«Страна прекрасных слов». Конспект НОД по реализации образовательной области «Коммуникация»


Коммуникация в детском саду

Коммуникация в детском саду – это процесс передачи осмысленной информации, её эмоционального и интеллектуального содержания от отправителя к получателю, т. е. от человека, группы к другому человеку, группе. Коммуникативные навыки крайне важны для детей, поскольку все мы живём в рамках общества и, так или иначе, взаимодействуем с ним и другими его представителями.

Для того чтобы достичь успеха в работе и личной жизни, нам необходимо уметь правильно и корректно общаться, вести диалог, хорошо распознавать свои и чужие эмоции и так далее.

Система коммуникации в детском саду. В дошкольном возрасте существуют две сферы общения — со взрослым и со сверстником. Часто возникает вопрос: кто нужнее ребёнку и с кем дети должны проводить больше времени — со взрослыми или со сверстниками? Отвечая на этот вопрос, важно подчеркнуть, что здесь не может быть противопоставления «или-или». И взрослые, и сверстники необходимы для нормального развития личности ребёнка. Но их роль в жизни детей, конечно, различна. Общение со взрослым и со сверстником развивается тоже по-разному. Преобладают в дошкольном возрасте внеситуативные формы общения.

В разделе сайта коммуникация в детском саду для разных групп содержит много интересных публикаций для воспитателя по обучению детей на разные темы:

  • Коммуникация вторая младшая группа
  • Конспект организованной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию
  • Применение информационно-коммуникационных технологии в речевом развитии детей раннего возраста
  • Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» во второй младшей группе 3-4 года
  • Формы и методы развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста
  • Конспект НОД образовательной области «Коммуникация» Для старшей (5-6 лет) группы
  • Индивидуальная карта развития по социально — коммуникативной области
  • Значение социально – коммуникативных навыков в формировании толерантного сознания дошкольников
  • Коммуникативные умения и навыки детей 3-4 лет
  • Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» в старшей группе детского сада
  • Конспект непосредственно — образовательной деятельности в разновозрастной группе детского сада
  • Конспект организованной образовательной деятельности для I младшей группы по образовательной области «Коммуникация»
  • Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Коммуникация» в подготовительной группе 6-7 лет
  • Конспект по ОО «Коммуникация» во второй младшей группе
  • Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация: развитие речи»
  • Преемственность в формировании коммуникативно-речевой компетентности детей в контексте реализации ФГОС
  • Реализация образовательной области Коммуникация через развивающие игры в детском саду
  • Коммуникативные игры в детском клубе креативно-делового общения
  • Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» развитие речи
  • Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» и «Художественное творчество»
  • Развитие коммуникативных отношений среди детей в детском саду
  • Игры на коммуникативное развитие детей
  • Коммуникативные игры в детском саду
  • Технологии коммуникативных игр, как средство взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников детских садов
  • Развитие коммуникативных качеств дошкольников в игре

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников. С раннего детства малыш постигает секреты поведения в различных ситуациях дома, в кругу сверстников, в общественных местах и т. д. Важнейшая роль на этапе взросления отводится именно родителям. Члены семьи первыми прививают ребёнку основные правила поведения, умение ясно выражать свои мысли. Это необходимо для того, чтобы дети могли комфортно ощущать себя среди окружающих, общаться.

Понимание коммуникации подводит воспитателей, педагогов и психологов к пониманию того, что все-таки необходимо прикладывать все усилия для становления, формирования и развития у дошкольников коммуникативных умений и навыков. Немаловажную роль в данном процессе играют также принципы и методы развития детской коммуникации.

Речь дошкольника – универсальное средство коммуникации, помогающее передавать чувства, знания, пожелания. Без слов трудно попросить о чем-то или сообщить о своих намерениях. Коммуникативные способности дошкольника — научить общению с детства.

Главные задачи коммуникативного развития дошкольников — в семье, в детских учреждениях, в обществе. Способы развития коммуникативных качестве у детей. Внедрение навыков коммуникации с другими людьми происходит с помощью игры – для детей дошкольного возраста это оптимальный, наиболее подходящий способ обучения. К тому же она позволяет воспитателям увидеть особенности каждого ребёнка и возможные проблемы в коммуникации.

Успех развития коммуникативной деятельности у дошкольников зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений, полученных на занятиях в течение всего дня.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Непосредственно образовательная деятельность (коммуникация) в старшей группе на тему «Волшебные слова» Воспитатель: Худякова О. Н. Программное содержание: Образовательные задачи: Развивающие задачи: Воспитательные задачи: Словарная работа: Активизация словаря: здравствуйте, привет, до свидания, до встречи, пока, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спасибо, пожалуйста, извините, простите. Обогащение словаря: приветствие, прощание, благодарность, просьба. Материал и оборудование: Ход НОД: Встань, как только солнце встанет (потянуться, руки вверх) И тихонечко к окошку Руку луч к тебе протянет — (вытянуть руки вперёд) Ты подставь скорей ладошку. Давайте поздороваемся с солнышком: «Здравствуй, солнышко!» (подставляют ладошки солнышку) Пусть тебя увидит мама И умытым, и обутым. (провести ладонями по лицу, наклониться и дотронуться до ног) Всё прибрав, иди к ней прямо (шагать на месте) И скажи ей: «С добрым утром!» (повторить «С добрым утром!») А потом с улыбкой, в песней Выйди к травам, людям, птицам… (широко развести руки в стороны) И весёлым, интересным День твой должен получиться! (улыбнуться друг другу) Мишка вышел из берлоги, (шагать на месте) Огляделся на пороге. (оглядеться по сторонам) Чтоб скорей набраться сил, Головой медведь крутил. Мишка до пяти считал, Мишка гири поднимал – Раз, два, три, четыре, пять. (под счёт разгибать и сгибать согнутые в локтях руки) Буду гири опускать – Раз, два, три, четыре, пять. (наклониться, разгибать и сгибать руки) Мышцы буду напрягать.

(согнуть руки в локтях, показать «мышцы»)

С одной стороны ширмы укреплён домик.

С другой стороны появляется Мишка.

Воспитатель: Дети, посмотрите, кто у нас сегодня в гостях! (Мишка)

А почему же Мишка молчит, ничего не говорит? Ребята, подскажите, пожалуйста, Мишке, что нужно говорить при встрече? (Здравствуйте)

Мишка: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Мишка, а что же ты такой грустный?

Мишка: Я заблудился и не могу найти дорогу домой. Помогите мне!

Воспитатель: Мишка, мы с радостью тебе поможем, если ты попросишь правильно. Дети, какое волшебное слово мы произносим, когда просим о чём-то? (Пожалуйста)

Мишка: Я понял! Ребята, помогите мне, пожалуйста, найти дорогу домой!

Воспитатель: Иди, Мишка, вот по этой дорожке прямо и никуда не сворачивай.

Воспитатель: Пошёл мишка по дорожке и встретил Зайца.

Мишка: Уходи, Заяц, с моей дороги, дай мне пройти!

Воспитатель: А Заяц стоит и не уходит. Ребята, как вы думаете, почему? (Потому что надо попросить вежливо, сказать «пожалуйста») Правильно, но сначала надо поздороваться. Ты понял, мишка?

Мишка: Понял! Здравствуй, зайка! Разреши мне, пожалуйста, пройти.

Зайка: Здравствуй, Миша! Проходи, пожалуйста.

Воспитатель: И собрался мишка идти дальше. Постой, Миша! А ты ничего не забыл?

Мишка: Нет. У меня ведь в лапах ничего не было.

Воспитатель: А вы, ребята, не подскажете Мишке, что ему надо было сделать? (Сказать Зайке «спасибо» и «до свидания»).

Мишка: Спасибо, Зайка! До свидания!

Зайка: пожалуйста, Мишенька! До встречи!

Воспитатель: Пошёл Мишка дальше, а навстречу ему Лиса.

Мишка: Вспомню-ка я, чему меня ребята учили. Здравствуй, Лисонька!

Лиса: Здравствуй, Мишенька!

Мишка: Будь добра, помоги мне, пожалуйста, найти дорогу к дому.

Лиса: С удовольствием помогу. пойдём со мной, я приведу тебя прямо к дому!

Мишка: А вот и мой дом! Спасибо тебе, Лисонька!

Лиса: Пожалуйста, Миша! До встречи!

Мишка: И вам, ребята, спасибо, подсказали удивительные, волшебные слова. Я всё понял! Теперь я везде и всегда буду говорить волшебные слова, ведь они так помогают! И все, кто их слышит, становятся добрыми и приветливыми. До свидания, ребята!

Ай да Миша! Научился у вас, ребята, вежливым словам. А чему же научились мы с вами сегодня на занятии? (Здороваться, прощаться, вежливо обращаться друг к другу и к старшим, вспомнили вежливые слова). Никогда не забывайте про эти слова, и вы увидите, какими добрыми и приветливыми станут все вокруг вас.

Следующая >

Конспект занятия: «Что такое общение.»

Занятие « Что такое общение»

Воспитатель:

— Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы начнем разгова­ривать с вами об общении. На занятиях мы будем учиться общению, будем полу­чать не только полезные знания и умения, но и хорошее настроение. Кто может по­пытаться раскрыть понятие «общение»?

(Общение
это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи зна­ний, опыта, обмена мнениями. В отличие от простого взаимодействия в процессе обучения происходит открытие друг другом самих себя. Я тебе — свое, а ты мне — свое я.)
Воспитатель:

Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает ус­пешным и вызывает положительные эмоции? Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего это нужно?
(Общение требуется каждому человеку, чтобы чув­ствовать себя человеком.)
Воспитатель подводит ребят в процессе обсуждения к выводу, что общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно при­носило человеку пользу и радость.

Упражнение «Приветствие»

Воспитатель:

А теперь, ребята, давайте сядем в круг и разучим приветствия, которые нужно пропеть, а не проговорить.

Воспитатель и дети:
Доброе утро, Лера!(Улыбаются девочке и кивают ей головой.)
Доброе утро, Лена!..
(Приветствуют всех детей по кругу.)
Доброе утро, Марина Борисовна!

Доброе утро, солнце!
(Все поднимают руки, затем опускают их.)
Доброе утро, небо!
(Аналогичное движение руками).Доброе утро всем нам!(Все разводят руки в стороны, затем опускают.)
Воспитатель:

Молодцы, ребята! Мы с вами поприветствовали друг друга, а те­перь давайте договоримся о правилах работы на наших занятиях. Посмотрите на правила, написанные на доске.

Примерные правила:

❖Активная работа на занятии каждого участника +

❖Внимание к говорящему +

❖Доверие друг к другу +

❖ Недопустимость насмешек + ❖Перебивание друг друга ❖Право каждого на свое мнение +

Какие правила можно принять сразу? Какие нужно изменить? Может быть, что- то нужно добавить?

Работа по теме

Воспитатель:

Трудно представить се­бе жизнь без общения. Оно рано входит в нашу жизнь. Если мы проанализируем, с кем и как мы общаемся, то, наверное, ста­нет понятно, что общение довольно часто доставляет нам неприятности. Задумыва­лись ли вы, почему это происходит?

Многочисленные исследования сви­детельствует, что ссоры между людьми чаще всего возникают из-за отсутствия культуры общения. В ссорах люди чаще обвиняют других. Давайте попытаемся проверить при помощи теста, какие мы в общении.

Тест-игра «С тобой приятно

общаться»

Воспитатель:

Умеем ли мы общаться, лучше всего знают те, с кем мы общаемся. Вам приходится постоянно общаться со своими сверстниками. Давайте проверим, какие вы в общении.

Для этого детям раздаются неболь­шие листочки для записи (количество листочков равно числу человек в группе), на которых они пишут соответствую­щие баллы для каждого ребенка. Расшиф­ровка баллов написана на доске:

+ 2 — с тобой очень приятно общаться;

+ 1 -ты не самый общительный человек;

О -не знаю, я мало с тобой общаюсь;

-1 -с тобой иногда неприятно общаться;

— 2 — с тобой очень тяжело общаться.

Каждый листочек складывается, и на обороте пишется имя того, кому предназначена записка. Все записки соби­раются в коробку, и воспитатель разда­ет их «адресатам», предупреждая, что подсчет баллов нужно сделать каждому самостоятельно после занятия.

Воспитатель:

Если результаты вам не понравятся, то не огорчайтесь, а лучше вспомните, что все зависит от вас самих. Если мы не знаем, как общаться с другими, то мы несчастны. Научиться общению можно, но для этого необходимо жела­ние. Нужно постигать искусство общения и работать над собой. Будем вместе учиться общению.

А сейчас выполните такое задание. Напишите на одном листочке: «Я хочу, чтобы со мной обращались ласково и нежно», на другом листочке напишите: «Я хочу, чтобы со мной обращались строго и требовательно». Сдайте мне тот листочек, на котором написан приемлемый для вас вариант общения.

Анализ занятия

Воспитатель:

Что понравилось на занятии? Что бы вы хотели изменить? Да­вайте оценим наше занятие. Поставьте свою оценку: поднимите на счет «три» нужное количество пальцев одной руки.

В заключение воспитатель сообщает, какое общение выбрали большинство участников (предыдущее задание).

Задание на следующее занятие

Воспитатель:

Подсчитайте после за­нятия баллы, полученные вами по тесту «С тобой приятно общаться», и запишите результат в тетрадь. С обсуждения этого мы и начнем наше следующее занятие.

Каждый (по очереди) будет занимать место на стуле в центре, и участники ответят на вопрос «Какой он?». Для этого они должны подобрать одно или несколько определений из того же списка слов на плакате. Сидящий в центре отмечает те слова, которые совпадают с его определе­нием («Я думаю, что я…»). Количество совпадений подсчитывается.

Анализ занятия

Воспитатель:

Давайте оценим наше занятие. Поставьте свою оценку: подни­мите на счет «три» нужное количество пальцев одной руки.

Что вам понравилось на сегодняш­нем занятии? Какие вы испытывали труд­ности? Кого оценивать труднее: себя или других?

Воспитатель:

А теперь задание на следующее занятие.

Сделайте рисунок под названием «Я в лучах солнца». Нарисуйте круг и в цент­ре напишите букву «Я». От границ круга нарисуйте лучи: их количество должно соответствовать отмеченным совпадениям в вашей характеристике. Совпадение положительных качеств нужно рисовать карандашом, а отрицательных —

красным синим.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию старших дошкольников

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию детей в старшей группе МДОУ Некоузский детский сад воспитатель Баранова Т.М. «Мы такие разные» Программное содержание Образовательные задачи: — формирование представления о близнецах; — развитие понятия о том, что все дети разные, отличаются по внешнему виду, голосу, одежде, привычкам, увлечениям, возрасту; — развитие умения различать одежду, игрушки, предметы пользования младенцев, дошкольников, школьников. Развивающие задачи: — развитие слухового внимания, наблюдательности; — активизация в речи слов: близнецы, младенец, дошкольник, школьник; — развитие умения сравнивать, соотносить предметы деятельности с возрастом ребенка. Воспитательные задачи: — воспитание умения быть внимательным по отношению друг к другу и другим людям; — воспитание интереса и доброжелательного отношения к малышам, сверстникам и старшим детям. Методы и приёмы: сюрпризный момент, подвижная игра, вопросы, прием ТРИЗ «Что было бы… », сравнение, использование иллюстраций, аудиозаписей, моделирование, игровое упражнение, поощрение, рисование автопортрета. Оборудование: магнитная доска, мяч, карточки с изображением детей разных возрастов (младенца, дошкольника, школьника), игра «Кому это нужно», листы бумаги, карандаши, краски, зеркало для каждого ребёнка. Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением детей разных возрастов, игра «Что нужно мальчикам, что нужно девочкам?», беседа об увлечениях детей.

Ход ситуации В группу входит Незнайка. Незнайка: Здравствуйте дети! Здравствуйте взрослые! Как вас здесь много. Какие вы все разные. Я хочу познакомиться с вами и узнать о вас много интересного, чтобы потом рассказать своим друзьям в Солнечном городе. Предлагаю всем взяться за руки и улыбнуться друг другу (берутся за руки) Воспитатель: Здравствуй, Незнайка! Мы все рады с тобой познакомиться. Все ребята хотят рассказать о себе много интересного, а поможет нам в этом игра «Расскажи о себе» (под музыку дети передают мяч, на ком музыка остановиться, тот и рассказывает что-то о себе) Незнайка: Можно я начну! Меня зовут Незнайка, я очень люблю играть со своими друзьями. Игра «Расскажи о себе».

Незнайка: Ой, сколько разных имен, разных лиц! Нет, я вас всех не запомню! Вот хорошо было бы, если бы все были одинаковые: с одинаковыми именами, голосами, лицами. Тогда мне было бы легче вас запомнить. Воспитатель: Нет, Незнайка, у нас все дети разные и мы не хотим, чтобы все и во всём были похожи друг на друга, как две капли воды. Правда, ребята? Воспитатель: Давайте подумаем, что же произойдет, если все дети будут одинаковыми (ответы детей) Незнайка: Ну, хорошо, вы меня убедили, молодцы. Я постараюсь вас всех запомнить. Воспитатель: Незнайка, мы можем тебе еще рассказать много интересного о себе и других детях, которые ходят в детский сад. Садись вместе с детьми на стульчики. Воспитатель: Да дети, мы с вами все разные. А знаете, что все — таки одинаковые по внешности люди существуют. Ты знаешь, Незнайка, как их называют? Незнайка: Нет! А вы знаете? Воспитатель: Их называют близнецы.
Стук в дверь, входят мальчики-близнецы, здороваются.
Воспитатель: Я пригласила в гости мальчиков из подготовительной группы. Это братья — близнецы – Савелий и Максим. Они родились в один день, у одной мамы. И у них общий день рождения. Вы их все знаете и не раз играли с ними на прогулке. Посмотрите, чем же они похожи? (ответы детей) А чем отличаются? (ответы детей) А сейчас я предлагаю всем, и ребятам, и гостям немного отдохнуть.

Физкультминутка. Раз-два-три-четыре-пять Будем прыгать и скакать, Наклонился правый бок- Раз-два-три Наклонился левый бок Раз-два-три. А сейчас поднимем ручки И дотянемся до тучки, Раз-два-три-четыре-пять И садимся все опять. (дети садятся на места) Мальчики — близнецы: Нам понравилось у вас в гостях, но пора возвращаться в группу. Мы хотим подарить вам игру, в которую любим играть со своими друзьями (мальчики прощаются, уходят)

Воспитатель: А сейчас посмотрим, что же подарили нам мальчики В коробке лежат картинки (размещает их на доске) Кто это? (дети) А все ли они одного возраста, как вы думаете? Кто это? (школьник) А это кто? (малыш, младенец) А это? (дошкольник) Предлагаю кому-нибудь из вас выложить картинки по порядку, по мере того как меняется возраст детей. Один из детей выходит к доске, раскладывает картинки по порядку (младенец-дошкольник-школьник) и рассказывает. Воспитатель: Да, посмотрите, дети отличаются не только цветом волос, глазами, одеждой, но и возрастом. Ребенок рождается, и его называют … (малыш, младенец), он немного подрос, пошел в детский сад, и вот он уже (дошкольник), быстро пролетело время в детском саду, пора собираться в школу, и все будут называть бывшего малыша (школьник) А вы кто, ребята, – младенцы, школьники или дошкольники? (ответы детей) Ой, посмотрите, а в коробке есть еще картинки, на которых нарисованы разные предметы (показать несколько штук). Сейчас я их раздам вам, и мы с ними поиграем. Незнайка, пожалуйста, помоги мне раздать карточки (раздают) Посмотрите внимательно, кому может принадлежать тот предмет, который у вас нарисован – младенцу, дошкольнику или школьнику. И найдите картинке нужное место на доске (дети прикрепляют карточки – под картинкой с малышом предметы для него и т. д.) Давайте рассмотрим, все ли эти предметы нужны (младенцу и т. д.) Воспитатель: Незнайка, а ты знаешь, что еще людей можно различать и по голосу. Сейчас мы все поиграем в нашу любимую игру «Улиточка ». Цель игры: узнать товарища по голосу. Оборудование: маска-шапочка улитки. Ход игры: водящий (улитка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает: «Улиточка, улиточка, Высунь-ка рога, Дам тебе я сахару, Кусочек пирога. Угадай, кто я.» Тот, чей голос Улитка узнала, сам становится Улиткой. Воспитатель: Незнайка, тебе понравилось у нас? Незнайка: Да очень! Вы все такие разные, добрые, веселые и с вами очень интересно. Я обязательно расскажу о вас своим друзьям в Солнечном городе, вот только не смогу показать им какие вы… Воспитатель: Как же помочь тебе, Незнайка? Как вы думаете, ребята, что можно сделать? (сфотографироваться, но нет фотоаппарата, а можно нарисовать каждому свой портрет и подарить Незнайке) . Воспитатель: Конечно, можно каждому нарисовать свой портрет, но не забывайте, что вы не похожи друг на друга, у каждого свой цвет глаз, волос, любимая одежда. Перед каждым ребёнком на столе стоит зеркало, дети рисуют автопортреты и дарят их Незнайке.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]