материал по логопедиикартотека по логопедии (подготовительная группа) на тему


Причины нарушений речи у детей

  1. Наследственность – умственная отсталость, нарушения слуха у родителей.
  2. Внутриутробные патологии (мать во время беременности перенесла вирусное заболевание, получила травмы). Развиваются, когда плоду от 1 до 4 месяцев.
  3. Преждевременные роды и родовые травмы, приводящие к внутричерепным кровоизлияниям.
  4. Болезни и травмы в первые годы жизни: рахит, коклюш, менингит, повреждения черепа или неба, воспаление среднего уха.
  5. Психологические причины: родители не общаются с ребенком, плохо обращаются с ним, слишком часто оставляют одного.

Наглядно — игровое пособие «Логопедический чемоданчик»

Наглядно — игровое пособие «Логопедический чемоданчик» представляет собой трансформируемый комплекс пособий, позволяющих проводить занятия по различным направлениям.


Выполнено оно из ковролина в форме чемоданчика-альбома на разъемных кольцах с наполнением в виде пластикового зеркала, фото с изображением артикуляционных упражнений, картинок, соответствующих названию артикуляционных упражнений, букв, цифр, условных моделей звуков, слов, предлогов, персонажей сказок и других элементов, изготовленных из фетра на контактной ленте. Фетр имеет универсальные свойства, позволяющие воплотить в жизнь практически любую задумку. Работать с ним легко, так как он не требует специальной обработки края, радует разнообразием и яркостью цветовой палитры и приятен на ощупь. Варианты игр, заданий и упражнений с использованием пособия «Логопедический чемоданчик» (примерный перечень, т.к. придумывать можно бесконечно).

  • «Язычок не ленись, а усердно потрудись!»,
  • «Пианино»,
  • «Ладошки»,
  • «Звуковой домик»,
  • «Составь предложение»,
  • «Кто? Что? Сигнальщик»,
  • «Слоговой паровозик»,
  • «Учимся читать»,
  • «Собери слово»,
  • «Чудо-дерево»,
  • «Чей хвост?»,
  • «Придумай несуществующее животное»,
  • «Расскажи сказку» и т.д.

Как понять, что речью ребенка пора заняться?

Первоначально ребенок учится произносить звуки, потом – складывать их в слова, затем – строить фразы и выражать мысли. Не стоит ожидать от двухлетнего малыша безупречно чистого произношения и красивой речи с соблюдением родов и падежей. К тому же лет до трех ребенок не сможет концентрироваться на занятиях дольше 10 минут.

Оптимальный возраст начала занятий для здорового ребенка – четыре-пять лет. К шести он уже должен правильно произносить звуки и связано излагать мысли. Произношение лучше корректировать, пока не выросли коренные зубы.

Занятия нужны, если:

  • малыш неправильно выговаривает отдельные звуки;
  • ребенок переставляет слоги в словах, неправильно строит фразы, путает падежи, рода, числа;
  • «каша во рту»;
  • речь слишком быстрая, смазанная;
  • ребенок заикается;
  • малыш перенес родовую травму или инфекционное заболевание;
  • у ребенка диагностировали поражение слуха, легкую степень умственной отсталости, задержку в развитии.

Даже если вы не собираетесь водить ребенка к логопеду на постоянной основе, привести его на консультацию стоит – вы получите рекомендации по домашним занятиям. Также советуют перед школой показать малыша логопеду, даже если очевидных проблем нет.

Проблема речевых нарушений не всегда сугубо логопедическая – иногда корректировать произношение имеет смысл только после лечения.

Игровые пособия и материал для логопедических занятий

Содержится в разделах:

  • Работа логопеда. Логопедия 8424

Включает в себя разделы:

  • Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры 389
  • Дыхательная гимнастика. Самодельные игры и пособия 445
  • Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия 3371
  • Язычок. Логопедические наглядно-дидактические пособия 13

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа
  • Средняя группа
  • Младшая группа

Показаны публикации 1-10 из 1442. Все разделы | Логопедические игры

Новое

Фото

Лучшее

Дидактическая игра «Мама варит компот» для индивидуальных логопедических занятий с детьми дошкольного возраста


Дидактическая игра «Мама варит компот» Цель: Формирование грамматически правильной речи у дошкольников. Задачи игры: 1) Развивать умение составлять предложения по предметным картинкам из четырёх слов; 2) Закреплять умение согласования слов в предложении; 3) Развивать умение…

Использование логопедического тренажера «Дельфа» при коррекции просодики у дошкольников с дизартрией На сегодняшний день актуальной проблемой среди детей дошкольного возраста является нарушение речи при дизартрии, которая имеет тенденцию к большому росту. При дизартрии речь характеризуется невнятностью, которая возникает из-за нарушения функционирования артикуляции,…

Проблемы с речью у детей

Речевые нарушения у малышей могут быть вызваны следующими причинами.

Фонетическое недоразвитие

Пожалуй, самый распространенный тип нарушений – неправильное произношение одного или нескольких звуков. До логопеда можно посетить ортодонта – иногда проблему можно решить, подрезав уздечку.

Фонетико-фонематическое недоразвитие

При таком нарушении малыш не может даже услышать звук правильно. Возникают трудности и с речью, и с письмом, и с изучением языков. Попросите ребенка повторить за вами цепочки слов: «дом-сом-ком-лом» или слогов: «гу-ку-гу-ку». Если ошибается, это тревожный знак.

Общее недоразвитие

Скудный словарный запас, трудности с выражением мысли, неспособность составить описание к картинке… Как правило, такие дети начинают говорить позже сверстников. Им сложно концентрировать внимание, запоминать. Кроме логопеда, скорее всего, понадобится невропатолог.

Патологии, связанные с травмами, пороками сердца, поражениями нервной системы

Примерами таких патологий могут быть алалия, афазия и дизартрия.

Алалия возникает в связи с поражением нервной системы. Ребенок говорит очень плохо, и его речь лишена смысла, либо он не говорит вовсе. Также иногда малыш может страдать двигательными расстройствами, гиперактивностью или, напротив, заторможенностью.

Если алалия подразумевает, что речь изначально развивается неправильно либо не развивается, то афазия – приобретенное нарушение. Она может быть вызвана поражением коры головного мозга, травмами головы, пороками сердца. При афазии малыши не понимают чужую речь и не контролируют собственную, плохо запоминают слова, меняют звуки и слоги местами.

Дизартрия – относительно редкое нарушение, при котором человек говорит невнятно и нечленораздельно. Дизартрию провоцируют нарушения речевого дыхания и артикуляции, которые связаны с поражениями нервной системы.

С такими проблемами нужно бороться комплексно – с помощью неврологов, педагогов, психологов и логопедов.

Как построить занятие дома?

Главные принципы домашних занятий:

  1. Регулярность. Заниматься каждый день, но не перегружая малыша и учитывая его возраст и самочувствие. Начинать можно с 3-5 минут в день, постепенно доведя до 15-25.
  2. Игровая форма. Только вы знаете, что больше всего понравится вашему ребенку: пересказ интересной истории или соревнование, кто быстрее произнесет скороговорку. Начните с заданий, которые более интересны малышу, постепенно переходя к менее увлекательным.
  3. Комфортная обстановка. Для многих видов занятий нужны, как минимум, стол, удобный стул, часто – зеркало на подставке.
  4. Терпение. Невозможно достичь потрясающего результата за один мини-урок. Подбадривайте ребенка, хвалите за успехи и не злитесь за ошибки, не смейтесь и не передразнивайте. В противном случае малыш замкнется в себе, и речевые проблемы могут усугубиться.
  5. Не делайте заданий за своего ребенка, если он с ними не справился. Смысл занятий в том, чтобы принести пользу малышу, а не впечатлить логопеда.

Виды занятий для развития речи

Артикуляционная гимнастика

Это комплекс упражнений, которые развивают речевой аппарат и способствуют постановке звуков. Артикуляционная гимнастика помогает произносить слова чисто и внятно даже без помощи логопеда. Подойдет для преодоления любых речевых дефектов.

Заниматься нужно ежедневно по два раза в день. Каждое занятие – по 3-5 минут, каждое упражнение – по пять раз. В день можно добавлять не более чем по одному новому упражнению. Все занятия необходимо проводить сидя перед настольным зеркалом. Хорошо, если мать или отец выполняет их вместе с ребенком.

Примеры:

1. «Трубочка»: губы вытягиваются вперед, зубы смыкаются.

2. «Шлагбаум»: язык поднимается за верхние зубы, рот приоткрыт.

3. «Качели»: язык двигается вниз и вверх поочередно, в каждой позиции – по несколько секунд.

4. «Заборчик»: губы удерживаются в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажаются. 5. «Блинчик»: расслабленный язык удерживается за нижними зубами.

6. «Потягушки»: язык высунут и тянется к носу, подбородку, уголкам рта поочередно. 7. «Грибок»: ребенок должен улыбнуться,широко открыть рот и присосать широкий язычок к нёбу.

8. «Лошадка»: рот открыт, губы удерживаются в улыбке. Кончик языка нужно присосать к нёбу и начать щелкать языком. Выполняется 5-6 раз.

9. «Чашечка»: улыбнуться, открыть рот и загнуть края языка в форме чашечки.

Важно научиться удерживать выбранную позу в течение необходимого времени – например, под счет от 1 до 5 или 10.

Развитие мелкой моторики

Речевой центр головного мозга расположен близко к моторному. Ученые доказали, что если развивать мелкую моторику рук ребенка, то есть учить его выполнять мелкие точные движения кистями и пальцами, активизируется и речевой центр. Такие упражнения полезны при любых нарушениях речи.

Упражнения:

  1. Игры с пластилином. Детям помладше достаточно мять его и лепить фигуры одного цвета, детям постарше поручайте многоцветные фигуры посложнее.
  2. Сортировка маленьких предметов (особенно важна на третьем году жизни). Смешайте в одной емкости два вида бусин или пуговиц, горох с фасолью, ракушки и камушки – и попросите малыша отделить одни от других. Можно «подогнать» под это какую-нибудь историю – например, одна кукла любит на ужин горох, а другая фасоль. Постепенно усложняйте задание – пусть в одной емкости окажутся предметы трех, четырех и более видов. Упражнение малыш должен выполнять двумя или тремя пальчиками, а остальные подогнуть.
  3. Упражнение с сыпучими веществами. Научите ребенка пересыпать крупу, горох, чечевицу из одной посуды в другую (стакан, бутылку) с помощью ложки или воронки. Погрузите в песок мелкие игрушки, бусинки и попросите малыша их найти и вытащить пальцами.
  4. Катание шариков. Ребенок катает ладонью или пальцем маленькие шарики по плоской поверхности и не дает им выскользнуть.
  5. Игра с бумагой. Ребенок комкает, рвет и разминает лист бумаги, учится попадать им в мусорную корзину.
  6. Упражнение с изюмом. Раскатайте тесто и предложите малышу украсить его изюминками. Пусть берет каждую двумя пальчиками и раскладывает на расстоянии друг от друга.

Пальчиковые игры

Одна из разновидностей упражнений — «пальчиковые игры». Это короткая инсценировка (часто ритмичная, стихотворная) историй, сказок с помощью пальцев. Ребенок повторяет движения взрослых.

Примеры:

  1. Молоточком я стучу (кулачки стучат друг о друга), дом построить я хочу (кончики пальцев обеих рук соединяются, изображая крышу дома). Строю я высокий дом (ладони, прилегая друг к другу, поднимаются вверх), буду жить я в доме том (хлопаем в ладоши).
  2. Мы писали, мы писали (изображаем процесс письма), наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем (встряхивание кистями рук) и опять писать начнем (движение, аналогичное тому, что было в начале упражнения).
  3. Идут четыре братца навстречу старшему (пальцы поочередно соединяем, чтобы получилась щепотка). Здравствуй, большой! Здорово, Васька-указка! (большой палец соединяем с указательным). Здорово, Мишка-середка! (большой – со средним). Здорово, Гришка-сиротка! (большой – с безымянным). Здравствуй, крошка Тимошка! (большой – с мизинцем).
  4. В прятки пальчики играли и головки убирали. Вот так, вот так, и головки убирали. (Все десять пальцев одновременно ритмично сгибаются и разгибаются.)
  5. Наши пальчики проснулись, потянулись, потянулись и встряхнулись. По ладошке побежали, побежали, побежали, поскакали, поскакали – и устали. (Изображаем все движения поочередно, затем встряхиваем пальцами и кладем руки на колени.)
  6. Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка, этот пальчик – папочка, этот – мамочка, этот– я, вот моя семья! (Вначале рука сжата в кулак, затем разгибаем поочередно по пальцу, в конце – раскрытая ладонь.)

Желательно выполнять упражнения медленно, от 3 до 5 раз: одной, потом другой рукой, затем обеими. После каждого «сеанса» расслаблять пальцы и кисти, тряся ими.

Жестких правил по периодичности упражнений нет. Главное – регулярность.

Развитие слухового восприятия, фонематического слуха

Без развитого слухового восприятия невозможна правильная устная речь. Показывайте детям картинки с животными и предлагайте воспроизвести звуки, которые они издают. На прогулке обращайте внимание детей на звуки улицы, их различия. Включайте аудиозаписи со звуками природы и спрашивайте ребенка, что и где звучит. Приобщите его к аудиосказкам.

Держите дома банки с камешками, шишки, сосуды с водой, дудочки и свистки. Пусть ребенок сам извлекает из них звук.

К первому классу у ребенка уже должен быть развит фонематический слух – способность слышать и различать речевые звуки. Он должен уметь определять, есть ли в слове тот или иной звук, и подбирать слова с его использованием.

Упражнения:

  1. «Первый звук». Предложите малышу назвать первый звук в именах героев любимой сказки.
  2. «Хлопок». Выговаривайте поочередно разные звуки – пусть ребенок хлопнет в ладоши, когда услышит заданный вами.
  3. «Найди сходства». Произнесите несколько слов с одним и тем же хорошо различимым звуком и спросите ребенка, что общего между ними.
  4. «Угадай предмет». Загадайте звук – пусть ребенок назовет начинающийся с него овощ/фрукт/игрушку.
  5. «Потерянный звук». Произнесите предложение так, чтобы в одном из слов «потерялся» первый звук, и дайте ребенку «отыскать» его.
  6. «Верно-неверно». Покажите малышу вещь, назовите ее и повторите это слово, вначале произнеся один из звуков правильно, а потом – неправильно. Пусть ребенок обозначит, какой вариант верный.

Пополнение словарного запаса

Богатый словарный запас способствует эффективному общению и успешной учебе, а также сигнализирует окружающим, что перед ними эрудированный человек с развитым интеллектом. Словарный запас можно развивать без помощи логопеда и с любой периодичностью.

Активное пополнение начинается примерно с 2-3 лет. Если для трехлетки достаточно знать около 1200 слов, то для ребенка шести-семи лет специалисты определяют норму в 3,5 тысячи. Важно, чтобы малыш не только мельком услышал слово, но и понял его значение, запомнил и несколько раз использовал. Тогда оно закрепится в активном словаре.

Как помочь процессу:

  1. Читайте ребенку и вместе с ним, а главное – пусть он регулярно видит, как увлеченно читаете книги вы сами. Прочитанные вместе книги непременно обсуждайте.
  2. Вовлекайте ребенка в разговор, при беседе с ним и при нем говорите правильно, используйте синонимы, антонимы.
  3. Играйте с ребенком. Например, в игру «Черный-белый не берите, «да» и «нет» не говорите». Она начинается с вопроса: «Вы поедете на бал?» Далее ведущий выстраивает диалог так, чтобы вынудить игрока произнести слова «да», «нет», «черный» или «белый», а тот должен отвечать, избегая их. Если случайно произнесет – проигрывает.

Упражнения:

  • попросите ребенка придумать или найти в тексте синонимы или антонимы к заданным словам;
  • «Что такое помидор? Это овощ. А какие ты знаешь овощи?»;
  • «Солнце что делает? Утро какое?»;
  • пусть ребенок поучится подбирать родственные слова («стол», «столик», «столовая», «настольный»);
  • попросите подробно охарактеризовать предмет или существо;
  • предложите подобрать к названию животного название его детеныша.

Дыхательные игровые упражнения для тренировки речевого дыхания

Правильное речевое дыхание обеспечивает грамотное звукообразование, нормальные тембр, четкость, громкость, выразительность. Малышу следует научиться экономно расходовать воздух и контролировать время выдоха.

Примеры упражнений (каждое выполняется по 4-5 раз):

  1. «Задувание свечки». В роли свечи – полоска бумаги, которая удерживается в 10 см от губ ребенка. Ему предлагается медленно и плавно подуть на «свечу» так, чтобы «пламя» дрогнуло. Дуть нужно не дольше 10 секунд, после – 5-секундный перерыв.
  2. «Накачивание шины». Ребенок разводит руки перед собой, произносит «ш-ш-ш» на выдохе, медленно скрещивает руки так, что правая оказывается на левом плече и наоборот. Затем занимает исходное положение. После сжимают руки в кулаки, взяв «ручку насоса». Плавный наклон вперед с выдохом на звуке «с-с-с». Выпрямление, непроизвольный вдох.
  3. «Самолет». Пусть малыш разведет руки в стороны кверху ладонями. Поднятие головы – вдох. Поворот в одну сторону с произношением «жжж», выдох, встать прямо, опустить руки, пауза. То же самое – с поворотом в другую сторону.
  4. «Еж». Руки на поясе, согнутые в локтях. На выдохе – «пых-пых-пых» и движение локтями вперед. Исходное положение, непроизвольный вдох.
  5. «Ворона». Руки через стороны поднимаются вверх. Ребенок медленно опускает руки и приседает, протяжно произнося «ка-а-ар». Исходное положение, непроизвольный вдох.
  6. «Гуси». Руки на поясе, медленный наклон туловища вперед, голова при этом вниз не отпускается. Произносим протяжно «га-а-а». Исходное положение, вдох.

Выполняя упражнения, в которых нужно делать плавный вдох через рот, при этом не поднимать нос, плечи и грудь и не надувать щеки.

Музыкальные игры

Способствуют развитию речевого слуха, улучшению владения голосом.

Помогут:

  • песни-звукоподражания («Гуси-гуси, га-га-га», «Ква-ква, говорит лягушка»);
  • игры с дублированием звуков словом (барабан «делает» тук-тук, бум-бум, колокольчик – динь-динь);
  • танцы с короткими словами, обозначающими движения (топ-топ, прыг-прыг, скок-скок);
  • пропевание звуков вместе с мамой или папой («ду-ду-ду-дудочка»);
  • исполнение любой песни под ритм хлопков и притопов;
  • угадывание песни по ритму.

Логопедические игры — Логопедическая игра «Гусеница»

Публикация «Логопедическая игра…»


Цели: Развитие фонематического слуха и восприятия, звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизация звуков в словах. Описание игры: в комплект игры входят предметные картинки на звуки «Р», «Л», «Ш», «С». Ход игры: Варианты заданий: Задание 1: Игра «Подбери слова на заданный…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект логопедической квест-игры «Путешествие на остров Букварик» Сценарий логопедической квест игры в подготовительной к школе группе «Путешествие на остров Букварик» 1.Цель: создавать оптимальные условия в ходе приключенческой игры-поиска, позволяющие у обучающихся умения дифференцировать звуки [с-ш] 1. Задачи: образовательные: закреплять…

Использование дидактических пособий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР «Именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать — вот, что необходимо ребенку». Джанни Родари Речь — это средство коммуникации, возможность для общения, без…

Конспект логопедического занятия с детьми старшего возраста «Игры с ложками» Конспект логопедического занятия с детьми старшего возраста «Игры с ложками» Цель: Использование ложек как средства коррекционной помощи в развитии речи детей. Задачи: 1. Обогащать словарный запас существительными и прилагательными. 2. Закреплять правильное и отчетливое…

Логопедические игры — Дидактическое пособие «Умная матрёшка» для использования в работе учителя-логопеда

Статья «Дидактическое пособие «Умная матрёшка» для использования в работе…»


В своей работе я много использую пособий из разных материалов, сделанных своими руками — деревянные, тканевые, вязанные, а также с использованием бросового материала. На этот раз представляю Вашему вниманию дидактическое пособие «Умная матрёшка». Оно служит для развития…

Дидактическая логопедическая сказка-игра «Путешествие Снежинки»


Задачи: 1. Учить детей дифференцировать предлоги НА и С. 2. Упражнять детей в правильном употреблении предлогов НА и С. 3. Развивать слуховое внимание, вербальное мышление, мелкую и артикуляционную моторику, речевое дыхание, языковое чутье. 4. Воспитывать у детей инициативность…

Логопедическая игра «Гусеница на рыбалке» для автоматизации звуков [Р] и [Р’]


Предлагаю вашему вниманию игру, для создания которой понадобились старые компьютерные диски, разноцветные пластмассовые брелки для ключей, распечатанные картинки со звуками [р] и [р’] в их названии и с изображением гусеницы, цветной картон, ножницы, клей. Для проведения игры…

Логопедическая консультация: «Играем вместе»


При обследовании детей, поступающих в муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колобок», наблюдается различное речевое развитие. 1. Дети, у которых речь совсем отсутствует. 2. Дети, которые говорят отдельными словами. 3. Дети, которые говорят…

Страницы: … 145

Занятия с логопедом

Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте происходит быстро и взаимосвязано с уровнем интеллектуального развития. Основная закладка речевого развития происходит до 3 лет. Ребенок быстро пополняет пассивный, а затем и активный словарь, обогащается звуковое оформление слов, появляются первые фразы, предложения. Уровень речевого развития у всех детей разный, кто-то способен к трем годам правильно произносить слова, строить фразы и предложения. Другим же деткам необходима помощь со стороны взрослого, специалиста. Речь таких малышей может быть не отчетливой, нарушено звукопроизношение, или слоговая структура.

В таких случаях педагоги ДОУ, логопеды и воспитатели проводят логопедическую работу с использованием различного подсобного материала, книг, игр разработанные ведущими специалистами или учителями-логопедами дошкольного учреждения.

Произношение сложных звуков

Артикуляция развивается постепенно, произношением сложных звуков дети обычно овладевают в последнюю очередь. Часто в речи ребенок заменяет их на более простые или не проговаривает вовсе.

Звук «Р»

Эксперты советуют заниматься постановкой этого трудного звука у ребенка в 5 лет. Если малыш произносит «р», но некорректно, то еще раньше – потом переучивать сложнее.

В помощь:

  1. Скороговорки с «р» («Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет».
  2. Подражание (просто произносите «р» в своей речи при ребенке как можно четче и чище).
  3. Постановка от других звуков, которые ребенок произносит правильно. Например, когда ребенок произносит «ж», осторожно отодвиньте палочкой язык вглубь рта – образуется «р». Закрепите звук, повторив упражнение несколько раз. Или малыш говорит «з», слегка касаясь языком альвеол, и сильно дует на язык. Слышен звук «р».
  4. Трехэтапное упражнение: язык «присасывается» к твердому небу, ребенок делает глубокий вдох через нос и короткий выдох через рот с подключением голоса.
  5. Постановка механическим способом (осуществляется только логопедом – с молоточком, шпателем).

Звук «Ш»

Постановка этого звука происходит в 3–5 лет.

Наиболее употребляемый способ – через «с». Ребенок поднимает язык к небу, произносит «с» и плавно выдыхает воздух, чтобы получилась «ш». Перед непосредственно постановкой «ш» специалисты рекомендуют развить артикуляцию губ и языка с помощью упражнений:

  1. Широкая улыбка, обнажающая оба ряда зубов, на 5-7 секунд.
  2. Облизывание губ «широким языком» сверху вниз.
  3. Загибание широкого кончика языка по направлению к носу.
  4. Ребенок вытягивает губы трубочкой и долго дует на ватный шарик, загоняя его, например, в угол стола.
  5. Малыш дует сквозь сближенные губы на полоску бумаги – сильнее, слабее, снова сильнее.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]