Картотека дидактических игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста

Оксана Николаевна Полежаева

Картотека дидактических игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста

Карточка №1

«Что в корзинку мы берем»

.

Дидактическая задача: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.

Научить различать плоды по месту их выращивания.

Сформировать представление о роли людей сохранения природы.

Материалы: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.

Ход игры. У одних детей — картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок.

Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т. д.

Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов.Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т. д.)

. Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

Карточка №2

«Вершки – корешки»

.

Дид.задача: учить детей составлять целое из частей.

Материалы: два обруча, картинки овощей.

Ход игры. Вариант 1.Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.

Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки,и корешки: лук, петрушка и т. д.

Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей.Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал «Раз, два, три – свою пару найди!»

, нужно найти свою пару.

Карточка№3

Игра с мячом «Воздух, земля, вода»

.

Дид.задача: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Материалы: мяч.

Ход игры: Вариант№1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока»

. Ребенок должен ответить
«воздух»
и бросить мяч обратно. На слово
«дельфин»
ребенок отвечает
«вода»
, на слово
«волк»

«земля»
и т. д.

Вариант№2. Воспитатель называет слово «воздух»

ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово
«земля»
— животное, обитающие на земле; на слово
«вода»
— обитателя рек, морей, озер и океанов.

Карточка №4

«Угадай, что в мешочке?»

.

Дид.задача: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.

Материалы:овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и др.

Ход игры: вы знаете игру «Чудесный мешочек»

, играть мы будем сегодня по иному. Кому я предложу достать из мешочка предмет, ни будет его сразу вытаскивать, а ощупав, сначала назовет его характерные признаки.

Карточка №5

«Природа и человек»

Дид.задача: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.

Материалы: мяч.

Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»

? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»

? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

Карточка№6

«Выбери нужное»

.

Дид.задача: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.

Материалы: предметные картинки.

Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.

Например: «зеленый»

— это могут быть
картинки листочка, огурца, капусты кузнечика.Или: «влажный»
— вода, роса, облако, туман, иней и т. д.

Карточка№7

«Где снежинки?»

Дид.задача: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.

Материалы: карточкис изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

Сбережем природу

Цель дидактической игры по экологии – сформировать у дошкольников понимание, почему важно любить и оберегать природу. Для урока необходимо подготовить карточки с изображением объектов неживой и живой природы.

Разложив карточки на столе, нужно убрать одну. А воспитанники должны рассказать, что произойдет с остальными природными объектами, если исчезнет убранный объект. Что произойдет на планете, если исчезнут «деревья», «солнце», «насекомые» и прочее (убирать карточки одну за другой).

В завершение игры воспитатель должен объяснить детям, что объекты природы взаимосвязаны, не могут существовать друг без друга. Поэтому их всех нужно беречь.

Мастер — класс для воспитателей » Экологические игры для дошкольников»

Мастер-класс «Экологические игры для дошкольников»

Цель

: дать участникам мастер-класса представления о практическом использовании дидактических игр по экологии.

Задачи

:

-создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса

в данной области с целью развития их творческого потенциала;

-распространение педагогического опыта.

Практическая значимость:

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экологическое воспитание. Педагог, использующий дидактические пособия и игры в своей работе, найдет для себя что-то новое.

Оборудование:

дидактические пособия и игры по экологии, магнитная доска.

План:

1. Вступительное слово:

Актуальность темы.

2.Ознакомление участников мастер-класса с основными методами и приемами по использованию дидактических игр экологического содержания.

3Разминка.

4.Физкультминутка.

5.Практическое занятие с участниками мастер-класса по использованию

6.Рефлексия .

7.Итог.

1.Вступительное слово:

Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами. Сегодня мы поговорим с вами об экологии и дидактических играх.

Я начну свой мастер-класс со следующего эпиграфа:

Мир, окружающий ребенка- это, прежде всего

мир природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,

вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника.

Дидактические игры способствуют накоплению чувственного опыта, творческому осваиванию приобретенных знаний. В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о явлениях природы, растениях и животных, развивают свои умственные способности. Дидактические игры по праву считаются одним из эффективнейших средств обучения. Включая дидактические игры в педагогический процесс, воспитатель отбирает те из них, которые соответствуют возрастным особенностям и возможностям детей.

. Практика моей работы показала, что чем интересней игровые действия, которые я использую на занятиях, тем незаметнее и эффективнее закрепляются полученные знания.

2.Ознакомление участников мастер-класса с основными методами и приемами по использованию
дидактических игр экологического содержания.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев. Способность «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Научиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте. Развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

Дидактические игры — наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Именно в процессе дидактической игры у ребенка активно происходит психическое развитие: развивается воля, внимание, мышление, речь.

Дидактическая игра имеет две цели.

Одна- обучающая, которую преследует взрослый, а другая- игровая, ради которой действует ребенок.

Однако надо иметь в виду, что далеко не всякая игра является экологической по своим целям и содержанию. Вот ряд требований, в соответствии с которыми может осуществляться отбор игр для экологического образования дошкольников.

— Игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе.

— Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых знаний.

— Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.

— Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.

— Предпочтение отдаётся тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребёнка.

— Для того чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребёнок будет опираться, какой новый шаг произойдёт в его развитии.

Остановимся на некоторых из них.

Предметные игры.

Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т.д.). Их рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных игр можно привести – «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки, «С чьей ветки детки» и т.д. Предметные игры можно использовать во всех возрастных группах, как в коллективных занятиях, так и индивидуальных, усложняя содержание игры в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Настольно – печатные игры.

К ним относятся: лото, домино, разрезные картинки («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты» «Грибы» и пр.) Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективны они и при организации индивидуальной коррекционной работы.

Словесные игры.

Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания. Памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовать как в помещении, так и на прогулке.

3.Шуточная игра «доскажи».

Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете:

1. Знает девочка любая, что морковка …. (голубая, оранжевая).

2. Белым снегом все одето, значит, наступает …. (лето, зима).

3. Ночью каждое оконце слабо освещает …. (солнце, луна).

4. Облетели листья с клена, стал он к осени …. (зеленый, голый).

5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось …. (два, три).

6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно …. (четыре, пять).

7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. (баран, дятел).

8. На заборе поутру, кукарекал …. (кенгуру, петух).

9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …. (петух, филин).

10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает …. (корова, обезьяна).

11. На болоте во весь дух, громко квакает …. (петух, лягушка).

12. Слышала вся улица, как мычала …. (курица, корова).

4. Игра с перфокартами

Сегодня я хотела бы познакомить вас с играми с перфокартами – Вот уже в течение нескольких лет я использую в своей работе специальные карточки – «перфокарты».

Перфокарта – многофункциональное пособие, но сегодня я представляю вашему вниманию «Перфокарты по экологии».

Цель пособия: закрепление и уточнение знаний о живой природе, формирование навыков экологически безопасного.

Перфокарты разделены на несколько разделов: экологические знаки, птицы, животные, времена года.

Перфокарты легки в изготовлении и применении, понятны и доступны детскому мышлению. Дети работают с перфокартами с удовольствием. Они воспринимают работу с ними как игру. Использование перфокарт удобно для закрепления пройденного материала. Очень эффективны перфокарты для проверки знаний детей при диагностировании, так как позволяют оперативно проверять и отслеживать качество усвоения материала.

На листе плотной бумаги, рисуем или приклеиваем объекты, соответствующие определённой теме. Объекты располагаются по краям листа, сверху, снизу, на полоске. В карточках делаются прорези в виде квадратов или полосок. На занятии каждый ребёнок получает перфокарту, чистый лист или полоску, карандаши и фломастеры. Чистый лист подкладывается под перфокарту. Выполняя задание, ребёнок в прорези рисует значок, проводит линии, пишет буквы или цифры. Задания выполняются индивидуально, перфокарты используются многократно. Возможны и другие варианты. Воспитатель специально подкладывает неправильно выполненные задания, а ребёнок ищет ошибки. Воспитатель дополнительно задаёт вопросы по рисункам, составляет с детьми рассказы и т.д.

Использование перфокарт на занятиях позволяет:

— активизировать мыслительную деятельность детей, память, внимание;

— закрепить названия предметов, явлений, событий окружающей действительности; расширять словарь детей;

— развивать самостоятельность, инициативность, сообразительность детей;

— повышать познавательный интерес детей;

— развивать мелку моторику рук.

5.
Физкультминутка.
6. Давайте рассмотрим использование такого пособия на примере:

Игра «Перелетные и зимующие птицы»

Перед Вами на столах пустая карта и набор маленьких картинок.

Дети уже знают, что располагать картинки на карте нужно слева – направо и сверху вниз.

Итак, отгадайте загадку, и отгадку расположите на карточке в верхнем левом квадрате

По весне то там, то тут Песню весело поют: «Ах, качи, качи, качи, Прилетели к нам …(грачи)

Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица)

Эта хищница болтлива, Воровата, суетлива, Стрекотунья белобока, А зовут её … (Сорока)

В лесу, под щебет, Звон и свист, Стучит лесной телеграфист: «Здорово, дрозд, приятель!» И ставит подпись … (Дятел)

По весне то там, то тут Песню весело поют: «Ах, качи, качи, качи, Прилетели к нам …(грачи)

Важно по земле шагает, Клювом почву протыкает, Вредных — съест, он молодец! А зовут его(скворец)

Ноги – длинны, длинен нос, Что он на обед принёс? Змей, улиток, лягушат Для любимых …(аистят)

А теперь подложите под перфокарту чистую полоску бумаги и возьмите цветные карандаши. Раскрасьте квадратик рядом с зимующими птицами синим цветом, а рядом с перелетными – зеленым.

Теперь поднимите лист с цветными квадратиками, так, чтобы мне было видно, как вы справились с заданием.

Задания могут быть различными, например обозначить только водоплавающих птиц, птиц живущих на Севере.

Примеры игр: Игра «Времена года» Игра «Животные» Игра «Что опасно для природы». Игра «Чьи следы»

7. Итог

дидактические игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы. Понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

8.Рефлексия

На столах лежат карточки: красная, зелёная, жёлтая.

Если Вам было всё понятно и интересно – поднимите зелёную карточку.

Если понятно, но не очень интересно – жёлтую карточку.

Если не понятно и не интересно – красную карточку.

Спасибо за внимание!

Составь цепочку

Экологическая игра уточняет и закрепляет знания о природных объектах. Для ее проведения требуются карточки, изображающие объекты неживой и живой природы.

Ребенок должен описать то, что изображено на карточке. Например, «бабочка» – насекомое, яркое, с красивыми крыльями, летает летом, питается нектаром, гусеница превращается в куколку.

Для каждой ветки свои детки

Цель дидактической игры – закрепить знания о плодовых деревьях и ягодных кустарниках, научить детей определять вид растения по плодам и листьям. Для игры требуются картинки с садовыми деревьями и кустарниками, а также отдельно картинки с плодами и ягодами.

Дети отгадывают деревья и кустарники. К каждому растению подбирают соответствующий фрукт или ягоду.

Дидактические игры по экологическому воспитанию в подготовительной группе

Марина Гурциева

Дидактические игры по экологическому воспитанию в подготовительной группе

Дидактические игры по экологическому воспитанию в подготовительной группе

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Экологическая игра «Польза- вред»

Цель: дать понять детям, что в природе нет ни полезных ни вредных, одни только необходимые.

1 этап

Первый вариант: «Польза –вред»

.

(тема

: живая природа) .

Дети должны встать в круг. Воспитатель задает вопрос: «Какая польза от пчелы?»

, дети должны по очереди ответить на вопрос, не повторяя ответы товарищей.Затем задание меняется:
«Какой вред от пчелы?»
Второй вариант: «Нравится – не нравится»

.

(тема

: не живая природа) .

Принцип организации см. вариант 1.

Третий вариант: «Хорошо – плохо»

.

(тема

:времена года и 4 стихии: вода, воздух, земля и огонь). Принцип тот же.

2 этап

Воспитатель задает вопрос: «Что случилось бы, если бы все плохие качества природных объектов исчезли, и все окружающее стало бы хорошим?» (волк стал хорошим — перестал есть зайцев, зайцев бы развелось столько, что они погрызли бы всю кору на деревьях, деревьев стало бы меньше и многим птицам негде было бы жить) .

Выясняется, что если от всего будет только польза и никакого вреда, то жизнь на планете резко изменится и даже может погибнуть.

В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что нет вредных существ, нет полезных, в природе нет ничего лишнего, всё необходимое.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Экологическая игра «Совы и вороны»

Цель: проверить и закрепить представления детей об окружающем мире.

Дети должны разделиться на две команды: «Совы»

и
«Вороны»
. Те и другие становятся в шеренгу друг напротив друга на расстоянии 3 метра, за их спинами их дома, также на расстоянии 3 метра.

Воспитатель дает задание:

«Совы»

любят правду,
«Вороны»
— ложь, поэтому, если я говорю правду,
«Совы»
должны ловить
«Ворон»
.
«Вороны»
убегают в свои дома и наоборот.

Затем воспитательпроизносит фразы природоведческого содержания:

-медведи любят есть тигров

-у березы весной бывают сережки

-слоны не умеют плавать

-дельфин – это животное, а не рыба

Дети должны осознать правильность или неправильность фразы, основываясь на своих знаниях по этой теме и сами отреагировать своим поведением (убегать или догонять)

на эту фразу. Целесообразно после каждого раза спрашивать детей о том, почему они так или иначе поступили, а после 2-3 фраз поменять игроков местами.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Экологическая игра «Какие все мы разные»

Цель: показать многообразие природного мира, его неповторимость, выделить хорошие качества любого природного объекта.

Воспитатель дает задание:

Встаньте налево те, кто больше любит море, направо – те, кто больше любит речку, а посередине пусть останутся те, кому нравится и то, и другое.

Затем детям дают вопросы:

Почему тебе нравится море?

Почему ты любишь речку?

Почему ты остался посредине?

Варианты заданий: зима – лето,

ромашка – колокольчик, дождь – снег.

В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что и то и другое хорошо, надо лишь замечать это хорошее в природе в результате проведения таких игр детям становится трудно выбирать то, что лучше и они остаются посередине. Однако, это не является целью игры.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Экологическая игра «Найди свое дерево»

Цель: обеспечить возможность познавать окружающую среду, использовать опыт прямого общения с ней (проводится в природе)

.

Воспитатель завязывает одному ребёнку глаза, несколько раз вращает вокруг себя и ведет к какому-нибудь дереву. Ребенок должен изучить это дерево, ощупав его.

Во время изучения воспитатель задаёт наводящие вопросы:

Оно гладкое или нет?

Есть ли на нём листья?

Высоко ли от земли начинаются ветки?

Затем воспитатель отводит ребёнка от дерева, запутывает следы, развязывает глаза и предлагает угадать «своё»

дерево, используя опыт, полученный во время ощупывания дерева.

В дальнейшем можно предлагать детям игры попарно.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Экологическая игра «Времена года»

Цель: развивать логическое мышление и обогащать кругозор детей понятием о сезонных изменениях в природе.

Воспитатель называет какой-либо предмет живого мира (живого или растительного)

и предлагает детям представить и рассказать, где и в каком виде этот предмет можно увидеть летом, зимой, осенью, весной.

Например: ГРИБЫ.

Летом – свежие в лесу, по краям дороги, на лугу, а также консервированные в банках, сушеные, если остались с прошлого года или приготовленные уже в этом году.

Осенью – то же самое.

Зимой – только консервированные или сушеные, но могут быть и свежие, только если их выращивают в специально отведенном месте.

Весной — см. зиму, но добавлять грибы, которые растут весной (сморчки)

.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Экологическая игра «Что изменилось»

Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.

Игровое действие. Поиск похожего предмета.

Правило. Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.

Оборудование. Одинаковые растения (по 3—4)

расставлены на двух столах.

Ход игры. Воспитатель показывает какое-нибудь растение на одном из столов, описывает его характерные признаки, а затем предлагает ребенку найти такое же на другом столе. (Можно попросить детей найти такие же растения в групповой комнате.)

Игру повторяют с каждым из растений, находящихся на столах.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Экологическая игра «Найди, о чем расскажу»

Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.

Игровое действие. Угадывание растения по опи санию признаков.

Правило. Называть узнанные овощи или фрукты можно только по просьбе воспитателя.

Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны

всем детям отличи тельны е признаки предметов.

Ход игры. Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть

называет форму

овощей и фруктов, их окраску и вкус.Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а

по том назови то, о чем я рассказала». Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает

другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети

не угадают предмет по описанию.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Экологическая игра «Найди такой же»

Дидактическая задача. Найти предметы по сходству. Игровое действие. Дети находят изменения в расположении предметов.

Правило. Смотреть на то, как воспитатель меняет растения местами, нельзя.

Оборудование. На двух столах ставят 3—4 одинаковых растения в определенной последовательности, например фикус, цветущая герань, аспарагус, душистая герань.

Ход игры. Воспитатель просит детей хорошо рас смотреть, как стоят растения, и закрыть глаза. В это время он меняет местами растения на одном столе. А за тем просит детей переставить горшочки так, как они стоя-ли прежде, сравнвая их расположение с порядком растений на другом столе. После некоторых повторений можно провести игру с одним набором растений (без зрительного контроля)

.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Экологическая игра «Угадай растение по описанию»

Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам. Игровое действие. Поиск

предмета по загадке-описанию.

Правило. Показывать растение можно только после рассказа воспитателя по его просьбе.

Оборудование. Для первых игр отбирают не сколько комнатных растений (2—3)

с заметными

отличительными признаками. Их расставляют на столе так, чтобы всем детям было хорошо видно каждое растение

Ход игры. Воспитатель начинает подробно рассказывать об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что

оно похоже «на дерево»

, на
«травку»
, затем просит сказать, есть ли у растения стебель. Педагог обращает внимание

детей на форму листьев (круглые, овальной формы — как огурчик, узкие, длинные, окраску цветов (основные цвета,

их количество на цветоножке Первое описание дается в медленном темпе, так, чтобы дети смогли увидеть и

рассмотреть все то, о чем говорит воспитатель. Закончив описание,педагог спрашивает: «О каком растении я вам

рассказала?» Дети показывают растение и, если могут, называют его. Можно предложить ребятам найти в групповой

ком нате все растения, похожие на описанное.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Экологическая игра «Найди растение по названию»

Первый вариант.

Дидактическая задача. Найти растение по слову-названию.

Игровые действия. Поиски названного рас тения.

Правило. Смотреть, куда прячут растение, нельзя.

Ход игры. Воспитатель называет комнатное расте ние, стоящее в групповой комнате, а дети должны найти его. Сначала

педагог дает задание всем детям: «Кто быстрее найдет у нас в групповой комнате растение, которое я назову?» Затем

просит некоторых детей вы полнить задание. Если детям трудно будет найти на званное растение на большой площади

комнаты среди многих других, игру можно провести по аналогии с пре дыдущими, то есть отобранные растения

поставить на стол. Тогда поиск растения в комнате станет усложнен ным вариантом игры.

Второй вариант.

Можно провести игру с использованием игрушки, которую воспитатель или кто-нибудь из детей спрячет (см. игру «Где

спряталась матрешка?», но вместо опи сания комнатного растения, возле которого спрятана игрушка, можно дать

только его название.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Экологическая игра «Чего не стало!»

Дидактическая задача. Назвать растение по памяти (без зрительного контроля)

. Игровое действие. Отгадать, какого растения не стало. Правило. Смотреть, какое растение убирают, нельзя. Оборудование. На стол ставят 2—3 хорошо знакомых детям по прежним играм растения.

Ход игры. Воспитатель предлагает малышам по смотреть, какие растения стоят на столе, а потом закрыть глаза. В это время педагог одно растение убирает. Когда дети откроют глаза,педагог спрашивает: «Какого растения не стало?»

Если получен правильный ответ, растение ставят на место, и игра повторяется с другим предметом. Примечание. Приведенные выше
игры рекомендуются для детей 3—4 лет.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Экологическая игра «Опишите, я отгадаю»

Дидактическая задача. Найти растение по описанию взрослого.

Игровое действие. Угадывание растений по загадке-описанию.

Правило. Сначала надо найти растение, о котором расскажут, а потом назвать его.

Ход игры. Воспитатель описывает одно из растений, находящихся в групповой комнате. Дети должны найти его

по описанию, а если оно им знакомо, то назвать. Те растения, названия которых дети еще не знают, вос-

питатель называет сам.

При описании следует использовать общепринятые термины: «форма листа»

,
«окраска цветов»
и т. д. Это

поможет детям выделить отличительные и общие при знаки растения.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Экологическая игра «Найди, о чем расскажу»

Дидактическая задача. Описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы взрослого.

Игровое действие. Составление «загадки»

для взрослого. Правила. Называть загадываемое растения нельзя. Отвечать на вопросы правильно.

Ход игры. Педагог сидит лицом к детям, спиной к комнатным растениям, стоящим на столе. Одного ребенка воспитатель просит выбрать и показать детям растение, которое он затем должен будет узнать по описанию ребят. Педагог задает им вопросы о наличии стебля, форме и окраске листьев (называет оттенки зеленого цвета, о поверхности листа (гладкий, негладкий, о том, есть ли цветы, сколько их на ветке, какой они окраски.Например: «На что похоже — на дерево или травку? Ствол толстый, прямой? Листья большие, как огурец? Темно-зеленые, блестящие?» Узнав растение, воспитатель называет и показывает его. Игру можно повторить.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Экологическая игра «Загадай, мы отгадаем»

Первый вариант.

Дидактическая задача. Описать предметы и найти по описанию.

Оборудование. На стол ставят 3—4 растения.

Игровое действие. Загадывание и отгадывание загадок о растениях.

Правило. Описывать растение нужно, не называя его.

Ход игры. Один ребенок выходит за дверь. Он — водящий. Дети договариваются, о каком растении и что будут

говорить. Водящий возвращается, и дети описывают ему задуманное. Внимательно прослушав рассказ,

водящий должен назвать и показать растение.

Второй вариант.

Воспитатель предлагает одному из детей описать какое-нибудь растение, стоящее на столе. Остальные должны узнать растение по рассказу и назвать его.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Экологическая игра «Продайте то, что назову»

Дидактическая задача. Найти предмет по названию.

Игровые действия. Выполнение ролей покупателя и продавца.

Правила. Покупатель должен назвать растение, но не показывать его. Продавец находит растение по на званию.

Оборудование. Подобрать комнатные растения, полевые и садовые цветы. Разложить и расставить их на столе.

Ход игры. Один ребенок — продавец, остальные — покупатели. Покупатели называют растения, которые хо тят купить, продавец находит их и выдает покупку. В случае затруднения покупатель может назвать признаки растения.

Примечание. Последние три игры рекомендуются для детей средней группы.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Экологическая игра «Найди листок, какой покажу»

Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.

Игровое действие. Бег детей с определенными листочками.

Правило. Бежать («лететь»

) по команде можно только тем, у кого в руках такой же ли сток, какой показал

воспитатель.

Ход игры. Во время прогулки воспитатель показывает детям какой-либо лист и предлагает найти такой же.

Отобранные листья сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Воспитатель оставля-

ет каждому по листу с разных деревьев (клен, дуб, ясень и др.)

. Затем педагог поднимает, напри мер,

кленовый листок и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они по летели». Дети, в

руках у которых листья клена, кружатся, а по команде воспитателя останавливаются.

Игра повторяется с разными листьями.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Экологическая игра «Найди в букете такой же листок»

Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.

Игровое действие. По иск похожего предмета.

Правило. Листок подни мать после того, как назовет и покажет его воспитатель.

Оборудование. Подо брать одинаковые букеты из 3—4 разных листьев. Игра прово дится на прогулке.

Ход игры. Воспитатель раздает детям букеты, та кой же оставляет себе. Затем показывает им какой-нибудь

лист, например кленовый,и предлагает: «Раз, два, три — такой лист покажи!»

Дети поднимают руку с кле

новым листом.

Игру повторяют несколько раз с остальными листика ми букета.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Экологическая игра «Такой листок, лети ко мне!»

Дидактическая задача. Найти предметы по сходству. Игровое действие. Подбежать к воспитателю по его сигналу. Правило. Бежать к воспитателю можно только по сигналу и только с таким же, как у педагога, листком в руке. Оборудование. Подобрать резко отличающиеся по форме листья клена, дуба, рябины (или других, рас- пространенных в данной местности деревьев)

.

Ход игры. Воспитатель поднимает, например,лист рябины и говорит: «У кого такой же листок — ко мне!»

Дети рассматривают полученные от
воспитателя листики, у кого в руках такие же, бегут к воспитателю. Если ребенок ошибся, воспитатель дает ему свой лист для сравнения.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Экологическая игра «Найди листок»

Дидактическая задача. Найти часть по целому.

Игровые действия. Поиски предмета.

Правило. Искать лист на земле можно после слов воспитателя.

Ход игры. Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть листья на невысоком дереве. «А теперь по пробуйте найти такие же на земле,— говорит педагог. — Раз, два, три — ищи! Кто нашел, быстрее ко мне». Дети с листьями бегут к воспитателю.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Экологическая игра «Найди, о чем расскажу»

Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.

Игровое действие. Поиск предмета по описанию.

Правило. Бежать к узнанному дереву можно только по сигналу воспитателя.

Ход игры. Игра проводится на воздухе. Воспитатель описывает дерево (величину и окраску ствола, форму

листьев, называет и описывает семена и плоды. Затем он просит детей угадать, что это за дерево. Тот, кто

узнал, должен подбежать после слов воспитателя: «Раз, два, три — беги!»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Экологическая игра «Найди свой дом»

Дидактическая задача. Найти целый предмет по части.

Игровое действие. Поиск «домика»

по определенному признаку.

Правило. Бежать к своему «домику»

можно только по сигналу. Лист в руке и листья на дереве должны быть одинаковыми.

Ход игры. В парке или в лесу детям раздают листья разных деревьев. Все дети — «зайчики»

. Чтобы зайчата не потерялись,
«мама-зайчиха»
дает им листья от веток, из которых сделан их дом. Все прыгают, бегают по поля не, а по сигналу.
«Все домой, волк близко!»
— бегут к себе в домик — под определенное дерево. Игру можно продолжить, если дети будут меняться листьями —
«переезжать в новый дом»
. С детьми среднего возраста подобным образом можно провести игру с плодами и семенами деревьев.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Экологическая игра «Кто быстрее найдет березу, ель, дуб»

Дидактическая задача. Найти дерево по на званию.

Игровое действие. Бег к названному дереву (соревнование «Кто быстрее найдет дерево»

).

Правило. Бежать к названному дереву можно толь ко по команде «Беги!»

.

Ход игры. Воспитатель называет хорошо знакомое детям дерево, имеющее яркие отличительные признаки, и

просит найти его,например: «Кто быстрее найдет березу? Раз, два, три — к березе беги!»

Дети должны найти

дерево и подбежать к любой березе, растущей на участке, где проводится игра.

Узнай птицу

С помощью дидактической игры дошкольники уточняют знания о перелетных и остающихся на зимовку птицах. Требуются карточки с изображенными узнаваемыми силуэтами птиц. Воспитанники отгадывают птиц, рассказывают, остаются те зимовать, или оправляются в южные края.

Занятие развивает зрительную способность различать живых существ по силуэту.

Человек и природа

Экологическая игра формирует и закрепляет понимание, что в окружающем мире создано человеческими руками, а что дает природа.

Занятие по экологии проходит в форме беседы. Воспитатель бросает мяч ребенку, спрашивает: «Что создал человек?» и «Что создала природа?». Ребенок отвечает. Ответами на первый вопрос могут быть «дома», «дороги», «. На второй – «нефть», «древесина», «торф», «уголь», «соль».

Использование настольных экологических игр в экологическом образовании

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАСТОЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИГР

В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Л.Г. Кошкарёва,

ст. методист ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей»

Печатные настольные игры стали модным увлечением молодежи, однако среди огромного количества разных по тематике и стратегии игр, экологические игры большая редкость. В России приоритет в разработке игровых учебно-методических, имитационных и деловых экологических игр принадлежит Дмитрию Николаевичу Кавтарадзе, д.б.н., профессору, заведующему лабораторией управленческого моделирования в МГУ (1, 2). Так, педагогами дополнительного образования активно используется комплект образовательных имитационных игр «Зелёный рюкзак» (обучение принятию решений в области охраны окружающей среды), в который вошло 18 игр и образовательных материалов: «Экологический балансир», «Экологический конструктор», «Остров», «Развитие без разрушения», «Коробочные игры» и др. Популярным изданием последнего времени стала настольная деловая экологическая игра «Ecologic» авторы — Марат Сабиров и Алексей Колмаков – вышла в издании «Зелёная книга» в сентябре 2013 года (https://zelenayakniga.ru/ru/ecologic). Байкальский заповедник также выпустил настольную игру «Тропа у Байкала. Путешествие в медвежий угол», 2015 (3). Игра –путешествие, красочная, с приключениями, особенно нравится школьникам начального звена.

Считая использование настольных экологических игр в экологическом образовательном процессе продуктивным направлением, мы также приступили к их разработке. За два года разработаны две настольные экологические игры «Жизнь без отходов», (2014) и «Путешествие вокруг Байкала», (2015), чуть ранее издано игровое пособие для учителя «Экослед товара», 2012 (2014 г. – 2 ой тираж).

Первым опытом в разработке игровых дидактических материалов было игровое пособие для учителя «Экослед товара» (4). Это пособие, разработанное на основе идей английского пособия, не имеет аналогов в России. В комплект игрового пособия «Экослед товара» входит около 600 карточек, брошюра, СD диск c дополнительными материалами. В процессе занятий раскрываются понятия, лежащие в основе концепции устойчивого развития. Это и экологический след, и альтернативная энергетика, и жизненный цикл товара, и циклическая экономика и многое другое.

На примере одного маленького, но очень популярного товара — шоколадного яйца — исследуется его жизненный цикл от «колыбели до могилы». После того, как участники самостоятельно разложат карточки, показывающие этапы добычи исходного сырья, производство отдельных компонентов, их транспортировку, у них возникает зрительное представление «экологического груза» шоколадного яйца. В последующей беседе, сопровождаемой красочной презентацией, участники занятий вместе с преподавателем уточняют отдельные аспекты производства и транспортировки данного товара, а затем думают о путях снижения «экологического следа» товара.

Преподаватели Тулунского филиала Братского педагогического колледжа. Фото А.Пуляева.

По игровому пособию проведено свыше 20 семинаров, занятий и мастер классов, через которые прошли обучение более 600 человек. Это были – учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования, представители администрации образовательных учреждений – директора, замдиректора, заведующие детскими садами. Кроме них прошли обучение представители общественных и коммерческих организаций, а также школьники среднего и старшего уровня. Географический охват вышел за пределы Иркутской области — Иркутск, Ангарск, Черемхово, Байкальск, Тулун, Чита, Усольский, Черемховский, Иркутский и Тулунский районы — и охватил такие муниципальные образования как Алтай, Бурятия, Красноярск, Кемерово, Москва, Санкт-Петербург, Петрозаводск, Калининград, Казань, Забайкалье, Хакасия, Брянск, Екатеринбург, Нижний Новгород. Владивосток, Мурманск, Архангельская область, пособие попало и в республики Беларусь, Украина, Молдова.

Кроме семинаров, презентация пособия «Экослед товара» проходила на областных и международных конференциях по образованию для устойчивого развития в Иркутске, Москве, Санкт-Петербурге, Устьянском районе. Проведенные семинары и встречи показали, что игровое пособие «Экослед товара» оказалось актуальным и востребованным в свете утвержденных федеральных государственных образовательных стандартов для формирования экологической культуры и нового типа мышления в соответствии с современной концепцией устойчивого развития.

По отзывам участников, пособие оказывает сильное влияние на экологическое сознание и позволяет практически формировать экологическое мышление. Оно может быть использовано во внеурочной, учебно-исследовательской, проектной, игровой, кружковой и досуговой деятельности, в летних и зимних лагерях. Использование пособия в учебном и воспитательном процессе позволяет повысить мотивацию к изменению поведения на экологически дружественное, развивает интерес к изучению взаимоотношения человека и природы, формирует дополнительные знания по экологии, географии, химии, естествознанию, помогает развитию межпредметных знаний. Работа в группе способствует формированию умений работать в команде, организовывать сотрудничество, рассуждать, обобщать, классифицировать. И, как подсказали педагоги, игровое пособие дает представление о множестве профессий, о которых можно говорить, раскладывая производственные цепочки шоколадного яйца.

С


ледующая настольная экологическая игра – «Жизнь без отходов». Идея разработки игры появилась после посещения выставки «Нужное из ненужного» в г. Черемхово, на которой были представлены великолепные работы из разных видов отходов: пластиковых бутылок, баночек, дисков, одежды, сломанных часов, обуви, одноразовой посуды и т.д. Все это творческое разнообразие вызывало вопрос: «Какое количество отходов может быть подобным образом переработано?». Еще несколько вопросов педагогам и детям, после которых становится понятным необходимость разработки доступных информационных материалов по теме отходов. Но в какую форму облечь информацию, чтобы непривлекательная на первый взгляд тема, стала интересной и полезной в обыденной жизни? Пришла идея разработать познавательную игру с простой механикой игры и вопросами по теме отходов. Поскольку хотелось непременно сформулировать вопросы по современной концепции «Ноль отходов», то и название игры пришло само собой – «Жизнь без отходов»! В ней 100 вопросов и ответов, распределенных на пять типов карточек: «Бытовые отходы», «Опасные отходы», «Утилизация отходов», «Экологическая маркировка» и «Ситуация». Игроки, передвигаясь по игровому полю должны набрать как можно больше экобонусов, правильно отвечая на вопросы карточек. Наиболее трудным игроки считают вопросы из категории «опасные отходы» и «экомаркировка». Игра рассчитана на участников 12 лет и старше, но практика показала, что в нее могут играть и дети меньшего возраста. В игре могут принимать участие от 2-х до 4-х игроков, или команд. Игра подходит для семейных игр, для проведения досуга в летних лагерях и, конечно, для использования в учебном процессе. Тираж игры разошелся в основном в Иркутской области, Бурятии, были запросы из Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Хакасии, Красноярска.

И


, наконец, региональная настольная игра «Путешествие вокруг Байкала. Познавательная игра для всех», (2015 г.) появилась в ответ на запросы участников образовательного процесса, поскольку в регионе проходят апробацию учебники по «Байкаловедению» для 5, 6, 7 классов (авторы Е.Н. Кузеванова и В.Н. Сергеева).

Главное достоинство игры в том, что вопросы и ответы в игре приведены в соответствии с последними научными данными. В сомнительных случаях были проведены неоднократные консультации с учёными. Известный учёный, доктор биологических наук, профессор Вадим Викторович Тахтеев, взял на себя труд научного редактора. Поэтому, можно смело использовать данные, приводимые на игровых карточках в образовании и просвещении.

И


гра предлагает 100 вопросов о Байкале разной сложности. Они распределены в игре на три уровня. 1-ый уровень – «Знакомство с эндемиками Байкала», игрокам предлагаются фотографии 20 эндемиков озера и описание их образа жизни. Использованы фотографии известного фотографа животных Байкала – Сергея Дидоренко. 2-й уровень – «Любознательный путешественник» — 30 карточек с более или менее простыми вопросами о Байкале. 3-й – самый сложный уровень – «Эрудит –путешественник» –здесь 50 вопросов, порой неожиданных и развернутые ответы. В игре три вида победителей: «Знаток Байкала», «Защитник Байкала» и «Быстрый турист». Кроме познавательной части в игре заложен большой потенциал формирования экологического мышления и поведения. Предлагаются фото-картинки в виде кружочков – примеры отрицательного влияния туризма на природу Байкала, игрокам нужно ответить на три вопроса: что явилось причиной явления, что будет, если ничего не предпринимать и что нужно сделать, чтобы решить эту проблему?

Ребята очень высоко оценивают предлагаемые игры, в них нравится необычность, оригинальность, экологичность, работа в команде, познавательность. Но больше всего понравилась эмоциональная оценка одного из участников «Здорово было играть – лучше, чем на дискотеке!» Специалисты также дают высокую оценку играм и пособию, подчеркивая их значительный развивающий и воспитательный потенциал, способность формировать экологическое мировоззрение, индивидуальное, личное отношение к экологическим проблемам, что способствует в свою очередь формированию основополагающих компонентов экологической культуры.

1. Имитационные модели и игры XVIII-XXI вв. Хрестоматия по интерактивным методам обучения [Электронный ресурс] / Д. Кавтарадзе, E. Leigh, Е. Лихачева и др. — Москва, 2014. — С. 395.

2. Кавтарадзе Д. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения. — Просвещение М, 2009. — С. 176.

3. «Тропа у Байкала. Путешествие в медвежий угол». Белозёрова О., Бунтовская С.Н. и др, Байкальский заповедник, 2015 г.

4. «Экослед товара», — сост.: Л.Г.Кошкарёва; ред.: Ю.Г.Жилина; дизайн и верстка: Т.В.Высоцкая. – 2-е изд., перераб. – Иркутск: изд. ИРОО «Байкальская Экологическая Волна», 2014.

Найди лишнее

Дидактическая игра по экологии закрепляет знания о насекомых, формирует понимание об их отличии от других живых существ.

Воспитатель перечисляет четырех существ, дети говорят, какое слово лишнее:

  • кролик, енот, волк, [пчела];
  • воробей, [муравей], грач, перепелка;
  • мотылек, стрекоза, [куница], шмель;
  • стрекоза, саранча, [пчела], божья коровка;
  • комар, майский жук, [ящерица], бабочка;
  • кузнечик, мотылек, [синица], мошкара;
  • клоп, таракан, [пчела], тля;
  • ящерица, [стрекоза], черепаха, жаба.

Назови насекомое

Чтобы провести экологическую игру, формирующую понятие «насекомых», необходимо разрезать на небольшие части картинки, на которых изображены:

  • летящая стрекоза;
  • муха;
  • гусеница на цветке;
  • бабочка с раскрытыми крыльями;
  • божья коровка;
  • собирающая нектар пчела;
  • жук на ветке;
  • кузнечик в траве.

Дети должны правильно сложить пазлы.

Экологические игры в подготовительной группе: картотека с целями

Воспитатели могут как самостоятельно придумывать мероприятия, так и брать готовые варианты из методических пособий и прочих источников. На тему экологических занятий в подготовительной группе есть обширная картотека дидактических игр по экологии.

Угадывание овощей с закрытыми глазами

«Угадай-ка»

Цель: научить ребенка тактильно различать предметы.

Планирование по теме «Защитники Отечества» для подготовительной группы

Ход: воспитатель использует для занятий игрушечные фрукты и овощи. Можно и настоящие. Малыши встают в круг, и по очереди даются в руки муляжи. Глаза должны быть закрыты. Ребенок должен угадать, что у него находится в руках. При необходимости можно добавить подсказки, например, «у него красный цвет».

«Кто, что ест?»

Цель: развить у ребенка знания о природе, научить отличать хищников от травоядных.

Ход: ребят делят на группы. Каждая получает два вида карточек, на которых изображены животные и их еда. Малыши должны сложить карточки таким образом, чтобы было понятно, кто, чем питается. В качестве соревновательного элемента одним из условий можно объявить скорость выполнения.

«Времена года»

Цель: сформировать представление о явлениях, сопровождающих различные времена года.

Ход: воспитатель называет разные явления, а дети должны отгадать, к каким временам года оно относится.

Примеры вопросов:

  • таяние снега (весна);
  • выпадает и ложится снег (зима);
  • желтеют листья (осень);
  • люди купаются на речке (лето).

«Кто как перемещается»

Цель: получение знаний о животном мире.

Ход: воспитатель называет каждому ребенку по животному.

К сведению! Дети должны воспроизвести, как передвигается тот или иной зверь.

«Свойства живого»

Цель: научить ребят различать разные свойства и находить предметы по единому признаку, параллели в разных предметах, а также рассказать, что разные предметы могут иметь одинаковые признаки и свойства.

Ход: основным реквизитом являются карточки. Они могут содержать любые экологические элементы. Воспитатель дает задание найти предметы с одинаковыми свойствами или цветами. Например, при запросе «овощ», дети должны выбрать все карточки с овощами. При запросе «красный», отобрать все карточки, на которых размещены элементы нужного оттенка.

Физминутка

Цель: совместить интеллектуальное развитие с физическим. Это отличная интерпретация разминки. Упражнение учит давать оценку действиям, связанным с природой.

Ход: дошколята должны вставать, если действие приносит вред окружающему миру, и садиться, если наоборот.

Примеры вопросов:

  • мужчина ломает ветки;
  • девочка белит березку;
  • мальчик поливает дерево;
  • люди оставили мусор на берегу речки;
  • ребята лечат заболевшего птенца.

Игры малой подвижности в средней группе ДОУ

«Отгадай-ка»

Цель игры: научить детей отгадывать предметные загадки, изучить животный мир, развить внимательность.

Ход игры: ведущий выразительно читает загадку. Задача детей — найти верный вариант разгадки среди картинок на столе.

В конце игры загадать спорное действие и попросить ребят высказать свои мнения. В конце обязательно объяснить, какой вариант верный.

«Угадай, о чем я говорю»

Цель игры: развитие мышления, умение анализировать и выделять информацию.

Ход игры: воспитатель озвучивает качества какого-либо предмета. Нужно подобрать столько свойств, чтобы было понятно, о чем идет речь. На столе лежат муляжи или картинки. Дети должны найти среди них тот предмет, о котором говорил воспитатель.

Вершки и корешки

Цель экологической игры – закрепление знаний о том, какие части растений пригодны в пищу. Понадобятся два хулахупа (красный и зеленый) и карточки с изображением огородных растений.

Хулахупы нужно положить так, чтобы они пересеклись. Зеленый – для вершков (зелени), красный – для корешков (корнеплодов), центральная часть (где хулахупы пересекаются) – для растений, у которых съедобны и зелень, и подземная часть. Дети по очереди берут карточки, кладут в соответствующие зоны.

Съедобное-несъедобное

Цель дидактической игры – научить дошкольников различать съедобные и несъедобные грибы. Для занятия требуются картинки грибов и корзина.

Воспитатель задает загадку о грибе. Дети отгадывают, находят изображение среди картинок. Если гриб съедобный, кладут картинку в корзину.

Обучение экологии в игровой форме вызывает интерес у детей, развивает любознательность, мыслительную способность и стремление к познанию окружающего мира, расширяет кругозор. Дошкольники закрепляют знания об окружающем мире, получают понимание о взаимосвязях между природными объектами и явлениями.

Дидактические игры по экологии своими руками

Вашему вниманию представляю свою разработку — настольно-печатную дидактическую игру по экологическому воспитанию дошкольников «В гостях у леса». Игра разработана для старших дошкольников (5-7 лет).

Аннотоция. Первым эстетическим воспитателем ребенка является природа. Наблюдая, он учится видеть, понимать и ценить ее красоту. Такое «общение» приносит не только радость, оно содействует всестороннему развитию ребенка.

Широкие возможности для воспитания экологических чувств к природе заложены прежде всего в дидактических играх.

В процессе игр формируются знания об окружающем мире:

  • воспитываются познавательные интересы;
  • любовь к природе;
  • бережное и заботливое отношение к ней.

Игры расширяют кругозор, активирует познавательную мотивацию, способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности.

В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения:

  • планировать действия;
  • распределять их по времени и между участниками игры;
  • оценивать результаты.

Таким образом, дидактические игры — наиболее эффективное средство, способствующее полному и успешному решению задач экологического воспитания дошкольникоВоспитатель

Предлагаю вашему вниманию свою разработку — дидактическую настольно-печатную игру по экологическому воспитанию «В гостях у леса». Игра разработана для дошкольников старшего возраста (5-7 лет).

Данная игра предназначена для реализации образовательных областей:

  • «Познавательное развитие»;
  • «Речевое развитие»;
  • «Социально-коммуникативное развитие»;
  • «Художественно-эстетическое развитие».

Цель:

  • формирование у дошкольников экологических представлений о мире живой природы;
  • становление эстетического отношения к ней.

Задачи:

  • формировать представления об особенностях и многообразии природы средней полосы России;
  • учить различать и называть характерные особенности объектов живой природы, устанавливать связь между средой обитания и образом жизни;
  • формировать чувство ответственности за сохранение родной природы;
  • формировать основы безопасного поведения в природе;
  • развивать речевое творчество, память, внимание, любознательность, мышление;
  • закреплять умения играть сообща, выполняя правила игры.

Методические рекомендации:

  1. Рекомендуется для совместной образовательной деятельность с детьми средних, старших, подготовительных групп.
  2. Возможно использование в играх-викторинах.
  3. Количество игроков: от 5 до 30.
  4. Игра может сопровождаться продуктивной деятельностью (рисунок/лепка/аппликация объекта природы).

Оборудование и материалы для игры:

1) Кубик, каждая грань которого имеет свой цвет и символ. Распределение цветов и символов приведено в таблице 1.

Таблица 1

Цвет граниСимвол
ЗеленыйСлед от птичьих лап
КрасныйСлед от лап животного
СерыйНасекомое
ФиолетовыйКустарник
СинийДерево
ЖелтыйТравянистое растение

2) Шесть групп карточек по 5 штук в каждой. Распределение карточек по группам см. в таблице 2.

Таблица 2

Цвет группы карточекЧто представляют
ЗеленыйПтицы, преимущественно распространенные в средней полосе России (дятел, тетерев, соловей, кукушка, сова).
КрасныйЖивотные аналогичного распространения (медведь, лиса, лось, заяц, белка).
СерыйНасекомые (бабочка, муравей, пчела, комар, гусеница).
ФиолетовыйКустарники (малина, ежевика, сирень, шиповник, волчья ягода)
СинийДеревья (дуб, береза, липа, рябина, ель).
ЖелтыйТравянистые растения (ромашка, мухомор, земляника, подорожник, одуванчик).

Правила игры

1 Вариант

(рекомендован при 5-7 играющих)

Все карточки разложены по цветовым группам стопками, рубашками вверх.

Каждый игрок по очереди бросает кубик. Выпавшая грань указывает на цветовую группу из которой играющий берет карточку. Следует брать верхнюю карточки из показанной группы.

Выбрав карточку, играющий пытается самостоятельно рассказать все, что ему известно об указанном объекте природы.

Следует осветить следующие вопросы:

  • дать общую информацию (указать особенности присущие только этому объекту);
  • рассказать какую пользу/ вред объект приносит окружающей среде (в том числе животным, птицам, человеку);
  • указать вероятные опасности, угрожающие этому объекту в природе (либо какую он опасность представляет и для кого).

Все игроки по очереди рассказывают об объектах природы, побеждает тот игрок, информация которого вызвала наибольший интерес (а возможно и дискуссию) у играющих.

В конце игры следует подвести детей к пониманию значения леса (и всех его обитателей) для планеты и человека.

2 Вариант

(рекомендован при 8-30 играющих)

Игроки делятся на любое количество команд с выбором капитана. Игра проводится в виде викторины.

Отвечать может каждый игрок из команды по очереди (а остальные дополняют его ответ); либо команда выносит коллективное решение.

Итог игры подводится воспитателем, или иными наблюдателями.

Пример

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим прогулку по русскому лесу, здесь нам встретятся многие наши знакомые и мы постараемся рассказать о них все, что нам известно. С некоторыми обитателями леса нам только предстоит познакомиться. Теперь отправимся в путь..

Первым кубик бросает воспитатель. Выпавшая грань — синего цвета с изображением дерева. Воспитатель берет из стопки синих карточек верхнюю (не видя изображения). На карточке изображена береза, значит воспитателю следует рассказать о ней все что ему известно.

Воспитатель:

Вот из каких частей состоит береза:

корень, ствол, ветви, ветки, листья, «сережки» (рассказ можно сопроводить зарисовкой объекта).

Кора (береста) белого цвета, у старых деревьев — корка темная с трещинами.

В нашей стране березы распространены повсюду — от средней полосы до полярного круга. В народном творчестве много сказок, поговорок, песен об этом дереве («Во поле березка стояла…» и др. Можно рассказать короткое стихотворение «Люблю березку русскую…»).

Люди давным-давно оценили пользу этого дерева — это строительный материал (бревна), древесина идет на изготовление: бумаги, лыж, мебели, шкатулок, и др., наконец — дрова.

Березовый деготь (смола) применяется в медицине, косметологии (мыло). Из бересты изготовляют посуду, лапти (в древности). Березовый сок — полезен для здоровья, не только люди, но и насекомые (пчелы) используют его.

«Боится» березка:

  • насекомых-вредителей, прогрызающих кору (жуки-короеды);
  • грибов, прорастающих в трещинках коры и разрушающих ствол;
  • зайцы зимой тоже не прочь полакомиться берестой.

Опаснейшие враги — пожар, человек (вырубка леса). Вот что я знаю о березе. Может быть я что-то забыла сказать? Дополните… А теперь ваша очередь бросать кубик…

По окончании игры следует отметить важность леса для всего живого: Лес сохраняет почву от вымерзания, вымывания, засухи, предотвращает наступление песков. Он снабжает человека кислородом, неслучайно говорят, что лес — «легкие планеты», ведь он не только вырабатывает кислород, но и поглощает загрязнения, очищая воздух. Только от нашего с вами отношения к лесу и его обитателям зависит будущее человечества.

Примечания

Рекомендуется регулярно пополнять картотеку.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]