Картотека игр по развитию речи детей «Путешествие в мир сказок»


Картотека игр по сказкам

Ход игры:

Выбирается сказка взрослым (это может быть сказка, которая изучается в данный момент). Ведущий берёт одного из героев сказки и описывает его: рассказывает как он выглядит, добрый или злой, большой или маленький, что он делает по ходу сказки и т. д. После этого он просит детей повторить, что он рассказал.

Затем ведущий берёт другую фигурку и просит детей по очереди описывать героя и следить, чтобы описания не повторялись.

Если это не получается, ведущий задаёт наводящие вопросы: например, во что одет дед; старый он или молодой; что делает и т. д. За правильные ответы ребёнок получает жетон. Побеждает тот, кто даст ответов больше всех.

«Найди по силуэту».

Цель игры: Развитие речи, наглядного мышления, внимания, образной памяти.

Материал: используются фигурки героев одной сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Заяц и лиса (Заюшкина избушка) » и др.) . Можно использовать фигурки сказочных героев из театра на фланелеграфе.

Ход игры:

Ведущий просит детей рассмотреть фигурки со всех сторон. Далее он объясняет, что такое силуэт, и просит детей обвести пальчиком силуэт фигурки, а затем – карандашом.

Ведущий выкладывает фигурки обратной стороной и просит найти героев сказки, предметы.

«Покажи одинаковое».

Цель игры: Расширение словарного запаса. Учить детей мыслительным операциям: сравнению, обобщению, логическому мышлению. Развивать фантазию, уметь классифицировать предметы по разным признакам.

Материал: фигурки героев сказок из театра на фланелеграфе; картинки с сюжетами, выбранной сказки.

Ход игры.

Ведущий рассказывает о том, что есть одинаковые предметы, части тела у разных людей, животных и т. д., и просит показать детей одинаковое.

Затем он просит ответить на его вопросы и показать одинаковое на фигурках. Например, у кого есть хвосты, кто одет в юбки, чем похожи дед, бабка, внучка (ходят на ногах, люди, чем похожи Жучка, кошка, мышка (животные) и т. д.

«Раскрась по описанию».

Цель игры: развитие речи, умения слушать другого, понятно выражать свои мысли; закрепление понятия «силуэт»; развитие наблюдательности, образного мышления и воображения.

Материал: фигурки героев сказок из театра на фланелеграфе; картинки с сюжетами из игры «Собери и расскажи сказку», выбранной сказки; загадки к героям сказки; цветные карандаши, бумага.

Ход игры.

Ведущий рассказывает детям сказку, и выкладывает опорные картинки с сюжетами сказки. Затем вместе с детьми отбирает фигурки героев сказки.

Когда фигурки лежат перед детьми, взрослый зачитывает по карточке загадку про одного из героев. Дети должны отгадать, о ком идёт речь. Тот, кто первым отгадал, становится рассказчиком.

Пять развивающих литературных игр для детей

Суще­ствует мно­же­ство раз­ви­ва­ю­щих лите­ра­тур­ных игр для детей – для раз­ных воз­рас­тов, уст­ных и пись­мен­ных, корот­ких и зани­ма­ю­щих много вре­мени. Глав­ная польза от таких игр – раз­ви­тие твор­че­ских спо­соб­но­стей, речи, памяти, логи­че­ского мышления.

Кроме того, эти игры помо­гают занять детей инте­рес­ным и полез­ным делом в тех обсто­я­тель­ствах, когда ничего дру­гого под рукой нет. Речь пой­дет о корот­ких играх, рас­счи­тан­ных на детей 6–12 лет.

Вита­лий КАПЛАН: “Я больше два­дцати лет зани­ма­юсь с лите­ра­турно ода­рен­ными детьми, веду несколько дет­ских лите­ра­тур­ных сту­дий, а также веду заня­тия по жур­на­ли­стике с ребя­тами из ска­ут­ского отряда. И за это время у меня нако­пи­лись нара­ботки, кото­рые могут при­го­диться и учи­те­лям, и роди­те­лям, и даже стар­шим бра­тьям-сест­рам младшеклассников.

Речь об играх, в кото­рые дети играют с удо­воль­ствием, но кото­рые не только раз­вле­кают, а еще и раз­ви­вают. Часть таких игр можно при­ме­нять в ком­па­нии детей, а часть можно про­во­дить и с одним-двумя детьми. Важ­ный момент: взрос­лый не дол­жен про­сто дать зада­ние детям и молча наблю­дать за тем, как они справ­ля­ются: ему самому надо стать участ­ни­ком такой игры.

Назва­ния игр услов­ные, вы можете при­ду­мать что-то другое.

«Болталка»

Эта игра, как я слы­шал, тра­ди­ци­онно при­ме­ня­ется при обу­че­нии юных жур­на­ли­стов. Жур­на­ли­сту же при­хо­дится ино­гда не только писать тек­сты, но и вести пря­мой эфир. И каж­дая пауза, заминка в пря­мом эфире – это ката­строфа. Поэтому нужно учиться гово­рить без пауз, быстро под­би­рать слова для выра­же­ния своей мысли. Игра этому и учит.

Для игры нужно несколько участ­ни­ков – жела­тельно не менее трех, но, в край­нем слу­чае, можно играть и вдвоем. Веду­щий (кото­рый и сам участ­вует в игре) про­из­но­сит несколько свя­зан­ных по смыслу фраз. Напри­мер: «В кос­мосе много звезд и пла­нет, неко­то­рые пла­неты похожи на Землю. Там может быть жизнь – рас­те­ния, живот­ные… вся­кие звери и птицы…»

На слове «птицы» он оста­нав­ли­ва­ется и кивает одному из детей. Тот дол­жен начать свою речь со слова «птицы». Что угодно гово­рить, может быть, и глу­пое, но не бес­смыс­лен­ный набор слов, а логи­че­ски свя­зан­ное. Напри­мер, ребе­нок про­из­но­сит: «Птицы бывают боль­шие и малень­кие, есть птицы, кото­рые летают, а есть неле­та­ю­щие, напри­мер, стра­усы. Стра­усы боль­шие, а головы у них малень­кие, и у них есть кра­си­вые перья».

Ребе­нок собрался гово­рить что-то и дальше, но веду­щий обры­вает его на слове «перья». С этого слова дол­жен гово­рить сле­ду­ю­щий участ­ник. Напри­мер, он ска­жет: «Перья когда-то исполь­зо­вали для стрел, когда стре­ляли из лука. Стрела летела быстро и могла про­бить вра­же­ские доспехи. Тогда стре­ляли из луков и из арба­ле­тов, потому что еще не изоб­рели ружья». Веду­щий оста­нав­ли­вает его на слове «ружья», и сле­ду­ю­щий участ­ник начи­нает с этого слова. И так по кругу. Если участ­ник совер­шенно не пред­став­ляет, что ска­зать, то про­пус­кает ход.

На каком слове оста­нав­ли­вать? Лучше на таком, с кото­рым у детей есть какие-то устой­чи­вые ассо­ци­а­ции, по кото­рому им есть что ска­зать. Напри­мер, «кошка», «дом», «обида», «звезда». Оста­нав­ли­вать на сло­вах «миро­воз­зре­ние», «лабо­ра­то­рия» или «рево­лю­ция», навер­ное, не стоит (а в речи детей могут встре­чаться не очень понят­ные им слова). Я обычно оста­нав­ли­ваю на суще­стви­тель­ных, но, в прин­ципе, можно и на гла­го­лах, и на прилагательных.

Оче­ред­ность (кто за кем гово­рит) уста­нав­ли­ва­ется зара­нее. Обычно по кругу.

Когда завер­шать эту игру? Зави­сит от коли­че­ства участ­ни­ков (жела­тельно, чтобы каж­дый хотя бы два-три раза успел выска­заться). И в любом слу­чае для детей млад­шего школь­ного воз­раста тра­тить на эту игру более 15 минут не стоит, вни­ма­ние уже рассеется.

«Сочинялка-запоминалка»

Эта игра более твор­че­ская, здесь ребенку уже при­хо­дится напря­гать фан­та­зию. Но, кроме того, она еще и раз­ви­вает память.

Здесь тоже жела­тельно несколько участ­ни­ков – но не очень много, не больше пяти-шести. Начи­на­ется игра с того, что веду­щий про­из­но­сит корот­кую фразу, кото­рую сле­ду­ю­щий участ­ник дол­жен вслух повто­рить и про­дол­жить своей фра­зой. Логи­че­ски свя­зан­ной. Напри­мер, веду­щий гово­рит: «Голод­ная кошка шла по улице».

Сле­ду­ю­щий участ­ник про­из­но­сит, допу­стим: «Голод­ная кошка шла по улице. Ее выгнали из дома, и ей нечего было есть». Тре­тий про­из­но­сит: «Голод­ная кошка шла по улице. Ее выгнали из дома, и ей нечего было есть. Она меч­тала, чтобы кто-нибудь ее накормил».

Чет­вер­тый: «Голод­ная кошка шла по улице. Ее выгнали из дома, и ей нечего было есть. Она меч­тала, чтобы кто-нибудь ее накор­мил. И вот один маль­чик дал ей сосиску в тесте»… Каж­дый сле­ду­ю­щий участ­ник дол­жен про­из­не­сти всё, что гово­ри­лось до него, и доба­вить свою фразу.

Завер­ша­ется игра, когда детям ста­но­вится уже трудно дер­жать в памяти всё, про­зву­чав­шее ранее, когда они начи­нают сби­ваться. Тогда взрос­лый-веду­щий, когда оче­редь дохо­дит до него, делает заклю­чи­тель­ный ход: про­из­но­сит всю ранее сочи­нен­ную исто­рию и завер­шает ее своей послед­ней фра­зой. Напри­мер: «И с тех пор кошка была счастлива».

Здесь тоже жела­тельно не длить игру более 15 минут. Однако может полу­читься так, что дети увле­кутся сочи­ня­е­мой исто­рией, и тогда надо дать им воз­мож­ность досо­чи­нять, пока не уста­нут (а если устают, это все­гда очень заметно).

«Коллективная сочинялка»

Эта игра, в отли­чие от «сочи­нялки-запо­ми­налки», не тре­бует от каж­дого участ­ника повто­рять все преды­ду­щее, за счет этого дети могут при­ду­мать более длин­ные фразы. А все осталь­ное про­ис­хо­дит так же: веду­щий дает началь­ную фразу, сле­ду­ю­щий участ­ник дает свое про­дол­же­ние, сле­ду­ю­щий – про­дол­жает далее.

При этом если дети не очень малень­кие (лет с 9–10) можно про­во­дить игру и в пись­мен­ном фор­мате – свои фразы они могут в порядке зара­нее уста­нов­лен­ной оче­ред­но­сти писать на доске (если есть доска) или на листе бумаги. То есть сочи­ня­е­мая ими исто­рия должна фиксироваться.

Если дети еще малень­кие и быстро писать им пока трудно, а читать они уже умеют, то запи­сы­вать их фразы (на доске или на бумаге) дол­жен веду­щий. Если есть воз­мож­ность, хорошо также фик­си­ро­вать про­цесс этого кол­лек­тив­ного сочи­не­ния на видео или аудио.

Так играть, кстати, можно и вдвоем. Напри­мер, роди­тель и ребе­нок сообща сочи­няют исто­рию – каж­дый по своей фразе. Если играть вдвоем, то можно отойти от пра­вил и дать воз­мож­ность ребенку сочи­нить не одну фразу, а столько, сколько у него сходу получится.

Но если у вас кол­лек­тив детей, то поз­во­лять такой длин­ный поток фан­та­зии нельзя – потому что на фоне супер-кре­а­тив­ных детей дру­гие могут заску­чать. Тут нужно четко моде­ри­ро­вать: от каж­дого – по фразе. А если ну ничего не при­ду­мы­ва­ется, то про­пус­ка­ется ход.

И тоже по вре­мени эту игру стоит огра­ни­чить 15 мину­тами – за исклю­че­нием ситу­а­ции, когда играют один ребе­нок с одним взрос­лым, вре­мени доста­точно и поток дет­ского кре­а­тива не оста­но­вим. Тогда – до тех пор, пока ребе­нок не устанет.

«Индивидуальная сочинялка»

Это уже ближе к тому, что в работе с лите­ра­турно ода­рен­ными детьми назы­ва­ется этю­дом, то есть с выпол­не­нием твор­че­ского задания.

Про­во­дить такую игру можно и в уст­ном фор­мате, и в пись­мен­ном – в зави­си­мо­сти от воз­раста участ­ни­ков, а если воз­раста их сильно раз­ли­ча­ются, то стар­шие дети могут рабо­тать пись­менно, а млад­шие – сочи­нять у себя в голове и потом устно рассказывать.

Детям дается одно и то же зада­ние. Напри­мер, сочи­нить рас­сказ или сказку, начи­на­ю­щийся с задан­ной (зара­нее подо­бран­ной!) фразы. Допу­стим «Змей Горы­ныч очень не любил чистить зубы, но Баба-Яга его каж­дое утро застав­ляла». Дается время (15–20 минут), и каж­дый сочи­няет свой вари­ант, как можно про­дол­жить эту историю.

За пять минут до окон­ча­ния задан­ного вре­мени детям нужно напом­нить, что оста­лось пять минут и что нужно дви­гаться к завер­ше­нию. По исте­че­нии вре­мени начи­на­ется зачи­ты­ва­ние вслух того, что они сочи­нили. Именно зачи­ты­ва­ния, без обсуж­де­ния, без критики.

Жела­тельно это зачи­ты­ва­ние тоже фик­си­ро­вать на видео, и очень важно это делать, когда малень­кие дети устно рас­ска­зы­вают то, что сочи­нили мыс­ленно. Сам факт такой записи малы­шам обычно нра­вится, он при­дает в их гла­зах зна­чи­мо­сти их занятию.

После того, как все про­чи­тали, что у них полу­чи­лось, взрос­лый может и выска­заться по этим исто­риям, отме­тить их силь­ные сто­роны, дать какие-то советы на буду­щее. Кри­ти­ко­вать и отме­чать недо­статки нельзя! Это ведь не лит. сту­дия, куда при­хо­дят уже серьезно моти­ви­ро­ван­ные дети, а про­сто игра. Впро­чем, такие игры про­во­дятся и на заня­тиях лит. сту­дий, и вот там кри­ти­че­ский раз­бор вполне допустим.

Нелишне напом­нить, что если игра про­во­дится пись­менно, то веду­щий дол­жен зара­нее поза­бо­титься о нали­чии бумаги и ручек-каран­да­шей. Иначе масса вре­мени уйдет на поиск того, чем писать и на чем писать.

«Подбор прилагательных»

Эта игра уже ближе не к лите­ра­тур­ному твор­че­ству, а к осво­е­нию рус­ского языка. Можно играть с одним ребен­ком, можно играть с дет­ским кол­лек­ти­вом (в послед­нем слу­чае в игру вно­сится эле­мент сорев­но­ва­ния). Здесь жела­тельно, чтобы все дети-участ­ники были одного воз­раста, и лучше, если помладше. Для ребят 10–12 лет эта игра уже может пока­заться не такой интересной.

Заклю­ча­ется игра в том, что веду­щий дает детям какое-то суще­стви­тель­ное (по воз­мож­но­сти его нужно крупно напи­сать на доске или на чем-то, что будет хорошо видно детям). А дети по оче­реди (напо­ми­наю, что поря­док оче­ред­но­сти нужно уста­но­вить зара­нее, иначе воз­ник­нут крик и нераз­бе­риха) пред­ла­гают при­ла­га­тель­ные, под­хо­дя­щие к этому существительному.

При этом если игра идет с кол­лек­ти­вом детей, то каким-то обра­зом нужно фик­си­ро­вать, кто из детей какое при­ла­га­тель­ное пред­ло­жил. Напри­мер, если есть доска или боль­шой лист бумаги, то можно нари­со­вать такую таблицу:

Побеж­дает тот, кто при­ду­мает больше раз­ных при­ла­га­тель­ных (раз­ных – то есть опи­сы­ва­ю­щих раз­ные каче­ства, поэтому белая, чер­ная, рыжая засчи­та­ются за одну пози­цию, равно как и малень­кая, и большая).

В прин­ципе, можно упро­стить детям задачу, раз­ре­шив исполь­зо­вать не только при­ла­га­тель­ные, но и при­ча­стия. Осо­бенно если дети доста­точно малень­кие и отли­чать при­ча­стия от при­ла­га­тель­ных еще не умеют.

Очень хорошо, если участ­ники игры не про­сто выкри­ки­вают свои пред­ло­же­ния с места, а под­хо­дят к доске или к листку бумаги (кото­рый можно при­кре­пить скот­чем к стене) и сами пишут свои вари­анты. При этом в спор­ных слу­чаях они должны обос­но­вать свой выбор, то есть объ­яс­нить, почему к слову «кошка» можно при­ме­нить, напри­мер, при­ла­га­тель­ное «осле­пи­тель­ная».

Также эту игру можно раз­но­об­ра­зить, дав зада­ние при­ду­мы­вать к задан­ному слову такие при­ла­га­тель­ные, кото­рые к нему абсо­лютно не под­хо­дят. Напри­мер, в слу­чае суще­стви­тель­ного кошка у нас могла бы быть такая таблица:

Вре­мени на такую игру можно выде­лить и больше 15 минут, но тут кри­тично коли­че­ство участ­ни­ков. Если их будет слиш­ком много (напри­мер, чело­век 10–15), то мно­гие дети про­сто не успеют ничего выска­зать, потому что когда до них дой­дет оче­редь, все лежа­щие на поверх­но­сти вари­анты уже будут взяты.

И еще, в отли­чие от преды­ду­щих игр, здесь веду­щему лучше самому не участ­во­вать. Его зна­ния и эру­ди­ция дадут реша­ю­щий пере­вес, и дети почув­ствуют неспра­вед­ли­вость. Однако веду­щий здесь не про­сто молча наблю­дает и фик­си­рует дет­ские пред­ло­же­ния, а еще и ком­мен­ти­рует, пока­зы­вает, какие вари­анты более ожи­да­емы, а какие нестандартны.

Напо­сле­док повторю: лите­ра­турно-язы­ко­вых игр суще­ствует мно­же­ство, я рас­ска­зал лишь о тех, кото­рые чаще всего при­ме­няю для работы с млад­шими школь­ни­ками. Суще­ствует также много лите­ра­туры на эту тему, много раз­ных нара­бо­ток и у про­фес­си­о­наль­ных педа­го­гов, и у обыч­ных роди­те­лей. Суще­ствует мно­же­ство сете­вых ресур­сов с опи­са­нием подоб­ных игр. А, кроме того, такие игры ведь можно и при­ду­мы­вать само­сто­я­тельно. И лучше всего – вме­сте с вашими детьми”.

Сове­туем почитать:

Л. Малы­шева, «Игра сло­вом» // М., «Зна­ние», 198

Е. Сини­цына, «Умные слова» // М., «Лист», 1997

«Сме­калка для малы­шей» // М., «Омега», 1994;

С. Федин, «Луч­шие игры со сло­вами» //М., «АЙРИС ПРЕСС», 1999;

Т. Рик, серия «Весе­лые учеб­ники» // М., «Само­вар», АСТ

Вита­лий Каплан

Сайт жур­нала «Фома»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]