Математические загадки для старших дошкольниковучебно-методический материал по математике (старшая, подготовительная группа) на тему

Математика — точная наука, которая необходима всем. Она требуется не только для специализированных научных вычислений, но и в быту. Занятия математикой развивают интеллект, так же как спортивные упражнения помогают прокачать мышцы.

В этой статье мы собрали для вас загадки на математическую тематику в стихах, с ответами. Для удобства загадки разделены по возрастам: для дошкольников и учеников 1, 2, 3, 4 классов. Надеемся, наши загадки помогут показать ребенку, что математика — очень интересная и занимательная наука. Постарайтесь разгадать их со своим ребенком — может, у него скрытый математический талант?

Загадки для младшей группы

Взяли на себя организацию образовательного процесса для самых маленьких почемучек? Тогда обратите внимание на нашу коллекцию отборных загадок для младшей группы. Использовать их могут не только воспитатели, но и заботливые родители.

Ну-ка, сколько всех ребят На горе катаются? Трое в саночках сидят, Один дожидается.

Ответ

Четыре.

На крыльце сидит щенок, Греет свой пушистый бок. Прибежал еще один И уселся рядом с ними Сколько стало щенят?

Ответ

Два.

Шьет себе котенок тапки, Чтоб зимой не мерзли лапки, Но не может сосчитать: Раз, два, три, четыре, пять…

Ответ

Четыре.

В класс вошла Маринка, А за ней Аринка, А потом Игнат. Сколько стало ребят?

Ответ

Три.

Карандаш один у Маши, Карандаш один у Гриши. Сколько же карандашей У обоих малышей?

Ответ

Два.

Шесть ворон на крышу село, И одна к ним прилетела. Отвечайте быстро, смело, Сколько всех их прилетело?

Ответ

Семь.

У мышки два ушка. Сколько ушей у двух мышей?

Ответ

Четыре.

Карандаш один у Миши, Карандаш один у Гриши. Сколько же карандашей У обоих малышей?

Ответ

Два.

Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать.

Ответ

Часы.

Картотека задач- загадок с цифрами

Задачи-загадки

с использованием чисел, цифр

Два конца, два кольца, а посредине гвоздик. (Ножницы

.)

Четыре братца под одной крышей живут. (Стол

.)

Пять братцев в одном домике живут. (Варежка

.)

Стоит Антошка на одной ножке. Где солнце станет, туда он и глянет. (Подсолнух

.)

Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать. (Часы

.)

Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук

.) В красном домике сто братьев живут, все друг на друга похожи. (
Арбуз
.)

Нас 7 братьев, летами все равные, а именем разные. Отгадай, кто мы. (Дни недели

.)

В году у дедушки 4 имени. Кто это? (Весна, лето, осень, зима

.)

12 братьев друг за другом ходят, друг друга не находят. (Месяцы

.)

Кто в году 4 раза переодевается? (Земля

.)

Много рук, а нога одна. (Дерево

.)

Пять мальчиков, пять чуланчиков, разошлись мальчики в темные чуланчики. (Пальцы в перчатке

.)

Чтоб не мерзнуть, 5 ребят в печке вязаной сидят. (Рукавица

.)

Четыре ноги, а ходить не может. (Стол

.)

В красном домике сто братьев живут, все друг на друга по­хожи.(Арбуз.)

Нас 7 братьев, летами все равные, а именем разные. Отга­дай, кто мы. (Дни недели.)

В году у дедушки 4 имени. Кто это? (Весна, лето, осень, зима.)

Кто в году четыре раза переодевается?(Земля.)

4 крыла, а не бабочка. Крыльями машет, а ни с места. Что это такое? (Ветряная мельница.)

Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (Вилка.)

Кто становится выше, когда садится? (Собака.)

Что становится легче, когда его надувают?(Резиновых шарик.)

3 брата по одной дорожке бегут. 1 впереди, а 2 — позади:эти 2 бегут, но никак переднего догнать не могут. (Колеса детского
велосипеда.)
На четырех ногах стою, ходить же вовсе не могу. (Стол.)

Как только с места тронусь я, так четверо начнут кру­житься.(Телега.)

4 брата по улицам бродят, один другого не обгоняет, один от другого не отстает. (Колеса автомобиля.)

Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло.(Морковь.)

5 братьев: годами равные, ростом разные.(Пальцы.)

— Какое число встречается в сказке о Царевне, которая заснула мертвым сном? (7 богатырей.)

Какое число обозначает, сколько голов у Змея Горыныча? (3.)

Какую цифру напоминают два сложенных вместе бублика? (8)

Какая цифра похожа на висящий замок? (6)

Какая цифра показывает, сколько ушей у большого слона? А у маленького слоненка? (2)

Если цифра 6 перевернется, что случится? (9)

Какая цифра похожа на стойкого оловянного солдатика? (1)

Какую цифру пишет учитель в тетрадке отличника? (5)

Если эту цифру перевернуть, то получится прекрасный стульчик для куклы. (4)

Загадки про цифры, счет

Загадки про цифры, числа и арифметические действия с ними (сложение и вычитание). Загадки можно использовать для старших групп детского сада или для 1 класса начальной школы. Интересные, в стихотворной форме они придутся по душе детям, воспитателя, учителям и заботливым родителям.

Загадки про цифрыПроживают в умной книжке Хитроумные братишки. Десять их, но братья эти Сосчитают все на свете. (Цифры) Загадки про единицу (цифру 1, один) и вычитание с ответом 1С хитрым носиком сестрица Счёт откроет … (Единица)

Высока, как палочка, И с хвостиком большим, Всегда повсюду первая — Циферка …. (Один)

Два орешка бурундук Положить хотел в сундук. Только он не утерпел И один орешек съел. Сколько у бурундука осталось орешков? (Один)

Три тигрёнка не грустили, Шар воздушный смастерили. Два взлетели на рассвете И пропали вдруг из глаз. Коль отнять тигрят нам этих — Что останется у нас? (Один)

Пели песню две синицы, Две подружки, две певицы. Тут одна из них пропала, Видно петь она устала. Здесь подсказка не нужна: Было две, теперь … (Одна)

Ребенку можно прочитать стихотворение «Единица» Генриха Сапгира. Стих не о цифре 1, а о человеческих отношениях. Загадки про цифру 2 (два, двойку), и арифметические действия с нейЛебедь плавает в тетрадке, Значит что-то не в порядке. Если ты совсем Незнайка, Цифру эту получай-ка. (Двойка)

Словно лебедь, чудо-птица, По морю мчится, как царица, Как называется она? Ну, конечно, цифра … (Два)

Вырос гриб в тени осин, Он сначала был один. Тут второй грибок пробился, Рядом с первым очутился. Стала их считать сова: Получилось ровно … (Два)

Кошка в кубики играла, Кошка кубик потеряла. Закружилась голова… Было три, осталось… (Два)

А теперь пора бананы Сосчитать у обезьяны. Один, два, три, четыре, пять… Можно три на завтрак дать. Если три на завтрак дать, Их уже не будет пять. Обезьянка, ты права: Их останется лишь … (Два) Загадки про цифру 3 (три, тройку), сложение и вычитание с ответом 3Цифру эту угадай-ка! Она большая зазнавай-ка. Единицу сложишь с двойкой, И получишь цифру … (Тройку)

У богатого волчонка Было кваса два бочонка. Тут еще один бочонок Прикатил домой волчонок. Вместе складывать их стал — Сколько он их насчитал? (Три)

Четыре гусёнка гуляли в саду, Один искупаться задумал в пруду, Решил с головой он под воду нырнуть… А сколько гусят продолжают свой путь? (Три)

Семь бумажных кораблей Сделал мастер-воробей. Подарил четыре мишкам, Что оставил воробьишкам? (Три) Загадки про цифру 4 (четыре, четверку) и арифметические действия с нимКто-то ночью старый стул Спинкой вниз перевернул. И теперь у нас в квартире Стал он цифрою … (Четыре)

Два мышонка грызли корку, Два — сырок тащили в норку. Сколько их у нас в квартире? Два плюс два — всего … (Четыре)

Белка шишки собирала, Собирала и считала. Забиралась на сосну, Прибавляла к трём — одну. Было шишек три сначала, А теперь их сколько стало? (Четыре) Загадки про цифру 5 (пять, пятерку) Если ДВА перевернуть И внимательно взглянуть, Так и сяк взглянуть опять, То получим цифру … (Пять)

Три синицы на кормушке. Две синицы на кадушке. Мы умеем прибавлять: Всех синичек будет … (Пять)

Торговал баран на рынке, Продавал баран корзинки. Семь корзинок продавал И жевал, жевал, жевал … Двух корзинок больше нет, Значит, пишем что в ответ? (Пять)

По дорожке мышка шла, Девять зёрнышек несла. Четыре — птичке отдала, Что в кладовка убрала? (Пять) Загадки про шестерку (цифру 6, шесть) Если навесной замок Вверх поднимет хоботок, То тогда увидим здесь Не замок, а цифру … (Шесть)

Васька — ловкий рыбачок — Ловит рыбок на крючок. Трёх поймал он на рассвете, Трёх поймал в вечерний час. Три плюс три любой ответит Сколько рыбок есть у нас? (Шесть) Загадки про цифру 7 (семь, семерку) На косу она похожа, Но косить траву не может — Не наточена совсем И не косит цифра … (Семь) Загадки про цифру 8 (восьмерку) Эта циферка с секретом. И зимой, и жарким летом Различишь едва-едва, Где в ней ноги, голова. (Восьмерка) Загадки про цифру 9 (девятку) Цифра шесть перевернулась, Новой цифрой обернулась! (Девять)

Загадки про цифру 10 (десять, десятку)Нолик, стань за единицей, За своей родной сестрицей. Только так, когда вы вместе, Называть вас будут … (Десять)

Рано утром у реки Распустились васильки. Пять — на левом берегу. Пять — на правом берегу. Я цветочки-василёчки Сосчитать легко смогу. Потому что пять да пять Будет сколько, как не знать? (Десять) Загадки про цифру 0 (ноль) и вычитание до 0 Он похож на колобок, Он пузат и круглобок. На него похожа Кошка, Если сложится в клубок. (Ноль)

Скачет мячик по страницам, Ищет он свою сестрицу. Что имеет вид кольца — Без начала и конца? (Ноль)

Лев гривастый в клетке жил, По свободе он тужил. Как-то лев открыл замок И пустился наутёк. Не догнать теперь его, Пусто в клетке … (Никого, здесь можно спросить у детей, что пусто, когда чего-то нет, каким какой цифрой это обозначаем? — нолем)

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Занятие по математике в подготовительной к школе группе. «Путешествие по городу математических загадок»

Яковлева Татьяна Александровна г. Междуреченск Кемеровская область.

Задачи: Дать представления о знаках «больше», «меньше» учить детей пользоваться ими, закреплять представления о порядковом и обратном счете, использовании цифр, об отношениях смежных чисел, о составе числа из двух меньших. Упражнять в умении составлять и решать задачи, формулировать арифметическое действие, ориентироваться в пространстве по отношению к себе, работать в тетради в клетку. Продолжать формировать представления о длине и ширине предметов, об их измерении. Воспитывать у детей навыки учебной деятельности, стремление помочь товарищу, участвовать в осуществлении общей цели.

Материал: у детей: карточки с точками и цифрами, под которыми зашифрованы разные виды транспорта, тетради в клетку, простые карандаши, ножницы, чистые листы бумаги (формат А4), карточки с наклеенными квадратами разного цвета (на порядковый счет), объемные цифры, карточки с задачами-иллюстрациями, маленькие машины.

У воспитателя: таблицы с цифровыми рядами, знаки «больше», «меньше», таблица «Узнай путь белочки к дуплу». «Узнай путь ежика к норе» Аудиозапись «голоса волшебника».

Ход занятия:

До занятия воспитатель вместе с детьми строит из мелкого строительного материала, городок с улицами и площадями, замком, парком. Во дворики домов помещаю мелкие игрушки зверюшек и домашних животных. Дети рассаживаются за столы вокруг этого городка.

«Ребята, какой интересный городок мы с вами построили, но оказывается в нем хозяйничает злой волшебник по имени – Ноль, А город называется Магнитофон. (Голос «волшебника») «Здравствуйте ребята! Я волшебник по имени Ноль, хозяин города математических загадок, приветствую Вас! В моем городе живут звери и животные, но я их запер в ломах и не пускаю повеселиться на теплом весеннем солнышке и зеленой травке, потому, что еще не нашелся никто, кто бы отгадал мои загадки! (выключается магнитофон)

Ребята, жалко вам зверюшек? Давайте освободим их, выпустим из домов погулять на травке? Но для этого надо решить задачки волшебника Ноля.

  1. На чем мы можем поехать в город математических загадок? (дети перечисляют: на автобусе, на поезде, на самолете, и т.д.) каждый из вас поедет на своем транспорте. Он зашифрован на вашем листочке. Вы видите на листе точки. Все точки надо соединить линиями по порядку, который подскажут цифры. От цифры один проводим линию к цифре два, от цифры два проводим линию к цифре три. И т. д. (после выполнения задания опросить детей: «На чем ты поедешь в город математических загадок?»
  2. Представим, что мы подъехали к городу и остановились у ворот. А в город нас не пускает стража. Стражники приказывают нам отгадать их трудные задачки (берет лежащий у ворот листок и читает):

а) «На поляне у реки Жили майские жуки. Дочка, сын, отец и мать Кто успел их сосчитать?» (четыре жука)

б) На полянке у дубка Крот увидел два дубка. А подальше у сосны, Он нашел еще один.

Ну-ка, кто считать готов? Сколько крот нашел грибов? (три грибка)

в) Расставил Андрюшка в два ряда игрушки, Рядом с мартышкой – плюшевый мишка. Вместе с лисой – зайка косой. Следом за ними еж и лягушка. Сколько игрушек расставил Андрюшка? (шесть игрушек)

г) Подарил утятам ежик Восемь кожаных сапожек Кто ответит из ребят: Сколько было всех утят? (четыре утенка)

д) В снег упал Сережка А за ним Алешка А за ним Маринка А за ней Иринка

А потом упал Игнат Сколько на снегу ребят? (пять ребят)

Ну, молодцы, ребята, отгадали все загадки и стражники, наверное, пропустят нас в город.

3. Представим себе, что мы зашли в город математических загадок и сразу попали на числовую улицу. Вот вы, на какой улице живете? (спросить 2-3 детей) А в этом волшебном городе есть улица Числовая. На ней живет мальчик Гаврюша со своими питомцами (показывает указкой на зверюшек и выставляет их на мольберт таблицу «Гаврюша». Затем показывает картинки лопаты и лейки) Куда пойдет Гаврюша? Что он хочет делать на огороде? Дайте ему в правую руку лейку, а в левую лопатку (показывает тетрадку с неоконченной работой) Гаврюша оставил недоделанную работу по математике. Давайте решим за Гаврюшу его задачи. Что же он тут писал? (выставляет крупный образец) Посмотрите и скажите, сколько фигур должно быть на третьей строчке? Почему? Докажите. Если ваш товарищ ошибется, поможем ему, т.к. мы вместе должны путешествовать по городу Математических загадок. Откроем тетради и напишем всего пять строчек геометрических фигур, но количество фигур в каждой строчке должно быть разное. Догадайтесь, какое? (напомнить правило написании в строке)

4. Ребята, как еще долго придется путешествовать по городу. Давайте отдохнем. Поиграем в игру «Чье звено быстрее соберется?» У вас есть карточки, на которых квадраты разного цвета. Все зеленые квадраты соберутся к окну, фиолетовые – к мольберту, а коричневые – к уголку природы. В звеньях постройтесь по порядку и посчитайтесь: 1, 2,3… Под бубен маршируйте по группе, а по сигналу стройтесь в звенья. Чье звено быстрее соберется? (играть 2,3 раза)

5. Сели продолжаем наше путешествие. Сейчас мы попали на улицу Смекалистых. Есть среди вас Смекалистые? Ну, посмотрим!

а) умеете ли вы считать обратно. Я буду бросать мяч, и называть число, а вы от этого числа считайте обратно (4-5 раз)

б) посмотрите на эту таблицу: Какое число здесь самое большее? А какое число здесь самое меньшее? А число 2 меньше, каких чисел? А число 8 больше, каких чисел?

в) А умеете ли вы отгадывать неизвестные числа? Откройте тетрадки, на которых нарисован утенок из мультиков Диснея, на странице, где Чипполино предлагает нам свои загадки. В каждой строчке найдите неизвестные числа, поставьте цифру в нужную клетку. Какое неизвестное число в первой строчке? Прочитай всю строчку. Какое неизвестное число во второй строчке? Читай ее. Третью строчку прочитаем все хором. Какое здесь было неизвестное число? Молодцы ребята и эти загадки волшебника Ноля вы отгадали.

6. А сейчас мы с вами попали на улицу знаков (показывает узкий указкой улицу и выставляет на мольберт две цифры: 3 и 3) Какой знак можно поставить между этими цифрами? Правильно (+), (ставит знак) Три плюс три чему равно? А еще, какой знак можно поставить? Дети: минус (-) Три минус три, чему равно? Правильно, нулю. Это любимая цифра волшебника Нуля. А можно между этими цифрами поставить вот такой знак? (ставит знак равенства). (Выслушать ответы детей, предложить доказать правильность своего ответа) А если я вместо цифры три поставлю другую цифру? (ставит цифру 4) Можно ли между ними оставить знак равенства? Нет? Почему же? А я думаю что можно? Докажите. Конечно ребята, 4 больше трех, если какое то число больше или меньше другого, то ставятся вот такие знаки (показывает, выставляет на мольберт два примера: 4 больше6 3 и 5 меньше 6), Этот знак называется «больше» и читается так: 4 больше трех, а этот знак называется «меньше» и читается так 5 меньше 6. Похожи эти знаки друг на друга? Чем они похожи? (они одинаковые, только острие направлено в разные стороны) Эти знаки можно распознавать по рукам, на правой руке знак «больше» (показывает), на левой – знак «меньше». Покажите на своей руке знак «больше» (показывает), покажите – знак «меньше»

Какой знак надо здесь поставить? (Ставит цифры 8 и 3)

А здесь? Ставит цифры (6 и 10) Ну ребята волшебник Ноль и не думал, что вы запомните эти знаки! Их не трудно запоминать, да?

7. Ребята, на улице знаков протекает река быстрых ответов. Как нам перейти на ту сторону реки? Да нужен мост. Как называется мост, по которому идут пешеходы? А если мы поедем на машине по мосту? как он будет называться? Давайте из бумаги сделаем пешеходный и автомобильный мосты. Мост у вас должен быть в идее полоски бумаги (показывает) С чего начинаем изготовление моста? Какой ширины будет пешеходный мост: узкий или широкий? А автомобильный? Как узнать какой длинны надо делать мост? Как измерить длину моста? Помогайте друг другу.

8. Перешли мы на ту сторону реки, и попали в замок нерешенных задач. Давайте их решим и выпустим на волю гусят, которые живут в замке. Придумайте задачки по своим картинкам. (Спросить 3-4 ребенка) Какие части есть у задачи? давайте решим Сашину задачку (повторить ее) Это задача на сложение или вычитание? Как вы ее решили? Придумайте задачку вот по этому примеру (6+2=)

А кто решит вот такую задачу: «На озере плавали гуси, Когда один вышел на берег, то в воде осталось 7 гусей. Сколько гусей плавало в озере? Помогайте товарищу решать, решайте вместе.

Молодцы ребята, у волшебника Ноля совсем испортилось настроение, придется ему выпускать своих пленников.

9. В конце города, ребята парк. И он называется парком Неизвестных чисел. Кто живет в этом парке? (выставляется таблица «Укажи путь белочки к дуплу» и «укажи путь ежику к норе») Где спит белочка? (показывает на дупло). Где спит ежик? Белочка может пройти к дуплу вот по этим дорожкам, но не по всем, а по какой-то одной, на которой два числа составляют третье в дупле (в каждой из трех дорожек ставит числа и только на одной ставит числа, которые составляют сумму числа, находящегося в дупле) По какой дорожке должна прыгать белочка,? по какой дорожке бежит ежик? Почему?

Ребята, мы выполнили все задания волшебника Ноля. И мы можем выпустить всех животных, а по улицам повести машины. Возьмите животных и машины, поиграйте в городке.

Следующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]