостоящего войску Наполеона. Крепостничество воспринимал как злостное попрание свободы личности. Такие взгляды сблизили Пушкина с участниками декабристского движения (он не вступал в их тайные общества), а в 1819 году привели в «Зеленую лампу» — литературно-театральную группу.

Прогрессивные настроения поэта отразились в поэме «Руслан и Людмила», стихотворениях автора «Вольность», «К Чаадаеву», эпиграммах на Аракчеева. За такое вольнодумие Пушкина сослали на юг империи.

  • Южная ссылка и михайловский период.

Годы жизни Пушкина в крымский, кишиневский и одесский периоды — время вызревания и реализации творческих планов. Поэт начал работу над «Евгением Онегиным», написал байронические поэмы «Дон Жуан», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан» и др.

В 1824 году Пушкина уволили со службы. Причина — его религиозные убеждения, которые император оценил как атеистические. Поэта сослали в Михайловское. В этот период автор заинтересовался темой связи судьбы человека с исторической эпохой. Ей посвятил поэмы «Цыгане», «Борис Годунов».

  • Пушкин: жизнь и творчество болдинского периода.

Взошедший на престол Николай І в 1826 году призвал поэта в столицу и освободил его от надзора цензуры. Творчество Пушкина этого периода было пронизано романтизмом. Разыгравшаяся в России в 1830 эпидемия холеры задержала лирика в имении Болдино.

Болдинская осень — самый плодотворный период, когда жизнь и творчество Пушкина находились на пике. Родился цикл «Повести Белкина» и «Сказка о Балде». Автор завершил «Евгения Онегина».

Второй раз мастер слова вернулся в Болдино в 1833 году. Александр Сергеевич Пушкин создал «Пиковую даму», «Медного всадника», «Сказку о рыбаке и рыбке» и пр.


Фото: Википедия: UGC

  • Кратко о Пушкине и «Современнике».

В 1833 году Пушкин возвратился ко двору на должность историографа. Сочтя присвоенный ему царем чин камер-юнкера оскорбительным, поэт оставил государственную службу.

В 1836 году он получил разрешение на издание альманаха «Современник», где напечатал повесть «Капитанская дочка». Летом того года Пушкин работал над «каменноостровским» циклом поэзий, пронизанных евангельской тематикой.

Сведения для 9 класса


Александр Сергеевич для девятиклассников – личность уже понятная.

Старшеклассники осознают, насколько многогранным и удивительным человеком он был, готовы воспринимать информацию о перипетиях судьбы.

Для 9 класса, рассматривая главные даты биографии, стоит подробнее остановиться на роли поэта в общественной и политической жизни того времени, влиянии на современников, а также на реформах русской письменной речи: именно после Пушкина поэтическая речь и проза стали простыми и легкими для восприятия.

Подведем итоги

Сегодня мы по-прежнему с удовольствием читаем Пушкина, хотя жизнь его отделена от нашей двумя столетиями. Почему? Все просто: великий поэт писал о том, что всегда будет волновать человека, независимо от времени, в которое ему довелось жить: о выборе жизненного пути, о вечных ценностях – любви, дружбе, верности, мужестве.

Если вы чувствуете, что стали терять жизненные ориентиры, раскройте «Бахчисарайский фонтан» или «Евгения Онегина», и все встанет на свои места. А знание биографии этого гения поможет лучше понять мотивы его творчества.

Период Михайловской ссылки


В краткой биографии, которую составляют для детей, обычно пропускают период ссылки в Михайловское. А ведь это годы, которые поэт провел в уединении, когда ничто не отвлекало от чтения и творчества.

Именно в ссылке происходит окончательное формирование молодого человека как личности.

Александр знакомится ближе с тем народом, о котором рассказывала ему няня. Пушкин слушает предания стариков, ходит в красной рубахе на базар, чтобы «подслушать» народный говор, шутит с крестьянскими и дворовыми девушками и парнями, принимает участие в играх.

В Михайловском поэт оценил верность дружбы – к нему приехал Иван Пущин, и это оказалось их последним свиданием.

Это интересно! Краткий анализ стихотворения Памятник Александра Пушкина

В Михайловской ссылке он познал мучительную и сладостную любовь к красавице Анне Керн, которая на время стала его музой, благодаря ей родились необычайно прекрасные строки: «Я вас любил – любовь еще, быть может, в душе моей угасла не совсем».

Чтобы лучше запомнить самое главное о жизни и творчестве великого поэта, стоит составить краткий конспект биографии. Что туда войдет?

  1. Важные даты (рождение, учеба в лицее, ссылки, знакомство с Натали, дуэль).
  2. Занятия и увлечения Пушкина в разные жизненные периоды.
  3. Главные по значению произведения (на ваш личный взгляд).

Важно! Михайловское в жизни Пушкина – огромный по значению отрезок пути. В этой ссылке повзрослела его душа.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]