Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в старшей группе


Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в старшей группе

Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога

Тема занятия. Путешествие в волшебную Страну Звуков
Автор: Кушнарева Ирина Алексеевна — педагог-психолог МБДОУ №60 «Ягодка» с.Кулешовка Ростовской области. Описание материала: Уважаемые гости и пользователи Портала, предлагаю интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога для старших дошкольников, которое направлено на закрепление артикуляторных навыков, развитие психических процессов и мелкой моторики, снижение психоэмоционального напряжения. Цель – включение ребенка в занятие; создание доверительной, сказочно-волшебной обстановки. Задачи: Образовательные
: 1. закрепить понятия «звук», «буква», «гласный», «согласный», «мягкий согласный звук», «твердый согласный звук», «звонкий согласный звук», «глухой согласный звук»; 2. выявление реальных страхов детей, формирование социального доверия; развитие уверенности в себе, снижение уровня тревожности.
Развивающие:
— формировать артикуляторные умения и навыки; — активизировать произвольное внимание, умственные способности; — развивать умение опознавать и различать фонемы по твердости – мягкости, по звонкости – глухости; — развивать слуховое внимание и творческое воображение в процессе восприятия музыке; — развивать мелкую моторику, память, внимание, восприятие, мышление; — упражнять в умении ориентироваться в пространстве, закреплять умение двигаться в соответствии с музыкой и текстом; — снижение психоэмоционального напряжения.
Воспитательная
: Воспитывать умение уважительно относиться к мнению других.
Оборудование: сундучок, корзина, колючие мячики красного, синего и зеленого цвета по количеству детей, фигурки гномов, красные, зеленые и синие флажки по количеству детей, колокольчики по количеству детей, буквы А. О. У. И. схемы артикуляции гласных звуков, воздушные шарики, презентация, мелодии, клубок, игрушка гнома, подносы с манной крупой по количеству детей, скатерть. Предварительная работа: повторить с детьми схемы, обозначающие гласные, согласные, твердые, согласные мягкие, глухие и звонкие звуки. Подготовить оформление зала (деревья, листья, гномы), стол с подносами с манной крупой, стулья перед зеркалом. Ход занятия 1. Психолог— Приветствие «Клубок
». Дети заходят и садятся на стульчики по кругу, включен СЛАЙД «Веселое солнышко». Здравствуйте ребята! Рада вас видеть! Давайте начнем нашу встречу с приветствия, а поможет нам в этом игра «
Клубок
». В руках я держу клубочек. Когда я начну здороваться, то я отдам его тому, кто стоит справа от меня. Кто получает клубок, обматывает нитку вокруг пальца и передает ее соседу со словами приветствия. Я начинаю…Отлично! Клубочек вернулся ко мне. А сейчас давайте вместе поднимем руки вверх, опустим вниз. Старайтесь выполнять движения одновременно, ведь если кто-то замешкается, то ниточка оборвется и наш круг разрушится. А теперь аккуратно положим ниточку на пол. Понравилось вам играть? Как вы думаете, почему у нас не оборвалась ниточка? Потому, что мы играли дружно и были внимательны друг к другу. Вы чувствуете, как нам стало хорошо, тепло и уютно? Даже солнышко нам улыбается, посмотрите на этот слайд. 2.
Логопед — ритмическое упражнение «Солнышко
» (на соотнесение слов с движением — дети встают в круг). — Давайте покажем нашим гостям какие мы дружные, добрые, как нам хорошо под лучами нашего веселого солнышка: «Протянуло солнышко нам свои ладошки, Позвало нас солнышко к сказочным дорожкам, С солнышком покружимся, Со звуками подружимся!» (дети изображают лучи солнца — поднимают руки вверх, соединяют ладони, и ходят по кругу, кружатся). 3.
Психолог — Игра «Спаси птенца
». Ребята солнышко пригрело, и к нам прилетят птицы. Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и поднесите их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным и спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам. 4.
Логопед – Ребята, к нам сегодня пришли гости. Посмотрите это Гномик, он к нам пришел из Страны Звуков. Логопед – самомассаж, артикуляционная гимнастика. — Ребята, Страна звуков– это удивительная страна. Там живут Гномы-Звуковички, они любят петь разные звуковые песенки – гласные и согласные, мягкие и твердые, звонкие и глухие. В этой стране учатся правильно, красиво произносить все звуки, а для этого надо тренировать язычок. Гномик предлагает вам разогреть мышцы лица под лучами этого солнышка – сделать массаж лица. Самомассаж “Солнышко
” (дети подходят к большому зеркалу). Солнце с неба посылает Лучик, лучик, лучик (движения по лбу от середины к вискам). И им смело разгоняет Тучи, тучи, тучи (плавные зигзагообразные движения оп лбу). Лучик нежно согревает Щёчки, щёчки, щёчки (потирают щёчки). Солнышко на носик ставит Точки, точки, точки (постукивают пальцем по носу и щёчкам). -А теперь потренируем язычок — артикуляционная гимнастика «Веселый язычок». Это язычок пришел (высунуть язык). Вправо он сейчас пошел (тянуться кончиком языка вправо). Всё, что нужно увидал И налево зашагал (тянуться кончиком языка влево). Он окно не закрывает, Кверху язычок поднимает, (кончик языка тянется к носу). Он окно не закрывает, Книзу язычок опускает (кончик языка тянется к подбородку). Поиграл он с вами в прятки И помчался на лошадке (щелкать языком, рот держать широко открытым, губы растянуть в улыбке). — Теперь можно отправляться в путь! 5.
Психологрелаксация
(2 мин.) (ритуал вхождения в волшебную страну звуков). -Вы не испугаетесь отправиться в это путешествие? (Нет!) -Ну, тогда вперед. Закройте глаза… Логопед включает музыку и СЛАЙД «Весенний лес» — звучит АУДИОЗАПИСЬ «Звуки весеннего леса», дети в свободной позе лежат на паласе, в это время логопед расставляет картинки весеннего леса. Вдох…выдох.., вдох…выдох.., вдох…выдох… Представьте себе весенний лес. Он кажется приветливым и гостеприимным. На ветвях деревьев начинают появляться первые листочки. На земле пробивается трава и первые цветы. Воздух наполнен свежестью и пропитан запахом свежести. Сквозь кроны деревьев видны облака, светит весеннее солнце, его лучики пробиваются через листву многовековых деревьев-великанов и ласково касаются ваших волос, вашего лица. Почувствуйте, как ветер дует вам на лицо. Вы слышите шепот ветра. Вы слышите пение птиц. В лесу так спокойно, так хорошо… Весенняя природа – это просто красота. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Вот мы и оказались в сказочном лесу волшебной страны звуков! (Дети открывают глаза и оказываются в сказке). 6.
Логопед (дети ходят вместе с логопедом, осматривают оформление зала). — Посмотрите, вокруг кусты, деревья, ели, над головой светит солнышко, а на тропинках под ногами шишки и листва. Мы оказались в настоящем лесу. — Ребята, какое сейчас время года? (Весна) Значит наш лес какой? (Весенний) Деревья какие? (Весенние) Солнышко какое? (Весеннее) — Ребята, не забывайте, наш лес находится в волшебной стране звуков. Вспомните, какие звуки вы слышали, когда отправились в путешествие? (Ответы детей) Психолог включает СЛАЙД «Гномы» (красный, синий, зеленый) и звон колокольчиков. — Послушайте, кажется, какие-то звуки? Да это же жители страны — Гномы-Звуковички, на полянке играют. -Давайте посмотрим на гномов внимательнее, они одинаковые? Чем отличаются? (Красные, синие, зеленые колпачки). Логопед — Посмотрите, они принесли Сундучок. А что же в нем? (открываем сундучок). Логопед — Ребята, мне кажется, в сундучке самые любимые игры Звуковичков. 7. Психолог — Это «колючий» мячик – для чего он нужен? (ответы детей). Сейчас мы с вами сделаем массаж, а начнем с пальчиков… Логопед подает корзинку с мячами — красный, зеленый, синий — по количеству детей. Психолог — Упражнение с колючим мячом (дети каждый произносит слова и катают мяч между ладонями). «Здравствуй, мой любимый мячик, Скажет утром каждый пальчик». 8. Логопед — Какого цвета мяч у Сони? (Красного) У кого еще мячик такого же цвета? — Какие звуки мы обозначаем красным цветом? (Гласные) — Красные Гномики-Звуковички какие звуки произносят? (Гласные) (Дети отвечают и отдают мяч, а взамен получают красный флажок) Какого цвета мяч у Маши? (Синего) У кого еще мячик такого же цвета? Какие звуки мы обозначаем синим цветом? (Согласные, твердые) — Синие Звуковички какие звуки произносят? (Согласные, твердые) (Дети отвечают и отдают мяч, а взамен получают синий флажок) Какого цвета мяч у Вани? (Зеленого) У кого еще мячик такого же цвета? Какие звуки мы обозначаем зеленым цветом? (Согласные, мягкие) — Зеленые Звуковички какие звуки произносят? (Согласные, мягкие) (Дети отвечают и отдают мяч, а взамен получают зеленый флажок) Психолог включает музыку «Ветра». 9. Психолог Ребята, вы слышите шум? А вам страшно? А чего вы боитесь? (ответы детей). Ребята, бояться это не стыдно. Я тоже боюсь … А вы чего боитесь? (ответы детей). У меня есть волшебный песок – голубой и сиреневый. Подойдите, посмотрите. Положите руку на песок. Какой он? (ответы детей) Что вам сейчас хочется сделать? Давайте нарисуем наш страх. Пройдите ко мне на ковер, ложитесь. Сейчас будет звучать музыка, вы закроете глаза и представите свой страх. Я подойду к каждому из вас и дотронусь вот этой волшебной палочкой и ваши страхи уйдут. Открывайте глаза, потянулись. Давайте посмотрим на наши рисунки. Что это? Ребята, вместе с рисунками ушли наши страхи. 10. Логопед — Игра с флажками «Ушки на макушке
». — Чтобы в сказочной стране звуков не заблудиться, нужно уметь очень внимательно слушать! Давайте потренируем свои ушки! (Логопед называет звуки гласные, согласные твердые и мягкие, а дети поднимают нужный флажок). Логопед — Гномы –Звуковички приготовили для вас еще интересные звуковые игры. Логопед достает и показывает из сундучка схемы артикуляции губ гласных звуков А О У И. — Игра «
Узнай, какой звук произносит Звуковичок
». — Ребята, давайте поиграем в игру «Узнай, какой звук произносит Звуковичок» (по схемам артикуляции гласных звуков дети догадываются какой гласный звук произносит гном). — Какие звуки произносили Гномы? (Гласные) — Чем отличия гласные от согласных звуков? (Когда произносим гласные звуки, воздух проходит через рот свободно без преград, а когда произносим согласные звуки, то воздух встречает преграду – зубы, губы, язык). Логопед — В сундучке, ребята, есть еще одна игра… Логопед, показывая детям сундучок, достает колокольчик. – игра с колокольчиком «
Звонкий – глухой
». — Я кажется догадалась, это игра «Звонкий-глухой». Ребята, как определить звонкий звук или глухой? (Надо положить ладошку на горлышко. Если звук глухой, то горлышко молчит, а если звук звонкий, то горлышко поет). Логопед раздает колокольчики. — Я произнесу звук, а вы если звук звонкий, позвените колокольчиком, а если звук глухой, то колокольчик молчит. 11.
Психологпальчиковая гимнастика
. — Спасибо большое Гномикам- Звуковичкам за интересные игры! А мы с вами ребята знаем пальчиковую гимнастику про гномиков, давайте расскажем и покажем её нашим друзьям Звуковичкам. (Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Гномики»). Пальчиковая гимнастика «
Гномики
». Жили-были гномики (Указательным и большим пальцем показываем размер) В расчудесном домике. (Ладони сложены в виде крыши) Папа-гном дрова рубил, (Ребром кисти ударяем о ладонь) Гном-сынок их в дом носил, (Хватательные движения руками) Мама-гномик суп варила, (Кисти округлены, шарообразные движения) Дочка-гном его солила, (Пальцы сложены в «щепотку») Гномик-бабушка вязала, (Имитируем вязание на спицах) Гномик-тетушка стирала, (Потираем ладошки друг о друга) Дед – окошко открывал, всех знакомых в гости звал! (Обоими кистями рук делаем приглашающий жест к себе). 12.
Логопед – игра «Угадай букву и подбери слово
». Логопед открывает сундучок и показывает детям. — Ребята, а сундучок у нас еще не пустой! В нем ….. (буквы). — Что мы можем делать с буквами? (Буквы мы можем видеть, читать, писать). — Ребята, а звуки мы можем видеть? Почему? (Нет, не можем! Потому что звуки, мы только слышим и произносим. Они невидимы). — Давайте поиграем в игру «Угадай букву и подбери слово». Дети из сундучка достают и на ощупь угадывают букву, затем подбирают слово, в котором есть этот звук а, о, у, и. Психолог включает СЛАЙД «Ночной лес» и музыкальное сопровождение. 13.
Психологрелаксация (ритуал возвращения из волшебной страны). — Ребята, целый день мы путешествовали по сказочной стране звуков! Наступила ночь, пора отдохнуть. Отдыхать мы будем на этой большой поляне. Располагайтесь на ней, ложитесь поудобнее, расслабьтесь. Закройте глаза… Наступает чудесная весенняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звёзды. Их всё больше и больше. Вы смотрите на них и чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает всё тело: лоб, лицо, шею, плечи, живот, спину, ноги, руки. Вы чувствуете, как тело становится лёгким, теплым, послушным. Дышится легко и свободно. Гаснут звёзды, наступает утро. (Логопед включает СЛАЙД «Солнышко»). Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза и встать. Мы полны сил и энергии. 14. Логопед – итог. — Вот и подошло к концу наше путешествие. Ребята, вам понравилось оно? Что запомнилось больше всего? Звуковичкам очень понравилось, как вы играли в звуковые игры и они будут ждать вас еще в гости. А сейчас, для того чтобы вы быстро смогли вернуться в группу, вам Звуковички подарили воздушные шары. 15. Прощание «Башенка
»
. А сейчас, в завершении нашего занятия, мы построим башенку. Дети становятся в круг и строят «башню» из больших пальцев в определенном направлении (например, начинают строить от Пети в сторону Вани). Каждый участник по очереди берется за большой палец предыдущего игрока, при этом поднимая свой большой палец вверх для следующего участника. После слов: «Всем, всем — до свидания!» — башня рушится.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект индивидуальной НОД с воспитанником 5-6 лет по коррекции звукопроизношения Конспект НОД в старшей логопедической группе Конспект занятия в старшей логопедической группе Конспект индивидуального коррекционно — развивающего логопедического занятия. Старшая группа

Похожие статьи:

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С — Ш»

Конспект подгрупповой НОД по устранению нарушений в звукопроизношении у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи

Конспект НОД в старшей логопедической группе на тему «Казаки и их традиции»

Логоритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Какой бывает транспорт?»

Цель: «Обеспечение условий для устранения речевых недостатков и совершенствования речи детей с различным уровнем речевого развития при помощи интегративных методов обучения в лексической теме «Игрушки».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • обогащать словарный запас детей словами тематической группы «Игрушки»;
  • совершенствовать грамматический строй речи: формировать навык образования и употребления уменьшительно-ласкательных форм существительных, согласования прилагательных с существительным в роде, числе и падеже, употребления относительных прилагательных;
  • обучать детей составлению коротких описательных рассказов об игрушках.

Коррекционно-развивающие:

  • создавать условия для употребления новых слов в собственной речи;
  • развивать речевое дыхание;
  • развивать тонкую и общую моторику, чувство ритма, координации речи с движениями;
  • развивать внимание, память, речевой слух.
  • совершенствовать общую и мелкую моторику координация речи с движением.
  • развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, зрительную память.
  • совершенствовать тактильные навыки при работе с дидактическим игровым материалом.

Коррекционно-воспитательные:

  • формировать бережное отношение к игрушкам;
  • воспитывать интерес и внимание к слову, собственной речи и речи окружающих;
  • формировать доброжелательность, самостоятельность, активность.
  • воспитывать навыки взаимодействия в коллективе сверстников.

Материалы и оборудование: игрушки (лошадка, пирамида, мяч, мишка, матрешка, машина); пособия с изображением игрушек, разрезные картинки (игрушки), заготовки для аппликации, клей, кисти, салфетки.. Мультимедийная презентация с дидактической игрой «Четвертый лишний), таблицы для составления описательных рассказов. Предметные картинки с изображением игрушек. Игрушки для игры «Чудесный мешочек», карточки с картинками для игры « Дорисуй игрушку», киндер – сюрприз.

Предшествующая работа: Рассматривание игрушек, составление описательных рассказов об игрушке. Знакомство со свойством материала из чего сделана игрушек, дидактические игры, пополнение предметно – развивающей среды игрушками разного назначения.

Обогащение словаря: пластмассовый, деревянный, глиняный, стеклянный.

Используемые технологии:

  • развивающего обучения
  • коррекционного обучения
  • игровые технологии
  • дифференцированного подхода
  • индивидуального подхода
  • здоровьесберегающие

Методы и приемы обучения:

  • Игровые приемы:

-выполнение воспитателем различных игровых приемов

  • создание игровой ситуации,
  • воображаемая ситуация;
  • внезапное появление объектов;

— дидактические игры

  • Словесные методы и приемы:
  • рассказ педагога,
  • беседа,
  • вопросы поискового характера.
  • Практические:

— аппликация

— дорисовывание

— тактильно – двигательное упражнение.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный игровой момент

Логопед: — Ребята, я знаю, что вы все любите играть. Сегодня я предлагаю вам отправиться в волшебную страну игрушек. В ней мы посетим разные города. А отправимся мы туда на волшебном транспорте – «ковре — самолете».

Чтоб к игрушкам нам попасть

На ковер всем нужно встать

И подняться в небеса,

Чтоб увидеть чудеса!

Занимайте свои места! Закройте глазки и представьте, что мы взлетаем! (дети становятся на ковер, закрывают глаза, включается музыка летящего самолета)

Логопед: — Представьте, что вы летите на ковре – самолете. Постепенно ковер – самолет опускается, и мы оказываемся в Стране игрушек.

«Город разноцветных игрушек» — первый на пути. Пойдемте. (пока дети летят, закрыв глаза, воспитатель расставляет игрушки).

  1. Основная часть

Логопед: — Посмотрите, сколько здесь красивых игрушек! Сейчас мы свами поиграем. Проходите на места.

Д/И «Сложи из частей целое».

Детям раздаются конвертики, в которых лежат разрезные картинки с изображением игрушек.

Дети: — Раз, два, три! Собери!

(Дети собирают картинки игрушек).

Логопед: — Молодцы, ребята! У вас получились такие замечательные, красивые игрушки! Давайте назовем ихласково.

Д/И «Назови ласково».

Дети: — У меня куколка.

— У меня машинка и т.д.

Дети складывают картинки в конвертики и подходят к логопеду.

Логопед: — Ребята, мы продолжаем свое путешествие по «Городу разноцветных игрушек».

Д/И «Расскажи по схеме».

Дети подходят к магнитному мольберту, на котором схема для описательного рассказа. Составляют рассказ о любимой игрушке.

Логопед: — Молодцы, ребята!

Логопед: — Ребята, а как нужно обращаться с игрушками?

Дети: — Бережно, аккуратно, хорошо.

Логопед: — А вот некоторые дети не знали как нужно обращаться с игрушками и вот что получилось.

Д/И «Что без чего?»

Детям демонстрируются картинки с изображением игрушек без каких-либо частей

предполагаемые ответы детей : «У ослика нет уха, у машины нет колес и т.д.»

Логопед: я предлагаю дорисовать не достающие части игрушек.

(Дети выполняют задание)

Логопед: — Правильно, ребята, вы отвечали, и я надеюсь, что вы никогда не будете ломать игрушки!

Логопед: Все дети очень хотят, чтоб игрушек было много, и мы поиграем в игру «Один – много».

Д/И «Один — много».

Кукла – куклы, машина – машины, пирамида – пирамиды и т.д.

— А вот у девочки Кати тоже было много игрушек. Давайте поможем ей их сосчитать при помощи физминутки.

Физминутка.

На диване дружно в ряд куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино и веселый Чиполино,

И котенок, и слоненок!

Раз, два, три, четыре, пять!-

Помогаем нашей Кате мы игрушки сосчитать!

Логопед: — Ребята, наше путешествие продолжается! И мы отправляемся в следующий город. Становитесь на ковер. (включается музыка).

Логопед:Дети, мы с вами попали в «Город спрятавшихся игрушек». Нас встречают его жители. Кого вы видите на картинке?

Предполагаемые ответы детей: — Я вижу красную пирамиду, желтую уточку и т.д.

Логопед: — Ребята, а вот у меня есть волшебный мешочек. Здесь тоже спрятались игрушки. Давайте их достанем.

Д/И «Чудесный мешочек».

В мешочке лежат мелкие игрушки, дети на ощупь узнают их и называют из какого материала они сделаны (резиновый мяч, пластмассовая машинка и т.д.).

Логопед: Правильно, ребята, вы назвали все игрушки. А теперь у меня для вас другая игра.

Д/И «Четвертый лишний».

Детям демонстрируются картинки с четырьмя предметами, один из которых лишний. Дети определяют лишний предмет и обосновывают ответ (используется телевизор).

Д/И «Дорисуй недостающую игрушку».

Логопед: — Правильно, вы, нашли лишние картинки, а теперь пройдите на свои места и выполните еще одно задание. Нужно нарисовать недостающие игрушки.

Логопед: — Молодцы! Вы справились с заданием. Полетим в следующий город! Проходите на наш ковер – самолет! (включается музыка).

Воспитатель: Чтобы попасть в этот город, нужно ответить, кто где стоит. А поможет нам эта картинка (воспитатель показывает картинку с изображением игрушек, расположенных друг за другом).

Воспитатель: За кем стоит зайчик? Между кем пчелка? Перед кем черепаха? И т.д. (Дети отвечают на вопросы)

Воспитатель: Ребята, мы попали в «Город Самоделкин». В этом городе все очень любят трудиться, и мы с вами сейчас тоже потрудимся. Садитесь поудобнее за столы, мы будем делать игрушки.

Детям раздаются подносы с вырезанными деталями игрушек. Они должны сделать из готовых частей игрушки (аппликации).

Воспитатель: — Какую игрушку делает Кантик? Алихан? Амина?

— Что приклеивает София? Какого цвета у Даяны неваляшка? Что везет грузовичок?

(Дети выполняют работу).

Воспитатель: — Вот какие игрушки получились у всех ребят! Покажите их нашим гостям и подарите на память.

  1. Заключительная часть.

Воспитатель: Хорошо, ребята, вы поработали. Были внимательны, активны, правильно отвечали и у меня для вас сюрприз. Детям раздаются киндеры-сюрпризы.

Зима и наши представления о ней

Интегрированное психолого-логопедическое занятие с воспитанниками подготовительной группы.

Определяя направление воспитательно-педагогической работы, действующие на данный момент в нашей стране Федеральные Государственные Образовательные Стандарты нового поколения особое внимание уделяют развитию личности ребёнка. Это личность, которая способна к рефлексивному управлению собственной деятельностью. Личность, которая может самостоятельно находить решения возникающих проблем. Личность, которая умеет ставить перед собой цели и в дальнейшем находить способы их достижения. Личность, у которой есть возможность к саморазвитию и самосовершенствованию. Личность, которая обладает высоким духовным, нравственным и культурным уровнем развития. Личность, которая воспринимает каждого индивида как Личность.

Каждый педагог по-своему видит способы формирования и развития предъявленных личностных характеристик. Предлагаемый конспект интегрированного занятия – пример одного из многочисленных систематичных занятий психолого-логопедической направленности. Их цель – интеграция речевой, интеллектуально-познавательной, художественно-эстетической образовательной областей; а также более полное развитие группового сотрудничества и сплочённости.

Идея интегрированных занятий, проводимых двумя специалистами, появилась неслучайно. Порождение и развитие речи вне формирования и развития остальных высших психических функций невозможно, как и не возможен обратный процесс. Таким образом, преодолевается предметная разобщённость и слабая связь самостоятельных видов деятельности, что приводит к формированию у дошкольника целостной картины мира. Формирование личности педагога и ребёнка происходит в результате совместной творческой деятельности, что сближает их, учит взаимодействию, взаимопомощи, способствует возникновению содержательного творческого общения.

Цель занятия

: отработка зрительно-пространственных и пространственно-временных представлений.

Задачи

: речевые

  • активизировать лексику по теме «Зима»;
  • упражнять использование простых распространённых и сложных предложений в ответах на вопросы логопеда;
  • учить употреблять в речи относительные прилагательные;
  • учить соотносить названия геометрической фигуры с её контуром;

развивающие

  • развивать умение концентрировать внимание на деталях;
  • развивать зрительную и тактильную память;

воспитательная

  • воспитывать любознательность, творческое воображение, навыки самоконтроля, организованность в работе.

Материалы и оборудование
: демонстрационные карточки по теме «Зима» (
Коноваленко В., Коноваленко С. Развитие связной речи. Фронтальные логопед. занятия по теме «Зима» для детей с ОНР. Карт. материал, изд-во Гном, 2004 г.
); индивидуальные карточки с изображением геометрических фигур, «волшебный мешочек».

Ход занятия

Логопед
: (
Проводит организационный момент
.) Здравствуйте, ребята. Я рада видеть всех вас здесь. Сегодня мы с вами поговорим о зиме… (
На доске три картинки с изображением зимы.
)

Логопед

: Ребята, что изображено на картинках? Пожалуйста, дайте мне полный ответ. (
Ответы детей.
)

Психолог

: Какое время года наступает после зимы? А что было до зимы? Что наступает после лета? Назовите по порядку все времена года. (
Отработка пространственно-временных отношений
.)

Логопед

: Ребята, какие явления природы, какие птицы, животные, люди или сказочные герои, одежда или обувь относятся к зиме? Без чего мы не можем представить это время года? (
Беседа с детьми для активизации лексики.
)

Логопед

: А давайте поиграем в слова? (
Образование относительных прилагательных
.) Ребята, если утром мороз, то мы говорим, что утро морозное. А если днём ветер, день какой? Если днём дождь, день какой? Холод – …, солнце – …, начинается гроза – …

Психолог

: Посмотрите, пожалуйста, на рисунки. Какие геометрические формы вы видите на этих рисунках? А какие вы ещё знаете геометрические фигуры? (
Развитие зрительного восприятия и воображения.
) Пофантазируйте, на что похожи эти фигуры?

Психолог

: Ребята, сейчас каждый из вас будет выходить к доске и к моей геометрической фигуре – прямоугольнику – дорисовывать какую-то свою деталь, создавая картинку. (
Тренируется развитие воображения, зрительной памяти и внимания. Остальные дети в этот момент сидят с закрытыми глазами с вытянутой вперёд правой ладошкой. Логопед на ней своим пальцем «рисует» геометрические фигуры, после чего дети называют их. А по команде «Откройте глазки» ребятам предлагается посмотреть на доску и сказать, что изменилось.
) (
Развитие зрительного восприятия, пространственной ориентации: логопед вывешивает картинку зимней избушки на доску так, чтобы у детей была возможность сравнить изображённую художником зимнюю природу и рисунок, сделанный только что
.)

Логопед

: Давайте выясним, что располагается слева и справа от зимней избушки на нашем рисунке. На рисунке художника? Что ещё следует дорисовать на нашем рисунке, чтобы получился зимний пейзаж? С помощью каких геометрических фигур это можно сделать? (
Ответы детей
.) (
Развитие тактильной памяти: перед детьми выкладываются картонные геометрические фигуры, воспитанники ощупывают их, выясняют сходство и различие, потом убирают в волшебный мешочек
.)

Психолог

: А теперь по очереди каждый опускайте руку в наш волшебный мешочек и попытайтесь определить, какую геометрическую фигуру вы там нащупали.

Психолог

: Ребята, назовите геометрические фигуры, которые мы сегодня вспоминали. (
Ответы детей
.)

Логопед

: Назовите каждый по 3 слова, без которых мы не можем представить себе зиму. (
Ответы детей
.)

Психолог

: Какие геометрические фигуры помогли нам представить зиму и её нарисовать? (
Ответы детей.
)

Логопед и психолог

(
вместе
): Все молодцы! Спасибо!

Ольга Алфёрова, учитель-логопед, г.Москва

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]