«Трудовое воспитание дошкольников в ДОУ в соответствии ФГОС»

То, как организовано трудовое воспитание дошкольников, имеет большое значение. Успехи в грядущей взрослой жизни, будущие практические умения, ответственное отношение к работе, сознательный подход к выбору профессии формируются при совместной деятельности дошколят и наставников.

Трудовое воспитание в ДОУ – средство, с помощью которого:

  • формируются основные положительные личностные качества, психологическая готовность ребенка к взрослой трудовой деятельности;
  • у воспитанников развиваются умственные, физические способности;
  • в процессе занятий закладываются позитивные, дружеские взаимоотношения, дети привыкают работать коллективно, учатся ценить труд старших, сверстников.

Основные направления трудовой деятельности дошкольников

Для воспитателя детского сада задачей №1 является помочь малышам познакомиться с миром взрослых. Ребята должны научиться выполнять простые действия сами: мыть руки и умываться, подметать пол, стирать . Родители не всегда осознают, что в основе всех умений их чада лежат именно трудовые навыки, которые формируют самостоятельность, целеустремленность, прилежание. Эти качества потом помогут ребенку скорее и легче найти свое место в социуме.

Основной целью трудового воспитания малышей в детском саду, по ФГОС, является формирование у них положительного отношения к труду. Достичь этого возможно, только взяв во внимание возрастные особенности воспитанников. От возраста малышей зависит вид, сложность деятельности, в которую их планируется вовлечь.

Какие цели преследует педагог в процессе занятий с дошкольниками:

  • пробудить у детей желание помочь взрослым, привить им позитивное отношение к трудовой деятельности;
  • желание углублять и совершенствовать трудовые навыки;
  • добиться стойкой привычки к занятости, ответственности, бережному отношению к своим и чужим продуктам труда;
  • заложить основы умения организовывать свой труд;
  • научить ребят доброжелательному отношению к занятиям других, умению, при необходимости, делать тактичные замечания, оценивать результат своей деятельности, работы товарища.

В соответствии с ФГОС, трудовые занятия дошкольников происходят по таким направлениям:

  • усвоение навыков самообслуживания, что важно для любой возрастной группы;
  • навыки в быту и ведении хозяйства, труд в природе также характерны как для младшей группы, так и для подготовительной;
  • ручной труд присутствует в старшей и подготовительной группе.

?

Работа по формированию трудовых умений должна быть тесно связана с созиданием. Для раскрытия талантов творческой личности видеть в работе радость – необходимое условие.

САМООБСЛУЖИВАНИЕ: Задачи и содержание работы по группам

1-я младшая группа

1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды).

2. Продолжать учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.

4. Формировать навык пользования индивидуальными предметами носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке.

6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.

7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.

8. Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.

9. Учить правильно надевать одежду и обувь.

2-я младшая группа

1. Продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать одежду и т. п.).

2. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

3. Продолжать учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком.

4. Учить правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой.

Средняя группа

1. Совершенствовать умения самостоятельно одеваться, раздеваться; приучать аккуратно складывать и вешать одежду с помощью взрослого, приводить ее в порядок — чистить, просушивать

2. Воспитывать стремление быть всегда аккуратными, опрятными.

3. Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом

4. Закреплять умения пользоваться расческой, носовым платком.

5. Приучать при кашле и чихании отворачиваться и прикрывать нос и рот платком

6. Продолжать учить пользоваться правильно столовыми приборами — ложкой, вилкой, ножом).

7. Учить полоскать рот после еды

Старшая группа

1. Формировать привычку ежедневно чистить зубы и умываться, по мере необходимости мыть руки.

2. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать в шкаф одежду, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить, убирать на место).

3. Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.

4. Формировать привычку бережно относиться к личным вещам.

5. Развивать желание помогать друг другу

6. Приучать самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей

7. Соблюдать порядок в своем шкафу, раскладывать одежду в определенные места

8. Учить опрятно убирать постель

Подготовительная группа

1. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).

2. Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично говорить товарищу о неполадке в его костюме, обуви, помогать устранять его. Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь.

3. Учить самостоятельно готовить материалы и пособия к занятию

4. Приучать чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном

К концу года дети могут: одеваться и раздеваться, следить за порядком в своей одежде, в случае необходимости приводить ее в порядок.

НА ЗАМЕТКУ. Игрушки развивающие для детского сада по низким ценам от специализированного магазина для воспитателей «Детский сад» — detsad-shop.ru

Трудовое воспитание применительно к разным возрастным группам

Дошкольный возраст – лучшее время для формирования основных навыков ухода за собой , определенных умений, наблюдательности. С каждым этапом нагрузка усложняется, требует от ребят соответствующих действий. Взрослым необходимо помнить о возрастных особенностях, проявлять терпение, доброжелательность, чтобы не вызвать у малыша отрицание.

  1. Пальцы ребенка пока еще недостаточно развиты и плохо его слушаются.
  2. Последовательность действий малышу тоже не дается, запомнить все с первого раза трудно.
  3. Привлечь на помощь волевые усилия младшему дошкольнику не удастся, эти способности еще только формируются.

Педагоги, как правило, знают, какие методы работы применимы для каждой возрастной группы. На них лежит обязанность давать рекомендации родителям, чтобы дети развивались гармонично.

Учитывая физиологические и психологические особенности воспитанников, нужно помнить, что для малышей 3-4 лет оптимальная длительность работы 10-15 минут. Ребята 6-7-летнего возраста занимаются физически максимум полчаса. Состояние каждого малыша необходимо контролировать. Обращают внимание на потливость, покраснение кожи, при появлении которых лучше сменить род деятельности. Чтобы дети не утомлялись, лучше переходить к другим занятиям через 10-15 минут. При их дозировании обязательно учитывают объем физической нагрузки, ее сложность.

Математические квесты для подготовительных групп, КВН и ребусы

Трудовое воспитание в младшей группе

Дети 3-4 лет активны, часто сами говорят о желании участвовать в той или иной деятельности. Но они быстро утомляются, им трудно сосредоточить внимание, поэтому чрезмерно нагружать их не стоит. Поручения взрослых в младшей группе имеют более индивидуальный характер, воспитаннику будет достаточно развесить полотенца или расставить приборы к обеду.

Нюансы, которые следует учесть:

  • трудовое воспитание носит ситуативный характер, для трехлетки главное, чтобы задания были просты, понятны;
  • детей нужно хвалить за любые успехи;
  • чтобы малыш понимал смысл своих действий, воспитателю нужно объяснять задачи, давать оценку результатам;
  • прежде, чем что-то делать, малышу требуется понаблюдать за тем, как справляется с этим взрослый; затем следуют действия ребенка с пошаговыми комментариями воспитателя.

Основным методом работы по трудовому воспитанию с детьми 3-4 лет является личный пример. Ребята наблюдают за действиями старших, ручной труд, различные упражнения проходят в игровой форме. Знания закрепляются на примере таких известных произведений как «Федорино горе» или «Мойдодыр».

Трудовое воспитание в средней группе

К четырем годам малыш вполне справится с подметанием дорожек или стиркой кукольной одежды. Задания постепенно усложняются, дети уже имеют некоторые навыки самоорганизации. Им можно поручить дежурство по столовой или подготовку к занятиям, ребятам вполне по силам выполнить несложный уход за зверушками в уголке природы.

В методике работы важно:

  • отметить желание ребенка помочь;
  • работа проводится в игровой форме (аппликация и конструирование, правила поведения в различных ситуациях закрепляются через сюжетно-ролевые игры);
  • используются наглядные пособия;
  • проводятся беседы о содержании будущих действий, взаимоотношениях.

Трудовое воспитание в старшей группе

С детьми 5-7 лет уже используют коллективные поручения. При взаимодействии друг с другом дети учатся координировать усилия, о чем-то договариваются, делят обязанности между собой. Игра для детей, по-прежнему, основной вид деятельности, но они идут навстречу воспитателю, помогают заменить постельное белье в спальне или собрать листву на участке.

Педагогу важно организовать рабочее пространство и инвентарь. Лопатки, лейки должны быть яркими, удобными, чтобы вызывать у детей желание с ними заниматься. Нарядные фартуки будут создавать ощущение праздника. Продолжительность занятий не должна переутомлять.

?

Основной целью процесса трудового развития в ДОУ является воспитание почтительного отношения к занятиям взрослых, знакомство с основными профессиями, понимание их значимости, желания помогать.

Трудовое воспитание в подготовительной группе

Для старших дошкольников труд принимает систематический характер, его становится больше. Дети самостоятельно ремонтируют книги или коробки, пришивают пуговицы. Под присмотром воспитателя готовят к занятиям необходимые пособия, счетный материал, вырезают заданные элементы из пластиковых бутылок. Ребята сами замечают непорядок на участке, поливают цветы, убирают опавшие листья.

Тема «Красивые цветы» на уроках рисования в средних группах

На седьмом году жизни воспитанники помогают накрыть к обеду стол, дежурные следят за наличием мыла и полотенец, качеством мытья рук, присматривают за живым уголком.

Значение детского труда и его виды

Воспитание трудовых навыков у ребенка имеет большое значение в формировании его физического и нравственного развития. Малыши, осваивая разные виды труда, постепенно становятся более уверенными, более крепкими физически.

Процесс труда дисциплинирует детей, развивает в них чувство ответственности за себя и свои действия.


Значение труда в жизни детей

Виды труда зависят от того, какая поставлена цель и в чем заключаются задачи трудового процесса:

  • самообслуживание: ребенок должен иметь элементарные трудовые навыки по уходу за собой;
  • хозяйственно-бытовые навыки;
  • уметь работать на природе;
  • ручной труд.


Две основные задачи трудового воспитания
Все виды труда направлены на то, чтобы малыши могли освоить все особенности окружающего мира, развивать способность мыслить, оттачивать память, изучить предназначение и научиться работать разными орудиями труда, ознакомиться с правилами использования материалов. Дети должны осваивать содержание процесса труда на примере взрослых, подражая им, перенимая определенные трудовые навыки.

Осваивая разные виды труда, дошкольники расширяют свой кругозор, у них формируется уважение к старшим.

Контроль гигиены, требования СанПиН

С воспитанием должного отношения к фауне и флоре в связи с новыми требованиями СанПиН возникла проблема. Труд в природе фактически запрещен, детям можно только поливать цветы, попугайчикам и рыбкам не место в помещении группы. Если раньше ребята сами застилали постели, то теперь эта обязанность лежит на помощнике воспитателя. Не у всех есть бабушки в сельской местности, поэтому дети не представляют, как растут огурцы и яблоки. Без практики они становятся не соратниками, а наблюдателями за трудом родителей и педагогов.

Гигиенические условия, безусловно, важны для правильной организации деятельности малышей. Занятия должны проходить в помещении с хорошим освещением, вентиляцией. Воспитатель должен привлечь внимание ребят к положению тела, приучить их следить за своей осанкой, пользоваться малейшей возможностью позаниматься на улице в хорошую погоду.

Для ручного труда необходимы безопасные материалы и инструменты, они должны соответствовать возрасту воспитанников, быть удобными, привлекательными на вид.

Взаимодействие с родителями

Успеха в воспитании трудолюбия можно добиться при условии совместной деятельности ДОУ и семьи. В индивидуальных встречах, беседах воспитатель рассказывает о требованиях и о той работе, что проводится в стенах детского сада. Родителям необходимы конкретные рекомендации о содержании и организации труда детей дома.

Для этого мы подготовили отдельный материал «Рекомендации по трудовому воспитанию для родителей».

Не все родители понимают, что качественного выполнения задания они могут ожидать от своего чада лишь тогда, когда показали и объяснили, как и что нужно делать, что нельзя наказывать трудом, важно подмечать старание, благодарить. Для детской помощи нужно создать необходимые условия, которые включают удобное место и оборудование, само занятие должно вовлекать ребенка в деятельность семьи.

В свете новых требований СанПиН, родители могли бы помочь в озеленении территории безопасными растениями в свой выходной день или вечернее время. Будет полезной демонстрация детских поделок и рисунков. Можно организовать наглядные фотовыставки с интересными комментариями, где будет демонстрироваться работа малышей. На тематических стендах педагогам стоит разместить рекомендованные родителям книги по воспитанию. Здесь же возможна популяризация положительного опыта родителей из группы.

Значение труда в воспитании переоценить трудно. Совместная задача взрослых – помнить, что ребенок может не справиться или бояться ошибиться. Родители и воспитатели должны поощрять любую попытку трудиться, поддерживать гордость и уверенность воспитанника в том, что он взрослый и способен на хорошие великие дела.

АЛГОРИТМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВЫМ ТРУДОМ ПО ГРУППАМ

Литература

  • Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
  • Голицина Н. С. Организация и проведение тематического контроля в ДОУ. — М.: Скрипторий, 2004.
  • Голицина Н. С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. — М.: Скрипторий, 2008.
  • Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 2002.
  • Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — М.: ИД «Воспитание дошкольника», 2008.
  • Приходько Е. Г., Малышевич Т. В. Новая модель воспитательно-образовательной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения. — Краснодар: Мир Кубани, 2006.

Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, ноябрь 2010

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]