Потапова Татьяна Васильевна БЕСЕДЫ О ПРОФЕССИЯХ С ДЕТЬМИ 4—7 ЛЕТ
П64
Потапова Т.Е.
П64Беседы о профессиях с детьми 4—7 лет. —
М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с. (Серия «Вместе с детьми»),
ISBN 978-5-89144-833-9
Методическое пособие для воспитателей ДОУ содержит материалы для бесед с детьми о различных профессиональных праздниках. Книга может быть использована педагогами, гувернерами и родителями при индивидуальной и коллективной работе с детьми.
ББК 74.102
Потапова Татьяна Васильевна БЕСЕДЫ О ПРОФЕССИЯХ С ДЕТЬМИ 4—7 ЛЕТ
Редактор В.В. Дремова
Художник обложки Е.В. Кустароеа
Корректоры JJ.H. Васильева, Э.С. Корчагина
Компьютерная верстка Т.Н. Полозовой
Диапозитивы текста изготовлены в ТЦ Сфера Гигиенический сертификат № 77.90.60.053.Д.013738.11.07 от 23.11.2007 г.
Издательство «ТЦ Сфера», Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3. Тел., 656-72-05 ОАО «Владимирская книжная типография» 600000, Владимир, Октябрьский проспект, д. 7 Качество печати соответствует качеству представленных диапозитивов
ISBN 978-5-89144-833-9 © ООО «.ТЦ Сфера», 2003
От автора.
«На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, — кто ты будешь такой?»
Беем знакома эта детская считалочка. У считалочки продолжение простое: выбирай любое звание и продолжай игру. В жизни, малыш, все не так просто. Ну, вот, подумай на минутку, кем ты и вправду будешь, когда подрастешь? Царем? Королем? — Хотелось бы, наверное, но — увы!.. А что если сапожником
стать? Или
портным?
Сапожник умеет делать новую обувь и чинить старую. Хорошо, чтобы ноги в обуви на ходу не уставали, в дождь не промокали, в стужу не мерзли, в жару не потели. Еще хочется, чтобы обувь красивой была. — Все это от сапожника большого мастерства требует!
В наши дни хорошую обувь делают на огромных фабриках, где много больших и сложных машин. Современный сапожник уже не просто рабочий, он еще и инженер.
Хотя и сейчас среди сапожников можно встретить такого, про которого говорят МАСТЕР НА ВСЕ РУКИ.
Очень полезное дело — сапожное мастерство. Босиком далеко ли уйдешь? Ясное дело, что недалеко! А без одежды? — Так, может быть, портным
стать?
Портной умеет выбрать ткань подходящую и фасон, умеет сшить одежду так, что, как в народе говорят, комар носу не подточит. Сколько разных материалов на свете существует, чтобы одежду шить? Знаешь? Ну- ка, попробуй, вспомни… В очень жарких странах даже в наши дни делают юбочки из листьев пальмы. Да ты и сам, наверное, летом в деревне или на даче делал шапочки из листьев лопуха в жаркий день! Было такое? Конечно, в наши дни редко приходится просто в листья заворачиваться. Люди уже давно научились получать из листьев и стеблей растений волокна. Для этого даже выращивают специальные растения. Знаешь, какие? Правильно! Хлопок и лен. Выращивают эти растения работники сельского хозяйства,.
Эти волокна сплетают в нитки. Из ниток
ткачи
делают полотна. А уже эти полотна кроит по фасону и шьет из них одежду
портной.
— Вот какая длинная цепочка полезных дел получается!
Фермер
вырастит лен или хлопок и соберет урожай. Может фермер вырастить коз или овец и шерсть с них настричь. Из этой шерсти делают пряжу для теплой одежды. А может фермер вырастить шелковичных червей и собрать их коконы. Из этих волокон тоже изготовят чудесные ткани — шелковые! Отвезет фермер все эти материалы на прядильно-ткацкую фабрику, а там уже не его забота, как из них ткани мастерить! Тут уже другие профессии нужны… Например,
пряхи и ткачи.
Пряхи и ткачи раньше нитки пряли и полотна ткали вручную. Теперь такое диво редко встретишь, не то что в сказках! В наши дни нитки прясть и полотна ткать помогают людям специальные машины — прядильные и ткацкие станки. Управляют этими станками рабочие и инженеры.
Впрочем, называют они себя все равно этим красивым старинным словом
ткачи.
Вернемся к портному.
Приходит, скажем, к такому мастеру девица-красавица и говорит: «Хочу свадебное платье!». — Пожалуйста! Выберет портной ткань легкую и нарядную, выберет фасон к лицу невесте, сошьет. Как сошьет? — Правильно! — так, что комар носу не подточит! Пожалуйста! Будь счастлива, дорогая невестушка! Мир тебе да любовь!
А придет, скажем, та же заказчица через несколько лет. Скажет: «Мастер-мастер, сшейте мне, пожалуйста, штаны для моего сынка, да покрепче. Уж такой он у меня шустрый, что вся одежда на нем как в огне сгорает!» — Пожалуйста! И это мастеру по силам. Выберет портной ткань да нитки покрепче, сделает швы двойные, фасон попросторнее. Выйдет рабочая одежда, прочная и удобная. Малышу — рабочая?! — Конечно! У малыша главная работа — прыгать и скакать, чтобы руки-ноги крепкими росли и сильными, чтобы любое дело потом спорилось.
В любом деле без портного не обойтись. Врачу
халат нужен? Нужен!
Актрисе
— концертное платье? А как же! Клоуну — смешной наряд?
Военному
— форма? Маме — фартук кухонный? Фартуки кухонные, правда, многие мамы сами шьют дома. Многие мамы портновское дело очень хорошо знают! Мамы и бабушки такими мастерицами бывают, что впору их работу на выставке показывать!
Очень это увлекательное дело — одежду мастерить! Почти в каждом доме и нитки найдутся, и иголки, и лоскутки. В некоторых домах даже есть машины швейные, В домах нет таких больших станков, как на швейных фабриках, где инженеры
трудятся… Домашние швейные машины даже зовут обычно не машинами, а машинками… «Кто опять мою швейную машинку крутил?!» — сердится мама или бабушка. Не сердись, мама! Не сердись, бабушка! Лучше выберите время и приучите малыша к портновскому делу. Откройте ему секреты мастерства, вложите их в детский ум и сердце! Тогда вы своему ребенку царское наследство на всю жизнь оставите. Вы ведь сами хорошо знаете: ничто не делает человека таким счастливым, как гордость за мастерски сделанную работу.
Так, с портновским делом разобрались … Какие мы еще профессии вспоминали?
Мы уже говорили, что труд фермера
и других
работников сельского хозяйства
очень важен для всех людей. Чтобы одежду делать, нужно вырастить хлопок и лен, коз и овец, шелковичных червей. Нужно также собрать все эти продукты и отдать их другим мастерам, которые пряжу и ткани сделают. Но вообще-то из-за этой считалочки с царевичами и королевичами мы весь разговор о профессиях не с начала завели. А откуда-то с середины…
Не с одежды и обуви профессии начинаются… Босому и голому еще можно прожить, хотя и не очень это удобно… А без чего совсем не проявить? Правильно! Без еды и без питья! А где все это взять? На кухне? В холодильнике? А в холодильник как еда и питье попадают? Там ведь ни скатерти-самобранки нет, ни волшебной щуки, ни Конька-Горбунка… Без волшебства откуда еда и питье в дом попадают? — Правильно — из магазина! А в магазин — откуда?
В магазин еду привозят со всех концов света… Креветок — из Антарктиды. Ананасы и бананы — из Африки или Южной Америки. А хлеб, яйца и молоко — откуда?
Любая еда, прежде чем на кухню попасть из магазина, была продуктом. Получают продукты питания те, кто работает на земле, — работники сельского хозяйства.
Некоторые продукты добывают в дикой природе
рыбаки,
охотники, сборщики ягод и грибов.
Ты, наверное, помогал летом маме или бабушке трудиться на грядках? А может быть, в детском саду учился выращивать полезные растения? В этом деле много больших и маленьких хитростей. Чтобы выращивать полезные продукты, нужно очень много знать и уметь. Многие знания можно найти в книгах по сельскому хозяйству. Многим умениям можно научиться в специальных сельскохозяйственных институтах. Можно окончить такой институт и получить диплом агронома
или
ветеринара,
стать коневодом или специалистом по работе в теплицах. Но это не все. Главное, что нужно, чтобы работать на земле, — любить землю и все, что на ней растет!
И конечно, нетрудно догадаться, что в наши дни в сельском хозяйстве (как и во всяком другом) помогают людям машины. Какие машины помогают выращивать продукты сельского хозяйства? Тракторы, сеялки, комбайны и еще много-много других. Поэтому без инженеров в этом деле тоже не обойтись!
Как много приходится трудиться разным людям, чтобы каждому был стол и дом, книги и одежда и еще много разных полезных вещей. Некоторые полезные вещи люди просто добывают в природе. Но природными вещами в наши дни люди пользуются не очень часто. Почти все полезные вещи в наши дни они делают сами из разных материалов. Чтобы полезную вещь сделать, нужно и материал подходящий подобрать и инструмент. А еще нужно умение и время. В общем, самое время поговорить о профессиях.
Давным-давно люди жили только в теплых странах. От непогоды и врагов они укрывались в пещерах. Одевались эти древние люди в пальмовые листья или шкуры животных, добывали пищу в лесу или в воде. Готовили пищу на костре. В те давние-давние времена люди еще не умели мастерить из природных материалов полезные вещи, инструменты и машины. Не было тогда ни мастеров, ни мастерских. Не было в те стародавние времена никаких профессий.
В наши дни профессий стало очень много. Так много, что все не перечислить в одной детской книжке. Но мы этого и не будем делать. Мы расскажем только о самых важных и нужных.
РАЗГОВОР О ПРОФЕССИЯХ
«На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной…»
…В старину профессий было мало, и все они вполне могли на одном крыльце поместиться, вместе с царем. На Руси 600 лет назад появился первый царь. Звали его Иван III. С тех давних времен сохранились письма и книги. Вот какие профёссии в них называют: стрелок, повар, хлебник, портной, бронник, садовник, псарь, рыболов, трубник, дьяк, мельник, утятник, сокольник, огородник, плотник, серебряный мастер, истопник, страдник, купец, суконник.
Чем занимались стрелок, повар, садовник, рыболов, мельник, огородник, плотник, серебряный мастер, купец, каменщик — понятно. А вот что делали трубник, дьяк, утятник, сокольник, бронник, хлебник, страдник, пищальник и ямчужный мастер? -— Про эти профессии, наверное, даже мама с папой не знают! Упоминают в старинных письмах и такие профессии, как врач,
аптекарь и
инженер
с помощником. Пишут, что этих мастеров царь Иван Грозный пригласил из Англии.
В старину люди гордились мастерством. На другой конец города на работу в старину не ездили, а жили там же, где работали. По занятиям мастеров давали имена улицам. В древних городах были Оружейные улицы, Мясницкие, Кузнецкие. В Москве до сих пор сохранились эти древние названия. Иногда целые города называли по профессии жителей. Например, подмосковный город Бронницы!
Сейчас все профессии на одном крыльце не поместятся. Их уже много тысяч. И новые все время появляются. Обучают теперь многим профессиям в специальных институтах. (Но сначала нужно еще школу закончить!) В этой книжке поговорим о самых важных и нужных профессиях. Чтобы удобно было читать, те профессии, о которых в книжке рассказано подробнее, выделены в ней вот таким шрифтом.
Профессией называют такое дело, которым занимаются каждый день и которое полезно для других людей. Профессии нужно специально обучаться. В каждом таком деле есть свои правила. Например, столяр
должен знать, как рубанок держать и как стружку снимать. У скрипача — другие правила. Скрипачу нужно уметь держать в руках смычок, а не рубанок. Конечно, скрипка из дерева сделана, но с нее не стружку нужно снимать. Скрипач двигает смычком по струнам и музыкальные звуки получает.
В каждой профессии есть свои инструменты (как у столяра
— рубанок, а у
музыканта
— смычок). Для некоторых профессий нужны очень сложные машины.
Летчику
— самолет,
капитану
— корабль,
ученому —
компьютер.
Как же выбрать себе профессию? Очень важно, чтобы работа была по душе. Только тогда можно стать мастером своего дела.
Скажем, любит человек природу. Тогда ему по душе будет работа геолога, агронома,
садовода, овощевода,
ветеринара,
чабана,
доярки, фермера,
рыбовода,
лесовода,
охотоведа или ученого-биолога. Почти все, кто выбрал потом такие профессии, в детстве любили все живое. Были юннатами. Собирали коллекции. Выращивали дома или в саду и на грядках культурные растения. Ухаживали за домашними животными.
Другому человеку интересно все, что связано с людьми. Такому человеку по душе быть экскурсоводом, учителем,
нянечкой, тренером, воспитателем, официантом,
продавцом,
кассиром, следователем, судьей,
библиотекарем.
В наши дни появилась новая профессия — менеджер.
А техника? Разве это не интересно? Сколько есть важных и полезных дел для тех, кто любит машины и механизмы! Техника — дело очень сложное и ответственное. Технику нужно очень хорошо знать. В умелых руках любая машина и механизм — чудесные помощники. В неумелых руках — это страшное зло. В технике много разных профессий.
Одно дело — обрабатывать материалы. Для этого нужно все знать о свойствах этого материала. Нужно уметь использовать подходящие инструменты. Металлы обрабатывают токари,
сверловщики, фрезеровщики.
Столяры и плотники
обрабатывают дерево. Выделывают кожу — кожевенники. Прядильщики делают нитки из хлопка, шерсти и шелка.
Ткачи
делают из этих ниток ткани… И все эти профессии связаны с техникой!
А сколько есть профессий, где приходится собирать что-то полезное из готовых деталей! Это занятие по душе многим малышам. Совсем крохи собирают пирамидки из цветных колечек. Дети постарше играют в конструкторы. Любят дети собирать картинки из цветных кусочков. Взрослые монтажники
собирают из огромных деталей дома и мосты. Помогают им огромные башенные краны и другие машины. Сборщик часов сидит в уютном кресле и собирает из крохотных деталей очень точный механизм — часы. Слесари-сборщики собирают автомобили, тракторы и станки.
А работа на транспорте? Здесь столько профессий, что все не перечесть. Шоферы,
трактористы, вагоновожатые,
летчики, капитаны
перевозят людей с места на место по дорогам, по воздуху и по воде. А есть еще такие подвижные машины, как экскаваторы, бульдозеры и комбайны! Каждую такую машину нужно хорошо знать, чтобы она приносила пользу и не приносила вреда.
А если какая-то из этих машин из строя выйдет? Кто ее будет лечить? Врач? Ветеринар
? Ну конечно, нет! Для этого есть ремонтники и наладчики.
А современная электронная техника, разве это не интересно? Кто из ребят не мечтает управлять компьютером или даже космическим кораблем? Телевизор или радиоприемник уже, наверное, все пробовали включать? А кто эту технику после вас чинил? Не знаете?
Еще есть очень сложная и интересная техника для научной работы. Микроскоп, например. В него можно увидеть даже одну молекулу. Или телескоп. В него можно разглядеть самую далекую звезду.
Но оставим пока технику… Все дети любят мечтать, слушать сказки, рисовать все на свете. Есть много взрослых профессий, где сразу непонятно, чем человек занят. Сидит себе за столом. Рядом лист бумаги и карандаш. Ни животных, ни растений, ни станков, ни других людей. А человек занят. Трудится, как говорится, в поте лица. Что же он делает? Что это за профессия такая — сидеть за столом? Может быть, это — писатель,
а может быть — бухгалтер или шифровальщик. Так просто по виду и не угадаешь!
Таких профессий очень много. Чтобы дело спорилось, нужен очень точный план. И очень точный расчет. В наши дни составлять планы и проводить расчеты помогают людям специальные машины — компьютеры. Их далее называют «искусственным мозгом». Помогают управляться с этими машинами программисты.
Профессий очень много — тысячи! Но есть среди них несколько десятков таких, которые люди особенно ценят и уважают. Один день в году считается для таких профессий праздником!
День Российской печати
В январе праздник у писателей
и редакторов, типографских рабочих и издателей, корректоров и наборщиков. Так называются профессии людей, которые работают, чтобы издавать книги, журналы и другую печатную продукцию.
Книги есть в каждом доме. Благодаря книгам развивается и сохраняется культура. С помощью книг люди узнают мысли и советы других людей, даже тех, кто живет далеко-далеко или жил давным-давно. Книги — это часть мировой культуры, общей для всех людей. Очень важно, чтобы каждый человек берег достижения культуры, умел их использовать и добавлял к ним по крупицам новые открытия.
В разные времена и в разных странах первые книги писали на деревянных и глиняных дощечках, папирусе, бересте, на шелке, и на коже. Такие книги были: редкостью. В каждом доме книги появились только после того, как изобрели бумагу и специальные станки для печатания. Работали на таких станках печатники. Первым русским печатником был Иван Федоров. Ему в Москве поставлен памятник.
Кто же в наши дни печатает книги, газеты и журналы? Печатают их машины в типографии. Конечно, машины это не сами делают. Машиной управляют наборщики и печатники. Решают, что и как нужно напечатать, писатели, журналисты, художники,
редакторы, корректоры, распространители. Готовые книги, газеты и журналы развозят во все концы машины, поезда, самолеты, пароходы. По домам газеты и журналы разносят
почтальоны.
ПИСАТЕЛЬ
Пишут книги писатели. Недавно в нашей стране торжественно отмечали двести лет со дня рождения Пушкина. Это самый любимый наш писатель. Наверное, все дети знают его сказки. Кто-то любит сказку о золотой рыбке. Кому-то нравится сказка о царе Салтане. В наши дни тоже есть хорошие писатели. Кто из вас не знает наизусть стихов Корнея Чуковского, Самуила Яковлевича Маршака, Сергея Михалкова, Агнии Барто? Многие дети знают и любят истории про Чебурашку и мальчика по имени «дядя Федор». Их сочинил писатель Эдуард Успенский. Писатели П.П. Бажов и Е.А. Пермяк сочиняли сказки и истории для детей о замечательных мастерах- умельцах. Очень любят взрослые и дети занимательные книги Григория Остера и увлекательные истории про клуб КОАПП, которые сочинил писатель Майлен Константиновский.
Книги пишут не только писатели. Есть еще научные книги и всякие справочники. Их больше читают взрослые. А дети любят истории, в которых много чудес! Хороший писатель не просто сочиняет для детей интересные истории. Он это так умело делает, что читатель становится участником этих историй, ему хочется быть лучше, помогать другим и верить в добро.
Хорошая книга — самый лучший друг на всю жизнь.
(Изобразительный ряд: ручка, машинка, бумага, компьютер, книги, писатель за столом.)
ЖУРНАЛИСТ
Кто первым узнает все новости и приносит их в редакцию? — Журналист! Журналисты путешествуют за новостями по всему миру — с геологами
и географами, спортсменами и артистами, политиками и бизнесменами. Журналисты спешат туда, где начинаются новые стройки, где идет война или случилась какая-то катастрофа. Они встречаются с
учеными
и
военными, писателями
и
художниками.
Всех расспрашивают, все записывают в блокнот или на магнитофон. Потом рассказывают самые интересные новости по радио или телевизору. Пишут о них в газетах.
(Изобразительный ряд: ручка, блокнот, магнитофон, фотоаппарат.)
ХУДОЖНИК
Рисовать любят все. Но стать настоящим художником совсем не просто. Для этого нужно долго и упорно трудиться. Тренировать свою руку, чтобы проводить точные линии карандашом, углем, мелом, кистью. Тренировать глаза, чтобы различать самые тонкие оттенки цвета. Тренировать наблюдательность, память и воображение. Изучать творчество великих художников и законы природы… Настоящий художник не просто должен точно изобразить предмет или живое существо. (Для этого есть фотоаппараты и видеокамеры.) Настоящий художник создает интересный рассказ на языке линий и красок. И этот рассказ так же понятен людям в разных странах, как музыка или танец.
Раньше картины художников хранились только в музеях или у отдельных людей. Сейчас с помощью печатных станков произведениями художников украшают книги и календари, газеты и журналы.
Благодаря работникам печати
искусство художников входит в каждый дом.
(Изобразительный ряд: кисти, краски, мольберт.)
Методические рекомендации
После каждого рассказа о профессии предложен примерный перечень иллюстраций (изобразительный ряд), которые желательно использовать во время беседы с детьми.
Для того чтобы придать беседе характер игры, можно предложить детям соотнести картинки с изображением предметов с профессиями.
Разговором о профессии целесообразно предварять занятие с детьми по изобразительной деятельности в дни, предшествующие профессиональным праздникам.
Напомните детям, чтобы они поздравили с праздником своих близких, родных, знакомых.
Желаем успехов!
ФЕВРАЛЬ
День защитника Отечества
ВОЕННЫЙ
Мы с вами живем в стране, которая называется Россией. Россия — наше Отечество. На Земле много разных стран. Не все страны живут .дружно. Иногда бывают войны. Поэтому у каждой страны есть армия. В армии служат солдаты и матросы, офицеры, генералы и адмиралы. Все они — защитники Отечества! В мирное время они учатся. Проводят учебные сражения в морях и лесах, в степях и горах. Изучают военную технику. В армии есть корабли и самолеты, танки и вездеходы. Есть у военных разное оружие. Пистолеты, пушки, минометы, ракетные установки. Вся военная техника должна быть в полном порядке. Есть в армии и такая современная техника, как компьютеры. Еще защитники Отечества изучают военную историю. У некоторых военных профессий есть свои отдельные праздники в другие месяцы года. В мае — у пограничников.
В июле — у
военных моряков.
В августе —
у летчиков.
В сентябре —
у танкистов.
В ноябре—у артиллеристов, ракетчиков и морской пехоты. Вот как много профессий в армии!
Каждая из военных профессий почетная и важная. Пограничники охраняют границы нашей Родины на суше, военные моряки охраняют морские границы. Танкисты, артиллеристы, ракетчики — все военные готовы в любой момент защищать мирное население, то есть нас с вами. Военный — профессия героическая, уважаемая и очень нужная!
(Изобразительный ряд: танки, вездеходы, пушки, минометы, ружья, автоматы, ракетные установки, корабли, самолеты, компьютеры, люди в военной форме.)
Международный день театра
Искусство театра родилось очень давно. Но и в наши дни люди любят театр. Ты, наверное, уже не раз бывал в театрах на интересных спектаклях. А знаешь ли ты, как много людей потрудилось, чтобы подготовить один спектакль? Писатели, актеры,
режиссеры,
композиторы,
костюмеры,
художники,
осветители и рабочие сцены!
АКТЕР
Актер работает в театре. Благодаря мастерству актеров на сцене оживают любимые герои. Ты смотришь спектакль и веришь, что перед тобой настоящие Буратино и Мальвина, Красная Шапочка и Серый Волк. Помогают актерам превращаться в разных героев костюмы. парики и грим. Чтобы стать хорошим актером, нужен особый талант и большой труд. Актеры каждый день репетируют, учат наизусть свои роли, тренируют голос и движения. Они должны много знать и видеть и быть очень внимательными на сцене к другим актерам. Это одна из самых древних и любимых профессий. В старину бродячие актеры устраивали представления прямо под открытым небом. Они выступали на ярмарках и во время праздников и доставляли людям большую радость.
(Изобразительный ряд: костюмы, парики, грим, занавес, театральные персонажи.)
ДРЕССИРОВЩИК
В Москве есть особенный театр — Уголок им. B.JI. Дурова. Его устроил когда-то знаменитый дрессировщик Владимир Дуров. В этом театре актерами
работают дрессированные животные. Готовят к работе четвероногих и пернатых актеров люди редкой и сложной профессии — дрессировщики.
Наверное, все видели смелых артистов, которые командуют свирепыми хищниками. Неужели дрессировщики совсем не боятся ни львов, ни тигров?
Дрессировщики хорошо знают повадки животных. Люди этой профессии очень терпеливы и наблюдательны. Они любят своих воспитанников, стараются подбирать им роли по душе. Например, известно, что енот- полоскун любит окунать в воду всякие предметы. И еноту дают в спектакле роль прачки! Дрессировщики обычно берут животных еще малышами, заботятся о них, воспитывают. И животные полностью доверяют этим людям. Например, прыгают по команде в горящий обруч, хотя все животные боятся огня, катаются на велосипеде, играют в футбол, ловят мячи…
(Изобразительный ряд: звери на сцене, дрессировщик в костюме.)
День геолога
ГЕОЛОГ
Геологи путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они уголь, нефть, золото, алмазы, железную и медную руду, строительный камень, соль и воду. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам, конечно, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, карабкаться на горные кручи с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая это работа!
(Изобразительный ряд: минералы, кирка, лопата, рюкзак, молоток, палатка.)
День космонавтики
КОСМОНАВТ
Все знают имя первого космонавта Земли Юрия Гагарина! Он был первым человеком, который поднялся в космос и облетел вокруг Земли.
Юрий Гагарин был летчиком.
Сейчас в космосе побывали люди и других профессий.
Врачи, инженеры, ученые.
Но все они — космонавты! У космонавтов трудные условия работы. Во время старта и приземления корабля они испытывают большие перегрузки. Тело становится тяжелым, руки и ноги невозможно поднять. Зато когда космический корабль вращается вокруг Земли, в нем наступает невесомость. Непонятно, где пол, а где потолок. Все предметы плавают, как пушинки в воздухе. И космонавты тоже плавают. Пить и есть им приходится из специальных тюбиков, чтобы пища и вода не плавали где попало.
В космическом корабле много приборов, и все их космонавт должен знать. Это приборы и для управления кораблем, и для научных исследований.
А также он должен уметь стрелять, ловить рыбу, находить пищу в пустыне и во льдах… Зачем? На тот случай, если корабль приземлится далеко от космодрома.
Так что, если ты мечтаешь о полетах в космос, постарайся не терять времени. Учись всем полезным делам!
(Изобразительный ряд: приборы, шлем, костюм, вид Земли в иллюминатор.)
День науки
Кто не мечтает найти клад! Например, сундук с драгоценностями. Помечтать, конечно, об этом приятно, но найти чужие сокровища удается очень редко. Зато почти каждый может стать обладателем такого чудесного клада, как Клад Знаний, правда, если очень постарается. Ведь и этот клад без труда не дается.
УЧЕНЫЙ
Все взрослые люди трудятся: кто выращивает растения и животных, кто добывает уголь и нефть, кто водит машины и лечит людей от болезней, кто за порядком на улицах следит. А есть еще особенная профессия — ученый! Это человек, который всю жизнь учится: собирает все знания о том, что происходит вокруг, и ищет неизвестное и непонятное. Ученые размышляют над непонятными вещами и узнают их смысл. А затем пишут об этом статьи и книги. Все вместе ученые создают науку.
Раньше ученых было совсем мало. В наши дни их много и будет еще больше. Есть ученые-историки. Они изучают, как жили люди в прошлые времена. Естьлш- тематики
— они изучают числа.
Химики
изучают законы превращения одних веществ в другие, а механики — законы движения тел. Ученые-экологи изучают законы, по которым множеству живых существ удается жить дружно в самых разных местах: в воде, под землей, в пустыне, в городе, в лесу или в полярных льдах.
Искать ответы на загадки природы нелегко. Но зато как интересно такую разгадку найти!
(Изобразительный ряд: приборы, книги, ученый читает лекцию и т.д.)
День радио
РАБОТНИК РАДИО
Радио есть в каждом доме. Повернул ручку, и из маленького ящичка полились чудесные звуки! Изобрели радио чуть больше ста лет назад. В школе ты узнаешь про электрические и магнитные силы и даже сможешь сам смастерить простенький радиоприемник. А пока просто крути ручки и слушай любимые песенки и сказки. Хорошо, что есть на свете ученые, инженеры,
редакторы,
актеры,
режиссеры,
композиторы, журналисты.
Это благодаря им, работникам радио, взрослые и дети могут слушать дома, в школе или на улице музыку, стихи, сказки, спектакли и новости.
(Изобразительный ряд: радио, радиотелефон, антенна, наушники.)
Международный день музеев
МУЗЕЙНЫЙ РАБОТНИК
У вас в доме есть какие-нибудь редкости? Старинные монеты? Картины знаменитых художников? Какие-нибудь диковинные раковины или оленьи рога? Когда в доме много таких редкостей, гости говорят: «Ну, у вас просто музей!»
А в настоящем музее ты бывал? Даже в самых маленьких городках есть краеведческие музеи. Там можно узнать много интересного о своем родном крае. Работают в музеях ученые,
экскурсоводы, реставраторы. Ученые готовят выставки редких вещей. Музейные вещи называют экспонатами. Рядом с каждым экспонатом помещают небольшой рассказ о нем. Экскурсоводы водят посетителей музея по залам, рассказывают про экспонаты и показывают их указкой. Трогать руками вещи в музеях нельзя. Реставраторов посетители музея не видят. Они работают в тихих мастерских и приводят в порядок музейные диковинки. Многие из них находят в земле. Приходится их осторожно очищать от пыли и грязи мягкими кисточками.
(Изобразительный ряд: разные экспонаты, экскурсовод, дежурный, реставратор.)
День пограничника
ПОГРАНИЧНИК
Пограничник — военная профессия. У каждой страны на Земле есть своя граница. На карте границу страны рисуют ярким цветом. На самом деле ее отмечают пограничными столбами. Это только в сказках герои переносятся из страны в страну на ковре- самолете или Коньке-Горбунке и у пограничников разрешения не спрашивают. В наши дни из одной страны в другую можно попасть только через специальные пограничные пункты. Тех, кто пытается тайком перейти границу страны, пограничники задерживают. Потом таких людей очень строго наказывают. Иногда нарушители границы бывают очень хитрыми и даже опасными. Но пограничники все равно их ловят: помогают им в этом собаки-следопыты и военная техника.
(Изобразительный ряд: пограничник в форме, собака, ружье, маскировочный халат.)
День химика
ХИМИК
Химики, как настоящие волшебники, умеют превращать одни вещества в другие. Но это вовсе не сказка. Химики все делают по науке — без волшебной палочки и волшебных заклинаний. На огромных химических заводах изготавливают соду и кислоту, мыло и краски, стиральные порошки, удобрения и химические волокна. Очень жаль, но в воздухе и воде около химических заводов часто оказываются вещества, вредные для природы.
Природа — это лес, поле, море, река, звезды, солнце, ветер, цветы, пчелы, — словом, все то, что не сделано трудом человека. Все это нужно беречь! Когда- то сам человек был частью природы: питался тем, что добывал из природы, жил в пещерах. Но потом люди научились делать разные инструменты — такие предметы, которых раньше в природе не было. С помощью инструментов человек построил множество домов, дорог, плотин, различных машин и механизмов. В наше время этих искусственных вещей и предметов стало уже так же много, как и всех живых существ на свете, вместе взятых.
Пока человек не очень много делал искусственных веществ, в природе не было лишнего мусора. В дикой природе так устроено, что все, что когда-то появилось на свет, вскоре распадается на мельчайшие частички, из которых могут быть построены новые живые существа. И так без конца! Другое дело — человек: плоды его трудов, отслужив свой срок, превращаются в грязь и мусор, засоряют свалки и водоемы. Уже, похоже, не найти на Земле места без грязи и мусора! Если бы люди жили в дружбе с природой, лучше знали законы природы и умели создавать новые вещи, не загрязняя все вокруг себя отходами, — жизнь на Земле стала бы гораздо счастливее.
О людях, которые трудятся специально для того, чтобы сохранить природу Земли, ты прочтешь на следующей странице.
(Изобразительный ряд: 1. Что производят химики и химические приборы. 2. Природа с дымом и свалкой и без них.)
Международный день семьи
Семья — вот тебе и раз: у нас ведь книжка о профессиях?! Не спеши удивляться, лучше подумай. …Подумай, например, о том, почему люди очень часто выбирают такие же профессии, как и другие члены семьи? Вспомни, мы и в этой книжке много раз упоминали о том, как важно любить свою профессию. Взрослые люди хорошо знают и другое: если что-то полюбишь с детства — это на всю жизнь!
В старину почти все профессии передавались по наследству. Отец-кузнец учил сыновей кузнечному делу, оружейник — оружейному. Врач учил своих детей мастерству лечебному, камнерез — своему делу. Учили родители детей мастерству и в то же время передавали им любовь к своему делу.
Сейчас профессий стало очень много. Сейчас почти во всех семьях даже близкие родственники занимаются разным трудом. Представь себе, что папа — металлург,
мама —
врач,
бабушка —
учительница
на пенсии, дедушка — отставной
танкист.
Дочка в этой семье хочет стать
композитором,
а сын —
ветеринаром.
Как им всем порадоваться вместе любимой работе?
Подскажу тебе один совсем простой рецепт! Есть такая важная и хорошая работа — домашняя работа
Особого праздника у этой работы нет, не дают за нее призов и медалей. Но если все члены семьи любят домашнюю работу, то живет такая семья в чистоте и уюте. А главное — все добры друг к другу! (Хуже нет, когда члены одной семьи отлынивают от домашней работы или делают ее как попало.)
Дедушка-танкист покупает продукты для всей семьи. Бабушка-учительница для всех стряпает. Мама- врач следит за чистотой и здоровьем домочадцев. Папа- металлург отвечает за то, чтобы вся домашняя техника была исправна и работала без перебоев. А дети — помогают взрослым и учатся делать любую работу умело и от души!
В этом месяце празднуют Всемирный день охраны окружающей среды, День работников легкой промышленности, День медицинского работника, День изобретателя и рационализатора.
День рыбака.
РЫБАК
Рыбу, которую мама приготовила тебе на ужин, поймали в реке или в море рыбаки. В реке можно рыбу удочкой ловить. Многим детям такое занятие очень нравится. В море рыбу поймать не так просто, как в реке. Море глубокое. Рыбы там видимо-невидимо. И ловят ее большими сетями (их называют тралами). Спускают эти сети в воду с корабля, который называется траулером. Прежде чем сети в воду спустить, рыбаки выслеживают стаю рыбы. Помогают им в этом специальные приборы — эхолоты. Как устроены эти приборы, ты узнаешь, когда подрастешь. А пока знай, что рыбу к твоему столу передавали друг другу по цепочке добрые руки тружеников разных профессий. Рыбаки — шоферам, шоферы — продавцам.
Так что ешь и не капризничай.
Врачи
говорят, что в рыбе мн
Беседа «Все профессии важны»
Елена Спирина
Беседа «Все профессии важны»
Беседа «Все профессии важны»
подготовительная группа
Цель и задачи: Расширять и обогащать знания и представления детей о профессиях, о труде. Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий. закрепить умение аргументировать свои ответы; развивать логическое мышление.
Предварительная работа: разгадывание загадок о профессиях; чтение художественной литературы «Кем быть?» И. Карпова (серия книг о профессиях); «Чем пахнут ремесла?» Д. Родари; игра на внимание «Кто больше назовет профессий».
Ход беседы:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы поговорим о разных профессиях. О том, что должны знать и уметь настоящие профессионалы.
1. Ребята, скажите, куда спешат каждый день ваши родители? (на работу)
2. Для чего люди ходят на работу? (зарабатывать деньги.)
Воспитатель: Давайте представим себе время, когда люди жили в лесу, в пещерах. У них еще не было современных домов, современной одежды.
3. Чем они занимались? (Да, мужчины ходили на охоту, приносили добычу. Женщины готовили еду из того, что добывали мужчины, выделывали шкуры животных, чтобы потом сшить из них одежду.)
4. Какие профессии людей зародились в те очень древние времена? (Охотник, повар, портной.)
Воспитатель: Но вот люди научились делать из глины посуду, из дерева строить для себя более удобные жилища.
5. Какие новые профессии появились? (Гончары, строители.)
Воспитатель: Давайте подготовим рабочее место для строителя и повара. На столе лежат разные предметы, нужно из них выбрать только те, которые понадобятся для работы повару и строителю.
Воспитатель: Человеку всегда хотелось жить лучше. Ему надо было преодолевать большие расстояния, и он придумал транспорт.
6. Какие профессии появились? (Водитель, механик, конструктор.)
Воспитатель: Люди все разные, и каждый старался выбрать себе профессию, которая ему нравится.
7. Подумайте. Какие профессии существуют с очень давних времен? (строитель, повар, портной врач.)
8. Какие профессии появились, когда стала развиваться техника, электричество? (Водитель, летчик, рабочие, которые работают на станках и делают различные детали, механики, слесари.)
9. Есть профессии людей, которые трудятся не в городе. Без их труда у нас не было бы ни хлеба, ни молока, ни сметаны и многих-многих других продуктов. (Хлебороб, животновод, овощевод, пастух.)
10. Какие профессии появились в последнее время в нашей стране? (Компьютерщик, программист, банкир, бизнесмен.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы вспомнили много интересных профессий. Невозможно определить самую важную и нужную из них. Все они необходимы и полезны. Главное, чтобы человек той или иной профессии любил свое дело и добросовестно выполнял свои обязанности.