Проект «Логика для детей 4-5 лет»
Пояснительная записка
Потребность в целенаправленном формировании логических приёмов мышления в процессе обучения и воспитания уже осознаётся психологами и педагогами. Известный детский психолог Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления. Он утверждал: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли». Но зачем развивать мышление дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности.
Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Современная педагогическая и методическая литература предлагает педагогам разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие дошкольников. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса. Практика работы с детьми старшего дошкольного возраста выявила, что дети часто не могут вычленить признаки обобщения, называя само обобщающее понятие, познавательная активность зачастую снижена, а это тормозит развитие творческой личности. На мой взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы является идея о том, что системное развитие форм и операций логического мышления на доступном детям материале в игровой форме, способствует развитию познавательной активности детей, творческого и логического мышления, самостоятельности и системности мышления.
Цель:
развитие логического мышления дошкольника с помощью игровой деятельности: обучать – играя.
Задачи:
- Развивать зрительное восприятие, внимание, память, логическое мышление детей.
- Развивать наглядно-образное мышление.
- Формировать навык рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, устанавливать простые закономерности.
- Формировать умение находить и дополнять недостающие фрагменты изображений, опознавать объект по отдельным частям.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Проект разработан для детей среднего дошкольного возраста (4-5лет).
Срок реализации проекта
— один год.
Ожидаемый результат
:
- Сформировано умение самостоятельно и настойчиво достигать цели.
- Дети проявляют любознательность, интерес к исследовательской деятельности.
- У детей развито внимание, восприятие, логическое мышление.
- Дети успешно решают логические задачи.
- Дошкольники проявляют устойчивый интерес к развивающим играм.
- Развито умение анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
План совместной деятельности с детьми средней группы по развитию умственных способностей посредством дидактических игр и упражнений
месяц | задачи | логика деятельности | ||
Октябрь занятие 1 | 1.Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру. 2.Развивать умение находить недостающую фигуру. 3.Упражнять детей выкладывать машины по образцу. | 1.И/у «Найди и назови». 2.И/у «Дорисуй фигуру». 3. Конструирование машин из геометрических фигур | ||
занятие 2 | 1.Упражнять в нахождении геометрических фигур. 2.Развивать произвольное внимание. 3.Упражнять детей выкладывать рыбку по образцу. | 1.И/у «Найди и назови». 2.И/у «Найди недостающую фигуру» (дорисовать фигуру). 3.Выкладывание рыбок по образцу. | ||
занятие 3 | 1.Упражнять детей в составлении геом.фигур на столе из сч. палочек и ниток 2.Упражнять детей выкладывать узор по образцу из палочек. | 1.И/у «Составь фигуру: квадрат и треугольник; маленький и большой квадрат; из ниток круг, овал, треугольник, квадрат. 2. Выкладывание узора по образцу. | ||
занятие 4 | 1.Упражнять в составлении геометрических фигур. 2.Развивать умение составлять фигуры по образцу. 3.Развивать логическое мышление, внимание. | 1.Составь: 2 равных треугольника из 5 палочек; Из 10 палочек 3 равных квадрата; Из 7 палочек 2 равных квадрата. И/у «Чего не хватает». Назвать недостающую фигуру | ||
ноябрь занятие 1 | 1.Закрепить знания о геометрических фигурах. 2.Развивать умение располагать фигуры по заданию. 3.Упражнять детей находить предметы, развивать внимание, наблюдательность. | 1.Раскрась фигуры у которых 3 угла, лишнюю фигуру. 2.Расположи фигуры: красный круг, слева от него желтый треугольник, справа от круга зеленый треугольник; 3.Карточки (зашумленные)- нахождение предметов. | ||
занятие 2 | 1.Развивать логическое мышление. 2.Развивать произвольное внимание. | 1.И/у «Что снаружи что внутри» 2.И/у «Сделай по образцу». 3.И/у «Последовательность» Разложить карточки по образцу. | ||
занятие 3 | 1.Упражнять в умении составлять новые геометрические фигуры 2.Развивать внимание, наблюдательность. | 1.Знакомство с игрой танграм. 2.И/у «Какая фигура лишняя». | ||
занятие 4 | 1.Развивать логическое мышление. 2.Развивать произвольное внимание | 1.И/у «Обводилки» 2.И/у «Сделай по образцу». 3. И/у «Найди отличия» | ||
декабрь занятие 1 | 1.С помощью пуговиц развивать словесно-логическое мышление. 2.Развивать логическое мышление, произвольное внимание 3.Упражнять детей находить лишний предмет | И/у «Найди лишнюю пуговицу» а) лишняя по цвету б) лишняя по размеру в) лишняя по количеству отверстий г) лишняя по форме Д/и «Парные коврики» Д/и «Четвертый лишний» | ||
занятие 2 | 1.Развивать произвольное внимание. 2.Развивать внимание, наблюдательность 3.Упражнять детей находить предметы, развивать внимание, наблюдательность. | И/у «Контуры» Д/и «Резиночки» Карточки (зашумленные)- нахождение предметов | ||
занятие 3 | 1.Упражнять в составлении геометрических фигур 2.Развивать произвольное внимание | И/у «Составь квадрат» И/у «Обводилки» | ||
январь занятие 1 | 1.Упражнять в составлении геометрической фигуры квадрата 2.С помощью пуговиц развивать словесно-логическое мышление 3.Развивать логическое мышление. | И/у «Составь квадрат» И/у «Продолжи ряд пуговиц» а) красная и синяя пуговицы чередуются б) 2 красных и 2 синих пуговицы чередуются в) синяя, красная, оранжевая пуговицы чередуются г) чередуются пуговицы с разным количеством отверстий Д/и «Что не так» | ||
занятие 2 | 1.С помощью пуговиц развивать словесно-логическое мышление 2.Развивать произвольное внимание 3.Упражнять детей находить лишний предмет | И/у «Найди пуговицу по описанию»» а) Найди маленькую красную пуговицу б) Найди большую черную пуговицу с 4 отверстиями в) Найди маленькую белую пуговицу с 4 отверстиями г) Найди большую синюю пуговицу с 2 отверстиями И/У «Найди лишний предмет» 3 Д/и «Четвертый лишний» | ||
февраль занятие 1 | 1.С помощью пуговиц развивать словесно-логическое мышление 2.Развивать внимание, наблюдательность 3.Развивать произвольное внимание | И/У «Добавь пуговицы в ряды» Каких пуговиц не хватает в каждом ряду? Сделай так, чтобы пуговиц стало поровну во всех рядах. И/у «Найди недостающую фигуру» (дорисовать фигуру) И/у «Сделай по образцу». | ||
занятие 2 | 1.Развивать внимание, наблюдательность 2Упражнять детей находить лишний предмет 3.Развивать внимание, наблюдательность | Д/и «Найди отличия» Д/и «Четвертый лишний» Д/и «Резиночки (2вариант) | ||
занятие 3 | 1.Упражнять в составлении геометрических фигур из палочек по образцу 2.С помощью пуговиц развивать словесно-логическое мышление 3.Развивать внимание, наблюдательность | И/у «Сделай по образцу». И/у «Логическая операция » а) разложи пуговицы: красные в один круг, маленькие в другой; б) разложи пуговицы: с 4 отверстиями в один круг, маленькие в другой. Д/И «Что перепутал художник» | ||
март занятие 1 | 1.С помощью пуговиц развивать словесно-логическое мышление 2.Развивать произвольное внимание 3.Развивать логическое мышление. | И/у «Разложи пуговицы по мешочкам» а) разложи пуговицы по цвету б) разложи пуговицы по размеру в) разложи пуговицы по количеству отверстий И/у «Лабиринты» Д/и «Что не так | ||
занятие 2 | 1Упражнять детей находить предметы, развивать внимание, наблюдательность. 2.Развивать логическое мышление. 3.Развивать произвольное внимание | Карточки (зашумленные)- нахождение предметов Д/и «Последовательность» И/у «Сделай по образцу». | ||
занятие 3 | 1.Развивать умение располагать фигуры по заданию. 2.Развивать произвольное внимание 3.Упражнять детей находить лишний предмет | И/у «Сделай по образцу». И/у «Найди отличия» Д/и «Четвертый лишний» | ||
занятие 4 | 1.Упражнять в составлении геометрической фигуры квадрата 2.Развивать логическое мышление, внимание 3.Развивать произвольное внимание | И/у «Составь квадрат» (2 вариант) И/у «Чего не хватает». Назвать недостающую фигуру И/у «Сделай по образцу» | ||
апрель занятие 1 | 1.Упражнять в умении составлять фигуры по образцу 2.Развивать логическое мышление, внимание 3Упражнять детей в составлении фигур на столе из сч. палочек по образцу | Д/и «Танграм» И/у «Чего не хватает». Назвать недостающую фигуру И/у «Составь фигуру | ||
занятие 2 | 1.Развивать произвольное внимание 2.Развивать внимание, наблюдательность 3.Развивать внимание, наблюдательность | И/у «Лабиринты» Д/И «Что перепутал художник» И/у «Найди недостающую фигуру» (дорисовать фигуру) | ||
занятие 3 | 1.Развивать внимание, наблюдательность 2.Развивать произвольное внимание 3Упражнять детей находить лишний предмет | И/у «Найди предмет который не подходит к остальным» Д/и «Силуэты» Д/и «Четвертый лишний» | ||
занятие 4 | 1Развивать умение согласовывать местоимение с сущ. 2Развивать внимание, наблюдательность 3Упражнять в умении составлять фигуры по образцу | Речевая игра «Рассели по домикам» Д/и «Что есть что» Д/и «Танграм» |
Итоговое мероприятие:
игра – викторина «Умники и умницы»
Список литературы:
З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Москва «Просвещение» 2009г. В.П. Новикова «Математика в детском саду», Москва Мозаика- Синтез 2009г. «500 задач и заданий для детей», Творческий Центр Сфера 2009г. Э.Н. Петлякова «Развиваем память и внимание», Феникс Ростов-на-Дону 2012г.
https://psi-school.ru/logicheskie-igry-s-pugovicami/
https://www.babyblog.ru/community/post/parentalschool/3169149
https://mirdetstva5.ru/obschii-zanyatiya-s-rebyonkom/razvivayuschaya-igra-chto-pereputal-khudozhnik#
https://ot2do6.ru/77-volshebnaya-obvodilka.html
https://www.liveinternet.ru/users/svetlana-sima/post213452433/
https://mirdetstva5.ru/obschii-zanyatiya-s-rebyonkom/razvivayuschaya-igra-chego-ne-khvataet
https://prodetstvo.ru/games/log/log4/
https://vk.com/smart_children
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе
Тема: «Поездка на ферму»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура»
Задачи:
• воспитывать доброе отношение к животным, уважение к фермерскому труду («Социализация»)
• воспитывать умение работать в коллективе, давать критическую самооценку и оценивать деятельность других («Социализация»)
• уточнить и расширить представления детей о домашних животных и их детенышах, труде людей в сельской местности («Познание»)
• актуализировать и обогащать номинативный и предикативный словарь детей по теме «Домашние животные» («Коммуникация»)
• формировать обобщающее понятие «Домашние животные» («Коммуникация»)
• формировать умение практически образовывать существительные суффиксальным способом в единственном и множественном числе, употреблять в речи формы родительного и дательного падежа существительных («Коммуникация»)
• развивать диалогическую речь, формировать умение составлять рассказы-описания из 2-3 предложений («Коммуникация»)
• развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки, координацию речи с движением, мелкую моторику пальцев рук, («Физическая культура»)
• развивать творческие способности («Художественное творчество»)
• активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворений, сказки, воспитывать интерес к художественному слову («Чтение художественной литературы»)
• развивать зрительное и слуховое внимание, словесно-логическое мышление, память, творческое воображение
Методы и приемы:
Практические: игровое упражнение с мячом «Запомни, повтори», пальчиковая гимнастика «Буренушка», динамическая пауза «Домашние животные», творческие задания «День рождение козы» (лепка), «Животные на ферме» (рисование).
Наглядные: мультимедийные презентации дидактических игр, демонстрации сюжетных картин «Скотный двор», «Польза домашних животных», иллюстраций к сказке « Волк и семеро козлят», рассматривание план-схемы для составления описательных рассказов, работ детского творчества.
Словесные: дидактические игры «Кто живет на ферме?», «Назови детенышей», «Кто как голос подает?», «Писатель», «Накормим животных», «Подумай, отгадай», беседа, чтение стихотворений С.А. Васильевой «Скотный двор», С. Булановой «Домашние животные», сказки «Волк и семеро козлят».
Материалы и оборудование: мультимедиа-проектор, экран, ПК, интерактивная доска.
Демонстрационный: слайды, сюжетные картины.
Раздаточный: план-схема описательных рассказов, мяч, пластилин, стека, доска для лепки, листы бумаги, карандаши.
Формы организации совместной деятельности
Деятельность детей | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная |
|
Продуктивная | Творческие задания «День рождение козы» (лепка), выставка рисунков «Животные на ферме» |
Коммуникативная |
|
Чтение (восприятие) | Чтение стихотворений С.А. Васильевой «Скотный двор», С. Булановой «Домашние животные», сказки «Волк и семеро козлят». |