Методическое сопровождение социально-личностного развития дошкольников в ДОО — Социально-личностное развитие


Социально-личностное развитие

Социально-личностное развитие — процесс и результат двух взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов: социализации и интериоризации, которые направлены на вхождение ребёнка в социокультурную среду.

Интериоризация — процесс, в результате которого ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, процесс становления социального в индивидуальное (Л.С.Выготский).

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Проект стандарта дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:

— развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

— создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения — уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;

— формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

— воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям — уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

— приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;

— развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;

— создание коммуникативной компетентности ребёнка — распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;

— формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физкультуре, музыкальных руководителей. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.

В целях обеспечения социального партнёрства ДОУ и семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми необходимо составить план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой детского сада использовать родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники, оформления в «Уголке родителей» и др.

Педагогический подход к введению ребенка в социум

Педагог в педагогическом процессе отводит важное место формированию у ребенка внутренней активности, что обеспечивает его социализацию, самостоятельность и инициативность.

Для детей четвертого года жизни подбирали ситуации с игрушечными персонажами, для детей 5– 6 лет – использовали реальные персонажи. Начинают обычно с ситуаций менее напряженных в эмоциональном плане, постепенно переходя к более сложным.


Особого внимания при этом оказывают практическим методам формирования социального опыта, навыков культуры общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, активному использованию жизненных ситуаций.

В случае отсутствия предложения по решению задачи со стороны детей, ее решение должен предложить педагог, который вместе с детьми обобщает детские высказывания и подводит итог.

Личный пример педагога и организация совместных действий детей помогают накоплению позитивного социального опыта, социализации ребенка.

Для старших детей используют практические ситуации проблемного характера как разновидность ситуаций-осложнений, которые используют с целью стимулирования активности, инициативы, самостоятельности, чуткости, готовности к поиску правильного решения.

Взрослый является источником разнообразной информации о правилах общежития, особенностях поведения в обществе, причинно-следственных связях между проявлениями моральной активности и отношением окружающих.

Средства, методы, приемы социально-личностного развития детей в ДОУ

Реализация задач социального развития детей дошкольного возраста наиболее эффективна при наличии целостной педагогической системы, построенной в соответствии с основными подходами общенаучного уровня методологии педагогики.

· Аксеологический подход позволяет определить совокупность приоритетных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека. Применительно к социальному развитию дошкольников в качестве таковых могут выступать ценности коммуникативной, психосексуальной, национальной, этнической, правовой культуры.

· Культурологический подход позволяет принимать во внимание все условия места и времени, в которых родился и живет человек, специфику его ближайшего окружения и исторического прошлого своей страны, города, основные ценностные ориентации представителей своего народа, этноса. Диалог культур, являющийся одной из доминантных парадигм современной системы образования, невозможен без приобщения к ценностям своей культуры.

· Гуманистический подход предполагает признание личностного начала в ребенке, ориентацию на его субъективные потребности и интересы, признание его прав и свобод, самоценности детства как основы психического развития, культуротворческой функции детства как одного из важнейших аспектов социального развития, психологического комфорта и блага ребенка приоритетными критериями в оценке деятельности социальных институтов.

· Антропологический подход позволяет повысить статус психолого-педагогической диагностики в определении динамики социального развития дошкольников, учитывать различные (возрастные, половые, нацио-нальные) особенности личностного развития в процессе нравственного, полового, патриотического, интернационального, правового воспитания.

· Синергетический подход позволяет рассматривать каждый субъект педагогического процесса (дети, воспитатели, родители) как саморазвивающиеся подсистемы, осуществляющие переход от развития к саморазвитию. В аспекте социального развития детей данный подход предусматривает, к примеру, постепенную смену общих ориентаций педагога в становлении основных видов деятельности (от восприятия — к воспроизведению по образцу — к самостоятельному воспроизведению — к творчеству).

· Полисубъектный подход предполагает необходимость учета влияния всех факторов социального развития (микрофакторы: семья, сверстники, детский сад, школа и др.; мезофакторы: этнокультурные условия, климат; макрофакторы: общество, государство, планета, космос).

· Системно-структурный подход предполагает организацию работы по социальному развитию дошкольников в соответствии с целостной педагогической системой взаимосвязанных и взаимообусловленных целей, задач, содержания, средств, методов, форм организации, условий и результатов взаимодействия педагогов с детьми.

· Комплексный подход предполагает взаимосвязь всех структурных компонентов педагогической системы применительно ко всем звеньям и участникам педагогического процесса. В содержание социального развития включается ориентировка ребенка в явлениях общественной и собственной жизни, в самом себе.

· Деятельностный подход позволяет определить доминанту взаимоотношений ребенка с окружающим миром, актуализировать реализацию потребностей в осознании себя субъектом деятельности. Социальное развитие осуществляется в процессе значимых, мотивированных видов деятельности, особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность, обеспечивающая ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.

· Средовой подход позволяет решить задачу организации образовательного пространства как средства социального развития личности. Среда представляет собой совокупность ниш и стихий, среди которых и во взаимодействии с которыми протекает жизнь детей Ниша — это определенное пространство возможностей, позволяющее детям удовлетворить свои потребности. Условно их можно разделить на природные, социальные, культурные. Применительно к задачам социального развития организация образовательного пространства требует создания предметно-развивающей среды, обеспечивающей наиболее эффективное приобщение детей к эталонам культуры (общечеловеческой, традиционной, региональной). Стихия представляет собой ничем не сдерживаемую силу, действующую в природной и общественной среде в виде различных социальных движений, проявляющихся в настроениях, потребностях, установках. В отношении плана социального развития стихия будет обнаружена во взаимодействии детей и взрослых, в доминанте ценностных ориентаций, иерархии целевых установок по отношению к ранжированию воспитательных задач.

Поддержка коллектива

Коллектив не только всесторонне поддерживает поведение , которое соответствует нормам взрослого окружения, но и добивается, чтобы каждый его член не проявлял равнодушия к другим, чувствовал себя причастным к общим проблемам.

Объединяясь в группы, дети организуют игры, в ходе которых они упражняются в умениях справедливо распределять роли, договариваться, делиться игрушками, уступать, сдерживать эмоции.

В процессе совместной деятельности дошкольник усваивает нормы общежития, обязательные для всех участников детской группы, учится быть самим собой среди других.

Каждому ребенку просто необходимо иметь чувство принадлежности к некоему коллективу. Он должен четко знать, что у него есть группа людей, на которую можно опереться , где его всегда внимательно выслушают и поймут.

Чувство принадлежности — это чувство, что тебя понимают и принимают.

Появляется необходимость в социализации, формировании и укреплении своей группы поддержки, потому что с ней можно поделиться своими мыслями, а также, она дает обратную связь. Ведь, когда такая группа сформирована в раннем возрасте, то в подростковом возрасте у ребенка значительно меньше проблем.

Малышу нужно чувствовать себя частью чего-то, членом семьи, группы, коллектива, ведь, сначала через малое, а именно, привязанность к коллективу, группе, формируется чувство гордости к стране, нации.

Чувство принадлежности — это чувство исключительности или родственности, особенно во взаимоотношениях, которые считаются важными, чувство одобрения и уважения тебя другими.

Это чувство увеличивает возможности для совершенствования дружеских отношений.

Поэтому является необходимым создание такой программы, одним из главных задач которой было бы воспитание чувства принадлежности к определенной группе у детей дошкольного возраста.

Практические ситуации гуманистического выбора.

Дошкольникистановятсяпередвыбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие?

Например, оставить рисунок себе или включить его в общую посылку больному сверстнику; откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать её?

Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально-нравственного и эмоционального развития.

2. Практическиеситуациипроблемногохарактера типа «Как быть, что делать?» личность поведение образование дошкольный

Это различные ситуации затруднения, которые мы создаём, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильные решения.

Ситуации: отсутствуют краски отдельных цветов, не хватает пластилина для лепки. Дети самостоятельно ищут решения, совместно разрешают проблемы.

3. Практическиеситуации«Мысамыестаршиевдетскомсаду».

Дети учатся проявлять заботу о малышах, у них развивается чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем.

Можно организовать ситуации «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Приготовим для малышей концерт», «Покажем сказку», «Поможем сделать снежную горку», «Научим малышей водить хороводы».

4. Следующие ситуациитипа«Мыдружимсошкольниками».

Старшие дошкольники приобретают опыт сотрудничества с учениками школы: «У нас спортивный праздник», «Совместная литературная викторина в библиотеке», «Мы ждём наших учителей».

Участие в подобных ситуациях углубляет интерес к школе и снимает тревожность, связанную с предстоящим обучением в школе. Одновременно формируется ценный опыт межвозрастного общения, который важен не только для дошкольников, но и для учеников.

5. Очень увлекают детей ситуациитипа«Научисвоегодругатому,чтоумеешьсам».

Побуждаем детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству. Дети делятся опытом, помогаем им войти в роль «учителя», т.е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к ошибкам и трудностям сверстников.

6. Также дети участвуют в играх-имитациях: смены эмоциональных и физических состояний, имитаций состояний природы и т.д.

Хочется подчеркнуть, что нашим неизменным помощником в социально-личностном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов.

Взаимодействие с семьёй эффективно при условии доверия друг к другу, понимания и принятия общих целей, методов и средств социально-личностного развития.

Необходимо воспитать у ребёнка любовь к самому близкому — к родному дому и детскому саду. Это основа нравственного воспитания, первая и важная ступень.

Ребёнок должен прежде всего осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, затем — гражданином России, и только потом — жителем планеты Земля. Идём от близкого к далёкому.

Социализация детей с 3 до 7 лет

  • Приучите ребенка говорить о своих желаниях спокойно. Научите договариваться в спорных ситуациях без конфликтов. Для этого сами говорите спокойно и уверенно, не повышайте тон.
  • Важно установить социальные рамки, объяснив, что можно, а что нельзя. Понятие «нельзя» нужно расшифровать и дать ответ на вопрос «почему нельзя?». Это избавит малыша проверять запрет на себе.
  • Учите ребенка быть внимательным к другим — создавайте ситуации, в которых он сможет позаботиться о ближнем.
  • Уважительно относитесь к интересам, увлечениям и желаниям детей.
  • Со старшим дошкольником полезно разговаривать и анализировать его поступки и поступки окружающих. Спрашивайте его мнение о том, почему человек поступил именно так? Какие чувства им двигали? Это учит детей лучше понимать окружающих.
  • Давайте дошкольнику больше самостоятельности.
  • Поощряйте контакт с другими детьми и не критикуйте друзей. Можно высказать неодобрение действиям другого ребенка, но при этом нужно дать объективное объяснение.
  • Для социализации ребенка необходимы гармоничные условия развития ребенка в семье, но также нужно общение со сверстниками. Поэтому выберете хороший детский сад и центр дошкольной подготовки.

Детский приглашает ваших детей на занятия для дошкольников. У нас дети не только осваивают интеллектуальные и творческие дисциплины, но и учатся общаться, заводят новых друзей. Для самых маленьких у нас есть курс раннего развития, важной задачей которого является адаптация и социализация детей. Детей постарше мы приглашаем на дисциплину комплексное развитие. Здесь ребенок раскрывает свой талант на занятиях хореографией, актерским мастерством, вокалом, а также развивается нравственно и духовно в воскресной школе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]