Различные методы и приемы работы с дошкольниками по реализации ФГОС (методичка для педагогов)

Сегодня в детских садах используются самые разные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Однако все они должны соответствовать государственным стандартам дошкольного воспитания и быть направлены на развитие пяти основных личностных потенциалов дошколят

К сожалению, многим родителям большую часть времени сегодня приходится посвящать не воспитанию своих детей, а работе. Именно поэтому основную «тяжесть» воспитательного процесса они вынуждены перекладывать на плечи воспитателей дошкольных учреждений, где дети проводят по 8-10 часов в сутки (в будние дни) – то есть, практически все время бодрствования.

Детский сад – первая образовательная организация в жизни детей, где они учатся жить в социуме. Именно здесь дети получают первые навыки самостоятельного контакта, общения и взаимодействия с окружающими людьми. Здесь они приобретают новые знания и навыки, учатся самостоятельности и осваивают основы саморегуляции. Здесь малышам приходится впервые договариваться с другими детьми, чтобы, например, получить желанную игрушку, что способствует коммуникативному развитию ребенка и его стремлению находить общий язык с посторонними людьми.

Другими словами, в современном обществе на работников дошкольных учреждений возлагается очень важная миссия. Во многом именно они отвечают за:

  • подготовку каждого ребенка к обучению в школе,
  • развитие у малышей типичных для их возрастной группы умений и знаний,
  • развитие логического мышления, смекалки и сообразительности воспитанников ДОУ,
  • воспитание положительных качеств характера и адекватного мировоззрения детей и т.д.

Отметим, что сегодня в детских садах используются самые разные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Однако все они должны соответствовать государственным стандартам дошкольного воспитания и быть направлены на развитие пяти основных личностных потенциалов дошколят:

  • физического;
  • коммуникативного;
  • познавательного;
  • нравственного (ценностного);
  • эстетического (художественного).

Идеальная «модель» выпускника ДОУ должна включать в себя следующие параметры:

  • владение навыками гигиены;
  • высокий уровень физического развития и закаленности;
  • уверенное владение основными видами двигательной активности;
  • наличие интеллектуальных предпосылок для эффективного обучения в школе;
  • работоспособность, стремление к познанию и саморазвитию;
  • развитое воображение, интерес к творчеству; знание основных правил дисциплины и основ культуры общения;
  • способность взаимодействовать с коллективом и осознание своих возможностей.

В зависимости от используемой в ДОУ программы развития детей «модель» выпускника может быть дополнена другими характеристиками, соответствующими специфики образовательной организации.

Классификация методов обучения

Классификация методов обучения

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду».

Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют методы:

  • наглядные;
  • словесные;
  • практические.

Это традиционная классификация.

В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения:

  • информативно — рецептивный;
  • репродуктивный;
  • исследовательский;
  • эвристический;
  • метод проблемного изложения материала.

В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:

  • рассматривание;
  • наблюдение;
  • экскурсия;
  • образец воспитателя;
  • показ воспитателя.

Словесный метод включает в себя:

  • беседу;
  • рассказ, искусствоведческий рассказ;
  • использование образцов педагога;
  • художественное слово.

Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:

  • прием повтора;
  • работа на черновиках;
  • выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод

направлен на проявление самостоятельности в каком — либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод

направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.

Метод проблемного изложения,

по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.

В своей деятельности воспитатель использует различные методы и приемы в рисовании, лепке, аппликации и конструировании.

Так в рисовании основной прием для первой младшей группы – показ, как следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный прием – пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью. Эффективны игровые изобразительные движения однородного, ритмичного характера с проговариванием слов: «туда – сюда», «сверху — вниз» и т.д. Такой прием дает возможность связать образ предмета с изобразительным движением.

Чтение стихов

, потешек, песенок на занятиях – важнейший методический прием. Еще один прием работы в первой младшей группе – сотворчество педагога с детьми.

Во второй младшей группе на занятиях по рисованию активно используется информационно – рецептивный метод.

Особенно полезен перед занятием действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят форму рукой, играют с флажками, мячами, шарами, ощупывают их очертания. Такое обследование предмета создает более полное представление о нем.

Также эффективен прием обследования предмета движением руки по контуру и показ этого движения в воздухе. Прямой показ способа изображения применяется только в том случае, данная форма встречается впервые. Во всех

Методы и приемы обучения речи в детском саду

Понятие метода обучения речи

Закономерности усвоения родной речи, как уже сказано, состоят в том, что речь усваивается интуитивно (неосознанно) в процессе развития ряда способностей: 1) способности человека заставить работать мускулатуру своих органов речи — артикулировать звуки речи, модулировать элементы интонации, просодемы и слышать их; 2) способности соотносить комплексы звуков и интонации с внеязыковой реальностью, т. е. понимать их как смысловые элементы речи; 3) способности соотносить смысловые элементы речи со своими чувствами, т. е. оценивать их; 4) способности запоминать традицию сочетаемости смысловых и оценочных элементов речи в процессе общения, познания, речевой регуляции и планирования поведения человека. Речь ребенка обогащается быстрее и его психика развивается разностороннее, если воспитатели ставят его в такие условия, когда естественная речевая деятельность проходит более интенсивно. Основным условием ускорения развития речевой деятельности является применение различных методов обучения речи, построенных на принципах лингводидактики. Методом обучения называют действия обучающего и обучаемого, выполняемые с целью передачи знаний от одного к другому. Для дошкольного периода развития речи характерны практические методы: метод имитации, метод разговора (беседы), метод пересказа, метод рассказывания (сочинения).

Метод имитации

Метод имитации заключается в том, что и обучающий и обучаемый — оба говорят одно и то же, но говорят по-разному: обучающий несколько энергичнее, чем в разговоре со взрослыми, артикулирует звуки своей речи и выразительно интонирует речь, а обучаемый слушает и повторяет, имитирует его речь, старается усвоить речедвижения (артикуляции и модуляции голоса) и понять смысл (соотнести данные комплексы звуков с обозначаемыми предметами, действиями и т. д.). Для воспитателя при этом важно удержаться на уровне орфоэпической нормы и самому не имитировать произношение ребенка (не «сюсюкать», не «лялякать»). Этот метод начинают применять на самой ранней возрастной ступени и продолжают на всех последующих (не только в детском саду, в школе, но и в зрелом возрасте). Обучение методом имитации может происходить непроизвольно в процессе общения с ребенком во время выполнения бытовых процедур, допустим, во время купания ребенка. — Где рука у моей доченьки? — говорит мать, выделяя голосом слово рука и трогая ручку ребенка. — Вот рука! Ой, какая рука!

К этому времени ребенок усвоит обобщающий смысл слова рука, т. е. будет понимать, что этим словом называют не только его руку, но и руки матери, бабушки, куклы. Метод имитации используется при обучении речи детей и более старшего возраста, практически — во время любой игры. Во время игр предметных дети перекладывают, бросают, показывают, подталкивают, ощупывают, заводят, наблюдают предметы и называют их качества, действия. При этом воспитатель должен разговаривать с ребенком, задавать ему наводящие вопросы. «Какой это шарик? маленький? синий?», «Эта машина едет? остановилась?», «Как сигналит автомобиль? паровоз? пароход?» — спрашивает взрослый. Ребенок, отвечая, повторяет то, что подсказал в своем вопросе воспитатель: «Маленький», «Едет».

Тем самым расширяется лексика ребенка. Помогая ребенку «строить», воспитатель называет предмет, который они строят, его части, называет свои действия, необходимые для достижения результата строительства. Например, ребенок с помощью взрослого собирает машину из деталей «конструктора». — Что мы построим, Леня? Автомобиль? Какой? «Волгу» или грузовик? — Грузовик. — Сначала нам нужны колеса. Подай, пожалуйста, колеса, Леня. Что ты принес? — Колеса… принес. — Очень хорошо. А вот и рама. Давай поставим раму на колеса. Теперь установим кабину… Так же разыскивается и устанавливается на место мотор, капот, руль, кузов. Называя части автомобиля и свои действия, которые он производит, собирая машину, ребенок имитирует речь воспитателя. Особенно много благоприятных ситуаций для развития речи складывается в процессе игр сюжетных — ролевых, «режиссерских», драматизации. В игре ролевой ребенок копирует различные ситуации из жизни взрослых, которые он наблюдал или о которых знает по рассказам и запомнил: «мама кормит детей», «тракторист пашет поле», «электромонтер или газовщик, или сантехник пришел в квартиру по вызову жильцов», «учитель учит детей в школе», «космонавт летит на Луну» и т. д.

Ребенок копирует и действия взрослых, и речь, которой они сопровождают свои действия.

Ребенок повторяет (имитирует) эту фразу и тем самым учится грамматике: употреблению имен существительных в родительном падеже. В игре-драматизации ребенок принимает на себя роль одного из героев знакомой сказки, в процессе игры он повторяет слова своего героя и тем самым обогащает свою речь. Вот шестилетний Толя играет с младшей сестрой Женей (2 года 10 месяцев) «в Красную Шапочку и серого волка». Он, конечно, волк и охотники, а она — Красная Шапочка. Сюжетные игры служат детям прекрасным упражнением в закреплении усвоенного языкового материала. Дети намеренно ставят перед собой цель точно передать услышанную речь взрослого, произнесенную в определенной жизненной ситуации, или речь героя сказки. Подвижные игры, игры по правилам обогащают речь детей заученными потешками, песенками, считалками. Заучивание происходит в процессе имитации речи воспитателя, который играет вместе с детьми и сначала сам произносит потешки, считалки, поет песенки. Мера речевого участия ребенка в игре зависит от его возраста. Например, «Ладушки», в которые играют дети на первом году жизни, сопровождаются только речью взрослого; ребенок имитирует только его действия (бьет в ладоши, кладет руки на голову и др.). Но трехлетние дети, играя «в каравай», могут уже не только петь вместе с воспитателем «Испекли мы каравай…», но и повторять за ним правила игры: «Встали в круг! Взялись за руки! Пошли по кругу! Все присели! Все встали на цыпочки, руки вверх! Раздвинуть круг! Сомкнуть круг!» Старшие дошкольники могут играть в подвижные игры самостоятельно, распределяя роли по жребию, считалке.

Прием обучения

Выше приведены примеры обучения одним и тем же методом — методом имитации. Но в каждом случае этот метод осуществлялся различными приемами. П р и е м о м называют вариант применения данного метода, привнесение в основное действие, составляющее данный метод, побочных действий, подсказываемых характером учебного дидактического материала. Так, приемами, с помощью которых реализуется метод имитации, могут быть: 1) наблюдение за реальным предметом при ознакомлении с окружающим — в описанном выше случае малыш рассматривает свои руки, наблюдает за руками мамы и одновременно повторяет за ней, имитирует ее речь;

2) игры: в процессе игр, как мы видели, речь ребенка обогащается не только новой лексикой, но и новыми для него словоформами (игра «в электромонтера», «в гости», когда дети осваивают форму родительного падежа существительного, «в Красную Шапочку и волка», в процессе которой дети приучаются к связной диалогической речи); 3) опора на словесный образец (словесное представление): дети повторяют фразу, произнесенную воспитателем («Водичка, водичка, умой мое личико!»). Итак, мы познакомились с методом имитации, который состоит в том, что обучающий и обучаемый — оба говорят одно и то же, но обучающий показывает пример, как надо говорить, а обучаемый его точно повторяет, имитирует. Выше описаны приемы, которыми может быть выполнен метод имитации. Но приемов реализации любого метода существует огромное множество: каждый творчески работающий воспитатель всегда создает свои собственные приемы, не нарушая самого метода. Так, метод имитации, кроме описанных приемов, может быть выполнен приемами использования картинок, живых объектов (животных, растений), диафильма, магнитофона и др.

Метод разговора (беседы)

Более сложный по выполнению для ребенка метод обучения его речи — это метод разговора, его еще называют методом вопросов и ответов, методом беседы. Метод разговора состоит в том, что обучающий спрашивает, а обучаемый отвечает. Следовательно, оба они говорят, но говорят не одно и то же (как при методе имитации), а разное: своим вопросом обучающий побуждает ребенка вспомнить уже известные ему слова, звуки, грамматические формы или связный текст и употребить их к месту. Для тренировки органов речи детей третьего года жизни в артикуляции звуков [ж] — [з] воспитатель может воспользоваться разными приемами метода разговора.

1. — Саша, ты помнишь, как жужжит жук? — спрашивает воспитатель. Мальчик вспоминает: — Он… ж-ж-ж … — А как зудит комар? — наталкивает воспитатель мальчика на артикуляцию сходного звука. — Комар… з-з-з… Это прием опоры на словесное представление (представление словесного образца). 2. Для той же цели можно использовать прием сюжетной ролевой игры: — Зина, Саша, Коля! Вы будете жуками, а вы, Сема, Нина, Маша, будете комариками. Ну, летите навстречу друг другу и жужжите или зудите. Закрепление понимания значения слова, например овощи, может осуществляться по-разному. 1. Воспитатель ведет детей на кухню, где на столе специально для этой цели разложены овощи, и спрашивает всех: — Вы видите, что лежит на столе? Дети перечисляют то, что видят: — Морковь… огурцы… помидоры… баклажаны… — А как одним словом называют все это вместе? — Это овощи, — торопится сказать кто-то из детей. — Правильно, это овощи, — поощряет мальчика воспитатель. — А какие овощи вы знаете еще, кроме тех, которые лежат здесь? — Кабачки — овощ, — говорит девочка. — Капуста, картошка, репа, лук, чеснок — овощи, — добавляет еще кто-то… Как видим, в данном случае был использован уже знакомый нам прием наблюдения за реальными объектами, но метод новый — метод разговора.

2. Воспитатель вместо реальных овощей может воспользоваться картинками, изображающими различные овощи, т. е. применить прием опоры на картинку, но это тоже будет метод разговора.

Прием опоры на картинку можно усложнить, например, введя для сопоставления слово фрукты. Вопрос-задание детям в этом случае может быть таким: — Дети, вот картинки, изображающие овощи и фрукты. Кто из вас быстрее разложит их на две кучки: овощи — к овощам, фрукты — к фруктам? Разумеется, такую работу можно организовать, если есть соответствующий раздаточный материал: каждый ребенок должен получить набор картинок. Прием опоры на реальные предметы или на картинки граничит с дидактическими играми, т. е. играми, специально предназначенными для обучения. Взрослые предварительно знакомят детей с правилами той или иной игры. Затем предоставляют им возможность играть самостоятельно. В любой дидактической игре заложены большие возможности для развития речи ребенка: ведь любое знание, которое дает дидактическая игра, усваивается ребенком в словесной форме. Но есть дидактические игры, специально предназначенные для речевого развития детей, — это так называемые словесные дидактические игры.

Игры эти состоят в том, что дети: 1) придумывают слова на заданный звук: — Укажи предметы, названия которых начинаются звуком [с]. — Стол, стул, стена, стеллаж; 2) называют предметы по описанию взрослого, отгадывают несложные загадки: — Принеси мне то, в чем много листков бумаги, заполненных буквами, то, что разрисовано картинками. — Принеси мне то, откуда можно узнать сказку или стихи. Дети приносят книгу. Подобные описания, конечно, предлагаются детям пяти-шести лет; — Отгадай, что это: «Маленький, да удаленький: сквозь землю прошел — красную шапочку нашел», — говорит воспитатель, когда вместе с детьми собирает в лесу грибы или просто гуляет с ними по лесу. 3) загадывают известные им загадки или придумывают загадки сами. Основное правило дидактической игры: дети должны видеть (а еще лучше — трогать, обонять, пробовать на вкус, слышать, если он звучащий) тот предмет, о котором загадка загадывается.

Для усвоения детьми конструкции распространенного предложения, например двусоставного предложения с прямым дополнением, нужно использовать различные приемы (метод разговора) в зависимости от возраста детей. Для пятого года жизни — прием опоры на словесные представления (метод разговора). — Дети, будем играть в «Кто больше?».

В работе с детьми четвертого года жизни решение той же задачи надо облегчить, применив прием опоры на картинку (метод разговора). Нужен набор картинок, изображающих лицо с атрибутом его профессии: повар у плиты, садовник с лопатой и т. д. В работе с детьми шести-семи лет метод разговора усложняется тем, что, во-первых, задается более сложная синтаксическая форма (распространение простого предложения обособленным оборотом или составление сложного предложения), во-вторых, расширяется круг лексики. Например, воспитатель начинает игру, давая образец: «Космонавты, проводившие наблюдения за Солнцем, благополучно приземлились в Байконуре». Дети заменяют в этом предложении причастный оборот своими: проводившие наблюдения за океаном, за северным сиянием, за звездами, за тайгой … (объекты «наблюдения» воспитатель может подсказать детям, сами же они должны сосредоточить усилия на правильном построении предложения). Другой образец, предложенный воспитателем: «Охотники-фотографы, выслеживая зверя, долго шли (пробирались) за ним по лесу с фотокамерой». Дети учатся употреблять в речи деепричастие несовершенного вида, строят ту же синтаксическую конструкцию, которая дана им в образце, заменяя отвлеченное слово зверь конкретным названием: «преследуя медведя (лося, оленя, тигра и т. д.)». Для упражнения в связном рассказывании воспитатель, наметив тему, может организовать речь детей, поставив несколько вопросов (пунктов плана), развивающих данную тему. Например: — Слава (6 лет), сегодня утром ваш Рекс провожал тебя в садик? Он лаял на прохожих? Как он ходит по улице? Кто выводил его сегодня гулять? (Воспитатель, конечно, должен быть в курсе дел семьи Славика, чтобы поставить ему эти вопросы.) Ребенку четырех-пяти лет вопросы надо ставить не все сразу, а по одному: вызвать его на диалог. Итак, метод разговора — это метод обучения речи, состоящий в том, что обучающий побуждает обучаемого уместно пользоваться своим речевым запасом и тем самым совершенствовать свою речь. Метод разговора может выполняться теми же приемами, что и метод имитации (приемом наблюдения реальных объектов, опоры на картинку, на словесный образец, приемами различных видов игры), а также приемами постановки различных вопросов-заданий. Метод разговора не следует отождествлять с школьным методом беседы, который является одним из способов подачи теоретического материала; метод разговора, как видно из его описания, — практический метод.

Метод пересказа

Дошкольников пятого — седьмого годов жизни обучают речи, кроме описанных методов, методом пересказа, обогащающего их речь всеми компонентами языка (лексикой, грамматическими формами, интонациями), тренирующего их связную речь. Метод пересказа состоит в том, что воспитатель читает (рассказывает) детям художественное произведение или напоминает им о том, что они вместе видели на прогулке, на экскурсии, или рассказывает «случай из своей жизни» (повествование), или дает словесное описание какого-либо предмета, животного, которого дети не видели, и поощряет их к тому, чтобы они захотели: 1) задать вопросы по ходу рассказа воспитателя, 2) повторить его рассказ (для кого-то из своих товарищей или дома для взрослых). Метод пересказа подобен методу имитации. Различие между этими методами состоит в том, что ребенок имитирует (повторяет) части текста, которые только что произнес воспитатель; пересказывает же ребенок по возможности законченный текст, который он слышал накануне; между восприятием текста ребенком и его пересказом должно пройти некоторое время.

В методике разработаны многие приемы пересказа, связанные с ознакомлением детей с художественной литературой, например: игры в любимых героев, инсценировки сказок, рассказов и др. Метод сочинения (рассказывания)

Наибольшую самостоятельность в речи предоставляет детям-дошкольникам метод сочинения (рассказывания), который состоит в том, что воспитатель поощряет самостоятельное «сочинение» детьми сказок, рассказывание ими реальных случаев из их жизни, контаминации (смешения) на темы из прочитанной художественной литературы, описания ими картинок, реальных объектов — вещей, животных, растений.

Понятие практического метода и приема

Все описанные выше методы обучения детей родной речи предполагают усвоение речи в естественном живом общении, когда ребенок даже не замечает, что его специально учат, и усваивает речь интуитивно. Такие методы называют практическими методами обучения, в отличие от теоретических, с помощью которых детям и подросткам сообщают сведения о лингвистике — науке о языке. С теоретическими методами дети знакомятся в школе, после того как овладевают родным языком практически. Профессиональным умением для будущего воспитателя является умение, а затем и навык экспромтом (т. е. без предварительной подготовки) вести содержательный (развивающий) разговор с детьми — с отдельным ребенком и с группой. Этот навык приобретается в результате усвоения им соответствующей методики — овладения практическими методами. Так же приобретается и переходящее в навык умение вызывать детей на беседу, на связное рассказывание. Воспитатель должен быть подготовлен к тому, чтобы вступить с детьми в содержательный разговор: в процессе бытовой деятельности (во время утренней встречи в детском саду; при подготовке к приему пищи, в умывальной, во время приема пищи; при подготовке ко сну; давая им хозяйственные и другие поручения и т. д.); на прогулках и экскурсиях; во время игр; при рассмотрении картинок, диапозитивов, кодопозитивов; в процессе трудовой деятельности, во время чтения им и обсуждения произведений художественной литературы и т. д.

Практические методы обучения:
имитация, разговор (беседа), пересказ, рассказывание (сочинение)— и приемы работы этими методами:опора на реальные объекты, опора на игру (предметную, сюжетную, подвижную, дидактическую), опора на иллюстрации (картинки, слайды), опора на словесные образцы речи воспитателя, видео просмотры, презентации— эффективны при обучении детей речи потому,
что построены с учетом закономерностей естественного процесса усвоения речи, не нарушают этого процесса, а только делают его более интенсивным, насыщенным речевой работой — физической, мускульной, и внутренней, интеллектуальной и эмоциональной.

Программы, технологии, методики …

Предлагаем разобраться с такими понятиями, как программа дошкольного образования, технологии и методики воспитания.

Программа дошкольного образования – нормативно-управленческий документ, определяющий цели и задачи воспитательно-образовательного процесса.

Технологии дошкольного образования – совокупность практически обоснованных методов, направленных на достижение определенных результатов в образовательной деятельности.

Методики дошкольного образования – методы и формы работы с детьми, направленные на развитие личности каждого ребенка в той или иной области. Подчеркнем, что каждая методика дошкольного образования ориентирована на какую-либо одну сторону развития детей. Например, существуют методики физического воспитания, формирования математических представлений, руководства изобразительной деятельностью и т.д.

То есть, если программа дошкольного образования является всего лишь документом, где прописано к чему нужно стремиться, то методики и технологии представляют собой реальный инструмент, позволяющий добиться прописанных в программе целей. При этом нужно понимать, что методики носят скорее теоретический характер, в то время как технологии имеют практическое происхождение. Практически все существующие на сегодняшний день технологии разработаны воспитателями и педагогами на основе собственного опыта воспитания и обучения детей.

Кстати, в детских садах сегодня используются как авторские методики (например, методики Никитиных, Монтессори, Домана и т.д.), так и методики, разработанные специалистами на основе вариативности закона «Об образовании».

Современные методы и технологии обучения, и диагностики в дошкольных образовательных учреждениях

Доктор психологических наук, профессор Л. А. Венгер, который руководил лабораторией НИИ дошкольного воспитания, и его коллеги работали над проблемой диагностики умственного развития. Умственное развитие рассматривается авторами методик как процесс присвоения ребенком определенных форм общественного опыта, материальной и духовной культуры, созданной человечеством, центральным звеном. Для авторов методик главным ориентиром при создании методик, стало познавательное ориентировочное действие, как основная структурная единица познания. По их мнению, в основе умственного развития лежит овладение разными видами познавательных ориентировочных действий (перцептивными и мыслительными).

Л.А. Венгером были выделены пять типов познавательных действий. Три типа перцептивных действий: перцептивное моделирование, действия идентификации, приравнивание к эталону, и два типа мыслительных действий: наглядно-образное мышление и логическое мышление. На основе этого, Л.А.Венгер и его коллеги создали методику, позволяющую определить уровень интеллектуального развития для дошкольников.

Диагностика степени овладения перцептивными действиями моделирующего характера. Методика «Перцептивное моделирование».

Цель:

выявление уровня развития перцептивных действий.

Описание:

ребенку предлагается сложить фигуру, состоящую из деталей геометрической формы, в соответствии с данным образцом. Для правильного выполнения задания ребенок должен уметь различать разнообразные геометрические фигуры (треугольники разной формы, квадраты и др.) и правильно располагать их в пространстве (в соответствии с образцом).

Тест «Перцептивное моделирование» Л.А. Венгера.

Тест для детей 5 -7 лет. Этот тест дает возможность рассмотреть не только результат мыслительной деятельности ребенка, но и процесс решения задачи.

Стимульный материал:

нарисованные круги и квадраты, а также отдельные части этих фигур, из которых надо составить либо круг, либо квадрат. На первые три фигуры нанесены линии, делящие изображения предметов, далеких друг от друга, например, одежда и транспорт. Могут быть использованы и картинки из лото, и вырезки из журналов, и рисунки — важно только, чтобы они были одинаковыми по цвету (не должно быть сочетания цветных и черно-белых изображений) и размеру. Количество картинок в каждой группе должно быть одинаково, то есть 10 диких и 10 домашних животных, 10 фруктов и 10 овощей и т.д.

Инструкция:

«Посмотри внимательно, что я буду делать» — после этих слов взрослый начинает раскладывать картинки в две группы, не объясняя принципа систематизации. После того как взрослый разложит три картинки, он передает их ребенку, говоря: «А теперь раскладывай карточки дальше, делая так же, как я». Проведение теста Данная классификация называется невербальной, так как взрослый показывает, а не говорит, как нужно классифицировать. Выкладывая карточки, первые две возьмите из разных групп (например, волк и корова), а третья кладется под первой карточкой правильной группы, например, карточка овцы — под коровой. Передав картинки ребенку, вы молча наблюдаете за его деятельностью. Если ребенок ошибся, вы без комментариев перекладываете карточку в нужное место, под правильную картинку. Крайне важно при этом не вызвать у ребенка чувства отгороженности и неуверенности, поэтому ваше поведение не должно быть отстраненным. Вы можете улыбнуться детям, погладить их, сказать: «Не вертись» или «Будь внимательнее». После того как ребенок закончит работу, его надо спросить, почему он разложил картинки на эти две группы и какое название он им может дать.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]