Экологическое занятие в подготовительной группе «Деревья-наши друзья»


Конспект НОД «Как деревья готовятся к зиме»

  • 22 октября 2015

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Тема занятия: «Как деревья готовятся к зиме» (с использованием экологической сказки «Девочка-Осень»).

Образовательные задачи:

  1. Закрепление знаний детей о приметах осени.
  2. Формирование системы знаний о жизни растений в осенний период: понимание закономерности явлений природы, цикличности изменений в природе; конкретизация представлений детей об осеннем расцвечивание деревьев.

Развивающие задачи:

  1. Развитие аналитических способностей: умение сравнивать, анализировать и устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
  2. Развитие воображения, творческих способностей детей, эмоциональной сферы по средствам игры-драматизации.
  3. Развитие образной и доказательной речи детей.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитание у детей бережного и заботливого отношения к растительному миру (деревьям) как живым существам; чувства важности и необходимости всего, что происходит в природе.

Материалы и оборудование к занятию:

1. Магнитофон, аудиозапись: П.И. Чайковский «Осень» из цикла «Времена года». 2. Осенние листья с разных деревьев. 3. Листья из цветной бумаги (с одной стороны зеленый, с другой — красные, желтые, коричневые и т.п.) 4. Пелерина и султанчики для дождя. 5. Маска для «ветра» и шарф. Карандаши, краски, пластилин и другие канцтовары для занятия вы можете приобрести на сайте www.kanc-magazin.ru

Предварительная работа

Познавательное развитие:

1) Тема: «Природа на территории детского сада». Задачи: Знакомить детей с природой ближайшего окружения, учить различать части растения, формировать представления о связях растений и животных между собой и с неживой природой, развивать познавательные игры;- 2) Тема: «Природа в городе». Задачи: Знакомить детей с природой ближайшего окружения, формировать умения устанавливать причинно-следственные связи (растения и условия их обитания). 3) Тема: «Как помочь природе в городе». Задачи: Формировать первоначальные представления об экологически грамотном поведении, помочь в понимание связи между поведением людей и состоянием окружающей их среды. 4) Тема: «Кто что ест». Задачи: Формировать представления о разнообразии плодов и семян; их роли в жизни человека; о взаимосвязи растений и животных. 5) Тема: «Для чего нужны семена». Задачи: Формировать представления о плодах, об их разнообразии и назначении, вызвать интерес к исследовательской деятельности. 6) Тема: «Поэты и писатели об осени». 7) Тема: «осень на пороге» (по рассказу Н.Сладкова; «Осень на пороге»).

Продуктивные виды деятельности.

А) Аппликация: «Цветная клумба», «осенний натюрморт», «листочки на окошке», «дары осени». Б) Лепка: Танцующие листья» (декоративная, рельефная), «Ветка рябины», «Яблоки» В) Рисование: «Деревья в нашем городе», «Загадки с грядки», «Краски осени, осенние листья» Г) Конструирование: «Друзья — притворяшки» (природный материал)

Дидактические игры:

1. «Природа и человек» (умение различать природу и не природу.) 2. «Узнай лист» 3. «Найди листок, как на дереве»(учить детей классифицировать растения по определенному признаку; найти часть по целому) 4. «Чудесный мешочек» (закрепить умение различать и называть фрукты, овощи; выделять их характерные признаки). 5. «Лесная школа» (закрепление знаний детей о лесных дарах). 6. Природа «Раз, два, три — к дереву беги» (закрепить знания детей о деревьях). 7. «Детки на ветки»

Работа вне занятия:

  • Рассматривание картин: И. Грабарь «Осенние листья»; К. Коровин «Осень» Рассматривание иллюстраций с изображением осеннего пейзажа, насекомых, птиц, зверей.
  • Разгадывание загадок на тему: «Что нам осень принесла».
  • Чтение и рассматривание (иллюстраций) книг: А. Вахрушев «Мир и человек», А.Плешаков «Зеленые страницы». Разучивание стихотворений; К.Бальмонт «Осень», Л.Развода «Озорники»

Наблюдения:

  • Изменение освещенности в течение дня;
  • изменение температуры;
  • замедление роста растений;
  • различение деревьев, кустарников, трав, по стволам, веткам, остатков плодов, листьев;
  • исчезновение насекомых (нахождение мест скоплений);
  • отлет насекомых, птиц.

Ход занятия

1. Вводная часть. Беседа об осени.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздороваемся с ними. (Дети здороваются, проходят к стульчикам, присаживаются).

  • Ребята, я предлагаю вам послушать музыку. (Звучит музыкальный отрывок «Осень» П.И. Чайковского из произведения «Времена года»).
  • Дети, какое время года напомнил этот музыкальный отрывок? Почему? (Осень, природа грустит, ушло лето и т.п.)
  • А сейчас какое время года? (Высказывания детей).
  • А может весна? (Дети доказывают, что на дворе осень. Приметы осени).

Воспитатель: Одна из самых ярких и заметных примет осени – желтые пряди в листве. Ребята, а раньше всех начинает желтеть какое дерево? По этому поводу и поговорки в народе сложены. Кто хочет рассказать? Высказывания детей («Мигнула липа пестрым листом – осень позвала).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Говорят, есть две осени? Как они называются? (Высказывания детей: (ранняя осень или золотая; другая – поздняя).

Воспитатель: Да, дети, одна осень радостная пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Другая неприглядная собой, вся в лоскутьях опадающей листвы, грустная с тихим плачем дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Ребята попробуем подобрать много слов-определений к первой золотой осени. (Дети подбирают определения – прекрасная, золотая, разноцветная, роскошная, щедрая, богатая урожаем, веселая, яркая, прохладная и т.п.)

Воспитатель: Послушайте, как красиво написал об этой природе поэт Тютчев:

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора. Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера.

Воспитатель: Ребята, а какие слова можно подобрать чтобы описать позднюю осень? (Ответы детей: холодная, дождливая, мокрая, плачущая, грустная).

Воспитатель: Молодцы! Ребята, я предлагаю вам игру «Хорошо – плохо». Осень – это хорошо, потому что …(ответы детей). Это дивная, сказочная осень принесет и радость, и грусть. И это, наверное, хорошо.

2. Основная часть. Волшебные превращения

Воспитатель: Ребята, а вы знаете какие-нибудь сказки про осень? О природе? (Ответы детей). Помните сказку «Девочка-осень», которую я придумала вместе с ребятами? (Ответ детей). Хотите стать героями этой сказки? (Дети: Да!) Выбирайте, кем вы будете! (Распределение ролей).

Воспитатель: Раз, два, три – музыка звучи, в сказку нас веди…

Жила девочка. Звали ее осень. Это была добрая девочка. Девочка-Осень следила, чтобы в её царстве был порядок. А в царстве этом росли красивые деревья. И все они были в зеленых платьях. Решила Девочка-Осень сменить зеленые платья.

Девочка-Осень: Подарю я Вам пестрый, яркий наряд: золотистый, багряный, пурпурный. А ты елочка оставайся в этом необычном, зелено-игольчатом платье. Оно мне очень нравится.

Воспитатель: Стало как красиво! Девочка-Осень была довольна собой. Она подарила деревьям яркие, пестрые платья, а они в ответ дарили ее свои улыбки. А еще Девочка-Осень слушала как шепчется ветерок с кудрявой березкой. Любовалась трудолюбивым дождиком, который все чаще и чаще омывал каждый листок в её царстве. Но вот однажды загрустили деревья между собой.

– У меня самое красивое платье: золотистое, блестящие! – Говорила Березка.

– А у меня – красное, прекрасное! – Перебивала ее Осинка.

И поднялся такой шум! Это не понравилось Девочке-Осени. Решала она показать спорщиц и попросила своего друга:

Девочка-Осень: Ветер! Ветер! Сорви с них красивые, пестрые платья!

Воспитатель: С шумом и свистом налетел он на деревья. Задрожали листочки. Стал Ветер срывать с них одежду, рвать и бросать вниз. Всю землю укрыл ярким ковром. А деревья остались стоять голыми. Только Ель была в своем зеленом платье, потому что она не участвовала в споре. Стыдно стало деревьям за свой поступок. И стали они просить Девочку-Осень:

Деревья: Девочка-Осень, прости нас, пожалуйста. Верни нам красивые, пестрые платья.

Девочка-Осень: Нет! Не прощу! Я люблю свое царство и порядок в нем.

Воспитатель: Вскоре Девочка-Осень сжалилась над ними.

Девочка-Осень: Хорошо! Радовать я вас пестрым нарядом буду только несколько месяцев в году. Потом его сорвет Ветер.

Воспитатель: И повторялось это каждый год…

3. Экологическая беседа

Воспитатель: Вот закончилась сказка. Раз, два, три – из сказки выходи. Вот и вернулись мы снова в детский сад. Ребята, а такое бывает в природе? Что сейчас происходит в природе с деревьями? (Высказывание детей). Ребята, сказка похожа на правду? (Высказывания детей).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему деревья осенью сбрасывают листву? (Высказывание детей).

Воспитатель: Осенью листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха. Они меняют окраску и вянут. В том месте, где черешок сидит на ветке (воспитатель показывает ветку) образуется дряблый поясок – лист даже в безветренную погоду отрывается и падает на землю. А когда начинает дуть сильные ветры, то они срывают роскошный наряд с деревьев. Это явления называется?… (Листопад). Так деревья и кустарники готовятся к зиме. Зимой деревья «спят», и из земли в листочки не поступает пища и вода. Кроме того, если бы на листьях задерживался снег, могли бы обломиться ветки. (Во время показа ветки с листьями воспитатель обращает внимание детей на то, что ветку подобрали с земли, а не ломали ветку дерева).

Воспитатель: Ребята, мне хочется задать вам еще такой вопрос «Правильно ли поступила Девочка-Осень?» (Высказывание детей).

Воспитатель: Ребята, хотели бы вы нарисовать героев этой сказки? (Воспитатель благодарит детей и все идут рисовать. Играет музыка).

Последующая работа

1. Тема: «Дерево-дом и столовая для животных». Задачи: Формировать первичные представления о разнообразии растений, их строении, о взаимосвязях деревьев с другими растениями и животными.

2. Тема: «Лесной дом». Задачи: Формировать первичные представления о лесе как о сообществе живых организмов, связанных между собой, о разнообразии лесов и необходимости их охраны, о правилах поведения во время пребывания в лесу.

3. Тема: «Елочка – зеленая иголочка».

Автор: Ускова Анна Евгеньевна, воспитатель компенсирующей группы МАДОУ детский сад комбинированного вида №390, г. Нижний Новгород.

Лексическая тема «Лес. Деревья» (1 занятие)

Транскрипт

1 Лексическая тема «Лес. Деревья» (1 занятие) Задачи Коррекционно-образовательные: активизировать и закреплять словарный запас по теме «Деревья» (названия деревьев, части дерева); развитие лексико-грамматических навыков, упражнение в употреблении относительных прилагательных; развитие слухового внимания Коррекционно-развивающие: совершенствование процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, развитие общей, мелкой и мимической моторики, эмоционально-волевой сферы через использование элементов психогимнастики, развитие мелкой моторики Коррекционно-воспитательные: воспитывать самоконтроль; воспитывать желание активно работать на занятии. Оборудование компьютерная презентация «Деревья», аудио запись звуков леса, предметные картинки, картинка-схема «части дерева», осенние листья, трафареты листьев, цветные карандаши Методы и приемы 1. Психогимнастика — Ребята скажите пожалуйста, а какое сейчас время года? (Осень) — Давайте представим, что все мы осенние листочки. Все мы разные по форме, росли на разных деревьях и все мы разных цветов и оттенков. А также у осенних листочком может быть разное настроение: веселое, грустное, сердитое. Листочки могут быть мечтательными, восторженными или удивленными. Давайте изобразим разное настроение осенних листочков. — Некоторые листочки затеяли веселую игру. Давайте изобразим веселье и радость!

2 — А другие смеются глядя на веселую игру. — Кто-то грустит об ушедшем лете. Давайте изобразим грусть. — А кто-то сердится на ветер, который оторвал его от родной ветки. — Кто-то удивился, когда на веточку села птичка. Давайте изобразим удивление. — Молодцы, ребята, замечательно передали эмоции осенних листочков. 2. Просмотр презентации «Осенний лес». — Ребята, что мы сейчас с вами видели на экране? (лес, деревья, осень) — И как вы думаете о чем мы будем сегодня говорить? (О деревьях). 3. Физминутка. Друг за другом мы идем И ничуть не устаем. Поднимаем ножки На лесной дорожке. Левой раз, правой раз, Посмотрите вы на нас. 4. Слуховая гимнастика. Давайте закроем глаза и послушаем звуки леса. Дети закрывают глаза и слушают звуки леса. Ребята, какие звуки вы слышали в лесу? (пение птиц, шум листьев, дуновение ветра) 5. Дидактическая игра «Назови дерево». (На доске предметно-тематические картинки. Дифференциация лиственных и хвойных деревьев.) Всем в лесу на удивленье Разные растут деревья: — Посмотрите, сколько разных деревьев в нашем лесу. Деревья бывают лиственные и хвойные. — А почему лиственные деревья так называют?

3 — Ребята давайте посмотрим на доску и назовем лиственные деревья. (Береза, липа, осина, клен, тополь, ива, рябина). А теперь хвойные деревья. (Ель, сосна). 4. Рассматривание схемы «Части дерева». (картинка с частями дерева) — Давайте посмотрим, что есть у дерева, назовём и покажем части дерева. (Называют и показывают: корни, ствол, кора, ветки, листья, крона, плоды (сережки, семена, желуди, шишки, орехи, ягоды). 5. Д/игра «С какой ветки детки?». -Ребята, у меня здесь опавшие листья я сейчас вам их раздам и мы посмотрим на них и определим, с каких деревьев опали эти листья? — Этот лист с какого дерева? Значит он какой? с березы березовый лист с осины осиновый лист с дуба дубовый лист с липы липовый лист с клена кленовый лист. 6.Пальчиковая гимнастика. «ОСЕНЬ» Ветер по лесу летал, Ветер листики считал: Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой, Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. 7. Обводка и закрашивание листьев. Логопед предлагает детям обвести и закрасить цветными карандашами осенние листья.

4 Лексическая тема «Лес. Деревья» (2 занятие) Задачи Коррекционно-образовательные: активизировать и закреплять словарный запас по теме «Деревья»; развитие лексико-грамматических навыков, упражнение в употреблении относительных прилагательных, согласовании их с существительными в роде, числе развитие речевого дыхания Коррекционно-развивающие: совершенствование процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, развитие общей, мелкой и мимической моторики, эмоционально-волевой сферы через использование элементов психогимнастики, Коррекционно-воспитательные: воспитывать самоконтроль; воспитывать желание активно работать на занятии. Оборудование предметные картинки, осенние листья, письмо от Лесовичка, картинка с изображением плодов и животных; альбом 1 Н.Э.Теремкова стр.14, шишки, плакат «Правила поведения в лесу» Методы и приемы 1.Беседа. Здравствуйте ребята, к нам пришло письмо. Пишет его Лесовичок. Давайте прочитаем, что в нем написано. «Дорогие ребята, здравствуйте! Я Лесовичок- хранитель леса. Охраняю я лес от людей, которые не ценят и не берегут лес. Оставляют мусор, жгут костры, вырубают и ломают деревья и кустарники. Я очень надеюсь, что вы этого делать не будете. Ведь без леса, без деревьев нам не прожить. Помните это! Прошу вас, относится к лесу бережно!» — Ребята, скажите, а что же такое лес?

5 Лес- это место где растет много деревьев. Лес, ребята, — это богатство нашей Родины- России. Лес, такой красивый и нарядный во все времена года, дарит всем окружающим свежий и чистый воздух, богатый кислородом, который так необходим людям и животным. Лес является домом для зверей и птиц. Плоды разных деревьев кормят животных и птиц. Сегодня мы с вами отправимся в лес. 2.Отгадай загадки. Ребята, мы знаем, что в лесу растет много деревьев. А вот какие деревья растут в лесу, мы узнаем, когда отгадаем загадки. — гладкий белый тонкий ствол с черными пятнами, тонкие ветки, опущенные вниз, треугольные листья (Береза). — толстый ствол и ветки, листья овальные, есть желуди (Дуб). — ствол темно-серый, листочки похожи на растопыренную ладошку (Клен). — ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно, есть красные ягоды (Рябина). — Как называются все эти деревья (лиственные) — Какие еще деревья растут в лесу? (хвойные: сосна, ель) 3. Игра «Один-много», «Чего много в лесу» Береза- березы Дуб дубы Сосна сосны И т.д. В лесу много — шишек — веток — деревьев — пней — иголок — листьев — грибов — ягод

6 4. Игровая ситуация «Что нашли лесные обитатели» (картинка с изображением плодов и животных; альбом 1 Н.Э.Теремкова стр.14) «Ежик нашел желуди. Желуди растут на дубе» и т.д. 5. Физминутка «Осенние листочки». — Ребята давайте немного отдохнём, встаньте со своих мест и подойдите сюда. Посмотрите здесь много опавших листьев возьмите по два листочка в одну и другую руку, и повторяете за мной. Мы, листики осенние, На веточках сидели, Дунул ветер полетели (дуют на листочки) Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял, Повертел их, покружил И на землю опустил. Листопад! 6. Массаж с дарами природы. Выполняются круговые движения шишкой между ладонями и тыльной стороной рук, сопровождаемые речью. Вы, сосновые шишки, Дайте всем ребятишкам Силу и здоровье, Ловкость, красоту, Радость и веселье, Ум и доброту!

7 7. Упражнение «Родственные слова» Где мы с вами были? (в лесу) Кто прислал нам письмо? (лесовичок) Как ласково назвать лес? (лесок) Кто следит за порядком в лесу? (лесник) Как назвать обитателей леса, они какие? (лесные) 10. Правила поведения в лесу. А вы знаете как нужно вести себя в лесу? 1.Не разоряйте птичьи гнезда. 2.Не шумите в лесу. 3.Не разжигайте костры в лесу. 4.Не оставляйте мусор в лесу.

Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе. Деревья и кустарники

Конспект подгруппового занятия по теме: Деревья и кустарники. Автоматизация звука [c]
Автор: Балдина Ольга Миколаевна, учитель-логопед МАДОУ «ЦРР «Детский сад № 11 г. Добрянка» Пермский крайЦель: автоматизация звуков [c] и [c’] в речи. Задачи: Образовательные:
уточнить у детей знания о деревьях и кустарниках. Развивать функции словоизменения.
Коррекционные:
Закреплять звуки [c] и [c’] в речи. Развивать речевое дыхание и голос. Совершенствовать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к живой природе. Оборудование: картинки с изображениями листьев (или вырезанные из цветной бумаги): смородины, осины, сливы, клёна, ясеня, дуба, сирени, барбариса, иголки сосны.

ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Чтение стихотворения В. Степанова Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели Чтобы новые леса поднимались в небеса, Их под звон и гомон птичий охраняет друг- лесничий. Что охраняет лесничий? 2. Объявление темы. Сегодня мы с вами отправимся в осенний лес. Но, чтобы нам туда попасть, нам надо закрыть глазки и сказать волшебные слова: «Вокруг себя обернись и в осеннем лесу очутись». Вот мы и попали с вами в осенний лес. Посмотрите, сколько на поляне под деревьями листьев лежит. Давайте соберём осенний букет. Вот какой красивый букет у нас получился! 3. Игра “ЧЕЙ ЛИСТ?” Лист осины- осиновый Лист дуба- … Лист сливы- … Лист смородины- … Лист клёна — … Лист ясеня- … Лист сирени-… Лист барбариса-… Иголки сосны-… 4. Дыхательное упражнение “ВЕТЕР”. Послушайте ребята, как сильно дует ветер. Как дует ветер? Ветер дует: с-с-с-…. Давайте мы тоже подуем на наши листочки, возьмите по листочку. Делаем носиком вдох и выдыхаем воздух через рот, произносим звук [c]. 5. Игра “ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ”. В лесу деревьев и кустарников много. Давайте посчитаем их. Одна осина, две осины,…,пять осин. Одна сирень, … Одна сосна,… Одна лиственница, … Один ясень, … Одина смородина, … Один барбарис,… Вот, сколько много в лесу деревьев и кустарников! 6. Игра “ТРИ ЛИСТА” (у каждого ребенка по три листочка). Раскладываем картинки с изображением трёх разных листьев. Ребёнок должен их назвать и сказать, как они лежат. Например: смородиновый лист- между осиновым и дубовым. Или : смородиновый лист- справа от осинового и слева от дубового и т. д. А как расположены листья на твоей картинке? 7. Физкуль. Ребята, покажите какие высокие деревья в лесу (дети поднимают руки вверх и тянуться на носочках). Покажите, а какие кустарники в лесу – низкие (дети приседают). Еще раз покажите, какие деревья высокие, а какие кустарники низкие. Деревья высокие. Вдруг подул ветер и закачались наши деревья (наклоны вправо, влево). 8. Составь предложения из слов. Ребята, смотрите, а на полянке еще что-то лежит? Что это? Карточки, а на них написаны слова. Что мы можем с ними сделать? Прочитать и составить предложения. Белка, сидеть, сосна, на. Подосиновик, расти, осина, под. Выкладывание схемы предложений. Сколько слов в предложении? Назовите первое слово? Второе? Третье? Четвёртое? Как пишется первое слово в предложении? Что ставим в конце предложения? 9. Звуковой анализ и синтез слов. Ребята, какое дерево у нас было в первом предложении? Сосна. А какое, во втором предложении? Осина. Правильно. Давайте выложим эти слова с помощью фишек. Сколько звуков в первом слове? Пять. Назови первый звук? Какой он? (И так далее разбираем оба слова). Сравнение двух слов по схемам. 10. Игра “ ЧЕГО НЕ СТАЛО?” Раскладываем перед детьми картинки, с изображением листьев: осины, сливы, ясеня, смородины, клёна, дуба, сирени, барбариса, иголки сосны. Дети смотрят на картинки, запоминают, закрывают глаза. Чего не стало? Следить, чтобы дети отвечали полным предложением. Не стало листа смородины, смородинового листа. Вот, ребята, и подошло время возвращаться в детский сад. Давайте закроим глаза и скажем наши волшебные слова: «Вокруг себя обернись и в детском саду очутись». Вот мы и вернулись обратно в детский сад. Где мы сегодня с вами были? Что делали? Что вам понравилось сегодня на занятии? Молодцы!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе Путешествие по стране Математика Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Картины художников» Прогулки с ребёнком осенью День героев Отечества. Беседа с детьми подготовительной группы

Похожие статьи:

Сценарий детской олимпиады по ПДД в подготовительной группе

Прогулка с детьми 5-7 лет осенью

Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Осень»

Конспект НОД в средней группе по теме «Путешествие в осенний лес»

Конспект НОД в старшей группе «Осень в гостях у вежливых детей»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]