Проект для детей младшей группы ДОУ «Мы – маленькие волшебники»
- 28 октября 2015
Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Проблема. Доказано, что лучше всех усваиваются ребенком те знания, которые ребенок приобрёл в практической деятельности. К сожалению, в дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование применяется неоправданно редко, особенно в младшем дошкольном возрасте. Недооценивается значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка, несмотря на его положительные стороны, несмотря на активное развитие данного направления в дошкольном образовании.
Несмотря на то, что в экспериментальной деятельности существует больше возможностей для самопознания и самоопределения ребенка, для личностного роста и раскрытия его индивидуальности, педагоги неохотно используют данный метод в повседневной деятельности, оставляя его для открытых занятий и массовых зрелищных мероприятий.
Актуальность проекта. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.
Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. Дети рвут бумагу, разбирают игрушки, играют с песком, водой и снегом.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет), пробуют языком в сильный мороз сосульки и т.д. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Мы, взрослые, должны активно помогать ему в этом.
Цель проекта: развивать культурные практики проявления интереса детей младшего дошкольного возраста к познанию и исследованию, поддерживать стремление к проявлению самостоятельности и инициативы, любознательности.
Задачи:
- Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, воздуха, света, бумаги.
- Развивать собственный познавательный опыт.
- Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность, сообразительность.
- Поощрять дружественные отношения во время исследовательской деятельности.
- Формировать культурную практику проявления интереса и желания расширять свой кругозор.
Вид проекта: информационно-исследовательский, групповой.
Участники: воспитатели, дети, родители.
Сроки реализации: краткосрочный (1 неделя).
Прогнозируемый результат: разработка содержания культурных практик для реализации задач проекта:
- проявление устойчивого познавательного интереса к экспериментированию;
- развитие умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
- проявление инициативы и творчества в решении поставленных задач;
- проявление взаимопомощи, активное социальное взаимодействие;
- качественное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта.
Основной раздел программы: социально-коммуникативное развитие.
Организация деятельности в рамках проекта
Подготовительный этап:
- формулирование проблемы;
- определение актуальности, цели и задач;
- подбор методической и художественной литературы;
- подбор опытов по данному возрасту;
- подбор оборудования для проведения опытов.
Основной этап:
- организация предметно-развивающей среды,
- проведение опытов, экспериментов в группе и на прогулке,
- индивидуальная работа с детьми,
- самостоятельная экспериментальная деятельность,
- подвижные игры,
- чтение художественной литературы,
- беседы,
- продуктивная деятельность детей.
Заключительный этап:
1. Оформление картотеки опытов.
2. Выставка поделок, изготовленных родителями с детьми.
Технологическая карта проекта
Социально-коммуникативное развитие
Культурные практики | |
Виды | Содержание |
Интеграция к.п.: – практики игрового взаимодействия, – познания мира и самопознания, – коммуникативные практики | Игры: «Узнай, кто позвал?», «Бывает – не бывает». Д/упражнение: «Найди и принеси бумажный предмет». Игровые упражнения: «Преврати круг в солнышко, яблоко, мяч, колесо и т.д.» Проблемные ситуации:
Беседа – упражнение «Вкус и свойства пищи». Д/и «Догони свою тень» |
Познавательное развитие
Культурные практики | |
Виды | Содержание |
– Интеграция к.п.: – познания мира и самопознания, – свободные практики детской деятельности, – коммуникативные практики, – идентификации и взаимодействия ребёнка с окружающим социумом. | Опытно-экспериментальная деятельность:
Игры-экспериментирования:
Игра-опыт «Цветные льдинки»
Исследование:
|
Речевое развитие
Культурные практики | |
Виды | Содержание |
Интеграция к.п.: – коммуникативные практики, – познания мира и самопознания | Беседы:
Чтение:
Эвристические беседы:
|
Художественно-эстетическое развитие
Культурные практики | |
Виды | Содержание |
Интеграция к.п.: – познания мира и – самопознания, – свободные практики детской деятельности | Теневой театр
Конструирование. Тема: ««Будка для собачки» (из бумаги). Продуктивная деятельность. «Белый медведь» (из ладошки). Лепка «Воздушный шарик». |
Физическое развитие
Культурные практики | |
Виды | Содержание |
Интеграция к.п.: – здорового образа жизни, – практики игрового взаимодействия | Пальчиковая гимнастика «Умелые руки», «Собачка и кошка». Подвижные игры:
Гимнастика для глаз «Капля раз, капля два..». Игры с бумажными самолётиками, султанчиками и вертушками. Физкультминутка «Радуга-дуга». Игра м/п: «Холодно-жарко». |
Взаимодействие с родителями
Культурные практики | |
Виды | Содержание |
Интеграция к.п.: – познания мира и самопознания, – коммуникативные практики | Ознакомление родителей с целью проекта и видамисовместной деятельности для его успешной реализации. Организация совместной с детьми деятельность в домашних условиях:
Организация беседы с родителями «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой. |
Распределение деятельности по центрам активности
Центр театрализованной деятельности: изготовление персонажей к теневому театру «Сказка о глупом мышонке».
Центр опытно-экспериментальной деятельности: подготовка всех материалов, необходимых для исследовательской деятельности (мыльные пузыри, бумага разных видов, бумажные кораблики, воздушные шарики, ёмкости для воды, соломинки, экран для теневого театра).
Результаты реализации проекта (итог):
Расширилось содержание культурных практик детей:
- проявился устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
- возросли умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности
- проявилась инициатива и творчество в решении поставленных задач, способность к взаимопомощи.
- активизировалась заинтересованность родителей в принятии участия, в реализации проекта.
- проведена рекомендация для родителей: «Роль семьи в развитии познавательных интересов дошкольника»
- оформлена картотека опытов для практической деятельности.
- организована выставка поделок из бумаги, изготовленных родителями с детьми.
Перечень литературы:
1. А. Дитрих, Г. Юрман «Почемучка». 2. Ван. Клив Дж. «200 экспериментов» 3. Дыбина О.В., и др. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /О.В.Дыбина (отв.ред.).-М.:ТЦ «Сфера», 2001. 4. Л. Л. Сикорук «Физика для малышей». 5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду.М., 1999. 6. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995. 7. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995. 8. «Проектирование и организация культурных практик в дошкольном детстве»/ авт.М.В Корепанова — доктор пед.наук, профессор, зав.кафедрой педагогики дошкольного образования, декан факультета дошкольного и начального образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета. 9. Рыжова Н. Н.А.Рыжова Волшебница- вода. М., Линка- Пресс, 1997г 10. Смирнов Ю.И. Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998 11. Что такое? Кто такой? М., 1996.
Рекомендации родителям
Автор: Овчарова Лариса Александровна, магистр педагогики, ЧО СОШ «Родник», г. Волгоград.
Проектная деятельность младшего дошкольного возраста
Тема самообразования
«Проектная деятельность младшего дошкольного возраста».
Срок работы над данной темой – 4 года:
2020 – 2021г.г.
2021 – 2022г.г.
2022 – 2023г.г.
2023 – 2024г.г.
Актуальность темы.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость.… Всем хорошо известно, что маленьких детей называют «Почемучками».
Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы и поэтому в этом ему помогают воспитатель. Перед воспитателями стоит задача уже в младшем дошкольном возрастезакладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности
.
Такую возможность дает технология проектирования
,
позволяющая расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
В связи с этим, я решила использовать в своей работе с детьми метод проблемного обучения, реализовать проектную деятельность.
Предпосылками использования метода проектной деятельности явились:
— видоизменение и совершенствование развивающей среды;
-использование инновационных технологий;
-адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;
-многофункциональное взаимодействие с социумом.
Цель:
освоить технологию проектно-исследовательской деятельности с детьми раннего возраста.
Задачи:
-изучить литературу о технологии проведения проектно-исследовательской деятельности в детских садах;
— изучить опыт работы коллег в интернете;
— применить полученные знания на практике;
— обобщить личный опыт и проанализировать опыт коллег об эффективности проектно-исследовательской деятельности в развитии познавательной активности детей раннего возраста;
— консультация для педагогов по теме: «Проектная деятельность в детском саду»;
Ожидаемые результаты:
У меня сформируются:
— умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
— овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста (проектная деятельность);
— умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике.