Создание здоровьесберегающей системы в современном учреждении ДО


Понятие здоровьесберегающей среды

Здоровьесберегающая среда – это благоприятные условия жизнедеятельности в той или иной сфере.
Что касается здоровьесберегающей среды ДОУ, то она представляет собой образовательное пространство, построенное на принципах здорового образа жизни, т.е. условия образования положительно сказываются на развитии личности, не вредят здоровью, а помогают в его сохранении и укреплении.

Создание в дошкольном заведении здоровьесберегающей среды необходимо для полноценного интеллектуального, коммуникативного, социального, творческого и физического развития подрастающего поколения.

Благополучное, продуктивное развитие личности ребенка включает следующие аспекты:

  1. Гармоничное сочетание духовного и нравственного развития;
  2. Социализация личности, ее положительное протекание;
  3. Акцентирование внимания на эмоциональном компоненте образовательной и иных видов деятельности;
  4. Поддержание психического и физического развития на должном уровне;
  5. Проявление социальной активности во всех сферах жизнедеятельности и взаимоотношениях.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
ДОУ является микросредой, в которой реализуется социальное становление личности. в ней требуется сформировать здоровый психический климат, с соблюдением норм гигиены, нравственности и эстетики. В этой связи, здоровьесберегающая среда ДОУ, является совокупностью следующих компонентов:

  1. Воспитание духовно-нравственных начал личности.
  2. Устранение возможности развития стрессовых ситуаций в образовательном процессе и их сглаживание при возникновении.
  3. Соблюдение гигиены интеллектуального и физического труда.
  4. Эстетика окружающего пространства.
  5. Рациональное питание.
  6. Соблюдение режима дня.

Таким образом, создание в ДОУ здоровьесберегающей среды предполагает тщательную проектировку условий жизнедеятельности детей, с соблюдением норм гигиены и созданием комфортного психологического микроклимата в той или иной возрастной группе.

Условия организации здоровьесберегающей среды ДОУ

Организация в дошкольном образовательном учреждении здоровьесберегающей среды реализуется с ориентацией на следующие условия деятельности:

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ 480 ₽ Реферат Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ 270 ₽ Контрольная работа Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ 210 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  1. Комплексное и систематическое включение физических мероприятий в жизнедеятельность. Предполагается регулярная физическая нагрузка – гимнастика, зарядка, подвижные игры;
  2. Опора в воспитательном процессе на традиции и культуру конкретного региона, конкретной местности, а также национальные особенности и культурную идентичность государства.
  3. Партнерство педагогов, воспитанников и их родителей в работе по здоровьесбережению. Пропаганда здорового образа жизни осуществляется не только в среде воспитанников, но и среди родителей. Также, педагоги ДОУ, личным примером должны демонстрировать активную работу по сохранению, поддержанию и укреплению здоровья.
  4. Мотивация дошкольников к получению знаний о здоровье и его сохранении и выработка потребности в выполнении правил гигиены и иных требований, способствующих сохранению здоровья.
  5. Создание в ДОУ и отдельных группах предметно-развивающей среды, ориентированной на полноценное развитие воспитанников и их комфорт.
  6. Регулярное диагностирование состояния здоровья воспитанников и проведение профилактических мероприятий (в период сезонных заболеваний, профилактика авитаминоза и др.).

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Приоритетной целью инновационного дошкольного учреждения является формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, ценностного отношения к здоровью и реализации усвоенных знаний и представлений в поведении. Успешность здоровьесберегающей деятельности будет достигнута благодаря созданию здоровьесберегающей образовательной среды. В статье рассмотрена сущность понятия «здоровьесберегающая образовательная среда» в учреждении дошкольного образования, раскрыто его содержание и характеристика. Обоснованы вопросы организации здоровьесберегающей образовательной среды в рамках ключевых направлений: личностно-ориентированное, социальное, организационно-методическое и предметно-пространственное развивающее.

Ключевые слова: здоровьесберегающая образовательная среда, здоровьесберегающая деятельность, здоровьесберегающая компетентность, валеологическая грамотность, инновационные здоровьесберегающие технологии.

Вопросы сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в современном социокультурном пространстве являются приоритетными, требующие активных действий, в первую очередь, со стороны педагогической науки, поскольку сам феномен здоровье – важнейшая социально-значимая ценность, показатель жизнеспособности и всестороннего гармоничного развития личности.

Проблемой формирования здоровьесберегающей образовательной среды в учреждениях дошкольного образования, изучением психолого-педагогических условий и особенностями построения такой среды занимаются многие отечественные и зарубежные ученые: Т.К. Андрющенко, Д.В. Ротфорт, Н.В. Левинец, Л.Н. Волошина, Т.С. Овчинникова, Л.В. Лохвицкая, В.Н. Ростовцев, В.Н. Шебеко, Ю.Н. Кислякова С. Стивенсон и др. Однако актуальность ее на сегодняшний день доказана следующими факторами: стрессовая тактика психолого-педагогических воздействий (организация образовательной системы учреждений дошкольного образования не в полной мере ориентирована на сохранение здоровья детей, допускает систематические психические, интеллектуальные и физические перегрузки, возникновение ситуаций переживания в игре и общении); не сформирована готовность педагогов к работе в условиях приоритета здоровья и осуществление профессиональной деятельности на основе здоровьесберегающих принципов; недостаточное оснащение научно-методической базы, организационно-пространственной, предметно-пространственной среды учреждений дошкольного образования, валеологическая неграмотность родителей воспитанников и пр.

Здоровьесберегающая образовательная среда в учреждении дошкольного образования ‒ это социокультурное пространство группы, которое позволяет создать педагогические условия позитивной социализации детей в области ведения здорового образа жизни, формирования материальных и духовных условий для здоровьеориентированной деятельности, демонстрации природособразных потребностей развивающейся личности в здоровьесбережении. Являясь одним из инновационных направлений работы педагога, данное направление предполагает решение следующих задач: организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья; создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения; формирование умения жить в гармонии с собой и окружающим миром; воспитание культуры здоровья; развитие творческих способностей; мотивация на здоровый образ жизни; обучение детей использовать полученные знания в повседневной жизни; внедрение инновационных педагогических технологий [с. 310-316.].

О.Е. Подгорная и Л.Н. Волошина предлагают синонимичное определение дефиниции «здоровьесберегающая образовательная среда», рассматривая данный феномен как «здоровьесберегающее образовательное пространство» и обосновывают его как многоуровневую образовательную систему, социально организованную воспитательную среду, часть педагогически осмысленной действительности, интегрирующей в себе потенциал учреждений образования, социокультурной сферы, семьи, ребенка, а также системы взаимодействий, направленных на повышение его физкультурно-оздоровительных возможностей. Такая среда по мнению исследователей обеспечивает осознание его субъектами ценности здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, продуктивную активность всех участников пространства в развитии навыков культуры здоровья и духовно-нравственного самосовершенствования (здоровьесберегающего образовательного процесса) для сохранения и укрепления здоровья детей [6; 3].

Согласно результатам исследований, И. А. Анохиной, здоровьесберегающая среда в дошкольном образовательном учреждении должна включать:

— условия для благоприятного течения адаптации к детскому саду;

— комфортную предметно-развивающую среду в группе и атмосферу эмоционального комфорта для каждого ребенка;

— условия для формирования основ культуры здоровья и привычек здорового образа жизни, здоровьесберегающий компонент;

— организацию интересной для детей деятельности;

— индивидуальный подход к ребенку с момента поступления в дошкольное учреждение до выпуска в школу [2 с. 3-11].

Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в учреждении дошкольного образования, на наш взгляд, должно реализовываться в четырех направлениях:

• личностно-ориентированное направление;

• социальное направление;

• организационно-методическое направление;

• предметно-пространственное развивающее направление.

В рамках личностно-ориентированного направления предполагается опора при организации оздоровления дошкольников в условиях здоровьесберегающей среды на естественный процесс саморазвития и творческого потенциала личности, где предусматриваются:

• психологически комфортное пространство, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении;

• прогнозирование проявлений индивидуальных характеристик физической подготовленности;

• система комплексного профилактического медицинского обслуживания (осуществление медико-физиологического, социологического, психолого-педагогического контроля за состоянием здоровья детей);

• включение дошкольников в разные виды двигательной деятельности с целью обязательной отработки, совершенствования и прослеживания роста двигательных умений и навыков.

Личностно-ориентированное направление, как отмечает Т.А. Андрющенко, обеспечивает психологический комфорт в процессе закрепления детьми здоровьесберегающих жизненных навыков, реализацию индивидуального подхода к воспитанникам, отсутствие стрессовых ситуаций, а также позитивный пример значимых взрослых [1, с 6-12.].

Социальное направление предполагает здоровьесберегающую деятельность педагогического персонала учреждений дошкольного образования в рамках формирования у них здоровьесберегающей компетентности, валеологическую грамотность родителей воспитанников (агитационно-просветительская деятельность), а также сотрудничество и взаимодействие между педагогами и родителями в здоровьесберегающей сфере как участниками здоровьесберегающего образовательного процесса (консультационная работа в рамках учебной работы, семинаров, воспитательной работы).

В рамках методической работы дошкольного учреждения эффективность формирования здоровьесберегающей компетентности педагогов дошкольного образования будет достигнута благодаря использованию интерактивных технологий, выполняющих не только учебно-познавательную, но и коммуникативно-развивающую и социально-ориентированную функции. При этом активно могут использоваться:

• позиционная технология интерактивного обучения Н.Е. Вераксы (активное обсуждение содержания, форм, методов здоровьесбережения в дошкольном учреждении в проблемных группах «Вопрос», «Оппозиция», «Эксперт» и пр.);

• методы мозгового штурма и эвристической беседы (лекции-визуализации, проблемные семинары, рефлексивные мастерские, в процессе которых рассматриваются вопросы формирования и укрепления здоровья воспитанников, семей);

• метод «кейсов» (Case study) (обсуждение и анализ педагогических ситуаций и задач, взятых из реальной практики здоровьесберегающей деятельности ДОУ);

• метод интегральной телесной терапии (осознание связей между телесными ощущениями и эмоциональными переживаниями или процессами, например, упражнение «Танцующая точка»);

• метод деловых игр (имитация ситуаций, моделирующих здоровьесберегающую, здоровьеформирующую деятельность, в игровой форме;

• метод проектов (проектирование модели здоровьесберегающей деятельности ДОУ с последующей презентацией готового продукта; проведение тематического контроля эффективности здоровьесбережения в дошкольном учреждении и семье; программы детско-родительского фитнеса);

• информационно-компьютерные технологии (участие педагогов со своими здоровьесберегающими проектами и консультациями в педагогическом интернет-клубе, виртуальной академии родительства и пр.) [5].

Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры и компетентности в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей – одно из направлений в сотрудничестве дошкольного учреждения и семьи. Методика совместной работы по формированию валеологической грамотности родителей в области здоровьесбережения предполагает: единство целей и задач воспитания здорового ребенка в дошкольном образовательном учреждении и семье; индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье, систематичность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду; взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей; укрепление авторитета педагогов в семье, а родителей – в детском саду; формирование отношения к родителям как к равноправным партнерам в образовательно-воспитательной работе [7].

Организационно-методическое направление характеризуется безопасной здоровьесберегающей инфраструктурой, включающую материально-технические, санитарно-гигиенические и методические (проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, совершенствование методик, направленных на формирование здоровьесберегающей компетентности детей дошкольного возраста) условия. Немаловажным аспектом является внедрение в образовательный процесс учреждений дошкольного образования инновационных здоровьесберегающих технологий. На сегодняшний день можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медико-профилактические (биологически обратная связь (БОС), точечный массаж, самомассаж); физкультурно-оздоровительные (ритмопластика, релаксация, гимнастика: ортопедическая, корригирующая, дыхательная, для глаз и пр.); технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (коммуникативные игры, проблемно-игровые игротренинги); коррекционные технологии (психогимнастика, фонетическая ритмика, арт-терапия, технологии коррекции поведения).

Современный контекст создания здоровьесберегающей предметно-пространственной развивающей среды предполагает использование материально-технических ресурсов наряду с научно-методическими, а также креативным потенциалом педагогического коллектива. Примером для такой среды в условиях дошкольного образовательного учреждения может служить создание в образовательном пространстве группы центров детской активности, которые способствуют физическому, социальному, психическому и духовному здоровью. Так, например, «Центр познания» обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты; информационно-коммуникационные средства, позволяющие усиливать эффект погружения в воображаемую ситуацию с помощью проекций виртуальной реальности, мультимедийных презентаций и клипарта.), «Физкультурно-оздоровительный центр» обеспечивает двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельности детей, специально оборудованная сенсорная комната, как организованная определенным образом окружающая среда, включающая множество различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, на вестибулярные рецепторы и пр. Формирование здоровьесберегающей развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации, которая насыщена различными материалами, средствами, предметами, позволяет ребенку через естественную любознательность в игровой деятельности осваивать подходы к ведению здорового образа жизни, творчески преобразовывать полученные представления, демонстрировать в ситуациях выбора новые, привнесенные представления об элементах, которые ориентированы на сохранение, укрепление и развитие индивидуального здоровья [4, с. 32-42].

Таким образом, на основании вышесказанного, следует отметить, что здоровьесберегающая образовательная среда в учреждении дошкольного образования, являясь одним из приоритетных направлений научных исследований, не только обеспечивает сохранение и укрепление здоровья, но и формирует культуру здоровья; служит основой для формирования ценностного отношения к здоровью; побуждает ребенка к проявлению активности и самостоятельной инициативе в ведении здорового образа жизни; позволяет трансформировать полученные знания и представления в практической деятельности; служит стимулом для самореализации дошкольников, являясь основой разностороннего развития личности ребенка. Кроме того, формирование такой среды будет благополучно реализован0о при взаимодействии всех субъектов образовательного процесса.

Список использованных источников

  1. Андрющенко Т. К. Обеспечение здоровьесберегающей среды для закрепления у дошкольников жизненных навыков, способствующих сохранению здоровья. Сборник научных докладов. Педагогика. Научные предложения. Часть 2. 2015. — С. 6-12.
  2. Анохина И. А. Условия обеспечения социально-эмоционального благополучия детей в ДОУ // Начальная школа плюс до и после. 2013. № 6. — С. 3-11.
  3. Волошина Л.Н. Развитие здоровьесберегающего образовательного пространства дошкольных учреждений (методология, теория, практика: диссертация … доктора педагогических наук: 13.00.04 / Л.Н. Волошина – Екатеринбург, 2006. 434 с.
  4. Зверкова А. Ю. Здоровьесберегающая деятельность воспитателя в соответствии с профессиональным стандартом // Современные научные исследования: методология, теория, практика: материалы VI международной научно-практической конференции (Челябинск, 23 февраля 2015 г.). — Челябинск: Сити-Принт, 2015. — С. 32-42.
  5. Микляева Н.В. «Физическое развитие дошкольников. Часть 1. Охрана и укрепление здоровья / Под ред. Н.В, Микляевой. – М.: Сфера, 2015. – 144 с.].
  6. Подгорная О. Е. Проектирование здоровьесберегающего пространства общеобразовательной школы средствами личностно-ориентированного образования: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / О. Е. Подгорная – Тирасполь, 2005. 211 с. С. 17.
  7. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: 5–7 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / М.А. Рунова – Москва: Мозаика-Синтез, 2000. 256 с.
  8. Седлецкая Т.В. Инновационная образовательная среда в системе здоровьеобразующей деятельности образовательного учреждения в современной россии. I Лужские научные чтения. Современное научное знание: теория и практика. Материалы международной научно-практической конференции. Отв. ред. Т.В. Седлецкая. 2013 Издательство: ЛГУ им. А.С. Пушкина (Санкт-Петербург) 22 мая 2013 г. С. 310-316.

SUMMARY AND ORGANIZATION OF HEALTH EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The priority objective of the innovative pre-school is to form children motivational sphere of hygienic behavior, safe life, physical training and the implementation of learned knowledge and understanding in their behavior. The success of this will be achieved through the creation of health-educational environment. The article deals with the essence of the concept of «health-educational environment» in the establishment of pre-school education, disclosed its contents and characteristics. Substantiates the organization of health-environment within key areas: student-oriented, social, organizational and methodical and detail-spatial developmental.

Keywords: health-educational environment, health saving activity, health-competence, valeological literacy, innovative health-saving technologies.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]