Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: «. ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и в другом; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности». (п. 4.6.)
Детство — время активного социального «развертывания» растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.
В настоящее время большое значение в социальном обществе уделяется добровольческому труду. Институт волонтерства широко распространен во многих странах. Причем труд добровольцев с каждым годом становится все более значимым в городах России.
Волонтёр (фр. volontaire — доброволец) — любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтерскую деятельность.
Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.
Волонтерство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Следовательно, его мотивы — не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей. Волонтерская деятельность это:
• посадка цветов, кустов и деревьев;
• помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, беспризорные дети, молодежь и студенты, бездомные, люди с ограниченными возможностями (инвалиды), мигранты, беженцы, бывшие заключенные и другие;
• благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;
• помощь животным;
• просветительские беседы;
• благотворительные концерты и театральные выступления;
• экологические марши, уборка мусора и загрязнений;
• пропаганда здорового образа жизни; и др.
Для волонтера ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни.
Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды В.А. Сухомлинского, П.П. Блонского, А.С. Макаренко. Немаловажное значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым.
И.А. Княжева в своей диссертации «Педагогические условия воспитания и развития милосердия у детей старшего дошкольного возраста» рассматривает милосердие как умение пожалеть несправедливо обиженного, слабого, маленького, больного, независимо от их внешней привлекательности; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для ребенка.
Формирование у дошкольников доброжелательности рассматривалось в работах Л.М. Шипицыной, О.В. Заширинской, Е.И. Кульчицкой. П.Г. Саморукова изучала бережное отношения дошкольников к природе.
Волонтерское движение имеет ряд особенностей при условии его организации в дошкольном образовательном учреждении.
Актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. А жизнь – это не только академические знания. Это развитие определенных жизненных качеств:
- ответственности;
- милосердия;
- самостоятельности;
- умение общаться с разными социальными группами людей;
- личностный позитивизм.
Дошкольный возраст характеризуется, как период сенситивности, для развития всех психических функций, а также как важный этап развития, формирования личности ребенка. Это и послужило стимулом для создания волонтерского движения в детском саду, ведь именно в дошкольном возрасте формируются вышеперечисленные личностные качества детей.
Новизна состоит в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада.
Проблема: Отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Цель проекта: Внедрить волонтерскую практику в деятельность группы, направленную на развитие духовно – нравственной личности дошкольников.
Организация в детском саду волонтерского движения «Дорогою добра» через объединение педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольческих мероприятиях.
Задачи:
- Расширить представления о волонтерском движении у детей 5-6 лет, родителей воспитанников группы.
- Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса.
- Составить план мероприятий и реализовать его в течение 2021 – 2022 учебного года.
Презентация на тему: Памятки для родителей
Описание слайда: Чему необходимо научить ребёнка Любить себя. Пока ребенок не будет ценить собственную жизнь, он не станет деятельным, а значит, не сможет реализовать себя.Интерпретировать поведение. Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Если ребенок научился понимать и объяснять поведение людей, он не будет склонен огорчаться в подобных ситуациях. Ребенка надо учить объяснять собственное поведение. Он сможет объяснить, как он вел себя на уроке, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что при этом чувствует. Тогда он лучше сможет понять, чего от него хотят, что он делает не так и почему с ним это случается.Общаться с помощью слов. Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, словами, помогает другим лучше понять себя и этим снимает многие проблемы и неприятности. Понимать различия между мыслями и действиями. Ребенок не может чувствовать одно, думать о другом, а действовать в третьем. У него детская, чистая коммуникация. Если он о чем-то переживает, надо научить его говорить о своих чувствах, а не переводить их в постоянные мысли, которых он боится или стесняется. Рекомендуется помогать ребенку отреагировать свои негативные эмоции через рассказ, игру, драматизацию, рисунок, пантомиму: «Нарисуй, покажи, расскажи, проиграй, что тебя сейчас тревожит, а потом мы начнем с тобой делать уроки!»Интересоваться и задавать вопросы. Все разговоры о подготовке детей к школе, интересе к учению, познавательных способностях окажутся излишними, если мы перестанем интересоваться и реагировать на замечательные вопросы, которые дети задают себе и окружающим: «Почему солнце не падает с неба?» и т.д.Понимать, что на сложные вопросы нет простых ответов. Ребенок столкнется в жизни с серьезными вопросами, социальными и научными проблемами. Не надо постоянно твердить ему: «Ты еще маленький», «Не твоего это ума дело», «Вырастешь — поймешь». Можно приоткрыть завесу и показать, что не на все вопросы есть однозначные ответы. Этим мы будем развивать стереоскопическое, глобальное, а не только черно-белое мышление ребенка.Не бояться неудач. Чтобы научиться чему-либо, ребенок не должен бояться ошибок и неудач. Детям надо помочь понять, что на ошибках можно учиться. Тем более нельзя за это унижать и наказывать детей. Ребенок, который боится ошибок и неудач, вырастет неуверенным в себе человеком, настоящим неудачником.Доверять взрослым. Ребенку необходимо доверять взрослым, но доверие разрушается, если родители в угоду ребенку постоянно играют с ним в разные игры и обманывают: «Съешь кашу, станешь большим», «Мама всегда говорит правду», «Папа самый сильный и смелый».Думать самому. Чувство собственной уникальности и способности к выбору — жизненно важная часть человеческого существования. Этой способности легко научить, если просто поощрять ребенка в том, чтобы он высказывал свое суждение, не боясь, что его накажут или будут над ним смеяться.
Паспорт проекта
1.Наименование проекта «Дорогою добра»
2.подготовили проект: Дедкова Светлана Михайловна, воспитатель II квалификационной категории, Сулейманова Диана Саитовна, воспитатель МАДОУ ДС №29 «Ёлочка» г. Нижневартовск.
3.Состав участников: групповой
4 Тип проекта: образовательный, творческий, социальный информационно-просветительский, индивидуально – развивающий.
5.Участники проекта: воспитатель, воспитанники средней группы, родители воспитанников
6. Образовательная область :социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
7. Вид проекта: долгосрочный
8.Материальная база: инструменты для уборки территории, инструменты для оформления уголка волонтера, расходный материал для изготовления игрушек и подарков, фотоаппарат.
9.Сроки реализации: с 1 сентября 2021 г по 25 мая 2022г
Презентация для родителйпрезентация к уроку (старшая группа)
Слайд 1
«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №39 «Ромашка» городского округа «город Якутск » Воспитатели: Григорьева Марианна Васильевна Образование: высшее СВФУ ПИ , педагогический стаж 24 года. Категория: высшая Мохначевская Айталина Гаврильевна Образование: высшее, СВФУ ПИ Педагогический стаж: 4 года. Категория: СЗД Помощник-воспитателя: Лазарева Прасковья Михайловна Группа «ИЗУМРУДНЫЙ ГОРОД»
Слайд 2
В нашей группе «Изумрудный город» 42 ребенка Из них 14 мальчиков и 28 девочек
Слайд 3
На протяжении года наша группа работает по общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы , Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой . Программа предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Также программа направлена на создание условий для успешной адаптации детей к условиям детского сада: знакомство родителей с возрастными особенностями детей.
Слайд 4
РЕЖИМ ДНЯ Прием и осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика 7.30-8.30 Подготовка к завтраку, завтрак 8.30-9.00 Организованная образовательная деятельность 9.00-9.25 9.30-10.00 Подготовка ко второму завтраку, второй завтрак 10.00-10.20 Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) 10.20-11.05 Возвращение с прогулки, игры 11.05-11.50 Подготовка к обеду, обед 11.50-13.00 Подготовка ко сну, дневной сон 13.00-15.00 Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры 15.00-15.15 Подготовка к полднику, полдник 15.15-15.30 Игры, самостоятельная деятельность детей 15.30-15.55 Кружки 16.00-16.30 Подготовка к ужину, ужин 16.30-17.05 Подготовка к прогулке, прогулка, игры, уход детей домой 17.05-19.15
Слайд 5
СЕТКА РАСПИСАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Понедельник ФЦКМ 09.00-09.25 Музыка 09.35-10.00 Рисование 10.00-10.35 Вторник Развитие речи 09.05-09.30 Физкультура 09.35-10.00 Среда Музыка 09.00-09.25 Математика 09.35-10.00 Рисование 10.00-10.35 Четверг Развитие речи 09.00-09.25 Физкультура 09.35-10.00 Пятница Лепка/ Аппликация 09.00-09.25 Конструирование 09.35-10.00
Слайд 6
Образовательная область «Речевое развитие» — употреблять сложные предложения разных видов; — самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта; -пересказывать небольшие литературные произведения; — заменять слово другим словом со исходным значением; — знать и называть своих родных, домашний адрес; — знать название родного города, страны, ее столицу; — анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе; — определять место звука в слове ;
Слайд 7
Формирование элементарных математических представлений. — сравнивать части на основе счета предметов и составления пар; — считать (отсчитывать) в пределах 10; — правильно пользоваться количественным и порядковым числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?»; — сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, устанавливать , какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов; — сравнивать предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); с помощью наложения, приложения на глаз; — определять свое местонахождение среди предметов и людей; — различать форму предметов; -знать, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки; последовательность частей суток; — называть текущий день недели
Слайд 8
Художественная литература. — определять жанр произведения; называть любимые сказки и рассказы; — проявлять интерес к объемным произведениям; — драматизировать небольшие произведения, читать по ролям стихотворения; — вспомнить 2-3 программных стихотворения ( при необходимости следует напомнить ребенку первые строчки), загадки;
Слайд 9
Игровая деятельность. — договариваться с партнерами, во что играть, кто кем будет играть в игре; — подчиняться правилам игры; — использовать предметы заместители; — в дидактических играх оценивать свои возможности и без раздражения воспринимать проигрыш; — объяснять правила игры сверстникам; — использовать различные источники информации, способствующие обогащению игры (кино, литература, эксскурсии ..);
Слайд 10
Кружковая работа «Конструирование и робототехника» Рук-ль : Григорьева М.В поделки из конструктора Работа по заданной схеме Изготовление по замыслу Участие в конкурсах «Волшебная ниткография » Рук-ль ; Мохначевская А.Г создание картин из ниток развивать зрительно-моторную координацию; геометрические фигуры.
Дорожная карта:
Реализация шага №1
№ | Мероприятие | Сроки |
1 | Определение целей, задач и актуальности проекта | Сентябрь |
2 | Подготовка перспективного плана проекта | Сентябрь |
3 | Определение срока реализации и участников проекта | Сентябрь |
Реализация шага №2
№ | Мероприятие | Сроки |
1 | Подготовка изменений в организацию и систему дополнительного образования в ДОУ (планирование дополнительной деятельности, занятий, экскурсий и пр.). | Постоянно |
2 | Определение рисков проекта и путей их решения | Сентябрь |
Реализация шага №3
№ | Мероприятие | Сроки |
1 | Подготовка материальной базы для осуществления проекта | Октябрь — Декабрь |
2 | Осуществление деятельности с участниками проекта | Постоянно |