Конспект познавательного занятия в старшей группе по теме: Птицы весной
Занятие в старшей группе на тему: Весна
Автор: Юмшанова Ирина Филипповна, воспитатель МБДОУ «Савинский детский сад», д. Савино, Пермского края, Карагайского района. Описание материала: Предлагаю вам конспект занятия для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Птицы весной». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Этот конспект ННОД направлен на содействие познавательному развитию детей.
Цель: Содействовать познавательному развитию детей Задачи: 1) Расширить знания о жизнедеятельности перелетных птиц; 2) Обучить умению составлять небольшой рассказ о птицах; 3) Воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам; 4) Развивать воображение; Ход занятия Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня очутиться в весеннем лесу и послушать звуки весеннего леса. Что вы услышали? Дети: Птицы поют, весело… Воспитатель: Конечно, птицы весело и громко поют свои песни. На улице появились птицы, которых не было зимой, откуда же прилетело столько птиц? Дети: из теплых стран, с юга. Воспитатель: Это главное чудо весны – именно весной к нам прилетают наши пернатые – друзья, приносят весну на своих крыльях. А как, дети, называют птиц, которые прилетают к нам весной обратно? Дети: перелетные. Воспитатель: обратите внимание на чудо – дерево, но птиц на нем не видно. Я предлагаю вам спеть закличку, чтобы позвать птиц. Закличка «Пташечки, щебетушечки Прилетайте к нам Весну ясную, весну красную Принесите нам»В это время на дереве оказались перелетные птицы.Воспитатель: Каких вы птиц узнали? Дети: соловей, скворец, ласточка, грач Воспитатель: еще кукушка, иволга, жаворонок. Отгадайте загадку про одну из этих птиц: «Прилетела к нам с теплом Путь проделав длинный Лепит домик под окном Из травы и глины» О ком эта загадка?Дети: Ласточка Воспитатель: Посмотрите, у ласточки крылья, голова, спинка – черные, грудка белая, носик маленький, острый. Хвост как две косички. Отгадайте следующую загадку: «Его трели любой узнает, Он же песни чужие поет Удивительный певец Всеми любимый наш…»Дети: скворец Воспитатель: Посмотрите, как выглядит скворец: он черный, клюв острый, грудка в белую блестящую крапинку. А вот и красавица иволга, у нее желтое оперение, крылья и кончик хвоста – черные. Дети вместе с воспитателем рассматривают и сравнивают остальных птиц.Воспитатель: Чем нас радуют птицы? Дети: песнями, красотой Воспитатель: Да, птицы радуют нас своим оперение, чудной окраской, своим пением, как вы думаете, ребята, о чем поют птицы весной? Дети: радуются, наверное, что вернулись домой. Воспитатель: Конечно, они рады, что вернулись на свою родину, поют о том, какие чудесные страны они повидали, о том как труден был их путь домой, рады встрече с вами. Я предлагаю вам сейчас поиграть в игру «Волшебные превращения» (Превращаемся в перелетную птицу и составляем небольшой рассказ об этой птице) Ребята, а что произойдет, если птицы не вернуться к нам весной? Дети: нам будет грустно без них, некому будет петь песни Воспитатель: Некому будет защищать парки, сады, леса от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай овощей и фруктов. Некому будет разносить семена ягод, трав, цветов. Мы не услышим их песен. Поэтому мы должны беречь птиц, помогать им. Воспитатель читает стихотворение«Чтоб от вредных насекомых Сады цветущие не гибли зря Всегда в любое время года Берегите птиц друзья»
Весной у птиц много забот, они строят гнезда, высиживают птенцов. А знаете ли вы, из чего строят гнезда птицы?
Дети: из травы, веток, листьев Воспитатель демонстрирует изображения различных гнезд и рассказывает о них.
1. Ласточка гнездо лепит под коньком крыши, носиком глину приминает, в речке ее купает, носиком носит. 2. Гнездо певчего дрозда просто загляденье, снаружи все зеленым мхом украшено, внутри оно как чашечка гладкое: из древесной трухи со слюной. 3. Птичка ремез — пух с ивы собирает, делает себе гнездышко, оно у нее пуховое, мягкое, что варежка, вьет его над водой, на тростинке молодой. 4. Птица козодой не вьет гнезд, он делает ямку между кочек и высиживает в ямке яйца, в гнезде-ямке три красивых мраморных яйца, сначала вылупились два птенца, сколько еще не вылупилось? 5. Гнездо иволги похоже на корзиночку, она его устраивает на деревьях высоко от земли, в разветвлении тонких веточек. 6. А соловей поселяется в зарослях черемухи, гнездо прямо на земле делает.
Проводится физкультминутка «Прилетели журавли Танцевать они пошли Долги ноги выставлять Плавно крыльями махать»Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам на чудо-дерево прилетела еще одна птица. «К нам сорока-белобока Прилетела издалека Не сказала где была, Интересные факты вам принесла»Воспитатель зачитывает факты:
1. Знаете ли вы, что скворец мастер подражания голосам разных птиц. 2. Есть птицы, которые любят говорить. 3. Аисты стучат одной половинкой клюва. 4. Бекасы – стремительно спускаясь вниз, распускают перья на хвосте и крыльях, и воздух, проходя через них, гудит.
Воспитатель: Ребята, а какая еще забота у птиц? Дети: отложить яйца, вывести птенцов Воспитатель: а то заботится, высиживает, согревает, бережет яйца Дети: мама – птица Воспитатель: самка, а кто кормит маму? Дети: папа – птица самец Воспитатель: а сейчас я предлагаю вам выложить из игры «волшебный квадрат» птицу и рассказать, какая это птица и где она строит себе гнездо, что интересного вы запомнили о птице. Дети выкладывают птиц, воспитатель подходит к каждому и спрашивает, что это за птицаВоспитатель: Молодцы ребята, у вас получились прекрасные птицы, я думаю, что вы будете хорошими друзьями для птиц.
Рекомендуем посмотреть:
Лего-технология в системе дополнительного образования в ДОУ Рисование на тему Весна в 1 классе пошагово Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе Мониторинг детей старщего возраста по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе по реализации образовательной области «Коммуникация» на тему «Путешествие по сказке Колосок»
Весенние игры для детей в детском саду. Старшая-подготовительная группа
Праздник весенних именинников в детском саду. Старшая группа
Хороводная игра на тему «Весна» в старшей группе
Интегрированное развлечение в старшей группе весной
Цель: закрепление знаний воспитанников о весне, весенних приметах.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать учить воспитанников образовывать родительный падеж имен существительных множественного числа
- формировать умения согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи
- совершенствовать умения воспитанников участвовать в диалоге, отвечать на вопросы полным ответом
- обогащать словарь воспитанников по темам «Перелетные птицы», «Дикие животные», «Насекомые»
- закреплять навыки правильного произношения звуков [З], [Ж], [Ц].
Развивающие:
- развивать фонематический слух у воспитанников
- развивать общую моторику, координацию речи и движения
- развивать память, слуховое внимание.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, доброжелательное отношение друг к другу.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами, деревьями, за таянием снега; беседа о весне; загадывание загадок о животных, растениях, птицах, насекомых; чтение стихотворений о весне.
Методы и приёмы:
Динамическое упражнение «По дорожкам…», вопросы к воспитанникам, ответы воспитанников, чтение стихотворения воспитанником, проговаривание чистоговорки, физкуль, дидактическая игра «Один — много», музыкально-ритмическая композиция «Зарядка веселых зверят». Музыка М. Еремеевой, слова С. Еремеева, слушание аудиозаписи «Голоса птиц», исполнение песни «Весенняя сказка» музыка Т.А Симаковой слова А.С. Шаламонова с использованием детских музыкальных инструментов) анализ работы воспитанников педагогом, самоанализ воспитанниками.
Материалы и оборудование:
- интерактивное устройство
- ноутбук
- музыкальный центр
- аудиозапись «Звуки природы»
- поднос с солнышками и поднос с тучками
- музыкальные инструменты
- маски и шапочки животных.
Словарная работа: демисезонная одежда, впадают в спячку.
Мотивация: личная заинтересованность.
I часть
(под музыку воспитанники входят в зал, встают возле стульчиков). Логопед: Дети, сегодня мы совершим прогулку в весенний лес. В лесу мы увидим много интересного.
1. Динамическое упражнение «По дорожкам…»
Логопед: В лес весенний на прогулку Приглашаю вас пойти. Интересней приключений Нам, ребята, не найти
Друг за дружкой становитесь, Крепко за руки беритесь. (произносят вместе с воспитателем) По дорожкам, по тропинкам
По лесу гулять пойдем. Может быть в лесу весеннем Мы кого-нибудь найдем. (воспитанники берут друг друга за руки идут за педагогом хороводным шагом, «змейкой» (подходят к стульчикам, садятся)).
(Занавес открывается)
Логопед: Мы пришли с вами в лес. Слайд № 1
Воспитанник: (читает стихотворение)
Здравствуй, лес, дремучий лес, Полон сказок и чудес. Кто в глуши твоей таится? Что за зверь, какая птица?
Все открой — не утаи. Ты же знаешь, мы свои.
II часть.
Логопед: Дети, скажите, какое сейчас время года?
Ответы воспитанников. (Сейчас время года — весна)
Логопед: Назовите приметы весны.
Ответы воспитанников: -тает снег, бегут ручьи;
- солнце светит ярче
- прилетают птицы и вьют гнезда
- насекомые появляются
- животные просыпаются после зимней спячки
- на деревьях, кустарниках появляются маленькие почки, нежные листочки
- появляются первые весенние цветы
- люди надевают весеннюю одежду.
Логопед: Молодцы, вы правильно назвали приметы весны. В лесу так тихо, ни видно и не слышно жителей леса. Я предлагаю вам разбудить их. Вы согласны?
Ответы воспитанников: (Да)
Логопед: Первыми мы будем будить насекомых.
Сначала разбудим комаров. Спойте песенку маленького комарика.
Воспитанники: (поют песенку маленького комарика: з-з-з-з-з). Слайд № 2
Логопед: Теперь песню большого комара.
Воспитанники: (поют песню большого комара: З-З-З-З). Слайд № 3
Логопед: Молодцы! Как красиво вы спели.
А теперь давайте разбудим жука.
Спойте песенку большого жука.
Воспитанники: (поют песню большого жука: Ж-Ж-Ж-Ж). Слайд № 4
Логопед: А теперь песенку маленького жучка.
Воспитанники: (поют песенку маленького жучка: ж-ж-ж-ж) Слайд № 5
Логопед: Еще мы разбудим кузнечика. Я предлагаю
пострекотать, как кузнечики.
Воспитанники: (стрекочут, как кузнечики: цика-цика-цика). Слайд № 6
Логопед: Назовите насекомых, которых мы разбудили?
Ответы воспитанников: (Мы разбудили комара, жука, кузнечика).
Логопед: Назовите, каких насекомых вы еще знаете, которые живут в лесу?
Ответы воспитанников: (пчела, оса, муха и т.д.) Логопед: Правильно. Но в лесу кроме них живут животные. Посмотрите на экран. Назовите животных. Слайд № 7 Ответы воспитанников: (медведь, лиса, заяц, еж, лось, волк, белка).
Логопед: Какие это животные? Ответы воспитанников: (это дикие животные)
Логопед: Почему эти животные называются дикие?
Ответы воспитанников.
Логопед: Назовите животных, которые впадают в спячку? Ответы воспитанников: (медведь, еж, барсук, змеи, лягушки, ящерицы).
Логопед: Я предлагаю провести музыкальную разминку «Зарядка веселых зверят».
(воспитанники встают со стульев, надевают шапочки, становятся в круг)
Исполняется музыкально-ритмическая композиция «Зарядка веселых зверят». Музыка М. Еремеевой, слова С. Еремеева
Логопед: Какие животные проснулись после зимней спячки?
Ответы воспитанников: (мы разбудили медведя (-ей), ежа (-ей), змею (-ей), барсука (-ов), лягушку (-ек) или разбудили.
Логопед: Дети, какие вы молодцы, что разбудили животных.
(звучит аудиозапись голоса птиц)
Логопед: Дети, что вы услышали?
Ответы воспитанников: (мы слышим голоса птиц)
Логопед: Посмотрите на экран. Слайд № 8
Назовите птиц, которых вы видите на экране.
Ответы воспитанников: (грач, ласточка, соловей, скворец, кукушка).
Логопед: Какие это птицы?
Ответы воспитанников: (эти птицы перелетные).
Логопед: Предлагаю поиграть в игру «Один — много»
Чтобы нам игру начать, нужно дружно всем сказать: «ра-ра-ра начинается игра»
Логопед: Посмотрите на экран. Слайд № 9 Один соловей, много…?
Ответы воспитанников: (соловьев). Слайд №10
Логопед: Сколько грачей вы видите на экране?
Ответы воспитанников: (Я вижу одного грача). Слайд №11
Логопед: Сейчас сколько грачей? Слайд № 12
Ответы воспитанников: (Сейчас я вижу много грачей)?
Логопед: Посмотрите на экран. Один скворец, много…? Слайд № 13
Ответы воспитанников: (скворцов). Слайд № 14
Логопед:. Одна кукушка, много…? Слайд № 15
Ответы воспитанников: (кукушек). Слайд №16
Логопед: Одна ласточка, много…? Слайд № 17
Ответы воспитанников: (ласточек). Слайд №18
(аудиозапись насекомых, птиц: перелетных)
Логопед: Молодцы! Вы, правильно назвали птиц. Скажите, какие это птицы?
Ответы воспитанников: (Эти птицы перелётные; мы назвали перелётных птиц). Логопед: Молодцы! Теперь я предлагаю порадовать всех жителей леса «Весенней сказкой».
Исполнение песни «Весенняя сказка» музыка Т.А Симаковой слова А.С. Шаламонова с использованием детских музыкальных инструментов)
(Воспитанники берут инструменты, исполняют песню, после исполнения песни
кладут инструменты, встают в круг).
Логопед: Дети, вы такие молодцы. Звонко пели, ритмично играли на музыкальных инструментах. Как приятно находится в таком красивом весеннем лесу. Но нам пора возвращаться в детский сад.
Чтобы вернуться в детский сад, нужно с закрытыми глазами произнести слова. Послушайте. (Раз, два, три, повернись и в детском саду ты окажись).
Открываем глаза.
(воспитатель и воспитанники повторяют слова)
(Занавес закрывается)
III часть.
Логопед: Откройте глаза. Мы с вами вернулись в детский сад. Где мы были?
Ответы воспитанников: (Мы были в лесу) Логопед: Кого мы разбудили в лесу?
Ответы воспитанников: (мы разбудили насекомых). Логопед: Назовите их?
Логопед: Ещё кого разбудили? Ответы воспитанников: (перечисляют животных).
Логопед: Птицы, которые прилетают к нам весной как называются?
Ответы воспитанников: (Эти птицы называются перелетные).
Логопед: Дети, если вам понравилось в лесу, если вы хорошо играли, то возьмите солнышко. Если не понравилось гулять в лесу и играть, то возьмите тучку.
(Воспитанники берут солнышко или тучку).
Логопед: Дети, я приглашаю вас пройти в группу.