Цикл бесед знакомства с миром профессий «Все профессии важны, все профессии нужны»


Потапова Татьяна Васильевна БЕСЕДЫ О ПРОФЕССИЯХ С ДЕТЬМИ 4—7 ЛЕТ

П64

Потапова Т.Е.

П64Беседы о профессиях с детьми 4—7 лет. —

М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с. (Серия «Вместе с детьми»),

ISBN 978-5-89144-833-9

Методическое пособие для воспитателей ДОУ содер­жит материалы для бесед с детьми о различных профес­сиональных праздниках. Книга может быть использована педагогами, гувернерами и родителями при индивиду­альной и коллективной работе с детьми.

ББК 74.102

Потапова Татьяна Васильевна БЕСЕДЫ О ПРОФЕССИЯХ С ДЕТЬМИ 4—7 ЛЕТ

Редактор В.В. Дремова

Художник обложки Е.В. Кустароеа

Корректоры JJ.H. Васильева, Э.С. Корчагина

Компьютерная верстка Т.Н. Полозовой

Диапозитивы текста изготовлены в ТЦ Сфера Гигиенический сертификат № 77.90.60.053.Д.013738.11.07 от 23.11.2007 г.

Издательство «ТЦ Сфера», Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3. Тел., 656-72-05 ОАО «Владимирская книжная типография» 600000, Владимир, Октябрьский проспект, д. 7 Качество печати соответствует качеству представленных диапозитивов

ISBN 978-5-89144-833-9 © ООО «.ТЦ Сфера», 2003

От автора.

«На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, — кто ты будешь та­кой?»

Беем знакома эта детская считалочка. У считалочки продолжение простое: выбирай любое звание и про­должай игру. В жизни, малыш, все не так просто. Ну, вот, подумай на минутку, кем ты и вправду будешь, когда подрастешь? Царем? Королем? — Хотелось бы, наверное, но — увы!.. А что если сапожником

стать? Или
портным?
Сапожник умеет делать новую обувь и чинить ста­рую. Хорошо, чтобы ноги в обуви на ходу не уставали, в дождь не промокали, в стужу не мерзли, в жару не поте­ли. Еще хочется, чтобы обувь красивой была. — Все это от сапожника большого мастерства требует!

В наши дни хорошую обувь делают на огромных фаб­риках, где много больших и сложных машин. Современ­ный сапожник уже не просто рабочий, он еще и инже­нер.

Хотя и сейчас среди сапожников можно встретить такого, про которого говорят МАСТЕР НА ВСЕ РУКИ.

Очень полезное дело — сапожное мастерство. Боси­ком далеко ли уйдешь? Ясное дело, что недалеко! А без одежды? — Так, может быть, портным

стать?

Портной умеет выбрать ткань подходящую и фасон, умеет сшить одежду так, что, как в народе говорят, комар носу не подточит. Сколько разных материалов на свете существует, чтобы одежду шить? Знаешь? Ну- ка, попробуй, вспомни… В очень жарких странах даже в наши дни делают юбочки из листьев пальмы. Да ты и сам, наверное, летом в деревне или на даче делал шапочки из листьев лопуха в жаркий день! Было та­кое? Конечно, в наши дни редко приходится просто в листья заворачиваться. Люди уже давно научились получать из листьев и стеблей растений волокна. Для этого даже выращивают специальные растения. Зна­ешь, какие? Правильно! Хлопок и лен. Выращивают эти растения работники сельского хозяйства,.

Эти во­локна сплетают в нитки. Из ниток
ткачи
делают по­лотна. А уже эти полотна кроит по фасону и шьет из них одежду
портной.
— Вот какая длинная цепочка полезных дел получается!

Фермер

вырастит лен или хлопок и соберет урожай. Может фермер вырастить коз или овец и шерсть с них настричь. Из этой шерсти делают пряжу для теплой одежды. А может фермер вырастить шелковичных чер­вей и собрать их коконы. Из этих волокон тоже изго­товят чудесные ткани — шелковые! Отвезет фермер все эти материалы на прядильно-ткацкую фабрику, а там уже не его забота, как из них ткани мастерить! Тут уже другие профессии нужны… Например,
пряхи и ткачи.
Пряхи и ткачи раньше нитки пряли и полотна тка­ли вручную. Теперь такое диво редко встретишь, не то что в сказках! В наши дни нитки прясть и полотна ткать помогают людям специальные машины — пря­дильные и ткацкие станки. Управляют этими станка­ми рабочие и инженеры.

Впрочем, называют они себя все равно этим красивым старинным словом
ткачи.
Вернемся к портному.

Приходит, скажем, к такому мастеру девица-краса­вица и говорит: «Хочу свадебное платье!». — Пожа­луйста! Выберет портной ткань легкую и нарядную, выберет фасон к лицу невесте, сошьет. Как сошьет? — Правильно! — так, что комар носу не подточит! Пожа­луйста! Будь счастлива, дорогая невестушка! Мир тебе да любовь!

А придет, скажем, та же заказчица через несколько лет. Скажет: «Мастер-мастер, сшейте мне, пожалуй­ста, штаны для моего сынка, да покрепче. Уж такой он у меня шустрый, что вся одежда на нем как в огне сгорает!» — Пожалуйста! И это мастеру по силам. Вы­берет портной ткань да нитки покрепче, сделает швы двойные, фасон попросторнее. Выйдет рабочая одеж­да, прочная и удобная. Малышу — рабочая?! — Ко­нечно! У малыша главная работа — прыгать и ска­кать, чтобы руки-ноги крепкими росли и сильными, чтобы любое дело потом спорилось.

В любом деле без портного не обойтись. Врачу

халат нужен? Нужен!
Актрисе
— концертное платье? А как же! Клоуну — смешной наряд?
Военному
— форма? Маме — фартук кухонный? Фартуки кухонные, прав­да, многие мамы сами шьют дома. Многие мамы порт­новское дело очень хорошо знают! Мамы и бабушки такими мастерицами бывают, что впору их работу на выставке показывать!

Очень это увлекательное дело — одежду мастерить! Почти в каждом доме и нитки найдутся, и иголки, и лоскутки. В некоторых домах даже есть машины швейные, В домах нет таких больших станков, как на швей­ных фабриках, где инженеры

трудятся… Домашние швейные машины даже зовут обычно не машинами, а машинками… «Кто опять мою швейную машинку кру­тил?!» — сердится мама или бабушка. Не сердись, мама! Не сердись, бабушка! Лучше выберите время и при­учите малыша к портновскому делу. Откройте ему секреты мастерства, вложите их в детский ум и серд­це! Тогда вы своему ребенку царское наследство на всю жизнь оставите. Вы ведь сами хорошо знаете: ничто не делает человека таким счастливым, как гордость за мастерски сделанную работу.

Так, с портновским делом разобрались … Какие мы еще профессии вспоминали?

Мы уже говорили, что труд фермера

и других
ра­ботников сельского хозяйства
очень важен для всех людей. Чтобы одежду делать, нужно вырастить хло­пок и лен, коз и овец, шелковичных червей. Нужно также собрать все эти продукты и отдать их другим мастерам, которые пряжу и ткани сделают. Но вооб­ще-то из-за этой считалочки с царевичами и королеви­чами мы весь разговор о профессиях не с начала заве­ли. А откуда-то с середины…

Не с одежды и обуви профессии начинаются… Босо­му и голому еще можно прожить, хотя и не очень это удобно… А без чего совсем не проявить? Правильно! Без еды и без питья! А где все это взять? На кухне? В холо­дильнике? А в холодильник как еда и питье попадают? Там ведь ни скатерти-самобранки нет, ни волшебной щуки, ни Конька-Горбунка… Без волшебства откуда еда и питье в дом попадают? — Правильно — из магазина! А в магазин — откуда?

В магазин еду привозят со всех концов света… Кре­веток — из Антарктиды. Ананасы и бананы — из Аф­рики или Южной Америки. А хлеб, яйца и молоко — откуда?

Любая еда, прежде чем на кухню попасть из мага­зина, была продуктом. Получают продукты питания те, кто работает на земле, — работники сельского хо­зяйства.

Некоторые продукты добывают в дикой при­роде
рыбаки,
охотники, сборщики ягод и грибов.

Ты, наверное, помогал летом маме или бабушке тру­диться на грядках? А может быть, в детском саду учил­ся выращивать полезные растения? В этом деле много больших и маленьких хитростей. Чтобы выращивать полезные продукты, нужно очень много знать и уметь. Многие знания можно найти в книгах по сельскому хозяйству. Многим умениям можно научиться в спе­циальных сельскохозяйственных институтах. Можно окончить такой институт и получить диплом агронома

или
ветеринара,
стать коневодом или специалистом по работе в теплицах. Но это не все. Главное, что нуж­но, чтобы работать на земле, — любить землю и все, что на ней растет!

И конечно, нетрудно догадаться, что в наши дни в сельском хозяйстве (как и во всяком другом) помога­ют людям машины. Какие машины помогают выра­щивать продукты сельского хозяйства? Тракторы, се­ялки, комбайны и еще много-много других. Поэтому без инженеров в этом деле тоже не обойтись!

Как много приходится трудиться разным людям, чтобы каждому был стол и дом, книги и одежда и еще много разных полезных вещей. Некоторые полезные вещи люди просто добывают в природе. Но природ­ными вещами в наши дни люди пользуются не очень часто. Почти все полезные вещи в наши дни они дела­ют сами из разных материалов. Чтобы полезную вещь сделать, нужно и материал подходящий подобрать и инструмент. А еще нужно умение и время. В общем, самое время поговорить о профессиях.

Давным-давно люди жили только в теплых странах. От непогоды и врагов они укрывались в пещерах. Оде­вались эти древние люди в пальмовые листья или шку­ры животных, добывали пищу в лесу или в воде. Гото­вили пищу на костре. В те давние-давние времена люди еще не умели мастерить из природных материалов по­лезные вещи, инструменты и машины. Не было тогда ни мастеров, ни мастерских. Не было в те стародавние времена никаких профессий.

В наши дни профессий стало очень много. Так мно­го, что все не перечислить в одной детской книжке. Но мы этого и не будем делать. Мы расскажем только о самых важных и нужных.

РАЗГОВОР О ПРОФЕССИЯХ

«На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной…»

…В старину профес­сий было мало, и все они вполне могли на одном крыль­це поместиться, вместе с царем. На Руси 600 лет назад появился первый царь. Звали его Иван III. С тех давних времен сохранились письма и книги. Вот какие профёссии в них называют: стрелок, повар, хлебник, портной, бронник, садовник, псарь, рыболов, трубник, дьяк, мель­ник, утятник, сокольник, огородник, плотник, серебря­ный мастер, истопник, страдник, купец, суконник.

Чем занимались стрелок, повар, садовник, рыболов, мельник, огородник, плотник, серебряный мастер, ку­пец, каменщик — понятно. А вот что делали трубник, дьяк, утятник, сокольник, бронник, хлебник, страдник, пищальник и ямчужный мастер? -— Про эти профес­сии, наверное, даже мама с папой не знают! Упоминают в старинных письмах и такие профессии, как врач,

ап­текарь и
инженер
с помощником. Пишут, что этих ма­стеров царь Иван Грозный пригласил из Англии.

В старину люди гордились мастерством. На другой конец города на работу в старину не ездили, а жили там же, где работали. По занятиям мастеров давали имена улицам. В древних городах были Оружейные улицы, Мясницкие, Кузнецкие. В Москве до сих пор сохранились эти древние названия. Иногда целые го­рода называли по профессии жителей. Например, под­московный город Бронницы!

Сейчас все профессии на одном крыльце не помес­тятся. Их уже много тысяч. И новые все время появ­ляются. Обучают теперь многим профессиям в специ­альных институтах. (Но сначала нужно еще школу закончить!) В этой книжке поговорим о самых важ­ных и нужных профессиях. Чтобы удобно было чи­тать, те профессии, о которых в книжке рассказано подробнее, выделены в ней вот таким шрифтом.

Профессией называют такое дело, которым занима­ются каждый день и которое полезно для других лю­дей. Профессии нужно специально обучаться. В каж­дом таком деле есть свои правила. Например, столяр

должен знать, как рубанок держать и как стружку сни­мать. У скрипача — другие правила. Скрипачу нужно уметь держать в руках смычок, а не рубанок. Конечно, скрипка из дерева сделана, но с нее не стружку нужно снимать. Скрипач двигает смычком по струнам и музыкальные звуки получает.

В каждой профессии есть свои инструменты (как у столяра

— рубанок, а у
музыканта
— смычок). Для некоторых профессий нужны очень сложные машины.
Летчику
— самолет,
капитану
— корабль,
ученому —
компьютер.

Как же выбрать себе профессию? Очень важно, что­бы работа была по душе. Только тогда можно стать мастером своего дела.

Скажем, любит человек природу. Тогда ему по душе будет работа геолога, агронома,

садовода, овощевода,
ветеринара,
чабана,
доярки, фермера,
рыбовода,
лесо­вода,
охотоведа или ученого-биолога. Почти все, кто выбрал потом такие профессии, в детстве любили все живое. Были юннатами. Собирали коллекции. Выра­щивали дома или в саду и на грядках культурные ра­стения. Ухаживали за домашними животными.

Другому человеку интересно все, что связано с людь­ми. Такому человеку по душе быть экскурсоводом, учите­лем,

нянечкой, тренером, воспитателем, официантом,
про­давцом,
кассиром, следователем, судьей,
библиотекарем.
В наши дни появилась новая профессия — менеджер.

А техника? Разве это не интересно? Сколько есть важных и полезных дел для тех, кто любит машины и механизмы! Техника — дело очень сложное и ответ­ственное. Технику нужно очень хорошо знать. В уме­лых руках любая машина и механизм — чудесные помощники. В неумелых руках — это страшное зло. В технике много разных профессий.

Одно дело — обрабатывать материалы. Для этого нужно все знать о свойствах этого материала. Нужно уметь ис­пользовать подходящие инструменты. Металлы обраба­тывают токари,

сверловщики, фрезеровщики.
Столяры и плотники
обрабатывают дерево. Выделывают кожу — кожевенники. Прядильщики делают нитки из хлопка, шерсти и шелка.
Ткачи
делают из этих ниток ткани… И все эти профессии связаны с техникой!

А сколько есть профессий, где приходится собирать что-то полезное из готовых деталей! Это занятие по душе многим малышам. Совсем крохи собирают пирамидки из цветных колечек. Дети постарше играют в конст­рукторы. Любят дети собирать картинки из цветных кусочков. Взрослые монтажники

собирают из огромных деталей дома и мосты. Помогают им огромные ба­шенные краны и другие машины. Сборщик часов си­дит в уютном кресле и собирает из крохотных деталей очень точный механизм — часы. Слесари-сборщики собирают автомобили, тракторы и станки.

А работа на транспорте? Здесь столько профессий, что все не перечесть. Шоферы,

трактористы, вагоновожатые,
летчики, капитаны
перевозят людей с места на место по дорогам, по воздуху и по воде. А есть еще такие под­вижные машины, как экскаваторы, бульдозеры и ком­байны! Каждую такую машину нужно хорошо знать, чтобы она приносила пользу и не приносила вреда.

А если какая-то из этих машин из строя выйдет? Кто ее будет лечить? Врач? Ветеринар

? Ну конечно, нет! Для этого есть ремонтники и наладчики.

А современная электронная техника, разве это не интересно? Кто из ребят не мечтает управлять компь­ютером или даже космическим кораблем? Телевизор или радиоприемник уже, наверное, все пробовали вклю­чать? А кто эту технику после вас чинил? Не знаете?

Еще есть очень сложная и интересная техника для научной работы. Микроскоп, например. В него можно увидеть даже одну молекулу. Или телескоп. В него можно разглядеть самую далекую звезду.

Но оставим пока технику… Все дети любят мечтать, слушать сказки, рисовать все на свете. Есть много взрос­лых профессий, где сразу непонятно, чем человек за­нят. Сидит себе за столом. Рядом лист бумаги и каран­даш. Ни животных, ни растений, ни станков, ни дру­гих людей. А человек занят. Трудится, как говорится, в поте лица. Что же он делает? Что это за профессия такая — сидеть за столом? Может быть, это — писа­тель,

а может быть — бухгалтер или шифровальщик. Так просто по виду и не угадаешь!

Таких профессий очень много. Чтобы дело спори­лось, нужен очень точный план. И очень точный рас­чет. В наши дни составлять планы и проводить расчеты помогают людям специальные машины — компьюте­ры. Их далее называют «искусственным мозгом». По­могают управляться с этими машинами программисты.

Профессий очень много — тысячи! Но есть среди них несколько десятков таких, которые люди особен­но ценят и уважают. Один день в году считается для таких профессий праздником!

День Российской печати

В январе праздник у писателей

и редакторов, ти­пографских рабочих и издателей, корректоров и на­борщиков. Так называются профессии людей, которые работают, чтобы издавать книги, журналы и другую печатную продукцию.

Книги есть в каждом доме. Благодаря книгам раз­вивается и сохраняется культура. С помощью книг люди узнают мысли и советы других людей, даже тех, кто живет далеко-далеко или жил давным-давно. Кни­ги — это часть мировой культуры, общей для всех лю­дей. Очень важно, чтобы каждый человек берег дости­жения культуры, умел их использовать и добавлял к ним по крупицам новые открытия.

В разные времена и в разных странах первые книги писали на деревянных и глиняных дощечках, папиру­се, бересте, на шелке, и на коже. Такие книги были: редкостью. В каждом доме книги появились только после того, как изобрели бумагу и специальные стан­ки для печатания. Работали на таких станках печат­ники. Первым русским печатником был Иван Федо­ров. Ему в Москве поставлен памятник.

Кто же в наши дни печатает книги, газеты и жур­налы? Печатают их машины в типографии. Конечно, машины это не сами делают. Машиной управляют на­борщики и печатники. Решают, что и как нужно напе­чатать, писатели, журналисты, художники,

редакто­ры, корректоры, распространители. Готовые книги, газеты и журналы развозят во все концы машины, поезда, самолеты, пароходы. По домам газеты и жур­налы разносят
почтальоны.
ПИСАТЕЛЬ

Пишут книги писатели. Недавно в нашей стране торжественно отмечали двести лет со дня рождения Пушкина. Это самый любимый наш писатель. На­верное, все дети знают его сказки. Кто-то любит сказ­ку о золотой рыбке. Кому-то нравится сказка о царе Салтане. В наши дни тоже есть хорошие писатели. Кто из вас не знает наизусть стихов Корнея Чуковс­кого, Самуила Яковлевича Маршака, Сергея Михал­кова, Агнии Барто? Многие дети знают и любят ис­тории про Чебурашку и мальчика по имени «дядя Федор». Их сочинил писатель Эдуард Успенский. Писатели П.П. Бажов и Е.А. Пермяк сочиняли сказ­ки и истории для детей о замечательных мастерах- умельцах. Очень любят взрослые и дети заниматель­ные книги Григория Остера и увлекательные исто­рии про клуб КОАПП, которые сочинил писатель Майлен Константиновский.

Книги пишут не только писатели. Есть еще науч­ные книги и всякие справочники. Их больше чита­ют взрослые. А дети любят истории, в которых мно­го чудес! Хороший писатель не просто сочиняет для детей интересные истории. Он это так умело делает, что читатель становится участником этих историй, ему хочется быть лучше, помогать другим и верить в добро.

Хорошая книга — самый лучший друг на всю жизнь.

(Изобразительный ряд: ручка, машинка, бумага, компьютер, книги, писатель за столом.)

ЖУРНАЛИСТ

Кто первым узнает все новости и приносит их в ре­дакцию? — Журналист! Журналисты путешествуют за новостями по всему миру — с геологами

и географами, спортсменами и артистами, политиками и бизнесмена­ми. Журналисты спешат туда, где начинаются новые стройки, где идет война или случилась какая-то ката­строфа. Они встречаются с
учеными
и
военными, писа­телями
и
художниками.
Всех расспрашивают, все за­писывают в блокнот или на магнитофон. Потом рас­сказывают самые интересные новости по радио или телевизору. Пишут о них в газетах.

(Изобразительный ряд: ручка, блокнот, магнито­фон, фотоаппарат.)

ХУДОЖНИК

Рисовать любят все. Но стать настоящим худож­ником совсем не просто. Для этого нужно долго и упорно трудиться. Тренировать свою руку, чтобы про­водить точные линии карандашом, углем, мелом, ки­стью. Тренировать глаза, чтобы различать самые тон­кие оттенки цвета. Тренировать наблюдательность, память и воображение. Изучать творчество великих художников и законы природы… Настоящий худож­ник не просто должен точно изобразить предмет или живое существо. (Для этого есть фотоаппараты и видеокамеры.) Настоящий художник создает интерес­ный рассказ на языке линий и красок. И этот рас­сказ так же понятен людям в разных странах, как музыка или танец.

Раньше картины художников хранились только в музеях или у отдельных людей. Сейчас с помощью печатных станков произведениями художников укра­шают книги и календари, газеты и журналы.

Благодаря работникам печати

искусство художни­ков входит в каждый дом.

(Изобразительный ряд: кисти, краски, мольберт.)

Методические рекомендации

После каждого рассказа о профессии предложен примерный перечень иллюстраций (изобразительный ряд), которые желательно использовать во время бесе­ды с детьми.

Для того чтобы придать беседе характер игры, мож­но предложить детям соотнести картинки с изображе­нием предметов с профессиями.

Разговором о профессии целесообразно предварять занятие с детьми по изобразительной деятельности в дни, предшествующие профессиональным праздникам.

Напомните детям, чтобы они поздравили с праздни­ком своих близких, родных, знакомых.

Желаем успехов!

ФЕВРАЛЬ

День защитника Отечества

ВОЕННЫЙ

Мы с вами живем в стране, которая называется Рос­сией. Россия — наше Отечество. На Земле много раз­ных стран. Не все страны живут .дружно. Иногда бы­вают войны. Поэтому у каждой страны есть армия. В армии служат солдаты и матросы, офицеры, генера­лы и адмиралы. Все они — защитники Отечества! В мирное время они учатся. Проводят учебные сраже­ния в морях и лесах, в степях и горах. Изучают воен­ную технику. В армии есть корабли и самолеты, танки и вездеходы. Есть у военных разное оружие. Пистоле­ты, пушки, минометы, ракетные установки. Вся воен­ная техника должна быть в полном порядке. Есть в армии и такая современная техника, как компьюте­ры. Еще защитники Отечества изучают военную исто­рию. У некоторых военных профессий есть свои от­дельные праздники в другие месяцы года. В мае — у пограничников.

В июле — у
военных моряков.
В авгу­сте —
у летчиков.
В сентябре —
у танкистов.
В нояб­ре—у артиллеристов, ракетчиков и морской пехоты. Вот как много профессий в армии!

Каждая из военных профессий почетная и важная. Пограничники охраняют границы нашей Родины на суше, военные моряки охраняют морские границы. Танкисты, артиллеристы, ракетчики — все военные готовы в любой момент защищать мирное население, то есть нас с вами. Военный — профессия героичес­кая, уважаемая и очень нужная!

(Изобразительный ряд: танки, вездеходы, пуш­ки, минометы, ружья, автоматы, ракетные уста­новки, корабли, самолеты, компьютеры, люди в во­енной форме.)

Международный день театра

Искусство театра родилось очень давно. Но и в наши дни люди любят театр. Ты, наверное, уже не раз бывал в театрах на интересных спектаклях. А знаешь ли ты, как много людей потрудилось, чтобы подготовить один спектакль? Писатели, актеры,

режиссеры,
композиторы,
костюмеры,
художники,
осветители и рабочие сцены!

АКТЕР

Актер работает в театре. Благодаря мастерству ак­теров на сцене оживают любимые герои. Ты смотришь спектакль и веришь, что перед тобой настоящие Буратино и Мальвина, Красная Шапочка и Серый Волк. Помогают актерам превращаться в разных героев кос­тюмы. парики и грим. Чтобы стать хорошим актером, нужен особый талант и большой труд. Актеры каж­дый день репетируют, учат наизусть свои роли, трени­руют голос и движения. Они должны много знать и видеть и быть очень внимательными на сцене к дру­гим актерам. Это одна из самых древних и любимых профессий. В старину бродячие актеры устраивали представления прямо под открытым небом. Они выс­тупали на ярмарках и во время праздников и достав­ляли людям большую радость.

(Изобразительный ряд: костюмы, парики, грим, за­навес, театральные персонажи.)

ДРЕССИРОВЩИК

В Москве есть особенный театр — Уголок им. B.JI. Ду­рова. Его устроил когда-то знаменитый дрессировщик Владимир Дуров. В этом театре актерами

работают дрессированные животные. Готовят к работе четверо­ногих и пернатых актеров люди редкой и сложной профессии — дрессировщики.

Наверное, все видели смелых артистов, которые командуют свирепыми хищниками. Неужели дресси­ровщики совсем не боятся ни львов, ни тигров?

Дрессировщики хорошо знают повадки животных. Люди этой профессии очень терпеливы и наблюдатель­ны. Они любят своих воспитанников, стараются под­бирать им роли по душе. Например, известно, что енот- полоскун любит окунать в воду всякие предметы. И еноту дают в спектакле роль прачки! Дрессировщи­ки обычно берут животных еще малышами, заботятся о них, воспитывают. И животные полностью доверяют этим людям. Например, прыгают по команде в горя­щий обруч, хотя все животные боятся огня, катаются на велосипеде, играют в футбол, ловят мячи…

(Изобразительный ряд: звери на сцене, дрессиров­щик в костюме.)

День геолога

ГЕОЛОГ

Геологи путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они уголь, нефть, золото, алмазы, железную и медную руду, стро­ительный камень, соль и воду. Работа у геологов труд­ная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам, конечно, помогают науч­ные приборы и разные машины. Но все равно им при­ходится проходить пешком сотни километров, караб­каться на горные кручи с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы от­бивать куски крепкой горной породы. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая это работа!

(Изобразительный ряд: минералы, кирка, лопата, рюкзак, молоток, палатка.)

День космонавтики

КОСМОНАВТ

Все знают имя первого космонавта Земли Юрия Га­гарина! Он был первым человеком, который поднялся в космос и облетел вокруг Земли.

Юрий Гагарин был летчиком.

Сейчас в космосе по­бывали люди и других профессий.
Врачи, инженеры, ученые.
Но все они — космонавты! У космонавтов труд­ные условия работы. Во время старта и приземления корабля они испытывают большие перегрузки. Тело становится тяжелым, руки и ноги невозможно поднять. Зато когда космический корабль вращается вокруг Земли, в нем наступает невесомость. Непонятно, где пол, а где потолок. Все предметы плавают, как пу­шинки в воздухе. И космонавты тоже плавают. Пить и есть им приходится из специальных тюбиков, чтобы пища и вода не плавали где попало.

В космическом корабле много приборов, и все их космонавт должен знать. Это приборы и для управ­ления кораблем, и для научных исследований.

А также он должен уметь стрелять, ловить рыбу, на­ходить пищу в пустыне и во льдах… Зачем? На тот случай, если корабль приземлится далеко от космод­рома.

Так что, если ты мечтаешь о полетах в космос, постарайся не терять времени. Учись всем полезным делам!

(Изобразительный ряд: приборы, шлем, костюм, вид Земли в иллюминатор.)

День науки

Кто не мечтает найти клад! Например, сундук с драгоценностями. Помечтать, конечно, об этом при­ятно, но найти чужие сокровища удается очень ред­ко. Зато почти каждый может стать обладателем та­кого чудесного клада, как Клад Знаний, правда, если очень постарается. Ведь и этот клад без труда не да­ется.

УЧЕНЫЙ

Все взрослые люди трудятся: кто выращивает рас­тения и животных, кто добывает уголь и нефть, кто водит машины и лечит людей от болезней, кто за по­рядком на улицах следит. А есть еще особенная про­фессия — ученый! Это человек, который всю жизнь учится: собирает все знания о том, что происходит вок­руг, и ищет неизвестное и непонятное. Ученые раз­мышляют над непонятными вещами и узнают их смысл. А затем пишут об этом статьи и книги. Все вместе ученые создают науку.

Раньше ученых было совсем мало. В наши дни их много и будет еще больше. Есть ученые-историки. Они изучают, как жили люди в прошлые времена. Естьлш- тематики

— они изучают числа.
Химики
изучают за­коны превращения одних веществ в другие, а механи­ки — законы движения тел. Ученые-экологи изучают законы, по которым множеству живых существ удает­ся жить дружно в самых разных местах: в воде, под землей, в пустыне, в городе, в лесу или в полярных льдах.

Искать ответы на загадки природы нелегко. Но зато как интересно такую разгадку найти!

(Изобразительный ряд: приборы, книги, ученый читает лекцию и т.д.)

День радио

РАБОТНИК РАДИО

Радио есть в каждом доме. Повернул ручку, и из маленького ящичка полились чудесные звуки! Изоб­рели радио чуть больше ста лет назад. В школе ты узнаешь про электрические и магнитные силы и даже сможешь сам смастерить простенький радиоприем­ник. А пока просто крути ручки и слушай любимые песенки и сказки. Хорошо, что есть на свете ученые, инженеры,

редакторы,
актеры,
режиссеры,
компо­зиторы, журналисты.
Это благодаря им, работни­кам радио, взрослые и дети могут слушать дома, в школе или на улице музыку, стихи, сказки, спек­такли и новости.

(Изобразительный ряд: радио, радиотелефон, ан­тенна, наушники.)

Международный день музеев

МУЗЕЙНЫЙ РАБОТНИК

У вас в доме есть какие-нибудь редкости? Старин­ные монеты? Картины знаменитых художников? Ка­кие-нибудь диковинные раковины или оленьи рога? Когда в доме много таких редкостей, гости говорят: «Ну, у вас просто музей!»

А в настоящем музее ты бывал? Даже в самых маленьких городках есть краеведческие музеи. Там можно узнать много интересного о своем родном крае. Работают в музеях ученые,

экскурсоводы, реставра­торы. Ученые готовят выставки редких вещей. Му­зейные вещи называют экспонатами. Рядом с каж­дым экспонатом помещают небольшой рассказ о нем. Экскурсоводы водят посетителей музея по залам, рас­сказывают про экспонаты и показывают их указкой. Трогать руками вещи в музеях нельзя. Реставрато­ров посетители музея не видят. Они работают в ти­хих мастерских и приводят в порядок музейные ди­ковинки. Многие из них находят в земле. Приходится их осторожно очищать от пыли и грязи мягкими кисточками.

(Изобразительный ряд: разные экспонаты, экскур­совод, дежурный, реставратор.)

День пограничника

ПОГРАНИЧНИК

Пограничник — военная профессия. У каждой страны на Земле есть своя граница. На карте грани­цу страны рисуют ярким цветом. На самом деле ее отмечают пограничными столбами. Это только в сказках герои переносятся из страны в страну на ковре- самолете или Коньке-Горбунке и у пограничников разрешения не спрашивают. В наши дни из одной страны в другую можно попасть только через специ­альные пограничные пункты. Тех, кто пытается тай­ком перейти границу страны, пограничники задер­живают. Потом таких людей очень строго наказыва­ют. Иногда нарушители границы бывают очень хит­рыми и даже опасными. Но пограничники все равно их ловят: помогают им в этом собаки-следопыты и военная техника.

(Изобразительный ряд: пограничник в форме, соба­ка, ружье, маскировочный халат.)

День химика

ХИМИК

Химики, как настоящие волшебники, умеют пре­вращать одни вещества в другие. Но это вовсе не сказ­ка. Химики все делают по науке — без волшебной па­лочки и волшебных заклинаний. На огромных хими­ческих заводах изготавливают соду и кислоту, мыло и краски, стиральные порошки, удобрения и химичес­кие волокна. Очень жаль, но в воздухе и воде около химических заводов часто оказываются вещества, вред­ные для природы.

Природа — это лес, поле, море, река, звезды, солн­це, ветер, цветы, пчелы, — словом, все то, что не сде­лано трудом человека. Все это нужно беречь! Когда- то сам человек был частью природы: питался тем, что добывал из природы, жил в пещерах. Но потом люди научились делать разные инструменты — такие пред­меты, которых раньше в природе не было. С помо­щью инструментов человек построил множество до­мов, дорог, плотин, различных машин и механизмов. В наше время этих искусственных вещей и предме­тов стало уже так же много, как и всех живых су­ществ на свете, вместе взятых.

Пока человек не очень много делал искусствен­ных веществ, в природе не было лишнего мусора. В дикой природе так устроено, что все, что когда-то появилось на свет, вскоре распадается на мельчай­шие частички, из которых могут быть построены новые живые существа. И так без конца! Другое дело — человек: плоды его трудов, отслужив свой срок, превращаются в грязь и мусор, засоряют свал­ки и водоемы. Уже, похоже, не найти на Земле мес­та без грязи и мусора! Если бы люди жили в дружбе с природой, лучше знали законы природы и умели создавать новые вещи, не загрязняя все вокруг себя отходами, — жизнь на Земле стала бы гораздо счас­тливее.

О людях, которые трудятся специально для того, чтобы сохранить природу Земли, ты прочтешь на сле­дующей странице.

(Изобразительный ряд: 1. Что производят химики и химические приборы. 2. Природа с дымом и свалкой и без них.)

Международный день семьи

Семья — вот тебе и раз: у нас ведь книжка о про­фессиях?! Не спеши удивляться, лучше подумай. …Подумай, например, о том, почему люди очень часто выбирают такие же профессии, как и другие члены семьи? Вспомни, мы и в этой книжке много раз упо­минали о том, как важно любить свою профессию. Взрослые люди хорошо знают и другое: если что-то полюбишь с детства — это на всю жизнь!

В старину почти все профессии передавались по на­следству. Отец-кузнец учил сыновей кузнечному делу, оружейник — оружейному. Врач учил своих детей мастерству лечебному, камнерез — своему делу. Учи­ли родители детей мастерству и в то же время переда­вали им любовь к своему делу.

Сейчас профессий стало очень много. Сейчас по­чти во всех семьях даже близкие родственники за­нимаются разным трудом. Представь себе, что папа — металлург,

мама —
врач,
бабушка —
учительница
на пенсии, дедушка — отставной
танкист.
Дочка в этой семье хочет стать
композитором,
а сын —
ве­теринаром.
Как им всем порадоваться вместе люби­мой работе?

Подскажу тебе один совсем простой рецепт! Есть такая важная и хорошая работа — домашняя работа

Особого праздника у этой работы нет, не дают за нее призов и медалей. Но если все члены семьи любят до­машнюю работу, то живет такая семья в чистоте и уюте. А главное — все добры друг к другу! (Хуже нет, когда члены одной семьи отлынивают от домашней работы или делают ее как попало.)

Дедушка-танкист покупает продукты для всей се­мьи. Бабушка-учительница для всех стряпает. Мама- врач следит за чистотой и здоровьем домочадцев. Папа- металлург отвечает за то, чтобы вся домашняя техни­ка была исправна и работала без перебоев. А дети — помогают взрослым и учатся делать любую работу умело и от души!

В этом месяце празднуют Всемирный день охраны окружающей среды, День работников легкой промыш­ленности, День медицинского работника, День изобре­тателя и рационализатора.

День рыбака.

РЫБАК

Рыбу, которую мама приготовила тебе на ужин, поймали в реке или в море рыбаки. В реке можно рыбу удочкой ловить. Многим детям такое занятие очень нравится. В море рыбу поймать не так просто, как в реке. Море глубокое. Рыбы там видимо-невидимо. И ловят ее большими сетями (их называют тралами). Спускают эти сети в воду с корабля, кото­рый называется траулером. Прежде чем сети в воду спустить, рыбаки выслеживают стаю рыбы. Помога­ют им в этом специальные приборы — эхолоты. Как устроены эти приборы, ты узнаешь, когда подрас­тешь. А пока знай, что рыбу к твоему столу передава­ли друг другу по цепочке добрые руки тружеников разных профессий. Рыбаки — шоферам, шоферы — продавцам.

Так что ешь и не капризничай.
Врачи
говорят, что в рыбе мн

Беседа «Все профессии важны»

Елена Спирина

Беседа «Все профессии важны»

Беседа «Все профессии важны»

подготовительная группа

Цель и задачи: Расширять и обогащать знания и представления детей о профессиях, о труде. Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий. закрепить умение аргументировать свои ответы; развивать логическое мышление.

Предварительная работа: разгадывание загадок о профессиях; чтение художественной литературы «Кем быть?» И. Карпова (серия книг о профессиях); «Чем пахнут ремесла?» Д. Родари; игра на внимание «Кто больше назовет профессий».

Ход беседы:

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы поговорим о разных профессиях. О том, что должны знать и уметь настоящие профессионалы.

1. Ребята, скажите, куда спешат каждый день ваши родители? (на работу)

2. Для чего люди ходят на работу? (зарабатывать деньги.)

Воспитатель: Давайте представим себе время, когда люди жили в лесу, в пещерах. У них еще не было современных домов, современной одежды.

3. Чем они занимались? (Да, мужчины ходили на охоту, приносили добычу. Женщины готовили еду из того, что добывали мужчины, выделывали шкуры животных, чтобы потом сшить из них одежду.)

4. Какие профессии людей зародились в те очень древние времена? (Охотник, повар, портной.)

Воспитатель: Но вот люди научились делать из глины посуду, из дерева строить для себя более удобные жилища.

5. Какие новые профессии появились? (Гончары, строители.)

Воспитатель: Давайте подготовим рабочее место для строителя и повара. На столе лежат разные предметы, нужно из них выбрать только те, которые понадобятся для работы повару и строителю.

Воспитатель: Человеку всегда хотелось жить лучше. Ему надо было преодолевать большие расстояния, и он придумал транспорт.

6. Какие профессии появились? (Водитель, механик, конструктор.)

Воспитатель: Люди все разные, и каждый старался выбрать себе профессию, которая ему нравится.

7. Подумайте. Какие профессии существуют с очень давних времен? (строитель, повар, портной врач.)

8. Какие профессии появились, когда стала развиваться техника, электричество? (Водитель, летчик, рабочие, которые работают на станках и делают различные детали, механики, слесари.)

9. Есть профессии людей, которые трудятся не в городе. Без их труда у нас не было бы ни хлеба, ни молока, ни сметаны и многих-многих других продуктов. (Хлебороб, животновод, овощевод, пастух.)

10. Какие профессии появились в последнее время в нашей стране? (Компьютерщик, программист, банкир, бизнесмен.)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы вспомнили много интересных профессий. Невозможно определить самую важную и нужную из них. Все они необходимы и полезны. Главное, чтобы человек той или иной профессии любил свое дело и добросовестно выполнял свои обязанности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]