Как сделать лэпбук на тему «Профессии» для дошкольников


Кто разрабатывает пособие

Автором лэпбука обычно является педагог. Но если для младшего дошкольного возраста воспитатель занимается и подбором материала, и его оформлением, то в средней группе к оформлению и поиску информации могут подключаться родители.

Например, в своей практике в рамках рассмотрения темы «Профессии» я даю воспитанникам и их родителям проектное задание составить рассказ о профессиях, без которых нам не обойтись. Или же составить пособие с картинками, загадками, играми, посвящёнными одной профессии.

В старшем дошкольном возрасте дети принимают активное участие в подборке материалов для оформления лэпбука: находят иллюстрации, вырезают, приклеивают их. Как и в средней группе, к поиску материалов активно подключаются мамы и папы, к примеру, составляют кроссворды, ребусы по теме или собирают «банк данных» о профессиях будущего (сити-фермер, занимающийся озеленением мегаполисов, разработчик домашних роботов и др.).

Материалы для группового лэпбука могут предлагать родители, дети, а педагог отбирает самое подходящее и нужное по теме

Что представляет собой лэпбук


Это дидактическое пособие, используемое учителями и родителями для более простого восприятия ребенком материала, который преподносится в привлекательной игровой форме. Его применение эффективно на развивающих занятиях для детей старшего дошкольного и иногда младшего школьного возраста. Тематика лэпбуков может быть разная, но чаще всего их применяют для освоения знаний, не относящихся к основной учебной программе. Яркая папка привлекает внимание ребенка, а задания и интерактивная составляющая вовлекают малыша в процесс познания путем непосредственного участия, а не выслушивания скучных рассказов учителя.
Лэпбук «Профессии» может содержать в себе информацию о нескольких популярных видах деятельности, их особенностях, применяемой в работе технике, униформе или инструментах. Использовать пособие лучше всего в группе в рамках отдельного проекта или тематической недели. Это, кроме получения знаний, даст ребенку и навык работы в коллективе.

Как разрабатывается лэпбук «Профессии»

Для оформления пособия ограничений полёта творческой мысли нет, есть только ряд тонкостей, выявленных опытным путём:

  • пособие должно быть крепким, так как предназначено для активной эксплуатации, а значит, для основы лучше выбирать пластиковые папки или твёрдый картон (к примеру, от упаковки бытовой техники);
  • материалы — карточки, картинки — должны быть заламинированы или обклеены скотчем;
  • кармашки для хранения материалов нужно хорошо крепить к основе (клеем или двусторонним скотчем);
  • содержание лэпбука можно организовать отдельными карточками, книжками-раскладушками или окошком с выдвижной лентой (например, для игры «Расскажи, кем ты хочешь стать» — ребёнок передвигает ленту и в окошке появляется изображение той или иной профессии, о которой нужно рассказать и дать комментарий относительно того, хотел бы малыш стать специалистом этого профиля).

Что касается содержания пособия, то оно должно соответствовать программному материалу по теме «Профессии», а также требованиям ФГОС относительно знаний, умений и навыков, которыми должны владеть дети конкретного возраста.

Таблица: нюансы выбора содержания блоков лэпбука «Профессии» в разных группах

Блок материаловЗачем включается в пособиеОсобенности рассмотрения в разных группах
ИнформационныйДля ознакомления с темой. Информационный блок — это основа пособия, на которую ориентированы остальные материалы (наглядность, игры и пр.)В первой младшей группе ребята знакомятся с профессиями, с результатами труда специалистов, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни: в садике готовит кушать повар, шофёр везёт автобус, на котором мама едет на работу, врач лечит, если заболели.
Во второй младшей группе ребята расширяют знания о роде занятий человека (учитель, парикмахер, бухгалтер и др.), а также рассматривают тему в контексте профессиональных занятий своих близких («Моя мама — учитель» и т. п.).
В средней группе ребята учатся соотносить профессию с инструментами и материалами, которые нужны для специалистов этого профиля (автомобиль — для шофёра, указка — для учителя, белый халат, лекарства, фонендоскоп — для доктора и пр.).
В старшей группе ребята формируют обобщённое понятие «профессия», расширяют представления о трудовых действиях, о специальностях, которые были, есть и будут актуальными в мире.
В подготовительной группе дети обобщают имеющиеся знания, а также формируют первичные представления о важности выбора профессии в жизни человека, знакомятся с профессиями будущего.
Литературный (рассказы, стихотворения)Для формирования образов профессий, воспитания уважения к труду.Младших дошкольников с темой можно познакомить с помощью «Сказки о пропавших профессиях», которая акцентирует внимание на важности наличия специалистов в каждой области, а также привлекая отрывки произведения К. Чуковского «Доктор Айболит».
В средней группе в лэпбук можно включить стихотворение «А что у вас» С. Михалкова, выстроив на его основе беседу на тему «Чем важны профессии наших мам и пап»:
  • Кем работает твоя мама?
  • Какую пользу приносит её работа?
  • Можно ли обойтись без этой профессии?
Для старших дошколят в подборку можно включить:
  • А. Платонов «Ещё мама» (рассказ об учителе);
  • А. Барто «Мы вчера играли в стадо» (о профессии воспитателя, пастуха);
  • В. Раскин. «Как папа был маленьким» (о профессии учителя).
ЗагадкиДля закрепления и повторения материала.В младшем дошкольном возрасте задания лучше подбирать с зарифмованными ответами, так как ребятам ещё сложно работать с «классическим» вариантом загадок. В среднем и старшем в этот блок включаются загадки о вещах, напрямую связанных с профессией.
НаглядныйДля придания эстетичности пособию и лучшего усвоения материала. Кроме того, в пособие включаются мультфильмы по теме.В младшей группе в наглядный блок входят картинки с изображением представителей разных профессий для иллюстрации рассказов педагога, во второй младшей малыши сами описывают картинки в 3–4 предложениях. В средней группе на основе картинок дети составляют обобщённый рассказ о профессии в 4–5 предложениях, а в старших группах дополняют рассказ своим мнением относительно той или иной специальности, пробуют представить, как изменилась бы наша жизнь без этой профессии (в 6–8 предложениях).
Творческий (раскрашивание, лепка)Для закрепления материалов, развития творческих способностей и расширения познавательных интересов.В младшем дошкольном возрасте ребята работают с картинками, на которых нет большого количества деталей. В средней и старшей группах дети раскрашивают специалистов в антураже их профессиональной деятельности (врач, осматривающий пациента, учитель на уроке). Начиная со средней группы, в этот блок можно включать пошаговые инструкции по лепке на темы, связанные с профессиями.
Блок с ребусами и кроссвордамиДля работы с этим блоком ребятам нужно иметь представления о буквах, а также уметь писать, поэтому он используется только в лэпбуках для старших дошколят. Для малышей и детей среднего дошкольного возраста можно использовать картинки «Найди отличия».

Видео: мультфильм-презентация профессий для младших дошкольников

Видео: мультфильм «В мире профессий» для дошкольников

Польза применения

В отличие от других распространенных дидактических материалов (карты, иллюстрации, игры, конкурсы) лэпбук «Профессия» дает возможность ребенку почувствовать самостоятельность выбора. Малыш непосредственно участвует во всем происходящем, сам определяет нравящуюся ему профессию, находит карточки с изображениями работников, соотносит их с необходимыми атрибутами, описывает основные функции сотрудника. Такой подход помогает в социализации детей, развитии у них образного и логического мышления, формировании умения брать на себя ответственность за свои решения.

Разрабатывают лэпбуки, как правило, педагоги, но участие родителей в процессе подбора и оформления профессий также будет нелишним. Это позволит включить в перечень более интересные и актуальные на сегодняшний день виды деятельности. Нередко воспитатели грешат тем, что годами используют один и тот же материал, не обращая внимания на изменения на рынке труда. Старшие дошкольники также могут активно подключаться к созданию альбома о профессиях (подыскивать подходящие картинки в журналах, вырезать и наклеивать их, сортировать по разным направлениям).

Основные задачи, выполняемые лэпбуком:

  • образовательные: показать важность труда и необходимость разных профессий, сформировать осознанное отношение к ним;
  • развивающие: помощь в улучшении внимания, связной речи, памяти, мышления, воображения. Кроме того, большое значение имеют развитие мелкой моторики рук и умение общаться со сверстниками и старшими;
  • воспитательные: повышение уважения к труду, в том числе своих родителей, наработка навыков самостоятельности и сотрудничества.

Малыш учится самостоятельно собирать и классифицировать нужную информацию. Увеличение познаний ребенка о различных видах полезного труда, их значимости для общества, особенностях, недостатках и преимуществах является хорошей базой для расширения кругозора и повышения интереса к окружающему миру.

Сейчас лэпбук «Профессия» можно купить в магазине или заказать через Интернет (несколько файлов в PDF-формате на 15–20 листов A4 стоят 200–300 рублей). Однако для того, чтобы объединить коллектив взрослых и детей единой целью, лучше его создать самостоятельно. Некоторые изготавливают его из подручных материалов, другие находят все нужное в Сети, формируют макет в компьютере, а затем распечатывают на цветном принтере и наклеивают на картонные заготовки.

Подборка материалов для лэпбука «Профессии»

При выборе материалов педагог ориентируется на программу, ФГОС и уровень развития детей конкретной группы.

Информационный блок

В качестве текста для иллюстрации тематических картинок можно использовать описания современных профессий (Воспитателя, Менеджера, Парикмахера и др. и Бухгалтера, Повара, Продавца и др.). А для старшего дошкольного возраста в лэпбук стоит включить информацию о профессиях будущего.

Для обобщения профессий по сферам применения, можно сделать «Карту страны профессии», распределив специальности по нескольким направлениям: «Город Услуг» (парикмахер, продавец и др.), «Город Знаний» (учёный, учитель и др.) и т. д. Дети по описанию каждого города раскладывают картинки с изображением соответствующих специалистов.

О каждом «городе» ребята составляют отдельный рассказ-описание

Для облегчения задачи рассказать о профессии по картинке, детям средней и старшей групп можно предложить наглядный план.

План с иллюстрациями помогает составить рассказ о профессии даже тем, кто ещё не умеет читать

Стихотворения

В блок с рифмовками для младших дошкольников можно включить:

  • Дайте повару продукты: Мясо птицы, сухофрукты, Рис, картофель… И тогда Ждёт вас вкусная еда.
  • Утром солнце светит ярко, Молочко несёт доярка. Тёплое, коровье, Детям на здоровье.
  • Дайте ножницы, расчёску, Он вам сделает причёску. Парикмахер непременно Подстрижёт вас современно.
  • Молоток в работе нужен, И с пилою столяр дружен. Он дощечки распилил И скворечник смастерил.

Для среднего и старшего дошкольного возраста подборку можно составить по материалам сборника, опубликованного здесь.

Загадки

Рифмовку с «договорками» о профессиях обычно включают в пособие для средней группы, но в лэпбуке для малышей её можно использовать отрывками.

Для средней и старшей групп в подборку также можно включить загадки об орудиях труда:

  • Всех на свете обшивает Что сошьёт — не надевает (Игла);
  • Я по лысине бегу — Кудри с лысины стригу (Рубанок);
  • Много дружных ребят На одном столбе сидят. Как начнут они резвиться — Только пыль вокруг клубится (Метла).

Загадки, посвящённые конкретным профессиям, можно найти здесь.

Пословицы, поговорки

В лэпбук для среднего и старшего возраста стоит включить пословицы и поговорки о важности труда:

  • Ремесло за плечами не виснет.
  • Повар и духом сыт бывает.
  • Кашевар живёт сытее князя.
  • Беда, коль пироги начнёт печь сапожник.
  • Баловством хлеба не добудешь.
  • Не все те повара, у кого ножи длинные.

Игровой блок

В этот блок можно в виде краткого описания условий или подборки наглядных материалов включать все виды игр.

Таблица: примеры игр для лэпбука «Профессии»

Как называется играСутьНа какую возрастную группу ориентирована
Дидактические игры
«Хлопни в ладоши, если…»
  1. Детям нужно хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии.
  2. Например, для врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь», швейная машинка, приём больных, модная причёска, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т. д.
На вторую младшую
«Исправь ошибку»Педагог говорит фразу, а дети исправляют ошибку:
  • Повар лечит, а врач готовит.
  • Дворник продаёт, а продавец подметает.
  • Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.
  • Музыкальный руководитель стирает, а прачка поёт с детьми песни.
На среднюю
«Продолжи предложение»Педагог начинает фразу, дети заканчивают:
  • Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду…);
  • Прачка стирает … (полотенца, постельное бельё, халаты…);
  • Воспитатель утром с детьми…(делает зарядку, завтракает, проводит занятия…);
  • Дворник зимой во дворе…(сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки…) и т. д.
На старшие
Театрализованные
«Давайте покажем, как это»Детям предлагается перечень ситуаций, которые они обыгрывают в сценках:
  • на приёме у врача-стоматолога (старшие группы);
  • дирижёр и оркестр (в средней группе);
  • воспитатель в детском саду (вторая младшая группа).
«Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем»
  1. Один ребёнок остаётся в группе. Все остальные уходят в приёмную, придумывают, какое-либо действие и показывают его без слов.
  2. Ведущий спрашивает у детей: «Где вы были, что вы делали?». Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем» и показывают задуманное действие.
  3. Ведущий по движениям детей угадывает профессию человека.
На среднюю, старшие
Подвижные игры
«Все профессии важны» (для спортзала)Педагог описывает профессию, дети выполняют движения:
  • Профессия геолога очень интересная. Эту профессию выбирают люди, любящие природу и дальние путешествия. Геолог заходит в пещеры (ползание с упором на ладонях и коленях под модуль-дугу), поднимается в горы (выпрямиться, руки верх, подняться на носки), проходит по болотистым местам ищет полезные ископаемые (ходьба по «кочкам», положенным в шахматном порядке, переменным шагом).
  • Артисты цирка совершают чудеса. А жонглёры самые ловкие среди них (подбрасывание ватного шарика вверх и ловля колпачком (5 раз).
  • Военные защищают нашу родину. Профессия военного очень опасная, сложная требует ежедневной тренировки (ползание лёжа на животе по-пластунски с подползанием под модуль).
На старшие
Примеры пальчиковых игр на тему «Профессии» можно найти в публикации Кочетковой Н.В.

Фотогалерея: ребусы, кроссворд и тематические картинки «Найди отличия» для лэпбука «Профессии»


Ответы: стилист, кухарка, сталевар, астроном, горняк, дублёр, животновод, журналист, золотоискатель, лучник, ложкарь, краболов, косарь, скотовод, крестоносец, столяр, ключник, шпион


Разгадывая кроссворд, дети отрабатывают знания букв


Ответ: почтальон


На картинках с рыбаками детям нужно найти 5 отличий


На этих картинках ребята ищут 5 отличий


На этих картинках детям нужно найти 10 отличий

Фотогалерея: шаблоны для раскрашивания и инструкция по лепке по теме профессии


Дополнительным заданием к раскраске Повара может быть придумывание истории о том, что он готовит


Несмотря на количество мелких деталей, раскрашивать балерину могут даже малыши: заполнение цветом нужно только для балетной пачки


Раскраска Строителя с фрагментом кирпичной стены может использоваться уже во второй младшей группе для отработки аккуратного раскрашивания прямоугольников кладки


Рассматривая профессию парикмахера, важно сделать акцент на том, что этой деятельностью могут заниматься и женщины, и мужчины


Рассматривая тему, связанную с профессиональным развитием человека, стоит обратить внимание на специальности, которые для многих являются хобби, в частности занятие фотографией


На основе раскраски «Швея» можно предложить детям подготовительной группы поразмышлять на тему актуальности этой профессии в будущем


Среди важных профессий, без которых нам не обойтись, обязательно нужно обратить внимание на те, что имеют отношение к спасению жизней людей в неординарных ситуациях


Рассматривая тему «Профессии будущего», обязательно нужно упомянуть профессию учёного


Для придания яркости образу Художника можно использовать восковые мелки для раскрашивания


В старшей группе дети могут сами работать с инструкцией по лепке, разъяснения педагога не нужны

Как использовать лэпбук в детском саду и дома

Пособие универсально: его можно использовать на занятиях и в детском саду, и дома. Лэпбук удобен:

  • для презентации нового материала по теме;
  • для отработки полученных знаний;
  • для закрепления и повторения материала.

Исходя из направлений использования пособия, можно сделать вывод о том, что на его основе можно целиком выстроить занятие: актуализировать знания по теме стихотворениями, использовать знания на практике, отгадывая загадки, играя, и закрепить пройденный материал, решением ребусов, разгадыванием кроссвордов и раскрашиванием.

С лэпбуком дети могут работать как самостоятельно, так и в группе

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]