Самоанализ проведения утренней гимнастики в средней группе ДОУ
Самоанализ утренней гимнастики
«Путешествие в зимний лес»
(средняя группа)
Данный комплекс утренней гимнастики является текущим в перспективном планировании на месяц. Комплекс взаимосвязан с другими комплексами на тему: «Зима», « Зимние забавы» и опирается на имеющийся у детей опыт выполнения двигательных навыков . Данный комплекс способствует развитию физических качеств детей; закреплению двигательных навыков.
При подготовке к утренней гимнастике были учтены возрастные особенности детей средней группы: нестабильная возбудимость детей, большая подвижность, эмоциональная неустойчивость.
Для проведения организованной деятельности было предусмотрено следующее:
– накануне дети были предупреждены о присутствии гостей;
– была проведена влажная уборка и проветривание помещения для проведения утренней гимнастики;
– конспект проводимой утренней гимнастики был выучен- подготовлен воспитателем (к помощи конспекта в ходе проведения не прибегала);
– проводимые упражнения выполнялись под бубен (если того требовало выполнение);
– продолжительность утренней гимнастики составила 6-8 минут.
Итак, цель утренней гимнастики- закрепить двигательные навыки детей, следовательно, исходя из цели, задачи утренней гимнастики были следующие:
1)упражнять детей в ходьбе и беге различными способами;
2)развивать умение действовать по сигналу воспитателя;
3)приучать детей выполнять упражнения в соответствии с произносимыми словами текста, т.к. комплекс утренней гимнастики был объединён единым сюжетом;
4)вызывать у детей желание участвовать в утренней гимнастике.
Форма организации детей- фронтальная (все вместе). Структура утренней гимнастики состояла из 3 частей.
В вводной части – где дети упражнялись в ходьбе различными способами, действовали по сигналу воспитателя. Во время ходьбы осуществлялся контроль за осанкой детей, расстоянием между детьми, качеством выполнения упражнений. Закончилась вводная часть построением в круг (по сигналу воспитателя, когда вышли на лесную полянку)
Во второй части – общеразвивающие упражнения- было использовано 5 общеразвивающих упражнений. Каждое упражнение повторялось 5-6 раз. Данная дозировка соответствует возрасту детей средней группы. Общеразвивающие упражнения также были объединены общим сюжетом, где осуществлялся контроль за правильным дыханием, И.П., синхронностью и качеством выполнения упражнений. В данном комплексе упражнения давались в следующей последовательности.
– для мышц плечевого пояса и рук;
– для мыщц поясничного отдела;
– для ног.
Данная последовательность предусмотрена методикой проведения утренней гимнастики, программой «Детство», и в соответствии с возрастом детей.
Чтобы снизить общее возбуждение организма, заключительная часть включала один из видов ходьбы, бег в умеренном темпе, и ходьбу обычную друг за другом с упражнением на восстановление дыхания.
По прошествии выполнения данных упражнений дети вновь оказались на лесной сказочной полянке, где их ждал сюрпризный момент- игра малой подвижности со словом «Зимушка- зима», где главный персонаж- Снеговик (Воспитатель).
Данная игра ранее не была знакома детям, проводилась впервые. Движения героя были построены в соответствии с текстом. Снеговик и дети выполняли движения одновременно, повторяя слова текста. Игра проводилась 2-3 раза. Снеговик использовал имитационные движения. Подражательные упражнения заинтересовали детей, помогли лучше справиться с заданием, а их игровая форма вызвала у детей желание повторять данные движения. Речь воспитателя была чёткой, выразительной, эмоционально окрашенной.
На протяжении всей утренней гимнастики воспитатель выполняла вместе с детьми все упражнения от начала и до конца. Такие методы, как: объяснения и указания применялись в процессе выполнения упражнений. Похвалу и пример другого ребёнка также использовала.
Проведённой утренней гимнастикой осталась довольна, дети занимались с желанием и удовольствием. Играя, удалось вызвать эмоциональный отклик на «Путешествие в зимний лес». Ранее поставленные цели и задачи считаю достигнутыми.
Комплекс 1
- Построение в шеренгу, проверка осанки.
- Ходьба друг за другом в колонне по одному.
- Ходьба на носках, руки на поясе.
- Ходьба с высоким подниманием ног.
- Бег в медленном темпе в колонне по одному.
- Бег врассыпную и в колонне.
- И.п. — основная стойка, руки на поясе.
- 1 – руки в стороны;
- 2 – руки вверх и подняться на носочки, потянувшись за руками;
- 3 – руки в стороны;
- 4 – и.п.
- И.п. — ноги расставить на ширину плеч, руки в стороны.
- 1 – наклониться с поворотом, так чтобы правой рукой коснуться пальцев левой ноги.
- 2 – и.п.;
- 3 – аналогичный наклон в другую сторону;
- 4 – и.п.
- И.п. — основная стойка, руки на поясе.
- 1 – вынести руки вперед, присесть (держать спину ровно);
- 2 – и.п.;
- 3 – 4 – аналогично.
- И.п. — основная стойка, руки опущены.
- 1 – поднять руки вверх, правую ногу отставить назад на носок, прогнуться;
- 2 – и.п.;
- 3 – аналогично отставить левую ногу;
- 4 – и.п.
- Прыжки попеременно на одной ноге.
- Прыжки на обеих ногах.
- Ходьба на месте.
- Дыхательное упражнение «Вдох (потянуться, руки поднять через стороны вверх) — выдох (наклониться, руки опустить).
Комплекс упражнений с мячом
- Построение в шеренгу, проверка осанки.
- Ходьба с переступанием через мячи.
- Бег «змейкой» мимо мячей.
- И.п. — ноги на ширине плеч, мяч в руках.
- 1 – подбросить мяч, посмотреть вверх на него;
- 2 – поймать мяч, голову опустить;
- 3 – 4 – аналогично.
- И.п. — ноги на ширине плеч, мяч держать прямыми руками перед грудью.
- 1 – поворот вправо (руки не опускать);
- 2 – поворот влево;
- 3 – 4 – аналогично.
- И.п. — основная стойка, мяч в правой руке.
- 1 – через стороны поднять обе руки вверх и переложить мяч в левую руку;
- 2 – опустить руки;
- 3 – 4 – аналогично.
- И.п. — основная стойка, мяч в руках, руки опущены.
- 1 – присесть, вытянув руки с мячом перед собой;
- 2 – и.п.;
- 3 – 4 – аналогично.
- Ходьба на носочках, мяч держать прямыми руками над головой.
- Прыжки, зажав мяч ногами.
- Легкий бег.
- Упражнения для восстановления дыхания.
Комплекс 3
- Построение в шеренгу, проверка осанки.
- Ходьба на носках.
- Ходьба на пятках.
- Бег змейкой.
- И.п. — основная стойка, руки на пояс.
- 1 – наклон головы вперед, подбородком коснуться груди;
- 2 – запрокинуть голову назад;
- 3 – 4 – аналогично.
- И.п. — ноги слегка расставлены, руки внизу.
- 1 – поднять руки через стороны вверх и сделать хлопок;
- 2 – и.п.;
- 3 – 4 – аналогично.
- И.п. — основная стойка, руки на поясе.
- 1 – руки поднять вверх, прогнуться;
- 2 – наклониться вниз и коснуться пальцев ног;
- 3 – присесть, руки выставить вперед;
- 4 – и.п.
- И.п. — основная стойка, руки на поясе.
- 1 – выпад в правую сторону, руки в стороны;
- 2 – и.п.;
- 3 – аналогично в левую сторону;
- 4 – и.п.
- Ходьба на носках, руки за голову.
- Ходьба в приседе, руки на поясе.
- Прыжки «лягушкой».
- Бег с подскоками.
- Дыхательное упражнение «Часики».
Методы выполнения зарядки в детсаду
Проведение УГ — процесс ответственный, так как работа идет с малышами. Зарядку для детей в ДОУ должен выполнять или физинструктор в спортзале, или непосредственно педагог прямо в группе. По правилам, УГ проводится за полчаса до первого приема пищи.
Занятие с обручем
Рекомендации по длительности
УГ в каждой группе детсада различается не только продолжительностью, но и характером определенных упражнений. Рекомендации:
- Продолжительность УГ в младшей группе детсада не должна быть больше 5 мин. Чтобы воспитанникам было интересно, зарядка должна проходить в форме игры с шутками и прибаутками. К примеру, малышам можно предложить походить как мишка, лисица или лошадь. Для выполнения упражнений подойдет хулахуп, кубики и маракасы.
- В средней группе детсада УГ длится 6 мин. Структура зарядки чуть сложнее предыдущей, в качестве предметов для занятий можно добавить ленточки и мячики.
- У воспитанников в старшей группе детсада превосходная память, поэтому УГ может проводиться без участия педагога. Воспитатель только раз должен показать им, как нужно заниматься. Из инвентаря рекомендуются шнуры-косички, мячики, обручи и палки. В комплекс можно включить танцы и ритмику. Продолжительность занятий примерно 10 мин.
- УГ в подготовительной группе детсада имеет длительность 12 минут и по большому счету повторяет комплекс старшей группы. В роли инвентаря выступают прыгалки и гантели. Помимо этого, в комплекс могут быть добавлены некоторые спортивные элементы с применением шведской стенки.
Как организовать детей для утренней гимнастики
Кроме игровой тематики педагогу можно использовать и другие приемы для завлечения детей на УГ. Выразительная речь, увлекательное содержание и позитив помогут мотивировать воспитанников. Можно обыграть так, чтобы они самостоятельно пожелали заниматься, стать здоровее и сильнее.
Мотивировать заниматься утренней зарядкой в ДОУ поможет оригинальность подхода. К примеру, педагог может позвать всех детей в гости к Винни-Пуху, а чтобы туда попасть, нужно прыгнуть трижды и улыбнуться. Этот элемент игры завлечет ребят, и они обязательно выполнят все условия.
В дошкольном возрасте все дети очень любознательны. Им интересно, как двигаются животные, растут цветы и что происходит на планете. Опытные педагоги пользуются этим, чтобы организовать эффективную зарядку. Они придумывают много игровых упражнений для зарядки по утрам для детей с подключением персонажей и вымышленных героев.
Занятие плаванием для ребенка от 3 лет в бассейне, значение занятий
Важно! Если у ребенка справка о том, что ему временно противопоказаны физические нагрузки (такие выдают после болезни), можно предложить ему быть ведущим или понаблюдать за процессом со скамейки.
Комплекс упражнений с гимнастической палкой
- Построение в колонну, проверка осанки.
- Ходьба с подлезанием под палку.
- Бег по периметру зала с огибанием палок, расставленных по его углам.
- И.п. — основная стойка, руки опущены и держат палку.
- 1 – поднять руки с палкой вверх над головой и прогнуться, правую ногу отставить назад;
- 2 – и.п.;
- 3 – аналогично отставить левую ногу;
- 4 – и.п.
- И.п. — ноги расставлены на ширину плеч, прямые руки подняты вверх над головой и держат палку.
- 1 – наклон вправо;
- 2 – и.п.;
- 3 – наклон влево;
- 4 – и.п.
- И.п. — сесть на пол, ноги прямые, руки перед собой, в руках палка.
- 1 – максимально потянуться вперед;
- 2 – и.п.;
- 3 – 4 – аналогично.
- И.п. — лечь на спину, ноги прямые, палку держать в прямых руках, заведенных за голову.
- 1 – перекатиться на живот;
- 2 – перекатиться на спину;
- 3 – 4 – аналогично в другую сторону.
- Ходьба с переступанием через палку, которую нужно держать перед собой обеими руками.
- Перепрыгивание обеими ногами через палку, лежащую на полу (вперед — назад).
- Бег в колонне по одному.
- Дыхательное упражнение «Косарь».
Можно выполнять аналогичные упражнения со скакалкой.
Комплекс 5
- Построение в колонну, проверка осанки.
- Ходьба широким шагом.
- Ходьба «уточкой».
- Бег по диагонали.
- И.п. — стать на колени, руки опущены.
- 1 – сесть на колени, сгруппироваться (лбом коснуться коленей, руки вытянуть вперед, положить их на пол);
- 2 – 3 – замереть в таком положении;
- 4 – и.п.
- И.п. — стать на колени, руки опущены.
- 1 – сесть на пол справа от пяток;
- 2 – и.п. (можно помогать себе руками);
- 3 – аналогично в левую сторону;
- 4 – и.п.
- И.п. — лечь на ковер, ноги прямые, руки вдоль туловища.
- 1 – поднять правую ногу и обе руки вверх;
- 2 – и.п.;
- 3 – поднять левую ногу и обе руки вверх;
- 4 – и.п.
- И.п. — лечь на ковер, ноги прямые, руки вдоль туловища.
- 1 – 3 – поднять согнутые ноги и делать движение «велосипед»;
- 4 – и.п.
- Ходьба по кругу, взявшись за руки.
- Прыжки — ноги вместе, ноги врозь.
- Бег спиной вперед.
- Дыхательное упражнение «Паровозик».
Особенности зарядки старших дошкольников
Старшие дошкольники уже понимают главную цель зарядки, поэтому основное внимание педагога обращается на правильность выполнения упражнений и дыхания, четкого соблюдения ритма и темпа комплекса, разнообразию движений, аккуратной работе с предметами.
Вводная часть сопровождается несколькими видами ходьбы, перестроениями. Соблюдается дисциплина, ровность колонок. Назначаются выводящие, которые должны с определенного места повернуть и вывести детей своей команды на место построения. Многие дети стремятся заслужить право быть ведущими, поэтому стараются качественно выполнять упражнения. Воспитатель уже иногда доверяет показ упражнения детям. В это время педагог получает возможность пройтись по рядам, оказать индивидуальную помощь, поправить осанку, проверить правильность дыхания.
Систематическое выполнение утренней гимнастики в старшей группе воспитывает у детей привычку. Дети уже более самостоятельны.
Комплекс 2
- Построение в шеренгу, проверка осанки.
- Ходьба в колонне по одному с поочередными поворотами в разные стороны по сигналу.
- Переменный бег с ускорением.
- И.п. – основная стойка, руки на поясе.
- 1 – наклон головы к правому плечу;
- 2 – и.п.;
- 3 – наклон головы к левому плечу;
- 4 – и.п.
- И.п. — основная стойка, руки перед грудью согнуты в локтях.
- 1 – 3 – рывки согнутыми руками в стороны.
- 4 – рывок прямыми руками в стороны.
- И.п. – ноги расставлены на ширину плеч, руки на поясе.
- 1 – поворот в правую сторону;
- 2 – и.п.;
- 3 – поворот в левую сторону;
- 4 – и.п.
- И.п. – основная стойка, руки на поясе.
- 1 – сделать выпад правой ногой;
- 2 – и.п.;
- 3 – выпад левой ногой;
- 4 – и.п.
- Поочередные прыжки — ноги вместе, ноги врозь.
- Легкий бег на месте.
- Дыхательное упражнение «Шарики».
Комплекс 4
- Построение в две колонны, проверка осанки.
- Ходьба парами.
- Прыжки на обеих ногах, в парах, взявшись за руки.
- Бег парами.
- И.п. — сесть на ковер, ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади.
- 1 – 4 – круговой поворот головой вправо;
- 1 – 4 – круговой поворот головой влево.
- И.п. — сесть на ковер, ноги прямые, руки опущены.
- 1 – наклониться вперед, стараясь коснуться руками пальцев ног;
- 2 – и.п.;
- 3 – 4 – аналогично.
- И.п. — сесть на ковер, ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади.
- 1 – поднять правую ногу, носок тянуть вверх;
- 2 – и.п.
- 3 – аналогично поднять левую ногу;
- 4 – и.п.
- И.п. — лечь на спину, прямые руки за голову.
- 1 – перекатиться на живот;
- 2 – и.п.;
- 3 – 4 – аналогично.
- Ходьба на внутренней (внешней) стороне стопы.
- Бег с прямыми ногами.
- Дыхательное упражнение «Трубач».
Комплекс 6
- Построение в шеренгу, проверка осанки.
- Ходьба след в след.
- Ходьба по гимнастической скамейке.
- Бег по кругу приставными шагами.
- И.п. — сесть на пятки, руки скрестить на груди.
- 1 – приподняться, руки развести в стороны;
- 2 – сесть на пятки, руки скрестить и обхватить себя;
- 3 – 4 – аналогично.
- И.п. — сесть на ковер, ноги прямые, руки в упоре сзади.
- 1 – поворачиваясь, перенести правую руку за левую, потянуться;
- 2 – и.п.;
- 3 – поворот в другую сторону;
- 4 – и.п.
- И.п. — сесть на ковер, ноги прямые, руки в упоре сзади.
- 1 – приподнимать пятки, не отрывая носки от пола;
- 2 – и.п.
- 3 – 4 – аналогично.
- И.п. — лечь на живот.
- 1 – обхватить руками щиколотки;
- 2 – 3 – приподнимая ноги и верхнюю часть туловища, прогнуться;
- 4 – и.п.
- Поочередный бег и ходьба.
- Поочередные прыжки на правой и левой ноге.
- Дыхательное упражнение «Мельница».