Конспект интегрированного занятия . Тема «Головные уборы»

Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: убор, шляпа, шапка, берет, косынка, панама, платок, шаль, фуражка, бескозырка, пилотка, ушанка, цилиндр, кепка, шлем, колпак, козырёк, поля, тулья, отворот, помпон, завязки; прилагательных: удобная, новая, старая, кожаная, замшевая, тёплая, офицерская, соломенная, легкая, меховая, вязанная, шёлковый, пуховой, шерстяной, фетровая, старинная и т.п.; глаголов: надевать, снимать, рассматривать, примерять, покупать, продавать, дарить, надевать, снимать, чистить, мыть, сушить, протирать, ходить, вязать, шить и т. д.

Знакомьте детей с головными уборами, читая им Стихотворения о головных уборах.


Игры и упражнения

Игра с мячом «Один – много» панама — панамы много панам шапка – шляпа – берет – косынка – фуражка – платок — «Назови, какие эти предметы» шляпа из фетра – фетровая шляпа шапка из шерсти — косынка из шёлка – берет из флиса – кепка из кожи — «Чего не стало» (игра с картинками, запоминаем все головные уборы, затем одну картинку закрываем) – игра развивает зрительное внимание, память.

Упражнение на развитие навыков звукового анализа (для детей 5-7 лет)

«Какой звук в слове первый? (последний)». Берет – бь (т) платок – п (к) и т.д. «Посчитаем до 5» (для детей от 4 лет) Одна шляпа, две шляпы, три… , четыре …., пять шляп. (для детей от 6 лет) Одна кожаная кепка, ………… пять кожаных кепок. Соломенная шляпа Шерстяной платок Поиграйте в игру с мячом «Какой? Какая? Какое? Какие?» Вы бросаете ребенку мяч и называете предметы, ребенок ловит мяч, говорит, какие они, и возвращает мяч вам. Шляпа из соломы (какие?) – соломенная. Шляпа из фетра (какая?) – фетровая Платок из пуха (какой?) – пуховой. Шапка из шерсти (какая?) – шерстяная. Косынка из ситца (какая?) – ситцевая. Косынка из шёлка (какая?) – шёлковая. Панамка из хлопка (какая?) – хлопчатобумажная Шлем из пластмассы (какой?) – пластмассовый Игра « Четвертый лишний». Назови, что лишнее, объясни почему? Шляпа, пальто, плащ, юбка. Кепка, панама, ботинки, косынка. Сапоги, шапка, босоножки, тапки. Сандалии, платок, кеды, валенки. Игра «Прошагай словечко» Предложите ребёнку вспомнить названия головных уборов и сделать столько шагов, сколько в слове слогов (шап-ка, кеп-ка, шля-па, пла-ток, фу-раж-ка, пи-лот-ка, ко-сын-ка и т.д.).

Пальчиковая гимнастика

«Ляпы-тяпы»

По дороге в Тяпы-Ляпы «идем» пальцами по столу Шли гуськом четыре шляпы. Шляпу старую с пером на левой руке загибаем пальцы по одному, начиная с большого Звали дедушкой Петром. правой рукой движение по голове Шляпу с кисточкою синей правая рука вверху работает кисть Звали бабушкой Аксиньей. Шляпу с красной ленточкой правая рука внизу, размахивать вперед назад Звали внучкой Леночкой. Ну а шляпу с козырьком правую руку приложить козырьком Звали внуком Игорьком. Выучите с ребёнком стихотворения о головных уборах, закрепляя правильное произношение поставленных звуков. В любое время года, Были и будёновки. С очень давних пор, Офицер под китель свой Защищает голову Фуражку надевает, Головной убор. Генерал всегда зимой Если солнце ярко светит, В папахе щеголяет. Без панамки не гуляй, Но самые красивые — Если снег закружит, ветер, Это шляпки женские, Ты ушанку надевай. Любят городские их А к военной форме строгой Модницы и сельские. Головной убор особый. Головной убор к одежде Есть пилотка у солдата, Подбирайте не спеша, В бескозырках — моряки, Чтоб не просто грел, но прежде Ты не знаешь, а когда-то Был к лицу и украшал. Панама (звуки с, з, р, рь) У Иришки – горе, Заругает мама: Оказалась в море Красная панама. Чайкою ленивой На волнах качается, И не улетает, И не возвращается. Н. Городецкая Стирка (звуки ль, л, р, рь) Вы, ребята, к нам не лезьте Я стираю с мамой вместе! Чтобы платье чище было И платок белее был – Тру я, не жалея мыла, Тру я, не жалея сил. Стала чистенькой панама. — Мама, ну-ка, посмотри! Улыбается мне мама: — Сильно, доченька, не три. Я боюсь, что после стирки Мне придется штопать дырки! Д. Чуяко Берет (звуки л, р, рь) Я взяла берет без спроса, Бабушки в прихожей нет. Мне закрыл лицо до носа Синий бабушкин берет. Шапка (звуки ш, ль, л, р, рь) Горка ледяная, Шапка шерстяная. Ветру шапку не сорвать, Если крепко завязать. Быстро с горки едет Маша, А помпон на шапке пляшет. Пусть летят салазки — Но крепки завязки. Шляпа (звуки ль, л) В прихожей красивая шляпа, Вверху неглубокий залом. Её надевает мой папа. И, значит, гулять мы пойдём. Фуражка (звуки р, рь) Денёк осенний с ветром, Задира-ветерок! Фуражку из вельвета Держу за козырёк. Панама (звуки ль, л) Панама — шапочка с полями, Из белого она ленка. Не обожжёт меня лучами — Сияет солнце свысока. Меховая шапка (звуки ш, р, рь) Шапка меховая С тёплыми ушами — Пусть зима приходит Вместе с холодами! Опущу я ушки И усядусь в санки — Не заглянет холод Под мою ушанку. Косынка (звуки ль, л, р, рь) У косынки три угла, На плечи мне она легла. Два кончика в руках держу, Их узелочком завяжу.

Выучите стихотворение (не забывайте про интонацию):

Шапка (звуки ш, ль, л, р, рь) – Шапка, шапка, где была? – Я была в кино. – Что ж ты, шапка, видела? – Было так темно… Задремала я нечаянно На коленях у хозяина. – Шапка, шапка, где была? – В цирке шапито. – Что ж ты в цирке видела? – Шапки да пальто, Номерки, зонты и палки – Всё, что было в раздевалке! Учим, размышлять, подбирать рифму, разгадывать загадки. Я любой девчонке Прикрою волосенки, Прикрою и мальчишке Стрижки — коротышки. От солнца я защита — Для этого и сшита. (Панамка) Вот я вырасту как папа Мой берет заменит … (Шляпа) Твоя бабушка повяжет, А потом тебе расскажет — Что за головной убор Знает, любит с давних пор. Даст материи кусочек — Повяжи себе… (платочек) Меня на голову надень И бегай в самый жаркий день, А снимешь — недовольна мама. Я — шапка летняя — … (Панама) От солнца я защита, Для того и сшита. (Панама) Летний домик для головы. (Панама) Я любой девчонке Прикрою волосенки, Прикрою и мальчишке Стрижки — коротышки. От солнца я защита — Для этого и сшита. (Панама) Что за друг, без которого зимой из дома не выйдешь? (Шапка) Вязаным корытом Горка накрыта, Круглая горка Спряталась в норке, Лес на горке стих Да к земле приник, Горка под корытом От холода укрыта. Ты эту тайну разгадай Да корыто опознай! (Шапка) Сижу верхом, Не знаю на ком, Знакомца встречу – Соскочу, привечу. (Шапка) Чтоб мои не мёрзли уши, Стану мамочку я слушать, И надену не спеша я, «Что-то» тёплое, с ушами! А про «Что — то» кто — то знает? И загадку отгадает? (Шапка) Кто-то свяжет, кто сошьёт, Ту, что на голове живёт, И в мороз не заменима, Уши вам согреет в зиму. (Шапка) Простудиться не хотите — Наседку теплую купите: Хоть погода будет зябка, Голову согреет … (Шапка) Ушастая волнуется, А выйдет на улицу. Завяжет ушки, Сидит на макушке. (Шапка) На голове ажурный зАмок Под ним замОк. Хороша на зиму, А летом – взмок. (Шапка) Меховые ушки Зимою на Танюшке. (Шапка-ушанка) Ношу на голове поля, Но это вовсе не земля. (Шляпа) Что за головной убор Мужчины носят с давних пор? С курткой, пиджаком, рубашкой Любят надевать… (фуражку) Отгадайте, вам мы скажем: Головной убор из пряжи, В моде уже много лет? — Изящен вязаный… (берет) Головной убор крестьянки Выбирали себе сами: И работать, и гулять — Что же нужно повязать? Собирали в узелок Из материи… (платок) С виду вам напомнит лодку Головной убор… (пилотка) Если хочешь модной быть, Успевай за ней следить! Даже цвет твоих перчаток Должен подходить под… (шляпку) О головных уборах. Всем известно это, с очень давних пор, Защищает голову головной убор. Дело в шляпе, дело в шляпе, Шляпа модная на папе. Маме солнышко мешает. Мама шляпку одевает. Шьёт на табурете Бабушка в берете. На охоте дед давно. В шляпу вставлено перо. У сестрёнки метко, К каждой майке кепка. А в бейсболке, набекрень, Брат шатается весь день. Спит малышка крепче, На головке чепчик. Начищает бляшки Служащий в фуражке. Чтоб солдат в окопе спал, Камень в голову не пал. Тут уж без прикраски, Требуется каска. В ушанке служит сибиряк, Без неё ему никак. В увольнении моряк, Бескозырка, якоря. На подводной лодке, Дневальные в пилотке. Врага находят рьяно, Разведчики в бандане. Смирно — всем войскам сказал, В папахе главный генерал. Покоряет целый мир Удивительный факир. Из цилиндра, глазки сжав, Появляется удав. Выйдет клоун к нам с поклоном, У него берет с помпоном. Прячет лысину старик, Новый у него парик. У невесты есть фата, В тюбетейке гость с утра. Шапка, капюшон, колпак, Головной убор — вот так! Н.Костоусова Наверх

Комплексное логопедическое занятие «Головные уборы»

ВИД ЗАНЯТИЯ: Комплексное занятие. Ознакомление с окружающим в старшей группе.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ:

Программное содержание: Закреплять представление детей о головных уборах, которые носят люди разных профессий; обогатить знание детей о свойствах материалов, из которых сделаны предметы; развивать воображение средствами ТРИЗ, используя прием фокальных объектов, воспитывать интерес к учебно-познавательной деятельности.

Материал: Головной убор медсестры, фуражки военного и милиционера, солдатская пилотка и бескозырка, две черные атласные ленточки, каска пожарника, шлем мотоциклиста, хрустальная ваза, деревянный кубик бумага, металлическая миска, игрушка черепашонок Тип-Топ, газета на каждого ребенка, клей, кисти, подставки, грамзапись.

Предшествующая работа: Внесение альбома и рассмотрение иллюстраций о профессиях, беседа с детьми о профессиях их родителей, разучивание стихов Н.Кончаловской «Всем. Всем, всем» с детьми.

Ход занятия

Методические материалы Взаимодействие педагога с детьми Предполагаемые действия детей
Художественное слово — Ребята, послушайте загадку: Сижу верхом не ведая на ком. Что это? — Шапка
Вопрос — Правильно, а какие бывают шапки?

/достаю шапку-ушанку, панаму, вязаную шапку/

— Ребята, а еще бывают шапочки специальные, которые носят люди разных профессий. Как вы думаете, кем «работает» Наташа, если она одела эту белую шапочку? — Наташа работает мед.сестрой, врачом.
— А для чего врач надевает белую шапочку? — Чтобы волосы не мешали работать
Художественное слово

Показательные картинки с изображением повара

— Кто еще надевает белую шапочку? — Продавец, повар.

Вот повар в белом колпаке стоит с половником в руке,

Готовит супы из гороха и получается не плохо.

— А для чего повар и продавец надевают колпаки? — Чтобы волосы не попали в кастрюлю или на продукты.
Рассказ воспитателя — А я однажды видела как работают на часовом заводе, и старший мастер следил, чтобы каждый надевал или шапочку или платок, чтоб в часы не попал не единый волосок, чтоб они ходили так тики-так, тики-так.
Вопрос — Ребята, а мне очень интересно узнать, кем работают ваши родители и носят ли они какие-нибудь головные уборы?

Давайте сядем на стульчики и поговорим. Кто хочет первым рассказать?

Рассказы детей — Пожалуйста, Алеша, расскажи нам про своего папу. Рассказ ребенка
Беседа о профессиях, родителях, их головных уборах — По твоему интересному рассказу мы узнали, что твой папа милиционер и ты гордишься его профессией.
— Еще очень хочет рассказать о свой маме Сережа. ——
Оценка — Как много и Сережа знает о профессии своей мамы. Молодец!
Оценка — Я думаю, что все вы знаете много интересного, кем работают ваши мамы и папы.

— А теперь, посмотрите, что это у меня такое в руках?

— Две черных ленточки
Вопрос — О каком головном уборе они вам напоминают?

/показываю детям бескозырку/

Бескозырка, шапка моряка
Вопрос — А как вы думаете, для чего на безкозырке такие длинные ленты? — Для красоты.

— Я думаю, чтобы узнать где служит моряк.

— А могут ли как-то помочь ленты в ветреную погоду -Я думаю, что можно завязать ленты под подбородком и голове будет тепло и шапку не следует.

Физкультурная минутка

Скачет шустрая синичка, ей на месте не сидится,

Прыг, скок, прыг, скок, завертелась как волчок,

Вот присела на минутку, почесала клювом грудку

И с забора на плетень тили-тили-тили-тень.

Игровой прием — Ребята, а вы знаете, что нового появилось в группе?

/предлагаю детям подойти к столу, где лежит черепашонок Тип-Топ и находят сундучок. Посмотрите, необычный сундучок. Давайте посмотри, что там лежит. Достаю Хрустальную вазу./

Рассматривание предметов, анализ их свойств — Посмотрите какая красивая ваза. Из чего она сделана, назовите, пожалуйста, свойства стекла. — Из хрусталя, стекла
— Представьте себе, что ваза превратилась в шляпу. Как вы думаете удобно бы было нам в ней? — Нет
— А кто может носить такую шляпу? — Снежная королева, снежный человек.
— У нас еще есть что-нибудь в сундучке?

/достаю кубик./

— Что это? — Кубик.
— Какой он? — Деревянный, зеленый.
Вопросы на развитие воображения — Как вы думаете, а если бы шляпа была деревянная, какой бы она была? — Прочной, тяжелой, неудобной.
— Посмотрите-ка, у черепашонка в сундучке лежит еще «И»… — Бумага.
— Интересно, а если бы мы с вами носили шляпы из бумаги какими бы они были? — Их сдует ветер, под дождем она размокнет, ее не надо покупать…
/Достаю металлическую миску/.

— На что похожа? А кто может носить такой головной убор? Кому бы он пригодился?

— Железному человеку
Обращение к личному опыту — Подумайте, а если мы с вами носили головные уборы из бумаги? — Летом делали пилотки.
— А бывают металлические головные уборы? — Да. Нет.
— Люди каких профессий носят на голове железные /металлические/ головные уборы? — Пожарник, Строитель, сталевар
— Оказывается, ребята, и у сказочных героев и у реальных людей есть металлические головные уборы.
Художественное слово — А вот Дима и Света знают очень интересное стихотворение про шляпы. — Всем, всем, всем, всем

В наше время нужен шлем,

И рабочим на дорогах, скалолазам на острогах,

Сталеварам у печей и строителям, что могут дом сложить из кирпичей.

На экранах видим мы: хоккеисты носят шлемы,

Шлем обязан надевать, тот кто хочет фехтовать

И пожарник на пожаре носит шлем в дыму, в угаре.

Носит шлем шахтер в забое и солдат во время боя.

Надевают шлем танкисты, нужен шлем мотоциклисту,

Он без шлема платит штраф, да еще лишится прав.

Показ иллюстрации — А еще, ребята, прозрачные шляпы надевают космонавты, в них они наблюдают за нашей прекрасной планетой — Земля.
— Давайте представим, что мы с вами отправляемся в путешествие в шляпах из разных материалов.
Звучит музыка /Дети ходят в хрустальной, железной, бумажной, деревянной шляпах./
— В какой вам было всего удобнее? — В бумажной.
— А вы хотите сами смастерить интересные головные уборы и сделать из них выставку?
— Тогда не будем терять время, откроем нашу мастерскую, выберем самостоятельно материал и все необходимое для работы и самостоятельно приступим к творчеству.
Включаю музыку Индивидуальная помощь детям в оформлении
Анализ и объективная оценка деятельности детей на занятии — Вот и оформлена наша выставка головных уборов. А о каких головных уборах вы бы смогли рассказать?

Меня сегодня порадовало очень то, что вы были внимательны, отвечали на вопросы. Потрудились все на славу в мастерской и сможете применить все изделия.

— Подарить малышам, поиграем сами в игры.

На этом наше занятие о головных уборах закончено.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]