Организация игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста


Организация игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

 Введение

Актуальность работы. Успешное решение задач воспитания требует пристального внимания к проблемам детской игры.

В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять общевоспитательные социальные функции.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Выдающий исследователь в области советской психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетаний со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры [8].

Фундаментом, на котором держится вся игровая деятельность дошкольника и определяется ее содержание — является тема игры. Согласно Д. Б. Эльконину, тема игры — это замысел, который отражается как в речи, так и конкретных игровых действиях. Исходя из выбранной темы игры, формируется сюжет. Сюжетные линии в игровой деятельности представляют собой отражение детьми реальных жизненных ситуаций, эпизодов взаимодействия окружающих людей.

Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в педагогике (Ф. К. Блехер, А. С. Ибрагимова, Н. М. Конышева, М. Т. Салихова и др.). Это связано с тем, что ученые рассматривают игру как важный метод обучения для детей дошкольного возраста. Данную проблему в своих трудах рассматривают и такие ученые, как В. И. Ядэшко, Т. И. Ильина, С. А. Козлова и др. В своих трудах они дают рекомендации по практическому использованию разных видов игровой деятельности.

Хотя количество научных работ по рассматриваемой теме колоссальное, нужно признать недостаточную изученность многих вопросов в рамках нее. Все перечисленное определяет сложность процесса организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, наличие проблем в этой области. Поэтому процесс организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста требует постоянного анализа, поиска проблем, мер по выработке средств решения этих проблем. В данном исследовании проблемы организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста связаны с использованием различных форм игровой деятельности.

Объект исследования: игровая деятельность дошкольников.

Предмет исследования: формы и методы организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования — рассмотреть теоретические аспекты проблемы организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Изучить понятие и сущность игровой деятельности дошкольников средством анализа психолого-педагогической литературы.
  2. Рассмотреть игровую деятельность как фактор развития личности детей старшего дошкольного возраста.
  3. Дать характеристику формам организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, целенаправленные наблюдение за процессом развития детей, анализ существующих программ и научно-воспитательной документации.

Курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованной литературы.

1 Понятие и сущность игровой деятельности детей дошкольного возраста

Дошкольное детство — это первый период, где формируется личность. К трем годам ребенок проделывает огромный путь в своем психическом развитии. Именно в процессе игровой деятельности у дошкольника развиваются физические и духовные силы, память, внимание, дисциплинированность и ловкость [17].

В отечественной дошкольной педагогике В. А. Крутецкий, Л. И. Федорова значение игры рассматривают в основном как чисто дидактическое. Термин «игра» присутствует в основном в различных сочетаниях: «игровая форма», «игровые средства», «игровые технологии». Игру используют для приобретения новых умений, представлений, формирования полезных навыков и пр., что естественно происходит под руководством и контролем взрослых.

Современные условия развития образования актуализируют проблему формирования игровой деятельности детей. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования провозглашается необходимость реализации образовательного процесса посредством осуществления типичных видов детской деятельности, прежде всего игровой. Однако, по данным современных исследований (В. А. Деркунская, Н. А. Короткова, Е. Е. Кравцова, Е. О. Смирнова) отмечается тенденция недостаточной сформированности игровой деятельности в дошкольном возрасте.

По мнению Д. Б. Эльконина, игровая деятельность — это основа социальных взаимоотношений, которая способствует разрешению имеющихся противоречий и готовит ребенка к реализации иных видов деятельности.

Отечественный автор В. А. Крутецкий, анализируя подход Ж. Пиаже, отмечает, что данный автор в собственных научных трудах определяет игровую деятельность как значимое и яркое выражение эгоцентрических устремлений детей.

В современной педагогике понятие игры рассматривается как особый вид деятельности, зарождающийся в младенчестве, развивающийся и сопровождающий личность на всем жизненном пути. Основные направления исследования игровой деятельности были важны для исследователей в самых различных отраслях научного знания. Изучением особенностей игровой деятельность старших дошкольников в отечественной психолого-педагогической науке занимались такие исследователи, как: Л. С. Выготский [8], А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, Д. Б. Эльконин, К. Д. Ушинский.

Л. С. Выготским были сформулированы критерии, отличающие непосредственно игровую деятельность от остальных видов занятия детей [8, с. 24].

О. С. Газман рассматривает игровую деятельность как особую сферу человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил

По мнению А. С. Макаренко, игра так же важна для ребенка, как для взрослого человека трудовая деятельность. Формирование будущей активности происходит, прежде всего, в процессе игры. Соответственно, развитие конкретного человека можно представить в формировании игровой деятельности и в последовательном переходе её в трудовую деятельность. Основоположник теории игры в отечественной педагогической науке К. Д. Ушинский отмечал, что особое воспитательное значение имеет коллективная игра, вырабатывающая у дошкольников навыки общественной деятельности, вызывающая начальные ассоциации с общественными отношениями.

Значимость игры как ведущего вида деятельности для ребенка младшего дошкольного возраста определяется тем, что она обеспечивает успешность развития личности ребенка [21].

Игровая деятельность имеет большое значение для развития детей дошкольного возраста.

На ранних этапах овладения игрой, простейшие игровые цепочки детей могут быть организованы на основе ритма повтора и представлены набором повторяющихся предметных и серийных речевых действий (подражательных повторных слогов, звукокомплексов и т. д.). В младшем и среднем дошкольном возрасте дети проигрывают короткие игровые цепочки с отдельными акцентированными звеньями, сопровождаемые словом, простой или развернутой фразой, что свидетельствует о проявлении ритма чередования в игровой деятельности ребенка. Если в старшем дошкольном возрасте цепочки игровых действий обнаруживают признак сюжетности, а речевые средства начинают выполнять замещающую функцию, то можно говорить о том, что игровая деятельность дошкольника организована на основе ритма симметрии [26].

Игровая деятельность дошкольника — это сложный психологический феномен, общая структура которого определяется согласно основным положениям классической, отечественной теории деятельности. Единицей игры дошкольника остается игровое действие, выполняющее основную замещающую функцию. Кроме того, в структуре игровой деятельности можно выделить тему, замысел, сюжет игры и др. Важной составляющей игровой деятельности дошкольника является ее пространственно-временная организация.

Понимание игровой деятельности дошкольника как психолого-педагогического феномена необходимо для успешного осуществления процесса воспитания и обучения дошкольников и большую значимость приобретает при решении вопросов удовлетворения особых образовательных потребностей детей с проблемами в развитии.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами новую цель — создание условий для всемерной поддержки самораскрытия детей, их позитивной социализации в условиях индивидуализации. В качестве приоритетных условий ФГОС ДО ориентирует педагогов на обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребёнком и уважительное отношение к нему, к его чувствам и потребностям, поддержку индивидуальности и инициативы детей, что предполагает возможность свободного выбора деятельности и её участников, развитие самостоятельности в разных видах деятельности.

Необходимо обратить внимание и на роль педагога при организации игровой деятельности в разновозрастной группе.

Социальная позиция педагога — старший партнер. Равнопартнерские отношения строятся только на признании и уважении друг друга. При постановке цели в развитии игровой деятельности детей в разновозрастной группе акцент делается на использование условий разновозрастного сообщества для развития игры. Ребенок, независимо от возраста, уровня игровых способностей полностью погружается в игровое поле разновозрастного взаимодействия. Каждый участник игры осознает, кто он в игре и почему, понимает взаимозависимость игровых ролей друг друга.

Роль педагога на первом этапе: в процессе общения, наблюдений помочь определить круг интересов и предпочтений всех детей [18].

На втором этапе, определить степень развития игровых умений у детей в соответствии с возрастом, выстроить индивидуальный игровой маршрут ребенка, с учетом оказания помощи (возможность самообучения самого ребенка, взаимообучение в процессе взаимодействия с партнером (старший ребенок, педагог), возможность использования естественных обстоятельств, возникающих в процессе игры).

Роль педагога: наблюдать, анализировать, в случае необходимости вносить коррективы в организацию РППС с учетом интересов и потребностей как ребенка, так и микрогруппы детей, косвенно высказывать свое отношение, когда возникает потребность. Можно войти в игру на правах партнера, не забывая уточнить своих игровых прав [11].

В процессе игрового взаимодействия необходимо обсуждать взаимоотношения, складывающиеся в той или иной игре. С позиции старших детей: обсудить успехи, неудачи, возникающие новые ролевые отношения. С позиции младших детей: навыки самостоятельности, зависимость успеха от помощи и поддержки старших детей. Смена прямого воздействия на педагогическое, игровое содействие и косвенное воздействие позволяют говорить о возможностях самостоятельного формирования игровых способностей ребенка. Переход детей к свободной игре автоматически рождает высокую ответственность участников не только друг перед другом, но и перед педагогом. Это качественно новый уровень отношений детей и педагога, и реализация его в полной мере возможна только в разновозрастной группе.

Таким образом, происходит смещение позиции педагога с непосредственного организатора и руководителя детской совместной игры к позиции организатора и руководителя продвижения ребенка от игры к образовательным областям и обратно, является одним из условий реальной возможности ребенка к саморазвитию, самовоспитанию, самообучению.

2 Роль игровой деятельности в развитии старших дошкольников

В дошкольном возрасте игра выполняет функцию социального научения, это обусловлено тем, что ребенок, выполняя манипуляции с объектами, старается повторить действия и движения взрослого. В это время ребенок движим социальным инстинктом, полученным от наших предков приматов и первобытных людей. Поскольку данный способ был на тот период единственным способом передачи информации очень ценной и важной для выживания. (Как добывать пищу, что нельзя употреблять, какие животные опасные, как лечить раны и так далее). И несмотря на то, что наше общество эволюционировало и использует разные средства хранения, передачи и воспроизведения информации, мозг и психика ребенка развиваются по тем же правилам и пользуется теме же механизмами что и их пращуры [12].

Игра — основной вид деятельности дошкольника. Основную часть времени ребенок проводит именно в игре, при этом в норме игра значительно усложняется на протяжении 3 лет [14].

В процессе игровой деятельности развиваются умственные способности. Ребенок учится действовать с предметом-заместителем, т. е. дает ему новое название и действует в соответствии с этим названием. Появление предмета-заместителя становится опорой для развития мышления. Если сначала при помощи предметов-заместителей ребенок учится мыслить о реальном предмете, то со временем действия с предметами-заместителями уменьшаются и ребенок научается действовать с реальными предметами. Происходит плавный переход к мышлению в плане представлений.

В ходе сюжетно-ролевой игры развивается воображение. От замещения одних предметов другими и способности брать на себя различные роли ребенок переходит к отождествлению предметов и действий с ними в своем воображении. Например, шестилетняя Маша, рассматривая фотографию, где изображена девочка, которая подперла пальчиком щеку и задумчиво смотрит на куклу, сидящую возле игрушечной швейной машиной, говорит: «Девочка думает, как будто ее кукла шьет». По данному высказыванию можно судить о свойственном девочке способе игры.

Игра влияет и на личностное развитие ребенка. В игре он отражает и примеряет на себе поведение и взаимоотношения значимых взрослых людей, которые в этот момент выступают в роли образца его собственного поведения. Формируются основные навыки общения со сверстниками, идет развитие чувств и волевой регуляции поведения.

Начинает развиваться рефлексивное мышление. Рефлексия — это способность человека анализировать свои действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками и мотивами других людей. Игра способствует развитию рефлексии, потому что дает возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Например, играя в больницу, ребенок плачет и страдает, исполняя роль пациента. Он получает от этого удовлетворение, поскольку считает, что хорошо исполнил роль.

Возникает интерес к рисованию и конструированию. Сначала данный интерес проявляется в игровой форме: ребенок, рисуя, разыгрывает определенный сюжет, например, нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут домой, ветер сдувает висящие на деревьях яблоки и т. д. Постепенно рисование переносится на результат действия, и рождается рисунок.

Внутри игровой деятельности начинает складываться учебная деятельность. Элементы учебной деятельности не возникают в игре, их вводит взрослый. Ребенок начинает учиться, играя, и поэтому относится к учебной деятельности как к ролевой игре, а вскоре овладевает некоторыми учебными действиями.

Таким образом, дети раннего возраста производят манипуляции с предметами, имеют низкий интерес к совместным играм, минимально реагируют на присутствующих сверстников. Взрослый при это чаще всего адаптируется под круг интересов ребенка и идет за ним. Но уже в среднем дошкольном возрасте ребенок начинает демонстрировать предпочтения в игре, в основном он выбирает партнера по игре, ориентируясь на личную симпатию.

Ближе к старшему дошкольному возрасту ребенок интересуется сюжетно-ролевыми играми и в подготовительной группе детского сада, дети с большим интересом играют в настольные игры по правилам.

Таким образом, ребенок через игру получает большой опыт, которым будет пользоваться в последствие.

Важно понимать, что в основе игры детей старшего дошкольного возраста должна лежать эмоционально насыщенная, разнообразная повседневная жизнь. То есть сюжеты должны быть знакомы и наглядны, должны откликаться с реальными переживаниями, это позволит отреагировать опыт ребенка, получить необходимые знания и закрепить умения и навыки, разрешить масштаб воспринятого сюжета от эмоции, впечатления, мысли и до установки в итоге. Таким образом, дети в игре «перепроживают» свой жизненный опыт, и от того насколько их жизнь наполнена, зависит вариативность игровых ситуаций, что в последствии сказывается на индивидуально-личностных характеристиках (характере, ценностях, мотивационной сфере).

Педагогический потенциал игры повышается, если ребенку обогащать опыт, водить его в разные места (выставки, представления, парки), привлекать к труду взрослых (посильные домашние обязанности, не только помогают обогащать опыт взаимодействия с людьми, но и дарят важные навыки, а также влияют на формирование ощущения личной принадлежности к семье, к роду, к родине). Особняком стоит привлечение ребенка к творчеству, именно созидание на доступном ребенку уровне служит важным способом продемонстрировать интериоризированные знания, умения и навыки, а также определить отношение детей старшего дошкольного возраста к этому. Так же важно ориентировать родителей использовать разнообразные материалы, ведь это обогащает внутренний сенсорный опыт ребенка [15].

Особое внимание при организации зоны ближайшего развития важно уделить функциональной нагрузке предметно-пространственной среды. То есть предметы, окружающие ребенка, должны дарить ему возможность многофункционального их применения, моделирования, а также пространство должно легко модернизироваться.

Игра детей старшего дошкольного возраста должна иметь свой ритуал. Многие родители, благодаря своему опыту понимают значение ритуалов в жизни ребенка. Сначала возникает задумка игры, создание среды или перевоплощение, сама игра, после чего должно быть заключение игры и снятие ролей. Соблюдение данного ритуала, позволит сформировать у детей четкую границу, между реальностью и вымыслом. Обучит детей, не переносить внутри игровые отношения на житейские, но при этом, получать такой важный опыт.

Педагогические возможности игр, безусловно, уникальны. Их влияние на личность дошкольника многоплановое и многоуровневое. Эти игры отличаются своей эстетикой, фундаментальны для обогащения эмоционально-чувствительной, мотивационной сферы, ценны своей возможностью влиять на биологические ритмы. Но самое главное, что выделяет эту группу игр — простота и доступность, заразительность заданий. Дети легко вовлекаются и воспроизводят понравившиеся образы не только в виде пения, музыки или танца. Но и в виде наглядно-прикладного творчества (поделки, рисунка, обыгрывают сюжеты в ролевых играх) [19, c. 131].

Какова же специфика организации деятельности в разновозрастной группе, в том числе приоритетного вида детской деятельности — игровой?

Исследования педагогов, психологов (Т. Н. Дороновой, В. Г. Щур, В. Н. Бутенко, Е. Н. Герасимовой и др.) в части разработки педагогических основ проектирования образовательной деятельности дошкольников показывают, что группа — наиболее естественная и психологически комфортная среда для развития ребенка — дошкольника. Отличительной особенностью группы является качественно новый социальный опыт межличностных взаимоотношений. Естественность организации повседневной жизни в разновозрастной группе позволяет дошкольнику понять и принять другого ребенка, независимо от возраста, осваивать и обогащать свой социальный опыт. Собственное «Я» ребенка находится в тесном переплетении с разновозрастным сообществом «Они», «Мы», трансформация его в новых социальных условиях. Освоение реальной ролевой позиции при организации совместной деятельности детей, является важнейшим интегрированным показателем социально — игрового опыта ребенка.

В разновозрастной группе педагог имеет уникальную возможность на примере старших детей смоделировать перспективу развития младшего ребенка. При организации совместной игровой деятельности младший ребенок выбирает сам: быть ему вне данной деятельности, быть рядом или быть вместе. Для этого нужно не только хотеть, но нужно знать и уметь. У старшего ребенка появляется возможность рассказать, показать, объяснить младшему, что он знает и умеет сам, что в значительной степени не только способствует закреплению ранее усвоенного, но и обогащению, расширению своего социального опыта. Условия разновозрастной группы способствуют расширению самостоятельных культурных практик ребенка независимо от возраста, социальной и игровой позиции [27].

Чтобы выяснить, какие игровые умения сформированы у детей, вначале года педагог ненавязчиво в беседах, обсуждениях, привлечении детей к различным игровым ситуациям, наблюдениям, взаимодействии с родителями определяет, какие игры любят дети в детском саду, как часто и по чьей инициативе их организуют, в какие играют дома с родителями, старшими братьями, сестрами, во дворе. Полученный результат помогает педагогу смоделировать условия для развития интереса к игре всех участников образовательного процесса. Почему делается акцент на родителей? Если игра для ребенка дошкольного возраста естественное состояние, то родители относятся к ней как к чему-то второстепенному, забывая о том, что сами были детьми и у них тоже были любимые игры. Дети играют не только в детском саду, но и дома, где им также необходимо помочь смастерить, подсказать, посмотреть, чтото в энциклопедии, Интернете. Считаем, что взаимодействие с родителями, старшими братьями и сестрами, очень важно для обогащения социального игрового опыта детей.

Важный компонент развития игровой деятельности детей в условиях разновозрастной группы — создание условий, одним из которых является развивающая предметно-пространственная среда, отвечающая современным требованиям в соответствии с ФГОС ДО.

Педагогу необходимо предусмотреть наполняемость и содержание игровых центров исходя из возрастных, индивидуальных особенностей детей, учитывая, что в данных группах присутствуют дети с особыми образовательными потребностями. Особый акцент должен быть сделан на развивающий потенциал представленного оборудования (например, в Центре конструктивной деятельности должен быть представлен конструктор разных размеров, различного материала и направленности (Лего), тематические наборы деталей, схемы построек). Представленное оборудование должно соответствовать принципам универсальности, доступности, безопасности, трансформируемости в зависимости от интересов детей. Организация игровой деятельности в данном центре способствует тому, что младшие дети получают помощь не только от педагога, но и старших детей, которые в силу игрового опыта могут уже оказать им помощь и поддержку в выборе необходимого материала, оборудования, определения последовательности работы в соответствии с предложенной схемой.

В разновозрастной группе у ребенка появляется реальная возможность быть [29]:

— старшим партнером, он занимает эту позицию, когда осознает свое старшинство по возрасту, по обладанию большого игрового опыта, желание и стремление оказать помощь тому, кто в ней нуждается;

— наставником: эта ролевая позиция базируется на личных отношениях. Старший ребенок обладает опытом, знаниями в организации игр различной направленности, он признает младшего равноправным партнером по игре. В игре учит его определенным правилам, действиям. Здесь четко прослеживается индивидуализация образования.

Таким образом, данный вид игры плавно переплетается со многими игровыми формами, внося значительные изменения в переживаемый опыт детей, в развитие их личности.

Литература:

  1. Арсирий, А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка [Текст] / А. Т. Арсирий. Ч. II. -М.: Просвещение, 1997. -320 с.
  2. Бандура, А. Теория социального научения [Текст]/ А. Бандура. — М.: Экспресс, 2001.- С. 49.
  3. Баранникова, Л. И. Основные сведения о языке [Текст]/ Л. И. Баранникова.- М.: Просвещение, 1972. -531 с.
  4. Бебешина, Н.Н., Свириденков В. П. Развитие речи на уроках русского языка [Текст] / Н. Н. Бебешина.- М.: Высшая ДОУ, 2008.- 244 с.
  5. Бетенькова, Н. М., Фонин Д. С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка [Текст]/ Н. М. Бетенькова. — М.: АСТ: Астрель, 1998. 152 с.
  6. Вальчук, Е. В. Работа по фразеологии на уроках русского языка и внеклассных занятиях в ДОУ [Текст]/ Е. В. Вальчук.- М.: Просвещение, 1989.- 190 с.
  7. Волкова, Т. Н. Новые формы организации обучения на уроках русского языка [Текст]/ Т. Н. Волкова.- Иваново, 1991. -231 с.
  8. Выготский, Л. С. Психология [Текст]/ Л. С. Выготский.- М.: Лабиринт, 2000. -312 с.
  9. Головин, Б. Н. Основы культуры речи [Текст]/ Б. Н. Головин.- М.: Высшая ДОУ, 1980.- 432 с.
  10. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность в контексте ФГОС [Текст]/ Д. В. Григорьев.- М.: Просвещение, 2014. 122 с.
  11. Григорян, Л. Т. Язык — к знанию ключ. (Материалы для внеклассной работы по русскому языку) [Текст]/ Л. Т. Григорян.- М.: Просвещение, 1968. -215 с.
  12. Грызлова, М. Л. Внеклассная работа по русскому языку [Текст]/ М. Л. Грызлова.- М.: Педагогика, 2000. -333 с.
  13. Гурьянова, Е. В. Развитие речи детей начальных классов [Текст]/ Е. В. Гурьянова.- М.: Просвещение, 1994.- С. 69.
  14. Детская литература [Текст]/ Под ред. Е. Е. Забаревой.- М.: Просвещение, 1985. -399 с.
  15. Егорова, Т. Г. Формирование читательской деятельности старших дошкольников [Текст]/ Т. Г. Егорова. -М.: Логос, 2003. -С. 12–13.
  16. Жинкин, Н. И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова [Текст]/ Н. И. Жинкин.- М.: Просвещение, 1996. -С. 5–25.
  17. Занимательное азбуковедение [Текст] / Сост. В.Волина.- М.: Просвещение, 1991. -344 с.
  18. Зарецкий, А. И. Материалы по занимательной грамматике русского языка [Текст] / А. И. Зарецкий.- М.: Просвещение, 1991. -332 с.
  19. Игнатьев, Е.И., Лукин И. С., Громов М. Д. Психология [Текст] / Е. И. Игнатьев.- М.: Просвещение, 2005. -С. 33–39.
  20. Казакова, В. И. Развитие выразительности речи старших дошкольников [Текст]. Екатеринбург, 1998. -161 с.
  21. Львов, М. Р. Основы теории речи [Текст] / М. Р. Львов.- М.: Академия, 2000. -248 с.
  22. Львова, С. И. Язык в речевом общении: Факультативный курс [Текст] / С. И. Львова.- М.: Просвещение, 1991. -119 с.
  23. Макаров, А. П. Занимательная грамматика. (Материалы для внеклассной работы по русскому языку) [Текст] / А. П. Макаров.- Ульяновск: Ульяновское кн. изд-во, 1959. — 167 с.
  24. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] / А. Г. Маклаков.- СПб.: Питер, 2007. -С. 218.
  25. Методика преподавания русского языка [Текст] / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и др.; под ред. М. Т. Баранова.- М.: Просвещение, 1990.- 556 с.
  26. Методика развития речи на уроках русского языка [Текст]/ Под ред. Т. А. Ладыженской.- М.: Просвещение, 1991. -С. 65–67.
  27. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина.- М.: Академия, 2008.- С. 98–99.
  28. Морковкин, В. В. Опыт идеографического описания лексики [Текст] / В. В. Морковкин.- М.: Изд-во МГУ, 1997. -С. 121.
  29. Напольнова, Т. В. Активизация мыслительной деятельности детей на уроках русского языка [Текст] / Т. В. Напольнова.- М.: Просвещение, 1982.- 247 с.
  30. Психология [Текст] / Под ред. А. А. Крылова.- М.: ПБОЮЛ Гриненко Е. М., 2000.- С. 228–229.
  31. Розенталь, Д.Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык [Текст] / Д. Э. Розенталь.- М.: Дело, 2002.- С. 64–68.
  32. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн.- СПб.: Питер, 2000. -720 с.
  33. Румянцева, И. М. Психология речи и лингвопедагогическая психология [Текст] / И. М. Румянцева.- СП.: Речь, 2003. -С. 118.
  34. Селезнева, Е. П. Развитие речи детей [Текст] / Е. П. Селезнева.- М.: Просвещение, 2004. — С. 77–78.
  35. Сысоева, С. В. Лексико-фразеологический анализ текста как средство речевого развития старших дошкольников [Текст] / С. В. Сысоева.- Рязань, 1999. -172 с.
  36. Ушаков, Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Пособие для учителей [Текст] / Н. Н. Ушаков.- М.: Просвещение, 1978. — 344 с.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Руководство игровой деятельностью детей

Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Эффективность его руководства зависит от учёта количественного и возрастного состава детей, их индивидуальных особенностей, интересов, поведения участников игры и от вида самой игры. Кроме того, воспитатель должен владеть коммуникативными умениями. Работая с детьми, выполняя даже самую трудную работу, он должен сохранять хорошее настроение. Для того, чтобы игра служила эмоциональным способам физического воспитания детей, воспитатель должен проводить её с радостью и удовольствием.

Сначала надо собрать детей на игру. Для этого можно использовать разнообразные приёмы.

  1. Это может быть условный сигнал (хлопок в ладоши, свисток, дудочка).
  2. В младшем дошкольном возрасте можно заинтересовать детей игрушкой, ярким атрибутом, маской для игр.
  3. Можно начать игру с несколькими детьми, а остальные присоединяться потом.
  4. Можно поручить ребенку, позвать других детей или использовать считалочку: «Ну-ка, ну-ка, детвора, бегите быстро со двора, начинать игру пора».

Для того, чтобы вызвать у детей интерес к игре, воспитатель может обращаться к детям с вопросами о персонажах игры, использую загадки, стихотворения, сказки, легенды, сказания о них.

Дальше — цель игрового задания; сюда входит объяснение игры, знакомство с сюжетом и ходом игры, объяснение правил и их повторение, показ воспитателям определённых двигательных действий. Объяснение игры должно быть чётким, конкретным и доходчивым. Долговременные разъяснения и поучение утомляют детей. Это приводит к тому, что у них пропадает интерес к игре.

Следующий этап — это распределение ролей между игроками, назначение помощников, если это игры — соревнования. Назначение ребёнка на роль ведущего является важным приёмом повышения его активности. В каждой возрастной группе он имеет свои особенности.

В младшей группе нельзя выбирать ребёнка на роль ведущего по желанию. В этом возрасте дети ещё не могут объективно оценить свои возможности. Поэтому воспитатель сначала сам исполняет роль ведущего, а со второго полугодия во второй младшей группе назначает детей на роль ведущего. В средней группе воспитатель уже может назначать детей на роль ведущего.

В младшем и среднем дошкольном возрасте, если игра новая, да еще с элементом ловли, то роль ведущего ребёнок выполняет два раза подряд. Первый раз он пробует, а во второй раз играет. Если игра проводится трижды, то первый ребенок — два раза ведущий, а второй — один раз. Выбирая ребенка на роль ведущего, надо учитывать, честно ли ребенок выбирает правило игры. Дети иногда сами подаются ведущему, чтоб в следующий раз его самого ловили. Воспитатель должен уважительно относиться ко всем детям, знать их личные качества и назначать на роль ведущих не только самых быстрых и самых активных детей. Ребёнка, который очень старается, но вместе с тем он медлительный, тоже необходимо выбирать на роль ведущего, для того, чтобы ребенок попробовал себя в этой роли.

Воспитатель должен знать каждого ребенка, его возможности, физические качества, темперамент и двигательный опыт. Назначая на роль ведущего, нужно чётко продумывать дифференциацию заданий, учитывая индивидуальные возможности ребёнка.

Даже если в игре ребёнок не выявил никаких возможностей, всё равно, для собственного самоутверждения, ему надо поручать главную роль в игре. Это помогает ребёнку найти своё место среди сверстников и почувствовать себя увереннее. Воспитатель должен запомнить, что даже распределение роли в игре имеет большое воспитательное значение, и относится к нему с уважением, быть справедливым и толерантным ко всем детям.

Какими приёмами при выборе ведущих должен пользоваться воспитатель? Такой приём, как «стрелочка», усиливает игровой момент. Детям нравится, когда воспитатель с закрытыми глазами и вытянутой рукой, словно стрелочка, проводит вдоль по шеренге. Затем останавливает на ком-то- тот ребенок и будет ведущим.

В конце средней группы и в старшем дошкольном возрасте, на роль ведущего дети могут выбирать самостоятельно. Для этого им пригодится такая считалочка:

Мы ребята — дошколята, Любим бегать и играть. Ну попробуй нас догнать: — Раз, два, три – ловить нас будешь ты!

Можно использовать считалки из ритмических художественных произведений, например: «Наша Таня» А.Барто, «Мойдодыр» К. Чуковского.

Для распределения детей на команды можно использовать жеребьевку. Дети по очереди вытягивают каштаны или жёлуди из коробочки. В ход идут заранее приготовленные бумажки или палочки разного размера. Интересным приёмом для детей будет команда: «На первый, второй рассчитайся», где перестроением образовывается 2 команды. Еще один из приёмов — это проведения соревнования с перестроением на звенья: «Чьё звено быстрее соберётся?» Во время распределения детей на команды для игр, следует учитывать, что есть соревнования, в которых важно собирать команды, таким образом, чтобы они были равносильными.

Крицкая Наталья Григорьевна, инструктор по физической культуре, г.Армянск Республика Крым

Следующая >

Перспективное планирование сюжетно-ролевых игр (старшая группа)

Перспективное планирование сюжетно-ролевых игр
старшая группаМесяц
Неделя

Тема

Задачи игры

  1. Сентябрь

1 неделя

«Семья»

Продолжать учить отражать в с-р игре разнообразные бытовые сюжеты. Приёмы руководства: распределение ролей, смена ролей в процессе игры, основная роль поручается ребёнку.

«Супермаркет»

Продолжать учить детей словесно обозначать тему игры, свою роль, роль других детей, выполняемые игровые действия. Приёмы руководства: распределение ролей, общение.

«Строители»

Продолжать учить отражать труд строителей. Приёмы руководства: распределение ролей, общение.

«Автобус»

Продолжать учить создавать игровую обстановку, используя реальные предметы(стульчики, крупный строительный материал). Приёмы руководства: распределение ролей, общение (основная роль – ребёнок, дополнительная – воспитатель, смена ролей во время игры).

2 неделя

«Супермаркет»

Развивать умение использовать ролевую речь, устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог. Приёмы руководства: распределение ролей, общение.

«Строители»

Развивать умение самостоятельно возводить бытовые постройки и использовать их в с-р игре. Приёмы руководства: распределение ролей, общение.

«Семья»

Развивать умение определять тему, сюжет, распределять роли, включаться в разные ролевые диалоги. Приёмы руководства: распределение ролей, смена ролей в процессе игры.

«Автобус»

Развивать умение меняться ролями с воспитателем, действовать в соответствии с новой игровой позиции. Приёмы руководства: распределение ролей, общение

3 неделя

«Строители»

Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре. Приёмы руководства: распределение ролей, общение.

«Семья»

Воспитывать доброжелательные отношения между детьми. Приёмы руководства: распределение ролей, смена ролей в процессе игры.

«Автобус»

Воспитывать умение выполнять правила культурного поведения и общения. Приёмы руководства: распределение ролей, общение

«Супермаркет»

Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми. Приёмы руководства: распределение ролей, общение.

4 неделя

«Автобус»

Шофёр-пассажир

Закрепить умение создавать игровую обстановку, используя реальные предметы(стульчики, крупный строительный материал). Приёмы руководства: распределение ролей, общение (основная роль – ребёнок, дополнительная – воспитатель, смена ролей во время игры).

«Супермаркет»

Закрепить умение детей словесно обозначать тему игры, свою роль, роль других детей, выполняемые игровые действия. Приёмы руководства: распределение ролей, общение.

«Строители»

Закрепить умение отражать труд строителей в игре. Приёмы руководства: распределение ролей, общение.

«Семья»

Закрепить умение отражать в с-р игре разнообразные бытовые сюжеты. Приёмы руководства: распределение ролей, смена ролей в процессе игры.

  1. Октябрь

1 неделя

«Поликлиника»

Врач-больной

Формировать умение творчески развивать сюжет игры; раскрыть смысл деятельности медицинского персонала. Приёмы руководства: распределение ролей, общение.

«Путешествие»

Продолжать формировать умение творчески развивать сюжет игры. Приёмы руководства: распределение ролей, смена дополнительных ролей (воспитатель-пассажир, матрос).

«Детский сад»

Учить детей распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с взятой ролью, не выходить из взятой роли до конца игры. Приёмы руководства: активизация ролевого диалога, вежливое общение.

«Автомастерская»

Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой роли. Приёмы руководства: распределение ролей, общение, активизация ролевого диалога.

2 неделя

«Автомастерская»

Учить проявлять творчество, находить удачное место для игры. Приёмы руководства: распределение ролей, общение, активизация ролевого диалога.

«Поликлиника»

Врач-медсестра

Познакомить с ролью врача, медсестры, аптекаря, их обязанностями, трудовыми действиями, соблюдать последовательность игровых действий. Приёмы руководства: распределение ролей, общение.

«Путешествие»

Учить договариваться о сюжете, распределять роли. Приёмы руководства: распределение ролей, смена дополнительных ролей (воспитатель-пассажир, матрос).

«Детский сад»

Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие – строить ролевой диалог. Приёмы руководства: активизация ролевого диалога, вежливое общение.

3 неделя

«Детский сад»

Воспитывать умение выполнять правила культурного поведения и общения в игре. Приёмы руководства: активизация ролевого диалога, вежливое общение.

«Автомастерская»

Познакомить с новой ролью – слесарем по ремонту автомашин. Приёмы руководства: распределение ролей, общение, активизация ролевого диалога.

«Поликлиника»

Медсестра-больной

Учить весть ролевые диалоги, закрепить правила поведения больных в кабинете у врача. Приёмы руководства: распределение ролей, общение.

«Путешествие»

Познакомить с новыми ролями – капитан, боцман, матрос, кок, судовой врач. Приёмы руководства: распределение ролей, смена дополнительных ролей.

4 неделя

«Путешествие»

Учить выполнять игровые действия в соответствии с ролью, соблюдать их последовательность. Приёмы руководства: распределение ролей, смена дополнительных ролей.

«Детский сад»

Продолжать учить вести ролевые диалоги. Приёмы руководства: активизация ролевого диалога, вежливое общение.

«Автомастерская»

Закрепить умение детей отражать в игре жизнь и труд людей. Приёмы руководства: распределение ролей, общение, активизация ролевого диалога.

«Поликлиника»

Закрепить умение создавать игровую обстановку, используя реальные предметы и их заместители. Приёмы руководства: распределение ролей, общение.

  1. Ноябрь

1 неделя

«Парикмахерская»

Продолжать учить детей распределять роли, действовать в соответствии с ролью, соблюдать последовательность ролевых действий, их логичность. Приёмы руководства: распределение ролей, общение.

«Водители»

Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой роли. Приёмы руководства: распределение ролей, общение.

«Магазин овощной»

Учить детей оформлять овощной магазин, брать на себя роли, выполнять цепочку последовательных действий в соответствии с ролью. Приёмы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога.

«Кукольный театр»

Артисты-зрители

Учить детей разыгрывать знакомые сюжеты из сказок с игрушками. Приёмы руководства: распределение ролей, создание хорошего настроения, смена ролей.

2 неделя

«Водители»

Познакомить с новой ролью – регулировщик, инспектор. Приёмы руководства: распределение ролей, общение.

«Парикмахерская»

Развивать умение включаться в ролевые диалоги, изменять содержание Приёмы руководства: распределение ролей, создание хорошего настроения, смена ролей.

«Кукольный театр»

Кассир-зрители
.
Развивать умение стремиться выразительно передавать особенности голоса, эмоциональные состояния персонажей. Приёмы руководства: распределение ролей, создание хорошего настроения, смена ролей.

«Магазин овощной»

Развивать умение использовать предметы-заместители, вести ролевой диалог, вступать в ролевое взаимодействие. Приёмы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога.

3 неделя

«Магазин овощной»

Учить проявлять творчество, приучать детей к правилам общения в магазине. Приёмы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога.

«Водители»

Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, учить ориентироваться по дорожным знакам. Приёмы руководства: распределение ролей, общение.

«Парикмахерская»

Учить моделировать ролевой диалог, воспитывать дружеское отношение друг к другу; отображать в игре явления общественной жизни. Приёмы руководства: распределение ролей, создание хорошего настроения, смена ролей.

«Кукольный театр»

Артисты-артисты

Воспитывать самостоятельность и творчество детей в игре. Приёмы руководства: распределение ролей, создание хорошего настроения, смена ролей.

4 неделя

«Кукольный театр»

Артисты-зрители

Закрепить умение детей разыгрывать знакомые сюжеты из сказок с игрушками. Приёмы руководства: распределение ролей, создание хорошего настроения, смена ролей.

«Магазин овощной»

Закрепить умение словесно обозначать тему игры, свою роль и роли детей, выполняемые игровые действия. Приёмы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога.

«Водители»

Закрепить умение называть игру, словесно обозначать выполняемую роль и роли других детей, игровые действия согласовывать с принятой ролью. Приёмы руководства: распределение ролей, общение.

«Парикмахерская»

Закрепить умение отражать в игре разнообразные сюжеты, определять тему, сюжет игры. Приёмы руководства: распределение ролей, создание хорошего настроения, смена ролей.

  1. Декабрь

1 неделя

«Почта»

Расширить представления детей о способах отправки и получения корреспонденции. Приёмы руководства: смена ролей в ходе игры, общение, взаимопомощь.

«Зоопарк»

Закрепление и обогащение знаний о животных, об их внешнем виде и о повадках. Приёмы руководства: распределение ролей, общение.

«В библиотеке»

Учить детей правильно пользоваться услугами библиотеки, применять знания литературных произведений, ранее полученных на занятиях. Приёмы руководства: смена ролей в ходе игры, общение, взаимопомощь.

«Строители»

Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, справедливо разрешать споры, действовать в соответствии с планом игры. Приёмы руководства: смена ролей в ходе игры, общение, взаимопомощь.

2 неделя

«Зоопарк»

Развивать умение строить сюжет из смысловых эпизодов, согласовывать трудовые действия с принятой ролью, включаться в разные ролевые диалоги. Приёмы руководства: распределение ролей.

«Почта»

Развивать умение развивать сюжет, разнообразить игровые действия, вступать в ролевые диалоги, изменять содержание диалога в зависимости от смены ролей, меняться ролями, действовать в соответствии с новой игровой позиции. Приёмы руководства: смена ролей в ходе игры, общение, взаимопомощь.

«Строители»

Развивать умение строить ролевой диалог, использовать ролевую речь, творчество в игре, используя реальные предметы для создания игровой обстановки. Приёмы руководства: смена ролей в ходе игры, общение, взаимопомощь.

«В библиотеке»

Закрепить знания о профессии библиотекаря, воспитывать уважение к труду библиотекаря и бережное отношение к книге, расширить словарный запас детей: «библиотека», «профессия», «библиотекарь», «читальный зал». Приёмы руководства: смена ролей в ходе игры, общение, взаимопомощь.

3 неделя

«В библиотеке»

Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие, строить ролевой диалог. Приёмы руководства: смена ролей в ходе игры, общение, взаимопомощь.

«Зоопарк»

Формирование умения творчески развивать сюжет игры; воспитывать доброе отношение к животным. Приёмы руководства: распределение ролей.

«Почта»

Воспитать уважение к труду работников почты, умение внимательно выслушать клиента, в вежливой форме обращаться друг с другом, расширить словарный запас детей: «посылка», «бандероль», «журналы», «почтальон». Приёмы руководства: смена ролей в ходе игры, общение, взаимопомощь.

«Строители»

Учить отражать в игре знания об окружающей жизни, развивать творческое воображение. Приёмы руководства: смена ролей в ходе игры, общение, взаимопомощь.

4 неделя

«Строители»

Развивать умение развивать сюжет, разнообразить игровые действия, вступать в ролевые диалоги. Приёмы руководства: смена ролей в ходе игры, общение, взаимопомощь.

«В библиотеке»

Воспитывать культуру общения с «клиентами» Приёмы руководства: смена ролей в ходе игры, общение, взаимопомощь.

«Зоопарк»

Расширить представления детей об обязанностях сотрудников зоопарка. Приёмы руководства: распределение ролей.

«Почта»

Закрепить умение детей отражать в игре трудовые действия сотрудников почты. Приёмы руководства: смена ролей в ходе игры, общение, взаимопомощь.

  1. Январь

1 неделя

«Космонавты»

Познакомить детей с работой космонавтов в космосе, воспитывать смелость, выдержку. Приёмы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога.

«Магазин» (игрушек)

Формировать представления детей о работе людей в магазине, разнообразии магазинов и их назначении. Приёмы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога.

«Шофёры»

Обогащать содержание игры разнообразными игровыми действиями. Приёмы руководства: смена ролей во время игры (пассажир-заправщик-механик), взаимопомощь, общение.

«Аптека»

Расширить знания о профессиях работников аптеки: фармацевт делает лекарства, кассир-продавец продает их, заведующая аптекой заказывает нужные травы и другие препараты для изготовления лекарств, расширить словарный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения». Приёмы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога.

2 неделя

«Магазин» (игрушек)

Учить детей оформлять магазин игрушек, брать на себя роли, выполнять цепочку последовательных действий. Приёмы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога.

«Космонавты»

Расширить тематику сюжетных игр. Приёмы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога.

«Аптека»

Развивать интерес к игре. Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет. Приёмы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога.

«Шофёры»

Учить детей налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей Приёмы руководства: смена ролей во время игры (пассажир-заправщик-механик), взаимопомощь, общение.

3 неделя

«Шофёры»

Воспитывать умение выполнять правила культурного поведения и общения. Приёмы руководства: смена ролей во время игры (пассажир-заправщик-механик), взаимопомощь, общение.

«Аптека»

Учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы – заместители. Приёмы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога.

«Космонавты»

Формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры используя строительный напольный материал, разнообразно действовать с ним. Приёмы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога.

«Магазин» (игрушек)

Учить проявлять творчество, развивать умение считаться с интересами партнеров. Приёмы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога.

4 неделя

«Аптека»

Углубить знания детей о труде работников аптеки, учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду. Приёмы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога.

«Шофёры»

Закрепить умение вступать в ролевое взаимодействие (строить ролевой диалог). Приёмы руководства: смена ролей во время игры (пассажир-заправщик-механик), взаимопомощь, общение.

«Магазин» (игрушек)

Воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами и мнением партнеров по игре. Приёмы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога.

«Космонавты»

Воспитывать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос». Приёмы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога.

  1. Февраль

1 неделя

«Семья»

Формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности. Приёмы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога.

«Военные»

Уточнить военные профессии и распорядок дня военнослужащих, в чём заключается их служба и др; познакомить с новыми ролями: командир, солдаты, с ролевыми действиями командира, солдат. Приёмы руководства: распределение ролей, смена ролей в ходе игры.

«Парикмахерская»

Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе. Приёмы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога.

«Пожарные»

Расширить представления детей о профессии пожарный. Учить отражать действия пожарного в игре. Приёмы руководства: распределение ролей, общение.

2 неделя

«Пожарные»

Развивать умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации. Приёмы руководства: распределение ролей, смена ролей в ходе игры.

«Семья»

Вызвать у детей желание подражать действиям взрослых. Приёмы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога.

«Военные»

Развивать умение самостоятельно возводить бытовые постройки и использовать их в с-р игре. Приёмы руководства: распределение ролей, общение.

Парикмахерская «Златовласка»

Развивать интерес и уважение к профессии парикмахера. Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры; согласовывать тему; распределять роли. Приёмы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога.

3 неделя

«Семья»

Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры; согласовывать тему; распределять роли. Приёмы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога.

«Военные»

Учить отображать в игре события общественной жизни. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре. Приёмы руководства: распределение ролей, смена ролей в ходе игры.

«Парикмахерская»

Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры; согласовывать тему; распределять роли. Приёмы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога.

«Пожарные»

Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре. Приёмы руководства: распределение ролей, общение.

4 неделя

«Пожарные»

Закрепить умение использовать разнообразные игровые действия для обобщения и развития сюжета и содержания игры. Обогащение словаря. Приёмы руководства: распределение ролей, смена ролей в ходе игры.

«Семья»

Воспитывать чуткое, внимательное отношение к взрослым, доброту, отзывчивость, культуру общения. Приёмы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога.

«Военные»

Закрепить представления детей о содержании действий военных. Обогащение словаря. Приёмы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога.

«Парикмахерская»

Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и умению ролевых взаимоотношений. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе. Приёмы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога.

  1. Март

1 неделя

«Ателье»

Формировать представления дошкольников о том, что такое ателье и для чего оно нужно. Приёмы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога.

«Больница»

Развивать интерес и уважение к благородной профессии врача. Помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре. Приёмы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога.

«Путешествие»

Продолжать формировать умение творчески развивать сюжет игры; договариваться о сюжете, распределять роли. Приёмы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога.

«Моряки»

Продолжать учить детей развивать сюжет игры. Приёмы руководства: активизация ролевого диалога, вежливое общение.

2 неделя

«Моряки»

Развивать умение создавать игровую обстановку, использовать различные предметы-заместители. Приёмы руководства: активизация ролевого диалога, вежливое общение.

«Ателье»

Учить развивать сюжет; познакомить с новыми ролями(заказчик, приёмщица, закройщик, портниха, заведующая ателье) и ролевыми действиями; развивать диалогическую речь. Приёмы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога.

«Больница»

Формировать умение развивать сюжет игры. Приёмы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога.

«Путешествие»

Закреплять умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции, действовать с воображаемыми объектами, использовать предметы-заместители. Приёмы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога.

3 неделя

«Больница»

Помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей Приёмы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога.

«Моряки»

Закреплять умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции, действовать с воображаемыми объектами, использовать предметы-заместители. Приёмы руководства: активизация ролевого диалога, вежливое общение.

«Ателье»

Закреплять умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции, действовать с воображаемыми объектами, использовать предметы-заместители. Приёмы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога.

«Путешествие»

Продолжать развивать диалогическую речь, обогащение словаря. Приёмы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога.

4 неделя

«Путешествие»

Учить выполнять игровые действия в соответствии с ролью, соблюдать их последовательность. Приёмы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога.

«Больница»

Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения. Приёмы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога.

«Моряки»

Обогащать содержание игры разнообразными игровыми действиями. Приёмы руководства: активизация ролевого диалога, вежливое общение.

«Ателье»

Закрепить умение детей отражать трудовые действия людей. Приёмы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога.

  1. Апрель

1 неделя

«Семья»+
«Скорая помощь»
Продолжать учить детей объединять в игре несколько сюжетов Приёмы руководства: распределение ролей, введение дополнительных ролей (общение).

«Строители» +«Зоопарк»

Продолжать учить детей объединять в игре несколько сюжетов Приёмы руководства: распределение ролей, введение дополнительных ролей (общение).

«Парикмахерская» + «Семья»

Продолжать учить детей распределять роли, действовать в соответствии с ролью, соблюдать последовательность ролевых действий, их логичность Приёмы руководства: распределение и смена ролей, самостоятельное развитие сюжета, планирование игровых действий.

«Автомастерская»+ «Водители»

Учить объединять сюжетно-ролевые игры разной тематики в один сюжет. Приёмы руководства: распределение и смена ролей, развитие сюжетной линии, активизация диалога.

2 неделя

«Строители» +«Зоопарк»

Закреплять знания, игровые действия, отражающие трудовые действия строителей и работников зоопарка. Приёмы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога, смена ролей, развитие сюжетной линии.

«Семья»+
«Скорая помощь»
Учить детей самостоятельно распределять роли, делиться на подгруппы в зависимости от сюжета и от взятой роли, отображать в игре знания об окружающей жизни, формировать навыки позитивного общения детей. Приёмы руководства: распределение ролей, введение дополнительных ролей (общение).

«Автомастерская»+ «Водители»

Развивать умение планировать игровые действия, самостоятельно развивать сюжет игры, создавать игровую обстановку, использовать ролевую речь. Приёмы руководства: распределение и смена ролей, развитие сюжетной линии, активизация диалога.

«Парикмахерская» + «Семья»

Развивать умение создавать игровую обстановку, вступать в ролевые диалоги, изменять содержание диалога и игровых действий в зависимости от смены роли. Приёмы руководства: распределение и смена ролей, самостоятельное развитие сюжета, планирование игровых действий.

3 неделя

«Парикмахерская» + «Семья»

Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре. Приёмы руководства: распределение и смена ролей, самостоятельное развитие сюжета, планирование игровых действий.

«Строители» +«Зоопарк»

Развивать умение использовать предметы-заместители, осуществлять воображаемые действия и воображаемые игровые ситуации, меняться ролями, изменять содержание диалога в зависимости от смены ролей, переносить игровой опыт в самостоятельные игры со сверстниками. Приёмы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога, смена ролей, развитие сюжетной линии.

«Семья»+
«Скорая помощь»
Воспитывать дружеские взаимоотношения. Приёмы руководства: распределение ролей, введение дополнительных ролей (общение).

«Автомастерская»+ «Водители»

Воспитывать стремление к совместным играм со сверстниками. Приёмы руководства: распределение и смена ролей, развитие сюжетной линии, активизация диалога.

4 неделя

«Автомастерская»+ «Водители»

Закрепить умение объединять сюжетно-ролевые игры разной тематики в один сюжет. Приёмы руководства: распределение и смена ролей, развитие сюжетной линии, активизация диалога.

«Парикмахерская» + «Семья»

Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни, развивать диалогическую речь. Приёмы руководства: распределение и смена ролей, самостоятельное развитие сюжета, планирование игровых действий.

«Строители» +«Зоопарк»

Продолжать учить детей обогащать содержание игры разнообразными игровыми действиями. Приёмы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога, смена ролей, развитие сюжетной линии.

«Семья»+
«Скорая помощь»
Продолжать учить детей обогащать содержание игры разнообразными игровыми действиями. Приёмы руководства: распределение ролей, введение дополнительных ролей (общение).

  1. Май

1 неделя

«Детский сад»

Продолжать детей отражать в игре трудовые действия сотрудников детского сада. Приёмы руководства: смена ролей в ходе игры, общение, взаимопомощь.

«Космонавты»

Обогащать содержание игры разнообразными игровыми действиями. Приёмы руководства: смена ролей во время игры, взаимопомощь, общение.

«Супермаркет»

Продолжать учить отражать в игре трудовые действия людей. Приёмы руководства: распределение ролей, смена ролей в ходе игры.

«Военные»

Закрепить умение отражать в игре действия военных. Приёмы руководства: распределение ролей, смена ролей в ходе игры.

2 неделя

«Космонавты»

Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие (строить ролевой диалог, менять содержание диалога и игровых действий в зависимости от смены роли), создавать игровую обстановку, использовать предметы-заместители. Приёмы руководства: смена ролей во время игры, взаимопомощь, общение.

«Детский сад»

Развивать умение развивать сюжет, разнообразить игровые действия, вступать в ролевые диалоги, изменять содержание диалога в зависимости от смены ролей, меняться ролями, действовать в соответствии с новой игровой позиции. Приёмы руководства: смена ролей в ходе игры, общение, взаимопомощь.

«Военные»

Закрепить представления детей о содержании действий военных. Обогащение словаря. Приёмы руководства: распределение ролей, смена ролей в ходе игры.

«Супермаркет»

Развивать умение строить ролевой диалог, изменять содержание диалога в зависимости от смены ролей, действовать в соответствии с новой игровой позиции. Приёмы руководства: распределение ролей, смена ролей в ходе игры.

3 неделя

«Супермаркет»

Воспитывать умение выполнять правила культурного поведения и общения во время игры. Приёмы руководства: распределение ролей, смена ролей в ходе игры.

«Космонавты»

Воспитывать умение выполнять правила культурного поведения и общения. Приёмы руководства: смена ролей во время игры, общение.

«Детский сад»

Воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада. Приёмы руководства: смена ролей в ходе игры, общение, взаимопомощь.

«Военные»

Развивать умение строить ролевой диалог, изменять содержание диалога в зависимости от смены ролей, действовать в соответствии с новой игровой позиции. Приёмы руководства: распределение ролей, смена ролей в ходе игры.

4 неделя

«Космонавты»

Обогащать содержание игры разнообразными игровыми действиями. Приёмы руководства: смена ролей во время игры, взаимопомощь, общение.

«Супермаркет»

Закрепить умение отражать в игре трудовые действия людей. Приёмы руководства: распределение ролей, смена ролей в ходе игры.

«Военные»

Продолжать учить детей обогащать содержание игры разнообразными игровыми действиями. Приёмы руководства: распределение ролей, введение дополнительных ролей (общение).

«Детский сад»

Закрепить умение детей отражать в игре трудовые действия сотрудников детского сада. Приёмы руководства: смена ролей в ходе игры, общение, взаимопомощь.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]