НОД «Комнатные растения» (средняя группа)
Молодцы! Ребята, вы уже знаете, что каждое растение имеет свое название. Какие названия комнатных растений вы знаете? (Дети называют растения и показывают их.)
2.Дидактическая игра:
«Растения комнатные и садовые»
Воспитатель:
Ребята, какие вы знаете растения кроме комнатных? (садовые)
Вы умеете их различать? На столе вы видите карточки с изображением комнатных растений и садовых цветов. Их нужно распределить так: комнатные растения располагайте рядом с цветочным горшком, садовые цветы – рядом с клумбой.
3.Беседа о комнатных растениях:
Воспитатель:
Дети, посмотрите, как много в нашей группе комнатных растений. А как вы думаете, для чего нужны эти растения? (Чтобы было красиво.)
Еще для чего нужны комнатные растения?
(Растения очищают воздух.)
Правильно, чтобы было красиво –комнатными растениями человек украшает свой дом. Но они не только радуют нас своей красотой, но и очищают воздух от пыли и грязи. Многие комнатные растения хорошо пахнут.
Ребята, что нужно делать, чтобы комнатное растение всегда было красивым, не завяло? (ухаживать за комнатным растением)
Давайте расскажем, как мы ухаживаем за растениями. (
ответы детей)
4.Физкультминутка:
Есть дома (встать на носочки, руки потянуть вверх);
И есть мосты, (наклон вперед, руки назад, колени прямые
);
Есть деревья выпрямиться, (руки округлить над головой)
;
И кусты, (присесть, руки вытянуть вперед)
;
И всем на удивление (встать, руки в стороны, повороты корпусом)
,
В комнате растения (плечи приподняты)
;
Нам без них никак нельзя (руки на поясе, повороты головой вправо и влево)
;
Потому, что мы – друзья! (развести руки в стороны, обхватить корпус руками
).
5. Игра:
«Что бы было, если бы…»
-Что бы было, если бы растение поставили в темное место?
— Что бы было, если бы растение забыли полить?
— Что бы было, если за растением ухаживать: поливать, мыть, рыхлить землю, подкармливать?
(Ответы детей)
.
6.Посадка растения
Воспитатель:
Давайте с вами посадим герань. Что нужно, чтобы посадить растение? (цветочный горшок, земля, вода для полива)
.
Дети участвуют в посадке растения.
Воспитатель:
Берем цветочный горшок. Что сначала будем класть в горшок? (В, цветочный горшок мы насыпаем землю, делаем лунку для цветка.)
После того, как мы насыпали землю, что делам дальше?
(Садим цветок в землю и присыпаем ее.)
Растение мы посадили, что-то еще нужно сделать? (Сразу после посадки растение нужно полить, чтобы оно лучше приросло).
Рефлексия:
Закончите фразу: «Я люблю ухаживать за комнатными растениями,
потому что…» (
ответы детей)
Воспитатель:
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Авторы:
- Боткова Лариса Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории
- Петрова Олеся Александровна, воспитатель I квалификационной категории
- Руднева Ольга Николаевна, воспитатель I квалификационной категории
МБДОУ детский сад 40 г. Киселёвск, Кемеровская область
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Цель: расширение представлений детей о комнатных растениях, их пользе и строении.
Задачи:
- Расширить знания детей о комнатных растениях, закрепить представление о том, что растение – живое существо. Познакомить детей с новым комнатным растением — герань, отмечая ее характерные особенности. Закрепить умение узнавать знакомые растения, называть их части (корень, стебель, лист, цветок), используя модели.
- Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубленных знаний. Расширять словарный запас: герань, сухая и мокрая земля, влага.
- Воспитывать интерес к исследовательской деятельности; научить размышлять, делать выводы. Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями, относиться к ним с любовью и нежностью.
Ход:
Воспитатель.
Дети заходят в группу, воспитатель читает стихотворение:
Давайте пройдемся медленно по саду И здравствуйте, скажем, каждому цветку. Я должна над цветками наклониться Не для того, чтобы рвать или срезать их,
А для того, чтобы увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать.
Ребята, сейчас мы с вами вспомним, о чем вы говорили с Ниной Петровной на прошлой встрече …
Просмотр видео — ролика «Растения — наши друзья».
Воспитатель.
-Ребята, а как вы думаете, у нас в групповой комнате кто очищает воздух от пыли и грязи?
Ответ детей: комнатные растения (Звучит музыка и на экране появляется слайд 1- «Расцветает цветок»).
Воспитатель. Правильно! В группе, в доме, в жилых помещениях очищают воздух комнатные растения.
-А почему эти растения называют комнатными?
(Потому что они растут в комнатах, жилых помещениях.)
— А еще для чего нам нужны комнатные растения?
(Для красоты, они создают уют в нашем доме. Комнатными растениями человек украшает свой дом).
Воспитатель.
-Ребята, а вы знаете, я сегодня зашла в нашу группу и увидела на окне вот этот цветок. Как вы думаете, кто мог нам его подарить? (ответы детей)
— А подарила его нашей группе «Теремок» Весна и попросила беречь его, ухаживать за ним. И тогда оно нам принесет очень много радости. Ребята, а какое сейчас время года? Весной природа оживает, оживают и наши комнатные растения после зимнего отдыха.
— Ребята, а вы знаете, как называется это комнатное растение? (Нет.)
Воспитатель. Это комнатное растение называется «Герань» (Слайд 2 –герань), или пеларгония. А еще его называют «Журавлиный нос», потому что столбик цветка иногда разрастается в длинный «клювик», очень похожий на клюв журавля. Теперь вам легче будет запомнить название этого растения. Давайте внимательно рассмотрим его. Что есть у герани? (Слайд 3. «Строение герани»)
Ответы детей: корень, листья, стебель, цветки (если растение цветет).
Воспитатель (обобщает ответы детей) – Правильно, у герани есть стебель, листья, корень (цветы).
Воспитатель. Какой формы листья герани? Какого цвета листья? (Ответы детей).
Воспитатель (обобщает ответы детей). – Листья у герани округлой формы, ярко- зеленого цвета, так же лист может быть с коричневым кругом у края или с белой каймой.
-Какого цвета цветы у герани? (Ответы детей).
Воспитатель:
– Цветы герани могут быть разных цветов: белые, розовые, красные, малиновые. Цветы собраны в соцветия, словно зонтики. (Слайд 4)
Воспитатель:
– А где находятся корни герани? Как вы думаете, зачем нужны растению корни? (Ответы детей).
Воспитатель (обобщает ответы детей)
–Корни у растения находятся в земле. За счет корня растение не падает и крепко держится в земле. А еще корень питает растение. Когда мы поливаем землю в горшке, корешок впитывает воду, и она поднимается вверх по стеблю к листьям и цветам (Сопровождает рассказ показом). Чтобы растение не завяло, его нужно поливать.
— Вот мы и познакомились с новым растением.
Воспитатель:
– Ребята, расскажите, что вы запомнили о герани. (Ответы детей).
— Ребята, скажите, где находятся в нашей группе комнатные растения?
В уголке природы.
Воспитатель:
-Давайте познакомим герань с нашими растениями в уголке природы. А пока наши цветы приветствуют друг друга, я приглашаю вас на физминутку «Цветы».
Я прошу тебя, цветок: Подними-ка свой листок, Выйди на дорожку, Да притопни ножкой.
Да головкой покачай, Утром солнышко встречай. Стебель наклони слегка- Вот зарядка для цветка.
А теперь росой умойся, Отряхнись и успокойся. Наконец готовы все День встречать во всей красе.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Воспитатель:
– Приглашаю детей пройти к уголку природы.
— Ребята, посмотрите, наша герань уже подружилась с растениями в уголке природы.
— А какие комнатные растения находятся в нашем уголке природы? (фиалка, бальзамин, алоэ, щучий хвост…). Дети рассказывают о растениях.
Воспитатель.
–Ребята, а что есть у каждого растения (корень, стебель, листья)
— А как вы думаете, чем отличаются растения друг от друга? (формой листьев, размером, у одних есть цветы, у других нет).
— Молодцы! А сейчас мы с вами поиграем в игру «Строение цветка».
(Воспитатель раздает детям карточки с изображением корня, стебля, листьев, цветка). Дети поочередно выкладывают карточки на фланелеграфе и называют часть растения.
— Ребята, а попробуйте отгадать мою загадку:
«Рук нет, ног нет, а двигается. Носа нет, а дышит. Рта нет, а пьет и ест». (Растение)
— Правильно, это растение! Как растение двигается, ведь у него нет ног? (растет, поворачивается к свету)
— Как дышит растение? (через листья, корни)
— Как питается растение? Также как и мы? (корнями)
— Правильно ребята, именно корни кормят растение.
— А где хранится пища для растения? (в земле, почве)
— Питание растений содержится в земле, в которой они растут. И если выдернуть растение из земли и оставить его так, то оно погибнет.
— Растения двигаются, дышат, питаются. Значит, про них можно сказать, что они такие же живые существа, как и мы с вами.
Воспитатель:
— Сейчас мы с вами поиграем в игру «Что растениям нужно для роста». (Слайд 5).
— Давайте выберем из этих рисунков – схем только то, что нужно для жизни наших растений.
-Лейка! Правильно, лейкой мы поливаем растения.
— Солнце! Без солнечного света, тепла растения не растут.
— Растениям нужны земля, воздух, вода. Чтобы растения были красивыми, хорошо росли и цвели, нужно их подкармливать специальными удобрениями. И обязательно им нужен хороший уход, наша забота и любовь. А они отблагодарят нас чистым воздухом.
— О том, как правильно ухаживать за растениями мы поговорим на следующем занятии. А сейчас я приглашаю вас ещё раз полюбоваться растениями в нашем уголке природы.
Следующая > |
ПРОЕКТ в средней группе Комнатные растения — наши друзья Воспитатель Гуржова И.А. — презентация
ПРОЕКТ в средней группе Комнатные растения — наши друзья Воспитатель Гуржова И.А.
Проблема У воспитанников отмечается низкий уровень сформированности знаний о комнатных растениях 2
Причины Недостаточное оснащение экологической зоны комнатными растениями Недостаточное оснащение экологической зоны комнатными растениями Не заинтересованность родителей проблемой отсутствия знаний о комнатных растениях Не заинтересованность родителей проблемой отсутствия знаний о комнатных растениях Недостаточная сформированность трудовых навыков и умений по уходу за растениями Недостаточная сформированность трудовых навыков и умений по уходу за растениями 3
Цель Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе, расширять у детей знания и представления о цветах, прививать ребенку внимательное и бережное отношение к живой природе 4
Задачи Повысить уровень экологической культуры и знаний детей по теме «Комнатные растения» Повысить уровень экологической культуры и знаний детей по теме «Комнатные растения» Привлечь родителей к данной проблеме Привлечь родителей к данной проблеме Изготовить дидактические игры и пособия по данному направлению Изготовить дидактические игры и пособия по данному направлению 5
Мероприятия по 1 задаче Рассматривание демонстрационного материала: картины и плакаты из серии «Комнатные растения» Наблюдение за растениями в д/с Чтение художественной литературы ( Е. Благинина «Огонек», А. Латулина «Комнатные цветы», Б.Заходер «Алоэ», М.Марусин «Фикус») Продуктивная деятельность: «Раскраски», «Лепим любимый цветок», «Цветы нашей группы»(конструирование из бумаги) Игры: «Собери цветок», «Что изменилось», «Найди такой же», «Угадай растение по описанию», «Где спряталась матрешка», «Найди растение по названию», «Чего не стало», «Опиши, я отгадаю», «Магазин цветов», «Помощники» 6
Мероприятия по 2 задаче Оснащение экологической зоны в группе новыми растениями Оснащение экологической зоны в группе новыми растениями Оформление пособия «Растения нашей группы» Оформление пособия «Растения нашей группы» Составление и заучивание совместно с детьми рассказа о любимом растении группы Составление и заучивание совместно с детьми рассказа о любимом растении группы Привлечение родителей к уходу и разведению растений в группе Привлечение родителей к уходу и разведению растений в группе Оформление папок передвижек Оформление папок передвижек 7
Мероприятия по 3 задаче Изготовление д/и «Собери цветок», «Что изменилось», «Найди такой же», «Найди растение по названию», «Чего ни стало», «Магазин цветов», «Помощники» Изготовление пособия «Работа с комнатными растениями» Изготовление картотеки «Комнатные растения» Изготовление фотоальбома «Растения нашей группы» 8
9 Художественно- эстетическое развитие Лепка герани, рисование сансивьеры, раскрашивание готовых силуэтов цветов Физическое развитие П/и «Раз, два, три к бегонии беги» Физ.минутка «Цветок» Тренинг: «Заряд бодрости» Психогимнастика: «Я растение» Интеграцияобразовательныхобластей в ходе реализации проекта(формы организации) Познавательное развитие Занятие: «Комнатные растения — наши друзья» Д/и, беседы, эксперименты Беседы «Ядовитые комнатные растения», «Правила ухода за растениями» Речевое развитие Д/и «Угадай по описанию», «Опиши, я отгадаю», «Магазин цветов»; разучивание новых слов: стебель, Алоэ, Бегония, Герань, Фиалка, Кактус.; составление рассказа о любимом цветке; ситуативные разговоры Загадки, стихи, Самостоятельное составление рассказов о растении Социально- коммуникативное развитие Д/и: «Собери цветок», «Что изменилось», «Найди такой же», «Угадай растение по описанию», «Где спряталась матрешка», «Найди растение по названию», «Чего ни стало», «Опиши, я отгадаю», «Магазин цветов», «Помощники» помощь взрослому в поливе, рыхлении, опрыскивании, протирании и т.д.; поручения по уходу за растениями; беседа о лечебных растениях, д/и «Чем полезен этот цветок?»;
Комнатные растения нашей группы 10 Герань Аспарагус Фикус Фиалка Бегония
Рекомендуемые растения для средней группы детского сада 11 Аспарагус Герань зональная Агава ХлорофитумСансевьерия ФуксияБальзамин Китайская роза Кливия АлоэЗеферантус Бегония –рекс Фикус Бенджамина Каланхоэ СенполияТолстянка
Стихи о комнатных растениях 12 Хрустит за окошком морозный денёк. Стоит на окошке цветок-огонёк. Малиновым цветом цветут лепестки, Как будто и вправду зажглись огоньки. Его поливаю, его берегу, Его подарить никому не могу! Уж очень он ярок, уж очень хорош, Уж очень на мамину сказку похож! Е.Благинина Говорят — алоэ, алоэ, — интересно, что это такое? Какое оно алоэ – алое, голубое? Доброе или злое? Маленькое или большое? Хорошее или плохое? Одного сослуживца папы буквально спасло алоэ. А маминой лучшей подруге алоэ не помогло-э. И вот я увидел алоэ на комоде у тёти Зои. На комоде у тёти Зои в горшочке росло алоэ: Зелёное, небольшое, но колючее и кривое. Б. Заходер
Загадки о комнатных растениях 13 Загадки о комнатных растениях Чтобы солнце сквозь стекло К нам в окошко не пекло, Я повешу шторочку В белую оборочку, Не крючком плетеную Живую и зеленую. (Традесканция) Лист с горшочком-желобочком, Шипы имеет, а ранить не умеет, Зато лечит нас в любой час. (Алоэ) Вышла балерина: Блузка, как рябина. Юбочка лиловая, лента васильковая. Ножки, как точеные, Туфли золоченые. (Фуксия) Стоит мокрый Ванек В кудрях красный огонек. Стоит мокрый Ванек В кудрях красный огонек. (Бальзамин) Щучий хвост В землю врос. Щучий хвост В землю врос. (Сансевьера) Куст – оконный и балконный, Лист – пушистый и душистый, Он сборчатый и каемчатый, А цветы на окне – словно шапка в огне. (Герань) (Герань)
Фотоотчет по 1 задаче 14 Рисуем герань Лепим любимое растение Экскурсия в соседнюю группу Раскрашиваем раскраскид/и «Назови растение»
Фотоотчет по 1 задаче 15 Д/и « Собери цветок» Просматриваем презентации Рассматриваем картинки Выращиваем комнатные растения через рассаду
Фотоотчет «Поможем чем сможем» 16 Протираем Удаляем кисточкой пыль Опрыскиваем ПоливаемРыхлим землю Поливаем через поддон
Фотоотчет по 2 задаче Пополненный родителями уголок Консультации для родителей Изготовление пособий родителями
Фотоотчет по 3 задаче Раскраски для детей Изготовление пособий
Что нового вы узнали о комнатных растениях? (вопросы детям) «Я узнал новое растение каланхоэ, если кто то порежет пальчик, то соком можно быстрее заживить рану» — Миша «Я узнал новое растение каланхоэ, если кто то порежет пальчик, то соком можно быстрее заживить рану» — Миша «Я узнала, что спатифиллум не любит прямых солнечных лучей, лучше растет в тени» — Женя «Я узнала, что спатифиллум не любит прямых солнечных лучей, лучше растет в тени» — Женя «Я узнал, что алоэ — лекарственное растение, им можно лечить насморк» — Денис «Я узнал, что алоэ — лекарственное растение, им можно лечить насморк» — Денис «Я узнала, как нужно поливать фиалки, — в поддон» — Кристина «Я узнала, как нужно поливать фиалки, — в поддон» — Кристина «Я узнал, что с помощью герани можно лечиться, а еще запах герани отгоняет мух» — Илюша «Я узнал, что с помощью герани можно лечиться, а еще запах герани отгоняет мух» — Илюша 19
Результаты работы проектной деятельности 1. Пополнился уголок природы в группе новыми комнатными растениями 2. Создан комплекс дидактических и словесных игр о растениях. 3. Повысился уровень сформированности системы знаний о комнатных растениях у детей средней группы через реализацию проекта «Комнатные растения наши — друзья». 4. Разработаны конспекты НОД, бесед, организован просмотр иллюстрированных презентаций о цветах. 5. Показана НОД «Комнатные растения — наши друзья» 6. Повысился уровень экологической культуры детей % родителей проявили активность по данной проблеме. 20
Литература Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. Дамашева Т. Комнатные растения – спутники нашей жизни // Дошкольное воспитание. – Дамашева Т. Комнатные растения – спутники нашей жизни // Дошкольное воспитание. – Организация деятельности уголка природы. Средняя группа /Сост.П.Г. Федосеева. Организация деятельности уголка природы. Средняя группа /Сост.П.Г. Федосеева. html html komnaty/ komnaty/ 21