Программа кружка дополнительного образования в подготовительной группе «Развивайка»
Пояснительная записка
В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст — самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте — школе.
Математическое развитие ребенка — это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача — развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.
Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.
Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.
Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.
Основой для разработки рабочей программы по развитию элементарных математических представлений стали:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт (далее — ФГОС) дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Сан ПиН 2.4.2.2821 -10).
- Основная образовательная программа дошкольного образования МАУДО «Детский сад №8» г. Ялуторовска
- Положение о рабочей Программе.
Цели реализации программы:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
- творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
Основные задачи программы
- Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, привить вкус к учению.
- Выработать у детей привычку максимально полно включаться в образовательную деятельность в процесс обучения, что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка.
- Привить любовь к конкретному предмету – математике.
- Формирование представлений о числе и количестве:
- Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
- Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой частью на основе счета, составления пар предметов и соединения предметов стрелками.
- Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
- Познакомить с цифрами от 0 до 9.
- Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1.
- Составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс +, минус -, равно (=).
- Развитие представлений о величине:
- Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
- Дать представления о весе предметов и способах его измерения (грамм, килограмм). Сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
- Развитие представлений о форме:
- Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
- Упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
- Распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
- Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
- Развитие пространственной ориентировки:
- Ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
- Понимать простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
- Развитие ориентировки во времени:
- Пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
Итоговые результаты освоения Программы
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.
К семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.
- Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находить части целого множества и целое по известным частям.
- Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).
- Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).
- Соотносить цифру (0 – 9) и количество предметов.
- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, — , =).
- Различать величины; длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения.
- Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).
- Уметь делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.
- Различать и называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб. Проводить их сравнение.
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями.
- Уметь определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
- Знать состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
- Уметь получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
- Знать монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5, 10 рублей.
- Знать название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
- «Физическое развитие» — дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения, играя в подвижные игры. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
- «Социально-коммуникативное развитие», где знания и умения, полученные на НОД детьми, применяют в игровой деятельности. Содержание этой области направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности, знаний о правилах безопасности дорожного движения.
- «Речевое развитие» — развитие свободного общения с взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи, (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.
- «Познавательное развитие» — знакомятся с геометрическими телами, обследуют, зарисовывают их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху), ориентироваться на листе бумаги.
- «Художественно-эстетическое развитие» — развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.
Методы:
- Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
- Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
- Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
- Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий)
- Показ мультимедийных материалов
Список воспитанников
математического кружка «Развивай-ка»
- Бердюгин Даниил
- Блинова Милена
- Власюк Кирилл
- Гилев Кирилл
- Валиева Эвелина
- Голубева Дарья
- Денисова Валерия
- Дмитриева Мария
- Зиньковский Александр
- Иванов Кирилл
- Калиненкова Елизавета
- Коробейникова София
- Кувандиков Караматулло
- Лысянов Владимир
- Малофеева София
- Мальков Артем
- Новоселова Кристина
- Островский Артем
- Свинолупова Николина
- Султанова София
- Седлуха Вадим
- Сенников Александр
- Ульянов Константин
- Фадеев Глеб
- Фоминцев Максим
- Хуснутдинов Альмир
- Шорохова Ангелина
- Шрайнер Оганес
- Шунькин Кирилл
- Шыхджанов Али-Акбар
Программа рассчитана на 1 год на детей 6-7 лет. Группа работает 4 раза в месяц по 25-30 минут, всего 32 занятия за учебный год. Большую часть программы составляют практические занятия.
Учебно – тематический план
Месяц | Тема | Задачи | |
Сентябрь | «Цвет, форма» | Выявление простейших представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме расположению. Развитие речи, внимания, наблюдательности. | Игра: «Составим узор» |
«Размер» | Уточнение имеющихся у детей представлений о размере, цвете, и числе предметов. Развитие внимания наблюдательности, мелкой моторики рук. | Игра – аппликация: «Красивые флажки» | |
«Формирование представлений о символическом изображении предметов» | Развитие речи, включение в активный словарь терминов: «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий». | Игра: «Концовка». | |
«Счёт, порядковые числительные» | Выявить представления детей о порядковых числительных в пределах 10, учить детей рассуждать, использовать числительные в бытовой и игровой деятельности. Развивать активность у детей. | Декоративная аппликация: Изготовление образов цифр способом обрывания бумаги. Учить детей аккуратно отрывать маленькие кусочки бумаги, развивать мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление. | |
Октябрь | «Пространственные представления» | Развивать представления: «толстый», «худой», «высокий», «низкий», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Развитие внимания, речи. | |
«Счет до 10» | Формировать умение разложить сложную фигуру на такие, как на образце. Тренировать детей в счете фигур до 10 (Используем шаблоны геометрических фигур). | Игра: «обведи правильную цифру» | |
Игра: «Весёлые человечки» | Развивать пространственные представления, развивать умение внимательно относиться к действительности, анализировать её. Учить детей соотносить изображение и действие своего тела под музыкальное сопровождение. | ||
Интеллектуальная игра с бусами «Разложи бусинки по цветам» | Закреплять знания детей о материалах, из которых изготовлены предметы, развивать мелкую моторику рук сенсорное развитие. | ||
Ноябрь | Интеллектуальная игра «Близкие по значению» | Игра помогает дошкольникам овладеть грамотностью речи значение противоположных слов, употребление их в речи. Развитие внимания, воображения. Цель: развитие логического мышления, внимания, воображения, речи, развивать кисть руки, мелкую моторику. | |
Круг, квадрат, прямоугольник. | Учить называть геометрические фигуры, называть их отличительные признаки, находить в окружающей действительности. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, творческое воображение, умение делать логические выводы. Упражнять детей выполнять задания воспитателя по образцу и самостоятельно. | (Собери фигуру из счетных палочек или верёвочки) | |
Сравнение | Закрепить умение сравнивать предметы по толщине, уточнять знания о прямом и обратном счете, о составе числа. Уточнять знания о геометрических фигурах. Продолжать учить измерять, пользуясь условной меркой. Закрепить все имеющиеся знания. | ||
Сенсорное развитие | Развивать мелкую моторику рук, закреплять знания об ахроматических цветах и цветах спектра. | Дидактические игры «Черный, серый, белый», «Волшебные краски», Игра с крупой «Разбери гречку и рис» | |
Декабрь | Графические умения | Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда. | Развивать умения ориентироваться на лисе в клеточку (графический диктант) |
Счет | Формировать счётные умения в прямом и обратном порядке. Закрепить представления об измерении длины и массы предметов, о присчитывании и отсчитывании единиц на числовом отрезке. Совершенствовать умения детей разбивать группу предметов на части по признакам, решать арифметические задачи. | ||
Задачи на смекалку | Упражнять в счете групп предметов, в сравнении чисел и в определении, какое из двух чисел больше или меньше другого (7 — 9). Развивать сообразительность, учить решать задачи на смекалку геометрического содержания. | ||
Январь | Задачи на смекалку | Повторить с детьми порядковый и обратный счёт; упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление; отчёт предметов по заданному числу; вспомнить с детьми пословицы, поговорки, где встречаются числа 7, 3. Создать у детей радостное настроение. | |
Пирамида, цилиндр | Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, цилиндра. Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке. | Развивать графические умения, умения ориентировать на листе бумаги в клеточку. Графический диктант: «Котёнок» | |
Зрительно – мыслительный анализ | Учить детей осуществлять зрительно – мыслительный анализ. Формировать пространственные представления детей, закрепление понятий «сначала», «потом», «после», «этого», «между», «слева», «справа». | Игра: «Построим гараж». Закрепление навыков счета кругов, квадратов, треугольников. | |
Сенсорное развитие | Развитие умения сравнивать по их свойствам развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции), закреплять знания о величине, развивать мелкую моторику | Дидактические игры «Определи на глаз», »Одинаковые или разные», «Что выше (шире) » Игра со счетными палочками. «Выложи предмет по образцу» | |
Февраль | Работа с альбомами | Развитие умения анализировать форму предметов | |
Способы измерения | Закрепить счётные умения, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей. Упражнять детей в составлении и решении задач на сложение и вычитании, в умении выделять в задаче части. | ||
Игры – путешествие во времени | Закрепить знания детей о днях недели. | Игра: «Что сначала, что потом». | |
Предметы ближайшего окружения | Развитие произвольности (умения играть по правилам и выполнять инструкции, умение определять материал (ткань, металл, пластмасса, стекло, дерево, бумага) и их свойства, бережное отношение к предметам труда людей | ||
Март | Счет в пределах 10. | Закрепить представления о составе чисел от 1 до 10. Продолжать учить штриховки цифр | |
Состав чисел от 1 до 10. | Штриховка цифры, выкладывание образа цифры из различных предметов. | ||
Классификация | Упражнять детей в последовательном анализе каждой группе фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам и каждой из групп, сопоставлении их, обоснование найденного решения. Формирование понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не», развитие речи детей. | ||
«Сколько всего» | Продолжаем анализировать фигуры по одному, двум, тём признакам, учимся устанавливать закономерности в наборе признаков. Поиск отличия одной группы от другой. | Игры: «Каких фигур недостаёт? », «Игра с одним (двумя, тремя) обручем». Развитие внимания, мышления, воображения | |
Апрель | Формирование навыков сложения и вычитания. 1. | Закрепление состава числа первого десятка. | Игры: Диспетчер и контролер», «Распредели числа в домики», «Угадай-ка». Развитие логического мышления, речи, внимания. |
Формирование навыков сложения и вычитания. 2 | Закрепление приёмов вычитания на основе знания состава числа и дополнения одного из слагаемых до суммы. | Игра: «Бегущие цифры». | |
Формирование навыков сложения и вычитания. 3 | Формирование навыков сложения и вычитания. Составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера. | Игра «Цепочка». Развитие внимания, наблюдательности. | |
Символы | Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер)Закрепить представление о составе чисел 8-10, умении ориентироваться в числовом ряду. | Игры – путешествия во времени. Цель: служат для закрепления знаний детей о времени, частях суток, днях недели, временах года, названий месяцев. Игра: «Что сначала, что потом». Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия; | |
Май | Закрепление математических знаний и умений» | — Закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; — Закрепить умения конструирования из простых геометрических фигур ; — Создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания; — Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта; — Закрепить умения отгадывать математическую загадку; — Закреплять умения правильно пользоваться знаками , = — Закреплять умения составлять числа из 2-х меньших; | |
Перспективный план
по взаимодействию
с родителями
№ | Форма работы | Сроки |
1 | Консультация для родителей «Развитие математических способностей детей» Индивидуальные консультации по вопросам формирования элементарных математических представлений детей. | Сентябрь |
2 | Подбор и составление загадок с использованием цифр | Ноябрь |
3 | Открытое мероприятие «Как Незнайку решать задачи учили» | Февраль |
4 | Консультация «Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр» | Апрель |
Список литературы
- Новикова В.П. Математика в детском саду. Сценарии занятий, Мозаика – синтез 2021 г.
- Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет В.П. Новикова. Мозаика – синтез 2021 г.
- Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации.
- Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 2009 г.
- Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. — Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011 г.
- Макарова О.А. Планирование и конспекты занятий по математике в подготовительной группе ДОУ: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2008
- Т. Г. Любимова «Хочешь быть умным? Решай задачи».
- Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников».
- Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ».
- А. В. Белошистая «Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет».
- Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина. «Раз – ступенька, два – ступенька»
- Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику
- В. Г. Яфаева «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников»
- Учебная хрестоматия. Математика в художественном слове
- Е. В. Соловьева «Математика и логика для дошкольников»
- Е. Н. Лебеденко. Формирование представлений о времени у дошкольников. «Детство-Пресс»,
- Т. А. Шорыгина «Точные сказки». Формирование временных представлений. Москва 2004
- Т. М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд. торговый дом «Корифей», 2009
Программа кружка по развитию речи «Развивайка» (2 класс)
Развитие речи учащихся начальных классов
Кружок «Развивайка»
Кл. рук-ль Трубина Т.А.
2 А класс
Цели и задачи:
1. Осуществлять нравственное, эстетическое воспитание младших школьников во внеклассных мероприятиях.
2. Раскрыть основные методы и приемы для развития речи во внеклассной работе по русскому языку и литературному чтению.
3.Развивать интерес к русскому языку, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.
4. Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.
5. Создавать условия для слушания правильной русской речи.
6. Постоянно обогащать память учащихся новыми словами, их значению, грамматическими формами, конструкциями.
7. Формировать навыки внеклассного чтения, подготавливая учащихся к самостоятельному , беглому, правильному чтению книг.
Количество часов в неделю – 1 час (суббота)
Общее количество часов за год – 34 часа
Цели внеклассной работы по развитию речевой культуры
определяются в первую очередь необходимостью активизации познавательной деятельности учащихся, воспитанием интереса и развития их творческих способностей.
Цель проводимых занятий — способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Данные занятия должны способствовать решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.
Особенность внеклассной работы по развитию речи состоит в том, что строится она в тесной связи с внеклассной работой по русскому языку и литературному чтению, а также другими предметами курса начальной школы. Способствует дальнейшему общему развитию младшего школьника, становлению его личности; расширяет и углубляет представления и знания о мире, о своей родине, приобщает к событиям, которыми живет страна, формирует нравственные качества, способствует развитию художественных интересов.
Развитие интереса к русскому языку приводит к тому, что учащиеся не только начинают серьезнее относиться к классным занятиям, но и стремятся показать своим товарищам, что они не напрасно проводят время в кружке. Это проявляется в более полных ответах, в использовании материалов кружковых занятий на уроке, в желании и умении помочь товарищу разобраться в трудном домашнем задании.
В программе прослеживаются межпредметные связи, поскольку наряду с формированием положительного отношения к изучению русского языка, у детей развивается стремление к получению знаний по окружающему миру изобразительному искусству ,литературе (чтение стихотворений, рассказов) и т.д. Внеклассная работа решает важные образовательные и воспитательные задачи: воспитывает у учащихся более ответственное отношение к урокам русского языка; развивает у ребят быстроту мышления; желание научиться говорить правильно и выразительно.
А также обеспечит учащимся возможность:
· получить дополнительные знания по темам;
· расширить общий кругозор;
· развить потребности в познании;
· обогатить сферу общения в классе;
Содержание таких занятий
учитывает интересы, склонности и познавательные способности каждого учащегося.
Занятия выстроены следующим образом:
1)Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).
Контроль и учет ЗУН учащихся
будет осуществляться в форме устного собеседования, группового или индивидуального выступления, смотра творческих работ, инсценировок, конкурсов, и др.
Разделы
Речь. Техника и выразительность речи
Речь. Устная и письменная речь. Выразительная речь.
Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударные слова и сочетания слов, продумать мелодику речи.
Слово
Повторение изученного в 1 классе.
Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определить лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделить слова в переносном значении в тексте, сравнить прямое и переносное значения, определить основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Предложение и словосочетание
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочиненное предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произноситъ) предложения разных типов.
Текст
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста. План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов. Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.
Сочинение загадок.
Культура общения
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
Календарно – тематическое планирование
кружка
№ занятия | Тема | Дата |
1. | Слово. Значение слова | |
2. | Многозначные слова | |
3. | Омонимы | |
4. | Омофоны, омоформы | |
5. | Синонимы | |
6. | Антонимы | |
7. | Фразеологизмы | |
8. | Фразеологизмы | |
9. | Фразеологизмы | |
10. | Пословицы | |
11. | Загадки | |
12. | Изобразительные средства языка. Сравнение | |
13. | Изобразительные средства языка. Олицетворение | |
14. | Текст. Тема текста. Заглавие | |
15. | Текст. Опорные слова | |
16. | Опорные слова | |
17. | Проверочная работа | |
18. | План. Виды плана | |
19 | Связь между предложениями в тексте | |
20. | Связь между частями текста | |
21. | Работа с деформированным текстом | |
22. | Редактирование текста | |
23. | Типы текста. Описание | |
24. | Типы текста. Описание | |
25. | Текст – сравнительное описание | |
26. | Типы текста. Повествование | |
27. | Типы текста. Рассуждение | |
28. | Типы текста. Рассуждение | |
29. | Сочинение на тему «выходной день» | |
30. | Редактирование текста | |
31. | Повторение пройденного | |
32. | Повторение пройденного | |
33. | Резерв (игра) | |
34. | Резерв |
Литература
1. Речевые секреты. Книга для учителя начальных классов. Ладыженская Т.А. и др. – М.: Просвещение, 1992.
2. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя / Иванова В.А.,Потеха З.А., Розенталь Д.Э.– Л.: Просвещение,1990.
3. Учись! Твори! Развивайся! Игры для развития мышления, речи, общения, творчества. Зельцерман Б., Рогалева Н.– ПЦ, 1997.
4. Развитие речи. Дети 7 – 10 лет. Мельникова И.И.- Ярославль, Академия развития. 2002.
5. «Начальная школа» №12 (1990), 8 (1991), 12 (1991), 11-12 (1991).