Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики в ДОУ.
«Нетрадиционные формы проведения
утренней гимнастики в ДОУ»
Дошкольный период является временем, когда закладывается фундамент физического психического и нравственного здоровья. Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей физическое воспитание по интенсивности занимает особое место. В приобщении малышей к здоровому образу жизни особое значение имеет овладение ими основами гигиенической и физической культуры. Задача физического воспитания дошкольников – сформировать у них устойчивую привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями. Важная роль в решении этой задачи отводится утренней зарядке. Хотя утренняя зарядка в ДОУ и непродолжительна по времени, она компенсирует до 5% суточного объема двигательной активности детей и рассматривается как важный элемент двигательного режима. Ежедневное выполнение комплекса утренней зарядки – это тот минимум двигательной активности, который должен стать элементом личной физической культуры каждого ребенка. Особое место утренней зарядки в режиме дня обусловлено той важной ролью, которую в суточном биологическом ритме человека играет переход от сна к бодрствованию, от отдыха к активной деятельности.
Анализ предыдущей работы, результаты обследований и наблюдений привели к выводу о необходимости моделирования утренней гимнастики нового типа. В настоящее время появилось много новых методик проведения гимнастики. С целью повышения интереса детей к зарядке педагоги детского сада ввели нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики, такие как:
— игровой стретчинг;
— степ-аэробика;
— гимнастика на фитболах.
Игровой стретчинг (приложение №3)
Игровой стретчинг
– это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Другими словами — это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность.
Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет суть игрового стретчинга. Причем все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений.
Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.
Упражнения выполняются без воздействия со стороны, т.к. человеческое тело само себе тренер. Самоманипулирование телом в медленном, а значит, безопасном ритме наиболее эффективно. У детей исчезают комплексы, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять. Помимо, этого дети приобретают запас двигательных навыков, которые позволяют им чувствовать себя сильными, красивыми, уверенными в себе, создают чувство внутренней свободы.
Комплекс утренней гимнастики в средней группе «Змейка и я — хорошие друзья!»
Комплекс утренней гимнастики с использованием нетрадиционного оборудования
«Змейка и я — хорошие друзья!»
Фомина Виктория Владимировна
воспитатель
Название комплекса утренней гимнастики:
«Змейка и я – хорошие друзья!»
Возрастная группа:
средняя группа
Петрозаводский городской округ.
2017
Комплекс утренней гимнастики в средней группе.
«Змейка и я — хорошие друзья!»
Оборудование:
«пеньки» (круги из плотного картона), «змейки» (зелёные колпачки, собранные на нитке), магнитофон, запись звука шипения змеи, весёлая музыкальная композиция.
Мотивация детей:
- аудио запись с шипением змеи
- весёлый стишок
- интересное нетрадиционное пособие («змейки», «пеньки»)
- названия упражнений охвачено одной тематикой
- игра малой подвижности «Змейка по полю ходила»
- весёлое музыкальное сопровождение
Вводная часть:
Между зелени травы,
Меж старых пней, Листочков и грибочков,
Проползла, шипя в кусты
Змея – длинненький шнурочек.
Ходьба в колонне. Лёгкий бег. Ходьба змейкой, обходя «пеньки».
Дети обходят «пеньки», в это время
воспитатель включает звуки шипения змеи и спрашивает: «Кто это шипит?» (Дети отвечают «змея»)
Основная часть:
- «Здравствуй, змейка!»
. И. п. — ноги на ширине плеч, руки сложены за спиной. Сделать вдох. Наклониться вперед. Выдохнуть. Вернуться в исходное положение. (1 — 2 раза)
- «Подними змейку».
И. п. — стойка ноги врозь, «змейка» внизу. 1 — поднять «змейку» вперед; 2 — вверх; 3 — вперед; 4 — вернуться в исходное положение (5-6 раз).
- «Опусти змейку».
И. п.:ноги на ширине плеч, «змейка» внизу. Наклониться вперед, опуская «змейку», вернуться в исходное положение (5-6 раз).
- «Покажи змейку».
И. п. — стойка ноги на ширине плеч, «змейка» внизу. 1 — поднять «змейку» вперед; 2 — присесть, руки прямые; 3 — встать, «змейка» вперед; 4 — вернуться в исходное положение (5-6 раз).
- «Перепрыгни змейку».
И. п. — стойка ноги слегка расставлены, руки произвольно, «змейка» на полу. Прыжки на двух ногах через «змейку». (5-6 раз)
- Игра малой подвижности «Змейка по полю ходила»
«Змейка» ходит перед игроками со словами: «Змейка по полю ходила и свой хвостик обронила, (подходит к одному
из игроков)
а потом его нашла»
(дотрагивается до ребёнка «хвостика»).
Игрок должен проползти между ногами «змеи» и стать её «хвостом». И так далее, пока не соберут всех детей «хвостиков».
Дети берут «змеек»
становятся в круг.
«Змейки» кладутся на пеньки.
По считалке выбирается водящий «змейка», а остальные ребята «хвостики» змейки.
Заключительная часть:
До свидания, змейка! Уползай скорей ты!
Твои детки тебя ждут,
Громко так зовут!
Все дети, сцеплены друг с другом (длинная змейка) идут по залу. Непродолжительная ходьба.
Дыхательное упражнение
«Шипим, как змейки»
Дети произносят «ш – ш – ш – ш …»
Воспитатель включает весёлую музыку.
Список используемой литературы:
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е, Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
2015. — 368 с.
Фотографии наглядных пособий, которые были использованы при проведении утренней гимнастики.
Продолжительность утренней гимнастики в подготовительной группе
Время зарядки зависит от возраста ребят. В подготовительной группе оно составляет 10-12 мин. Из этого времени 6-8 мин занимает основная часть.
Важно! Воспитатель должен не только объяснить принцип выполнения требуемого комплекса упражнений, но и следить за техникой и дыханием во время их исполнения. Поэтому важно, чтобы проводящий зарядку взрослый предварительно изучил все упражнения, представлял их сложность и реальные возможности детей. Это позволит точно определить количество повторов и подходов.
Временной план
Утренняя гимнастика проводится в течение всего года. В зависимости от месяца и климатических особенностей местности занятие может проводиться в спортивном зале или на улице.
Как обучать ребенка плавать — занятия в бассейне, упражнения
Важно! Воспитателю нужно видеть всех выполняющих движение детей. В этом случае он сможет контролировать технику выполнения упражнения, вовремя заметить и исправить ошибку и тем самым дать ребёнку возможность получить максимальную пользу от проводимого занятия.
Независимо от выбранного воспитателем способа УГ и места проведения, занятие всегда должно состоять из трёх частей:
- Разминка служит организационным моментом, подготовкой ребёнка к более интенсивному темпу выполнения упражнений. Ходьба, повороты, различные махи способствуют разогреву мышц и подготавливают организм к следующим более активным физическим нагрузкам.
- Основная часть должна влиять на укрепление мышц, отвечающих за осанку. Для достижения эффекта упражнения для шейного отдела, рук, ног, пресса делаются из разных исходных положений. В этой части используются прыжки и бег, которые положительно сказываются на укреплении сводов стоп. Для лучшего результата используется спортивный инвентарь: скакалки, гимнастические обручи и палки. Есть смысл заранее продумать, каким образом будут раздаваться и собираться спортинвентарь и другие вспомогательные предметы. Этот момент не должен создать ненужную суету и сбить ребят с общего ритма занятия.
- Заключительная часть включает в себя замедленные движения, направленные на приведение в норму дыхания и сердечного ритма.
Гимнастические снаряды
Особенности проведения комплекса утренней гимнастики для подготовительной группы
Занятия физкультурой для ребят 6-7-летнего возраста существенно отличаются от тех, что проводят в младших группах. Они более продолжительны по времени. Включают в себя отработку разнообразных упражнений, развивающих координацию движений, быстроту реакции, выносливость, а также воспитывают командный дух. В старшей группе дети знакомятся с навыками и умениями, необходимыми для изучения физкультуры по программе начальной школы. Несмотря на это, для осуществления поставленных целей имеет смысл проводить занятия в увлекательной, игровой форме.
Для этого используются различные методы и приёмы:
- Выполнение традиционного комплекса упражнений, который состоит из ходьбы, поворотов, приседаний, прыжков, наклонов и т. д. Во время таких занятий тренируются мышцы, вырабатывается умение слышать и выполнять речевые команды воспитателя.
- Занятия ритмической гимнастикой, когда дети выполняют под музыку танцевальные движения, достигая необходимой нагрузки количеством повторов и ускоренным темпом исполнения. Музыка поднимает настроение, помогает развить чувство ритма и музыкальный слух.
- Зарядка-разминка пройдёт весело и интересно с использованием полосы препятствий или «дорожки здоровья». В этом случае детям предлагается преодолеть босиком специально подготовленные, лишенные привычной гладкости, участки. Ходьба по неровной, шершавой поверхности служит отличной профилактикой плоскостопия.
- Разминка-игра также способствует запоминанию повторяющихся движений, повышению двигательной активности и позитивному эмоциональному заряду на весь день.
Подвижные игры
Комплекс утренней гимнастики в подготовительной группе на год по ФГОС
Утренняя гимнастика является важной частью образовательного плана, направленного на полноценное и разностороннее развитие детей дошкольного возраста. Программа физического воспитания составляется таким образом, чтобы физическое развитие ребёнка в возрасте 6-7 лет соответствовало Федеральным Государственным Общеобразовательным Стандартам (ФГОС). Для составления качественного плана по данному предмету воспитатели и дошкольные работники могут воспользоваться сборниками, содержащими картотеку упражнений, рассчитанных на занятия в течение всего года.
Обратите внимание! Приоритетными являются пособия, одобренные и рекомендованные к использованию Министерством образования и выпущенные в соответствие с ФГОС. Примером такого издания можно считать книгу «Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 3-7 лет. ФГОС. Пензулаева Л. И.».