Мнемотехника для начинающих — система различных методов, которая помогает запомнить информацию с помощью различных ассоциаций и применяется в обучении детей с дошкольного возраста. Эта методика использует полученные раньше знания для создания цепочки связей. Благодаря таким логическим рядам можно легко запомнить сложную для восприятия информацию.
Существует множество приемов мнемотехники. Например, в основе метода Цицерона — пространственное воображение, метод Айвазовского работает с помощью тренировки визуальной памяти. Цифровые последовательности, иностранные слова или сложные термины легче запомнить с помощью созвучных или знакомых слов и цифр.
Во времена, когда не было письменности, древним жрецам и сказателям приходилось запоминать огромные объемы информации. С появлением первых изложенных на бумаге текстов искусство владения мнемотехникой не утратило актуальность, ведь сырье для их написания стоило очень дорого. Еще в Древней Греции делали записи по мнемонике. Искусством ассоциативного запоминания владели монахи средневековья. Во все времена ценились люди, которые могли быстро запомнить и хранить в голове полезные и интересные знания.
Плюсы и минусы мнемотехники
Мнемотехнику активно используют при обучении детей. Например, одна из самых известных фраз для изучения последовательности в спектре цветов — «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Именно она помогает безошибочно сказать, как «устроена» радуга.
Роль методики в развитии детей:
- помогает быстро и надолго запоминать информацию;
- улучшает память и внимательность;
- развивает речь, расширяет словарный запас и кругозор, учит правильно произносить звуки и слова;
- формирует логическое и образное мышление;
- совершенствует воображение, интеллектуальные и творческие способности;
- воспитывает характер, учит общительности, помогает преодолеть замкнутость и стеснительность.
Недостатков у мнемотехники при правильном использовании крайне мало.
- На начальном этапе применения у детей маленький словарный запас, поэтому им бывает сложно работать по такой методике.
- Не нужно злоупотреблять методом и использовать его в том случае, когда понять свойства и запомнить признаки слишком легко, — это тормозит развитие ребенка.
- Иногда воспользоваться методикой не получается. Для разностороннего развития необходимо учить ребенка и механическому заучиванию информации, такой навык также пригодится в будущем.
Мозг человека состоит из двух полушарий. Левое отвечает за логику и речь, а правое помогает воспринимать различные цвета, формировать образы с помощью воображения. При использовании приемов мнемотехники активируются одновременно обе половины. В результате этого мыслительные процессы приносят максимальную пользу в виде усвоенных знаний.
Мнемотехнические приемы
- Эйдотехника (эйдо ― образ) — представление предмета вне зоны восприятия, т.е. применение образного мышления. Упражнение направлено на формирование образов, предметов, явлений природы.
- Техника ассоциативных цепочек. Слова связываются по порядку, одно за другим, не перескакивая. В результате получается рассказ или сказка. В такой игре дети быстро запоминают цепочку слов.
- Метод «Цицерона» ― это размещение информации в пространстве. Суть метода в воображаемом размещение образов в конкретном месте.
- Метод трансформации (превращения). Упражнение способствует развитию памяти и логического мышления. Слова как будто вытекают одно из другого, их что-то объединяет.
- Метод опор (численно-буквенный метод). Дети запоминают информацию при помощи связывания по смыслу определенных слов, звуков и цифр.
- Техника «крокирования» (от фр. слова croquis — чертеж, набросок). Метод графических ассоциаций. Суть состоит в перекодировании полученных сведений при рисовании предметов, явлений природы.
Мнемотаблица, мнемоквадрат, мнемодорожка, коллаж ― это обучающие инструменты метода крокирования.
Мнемотаблицы ― изображения, содержащие информацию. Сокращают время обучения и одновременно развивают память, внимание, образное мышление. Помогают преобразовывать абстрактные образы в конкретные предметы.
Мнемоквадрат ― карточка с изображением закодированной информации.
Мнемодорожка ― последовательное распределение мнемоквадратов, по которым ребенок составляет рассказ.
Коллажи – это пособия, выполняющие следующие задачи:
- обучать (тематические коллажи);
- запоминать;
- формируют навык распределения внимания.
С какого возраста используют?
Обучение детей с помощью мнемотехники можно начинать с самого раннего возраста. Знакомство с упражнениями для детей начинается с простых приемов.
Сначала используют мнемоквадраты, познакомить с которыми можно малышей в трехлетнем возрасте. На первых занятиях дети изучают несложные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание или простую фразу. Можно помещать в квадрат картинки и разучивать стихотворения с движениями.
Позже, в 4-5 лет, малыши знакомятся с мнемодорожками — систематизированными картинками из четырех рисунков. С помощью таких изображений формируется понятие о последовательностях. Благодаря групповым иллюстрациям можно легко рассказать небольшой рассказ, запомнить этапы мытья рук, процесс одевания или умывания.
С детьми 6-7 лет начинают изучать мнемотаблицы, которые позволяют выполнять более сложные действия:
- пересказывать различные произведения;
- заучивать стихотворения и сложные слова;
- отгадывать и загадывать загадки;
- находить к словам рифмы;
- придумывать сказки или рассказы;
- распределять предметы в группы по определенным признакам;
- изучать числа;
- знакомиться с основными правилами безопасности жизнедеятельности и поведения в различных местах, способами самообслуживания.
Дети учатся правильно и красиво излагать свои мысли, использовать в речи новые слова. Происходит развитие внимания и сообразительности, улучшается способность выделять главное и сравнивать.
Методическая разработка «Развитие речи дошкольников средствами мнемотехнкики»
Содержание:
1. Актуальность методической разработки. Стр. 3-4
2. Особенности развития речи детей 3-4 лет. Стр. 5-6
3. Использование мнемотехники для развития речи детей. Стр. 7-13
3.1 Мнемотаблицы для составления описательных рассказов
3.2 Мнемотаблицы для заучивания стихотворений
3.3 Мнемотаблицы для пересказа
3.4 Мнемотаблицы на слова
3.5 Мнемодорожки для составления предложений
4. Календарно-тематический план работы с детьми второй младшей группы. Стр. 14-19
5. Список литературы. Стр. 20
6. Приложение Стр. 21-35
Актуальность
Роль речи в становлении ребёнка невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека. На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком — это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, уметь описать предмет связно и последовательно, уметь рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
В настоящее время для развития связной речи детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Все это определило актуальность проблемы недостаточно уровня развития связной речи детей и позволило сформулировать тему методической разработки: развитие связной речи детей с помощью мнемотехники.
Проблема:
недостаточный уровень овладения связной речью детьми второй младшей группы.
Цель:
использование технологии мнемотехники в образовательной деятельности с детьми второй младшей группы
Задачи:
· Способствовать развитию связной речи;
· Расширять и обогащать словарный запас детей;
· Развивать основные психические процессы – память, внимание, образное
мышление;
· Учить перекодировать абстрактные символы в образы (перекодирование информации)
· Обучать приемам работы с мнемотаблицами.
2.Особенности развития речи детей 3-4 лет.
Младший дошкольный возраст (3 — 4 года), характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. Ведущий вид деятельности в этом возрасте — предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. У детей этого возраста ярко выражена потребность в общении с взрослыми и сверстниками. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи, идет становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
К концу четвертого года словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500 — 2000 слов. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два), прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший, плохой). Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К концу года он нередко использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные (папин стул, мамина чашка).
Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. Трехлетние дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из 3 — 4). Постепенно фраза удлиняется и усложняется. У ребенка этого возраста можно отметить ряд несовершенств фразовой речи: неправильный порядок слов в предложении, ошибки в согласовании слов.
Звукопроизношение детей второй младшей группы также характеризуется рядом особенностей. Например, согласные произносятся смягченно, ряд звуков произносится нечетко, пропускаются или заменяются. У многих детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Необходимы специальные упражнения (артикуляционная гимнастика) для мышц речевого аппарата.
Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи. Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамотным строем.
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во второй младшей группе. Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжетом – из серий «Мы играем», «Наша Таня»). Воспитатель через драматизацию знакомых сказок учит детей составлять высказывания и повествовательного типа. Он подсказывает ребёнку способы связей в предложении, задаёт схему высказываний («Пошёл зайчик… Там он встретил… Они стали…»), постепенно усложняя их содержание, увеличивая объём.
Если монологическая речь развивается в обучении детей, то одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.
3.
Использование мнемотехники для развития речи детей.
Мнемотехника — искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Эта технология органично встраивается в образовательный процесс и используется при реализации задач всех образовательных областей : «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
· развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;
· перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
· развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Как применять мнемотехнику в детском саду? Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.
И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком.
В работе с детьми целесообразно использовать мнемотаблицы для:
· обогащения словарного запаса;
· при обучении составлению рассказов;
· при пересказах художественной литературы;
· при отгадывании и загадывании загадок;
· при заучивании стихов.
Предметно-схематические модели мнемотехники, используемые для развития речи дошкольников должны соответствовать определенным требованиям:
а) чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
б) ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
в) быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;
г) должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель — такая, какую он себе мыслит и представляет;
Детям младшего дошкольного возраста трудно уловить обучающую информацию сразу через мнемотаблицу, поэтому с ними удобнее работать при помощи мнемодорожек. Мнемодорожка также несет обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка.
Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и приложения (часто используемые в работе с детьми младшего дошкольного возраста), исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удаётся достичь следующих результатов:
· у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
· появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
· появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
· словарный запас выходит на более высокий уровень;
· дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Этапы работы над стихотворением:
1. Педагог выразительно читает стихотворение.
2. Педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
3. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
4. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
5. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек во всехвозрастных группах ДОУ.
Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка- зелёная, колобок –жёлтый и др. Позже изображения усложняются или заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат) и др. Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете.
Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, подбирает рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом создается мнемотаблица.
В младшем дошкольном возрасте мнемотаблицы даются в готовом варианте, т. к. у детей недостаточно развиты технические навыки рисования, но в старшем дошкольном возрасте взрослый даёт план-схему только на начальном этапе- по мере обучения дети активно включаются в процесс создания своей схемы.
Таким образом, используя приѐмы мнемотехники, дети учатся:
1. Добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять
четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
2. Формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
3. Применение приѐмов мнемотехники оказывает положительное влияние
на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Отсюда следует что, ребенок (под руководством взрослых) после анализа нового
материала и графического обозначения, учится самостоятельности, усидчивости,
зрительно воспринимать план своих действий. У него повышается чувство
заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности всей работы.
3.1
Мнемотаблицы для составления описательных рассказов
Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, как продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определенных символов, обозначающих различные признаки предметов. Например:
– цвет
– дети рисуют цветовые пятна;
– форма
– называют, какую форму имеет сам предмет или его части;
– величина
– рисуют два предмета контрастной величины;
– человек
– для чего объект нужен человеку, каким образом человек о нем заботится (если это живое существо или растение), или как человек использует его (если это неодушевленный предмет);
– контур из деталей предмета
– обозначаются детали предмета, ребенок должен назвать, из каких деталей состоит предмет;
– рука
– какие действия совершают с этим предметом, что можно приготовить, например: из яблок можно сварить яблочный компот, варенье, испечь яблочный пирог;
– знак вопроса
– название предмета или объекта;
– восклицательный знак
– эмоции и чувства, которые вызывает этот предмет.
Этапы работы с мнемотаблицей для составления описательного рассказа:
1. Рассматривание мнемотаблицы.
2. Беседа по содержанию условных обозначений, каждому пункту плана.
3. Составление описательного рассказа по мнемотаблице взрослым.
4. Составление описательного рассказа по мнемотаблице ребенком.
3.2.Мнемотаблицы для заучивания стихотворений
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для ребят дошкольного возраста, так как у дошкольников преобладает наглядно-образная память, запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Сначала взрослый подбирает стихотворение и опорные картинки к нему (желательно на каждую строчку). Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении стихотворения картинки выставляются на доску. Затем, после чтения стихотворения взрослым, дети воспроизводят это стихотворение по опорным картинкам.
При заучивании стихотворений на более поздних этапах работа ведется в следующей последовательности: сначала взрослый подбирает стихотворение, кодирует его при помощи символов, выразительно прочитывает его детям и по ходу чтения схематически изображает текст с помощью рисунков. Затем текст воспроизводится с опорой на рисунки взрослого вместе с детьми, потом ребята читают стихотворение хором, группами, по одному, по желанию. Таблица-рисунок висит на видном месте в групповой комнате в течение дня, чтобы дети могли по желанию рассказывать текст друг другу.
Этапы работы с мнемотаблицей для заучивания стихотворения:
1. Взрослый объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.
2. Взрослый выразительно читает стихотворение.
3. Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
4. Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
5. Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
3.3
Мнемотаблицы для пересказа
На начальных этапах обучения пересказу можно использовать иллюстрированные панно и опорные картинки, затем иллюстрации следует заменить условными схемами, которые помогают детям учиться составлять план пересказа. На более поздних этапах можно использовать простые рисунки-схемы, которые составляют сами дошкольники.
Этапы работы с мнемотаблицей для пересказа текста:
1. Взрослый объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.
2. Чтение текста взрослым с демонстрацией сюжетной картины.
3. Беседа по содержанию текста.
4. Повторное чтение текста взрослым с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу.
5. Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу.
3.4
Мнемотаблицы на слова
Детям предлагается мнемотаблица на определенное слово по лексической теме. Этот прием служит не только для расширения ассоциативного словаря, развития логического мышления и памяти дошкольников, но и способствует развитию связной речи, так как детям необходимо объяснить, почему тот или иной предмет нарисован в данной клеточке, развитию мелкой моторики, потому что следует быстро схематически изобразить его. На начальных этапах работы взрослый вместе с детьми заполняет таблицу (взрослый на доске, ребята у себя в тетрадях), на более поздних этапах обучения дети самостоятельно заполняют таблицу. Когда это задание освоено, можно предложить дошкольникам составить мнемотаблицу на одно из слов по лексической теме самостоятельно.
Этапы работы с мнемотаблицей на слово:
1. Рассматривание мнемотаблицы.
2. Перекодирование информации.
3. Воспроизведение таблицы по памяти.
3.5
Мнемодорожки для составления предложений
Особенностью мнемодорожки является то, что на каждое слово предложения подбирается картинка. Ребенок, отвечая на вопрос взрослого с помощью мнемодорожки, учится использовать правильный порядок слов в предложении, грамматически правильно оформлять его, а также отвечать на вопрос полным предложением.
4. Календарно-тематический план работы с детьми второй младшей группы.
Месяц | Тема образовательной деятельности | Задачи образовательной деятельности |
Сентябрь | Потешка «Как у нашего кота» | Знакомить детей с мнемоквадратами и мнемодорожкой. Формировать у детей умение вычленять характерные особенности животного. Формировать у детей способность выразительно рассказывать потешку с опорой на мнемодорожку |
Потешка «Мыши водят хоровод» | Продолжать знакомить детей с мнемодорожками к потешкам. Формировать у детей способность выразительно рассказывать потешку с опорой на мнемодорожку. Воспитывать интерес к русскому фольклору. | |
Октябрь | «Осень золотая» | Продолжать знакомить детей с характерными особенностями времён года. Учить рассказывать о признаках осени опираясь на мнемодорожку. Воспитывать у детей эстетические чувства, интерес к природе. |
Стихотворение А.Плещеева «Осень наступила» (в сокращении) | Формировать у детей способность выразительно рассказывать стихотворение с опорой на мнемодорожку. Расширять у детей представления о характерных особенностях времен года. Учить определять настроение, выраженное в стихотворение. | |
Русская народная сказка «Колобок» | Учить детей последовательно пересказывать знакомую сказки с опорой на мнемодорожку. Развивать связную речь детей. Формировать умение понимать и оценивать поступки героев. | |
Стихотворение В. Мировича «Листопад» | Продолжать формировать у детей способность выразительно рассказывать стихотворение с опорой на мнемодорожку. Обогащать активный словарь детей. Воспитывать любовь к осенней природе. | |
Ноябрь | Русская народная сказка «Репка» | Учить детей связно и последовательно пересказывать сказку с опорой на мнемодорожку. Развивать внимание, память, связную речь. Воспитывать желание помогать друг другу. |
Стихотворение О.Высотской «В нашем детском саду» | Познакомить детей с мнемотаблицей к стихотворению. Продолжать формировать у детей способность выразительно рассказывать стихотворение с опорой на наглядность. Развивать внимание, память, связную речь. Воспитывать дружеские взаимоотношения, уважение к сотрудника детского сада. | |
Русская народная сказка «Теремок» | Учить детей связно и последовательно пересказывать сказку с опорой на мнемодорожку. Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку. Развивать внимание, память, связную речь. Расширять знания детей о отличительных признаках диких животных. | |
Стихотворение Г. Лагздынь «Стирка» | Продолжать формировать у детей способность выразительно рассказывать стихотворение с опорой на мнемодорожку. Развивать внимание память, связную речь, интонационную выразительность речи. Воспитывать уважение к труду взрослых, стремление помогать им. | |
Декабрь | «Зимушка-зима» | Продолжать знакомить детей с характерными особенностями времён года. Учить рассказывать о признаках зимы опираясь на мнемотаблицу. Формировать умение соотносить знаковые символы с образами. Развивать внимание, память, связную речь детей. Воспитывать у детей эстетические чувства, интерес к природе. |
Русская народная сказка «Рукавичка» | Учить детей связно и последовательно пересказывать сказку с опорой на мнемотаблицу. Развивать внимание, память, связную речь. Учить называть отличительные признаки диких животных. Активизировать в речи слова, позволяющие начать и закончить сказку. Побуждать эмоциональную отзывчивость детей. | |
Стихотворение «Елка» К.Чуковский | Продолжать формировать у детей способность выразительно рассказывать стихотворение с опорой на мнемодорожку. Развивать внимание, память, связную речь детей. Учить детей отвечать на поставленные воспитателем воспросы. Воспитывать интерес к поэзии. | |
Стихотворение О.Высоцкой «Санки» | Способствовать образному восприятию стихотворения. Активизировать собственные воспоминания детей. Развивать внимание, память, связную речь детей. Продолжать формировать у детей способность выразительно рассказывать стихотворение с опорой на мнемотаблицу. | |
Январь | Стихотворение С.Маршак «Январь» | Способствовать образному восприятию стихотворения. Формировать у детей способность выразительно рассказывать стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Расширять знаниях детей о зимних явлениях природы. Развивать внимание, память, связную речь детей. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей природе. |
Стихотворение Асен Босева «Трое» | Способствовать образному восприятию стихотворения. Продолжать формировать у детей способность выразительно рассказывать стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Закреплять знания детей о характерных признаках зимы. Развивать внимание, память, связную речь. Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей. | |
Февраль | Стихотворение О. Чусовитиной «Самый лучший папа мой» | Способствовать образному восприятию стихотворения. Продолжать формировать у детей способность выразительно рассказывать стихи с опорой на мнемотаблицу. Вызывать у детей стремление рассказывать о своем папе, дедушке. Развивать внимание, память, связную речь. Воспитывать уважение и любовь к членам своей семьи. |
Стихотворение В.Берестова «Петушки распетушились» | Продолжать формировать у детей способность выразительно рассказывать стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Формировать умение соотносить знаковые символы с образами. Развивать внимание, память, связную речь. Воспитывать дружеские взаимоотношения. | |
Русская народная сказка «Маша и медведь» | Учить детей связно и последовательно пересказывать знакомую сказки с опорой на мнемотаблицу. Развивать внимание, память, связную речь. Расширять активный словарь детей. Развивать умение сопереживать героям сказки. Воспитывать нравственные качества детей. | |
Русская народная сказка «Заюшкина избушка» | Продолжать формировать у детей умение рассказывать сказку опираясь на мнемотаблицу. Развивать внимание, память, связную речь. Формировать у детей представления о понятиях добра и зла. Воспитывать желание помогать окружающим. | |
Март | «Весна-красна» | Продолжать знакомить детей с характерными особенностями времён года. Учить рассказывать о признаках весны опираясь на мнемотаблицу. Формировать умение соотносить знаковые символы с образами. Развивать внимание, память, связную речь детей. Совершенствовать грамматический строй речи. Воспитывать у детей эстетические чувства, интерес к природе. |
Стихотворение О. Чусовитиной «Мамочке подарок» | Продолжать формировать у детей способность выразительно рассказывать стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Развивать внимание, память, связную речь. Развивать интонационную выразительность речи. Воспитывать доброе, уважительное отношение к маме, умение выразить свою любовь словами и действиями. | |
Русская народная сказка «У страха глаза велики» | Продолжать формировать у детей умение рассказывать сказку опираясь на мнемотаблицу. Формировать представление о чувстве страха, посредством обращения к личному опыту детей. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. | |
Стихотворение А.Леонтьева «Кап-кап» | Закрепить и расширить знания детей о характерных признаках весны.Продолжать формировать у детей способность выразительно рассказывать стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Развивать внимание, память, связную речь. Развивать интонационную выразительность речи. | |
Апрель | Русская народна сказка «Петушок и бобовое зернышко» | Продолжать формировать у детей умение рассказывать сказку опираясь на мнемотаблицу. Развивать внимание, память, связную речь. Расширять знания детей о труде взрослых. Воспитывать интерес к русским народным сказкам. |
Стихотворение А.Плещееева «Сельская песня» | Расширять у детей представления о характерных признаках весны. Продолжать формировать у детей способность выразительно рассказывать стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Развивать внимание, память, связную речь. Расширять активный словарь детей. Воспитывать любовь к литературному творчеству. | |
Стихотворение Г.Сапгир «Кошка» | Продолжать формировать у детей способность выразительно рассказывать стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Развивать внимание, память, связную речь. Развивать интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь к домашним животным. | |
Русская народная песня «Курочка-рябушечка» | Развивать внимание, память, связную речь, интонационную выразительность речи. Продолжать формировать у детей способность выразительно рассказывать стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Формировать умение соотносить знаковые символы с образами. Расширять знания детей о домашних птицах. Воспитывать интерес к домашним птицам, заботливое к ним отношение. | |
Май | Стихотворение Н.Нищевой «Прилетела к нам вчера полосатая пчела» | Продолжать формировать у детей способность выразительно рассказывать стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Учить детей находить отличительные признаки насекомых. Развивать внимание, память, связную речь. Воспитывать аккуратное , бережное отношение к насекомым. |
Стихотворение Е.Серова «Одуванчик» | Продолжать формировать у детей способность выразительно рассказывать стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Формировать умение соотносить знаковые символы с образами. Развивать внимание, память, связную речь. Развивать интонационную выразительность речи. Воспитывать эстетические чувства детей. | |
Русская народная сказка «Кот, лиса и петух (в обр. М. Боголюбской) | Расширять знания детей о домашних и диких животных. Продолжать формировать у детей умение рассказывать сказку опираясь на мнемотаблицу. Формировать умение соотносить знаковые символы с образами. Развивать внимание, память, связную речь. Воспитывать умение сопереживать героям сказки. | |
Стихотворение В.Берестова «Лето» ( в сокращении) | Продолжать формировать у детей способность выразительно рассказывать стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Закреплять знания детей о характерных особенностях времен года. Развивать внимание, память, связную речь, интонационную выразительность речи. |
Список литературы:
1. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб: “Детство-Пресс”,2001.
2. Омельченко Л.В. Познавательно –речевое развитие дошкольников с использованием мнемотехники. М.-Учитель,2019
3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М.,2008.-№4.-С.102-115.
4. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург.- Детство-Пресс,2010.
5. Поташко И.А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников.//Дошкольная педагогика.М,2006.- №7.- С.18-22.
6. Широких Т.Т. Учим стихи-развиваем память//Ребёнок в детском саду.-2004.-№2.-С.59-62.
Особенности применения
Достичь результатов во время занятий по мнемотехнике можно, если соблюдать основные правила использования методики.
- Последовательность. Нельзя начинать занятия со сложных заданий. Сначала работают с мнемоквадратами, единичными изображениями, затем с мнемодорожками и мнемотаблицами.
- Нормирование. Детям не показывают больше двух таблиц в день, а количество изображений в каждом блоке должно быть не более 9 штук. Слишком большое количество информации ребенку сложно усвоить, поэтому занятия будут неэффективными.
- Красочность. Картинки должны заинтересовать ребенка своим внешним видом. Используют яркие цвета, сочные и выразительные изображения. Таблицы в черно-белой гамме не смогут привлечь внимание детей и оказать нужное воздействие, их можно применять только для ребят старшего дошкольного возраста.
- Эмоциональность. Дети должны чувствовать позитивную энергетику таких занятий.
- Разнообразие. Картинки или серии изображений для одного занятия должны быть на разные темы. К однотипным тренировкам ребята быстро потеряют интерес. Также желательно подбирать таблицы, которые требуют разных действий. Например, первые рисунки помогают запомнить последовательность приема пищи, а следующая группа — рассказать о том, как передвигаются насекомые.
- Никаких принудительных мер: просто игра. Проводить занятия можно только тогда, когда дети с удовольствием и интересом вовлекаются в процесс. Все должно происходить в игровой форме. Если внимание малышей угасает, лучше прекратить урок и продолжить в другое время.
Достаточно придерживаться этих простых принципов, чтобы достичь максимальных результатов в обучении.
Определение
Мнемотехника (мнемоника) ― перечень методик и техник, которые помогают запомнить различные типы информации.
В основе мнемотехники лежит принцип визуализации абстрактных объектов, которые заменяются конкретными понятиями или образными определениями. Для легкого и быстрого запоминания необходимой информации нужно ассоциативно связать ее с каким-либо зрительным представлением, звуковым образом или ощущением. Ассоциации ― установление связей с известными образами и явлениями.
Лучшие книги по мнемотехнике
- Зиганов М. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления.
- Зяблицева М. А. Моментальные приемы запоминания. Мнемотехника разведчиков.
- Козаренко В. А. Мнемотехника — развитие памяти.
- Курт В. Мнемотехника.
- Шейх-Заде Ю. Р. Суперпамять — древняя методика мнемотехники.
Если перед вами стоит задача развить память, обязательно воспользуйтесь одним из направлений мнемотехники. Начать можно с простейших приёмов, а затем понять и освоить более глубинные и сложные. Вы сами удивитесь, каким объёмом информации можете владеть и использовать её в своих интересах.
Как освоить
Во-первых, можно брать уроки мнемотехники у специалистов, которые вплотную занимаются применением её систем и методик на практике. Их можно найти в Интернете: купить обучающий курс, записаться на онлайн-тренинг, договориться о занятиях по Скайпу. Способов освоения — огромное количество.
Во-вторых, можно научиться мнемотехнике самостоятельно, дома. Однако следует учесть, что это будет более долгий путь, чем со специалистом. Некоторые приёмы могут показаться слишком сложными, тогда есть риск всё бросить, так и не развив память. Иногда не хватает регулярности и усидчивости. Когда есть преподаватель, есть график занятий, выполнения заданий и т. д. А здесь придётся рассчитывать лишь на самодисциплину.
Чтобы обучиться мнемотехнике самостоятельно, нужно начать с выбора:
- направления (новичку лучше выбрать народное или педагогическое, а не современное или классическое);
- типа памяти, развитием которой будете заниматься;
- приёма, который вы лучше всех сможете освоить (рифмы, созвучия, зрительные ассоциации);
- авторской системы, в которой будете работать.
Далее нужно выделить определённое время для занятий. Лучше всего это делать непосредственно перед сном. Для начинающих этих действий будет достаточно.
Мнемотехника для школьников
Современный ученик получает огромное количество информации по разным дисциплинам ежедневно. Запомнить полученный материал в таком объеме очень сложно. Здесь помогут навыки мнемотехники, которые дают возможность накапливать и сохранять информацию.
Мнемотехника для развития памяти ― это сильная тренировка внимания и мышления. Максимально запомнить полученную информацию помогут следующие техники:
- «Придумай свою историю». Как запомнить список несвязанных между собой слов? Самое простое ― это придумать историю. Например, словарные слова на букву «л»: – лабиринт ― на аттракционах мы запутались в лабиринте; – лаборатория ― он проник тайком в секретную лабораторию; – лагуна ― голубая лагуна сверкает солнечными бликами. Далее ученик читает получившийся текст и пересказывает. Таким образом он запоминает нужные слова.
- Ассоциативные карты. Этот способ конспектирования данных помогает запоминать прочитанное. В центре листа прописывается основная тема, а затем от нее в разные стороны, как ветви дерева, отходят второстепенные темы.
- Блок-схема. Такой метод помогает структурировать цифры, таблицы, символы, ключевые слова. Стрелками в схеме обозначают связь между собой различных данных.
- Еще один проверенный способ запомнить информацию ― это попробовать зарифмовать ее. Необходимо составить несколько строк нужных сведений, зарифмовать их. Таким образом должен получиться небольшой стих. Далее несколько раз повторить.
- БЦК ― буквенно-циферный код. Техника применяется для шифрования чисел и цифр в слова.