Педагогический проект«Здоровые дети – счастливые дети!»
Страница 1 из 2
Введение
Вид проекта: Физкультурно-оздоровительный.
Тип проекта: творческий, практико-ориентированный.
Реализация проекта: Долгосрочный.
2013 – 2014 учебный год (сентябрь – май).
Участники проекта: дети старшей группы, родители, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, старший воспитатель, медсестра, воспитатели.
На сегодняшний день, происходящие в обществе и в образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. В Законе «Об образовании РФ» говорится, что дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и будет регулироваться федеральными государственными образовательными стандартами. Особая роль отводится семье и подчеркивается, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольное учреждение создается им в помощь. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. В федеральном государственном стандарте дошкольного образования выделена образовательная область «Физическое развитие» содержание которой направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
– развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
– накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
– формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Решая эти задачи, педагоги дошкольного образовательного учреждения не только стремятся к тому чтобы отсутствовали болезни у детей, а к тому чтобы у детей в гармонии было развито полное физическое и эмоциональное благополучие.
В настоящее время состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН, в России 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровым. Неблагоприятные экологические условия приводят к ослаблению иммунитета, и, как следствие к увеличению простудных заболеваний, инфекций. В образовательном учреждении, и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, компьютера и т.д.) Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие. Не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка дошкольника оказывает отклонение в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которое не поддаются медикаментозному лечению.
Можно сказать, что судьба общества зависит от того, насколько качественно организована работа с детьми дошкольного возраста и детьми «зоны риска». Современным обществом осознается необходимость укрепления здоровья детей не только средствами медицины, но и средствами образования.
Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.
В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».
Всем известно, что даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остаётся воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. В реализации поставленной задачи особое место отводится туристской–краеведческой деятельности, которая позволяет ребёнку, совершая тематические прогулки, экскурсии, походы, познакомиться со своим краем, изучить свою малую Родину, познать патриотические, трудовые, нравственные традиции народа. В ходе туристско-краеведческой деятельности, в походах патриотические переживания и порывы осуществляются с особой силой, оставляют глубокий след в юной душе. Такие сложные, сильные чувства зреют постепенно, их укрепляет и углубляет отношение родителей к тому что, что окружает человека.
Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте. Но как показывает практика и проведенные научные исследования, родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определенные трудности. Задача инструктора по физкультуре – помочь родителям в физическом воспитании детей. Укрепление и развитие взаимодействия детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной, гармоничной личности. Главной ценностью педагогической культуры является ребенок: его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека.
Актуальностью данной темы является то, что все родители желают видеть своего ребенка здоровым, сильным, физически развитым, любящим свою семью, Родину. Бережное отношение к окружающему миру, к семье, к своему здоровью надо начинать с дошкольного возраста. Большинство родителей прекрасно понимает, что для нормального роста, крепкого здоровья и нравственного благополучия необходимо движение. На наш взгляд краеведо-туристические походы будут этому способствовать.
Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье – важные составляющие воспитания в семье. Лучший способ приобщить ребенка к здоровому образу жизни – это показать на собственном примере, как нужно относиться к физкультуре и спорту. Если ребенок видит, что родители испытывают удовольствие от здорового активного досуга, они обязательно будут им подражать.
Лучшим образом организовать взаимодействие инструктора по физкультуре с родителями является создание эффективной системы сотрудничества. Именно родители составляют первую общественную среду ребенка, являются основными воспитателями, от позиции которых во многом зависит развитие ребенка.
Постановка проблемы
В настоящее время основной проблемой дошкольного детства является слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают «двигательный дефицит», задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанки.
Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, показало, что родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью туристических походов, физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий («не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди»), даже от здорового соперничества в подвижных играх.
Данные показатели обусловили актуальность выбранной темы, целью которой явилось сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста через туристические прогулки.
Для достижения поставленной цели были определены задачи проекта:
1. Создать условия для физкультурно — оздоровительной работы в ДОУ с использованием нетрадиционного оборудования.
2. Развивать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие эмоциональному самовыражению и раскрепощения детей в процессе туристических походов
3. Совершенствовать осознанное отношение детей к физкультурно-оздоровительным мероприятиям.
4. Обогащать детско-родительские взаимоотношения при проведении совместных мероприятий, уделяя при этом особое внимание сохранению и укреплению физического здоровья детей старшего дошкольного возраста средствами туристических походов
Гипотеза: Физические качества детей будут эффективно развиваться, а здоровье сохраняться и укрепляться при условии, если будет разработана система работы с детьми по физическому воспитанию и оздоровлению инструктора по физкультуре совместно с родителями дошкольников.
База исследования: МКДОУ «Детский сад «Улыбка».
Организация среды:
- комплектация оборудования физкультурного зала и спортивной площадки: гимнастическая стенка, гимнастический уголок, гимнастические скамейки и доски, кубы, навесные лестницы и канаты, дуги разной высоты.
- пособия для проведения ОРУ и ОВД: гимнастические палки, флажки, платочки, веревки, кубики, султанчики, набивные мячи, кегли, кольца, мячи резиновые (разных размеров), мячи массажные, обручи (разного диаметра).
Предполагаемый результат:
Родители:
- обогащение детско-родительских отношений в совместной физкультурной деятельности;
- повышение интереса к жизни детского сада;
- повышение физкультурно-оздоровительной грамотности родителей.
Дети:
- снижение уровня заболеваемости;
- повышение уровня физической подготовленности;
- осознание необходимости физкультуры, спорта и здорового образа жизни.
Этапы реализации проекта:
- I этап – организационный;
- II этап – подготовительный;
- III этап – основной — практический;
- IV этап – итоговый.
Работа над проектом включает деятельность педагогов, детей и родителей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта.
Этапы реализации | Формы работы | Дата |
Организационный | Выявление запросов родителей по данному направлению; Анализ литературных источников, материалов; Анализ уровня физического развития и здоровья детей; Анкетирование родителей; Выявление уровня знаний родителей по физкультурно-оздоровительному направлению; Подбор методической литературы, видеокассет, СД; Постановка цели и формулирование задач; Создание проекта модели взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями для повышения эффективности работы по физическому развитию и оздоровлению детей | Сентябрь 1-2 неделя 2013 учебного года |
Подготовительный | Разработка календарно-тематического плана работы с детьми и плана работы с родителями; Обсуждение плана работы с родителями на собрании; Ознакомление родителей с организацией здоровьесберегающей и физкультурно-оздоровительной среды в детском саду; Организация родительского клуба «Ягодка» Составление планов физкультурно-оздоровительных работы в рамках проектной деятельности; Разработка конспектов физкультурных мероприятий; Изготовление необходимых атрибутов и оборудования | Сентябрь 3-4 неделя 2013 учебного года |
Практический | Совместная деятельность инструктора по физкультуре и детей в рамках: — организация непосредственно организованной образовательной деятельности, спортивных мероприятий; Совместная деятельность инструктора по физкультуре с родителями: — организация взаимодействия детей и родителей по плану реализации проекта; — проведение развлечений, досугов, праздников, экскурсий, выставок рисунков, поделок, фотовыставок; — родительские собрания, беседы, встречи, консультации с родителями и воспитателями; — оформление стендовой информации, папок передвижек для родителей, картотеки; Функционирование родительского клуба «Ягодка» | Октябрь-май 2013-2014 учебного года |
Итоговый | Анализ физкультурно-оздоровительной работы с детьми и родителями: Итоговый наблюдение за уровня физического развития и здоровья дошкольников; Проведение анкетирования родителей с целью определения эффективности совместной работы; Отчет о результатах проекта на итоговом родительском собрании; Совместный физкультурный праздник «День защиты детей»: — помощь родителей в подготовке, организации и проведении праздника; — показ родителями сказки «Непослушная Даша»; организация выставки совместного детско-родительского творчества | Апрель Май -2014 учебного года |
Реализация проекта
В силу сложившихся экономических причин, занятости на работе, современные родители большую часть времени уделяют вопросам материального обеспечения семьи, таким образом, естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но подавляется. А, начав водить ребенка в дошкольное учреждение, ответственность за его физическое воспитание родители часто перекладывают на плечи педагогов.
Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, развития двигательных навыков.
Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых.
Функции родителей в организации физического воспитания детей:
Функции родителей в организации физического воспитания детей можно сгруппировать таким образом:
- создание необходимых материально-технических условий для занятий дома;
- контроль и содействие соблюдению детьми режима дня, правил личной гигиены, закаливание, выполнению утренней гимнастики и домашних заданий;
- непосредственное участие в днях здоровья, спортивных досугах, физкультурно-музыкальных праздниках, играх, развлечениях, прогулках, экскурсиях, соревнованиях семейных команд.
Принципы реализации проекта:
- принцип научности (подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками);
- принцип активности и сознательности (участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей);
- принцип комплексности и интегративности (решение оздоровительных задач в системе всего образовательного процесса всех видов деятельности);
- принцип адресованности и преемственности (поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья);
- принцип результативности и гарантированности (реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей);
- принцип разностороннего развития личности (активизация мыслительной деятельности детей, создание условий, в которых ребенок сам ищет рациональный способ решения);
- принцип гуманизации (физкультурно-оздоровительная деятельность строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений детей);
- принцип индивидуальности (обеспечение здорового образа жизни каждому ребенку с учетом его здоровья, интереса, подбор оптимальной физической нагрузки);
- принцип цикличности и систематичности (постепенное повышение нагрузки, по мере физической подготовленности);
- принцип оздоровительный (обеспечение рационального общего двигательного режима, чередование двигательной и познавательной активности детей в продуктивных видах деятельности);
- принцип взаимосвязи с семьей (соблюдение единых требований ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка и вовлечение в здоровьесберегающие и оздоровительные мероприятия и их оценка).
Формы и методы реализации проекта
Наглядно-информационный блок | Информационно-ознакомительный блок | Блок — Родительский клуб «Здоровячок»: |
Информационные стенды для родителей «Уголок Здоровья» и «Физкульт-Ура»
Информационный стенд для родителей с фото прошедших мероприятий «Хорошо у нас в саду!» Картотеки подвижных игр Выпуск валеологических газет «Почтовый ящик» «Методическая копилка» — стихи, загадки, сказки и рассказы о семье, спорте | Выступление инструктора по физкультуре на родительских собраниях:
«Наши достижения» Консультации и беседы по физкультурно-оздоровительной тематике:
День открытых дверей:
Анкетирование:
| Совместная физкультурно-оздоровительная деятельность родителей с инструктором по физкультуре:
Помощь в проведении «Дней интересных встреч»- экскурсий и прогулок Помощь в подготовке, организации и проведении «Дней рождения» Изготовление спортивного инвентаря и атрибутики Выставки поделок и рисунков |
Интеграция образовательных областей
Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний, для решения проблемы и применять их на практике.
Интеграция образовательной области «Физическое развитие» с другими областями
Интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие»:
Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения. Создавать мотивацию к сохранению и зарождению семейных спортивных традиций, привлекать к составлению соглашения о сотрудничестве и плана взаимодействия. Рекомендовать использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом которого могут стать достижения и трудности ребенка в физическом развитии. Побуждать помогать устанавливать взаимоотношения со сверстниками. Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и форме сотрудничеству — участие в деятельности родительского клуба, подготовке к спортивным мероприятиям. Способствовать развитию свободного общения взрослых с детьми посредством совместных физкультурных мероприятий.
Интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие»:
Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, посредством чтения художественной литературы о спорте. Показывать пользу прогулок и экскурсий, вызывающих положительные эмоции. Проводить совместные с семьей конкурсы, игры.
Интеграция с образовательной областью «Речевое развитие»:
Рекомендовать и ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие интереса к спорту. Привлекать родителей к проектной деятельности (оформление альбомов и коллажей, проиллюстрированных вместе с детьми на спортивную тематику).
Интеграция с образовательной областью «Художественное-эстетическое развитие»:
Организовывать выставки семейного художественного творчества на спортивную тематику, выделяя творческие достижения взрослых и детей. Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного «воздействия на психическое здоровье ребенка». Показывать родителям влияние семейного досуга (праздников, развлечений) на развитие детско-родительских отношений. Привлекать родителей к разнообразным формам совместной физкультурно-музыкальной деятельности с детьми в детском саду.
В началоНазад1ВперёдВ конец
Тематика недель и содержание деятельности
1-я неделя
«Что такое закаливание?»: получение представлений о закаливании, о пользе закаливания для организма человека.
Содержание деятельности: рассматривание картин и беседы по их содержанию; сюжетно-ролевая игра «За здоровьем в детский сад»; настольно-печатная игра «К дороге здоровья.
2-я неделя
«Как можно закаляться?»: знакомство с разными видами и способами закаливания.
Содержание деятельности: настольно-печатная игра «Назови и покажи»; викторина «Кто больше знает о закаливании?».
3-я неделя
«Прогулка»: получение знаний о воздушном закаливании, о необходимости ежегодных прогулок на свежем воздухе, представлений об упражнениях для развития закаливающего носового дыхания.
Содержание деятельности: рассматривание картин «Прогулки в разных местах» и беседа по их содержанию; чтение (стихотворение «Прогулка» А. Барто); эксперимент «Почему на прогулке полезней дышать носом?».
4-я неделя
«Страна закаливания» (коллективное составление сказок и рассказов о закаливании): формирование осознанного отношения к закаливанию, умения эмоционально реагировать на закаливающие мероприятия и активно включаться в них (с желанием рассказать о закаливании)
Содержание деятельности: придумывание загадок о закаливании; слушание сказки; совместная деятельность с родителями «Закаляемся вместе с мамой».
5-я неделя
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»: знакомство с правилами закаливания организма с помощью природных факторов, различными закаливающими процедурами.
Содержание деятельности: рассматривание иллюстраций «Утро. Бег», «На тренировке»; чтение пословицы «Солнце, воздух и вода помогают нам всегда»; рисование «Ах, полезная водица!»; создание альбома «Закаливание вместе с мамой и папой»; экскурсия с родителями в «Галерею Здоровейки».