Рисование для ребёнка — не только полезный и увлекательный навык, это способ проявить своё личностное «Я».
Хотя некоторые родители и не видят смысла в детских каракулях, первые рисунки указывают на работоспособность мозга, учат кроху думать и анализировать. Польза рисования для детей — научно доказанный факт, многократно подтверждённый родительским опытом.
Обучение рисованию ребенка 2-3 лет
От изображения нужно добиться максимум пользы. Ребёнок сначала рисует вертикальными, волнистыми линиями. Ему еще трудно раскрашивать объекты.
Первая техника линий
Для начала нужно познакомить ребёнка с предметами рисования. Кисть руки должна правильно держать карандаш, кисточка прополаскивается в стакане с водой. Лучшим способом обучения является демонстрация. Можно сесть за стол рядом с малышом, взять карандаш и начать рисовать свой рисунок или попробовать управлять рукой ребенка. Нужно взять побольше бумаги, чтобы разложить её на всем столе.
Важно! Следует понимать, что рисование с детьми 2-3 лет начинается с малого. Для начала нужно довольствоваться непонятными линиями.
Польза рисования для развития ребенка
Рисование помогает быстрее познать мир, но это не единственный плюс таких занятий, есть и другие:
- развитие мелкой моторики рук. В 2 годика малыш учится держать предметы, правильно направляя их. Дети становятся сообразительнее, быстрее развивается речь. Психологи описывают наличие рефлекторных точек на пальцах, от которых сигнал поступает в мозг. От их стимуляции развиваются умственные способности;
- появление целенаправленности;
- образность мышления. В будущем для запоминания важно связывать объекты с образами;
- акцентирование внимания и воображения;
- развитие математических способностей и логики. Формы объектов, сравнение, равенство — это простые понятия в математике, которые закладываются с детства.
Роль рисования в развитии малыша
Рисование напрямую связано с воображением, речью, мыслительной деятельностью и восприятием окружающей действительности. Изобразительное искусство усиливает и упорядочивает эти психические функции, помогая маленькому художнику систематизировать представление об окружающей действительности.
Чем активнее ребёнок постигает мир через игры, тем лучше он рисует, нарабатывая свои творческие способности, а значит — развивая интеллект. Дать крохе карандаш и бумагу — не только способ занять его на некоторое время.
Польза рисования для детей бесспорна и научно обоснована, поскольку художественные занятия:
- дарят радость. Рисование становится для малыша увлечением, приносящим огромное удовольствие, поскольку даёт свободу самовыражения;
- развивают усидчивость и аккуратность. Удержать карандаш в руке — непростая задача для ребёнка, а изображение конкретного предмета и вовсе кропотливое и сложное занятие. Выполняя его, малыш проходит важный процесс — развитие мелкой моторики: чем лучше он освоит этот этап, тем быстрее разовьётся речь;
- тренируют память, внимание, улучшают пространственное воображение;
- помогают справиться с эмоциями, делая кроху счастливее и свободнее, поскольку через рисунок малыш «выплёскивает» на бумагу свои чувства, которые в силу, возраста не может выразить с помощью речи;
- развивают творческий потенциал. Создание рисунка или картины требует от ребенка индивидуального видения предметов, предполагает креативность подхода к творческому процессу, умение признавать свои ошибки и в результате создавать нечто уникальное;
- успокаивают психику: особенно полезно рисовать детям, склонным к капризам и неврозам;
- помогают раскрыть индивидуальность. Рисуя, ребёнок ощущает себя творцом, личностью, что делает его увереннее и благотворно сказывается на самооценке.
По детскому рисунку можно понять, кто его автор — мальчик или девочка. Это научный факт. У девочек лучше развито словесно-логическое мышление, эмоции, внимание к мелочам. Они сориентированы на конкретный образ, им нравится рисовать принцесс, зверей. Мальчиков отличает пространственное воображение, поэтому они обычно изображают динамичные картинки — сражения с техникой и оружием.
Трактовать рисунок может лишь детский психолог и только с учётом комментария самого малыша. Если ребёнок предпочитает изображать объекты в чёрном цвете, это не значит, что у него депрессия, а, всего лишь, ассоциация с папиной машиной.
Как заинтересовать ребенка
В любом деле самое главное — заинтересованность. Приучить к рисованию можно, если ребёнок полюбил это дело. Существует несколько способов:
- Эмоциональное восприятие взрослого. Родитель должен похвалить, порадоваться. Через эмоции взрослого можно добиться успеха в рисовании ребёнка.
- Превращать урок в игру. Можно придумать игровой сюжет, который будут интересен малышу. Например, зайчик просит морковку, её нужно нарисовать. Игра должна быть наполнена смыслом. Можно вести диалог, показать ребенку игрушку зайца.
- Процесс. Не нужно забывать о самом главном. Первый рисунок обязательно произведет впечатление на малютку, поэтому на столе должно быть много разных красок, карандашей, фломастеров. Много новых объектов — главный атрибут первой «картины». Вторая и третья картинка будет еще лучше.
«Повторяй за мной» — танцы-игры под музыку для детей от года до 5 лет
Учить или позволить ребенку действовать самостоятельно?
Единого мнения нет. Часть родителей и педагогов считают, что если у ребёнка замечен талант к рисованию, его нужно развивать, записав малыша в изостудию. Однако традиционное обучение может притормозить формирование индивидуального стиля.
Противники художественных школ убеждены, что творчество — это не следование канонам и установкам, а процесс самовыражения. Ребёнок должен рисовать так, как он видит, а любые шаблоны сведут на нет творческое самовыражение.
Если принято решение обучаться в кружке, следует предварительно познакомиться с педагогом студии, узнать отзывы о его работе.
Важно помнить, что рисованию учит не методика, а человек. Именно педагог-художник способен раскрыть талант и помочь ребёнку проявить свою индивидуальность.
Психологи отмечают, что причиной застенчивости взрослых людей часто становится ситуация из детства: родители, желая видеть в рисунках ребёнка больше реализма, критикуют малыша. Результат — неуверенность и страх выразить себя.
Приёмы изображения
Чтобы понять, как научить ребенка рисовать в 3 года, нужно рассмотреть приемы изображения. Из множества можно выбрать самые эффективные для малыша.
Прием тычком
- Рисование тычком. Взрослый подбирает сюжет шаблона, который нужно дополнить. Рекомендуется выбрать полусухую жесткую кисть из щетины с гуашевой краской. Подойдет и фломастер. Раскрашивать можно снеговика, животных, растений. Этот прием поможет научиться раскрашивать.
- Примакивание. Для этого способа лучше выбрать краски. Ребенок держит кисточку по диагонали ближе к столу (в приеме тычком вертикально) и оставляет отпечатки кисти. Это могут быть следы зверя, огоньки на елке, узоры на одежде. Черно-белую картинку можно вывести на принтере или нарисовать самому.
- Отпечатки пальцев. Нанести на белый лист немного краски, показать, как можно рисовать пальчиками. Следует осторожно подходить к выбору красок, ведь кожа малышей очень нежная, подвержена аллергии и раздражениям. Выбирать стоит гуашь, акварель.
- Рисование линиями. Это уже более сложный этап, который нужно вводить после изучения первых трех техник, описанных выше.
Организация рабочего пространства
Рабочее место должно и привлекать, и учить организованности.
- Сначала нужно позаботиться о здоровье ребенка. Стол и стул в комплекте должны быть подобраны под рост малыша. Спинка жесткая для правильной осанки. Во время работы нужно следить за его положением тела, аккуратно направлять, не сбивая с работы.
- Интересный дизайн. Всегда приятно, когда стол малыша подходит к интерьеру комнаты, но не нужно забывать про визуальное восприятие. Рабочее место должно привлекать малютку.
- Перед рисованием с детьми 2-3 лет нужно подготовить стол. Желательно это делать при ребенке. Аккуратно разложенные краски, карандаши приучат его к порядку. После занятий нужно все убрать. Опять же можно придумать игру, которая научит ребенка соблюдать порядок, тогда в будущем на уроках в школе он будет держать своё рабочее место в чистоте.
С какого возраста начинать?
Торопить событие не стоит. Специалисты рекомендуют знакомить кроху с рисованием с восьми месяцев: к этому времени ребёнок умеет уверенно сидеть. Начать желательно с пальчиковых красок и листа бумаги большого формата. Нужно быть готовым к тому, что малыш испачкает всё вокруг.
Некоторые психологи считают, что учить детей изображать реальные предметы: тучи, деревья, домики, геометрические фигуры не рекомендуется до 8 лет, чтобы не отбить у маленького художника желание рисовать. Следует понимать, что ребятишки дошкольного возраста передают в рисунке свои зрительно-тактильные ощущения от предмета. Похожесть объекта их не интересует.
Период каракульного рисования имеет свои этапы и в это время важно не допустить блокировки этого процесса у малыша:
- хаотические каракули (до года). Это время, когда ребёнок только берёт в руки карандаш, тыкает им в листочек, радуясь, что там остаются следы. Родителям следует поддержать с крохой обратную связь, положительно реагируя на его творчество;
- циркулярные каракули (1-2 года). Теперь малыш осознаёт, что может управлять своим движением и активно рисует кружки, линии, закорючки. На этом этапе у родителей появляется соблазн научить своё чадо рисовать правильно: квадратный дом, круглое солнышко. Такие действия блокируют образное мышление ребёнка;
- продвинутые каракули (2-3 года). Это последний период «до изобразительного» рисования, на котором малыш обнаруживает, что в нарисованных им кружках, точках и кривых линиях есть смысл. Процесс должен приносить ребёнку радость: чтобы подержать самооценку крохи, родителям следует вешать на стену даже каракули, любоваться ими и с гордостью показывать друзьям.
Реалистичные вид предметов появляется на детских рисунках только к 7-8 годам. Именно в этот период у ребёнка возникает желание в оценке взрослого для достижения лучшего результата и встаёт вопрос о необходимости продолжения обучения в художественной школе.
Как научить ребенка 3 лет рисовать
Первое изображение должно заинтересовать ребенка, чтобы в следующий раз он снова приступил к рисованию. Чтобы научить ребенка 3 лет рисовать, можно применить одну из техник.
Штриховка по раскраскам
- Техника раскрашивания поможет ребенку правильно подбирать цвета. Нужно помогать ему не выходить за линию, самостоятельно раскрасив два или три объекта. Начинать нужно с простых раскрасок: дом, машина из фигур, цветок.
- Техника подручных средств. Можно попробовать рисовать игрушечным транспортом или нитками. Ими можно выкладывать узоры, потом раскрашивать.
- Рисунки, развивающие математические навыки: линии, овалы, кружки. Их можно предоставлять в виде шаблонов. Например, рисунок мальчика с разноцветными шариками.
Познавательное развитие младших и старших дошкольников
Рабочая программа по ИЗО 2-3 года
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».
ЦЕЛИ:
Продолжать воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
Вызвать у детей интерес к рисованию карандашами.
Учить детей наносить штрихи и проводить в разных направлениях прямые линии:
— наклонные, длинные и короткие.
Учить детей изображению округлой, овальной, квадратной и треугольной формы.
Учить детей закрашивать готовое графическое изображение на бумаге:
а — карандашами
б — красками.
Побуждать к дополнению готового рисунка различными деталями (дома, деревья, кустарники)
Учить детей способам штриховки.
Формировать у детей способность замечать яркость цветовых образов в иллюстрациях.
Продолжать расширять представления о форме знакомых предметов, их строение цвет, учить передавать характерные особенности предметов в рисунке.
Закреплять знания об уже известных основных цветах и продолжать знакомить с их оттенками.
Учить смешивать краски для получения оттенков (розового, темно-зеленого, сиреневого).
ЗАДАЧИ:
развитие интереса к рисованию;
совершенствование умений в рисовании (карандашами и красками)
ПРИНЦИПЫ:
развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
научной обоснованности и практической примерности (содержание программы соответствует основным положениям и дошкольной педагогике;
культуросообразности, который обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, образование рассматривается, как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры;
соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать постановленные цели и «задачи» при использовании разумного «минимума» материала;
единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются ключевые качества в развитии дошкольников;
интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
комплексно-тематического построения образовательного процесса;
построение образовательного процесса на адекватных, возрасту формах работы с детьми, где основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
преемственности между всеми возрастами дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Объём реализации программы:
1 занятие в неделю, продолжительностью 10 минут.
1. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
непосредственно-образовательная деятельность (занятие)- это интересная для детей,специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков, в которой процесс обучения остается;
Интересные идеи для рисования
Интересные варианты изображения могут дать ребенку больше знаний. Правильный выбор раскраски — задача родителя.
Можно сделать самостоятельно раскраску в виде времен года, совместив все приёмы изображения.
- осень: приём примакивания для разноцветных листьев;
- зима: приём тычком для новогодней ёлки. Зимний пейзаж преподносит много идей (снеговик для понимания фигур, спортивный инвентарь для знакомства с деятельностью);
- весна: прием примакивания для рисования почек и первых листочков;
- лето: понимание форм (мороженое), рисование тычком (цветы).
Какую тематику выбрать
У родителей часто возникают вопросы, как лучше рисовать: поэтапное закрашивание объектов или сначала посмотреть готовый итог. Малышу трудно подбирать точные цвета для объектов, поэтому лучше изначально продемонстрировать, как должен выглядеть, например, цветок, а затем поэтапно выполнить рисунок.
Обратите внимание! Тематика должна касаться реальных объектов. Не нужно начинать с раскрасок несуществующих героев мультфильма. Можно даже сначала продемонстрировать предмет для изображения.
Рисование пальчиками и ладошками
Детей может заинтересовать рисование ладошками. С помощью этого приема можно изображать цветы, солнце. Метод очень легкий, так как дополнительные предметы для занятия не нужны.
К сведению! В продаже есть специальные пальчиковые раскраски.
Картинка ладошками
Нужно ли отдавать ребенка в кружок рисования
Оптимальный возраст обучения малютки в кружке 4-6 лет. Социальные навыки общения малыша должны развиваться постепенно.
Важно! Резкое знакомство с группой ребят может стать стрессом для него. Не нужно спешить с обучением, основные азы можно осваивать дома.
Рекомендации психологов и педагогов
Психологи отмечают важность обратной связи взрослого и ребёнка. Рисование не только даёт определенные навыки, но и сближает родителей и малыша. Педагоги советуют начинать с раскрасок, чтобы ребёнок запоминал сам объект. Ему ещё сложно изображать цветок, который он увидел на улице один раз. Целью рисования для малышей 2-3 лет могут стать и простые линии.
Первая «картина» для малютки — это шаг к сложной деятельности. Полезно развивать навыки рисования, чтобы улучшать умственные способности. При выборе основных техник нужно подбирать для ребенка самую подходящую и интересную. Не стоит забывать и о личном контакте с малышом, тогда рисование будет не просто уроком, а перерастет в хобби.
Нескучное ИЗО: лучшие семейные студии живописи Москвы
В семье растет художник, без устали рисующий на обоях? Направьте его энергию в нужное русло — отведите в студию живописи. А лучше присоединяйтесь и творите вместе! Ёжикёжик составил список лучших мест для детей до 12-ти лет и их родителей. Вам остается только выбрать.
СТУДИЯ АРТ-ТЕРАПИИ «САМО»
Стоимость: абонемент на 10 занятий длительностью 2 часа – 11500-14000 руб. в зависимости от времени, дня недели и возраста ребенка.Адреса: ул. Крымский Вал, 9, стр. 4 (ЦСИ «ГАРАЖ»), м. Парк Горького, есть также занятия в ММОМА (Московском Музее Современного Искусства), ул. Петровка, 25, м. Чеховская. Тел. +
Специализация этой студии при центре современного искусства “ГАРАЖ” – арт-терапия, то есть возможность разобраться в себе, решить какие-то проблемы, побороть страхи и Специализация этой студии при центре современного искусства “ГАРАЖ” – арт-терапия, то есть возможность разобраться в себе, решить какие-то проблемы, побороть страхи и комплексы, раскрыть свой потенциал с помощью творчества. Заниматься могут и дети, и взрослые, есть как индивидуальные, так и групповые занятия. Для детей группы делятся по возрастам: 3-5, 6-8 лет, не более шести человек в группе.
При работе с маленькими гостями акцент делается на получение позитивного социального опыта. Придя в «САМО» нужно помнить: занятия здесь – не просто вид досуга, на встречах дети обязательно будут посвящать время различным художественным техникам, от рисунка до лепки из глины, до подвижных игр и чтения.
СТУДИЯ «ЛЕТАЛ И ШАГАЛ»
Стоимость: 1250 рублей – за двухчасовое занятие. Адреса: Красноармейская, 4, метро «Динамо»; ул. Большая Никитская, 47, стр. 3, Еврейский культурный центр, м. Арбатская;Ленинский пр-кт, 39/1, в здании йога-студии ЭЙЁО, м. Ленинский проспект; Бобров переулок, 6, библиотека-читальня им. И.С. Тургенева, м. Чистые Пруды. Тел.
Изостудия с оригинальным названием создана для всех, кто по-настоящему любит искусство. Ее изюминка – “Хронолента”: каждое занятие посвящается определенной эпохе, знакомству с художниками того времени, на основе этой информации, поданной в виде слайдов, и строится урок. Дети старше двух лет и их родители могут лепить, рисовать, мастерить, участвовать в выставках и праздниках, которые устраивает студия, ходить в музеи на тематические экскурсии. Никакой назидательности, все по-семейному душевно и очень интересно.
ШКОЛА ЖИВОПИСИ PEROTTI
Стоимость: 1 занятие (2 часа) – 1600 руб., абонемент на 12 занятий — 16000 руб., абонемент на 32 занятия – 40000 руб.Адрес: Москва, ул. Марины Расковой, 16/18, м. Динамо.Тел. +7 (495) 612-0792; +7.
Художники Светлана и Федерико Перотти – семейная пара, владельцы и основатели школы, практикующие методику «интуитивной живописи». Они считают, что у каждого есть изначально заложенные способности к творчеству, нужно только пробудить их. Обычно уже к концу первого же занятия даже самый неопытный ученик уносит домой настоящую картину. В школе регулярно проводятся выставки как преподавателей, которые тут работают, так и учеников. Здесь можно позаниматься арт-терапией, посвятить время росписи мебели, керамики или интуитивной живописи, фреске, рисованию портретов и многому другому. Школа предлагает обучение в группах детей старше 4 лет и взрослых.
СТУДИЯ «ХОЧУ РИСОВАТЬ!»
Стоимость: разовое занятие для детей – 1000 руб., для взрослых – 1200 руб. абонемент на 10 занятий – 7 000 руб. Адреса: пр. Вернадского, 92, ЖК «Корона», м. Юго-Западная; Марксистский переулок, 3, м. Марксистская. Тел., +7 (926) 395-17-07
Хорошая возможность для мам, которые хочет заниматься вместе с ребенком и пройти более углубленный или специализированный курс — это фэшн-иллюстрации. Все методики тут авторские, разработанные специально для учеников студии, преподаватели увлеченные, атмосфера дружная и творческая, подход к каждому индивидуальный. Групп для детей много: это и развитие фантазии, и живопись не только красками, но и пластилином, графика, аппликации, роспись по дереву. Студия проводит выездные мастер-классы в ресторанах города, на фестивалях и других мероприятиях.
ИЗОСТУДИЯ В «МУСЕЙОНЕ»
Стоимость: курс занятий – 7000 руб., для льготных категорий скидка 50%. Адрес: Колымажный пер., 6, стр. 2, метро «Кропоткинская». Тел.
В «Мусейоне», центре эстетического воспитания при ГМИИ им. А. С. Пушкина, также существует изостудия для детей 5-6 лет. Посетители постарше (8-10 лет) могут записаться в мастерскую керамики. Что примечательно, изостудия в музее является приоритетным направлением, ГМИИ набрал первых воспитанников еще в послевоенные годы. Пробудить фантазию и обучить навыкам рисования в «Мусейоне» предлагают с помощью занятий не только в стенах студии за мольбертом, но и во время прогулки по музейным залам. Ученики приносят на занятия работы, сделанные дома, и все вместе устраивают “работу над ошибками”. Жаль, что уроки проходят всего дважды в месяц. Для зачисления необходимо пройти собеседование и принести с собой свои работы. Подробнее – в нашем обзоре «Мусейон для детей и их родителей».
ШКОЛА ЖИВОПИСИ «АРТВИЛЛЬ»
Стоимость: разовое занятие для детей 1300 руб., абонемент на 4 занятия 4500 руб; для взрослых 1 занятие (4 часа) – 3000- 4000 руб.; абонемент на 4 урока– 10000 — 12000 руб. Адрес: Рублевское шоссе, 91 к1, м. Молодежная.Тел. +7 (925) 755-61-64
Школа «АртВилль» принадлежит к категории классических школ живописи, программы для детей составляются индивидуально, с учетом возможностей, возраста и имеющихся навыков. Конечно, знакомство с живописью лучше начинать с малых лет. При этом специалисты студии говорят о том, что учиться рисовать никогда не поздно. Держа в руке кисть, ребенок развивает свое мышление, зрительную память, учится видеть прекрасное в мелочах. В пространство для творчества (акварель, гуашь, пастель) открыт вход для детей старше четырех лет. Для взрослых также есть множество программ, от основ классической живописи до курса иконописи. Для своих студентов школа круглогодично устраивает выездные пленэры в Подмосковье, а в летнее время – во Францию или на базу на живописных берегах озера Иссык-Куль.
МАСТЕРСКАЯ «МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ И БОЛЬШОЕ ИСКУССТВО»
Стоимость: занятие — 1000 руб., предусмотрены скидки. Адрес: Большой Афанасьевский пер., 27, стр. 2, 2 этаж, метро «Арбатская»/«Смоленская»./ «Кропоткинская».Тел. +7 (916) 641-18-60
Подкупает местоположение мастерской – дети приобщаются к прекрасному в центре столицы, в старинном особняке, построенном в конце ХIX века для скульптора Николая Андреева. С тех пор удивительное здание не меняло своего предназначения, оставаясь художественной мастерской – тут буквально витает творческая атмосфера. Ученики делятся по возрастным группам – 2-3 года, 4-6 лет, школьники и взрослые. Каждое занятие начинается с мини-лекции на тему искусства в доступной игровой форме, например, в виде сказки с картинками. Затем дети рисуют, лепят, делают коллажи и ассамбляжи, мозаику, занимаются керамикой. А заканчивается все чаепитием и обсуждением темы. Предварительная запись обязательна.
СТУДИЯ MAGICHANDS
Стоимость: 5 часовых занятий – 2500 руб.Адрес: ул.Чаянова, 16, м. Новослободская.Тел., (495) 971-20-88
Студия Magichands — это детское рисование в уютной обстановке, с профессиональными педагогами и теплым отношением к каждому ученику. Преподаватели обещают, что ребенок научится рисовать всего за 2 занятия и получит удовольствие не только от собственных картин, но и от самого процесса творения.
На уроках малышам покажут, как правильно передавать перспективу и делать детали пропорциональными, как чувствовать цвета и работать с палитрой. Занятия проходят в небольших группах, на курс приглашаются все желающие в возрасте от 3 лет. А если не хотите оставлять ребенка одного, можете рисовать вместе – для детей с родителями в студии предусмотрены особые условия.