Статья Беседа «Безопасное поведение на улице». Автор: Кожевникова Ольга Александровна


Как рассказать детям о правилах безопасного поведения на улице

Быть примеромСамое первое и самое главное: в присутствии ребенка родителям необходимо самим строго соблюдать правила безопасности, которые они отрабатывают с сыном или дочкой. Как пример: не стоит переходить дорогу на красный свет, вбегать вместе с ребенком в закрывающиеся двери транспорта, сокращать путь проходом через стройки. И ни при каких обстоятельствах не нарушать этого принципа, объясняя спешкой, «один раз» и так далее.

Не оставляем одногоРебенок не обладает достаточным жизненным опытом, который может подсказать ему, как себя вести в новой, незнакомой ему обстановке. Поэтому, естественно, нельзя оставлять его одного. Необходимо любую новую для ребенка ситуацию, особенно конфликтную или травмоопасную, проговаривать. Надо запастись терпением, отвечая на многочисленные детские вопросы, раз за разом повторяя правила поведения, которым вы хотите научить.

Подбираем словаКрайне вредно употреблять в процессе воспитания фразы типа: «Если ты будешь плохо себя вести, тебя заберет полицейский (злой дядя, разбойники и т. д.)», «Сейчас я пойду домой, а ты останешься здесь!». Из этих фраз ребенок не получает никакого нового опыта и информации, а лишь делает вывод, что его могут кому-то отдать или оставить просто так. Он теряет чувство безопасности, защищенности, важности для родителей.

Также не стоит использовать объяснений типа: «плохо», «плохой», «нехорошо». Это слишком абстрактные и ничего не говорящие ребенку понятия. Надо стараться объяснить, почему плохо делать так или иначе и какие опасные последствия могут быть у того или иного способа поведения.

Запасаемся терпениемВ рассказах о безопасности следует избегать излишне отрицательной эмоциональной окрашенности. В силу психологических особенностей ребенок создаст в своем сознании безысходно-катастрофическую картину.

Беседы о безопасности следует проводить в форме обычного разговора, который сопровождает повседневную совместную деятельность ребенка и родителя, например на перекрестке: «Видишь красного человечка? Он стоит, и мы стоим. А теперь зеленый, он как будто идет — значит, нам тоже можно переходить дорогу».

В ход идут игры и стихиДля закрепления информации можно использовать правила, изложенные в стихотворной форме, например: «Красный свет — дороги нет, желтый — приготовиться, а зеленый говорит: проходите, путь открыт!»

Дети познают мир в игре, когда они примеряют на себя разные роли и проигрывают разные жизненные события. Для усвоения и запоминания следует использовать игры, в которых обыгрываются потенциально опасные жизненные ситуации. Такие игры в «жизнь» — отличный способ рассказать ребенку об основных принципах безопасности, вместе с ним найти оптимальные и безопасные способы выхода из таких ситуаций.

Очень удобно в такой игровой форме объяснять травмоопасные ситуации: поведение вблизи строек, котлованов, открытых колодцев и окон, железнодорожных путей, не забывая при любой возможности обратить внимание ребенка на это на улице.зззз

Все вышеописанное работает при условии, что родители заинтересованы в безопасности своего ребенка, терпеливо отвечают на все детские вопросы и не отмахиваются от них. И относятся к процессу воспитания как к залогу его благополучия, а не как к обузе, мешающей им заниматься своими делами.

Уравновешенное эмоциональное состояние родителя — залог того, что ребенок будет открыт для восприятия новой информации. В таком состоянии можно объяснить ему, как можно себя вести, а как — нельзя. Чувствуя себя в безопасности, сын или дочка не испугается и не получит травму.

Также не следует забывать об интерактивных программах, мультфильмах и детской литературе, посвященных вопросам безопасности. Используя эти материалы в процессе совместной деятельности с детьми.

«В формировании правил безопасного поведения главная роль принадлежит родителям. Именно они несут ответственность за физическую и психологическую безопасность своих детей, так как по определению являются главными значимыми людьми для ребенка», — считает Александр.


Детская Школа Искусств №6

Главное, что должны знать дети – безопасные игры возможны только на специально оборудованной детской площадке. Задача родителей – контролировать отсутствие опасных предметов и исправность оборудования, научить детей правилам пользования им, объясняя попутно, как играть нельзя:

Для повторения материала – выполните с детьми практическое упражнение. Обсудите с детьми предложенные варианты и выберите, кто из детей выбрал безопасное место для игр (может быть несколько правильных ответов):

Отдельного внимания заслуживают автомобили. Не секрет, что многие дворы превращены в наземные парковки – это дополнительный источник опасностей:

  • автомобили могут заезжать на детскую площадку – призываем родителей всеми законными способами пресекать эти правонарушения
  • ребёнок может торопиться домой или на площадку и не заметить едущую вдоль двора машину – учите детей не торопиться, показывайте правильный пример собственным поведением
  • около подъезда могут стоять припаркованные машины, загораживающие обзор проезжей части – это тоже правонарушение, но и родителям необходимо проявлять бдительность и учить детей внимательно осматривать проезжую часть, чтобы вовремя заметить едущий автомобиль, мотоцикл, велосипед

И, конечно, мы просим в первую очередь самих родителей-автомобилистов не создавать аварийных ситуаций во дворе!

Для повторения материала – выполните с детьми практическое упражнение. Рассмотрите картинку и обсудите, почему в обведенных местах существует угроза безопасности детей, попросите ребёнка объяснить, как можно избежать этих опасностей:

Особое место в разговоре о личной безопасности необходимо уделить выходу из дома:

  • прежде чем выйти из квартиры (дома), посмотрите в глазок и убедитесь, что на площадке (около двери) нет посторонних, в про­тивном случае переждите;
  • никогда не заходите в лифт с посторонними (незнакомыми), а также в подъезд или на лестничную площадку, если там стоят подозрительные люди, особенно группа людей;
  • если на вас все же напали в лифте, постарайтесь нажать кнопку «Вызов диспетчера», но не кричите, особенно в тех случа­ях, когда не уверены, что поблизости есть люди, способные по­мочь;
  • никогда, ни при каких обстоятельствах не садитесь в машину, мотоцикл, вертолёт с незнако­мыми людьми!

Если ребёнок гуляет во дворе самостоятельно, ему необходимо знать несколько правил безопасного поведения:

  • держитесь подальше от компаний подростков, которые старше вас, находятся в состоянии алкоголь­ного или наркотического опьянения, играют в азартные игры и ведут себя непристойным образом
  • не выносите на улицу дорогие вещи (магнитофон, игрушки, планшет и прочие гаджеты), ес­ли около дома нет старших
  • не носите с собой ценности, деньги
  • не лазайте по подвалам, чердакам и крышам
  • гуляя на улице, старайтесь держаться поближе к своему до­му, находиться в знакомой компании (последнее условие обяза­тельно, если вы уходите далеко от дома, особенно в чужой район, на дискотеку, рынок, в магазин, на концерт — при этом нужно, чтобы взрослые знали, где вы находитесь)
  • призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необ­ходимое средство самозащиты, иногда – спасение
  • если вы попали в западню – нападающих больше, они явно сильнее, поблизости нет никого, кто мог бы прийти на помощь – то лучше отдайте деньги или вещь, которую они требуют, помните, что ваша жизнь и здоровье дороже всего
  • если вас начинают преследовать, идите (бегите) туда, где много людей, больше света (ночью)
  • никогда не играйте в азартные игры, особенно на деньги, со старшими ребятами или взрослыми, вообще с незнакомыми людьми
  • в целях профилактики похищений необходимо:

— стараться не оставаться в одиночестве, особенно на улице, по пути в школу и обратно, с места досуга;

— чаще менять маршруты своего движения в школу, магазин, к друзьям и т. п.

— никогда не заговаривать с незнакомыми, а тем более в чем-то подозрительными людьми;

— не садиться в чужие машины, не ездить с незнакомыми людьми;

— всегда ставить в известность родственников о том, куда и ко­гда вы направляетесь, у кого, сколько и где собираетесь быть, когда и каким путем собираетесь возвращаться (если есть возможность, сообщите номер телефона, иные координаты, по которым вас мож­но найти).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]