Из опыта работы «Экологическое воспитание дошкольников»


Из опыта работы «Экологическое воспитание дошкольников»

Елена Столярова

Из опыта работы «Экологическое воспитание дошкольников»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 8 «СКАЗКА»

Из опыта работы

Тема: «Экологическое воспитание дошкольников»

Ф. И. О.:Столярова Елена Павловна

Место работы: Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад общеразвивающего вида № 8 «СКАЗКА»

Должность: Воспитатель

Дата рождения: 27 марта 1982 год

Общий трудовой стаж: 10 лет

Педагогический стаж: 6 лет

Образование: высшее, Армавирский государственный педагогический университет.

Обобщался ли ранее опыт: нет

Дата внесения опыта:

Содержание

1. Введение

2. Актуальность

3. Условия возникновения и становления опыта

4. Длительность работы над опытом

5. Средства достижения цели

6. Девиз

7. Цель, задачи

Введение

Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный, яркий. «Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом»

. Моря и реки, леса и горы, деревни и города… Как много в этом замечательном доме! И вместе с нами в нем живут растения и грибы, насекомые и рыбы, птицы и звери…

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, начало становления личности. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу»

, чтобы сообщать им все доступное и полезное для умственного и словесного развития. Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

Актуальность

Проблема взаимосвязи человека с природой имела место всегда. Но в настоящее время, проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействие общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.

Современное дошкольное образовательное учреждение призвано воспитывать поколение, которому присуще особое видение мира, как объекта его постоянной заботы.

Экологическое образование — важнейшая задача ДОУ в настоящее время. Начинать Экологическое образование надо с младшего возраста, т. к. в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения. с которыми ребёнок сталкивается каждый день.

Условия возникновения и становления опыта

Экологическое воспитание — это формирование у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии, которые он усвоил в процессе обучения. Экологическое воспитание является равнодействующей всех сторон воспитания умственного, нравственного, патриотического, эстетического, физического, трудового.

Длительность работы над опытом Над темой: «Экологическое воспитание дошкольников»

в образовательном процессе я
работаю в течение одного года.
Средства достижения цели: Воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту.

Девиз:

«Берегите эту Землю, эту воду,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте всех зверей внутри себя.»

Цель работы — сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, к своему здоровью, к здоровью окружающих.

Мною определены следующие задачи:

— Формировать у дошкольников осознанное отношение к природе, ее явлениям и объектам;

— Совершенствовать умение и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;

— Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;

Воспитывать элементарные нормы поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.

Я творческий, эмоциональный человек, этой теме всегда уделяла много внимания – это формирование знаний о живой и неживой природе, о явлениях природы, а также воспитание нравственных чувств. На данном этапе изучила очень много литературы по экологическому воспитанию детей:

За основу в своей работе я взяла программу Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа»

и технологию З. Ф. Аксеновой —
«Войди в природу другом»
.

При написании опытая следую следующим педагогическим принципам:

• системность;

• наглядность;

• доступность;

• учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

• сезонность.

На мой взгляд, экологию можно пропустить через все виды деятельности дошкольника. За счёт этой возможности работа моя получается и полезной и интересной как для меня, так и для дошколят.

Использование художественной литературы в сочетании с малыми формами фольклора вызывает у детей гамму чувств – переживание, восхищение, нежность, восторг. Они рождают в детях веру в весомость и значимость слов.

Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных, использую загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки.В потешках оживают все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, времена года живут как одушевленные существа. Дети как будто сами вступают с ними в контакт.

Чтение сказок должна быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей, так считает доктор педагогических наук Н. А. Рыжова, я с ней полностью согласна. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают, но сами рассказать затрудняются. Но с этой проблемой мне помогает справиться театральная деятельность, которой я люблю заниматься с детьми раннего возраста. Детям нравиться показывать сказки, быть артистами, уходит смущение, даже самый застенчивый ребенок выступает с удовольствием. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей, пополняется и активизируется словарь и конечно развивается память, внимание. Я очень хорошо знаю индивидуальные особенности каждого ребенка, на что он способен в той или иной ситуации, поэтому при распределении ролей подхожу с пониманием к ним. Если ребенок захотел быть кем-то в сказке, а я знаю, что у него может не получиться и он расстроится, замкнется, тогда я стараюсь убедить его взять другую роль и при этом не ущемлять его достоинства.

Важным источником знаний о природе является наблюдение. Одной из целей моей работы является, совершенствование умений и навыков детей наблюдений за живыми и неживыми объектами природы. В процессе наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы, у них возникает наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Наблюдение даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Наблюдения с детьми организую при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д.

В своей работе по экологическому воспитанию использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания детей, использую ИКТ. Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий обобщения и систематизаций знаний.

Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны:

— Оформлен уголок экспериментирования (опыты, эксперименты, наблюдения)

— Организован огород на окне. Дети выращивают лук, фасоль, петрушку, огурцы, цветы….

— Создана картотека, включающая подборку экологических игр, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе, презентаций, песен.

— Создана мини библиотека детской литературы, энциклопедии.

Большое внимание уделяю работе с родителями. Основной целью в работе с семьёй считаю – достижение единства в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы воспитание детей в ДОУ и в семье было едино. Всегда стою на том, что у нас с ними одна цель – воспитать целеустремлённых, добрых, уравновешенных и любящих людей. Для достижения этой цели я организую экологические праздники для детей и родителей, выставки, игры-тренинги, консультации. Очень насыщено и познавательно стараюсь проводить родительские собрания. Подбираю материал для информационных стендов, общаюсь индивидуально. Таким образом, стараюсь сблизить семью и ДОУ.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. В. А.Сухомлинский говорил о игре так: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости».

В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям.

Игры экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру, заложены, прежде всего в дидактических играх.

Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это метод и форма обучения, самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности. Дидактические игры, использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в занятия, целевые прогулки, а так же в экспериментальной деятельности воспитанников. Очень эффективны игры с различными природными материалами (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды, которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть.

Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных,их образу жизни: «Лягушата и цапля»

,
«Мыши и кот»
,в некоторых играх отражаются явления неживой природы:
«Капельки»
,
«Солнышко и дождик»
. Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств

Словесные игры: «Узнайте по описанию»

;
«Хорошо – плохо»
;
«Что лишнее?»
;
«Узнай по голосу»
;
«Кто как кричит?»
;
«Это кто к нам пришел?»
развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

С помощью игрушек и картинок знакомлю детей с домашними и дикими животными, воспитываю интерес к ним и их детенышам. Для более глубокого изучения этой темы изготовила мини-макеты «Скотный двор»

и
«Лесная поляна»
, здесь дети видят разницу жизни домашних и диких животных.

В своей работе использую опытно-исследовательскую деятельность. Дети, прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять.

Опытно-исследовательскую деятельность включаю в игры, занятия, она может быть связана с трудом детей в уголке природы и на огороде.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь помогает уголок природы, где содержатся комнатные растения. Растения уголка природы дети видят ежедневно, под моим руководством дети систематически наблюдают, ухаживают за ними. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. Так же создала уголок природы, где находится природный материал, наглядные пособия, дидактические игры, картотеки загадок о животных и растениях, наблюдений в природе, художественного слова, физкультминуток, пальчиковых игр, календарь природы (дети регулярно фиксируют погоду и состояние живой природы, вставляя картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице, «огород на окне»

.

Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования — это организация проектной деятельности. Я считаю, что проектная деятельность (как способ реализации личностно-ориентированного подхода в образовании)

— это уникальное средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых. Проект – в переводе – это план замысел, это
«игра всерьез»
, где результаты значимы и для детей, и для взрослых. Проектирование ориентировано на уникальные отношения
«ребенок-взрослый»
, которые строятся на соучастии в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Мною
разработаны экологические проекты:
«Витамины растут на грядке»

Цель:

-Расширить и обобщить знания детей об овощах через разные виды деятельности.

-Объяснить, что в овощах содержаться витамины, необходимые для нашего здоровья.

«Дикие и домашние животные»

Задачи:

-Создать условия для формирования у детей познавательного интереса. -Познакомить детей с витаминами.

-Учить различать овощи по цвету, форме, величине.

-Закреплять приобретенные знания.

-Развивать у детей стремление отражать свои представления в продуктивной деятельности (рисование, лепка)

.

-Расширить кругозор, развивать наблюдательность, любознательность, связную речь, обогащать словарь детей.

-Воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности (посадка лука)

;
воспитывать культуру питания, понимать, что за каждым овощем скрывается определенная польза.
«Дикие и домашние животные»

Цель проекта:

• Развивать устойчивый познавательный интерес

• к диким и домашним животным, как к живым существам.

•Формировать представления о животных:строение, характерные признаки- размер, об особенностях образа жизни (как двигаются, что едят, какие звуки издают)

.

• Способствовать возникновению любви и заботы к домашним животным, появлению любознательности.

• Создать в группе условия для расширения представления о животных.

• Привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности.

•Задачи:

• Формировать у детей первоначальные представления о диких и домашних животных, расширение кругозора детей.

• -Развивать умение детей отвечать на вопросы воспитателя.

• -Формировать целостную картину мира, в том числе первичных ценностных представлений о животных, посредством чтения детской художественной литературы.

• -Развивать эстетическое восприятие.

• -Развивать мелкую моторику рук.

• -Формировать умение выполнять имитационные движения, подражать движениям животных.

• -Соблюдать элементарные правила поведения с животными.

• -Накопление и обогащение двигательного опыта детей.

• -Приобщать детей к музыке.

ВЫВОД:

Опыт моей работы показал, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом.

• Детские годы самые важные и как они пройдут зависит от родителей и нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребенка и порекомендовать соответствующие приемы.

Предполагаемые результаты.

• • Уточнять, систематизировать и расширять знания детей о растениях, животных и явлениях природы.

• • Формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе.

• • Развивать эмоционально-доброжелательное отношение к живым объектам.

• • Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.

• • Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.

Планирование работы на будущее.

• 1. Продолжить поиск новых источников и новых технологий по экологическому воспитанию.

• 2. Провести открытое мероприятие с активным участием родителей.

• 3. Разработать перспективное планирование по экологическому воспитанию в старших группа.

• 4. Разработка и внедрение долгосрочного проекта.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Из опыта работы по экологии на тему «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»

Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное к ней отношение, должны воспитываться с раннего детства, поэтому я уделяю большое внимание экологическому воспитанию.

Мною определены следующие задачи:

  • Формировать у дошкольников осознанное отношение к природе, ее явлениям и объектам
  • Совершенствовать умения и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами природы
  • Развивать экологическое мышление, творческое воображение и речь в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей
  • Воспитывать элементарные нормы поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.

На мой взгляд, экологию можно пропустить через все виды детской деятельности. За счёт этой возможности работа моя получается и полезной и интересной как для меня, так и для детей.

Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны:

  • Комплекс познавательных занятий с использованием ИКТ.
  • Разработан перспективный план НОД с детьми дошкольного возраста.
  • Усовершенствован центр экспериментирования (опыты, эксперименты, наблюдения), природный уголок с различными растениями, оформлен огород на подоконнике где дети выращивают лук, чеснок, фасоль, петрушку, укроп, дубы, огурцы, цветы.
  • Пополнена картотека, включающая подборку презентаций, экологических игр, физкультминуток, загадок, стихотворений и песен о природе.
  • Постоянно пополняется детская мини-библиотека с произведениями детской литературы, различными энциклопедиями.

В своей работе по экологическому воспитанию использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

Использование художественной литературы в сочетании с малыми формами фольклора вызывает у детей гамму чувств – переживание, восхищение, нежность, восторг. Они рождают в детях веру в весомость и значимость слов.

Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных, использую загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки.

В потешках оживают все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, времена года живут как одушевленные существа. Дети как будто сами вступают с ними в контакт: солнце просят о тепле и ласке.

Важным источником знаний о природе является наблюдение. Одной из задач моей работы является, совершенствовать умения и навыки детей в наблюдении за живыми и неживыми объектами природы. В процессе наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы, у них развивается наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Наблюдение даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Наблюдения с детьми организую при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т.д. Разработала циклы наблюдений за живыми объектами природы.

Знакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь помогает уголок природы, где содержатся комнатные растения. Растения уголка природы дети видят ежедневно, под моим руководством дети систематически наблюдают, ухаживают за ними. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. Так же в уголке природы находится природный материал, наглядные пособия, дидактические игры, картотеки загадок о животных и растениях, наблюдений в природе, художественного слова, физкультминуток, пальчиковых игр, календарь природы (дети регулярно фиксируют погоду и состояние живой природы, которые наблюдали на улице). Различные модели заместители реальных объектов (глобус, календарь погоды, рисунки-модели растений, животных и других объектов природы, природных явлений).

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игровые технологии, которые включают различные виды игр. Игры экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру, заложены, прежде всего, в дидактических играх.

Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это метод и форма обучения, самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности.

Дидактические игры, использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в занятия, целевые прогулки, а так же в экспериментальную деятельность. Очень эффективны игры с различными природными материалами (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Например: «Детки на ветки», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Найди в букете такое же растение», и т. д. Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Лягушата и цапля», «Мыши и кот», в некоторых играх отражаются явления неживой природы: «Капельки», «Солнышко и дождик», «Веселый ветерок». Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств.

В своей работе использую опытно-исследовательскую деятельность. Дети, прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять. Опытно-исследовательскую деятельность включаю в игры, занятия, она может быть связана с трудом детей в уголке природы и на огороде.

Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования — это организация проектной деятельности. Мною разработаны экологические проекты «Юные защитники природы», «Поможем птицам зимой», «Удивительные насекомые», «Грибы — грибочки», «Люби и знай свой край» и др.

Общими задачами этих проектов были:

  • формировать у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
  • создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации приоритетного направления;
  • развивать познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы;

организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;

  • реализовать одну из форм работы с родителями проектно-исследовательской деятельности «Экологическая почта».
  • развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;
  • развивать первоначальные географические представления, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности;
  • воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.

Новизна экологических проектов заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей. Используя новые, увлекательные технологии, можно обеспечить эту включенность. Проекты позволяют детям и родителям участвовать в экологических акциях ( «Чистое утро», «Покормите птиц зимой», «Чтобы деревья стали большими» и др.). Работа по природоохранным проектам — уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

Ожидаемые результаты проектов:

  • создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды
  • повышение уровня знаний по экологии у детей
  • совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта.

Большое внимание уделяю работе с родителями. Основной целью во взаимодействии с семьёй считаю – достижение единства в воспитании ребёнка. Для достижения этой цели я организую экологические праздники для детей и родителей, развлекательные мероприятия на природе, выставки, спектакли, экскурсии, игры-тренинги, чаепития, консультации, практикумы, мастер-класс. Подбираю материал для информационных стендов, общаюсь индивидуально.

Вся работа способствовала сплочению семей и педагогического коллектива, воспитанию у детей любви к родному дому, к природе в целом, формированию более целостного восприятия мира, воспитанию экологической культуры у дошкольников.

Анализируя результаты работы я пришла к выводу, что формирование у детей знаний и умений по экологическому воспитанию наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической, проектной и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания полученные ранее, становятся необходимые им, так как помогают решать практическую задачу и потому усваиваются легче и быстрее.

Дети стали эмоционально активны на занятиях, у них сформирован свой стиль поведения и деятельности в природе, значительно повысился уровень их экологической воспитанности, который выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе, участие в познавательных играх, выставках, конкурсах. Воспитанники моей группы постоянные участники и призёры конкурсов разного уровня.

Опыт моей работы показал, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом.

Следующая >
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]