Цель:
Продолжить знакомить дошкольников с профессиями и трудом взрослых
;
Расширить знания о том, что люди разных профессий (врач, повар, шофер, строитель, парикмахер, швея, портной, няня, дворник) работают для общего блага;
— закрепить знания детей об орудиях труда, необходимых для работы людям этих профессий.
Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.
Подготовительная работа: экскурсии в магазин, парикмахерскую, прачечную, кухню, кабинет медсестры.
Рассмотрение картин: «На строительстве», «В магазине кукол» и другие.
Чтение стихов Д.Родари «Чем пахнут ремесла», «Какого цвета ремесла» и т.п.
Материал: предметные картинки для игры «Кому, что нужно для работы».
Большие картинки для показа.
Литература для детей на тему «Профессии»
Рассказ «Кем быть»
Куклы: врач Айболит и кукла-повар.
Календарный план на неделю по теме «Инструменты» для ДОУ
Тема: «Инструменты и орудия труда»
Понедельник.
Утро.
1. Беседа с детьми на тему «Кем работают мои родители?»; продолжать учить отвечать полным ответом.
2. Индивидуальная работа по развитию речи. Задачи: упражнять детей в подборе слов-действий. Обогащать словарный запас детей.
3. Хозяйственно-бытовой труд: уборка в групповой комнате. Задачи: учить организовывать совместный труд, формировать ответственность за выполнение трудовых поручений.
4. Дежурство по столовой. Задачи: воспитывать ответственность, добросовестность, формировать навыки труда в коллективе.
5. Игровая ситуация «Носовой платочек». Задачи: учить детей следить за состоянием носа и рта, при кашле и чихании пользоваться носовым платком.
НОД. 1. Логопедическое
2. Х.Э.Р. Лепка «Инструменты»
Программные задачи:
расширять и углублять знания детей о видах и назначении инструментов, их частей; закрепить приемы лепки раскатывание круговыми движениями ладоней; совершенствование техники лепки способом размазывания; формирование умения выполнять дополнения образа путем прорисовывания деталей смешивания цветов пластилина; продолжать учить передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой; продолжать формировать умение передавать характерные движения человека, создавать выразительные образы, развивать умение действовать самостоятельно; развивать словесно-логическое мышление, речевые навыки детей: умение составлять предложения, воспитывать самостоятельность; учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в лепке; воспитывать коммуникативные навыки (умение взаимодействовать со сверстниками, выслушивать мнения товарищей)
Материал:
пластилин, доски, салфетки, картинки с изображением швеи, плотника, работы в огороде, картинки с материалом: ткань, доски, петли, картинки с изображением готовых изделий: платье с воротничком, полочка, выращенные овощи, наборы карточек с изображением инструментов: швейных, столярных, огородных, парикмахерских или игрушечные инструменты.
Словарная работа:
полотно, мерка, полоть, столярные.
Методические приемы:
орг. момент – загадки об инструментах, рассказы детей о том, как можно использовать эти инструменты, назвать профессию, физминутка, показ образца, напоминание приемов лепки, п/г, самостоятельная и инд. работа, итог.
3. Х.Э.Р. Музыкальное
Прогулка.
1. Наблюдение за трудом взрослых: дворник убирает улицу. Задачи: предложить детям понаблюдать за работой дворника, рассказать о ее важности. Организовать оказание ему посильной помощи.
2. Подвижные игры «Кот и мыши», «Караси и щука». Задачи: продолжать учить соблюдать правила игры; активизировать двигательную активность.
3. Труд: уборка мусора на групповом участке. Цель: развивать трудолюбие.
4. Индивидуальная работа по развитию движений. Задачи: развивать навыки бросания мяча в цель.
5. Дидактическая игра «Живая неделя». Задачи: закреплять знания детей о последовательности дней недели.
6. Спортивная игра футбол. Задачи: учить детей играть дружно, действовать как одна команда. Способствовать развитию точности, координации движений, решительности, смелости.
Вторая половина дня.
1. Чтение рассказа Г. Юршина «Любопытный мышонок». Задачи: учить детей слушать читающего, понимать содержание прочитанного, отвечать на вопросы по содержанию, оценивать поступки героев.
2. Игра-экспериментирование «Хитрости инерции» (возможность практического использования инерции в повседневной жизни).
3. Дидактическая игра «Что перепуталось». Задачи: закреплять навыки порядкового счета, развивать зрительное восприятие, память, внимание.
4. Сюжетно-ролевые игры «Строители», «Пожарные». Задачи: совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом.
Прогулка.
1. Наблюдение в природе: птицы строят гнезда. Цель: предложить детям рассказать, что им известно о приспособлении птиц к условиям природы.
2. Подвижная игра «Ловишки». Задачи: формировать у детей умение концентрировать и распределять внимание, действовать по сигналу, развивать координацию движений, ловкость.
Вторник.
Утро.
1. Беседа на тему «Инструменты для людей разных профессий». Задачи: познакомить детей с инструментами, их назначением, видами. Рассматривание фотоиллюстраций с изображением инструментов.
2. Артикуляционная гимнастика «Надуваем щеки», «Лопаточка», «Заборчик». Задачи: тренировать артикуляционный аппарат детей.
3. Дежурство по занятиям. Задачи: учить детей выполнять обязанности дежурного, воспитывать ответственность.
4. Самостоятельная деятельность детей в театральном уголке. Задачи: развивать у детей самостоятельность, инициативность, творческие способности.
5. Формирование культуры поведения. Задачи: обсудить с детьми, зачем люди здороваются друг с другом, формировать привычку здороваться с родителями, воспитателями, прощаться, уходя домой.
НОД 1. Логопедическое
2.
П.Р. ФЭМП «Линейка»
Программное содержание
: продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10, упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку, развивать умение измерять длину предметов с помощью условной меры, развивать внимание, память, логическое мышление.
Материал:
карточки с цифрами 8 и 10, 3 обруча, набор кругов, треугольников, квадратов разного размера (большие и маленькие) и цвета (красные, синие, желтые), 2 карточки с изображением моделей задач, песочные часы с интервалами в 1 и 3 минуты, фишки, 2 картинки с изображением матрешек, отличающихся друг от друга, тетради в клетку, 2 набора карточек с цифрами и арифметическими знаками, карандаши.
Словарь:
длина отрезка.
Методические приемы:
орг. момент – дети делятся на 2 команды, д/и «Найди различия», упражнение «Составь задачу для друзей», упражнение «Рисуем и измеряем линии», эстафета фигур (блоки Дьенеша), подведение итогов, награждение команд.
3.
Ф.Р. Физкультурное № 55
II
пол. дня Х.Э.Р. Рисование «Инструменты»
Программные задачи:
расширить представления детей о разных видах инструментов, о применении их в работе людьми разных профессий, учить детей отгадывать загадки, образовывать прилагательные от существительных, пополнять словарный запас, развивать у детей память, логическое мышление, связную речь, воспитывать у детей уважительное отношение к труду взрослых.
Материалы к занятию:
презентация на тему «Инструменты», д/и «Кому что нужно?», цветные мелки, альбомные листы, игрушечные инструменты.
Словарная работа:
клещи, стеклорез, точило, садовые, медицинские.
Методические приемы:
орг. момент – загадки об инструментах, просмотр презентации, физминутка, д/и «Кому что нужно для работы?», игра «Закончи предложение», напоминание приемов рисования, частичный инд. показ способа рисования, п/г, самостоятельная и инд. работа, д/и «Что лишнее?», итог.
Прогулка
1. Наблюдение за погодой. Задачи: закреплять умение детей самостоятельно определять погоду, называть ее основные характеристики: облачность, температура, осадки, ветер.
2. Подвижные игры «Перехватчики», «Хитрая лиса». Задачи: учить детей следовать правилам игры, исполнять роли игроков и водящего-ловишки. Повышать двигательную активность детей.
3. Труд: очистка участка от веток. Цель: закрепить умение работать дружно, оказывать посильную помощь.
4. Индивидуальная работа по развитию движений. Задачи: улучшать технику ходьбы (ходьба приставным шагом).
5. Подвижная игра «Холодно — горячо». Задачи: добиваться выполнения правильной техники в освоенных ранее видах ходьбы.
6. Оздоровительная пробежка по территории детского сада. Задачи: учить детей правильно выполнять основные движения при беге, сохранять осанку, согласовывать движения рук и ног, ритмично дышать носом.
Вторая половина дня.
1. Чтение и обсуждение рассказа Л. Пантелеева «Большая стирка». Задачи: развивать художественное восприятие и эстетический вкус, развивать литературную речь.
2. Работа в уголке сенсорного воспитания. Задачи: закрепить умение детей воспринимать разнообразные свойства предметов с помощью разных органов чувств, сравнивать их и классифицировать.
3. Дидактическая игра «Длинный, широкий». Задачи: закреплять умение сравнивать длину и ширину предметов условной меркой. Совершенствовать конструкторские умения.
4. Самостоятельная игровая деятельность: настольные игры. Задачи: учить детей выбирать игру по интересам, подирать партнеров для игры, самостоятельно подбирать место для игры.
Прогулка
1. Наблюдение за звездами. Задачи: предложить детям рассмотреть звездное небо, рассказать им о том, что много столетий назад люди придумали объединять звезды в созвездия. Рассказать детям о созвездиях зодиака, показать Большую медведицу.
2. Подвижная игра «Мы веселые ребята». Задачи: формировать умение действовать по сигналу, упражнять детей в беге. Развивать внимание, координацию движений, ловкость выносливость.
Среда.
Утро.
1. Беседа «Почему нельзя играть с острыми предметами?» Задачи: учить соблюдать правила безопасности в случае обнаружения незнакомого предмета, закрепить правила обращения с острыми предметами.
2. Дежурство по столовой. Задачи: способствовать совершенствованию умений детей в сервировке стола, приучать самостоятельно от начала до конца выполнять обязанности дежурного.
3. Пальчиковая гимнастика «Дружба», «Точим нож». Задачи: развивать мелкую моторику рук, способность переключаться с одного движения на другое, синхронность и последовательность движений.
4. Дидактическая игра «Когда это бывает?». Задачи: уточнить представления детей о временах года, упражнять их в связной речи.
5. Игры со строительным материалом. Задачи: формировать умения детей самостоятельно подбирать детали конструктора для возведения необходимой постройки. Развивать воображение и фантазию.
НОД. 1. Логопедическое
2. С.К.Р ОБЖ
«Рабочие инструменты»
Программные задачи:
закрепление и обобщение знаний о рабочих инструментах и их назначении, знакомство детей с техникой безопасности при работе с орудиями труда, развитие нравственно-этических норм поведения за столом, при трудовых операциях с инструментами,
продолжать воспитывать интерес к трудовой деятельности;
Словарная работа:
стамеска, гаечный ключ, напильник, плоскогубцы
Материал:
сломанный стульчик, ящик с инструментами, кукла Незнайка.
Методические приемы:
сюрпризный момент – Незнайка, рассматривание инструментов, объяснение его назначения, названия, п/г, д/и «Из чего сделаны?», физминутка «Пила и топор», игра «Верно-неверно», составление правил безопасного использования инструментов, итог.
3. Х.Э.Р. Музыкальное
Прогулка
1. Наблюдение: изменение продолжительности дня. Задачи: предложить детям по результатам наблюдений сделать вывод об изменении пути солнца по небу, изменении продолжительности дня.
2. Подвижные игры «Встречные перебежки», «Кто дальше?». Задачи: учить бегать, держась друг за друга, слушать сигнал воспитателя.
3. Труд: уборка веток на участке.
4. Индивидуальная работа по ФИЗО. Задачи: упражнять в беге, выполняя задание на совершенствование умения ориентироваться в пространстве.
5. Игровая деятельность по интересам детей. Задачи: развивать у детей самостоятельность, активность, формировать умение интересно и с пользой проводить досуг.
6. Сюжетно-ролевая игра «Автосалон». Задачи: формировать социокультурные компетенции.
Вторая половина дня.
1. Чтение стихов С. Михалкова «Моя улица», «Скверная история». Задачи: прививать интерес к художественной литературе.
2. Формирование культурно-гигиенических навыков: формировать привычку мыть руки перед едой; продолжать совершенствовать культуру еды: есть аккуратно, бесшумно, обращаться с просьбой, благодарить.
3. Игры – драматизации по содержаниям рассказов Дж. Родари «Чиполлино» и др. Задачи: учить детей инсценировать диалоги, использовать различные средства выразительности для передачи характера и эмоций героев рассказов.
4. Индивидуальная работа по ФЭМП: дидактическая игра «Сделай столько же». Задачи: упражнять детей в счете от 1 до 10, учить считать движения, воспроизводить их по заданному числу. Развивать способность к распределению внимания.
5. Рисование «Набор инструментов» — и вырезание по контуру. Задачи: закреплять умения вырезать из бумаги инструменты, развивать мелкую моторику
Прогулка
1. Наблюдение за погодой. Задачи: учить детей самостоятельно рассказывать о состоянии погоды, выбирать необходимые обозначения, составлять описания с использованием образных выражений.
2. Подвижные игры «Кот и мыши», «Самолеты». Задачи: продолжать учить соблюдать правила игры; активизировать двигательную активность.
3. Самостоятельная двигательная деятельность. Задачи: учить детей самостоятельно организовывать игры, находить себе и товарищам занятия по интересам.
Четверг.
Утро.
1. Беседа о профессии «гончар»; закрепить знания о данной профессии и название инструментов, необходимых ему для работы.
2. Выкладывание из счетных палочек по контуру инструментов. Задачи: учить обдумывать и планировать практические действия, рассуждать, обосновывать свою идею.
3. Дежурство по занятиям. Задачи: учить детей готовить необходимые материалы в соответствии с темой занятия.
4. Формирование культурно-гигиенических навыков. Задачи: учить детей при кашле и чихании закрывать рот платком, правильно пользоваться носовым платком.
5. Игровая деятельность по интересам детей. Задачи: развивать у детей самостоятельность, активность, формировать умение интересно и с пользой проводить досуг.
НОД 1. Логопедическое
2. П.Р. ФЭМП
«Решение примеров»
Программное содержание
: продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение в пределах 10, упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку, развивать умение последовательно называть дни недели, месяцы и времена года, развивать внимание, память, логическое мышление.
Материал:
картинки с изображением времен года, карточки с цифрами и арифметическими знаками, тетради в клетку с изображением числовой линейки, карточки с цифрами и арифметическими знаками, картинки «Зажги лампу», цветные карандаши, 2–3 набора карточек с цифрами от 1 до 7.
Словарь:
баклуши, набекрень, калачи.
Методические приемы:
орг. момент — упражнение «Круглый год», д/и «Собери картинку», упражнение «Числовая линейка», упражнение «Зажги лампу», упражнение «Живая неделя», работа в тетрадях, итог.
3. Х.Э.Р. Рисование «Музыкальный инструмент — балалайка»
Программное содержание:
расширять представления детей о музыкальных инструментах через средства изобразительной деятельности, познакомить с русским народным музыкальным инструментом балалайка: с его особенностями, строением и звучанием, закреплять умение рисовать эскиз балалайки по показу воспитателя, совершенствовать изобразительную технику (выбирать художественные материалы в соответствии с поставленной задачей и реализуемым замыслом), совершенствовать технические навыки рисования кистью (рисовать кончиком кисти или всем ворсом, свободно двигать в разных направлениях), способствовать развитию познавательных и творческих способностей, совершенствовать речь детей, умение свободно высказывать свои мысли; способствовать развитию познавательных и творческих способностей, развивать творческие способности, эмоциональную отзывчивость, развивать наблюдательность, мелкую моторику рук, чувство формы, цвета, пропорций, воспитывать интерес к изобразительному творчеству, воспитывать любовь к музыке и бережное отношение к музыкальным инструментам, воспитывать самостоятельность, инициативность, аккуратность, умение доводить дело до конца.
Словарная работа:
активизировать словарный запас детей по теме «Музыкальные инструменты».
Оборудование:
ноутбук; презентация «Виды музыкальных инструментов»; картинка русский народный инструмент- балалайка, альбомный лист (на каждого ребёнка), простой карандаш, ластик, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, кисть №3,7.
Методические приемы:
орг. момент – игра «Приветствие», беседа с детьми о музыкальных инструментах, просмотр презентации, загадка о балалайке, рассматривание инструмента, рассказ воспитателя, физминутка, показ способа рисования, п/г, самостоятельная и инд. работа детей, прослушивание концерта балалаечников, итог.
Физкультура в играх на прогулке № 28
Прогулка
1. Наблюдение за липой. Задачи: формировать представления о липе весной, о том, как происходят изменения в связи с сезоном.
2. Подвижные игры «Два Мороза», «Затейники». Задачи: учить выполнять характерные движения по содержанию игры; развивать ловкость, быстроту.
3. Труд: подметание веранды. Цель: учить правильно пользоваться веником.
4. Индивидуальная работа по развитию движений. Задачи: учить прыжкам на одной (правой, левой) ноге.
5. Дидактическая игра «Считай – не ошибись!». Задачи: учить детей воспроизводить порядок чисел натурального ряда, упражнять в прямом и обратном счете.
6. Самостоятельная игровая деятельность детей. Задачи: учить детей самостоятельно находить себе занятие, объединяться в группы для совместных игр, учитывать интересы других детей.
7. Спортивная игра «Хоккей с мячом». Задачи: познакомить детей с основными участниками игры (нападающий, вратарь, защитник); учить выполнять пасы партнеру по игре.
Вторая половина дня
1. Чтение стихотворения Саши Черного «Волк». Задачи: приобщать детей к художественной литературе, обогащать словарный запас детей.
2. Работа в уголке книги: обзорное знакомство с современными детскими журналами. Задачи: познакомить детей с современной детской периодикой, формировать потребность в чтении журналов, интерес к ним.
3. Дидактическая игра «Что лишнее?». Задачи: упражнять детей в употреблении существительных с предлогами; учить логически рассуждать и находить среди группы предметов лишнее, аргументировать свой выбор.
4. Сюжетно-ролевые игры «Автомастерская», «Парикмахерская». Задачи: учить детей согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые действия и взаимоотношения.
Прогулка
1. Наблюдение за птицами: ворона. Задачи: предложить детям описать птицу, сымитировать ее голос, понаблюдать за повадками птицы в весеннее время года. Рассказать детям о жизни птиц.
2. Подвижная игра «Баба-Яга». Задачи: напомнить детям правила игры, учить исполнять роль водящего-ловишки, развивать быстроту реакции, формировать умение реагировать на действия товарищей.
Пятница.
Утро.
1. Беседа на тему «Хорошее настроение». Задачи: формировать у детей здоровьесберегающие компетенции: позитивное отношение к своему здоровью, владение способами физического самосовершенствования.
2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек», тема «Инструменты». Задачи: учить детей использовать умение узнавать и правильно называть инструменты и их характеристики для решения игровой задачи.
3. Самообслуживание: упражнение «Раздевалочка». Задачи: учить детей аккуратно и быстро раздеваться, соблюдая правильную последовательность, поддерживать порядок в одежде.
4. Дежурство по столовой. Задачи: способствовать совершенствованию навыков, связанных с обязанностями дежурного. Привлекать детей к раздаче второго блюда, уборке посуды со столов.
5. Сюжетно-ролевые игры «Оркестр», «Супермаркет». Задачи: совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей, поощрять желание организовывать сюжетно-ролевые игры.
НОД 1. Логопедическое
2. Х.Э.Р. Аппликация
«Инструменты»
Программные задачи:
создать условия для закрепления и обобщение знаний о рабочих инструментах и их назначении, закреплять умение разрезать полоску, сложенную вдвое, (в несколько раз)для получения симметричной формы, фигур одинакового размера; закреплять умение вырезывать круг из квадрата, овал – из прямоугольника, развивать у детей творческое воображение, внимание, наблюдательность, умение делать логические выводы; развивать умения согласовывать свои действия с работой всего коллектива, воспитывать чувство доброжелательности, ответственности и сотрудничества; формировать положительное отношение детей к педагогу и друг к другу.
Материалы:
ватман, бумага цветная разного формата и цвета, ножницы, клей, салфетки для труда, игрушечные инструменты: ножовка, молоток, грабли, отвертка, клещи, наперсток, чемодан для инструментов, письмо.
Словарная работа:
саморез, стамеска, наперсток.
Методические приемы:
орг. момент – письмо от плотника, напоминание правил работы с инструментами, рассказ воспитателя о незнакомых инструментах, игра «Верно-неверно», физминутка «Молоток», рассматривание инструментов, показ способа действия, самостоятельная и инд. работа, итог.
3.
П.Р. Экология «Инструменты».
Программные задачи:
систематизировать представления детей об инструментах, расширять представления детей о том, для чего нужны инструменты, развивать зрительное восприятие и внимание, память, мышление, артикуляционную и общую моторику, координацию речи с движением, воспитание навыков сотрудничества доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование:
кукла из м/ф «Фиксики» Нолик, песня из м/ф «Фиксики» — «Винтик», карточки с картинками «Инструменты», цветные карандаши.
Словарная работа:
тиски, болтик, дрель, рулетка.
Методические приемы:
орг. момент – стихотворение «Мне нужны такие вещи», д/и «Путаница. Инструменты» и загадки, игра «какой? Какая?», физминутка под песенку из мультфильма «Фиксики» — «Винтик», д/и «Сравни», упражнение «Рабочий, строительный, музыкальный», итог.
II
пол. дня Ф.Р. Физкультурное № 56.
Прогулка
1. Наблюдение за объектами окружающей действительности. Задачи: предложить детям обратить внимание на молодые листья липы, хвою ели, учить понимать законы природы.
2. Подвижные игры «Пастух и стадо», «День – ночь». Задачи: учить детей следить за согласованностью движений рук и ног, за сохранением осанки при беге. Воспитывать смелость, уверенность в себе.
3. Труд: уборка веток на участке. Цель: воспитывать трудолюбие.
4. Подвижная игра «Не попадись». Задачи: упражнять детей в прыжках через линию, учить выполнять прыжки технично, сохранять правильную осанку. Развивать ловкость, быстроту реакции.
5. Дидактическая игра «Найди игрушку». Задачи: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки.
6. Спортивная игра хоккей с мячом. Задачи: учить детей ведению мяча клюшкой, обведению препятствий, выполнению пасов партнеру. Развивать координацию движений, ловкость, воспитывать выдержку.
Вторая половина дня
1. Чтение глав из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Задачи: познакомить детей со сказкой, вызвать заинтересованность, желание слушать сказку дальше.
2. Дидактическая игра «Кто больше найдет?». Задачи: упражнять детей в запоминании, различении и назывании геометрических фигур. Развивать зрительное восприятие, воображение, учить использовать названия фигур в различных речевых конструкциях.
3. Настольно-печатные игры по выбору детей. Задачи: развивать наблюдательность, внимание, умение замечать сходство и различия в предметах, активизировать словарь.
4. Рисование по обводкам и вырезание по контуру «Музыкальные инструменты».
Прогулка
1. Наблюдение за погодой. Задачи: уточнять представления детей о природных явлениях, объединяемых понятием «погода». Предложить детям охарактеризовать сегодняшнюю погоду, составить коллективный рассказ, используя понятия сухой, ветреный, солнечный, пасмурный.
2. Подвижная игра «Гуси-лебеди». Задачи: предложить детям рассказать правила игры, пояснить, как нужно действовать игрокам. Развивать внимание, ловкость, координацию движений.
3. Самостоятельная деятельность детей. Задачи: воспитание самостоятельности, поощрение инициативы, дружеских взаимоотношений.